Научная статья на тему 'Католическая пропаганда в Волго-Уральском регионе в эпоху средневековья'

Католическая пропаганда в Волго-Уральском регионе в эпоху средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКАЯ ПРОПАГАНДА / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ / ВЕЛИКАЯ ВЕНГРИЯ (БАШКИРИЯ) / ДОМИНИКАНЦЫ / МУСУЛЬМАНЕ / БАШКИРЫ / ПАПА РИМСКИЙ / MAGNA HUNGARIA (BASHKIRIA) / CHRISTIAN PROPAGANDA / CATHOLIC CHURCH / THE VOLGA BULGARIA / DOMINICANS / MUSLIMS / BASHKIRS / THE POPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарустович Геннадий Николаевич

В статье рассматривается малоизученная проблема взаимодействия западноевропейской и мусульманской цивилизаций в регионе Урало-Поволжья в эпоху средневековья (в XI-XIII веках). Католическая церковь прилагает в это время значительные усилия в поисках путей сюда с целью закрепится в регионе, для последующего проведения миссионерской деятельности, т.е. христианской пропаганды среди башкир и булгар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATHOLIC CHURCH PROPAGANDA IN THE MEDIEVAL VOLGA-URAL REGION

The article raises a little-studied issue of the interaction between West European and Muslim civilizations in the medieval Ural-Povolzhye region (11 th — 13 th centuries). Catholic Church put much effort to find ways and means of infiltrating into the region to carry out missionary work, i.e. Christian propaganda, among Bashkirs and Bulgars.

Текст научной работы на тему «Католическая пропаганда в Волго-Уральском регионе в эпоху средневековья»

ИСТОРИЯ РОССИИ

© 2013

Г. Н. Гарустович

КАТОЛИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В статье рассматривается малоизученная проблема взаимодействия западноевропейской и мусульманской цивилизаций в регионе Урало-Поволжья в эпоху средневековья (в Х1-Х111 веках). Католическая церковь прилагает в это время значительные усилия в поисках путей сюда с целью закрепится в регионе, для последующего проведения миссионерской деятельности, т.е. христианской пропаганды среди башкир и булгар.

Ключевые слова: христианская пропаганда, католическая церковь, Волжская Булга-рия, Великая Венгрия (Башкирия), доминиканцы, мусульмане, башкиры, папа римский

По сем приходиша немцы, и ти хвалять закон свой

Никоновская летопись

В статье мы хотим обратить внимание на забытый эпизод из истории Башкортостана, происходивший в XI — начале XIV века. На протяжении этого времени, видимо, даже не желая того, жители Южного Урала становятся объектом хитросплетений большой международной политики на востоке Европы. Посланники папской курии, монахи-латиняне в названный период вели упорную многолетнюю пропаганду христианской религии, в том числе непосредственно на территории Башкортостана.

Миссионерскую деятельность западных клириков на Южном Урале никак нельзя считать частным явлением в деятельности какой-то малой группы импульсивных правителей. Объективно говоря, мы здесь сталкиваемся с реализацией целого направления в папской политике на Востоке. Поэтому мы выделяем три этапа в пропагандистской деятельности католиков в нашем регионе, но в данной работе остановимся на рассмотрении содержания первого этапа — времени поиска возможностей проникновения в Урало-Поволжье, попыток налаживания связей с местными жителями и с их политическим руководством.

Гарустович Геннадий Николаевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологических исследований Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской Академии наук. E-mail: garustovich03@mail.ru

I этап пропаганды (подготовительный) приходится на XI — начало XIII века. Это было время поиска путей в Предуралье, и его можно назвать периодом сложения предпосылок католической пропаганды в регионе.

Католики стремились на восток еще задолго до появления монголов в Восточной Европе. Первоначально, видимо, задача «несения слова божьего» в Волго-Уральском регионе не считалась первостепенной. Главное для западных христиан было узнать дорогу в эту область и под любым предлогом попытаться закрепиться здесь. В 1008-1009 гг. в письме германскому императору Генриху II архиепископ Бруно написал: «И дела божии нужно возвещать и разъяснять... Именно по вашим внушениям я сделался епископом, и... распространяю евангелие Христово между языческими народами. Вот уже целый год прошел, как мы, после долгого, но бесплодного пребывания в Венгрии (в Паннонии — Г. Г.), оставили эту страну и направились к печенегам — самым злым язычникам. Русский государь (князь Владимир — Г. Г.)... удерживал меня у себя целый месяц и противился моему предприятию, стараясь убедить меня — не ходить к этому дикому народу, среди которого невозможно отыскать ищущих спасения... Но он не мог отклонить меня от моего намерения»1. Бруно не называет своих спутников, но он был не один. В степи проповедники пробыли пять месяцев, «объехали три части их страны; до четвертой же не могли дойти, ... Обративши к христианской вере... около 30 душ. Поставивши во епископы одного из монахов наших, мы отправили его... в глубь печенежской земли»2. Спрашивается, какое отношение данная цитата может иметь к нашему региону? Мы не знаем, куда направился «епископ печенегов», поставленный Бруно. Но в «Летописи» булгарского эмира Гази-Бараджа (окончена в 1246 г.) написано о том, что после 1006 года,«баджанаки (печенеги — Г. Г.)... вынуждено приняли христианство франгского толка из рук Борына» (т.е. епископа Бруно — Г. Г.). Сын князя Булымера (Владимира — Г. Г.) — Яучы (Святополк? — Г. Г.) «опирался на них в своей борьбе за урусский престол, и после поражения ушел с ними в Маджарское государство (т.е. в Венгрию; на самом деле — в Польшу — Г. Г.)». «А Борын прислал своего проповедника и в Булгар, в желании склонить булгар к нечестивой вере фарангов (франков — Г. Г.)»3.

Епископ Бруно покинул Русь в 1009 г. (об этом он лично писал в своем «Письме»), в борьбе за власть на Руси он участия не принимал. Но можно предполагать, что монахи появились у волжских булгар не случайно. Видимо, это «епископ печенегов» назван в «Тарихы» «нечестивым проповедником Аутун», появившийся в г. Биляре, «который нашел деньги на строительство караван-сарая «Бухар Йорты» и устройство балика для христиан «Бата-Балик», за что он получил разрешение на возведение деревянной церкви для христиан Буляра. Ее стали называть «Бура-Кала», «и в ней Аутун говорил, что грянет время принятия великим восточным народом христианства и наказания всех грешников по всему миру... Аутун... остался вБуляре служить своей церкви, которая сильно пострадала... в 1183 году»4. Видимо, эта католическая церковь обслуживала главным образом волжских купцов-христиан в Биляре, но о попытках ведения западноевропейски-

1 Кочин 1936, 74-77.

2 Кочин 1936, 77.

3 Бахши Иман 1993, 105-106.

4 Бахши Иман 1993, 106.

ми монахами пропаганды христианства на Средней Волге здесь также говорится совершенно определенно.

Обращаем внимание на то, что церковь «Бура-Кала» просуществовала как минимум до конца XII века, то есть более 150 лет. Следовательно, на протяжении этого времени была преемственность священнослужителей для этой церкви, а также паствы. О том, что в Болгаре и Биляре домонгольского времени были улицы заселенные христианами («Саклан урамы» — «Восточноевропейская улица», и др.), мы можем прочитать в «Тарихы» Гази-Бараджа5. Правда, скорее всего здесь речь идет о православных христианах. В Патриаршей летописи под 1229 годом говорится об убийстве в Волжской Булгарии христианина Авраамия («бысть же сей иного языка нарусскаго, но христиан сый»). «Христьяне же вземше тело его и положиша во гроб на месте, идеже и прочих христиан погребаху в земли Болгарьстей »6. Еще ранее Гази-Барадж рассказывает, что при набеге русских войск на Ошель, булгары среди взятых ими пленных «обнаружили балынского (г. Ба-лын — Суздаль — Г. Г.) попа Абархама, которого Чельбир (булгарский правитель

— Г. Г.) тут же освободил. Но он пожил еще несколько лет в Державе (Волжской Булгарии — Г. Г.) и послужил священником христиан Болгара»7. Следовательно, христианская община в Булгарском государстве была достаточно представительной, и они здесь имели свои особые кладбища и храмы.

Описанный выше эпизод христианской пропаганды на Средней Волге следует считать единичным для своего времени. Хотя. Необходимо вспомнить еще одну историю из XII века, которая, как нам представляется, может иметь непосредственное отношение к нашей теме.

Об этой истории коротко написал эмир Гази-Барадж. «Белебей был франг-ским (католическим) попом, попавшимся в плен во время набега наших (т.е. булгар

— Г. Г.) на хана Чишму. Он все время твердил о том, что миру грозят невиданные бедствия с Востока, и слыл за блаженного. Кан (правитель булгар — Г. Г.), милостивый к таким людям, разрешил ему его чудачества — строить дома с башней, выходящей прямо из середины крыши... Многие простые люди по окраинам поддались его проповедям и стали возводить такие дома в своих аулах. Муллы пытались разрушать их, но в результате темный народ еще более поверил Белебею...»8. Половецкий хан Чишма был сыном хана Боняка. Он часто совершал набеги на территорию Волжской Булгарии и в 1180 (или в 1181) году был убит во время карательного рейда булгар (Бахши Иман 1993, 132, 134-135). То, что в его становище был захвачен католический священник, позволяет говорить о том, что эмиссары Запада пытались проводить христианскую пропаганду в половецких кочевьях. В нашем регионе фанатичный монах также занимался религиозными пророчествами, не случайно именно муллы пытались с ними бороться. В Учели (Казань) скандинавские купцы постоянно останавливались в доме Белебея9. Далее мы узнаем, что Белебей несколько раз через этих купцов посылал петиции на Запад: «Оказывается, одна из грамот Белебея дошла до Аварии (Венгрии — Г. Г.)

5 Бахши Иман 1993, 155, 169.

6 Бычков 1965, 98.

7 Бахши Иман 1993, 155.

8 Бахши Иман 1993, 148.

9 Бахши Иман 1993, 148, 150.

благодаря садумскому (скандинавскому — Г. Г.) купцу Кендеру»10. О чем писал монах Белебей в Европу, мы можем только гадать. Однако Гази-Барадж именно с этими посланиями связывал появление католических посланников на Южном Урале.

Так или иначе, но с начала XIII века интерес католиков к восточным землям и народам становится регулярным. Основываясь на записи венгерского священника Юлиана, С. А. Аннинский говорил, что в 1231-1232 гг. на восток двинулась миссия венгерских доминиканцев из четырех человек. В течение трехлетних странствий трое монахов умерли, и лишь четвертый, брат Отто, смог вернуться на родину. Причины, приведшие к организации путешествия, прозвучали так: монахи «пожалели, что венгры (т.е. «восточные венгры»-башкиры — Г. Г.), от которых, как они знали, сами они произошли, все еще остаются в заблуждении неверия »11. Брат Отто «побывал, повидимому, где -то в киргизских (казахских — Г. Г. ) степях близ Волги, получил некоторые сведения о восточных венграх и, хотя уже на девятый день по возвращении умер «сломленный многими трудами», но перед смертью успел рассказать о пути в «Великую Венгрию (Башкирию — Г.Г.)»12.

Опасности пути не испугали фанатичных клириков, и по следам первой миссии («стремясь к обращению неверных») доминиканский орден отправляет еще одну, в 1235 году. Группу из четырех монахов возглавил брат Юлиан из Венгрии, а оплачивал путешествие наследник престола и будущий венгерский король Бела IV. Историки предполагают, что Юлиан ранее (в 1228 г.) входил в состав доминиканской миссии, направленной римским папой Григорием IX (1227-1241) проповедовать католическую религию среди кыпчаков13. На этот раз монахи проследовали через Адрианополь, Константинополь, Крым, пересекли Волгу. Голодая зимой, клирики даже попытались продать в рабство двоих братьев из своего числа, чтобы получить средства для дальнейшего путешествия. Однако, не сумев это сделать, Юлиан и Герард отправили этих двух монахов обратно в Венгрию. В мае 1236 г. в пути умирает брат Герард, но Юлиан все же добирается до Волжской Булгарии, а, затем и до Предуралья.

В 1236 году доминиканский священник Юлиан побывал на реке Итиль (на р. Белой), посетил «восточных венгров» (башкир), которые «оставались в неверии, как и доныне остаются язычниками»^4. Эта встреча произошла не на территории Волжской Булгарии, как предполагают некоторые исследователи15, а именно в Предуралье, на коренных землях «восточных венгров». Юлиан писал: «Они — язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут как звери. Земли не возделывают, едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь»16.

Жителей Великой Венгрии (Башкирии) и население Волжской Булгарии Юлиан относит к язычникам (также как и его предшественник — брат Отто — Г. Г.),

10 Башхи Иман 1993, 173.

11 Аннинский 1940, 77.

12 Аннинский 1940, 72.

13 Гатин, Абзалов, Юрченко 2008, 236.

14 Аннинский 1940, 77.

15 Эрдели 1998, 13.

16 Аннинский 1940, 81.

хотя их соседей — «страну Вела» (южная часть Волжской Булгарии — Г. Г.) называет «страной сарацинов», то есть мусульман17. Как это обычно было принято у католических проповедников, он старательно преувеличивал стремление населения Волго-Уральского региона попасть в «лоно святого престола». Даже о булгарах Юлиан писал: «В том царстве говорят в народе, что вскоре они должны стать христианами и подчиниться римской церкви, но дня, как говорят, они не знают, а слышали так от своих мудрецов»18. При этом у него проскользнула мысль о том, что «если языческие царства и русская земля... услышат, что тех призывают к вере католической, будут недовольны»19.

Несмотря на то, что жители Предуралья «старательно спрашивали о короле и королевстве братьев своих христиан (т.е. Венгрии — Г. Г.), и все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали» 20, свою пропагандистскую миссию Юлиан выполнить не смог. Ему для этого просто не хватило времени и сил, поскольку нужно было возвращаться домой, да и опасение готовившегося нашествия татар торопили путешественника. Зимой 1237 года Юлиан вернулся из Волго-Уральского региона, его доклад заслушали и венгерский король, и папа, а текст доклада был записан братом Рихардом 21.

Для воссоздания реальной исторической канвы событий очень важна имеющаяся у нас возможность сравнивать сообщения обоих сторон, участвующих в переговорах. В «Тарихы» булгарского эмира Гази-Бараджа говорится: «Перед нападением (монголов в 1236 г. — Г.Г.) ко мне приехал Юлай — посол верховного главы христиан Франгистана «Баба» (римского папы — Г.Г). Оказывается, одна из грамот Белебея дошла до Аварии (Венгрии — Г.Г.) благодаря садумскому купцу Кендеру, и моджарские папазы по приказу «Баба» отправилась в Державу (Волжскую Булгарию — Г.Г.) сразу же после набега Субятая, для подтверждения слухов о христианстве татар. Бадри помог им добраться от Сакланских (Кавказских) гор в Банджу (у Юлиана — г. Бунда=«Муромский городок» в Самарской обл. — Г.Г). Оттуда их вывез вБуляр сеид Гали... Алтынбек (правитель Булгарии) не хотел пропускать Юлая ко мне, но... он смог добраться до Уфы. Говорил я с Юлаем по-альмански (по-немецки) и на языке моей матери — байгулской сэбэрячки (по-башкирски), и он неплохо понимал меня, ибо был мод-жаром... А у меня была печать великого хана, и я отправил с Юлаем грамоту беку Аварии (королю Венгрии — Г.Г.) с призывом мирно подчиниться мэнхолу... А Иштяка (башкирского бия, дядю Гази-Бараджа — Г.Г.) настолько взволновал рассказ Юлая о жизни моджар, что он стал подумывать о переселении туда»22.

Как видим, Юлиан, несмотря на все трудности и неудачи христианской пропаганды, сумел успешно разведать пути на Южный Урал. Потом ситуация в Восточной Европе кардинально меняется. Племена Предуралья подверглись монгольскому завоеванию, а значит, во многом перестали быть хозяевами своей судьбы. Венгерский священник еще летом 1236 года обратил внимание на сложность по-

17 Аннинский 1940, 80-81.

18 Аннинский 1940, 81.

19 Аннинский 1940, 82.

20 Аннинский 1940, 81.

21 Аннинский 1940, 73-74.

22 Бахши Иман 1993, 166.

литической ситуации в Башкортостане в связи ожиданием нашествия монголов. «Татарский народ живет по соседству с ними (т.е. с башкирами — Г. Г.) ... В этой стране венгров сказанный брат нашел татар и посла татарского вождя, который знал венгерский, русский, куманский, тевтонский, сарацинский и татарский [языки] и сказал, что татарское войско, находившееся тогда там же по соседству, в пяти дневках оттуда, хочет идти против Алемании»23. Историки как-то обходят вниманием эту цитату очевидца событий. А ведь Юлиан явно лично общался с этим загадочным послом. Откуда среди монголов, пришедших с востока, появился такой знаток множества языков? Едва ли он был среднеазиатским купцом, поскольку знал не только восточные (арабский, тюркский, монгольский), но различные европейские (славянский, угорский, германский) языки. Теперь мы можем совершенно определенно ответить на этот вопрос.

Булгарский эмир Гази-Барадж, сын Азана, внук Арбата, талантливый автор «Летописи», получил приставку к имени в память о своей матери, происходившей из башкирского рода барадж24. Естественно, он говорил по-булгарски и по-башкирски. О том, что Гази-Барадж владел несколькими иностранными языками, мы знаем из его собственных слов в «Тарихы»: «Я читал эти поэмы (т.е. поэзию Низами Гянджеви — Г. Г.), ибо знал фарси. А кроме хорасанского языка я, конечно же, знал арабский и наш булгарский тюрки. Отец еще в детстве научил меня наречию ульчийцев (т.е. русских — Г. Г.), а один садумский (скандинавский — Г. Г.) торговец, лечившийся у старшего брата Гали,. — альманскому (немецкому — Г. Г.). А языки давались мне легко, и я испытывал даже необходимость в их изучении. В заключении (т.е. в плену на Руси — Г. Г.) я прочитал немало урусских книг»25. Гази-Бараджа в начале XIII в. согнали с престола Волжской Булгарии, и он ушел к монголам. Вот какого непростого человека встретил Юлиан в Башкортостане в ранге монгольского посла!

Весной 1237 г. в Великую Венгрию через Русь было отправлено еще одно посольство. Мы знаем о нем из «Письма», подготовленного Юлианом для папского легата и епископа Перуджи. В нем кратко говорится о неудачной католической миссии. «Пока я вновь находился при римском дворе, [на пути] в Великую Венгрию меня опередили четверо братьев моих. Когда они проходили через землю суздальскую, им на границах этого царства встретились некие бежавшие перед лицом татар венгры-язычники, которые охотно приняли бы веру католическую, лишь бы добраться до христианской Венгрии. Услышав об этом, вышесказанный князь суздальский вознегодовал и, отозвав вышеуказанных братьев, запретил им проповедовать римский закон упомянутым венграм, а вследствие того изгнал вышесказанных братьев из своей земли, однако без неприятностей. Те, не желая воротиться повернули к городу Рецессуэ (Рязань? — Г. Г.), ища пути, чтобы пройти в Великую Венгрию, либо к мордуканам, либо к самим татарам. Оставив там двоих братьев из своего числа и наняв переводчиков, они в день апостолов Петра и Павла, недавно прошедший(?), пришли ко второму князю мордуканов, который, выступив в тот же день, когда они пришли, со всем народом... подчинился татарам. В дальнейшем что случилось с этими двумя братьями: умерли

23 Аннинский 1940, 81.

24 Бахши Иман 1993, 150, 173.

25 Бахши Иман 1993, 166.

ли они или были отведены к татарам сказанным князем, совершенно неизвестно. Двое остальных братьев, удивляясь промедлению тех, в день [святого] Михаила недавно отпразднованный^?), послали некоего переводчика, желая удостовериться о их жизни, но мордуканы напав убили его»26.

Со времени русского князя Владимира, который в начале XI века сам провожал епископа Бруно до границ Руси, многое изменилось. Между восточной и западной церквями произошло полное размежевание. В XIII в. католические прелаты не без основания рассматривались на православном Востоке как агенты Рима и как недоброжелатели. Да и сами они вели себя не очень дипломатично. Поэтому резкое отношение к ним русского князя (который «запретил им проповедовать римский закон... и изгнал... братьев из своей земли») нас уже не удивляет. Из данной цитаты становится понятным, что забота о душах восточных родственников-венгров было для католических клириков не более чем поводом. Если не было возможности «нести слово божье» им, то для проповеди подходили и другие народы, мордва или татары.

Некоторые подробности об этом загадочном посольстве добавляет Гази-Ба-радж: «Бадри, между тем, встретил вРази-Субе (близ границ с Русью — Г.Г.) новое посольство «Баба» (римского папы — Г.Г). Одного посла, по его просьбе, Аблас-Хин пустил вБанджу (город на юге Волжской Булгарии — Г. Г.), но Боян перехватил его и казнил. Двое других послов, пробивающихся ко мне с ответом «Баба», добрались до Нур-Сувара (г. Сувар — Г.Г). Я держал их при себе.»27. Бадри и Аблас-Хин были доверенными лицами Гази-Бараджа, а Боян — это бул-гарский бек Буртаса. Позднее Боян сместе с Джику (сыном Гази-Бараджа) возглавлял восстание булгар против татар. Сколько времени послы пробыли у Гази-Бараджа (фактически — в монгольском плену), неизвестно. Но в одном месте своей «Тарихы» (под 1241 г., в ходе похода татар в Венгерское королевство) булгарский эмир (и слуга монголов) упоминул об отправке домой (т.е. в Волжскую Булгарию) одного из «послов «Баба»28. Был ли это последний участник рассматриваемого нами посольства либо какой-то другой европейский посланник, установить уже невозможно.

О том, что монахи были, по сути, лазутчиками, прямо говорится в послании (от 10 апреля 1242 г.) вацкого епископа в Венгрии своему парижскому коллеге: «Я полагаю, ими (т.е. татарами — Г.Г.) были убиты проповедники и братья-минориты и прочие послы, которых отправил для разведывания король Венгрии (Бела IV — Г.Г.)»29. Современные авторы и у нас, и в Европе также не сомневаются в том, что эти путешествия неизменно имели разведывательные задачи30.

Отметим, что защитнику интересов монголов — Гази-Бараджу — католические послы нужны были для доставки в Европу писем, с требованием не оказывать сопротивление и добровольно подчиниться завоевателям. Слова о стремлении монголов на запад произвели подобающий эффект в европейском обществе. В «Хронике» Albert Tri um Fontium под 1237 годом говорится: «Распространи-

26 Аннинский 1940, 89.

27 Бахши Иман 1993, 176.

28 Бахши Иман 1993, 186.

29 Гатин, Абзалов, Юрченко 2008, 303-304.

30 Гекеньян 2001, 87; См. также: Пашуто 1977, 211.

лись слухи, что татары намереваются захватить Команию и Венгрию, поэтому четыре проповедника путешествовали в течение ста дней и дошли до Старой Венгрии (Башкортостана — Г. Г.) и, вернувшись, они утверждали, что татары уже вторглись в Старую Венгрию и подчинили ее своему господству»31. Под 1238 годом Матвей Парижский записал: «С северных гор устремилось некое племя человеческое, чудовищное и бесчеловечное, и заняло обширные и плодородные земли Востока, опустошило Великую Венгрию (Башкирию — Г. Г.) и с грозными посольствами разослало устрашающие послания»32.

Уже в начале 1237 года европейцы знали о кровавом завоевании монголами территорий Волжской Булгарии и Башкортостана, но это их не остановило. Успешное путешествие Юлиана и доброжелательное отношение к нему населения Предуралья не остались незамеченными церковными властями. И осенью 1237 году он был вновь отправлен на Южный Урал («в силу вмененного мне послушания»), по короткому пути (т.е. через территорию Руси). Но в это время монголы «хана» Бату двинулись на завоевание стран на западе. Территория Волжской Булгарии лежала в развалинах, уже в пределах Владимиро-Суздальского княжества Юлиан встретил беженцев с Волги и Урала («русские, венгры и булгары, бежавшие перед ними (т.е. перед монголами)»). Понятно, что в то тревожное время, когда доминиканцы выехали на восток, перед ними были поставлены не только религиозные задачи, но и политические. Нужно было как можно больше узнать о татарах, об их планах и военных возможностях.

В свое второе «восточное» путешествие Юлиан отправился «с братьями, данными мне в спутники», он дошел до восточных пределов Владимиро-Суз-дальского княжества. Информация «о том, что все те, что называются венгры-язычники, и булгары и множество царств совершенно разгромлено татарами» полностью подтвердилась33. Юлиан засвидетельствовал, что монголо-татары, «обратившись к западу, в течение одного года... завладели пятью величайшими языческими царствами: Сасцией (Саксином — Г. Г.), Фулгарией (Булгарией — Г. Г.). Кроме того, они напали наВедин (видимо, на чувашей, которых татары называют «веда»34 — Г. Г.), Меровию (марийцев — Г. Г.), Пойдовию (? — Г. Г.), царство морданов (мордвы — Г. Г.)»35. Доминиканцы «видя, что страна вся занята татарами, ...и успеха дела не предвидится, возвратились в Венгрию»36. Вернувшись весной 1238 года в Европу, Юлиан пишет отчет о путешествии, в котором приводит доступную ему информацию о монголах, четырех их армиях, ждущих, когда замерзнут реки и готовых двинуться на Русь, Венгрию, «на завоевание Рима и дальнейшего». Суздальский князь передал Юлиану письмо монголов к королю венгерскому, взятое у задержанных русскими послов («самих послов даже я видел со спутниками, мне данными»). В письме монгольский хан призывал короля Венгрии добровольно покориться, и выдать «рабов моих куманов». Ибо «куманам ведь легче бежать, чем тебе, так как они, кочуя без домов в шатрах, может

31 Шастина 1957, 231, 139.

32 Гатин, Абзалов, Юрченко 2008, 290.

33 Аннинский 1940, 83.

34 Закиев 2010, 105.

35 Аннинский 1940, 85.

36 Аннинский 1940, 89-90.

быть, и в состоянии убежать; ты же, живя в домах, имеешь замки и города: как тебе избежать руки моей?»?1. Видимо об этих «татарских послах» говорил вацкий епископ в Венгрии: «Выслали они вперед нескольких лазутчиков в Руссию; из них двое были схвачены и отправлены к государю королю Венгрии (Беле IV — Г.Г), и были они у меня под стражей»38.

Поскольку брат Юлиан был очевидцем описываемых им событий, к его сообщениям в Западной Европе отнеслись со всей серьезностью, и даже явные преувеличения (например, о питье крови и поедании волчьего мяса) были приняты за истину. И эти литературные штампы пошли гулять по Европе, поскольку они полностью соответствовали представлениям католиков «о дикости тартар». Легенда о причинах монгольского нашествия также оказалась востребованной. Например, ее пересказывал в своей хронике Фома Сплитский39. К свидетельствам монахов обращались Матвей Парижский, Альберих фон-Труа-Фонтен, Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, папа Инокентий IV (1243-1254) и другие.

Брат Юлиан — личность, несомненно, незаурядная, он, по меткому замечанию венгерского исследователя Ь. ВеМе1у, прошел территорию, примерно равную Австралии. «Стремление автора к непредвзятым оценкам очевидно... Юлиан — первый западный автор, сообщивший о притязаниях монголов на мировое господство»40.

Когда мы говорим о неудачах европейской дипломатии в Восточной Европе по основным вопросам (они не сумели превратить в католиков русских, половцев, булгар и башкир), нужно иметь в виду и побочный эффект их политики. Все же, упорство латинян было вознаграждено в отдельных аспектах. В конце XIII и в начале XIV веков они добились у завоевателей разрешения на проведение католической пропаганды на землях Золотой Орды, улуса Чагатая и на территории империи Юань. И эта деятельность составила содержание II этапа католической миссии на Востоке.

ЛИТЕРАТУРА

Аннинский С. А. 1940: Известия венгерских миссионеров XШ-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. III. М., 71-94.

Бахши Иман 1993: Гази-Барадж тарихы («Летопись Гази-Бараджа») // Бахши Иман. Джакфар тарихы («История Джакфара») / Р. Ш. Шарипов (глав. ред.). I. Оренбург, 7-186.

Бычков А. Ф. 1965: Никоновская летопись. М.

Гатин М. С., Абзалов Д. Ф., Юрченко А. Г. (сост., вступ. ст., комм.) 2008: Матвей Парижский. Большая хроника // Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана. Казань, 289-310.

Гатин М. С., Абзалов Д. Ф., Юрченко А. Г. (сост., вступ. ст., комм.) 2008: Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана. Казань.

Гатин М. С., Абзалов Д. Ф., Юрченко А. Г. (сост., вступ. ст., комм.) 2008: Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита // Образование Золотой Орды. Улус Джу-

37 Аннинский 1940, 86, 88-89.

38 Шастина 1957, 303.

39 Гатин, Абзалов, Юрченко 2008, 383-384.

40 Гекеньян 2001, 88-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.