Научная статья на тему 'Категоризация ягод в научной, лексикографической, торговой, кулинарной и бытовой картинах мира'

Категоризация ягод в научной, лексикографической, торговой, кулинарной и бытовой картинах мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1223
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КАТЕГОРИИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ / КАТЕГОРИЯ ЯГОДЫ / КАРТИНА МИРА / COGNITIVE LINGUISTICS / CATEGORY OF THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / THE CATEGORY BERRIES / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзюба Е.В.

На материале наименований ЯГОД рассматриваются особенности категоризации в научной (ботанической, агрономической), лексикографической, торговой (собственно торговой и таможенной), кулинарной и наивной (бытовой) картинах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORIZATION BERRIES IN THE SCIENTIFIC, TRADE, CULINARY AND HOUSEHOLD WORLDVIEWS

The peculiarities of the categorization in the scientific (botanic, agronomical), lexicographical, trade (trade proper and custom), culinary and naïve (household) worldviews are considered on the corpus of the naming units BERRIES.

Текст научной работы на тему «Категоризация ягод в научной, лексикографической, торговой, кулинарной и бытовой картинах мира»

Рис.9. Общее представление теорий в учебной математической деятельности

Methodological and methodic regularities of making logic-noetic compétences, objective compétences of general éducation level by structure and content of base scientific theories are analyzed.

Keywords: Methods and technology of teaching, competent approach, objective competence of studying activity.

Список литературы

1. Горбачев В.И. Предметные компетенции общеобразовательного курса математики/ Горбачев В.И.//Интеграция общего и профессионального математического образования стран европейского содружества в контексте Болонского соглашения. Материалы Международной научно-практической конференции.- Брянск: Изд-во «Ладомир», 2014.- С.96 - 105.

2. Андрейчик М.Н., Грищенкова Л.В., Горбачев В.И. Методика формирования общекультурных и профессиональных компетенций в математической деятельности СПО./ Андрейчик М.Н., Грищенкова Л.В., Горбачев В.И. .//Интеграция общего и профессионального математического образования стран европейского содружества в контексте Болонского соглашения. Материалы Международной научно-практической конференции.- Брянск: Изд-во «Ладомир», 2014.- С.442 - 453.

3. Кирюшина М.Н., Левшенкова Ю.А., Орлова А.А., Горбачев В.И. Реализация компетентностного подхода в математической деятельности среднего профессионального образования./ Кирюшина М.Н., Левшенкова Ю.А., Орлова А.А., Горбачев В.И. .//Интеграция общего и профессионального математического образования стран европейского содружества в контексте Болонского соглашения. Материалы Международной научно-практической конференции.- Брянск: Изд-во «Ладомир», 2014.- С.542 - 556.

4. Горбачев В.И. Методология компетентностного подхода в учебной математической деятельности общего образо-вания./Горбачев В.И.//Научные основы интеграции национальных образовательных стандартов общего и высшего математического образования (Россия-Беларусь-Украина). Международная коллективная монография/ Антоновская и др.; под общей ред. проф. И.Е. Маловой.- Брянск: Изд-во Огнева Т.А., 2014.- С.32-50.

Об авторах

Горбачев В.И - директор естественнонаучного института, доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Горбачева Е.В. - магистр кафедры теории английского языка и переводоведения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Малова И.Е. - доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и геометрии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

УДК 81'38 + 81'373.4 + 811.161.1'373.614

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЯГОД В НАУЧНОЙ, ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ, ТОРГОВОЙ, КУЛИНАРНОЙ И БЫТОВОЙ КАРТИНАХ МИРА

Е.В. Дзюба

Публикация осуществлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (ргнф), проект № 15-54-00010 "а(ф) " Категоризация действительности в русском языковом сознании 2015 г.

На материале наименований ЯГОД рассматриваются особенности категоризации в научной (ботанической, агрономической), лексикографической, торговой (собственно торговой и таможенной), кулинарной и наивной (бытовой) картинах мира. Ключевые слова: когнитивная лингвистика, категории языкового сознания, категория ЯГОДЫ, картина мира.

В современной когнитивной лингвистике существует два основных направления исследований: собственно когнитивное, изучающее процессы категоризации, и лингвоконцептуальное, направленное на рассмотрение процессов концептуализации [см. подробнее: 1]. Предметом данного исследования является категоризация действительности в языковом сознании человека, который стремится упорядочить знания и представления об окружающем мире. Разделение онтологического пространства на классификационные рубрики - категории - называется категоризацией. Структурирование и систематизация знаний далеко не всегда происходит на научной основе. Человек, получая знания из самых разных источников, подвергая эти знания и представления классифицированию на разных основаниях, создает разные модели (картины) мира, актуальные для той или иной сферы своей деятельности.

Так, при изучении сферы «Продукты растительного происхождения» оказываются актуальными научная (ботаническая, агрономическая), лексикографическая, торговая (собственно торговая и таможенная), кулинарная и наивная (бытовая) картины мира.

Следует заметить, что выявление указанных моделей мира является в некоторой степени условным. Например, кулинарная картина мира опирается на научно обоснованные технологии приготовления пищи, актуальные для работников сферы общественного питания. Однако она в той или иной мере соотносится и с наивной моделью мировидения, отражающей бытовые представления, часто не совпадающие с профессиональными в отношении приготовления разных блюд.

В данной статье рассматривается категория ЯГОДЫ, которая характеризуется «размытостью» границ, т.е. распределение членов в структуре таких категорий на типичные и нетипичные образцы в разных картинах мира оказывается неизоморфным: наиболее типичные образцы категории в одной картине мира могут становиться наименее типичными или даже отсутствовать в другой.

При рассмотрении категории ЯГОДЫ следует сделать некоторые замечания. Ягода как общеупотребительное слово в бытовой и кулинарной сферах и как термин в ботанике используется достаточно широко. В агрономической сфере плоды, обычно называемые ягодами, причисляются к отдельной группе - ягодных культур, существующих наряду с плодовыми (т.е. - с фруктами). В торговой сфере термин ягода не употребляется, а то, что обычно считается ягодами: малина, крыжовник, смородина и им подобные - причисляют к категории ФРУКТЫ.

Методика описания различий категориальной оценки ягод в научной, торговой, кулинарной и наивной картинах мира включает следующие этапы:

Первый этап. Изучение литературы по ботанике, агрономии, кулинарии [2; 3; 4], лексикографических источников [5] и документации, регламентирующей товарооборот [6; 7; 8], с целью определения специфики категоризации интересующих нас плодов в научной, лексикографической, торговой и кулинарной картинах мира.

Второй этап. Проведение ассоциативного эксперимента для определения специфики наивной категоризации ягод (в эксперименте участвовало 600 человек в возрасте от 17 до 65 лет; формулировка задания, предложенного информантам, была такова: Назовите известные вам ягоды).

Третий этап. Подсчет общего количества ответов в пользу того или иного продукта с целью определения наиболее и наименее типичных образцов категории ЯГОДЫ в общем представлении носителей русского языка. При этом учитывалась позиция (от 1 до 10), на которой зафиксировано то или иное наименование (фрагмент систематизации данных, включающий сведения о первых 10 образцах, представлен в Таблице 1).

Таблица 1.

Сводная таблица «Результаты эксперимента: количественные

показатели упоминаний ягод в анкетах информантов»_

П/п Название 1 ме- 2 ме- 3 ме- 4 ме- 5 ме- 6 ме- 7 ме- 8 ме- 9 ме- 10 ме- Общее Общее

ягоды сто сто сто сто сто сто сто сто сто сто кол-во кол-во в %

1 Клубника 96 97 90 42 41 19 27 19 7 6 444 74

2 Малина 88 94 46 64 41 23 21 21 15 16 429 71,5

3 Смородина 27 37 61 59 47 44 44 31 29 21 390 65

4 Земляника 37 57 53 56 37 37 26 21 27 16 367 61,17

5 Черника 20 30 37 71 47 44 29 34 27 22 361 60,17

6 Арбуз 134 31 29 21 20 24 26 15 14 12 326 54,33

7 Вишня 26 41 33 27 33 27 26 12 29 22 276 46

8 Ежевика 8 25 32 25 46 30 27 28 25 22 268 44,67

9 Крыжовник 7 12 32 29 34 29 31 22 29 33 258 43

10 Брусника 16 21 16 18 24 23 33 24 19 15 209 34,83

11

Четвертый этап. Распределение упомянутых единиц - членов категории ЯГОДЫ - по 5 степеням типичности:

1) сверхтипичные (образцовые, идеальные) члены категории, обладающие высокой степенью типичности, названные более 80 % респондентов;

2) типичные члены категории, которые можно распределить по 2 подгруппам:

- высокочастотные, упоминаемые 60 % - 80 % респондентов;

- среднечастотные, упоминаемые 30 % - 60% респондентов;

3) малотипичные, названные 10 % - 30 % респондентов;

4) нетипичные, названные 5 % - 10 % респондентов;

5) сверхнетипичные, названные менее 5% респондентов.

При распределении ответов по уровням типичности в отношении категории ЯГОДЫ была обнаружена следующая закономерность: ни один из названных респондентами образцов не набрал 80% и более ответов, т.е. не вошел в группу сверхтипичных. Так, например, у категорий ОВОЩИ и ФРУКТЫ такие образцы были выявлены: для категории ОВОЩИ это огурец, помидор, картофель и морковь; для категории ФРУКТЫ - яблоко, апельсин и банан.

Отсутствие сверхтипичных образцов в структуре категории ЯГОДЫ объясняется несколькими причинами: во-первых, слабой актуальностью данной категории в сознании носителей языка. Категория ЯГОДЫ не является первостепенно значимой, ягоды не составляют основной рацион питания человека, в сравнении с овощами и фруктами. Еще одним доказательством этого факта является то, что в сознании носителей другого, но тоже славянского языка - чешского - категория ЯГОДЫ практически не выделяется. В одном из чешских учебников для дошкольников детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображены и пронумерованы следующие плоды: 1) яблоко, 2) кукуруза, 3) груша, 4) вишня, 5) ананас, 6) клубника, 7) лимон, 8) помидор, 9) арбуз, 10) виноград. Далее задаются вопросы, из которых для нас показательны следующие: «Юеге ovoce та nejmzsí айо?» и «Юеге ovoce та nejvyssí айо?» («Какой фрукт имеет наименьшее число?», «Какой фрукт имеет наибольшее число?») [12]. В чешском языке ovoce переводится как фрукты, следовательно, у носителей чешского языка в категорию ФРУКТЫ включается и

клубника, и виноград, которые обычно русскоговорящими называются ягодами. Слово ягода (bobule) есть в чешском языке, но чаще оно употребляется как ботанический термин (ягодой в этом смысле называется плод помидора, огурца, арбуза, крыжовника, киви, смородины и др. [13]. Земляника (по-чешски jahoda), ягода рябины (jerbina), ягода терновника (trnka), ягода малины (malina) относятся в сознании носителей чешского языка к категории ФРУКТЫ. Именно поэтому преподаватели-чехи, обучающие русских чешскому языку, сталкиваются с трудностями в объяснении, почему при изучении единиц лексико-тематической группы ФРУКТЫ они называют клубнику, землянику и смородину.

Вторая причина отсутствия сверхтипичных образцов в структуре категории ЯГОДЫ - многообразие членов этой категории, предполагающее весьма разветвленную систему субкатегоризации. Например, в отличие от овощей и фруктов ягоды могут быть съедобными и несъедобными, дикорастущими и культивируемыми (в сознании носителей русского языка фрукты и овощи могут быть только съедобными и чаще всего выращенными, если это не касается экзотических плодов) и т.д.

Третья причина - диффузность границ категории ЯГОДЫ, члены которой нередко одновременно могут становиться членами иных категорий в зависимости от релевантной картины мира и соответствующих ей существенных признаков категоризации. Так, малина, земляника, клубника, морошка, ежевика и под. в наивном сознании, кулинарии и агрономии считаются ягодами [3; 4]; в ботанике эти плоды к ягодам не относятся, называются сборными костянками; в торгово-экономической и таможенной документации они рассматриваются в разделе «Фрукты» [6; 7; 8]. Все эти факторы объясняют затруднения носителей языка определить принадлежность некоторых образцов к категории ЯГОДЫ и, следовательно, предельную размытость границ данной категории.

Пятый этап. Сопоставление категориальной оценки того или иного продукта в разных картинах мира. За основу категориального описания была взята наивная классификация, базирующаяся на данных анкетных опросов (образец описания данных по сопоставлению типичных членов категории ЯГОДЫ в разных картинах мира представлен в Таблице 2).

Таблица 2.

Типичные (высокочастотные) образцы категории ЯГОДЫ в разных картинах мира

_(в таблице: картина мира - сокращ. КМ)_

П/п Бытовая КМ (по данным опроса) Лингвистическая КМ (по данным толкового словаря) Ботаническая КМ (по материалам научной литературы по ботанике) Агрономическая КМ (по материалам научной литературы по агрономии) Торговая КМ (по действующим ГОСТам) Экономическая КМ (по «Общероссийскому классификатору...») Таможенная КМ (по таможенной документа-ции) Кулинарная КМ (по материалам учебников по кулинарии)

1 Клубника Ягоды травянистого растения семейства розоцветных Ягодная культура (земляника садовая) Фрукт Фрукт Фрукт Ягода

2 Малина Ягоды кустарникового растения семейства розоцветных Сборная костянка (ко-стянковидный плод) Ягодная культура Фрукт Фрукт Фрукт Ягода

3 Земляника Душистые ягоды многолетнего травянистого растения семейства розоцветных Сборная костянка (ко-стянковидный плод) Ягодная культура Фрукт Фрукт Фрукт Ягода

4 Черника Ягоды мелкого кустар-ничкового дикорастущего растения семейства брусничных Ягода (ягодовидный плод) Ягодная культура Фрукт Фрукт Фрукт Ягода

5 Смородина Кисло-сладкие ягоды (черного, красного или белого цвета) кустарникового растения семейства крыжовниковых Ягода (ягодовидный плод) Ягодная культура Фрукт Фрукт Фрукт Ягода

Типичные (высокочатостные) образцы категории ЯГОДЫ. К данной группе, как показал опрос, относится клубника (444 ответа из 600; 74%), малина (429; 71,5%), смородина (390; 65%), земляника (367; 61,17%) и черника (361; 60,17%). Лучшим образцом категории ЯГОДЫ в сознании носителей является клубника, многие респонденты указывают ее на первом месте (см. п.1 Таблицы 1). Удивительно, но этот «лучший образец» ягод в ботанике не существует вовсе. Его не существует как объекта реального мира: клубникой называется агрономический сорт земляники садовой.

Из наиболее типичных для категории ЯГОДЫ образцов с ботанической точки зрения ягодами являются лишь смородина и черника. Малину, землянику и ее сортовую разновидность клубнику специалисты по ботанике ягодами не называют. По особенностям строения плода (по морфологической структуре) малина и земляника относятся к сборным костянкам, то есть плодам, имеющим косточки внутри сочной мякоти.

В агрономической картине мира все высокочастотные образцы причисляются к ягодным культурам, ягодами они считаются и в кулинарии.

В торговой сфере клубника, малина, смородина, земляника и черника причисляются к фруктам, категория ЯГОДЫ в названных документах не фигурирует [6; 7; 8]. В Федеральном законе от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», все перечисленные выше плоды так же считаются фруктами. В ст. 1 раздела «Общие положения» данного закона уточняется следующее: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к соковой продукции из фруктов (включая ягоды) и (или) овощей...» [9]. Иными словами, хотя существование ягод как продуктов растительного происхождения предполагается, тем не менее, документально они относятся к категории ФРУКТЫ.

В лексикографических источниках [5] дефиниции к лексемам клубника, малина, смородина, земляника и черника обобщают научную информацию: у каждого образца отмечен способ произрастания (травянистое, кустарничковое или кустарниковое растение), указано семейство (акцентируется собственно ботанический признак - место в систематике растений) - и наивное представление о ягоде, которое учитывает такие характеристики, как цвет, вкус и запах (показательно, что при описании фруктов и овощей лексикографы не учитывают характеристики цвета, вкуса, запаха, хозяйственного применения и т.п., что обычно наиболее актуально для наивного сознания).

Типичные (среднечастотные) образцы категории ЯГОДЫ. Среди типичных среднечастотных образцов назван арбуз (326; 54,33%), вишня (276; 46%), ежевика (268; 44,67%), крыжовник (258; 43%) и брусника (209; 34,83%).

С ботанической точки зрения собственно ягодами являются арбуз, крыжовник и брусника, они определяются как многосеменные ягоды, имеющие сочную мякоть. Вишня и ежевика в ботанике не считаются ягодами, это костянки, которые имеют одну косточку внутри. Агрономическое представление относительно ежевики, крыжовника и брусники полностью совпадает с кулинарным и наивным (бытовым): эти культуры называются ягодными. Чаще причисляемые к фруктам вишня и арбуз в сельском хозяйстве характеризуются иначе, нежели в быту: вишня относится к плодовым косточковым культурам, арбуз - к овощным. В торгово-экономической и таможенной документации вишня, ежевика, крыжовник и брусника причисляются к фруктам. Арбуз упоминается в ГОСТе «Овощи. Номенклатура» [9]; в «Общероссийском классификаторе...» [6] он так же причисляется к овощам, а в таможенной документации фигурирует как фрукт [7].

Лингвистические источники при дефиниционном описании лексем, называющих указанные плоды, обобщают научную информацию: агрономическую (характеристика плодовых культур) и ботаническую (указание на способ произрастания и морфологический признак - структуру плода).

Малотипичные образцы категории ЯГОДЫ. К малотипичным образцам, по итогам обработки анкетных опросов, относятся клюква (175; 29,17%), голубика (151; 25,17%), черешня (135; 22,5%), облепиха (127; 21,17%), рябина (108; 18%), костяника (79; 13,17%), слива (78; 13%), виноград (76; 12,67%), жимолость (74; 12,33%), черемуха (71; 11,83%), ирга (61; 10,17%).

С ботанической точки зрения ягодами являются лишь клюква, голубика, виноград, жимолость (собственно ягоды), а также рябина и ирга, которые представляют собой ягодовидный плод в виде яблока. Черешня, облепиха, слива и черемуха называются в ботанике костянками, костяника представляет собой сборную костянку (подобно малине).

В агрономии среди названных плодов к ягодным относят клюкву, голубику, облепиху, костянику, виноград, жимолость, черемуху и иргу. Черешню и сливу традиционно в сельском хозяйстве называют косточковыми, а рябину считают семечковой культурой. В торговой сфере все представители данной группы относятся к категории ФРУКТЫ, в кулинарии фруктом считают лишь виноград, сливу и черешню. Остальные плоды считаются ягодами. Лингвистические источники в описании лексем, называющих плоды данной группы, как ранее отмечалось, обобщают научное и наивное представления.

Нетипичные образцы категории ЯГОДЫ. Нетипичными образцами категории ЯГОДЫ являются морошка (58; 9,67%), виктория (48; 8%), калина (47; 7,83%), шиповник (37; 6,17%). Их далеко не центральное место в структуре данной категории объясняется спецификой распространения (морошка и калина растут лишь в северных регионах) и произрастания (все растения, кроме виктории, являются дикорастущими), а также отсутствием в традиционной ботанической классификации (виктория является сортом земляники садовой).

С ботанической точки зрения, ни один из образцов данной группы не является ягодой в научном смысле слова, однако в агрономической картине мира все образцы считаются именно ягодными культурами. В кулинарных книгах все, кроме шиповника (он назван плодом), так же причисляются к ягодам. В торговой документации данные образцы чаще причисляются к фруктам. В лексикографических источниках научное описание сосуществует с наивными представлениями о специфическом цвете, вкусе, запахе и хозяйственном использовании ягод.

Сверхнетипичные образцы категории ЯГОДЫ. Среди сверхнетипичных образцов, по результатам опроса, выделяются дыня (28; 4,67 %), барбарис (20; 3,33%), волчья ягода (18; 3%), боярышник (16; 2,67%), черноплодная рябина (14; 2,33%), алыча, брюква и помидор (10; по 1,67%), абрикос и бузина (7; по 1,16%), анис и гранат (6; по 1%). Менее 1 % респондентов назвали киви, ананас, чернослив, тыкву, айву, ассан, инфжир, лимонник, личи, фехоа, шелковицу. Единичными оказались случаи упоминания среди ягод таких плодов, как банан, яблоко, хурма, минеола, лимон, крысма, чеснок, хвойник, *земклубника, гвоздика, олива, тутовник, лайм, кизил, физалис, водяница, санберри, княженика, боб, водопьянник, клубянка, авокадо, финик, кунжут, персик, чечевица, паслен, соя, костянка и черемша.

Барбарис, боярышник, физалис, водяника, санберри и паслен, действительно, с ботанической точки зрения являются ягодами (боярышник и черноплодная рябина имеют ягодовидный плод в виде яблока, остальные плоды - собственно ягоды). Однако в агрономии ягодными культурами среди перечисленных считаются только барбарис и физалис; боярышник и черноплодная рябина относятся к семечковым культурам. Названные при опросе ягодами бузина, шелковица (тутовник), кизил и княженика в ботанике трактуются как костянки (бузина и кизил) или сборные костянки (шелковица / тутовник и княженика), в агрономии же считаются именно ягодными культурами.

Барбарис, боярышник, бузина, черноплодная рябина, бузина, лимонник, шелковица (тутовник), хвойник, кизил, физалис, водяника, княженика, санберри в кулинарии причисляются, как в бытовой и агрономической картинах мира, к ягодам (ягодным культурам).

В документах, регламентирующих товарооборот, ягодные культуры чаще упоминаются в разделе «Фрукты».

В лексикографических источниках при дефиниционном описании вышеперечисленных лексем так же наблюдается стремление учесть ботанические характеристики (способ произрастания и место растения в общей систематике), агрономические показатели (зональность распространения) и параметры, актуальные для наивной картины мира (цвет, вкус, форма и под.).

Итак, результаты опроса респондентов показали, что выявление сверхтипичных образцов категории ЯГОДЫ (образцов, которые были бы названы более 80 % респондентов) весьма затруднительно, что объясняется несколькими причинами: слабой актуальностью в сознании носителей языка; многообразием членов категории, предполагающим более разветвленную систему субкатегоризации; диффузностью границ категории ЯГОДЫ, члены которой нередко одновременно могут становится членами иных категорий в зависимости от релевантной картины мира и соответствующих ей существенных признаков категоризации.

В силу того, что в структуре категории ЯГОДЫ не был выявлен уровень сверхтипичных представителей, лучшими образцами категории ЯГОДЫ становятся, таким образом, члены, отнесенные к типичным высокочастотным: клубника, малина,

смородина, земляника и черника. Худшими (сврехнетипичными) в структуре данной категории стали следующие образцы:

1) плоды, категориальная принадлежность которых обусловлена спецификой релевантной картины мира (паслен и помидор, дыня и тыква, яблоко и айва, боярышник и черноплодная рябина, алыча и абрикос, киви и гранат, инжир и ананас и др. - все перечисленные плоды хотя бы в одной из рассматриваемых в исследовании сфер действительно являются ягодами);

2) плоды растений со спецификой зонального размещения, т.е. распространенные на ограниченных территориях с особыми климатическими условиями и потому малоизвестные (лимонник, хвойник, шелковица / тутовник, водяника, княженика, санберри и др.);

3) плоды, имеющие народные наименования (так, наименование волчья ягода обозначает не плод конкретного растения, это собирательное наименование всех токсичных, вредных, несъедобных ягод).

Остальные наименования сверхнетипичных членов категории ЯГОДЫ, вероятно, являются случайными: они обусловлены либо незнанием реалии (черемша), либо ошибками разного рода (ср.: костянка, вероятно, вместо костяники; клубянка вместо клубника и т.д.).

Членство в структуре категории ЯГОДЫ обусловлено общей моделью мира (картиной мира - научной или наивной) и существенными признаками, на основании которых формируется категория. Для ботанической категоризации в отношении ягод актуален морфологический признак, т.е. особенности структуры плода: если плод, имеющий сочную мякоть, многосеменной, то он представляет собой ягоду, если сочный плод имеет косточку (косточки), то он является костянкой. Поэтому те плоды, которые в сознании обывателя считаются типичными ягодами (земляника, клубника, малина, ежевика и под.), в ботанике ягодами не являются, это костянки. Ягодами по своей структуре с ботанической точки зрения являются не только крыжовник, смородина и клюква, но также помидор, огурец, арбуз и даже яблоко и апельсин.

В агрономической, кулинарной и наивной (бытовой) картинах мира границы категории ЯГОДЫ полностью совпадают.

В торговой сфере наблюдается отсутствие однозначного подхода к определению категории ЯГОДЫ. Во многих документах все называемые обывателями ягоды перечисляются в разделе «ФРУКТЫ». На ягоды не существует отдельного государственного стандарта, все они указаны в ГОСТе 27521-87 «Фрукты...» [5]. То же наблюдается в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, товаров и услуг...» [6], таможенной документации [7]) и Федеральном законе от 27 октября 2008 года № 178-ФЗ «Технической регламент на соковую продукцию из овощей и фруктов» [10]. Все названные документы не содержат раздела «Ягоды», ягодные культуры включены в раздел «Фрукты».

Однако существует ряд документов, в которых группа ЯГОДЫ так или иначе выделяется. В Приложении № 44 к Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 07 сентября 2007 года № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания» [11] отдельно рассматриваются два раздела: «Овощи и плоды свежие» и «Ягоды». При этом во втором разделе упоминаются малина, земляника, клубника, виноград, смородина, крыжовник и дикорастущие ягоды (клюква, брусника и др.), а также цитрусовые плоды (апельсины, мандарины, лимоны) и грибы свежие всех видов). В данном документе очевидно стремление составителей учесть, с одной стороны, ботаническую концепцию (так, все цитрусовые относятся к ягодовидным плодам - гесперидиям), с другой стороны, наивное представление о ягодах и агрономическую классификацию ягодных культур. Иными словами, в торговле нет однозначной трактовки данной категории.

Схема 1.

Структура категории ЯГОДЫ в наивной картине мира

В лексикографических описаниях наименований ягод объединяются разные подходы: во-первых, учитывается ботаническое описание (указывается способ произрастания: травянистое, кустарниковое или древесное растение - и отмечается систематический признак - место в систематике растений); во-вторых, используются агрономические характеристики (указывается зональность размещения - тропические или субтропические; специфика целевого использования растения или его части - плодовые, овощные или ягодные культуры); в-третьих, учитываются особенности наивного представления о ягодах (отмечается вкус, цвет, запах и под.).

В данной статье предпринята попытка описать структуру категории ЯГОДЫ, какой она видится носителям русского языка (структура представлена на Схеме 1); выявлена особенность категории ЯГОДЫ, которая заключается в отсутствии ядерного центра, что позволяет назвать изучаемое ментальное образование категорией с рассеянной структурой (в отличие, например, от категорий ОВОЩИ и ФРУКТЫ, которые являются категориями с плотной структурой); отработана методика анализа категорий языкового сознания; доказана идея о разнице в категориальной оценке ЯГОД в научной, торгово-экономической, кулинарной и наивной (бытовой) картинах мира.

The peculiarities of the categorization in the scientific (botanic, agronomical), lexicographical, trade (trade proper and custom), culinary and naïve

(household) worldviews are considered on the corpus of the naming units BERRIES.

Keywords: сognitive linguistics, category of the linguistic consciousness, the category BERRIES, worldview.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Чудинов А.П. Две когнитивных лингвистики // Политическая лингвистика: Изд-во УрГПУ 2011. № 4(38). С. 296-299.

2. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПХФА, 2001. - 647 с.

3. Потапов В.А., Фаустов В.В., Пильщиков Ф.Н. и др. Плодоводство / Под ред. В.А. Потапова, Ф.Н. Пильщикова. М.: Колос, 2000. - 432 с.

4. Анфимова Н.А. Кулинария: Учеб. пособие для нач. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

5. Большой толковый словарь русского языка / Под. ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998 // URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts (дата обращения: 12.05.2014).

6. ГОСТ 27521-87 «Фрукты. Номенклатура. Первый список» (введен Постановлением Государственного комитета СССР по стандартизации от 15.12.87 № 4540) [Электронный ресурс] // Библиотека ГОСТов и нормативных документов. URL: http://libgost.ru/gost/22351-GOST_27521_87.html (дата обращения: 04.04.2014).

7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК004-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 года № 17) [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/okved-ch3-razdel-d-2430000/html (дата обращения: 12.12.2012).

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2014).

9. Федеральный закон от 17 октября 2008 года № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» [Электронный ресурс] // Консультанг-плюс.ШЪ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81065.html (дата обращения: 12.12.2012).

10. ГОСТ 27523-87 «Овощи. Номенклатура. Первый список» (введен Постановлением Государственного комитета СССР по стандартизации от 15.12.87 № 4540) [Электронный ресурс] // База ГОСТов и нормативных документов. URL: http://www.gost-load.ru/Index/12/12066.html (дата обращения: 04.12.2012).

11. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 7 сентября 2007 № 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=73969.html (дата обращения: 12.12.2012).

12. Prakticky kurz pripravy do skoly. Praha: Svojtka&Co, Nakladatélstvi, 2013. - 387 s.

13. Bobule // URL: http://cs.wikipedia.org/wiki/Bobule (дата обращения: 04.04.2014).

Об авторе

Дзюба Е.В. - кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», elenacz@mail.ru

УДК 159.9+37.0153

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

О.А. Доронцова

В настоящее время вопросы становления автономии приобретают особую значимость. В связи с этим данная статья посвящена формированию автономии в подростковом возрасте. Представлены принципы, структурные компоненты, критерии и уровни сформированному автономии у подростков. Приведена модель формирования автономии в подростковом возрасте. Ключевые слова: автономия, формирование, подростковый возраст, модель формирования автономии.

За последние годы существенно изменились социальные ценности и требования, предъявляемые обществом к своим гражданам. Возрастает потребность в людях, обладающих автономией, то есть способных проявлять самостоятельность, осуществлять личный свободный выбор, ставящих и достигающих своих целей, уверенных в себе и собственных решениях.

Формирование автономии является важнейшей задачей подросткового возраста. Этому способствуют соответствующие изменения в различных сферах жизни подростка, которые, в первую очередь, касаются переходящего на новый уровень самосознания, а также самооценки, самостоятельности, самоутверждения, волевых качеств, индивидуальности. Формирование чувства взрослости, в результате которого развивается способность отстаивать собственные взгляды, позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.