Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПОЗИТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина)'

КАТЕГОРИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПОЗИТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное мышление / категоризация / код / стереотип / «непосредственная информация» / техника композиции / музыкальная серия / символ / musical thinking / categorization / code / stereotype / «direct information» / the technique of composition / a musical series / symbol

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. С. Молчанов

Статья посвящена вопросам музыкальной категоризации. Особое внимание уделено процессу кодирования, переводу немузыкальной информации в систему нотной записи с последующей ее репрезентацией. Данный процесс рассмотрен на примере Концерта-симфонии для баяна с оркестром «Aescis» новосибирского композитора Сергея Тосина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORIZATIONS ASPECTS OF THE COMPOSITION THINKING (for example the creativity of the Novosibirsk composer Sergey Tosin)

This article is devoted to the musical categorization. The special attention is given to process of coding. It involves the translation of no musical information on system notation and then its exposition. This process is studied for example the Concertsymphony for Bayan and Orchestra «Aescis» of Novosibirsk composer Sergey Tosin.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПОЗИТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина)»

УДК 78.01

А. С. Молчанов

КАТЕГОРИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПОЗИТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина)

Статья посвящена вопросам музыкальной категоризации. Особое внимание уделено процессу кодирования, переводу немузыкальной информации в систему нотной записи с последующей ее репрезентацией. Данный процесс рассмотрен на примере Концерта-симфонии для баяна с оркестром «Аевыз» новосибирского композитора Сергея Тосина.

Ключевые слова: музыкальное мышление, категоризация, код, стереотип, «непосредственная информация», техника композиции, музыкальная серия, символ.

атегоризация является одним из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, которое связано практически со всеми операциями, совершаемыми в процессах мышления — сравнением, отождествлением, установлением сходства и подобия и т. п. Значительный вклад в разработку категоризационных аспектов восприятия внес американский психолог Джером Брунер (см.: [1]). Исходя из его позиции, всякое восприятие предполагает акт категоризации, то есть отнесения единичного объекта (события, переживания) к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, определенные символы, стереотипы. На их основе происходит организация когнитивной деятельности индивида, его приобщение ко всему познавательному опыту окружающего мира.

Один из аспектов категоризации непосредственно связан с творческим процессом создания произведений искусства, в том числе и с работой композитора. В данном случае категоризация заключается в способности автора оперировать ранее приобретенными знаниями и находить им новое творческое преломление посредством работы с различными еди-

Е А. С. Молчанов, 2013

ницами музыкальной лексики: нормативами, эталонами, стереотипами, клише. Нередко при этом художнику приходится сталкиваться с процессом кодирования, понимаемым здесь как перевод немузыкальной информации в систему нотной записи, с целью приспособить ее к слуховому каналу связи.

Согласно Дж. Брунеру, кодирование составляет один из способов выхода за пределы «непосредственной информации», то есть той, которая получается непосредственно из окружающего контекста и является естественной с точки зрения профессиональной практики. В этом и состоит активная творческая позиция того, кто создает произведение искусства. Как пишет американский психолог: «Проблема творчества связана с нахождением эффективных кодовых систем, при-ложимых к "непосредственной информации", а также со способностью к догадке, в каком случае применение данной системы уместно... Главный момент в творческой деятельности выходит за пределы создания абстрагированных кодовых систем и состоит в соединении различных систем в новую...» [1, с. 221, 237].

Для искусства XX века это становится одной из актуальных задач, которая возводится в ранг концептуального значения произведения, «организации смысловой формы музыки». Отметим,

К

что кодироваться могут весьма различные явления, в том числе и те, которые лежат далеко за пределами имманентных музыкальных значений: отдельные литературные слова, символы, географические названия, математические ряды вплоть до других кодирующих систем.

Плодотворной в этом плане оказалась идея передачи различных числовых закономерностей (математических рядов, прогрессий) через ритмо-временную сторону музыкального континуума. Эти тенденции характерны, например, для творчества Софьи Губайдулиной, у которой идея числа приобретает мощное эстетическое значение, становится отражением смыслового концепта музыки. Уникальной с точки зрения творческого метода является «стохастическая музыкальная композиция» Яниса Ксенакиса, опирающаяся на системный математический расчет с использованием «марковских цепей», алгебры Буля и т. п.

Оригинальным примером реализации категоризационных аспектов композиторского мышления можно считать творчество новосибирского композитора Сергея Тосина, для которого свойственно не только внимание к образно-драматурги-ческой стороне произведений, но и особое отношение к музыкально-технологи-ческим, структурно-композиционным задачам. В отдельных случаях это проявляется в использовании специальных конструктивных средств музыкального языка (восьмизвучный аккорд e-gis-h-d-f-g-b-des в «Строках Аполлинера», шес-тизвучная серия-монограмма g-e-es-c-h-a с зашифровкой имени первого исполнителя Геннадия Чернички в композиции «Quaternion»), в других восходит к более развернутой символической форме реализации. Именно в этом контексте композитору удается раздвинуть рамки музыкального языка, связать творческий процесс с преобразованием немузыкальных систем.

Наиболее ярким произведением в данном ряду предстает Концерт-симфония для баяна с оркестром «Aescis», отличающееся характерным музыкально-сим-волическим содержанием, исходящим из

художественной идеи — посвящением 2000-летию Христианства. Особенность воплощения этой идеи состоит в том, что весь тематический материал концерта так или иначе образован посредством кодирования числа "два" ("2000"), что позволяет рассматривать его как один из образцов музыкального претворения кодовой системы, идущей от композитора к слушателю.

В концерте-симфонии С. Тосина процесс кодирования реализуется на разных уровнях. Один из них — звукоинто-национный, образующийся посредством сочетания тонов "a"-"es"-"cis", что выражает, по словам самого композитора, зашифрованное музыкальное обозначение числа "2000", которое специально выведено им в качестве символического названия произведения. Как поясняет С. Тосин в предисловии к своему опусу: "es" — второй тон вверх по хроматической гамме от "ре" (РЕ — центр системы, от латинского duo — два); "eis" — 12-й тон вверх по хроматической гамме от "d" (12 — сакральное число); "а" — 20-й, он же 2000-й тон вверх по хроматической гамме, символизирует 20 веков и 2000 лет от Рождества Христова. «Указанный звуковысотный "шифр", словно своеобразная серия, становится основой всего произведения. Он "работает" на всех микро- и макроуровнях — интонационном, гармоническом, полифоническом, тональном» [2, с. 43].

Другой уровень категоризации связан с метроритмическим планом сочинения. Он выражается через использование в композиции числовых закономерностей кратных двум, или содержащим двойку в своем написании ("2", "12", "20"). Например, число счётных долей, пауз, тактов между повторным изложением аккордов, общий принцип парности в экспонировании тематического материала, квадратность структуры в четы-рехчетвертном метре (то есть дважды по 2/4), значительная роль равномерного остинатного движения, построенного на повторении восьмых длительностей (по принципу 2+2). Оригинальным в этом ряду выглядит обращение композитора

к другой немузыкальной системе — азбуке С. Морзе, из которой он выводит ритмический эквивалент записи цифры «2» в виде мотива:

# * *

Использование этих кодов в сочинении связано не только с его символическим содержанием, но и составляет главную конструктивную основу концерта, определяет его музыкальное развитие. Рассредоточенные на всем протяжении данные смысловые единицы, с одной стороны, концентрируют в себе моменты устойчивого, стабильного изложения мысли, с другой — постоянно взаимодействуя друг с другом в различных пластах фактуры, насыщают процесс музыкального движения интенсивностью многообразных перегруппировок. Внедренные в основной тематический материал произведения они включаются в рельефный план восприятия, запоминаются и узнаются при многократных появлениях.

Так, например, семикратный повтор туттийного аккорда в самом начале произведения подчинен строгой числовой закономерности. Первые два раза он дается на 20-й счётной доле, затем — более концентрированно два раза на 12-й, и, наконец, два раза на 2-й, выражая тем самым определенную временнэю прогрессию, организованную на уменьшении расстояния между аккордами согласно кратности числа «2». Далее эта же прогрессия сохраняется и во второй экспозиции у баяна (I часть, ц. 2) и при повторном возобновлении того же аккорда у оркестра в конце первой части (такт 18 после ц. 8). Она же используется и в организации остинатного пласта ударных инструментов, где ритмические сбои происходят в строгом соответствии с той же закономерностью: 20-12-2 .

Ритмический мотив «2»:

Л 4 4 *

вариантно развивается у различных инструментов оркестра. В отдельных местах интенсивность его использования меняется. Так, в третьей части он трактуется как динамически активный образ, применя-

ясь в стреттных проведениях у балалаек, баяна и домр, включая и ударный пласт (цц. 3—4), во второй части употребляется в спокойном размеренном увеличенном движении в баянном вступлении и следующем за ним расширенном ансамблевом фрагменте балалаек.

В отношении композиции целого идея парности обозначается в четком разграничении цикла на две темпово-те-матические зоны (по принципу быстро-медленно-быстро-медленно). Первая часть — активная, динамичная, восходящая к образцам архаической ритуальной культуры. Значительное место в ней занимает остинатное движение ударных инструментов, поддержанное домрами и балалайками, сквозь которое пробиваются кластерные мотивы солирующего баяна. Где-то они соединяют ритмический мотив «2» с восходящим хроматическим движением, а где-то в них угадывается вариант мотива «а-es-cis», развернутого в виде «es-cls-а», то есть с восходящей увеличенной секстой и нисходящей большой терцией. Остинатное нагнетание построено в три этапа и дважды прерывается небольшими остановками, начинающимися ударом колокола и фразой у флейты piccolo (cis-es-g) на долгих протянутых залигованных нотах. Максимального напряжения остинатное развитие достигает в конце части, где на фоне барабанов повторяются начальные туттийные аккорды с характерной временнтй прогрессией сжатия (об этом говорилось выше).

Вторая часть — лирический центр цикла, противопоставленная своим мерным медленным движением окружающим ее быстрым частям. По словам композитора, она является «средоточием земных христианских чаяний», где ставится вопрос о невозможности достижения идеала. Для части характерно медленное постепенное развертывание. Долгие педальные ноты домр обрамляют равномерное движение балалаек, в партии которых рождается новая лирическая тема с плавными секундовыми интонациями. Баян поддерживает общее движение различными фигурационными

переливами с опорой на гармонию мажо-ра-минора, составляющую основу музыки данной части. Так постепенно в развитии достигается яркая лирическая кульминация, за которой следует такой же неспешный спад, приводящий к тихому pizzicato балалаек терциями. Также как и в начале части, фразы их оказываются разорванными паузами и ведут к остановке, которую подготавливает мотив «2», данный сразу и в прямом и в обратном вариантах.

Вторую и третью части связывает большая каденция солиста. По замыслу композитора, авторский ее вариант не является обязательным и может быть заменен на другой с сохранением начальных 3—4-х строк. Следуя же логике текста, приведенного композитором в партитуре, каденция должная включать комбинации различных мотивов концерта. Это и траспонируемый вариант «es-cia-a», фигурационные последовательности мелких нот из второй части, остинат-ные аккорды из первой, разнообразные сочетания которых направлены к постепенному нагнетанию, одновременно служащему переходом к следующей части концерта.

Третья часть возникает как естественное продолжение первой, используя тот же тематический материал. Новое здесь заключается в тембровом обогащении начальной остинатной идеи и более настойчивом проведении мотива «2», который излагается у разных групп оркестра с применением канонических проведений. Разнообразно при этом используются балалайки и домры: игра за подставкой сочетается с ударами по корпусу, глиссандо по струнам с использованием «закрытых» нот. Постепенно в данное движение добавляется мотив «es-cis-a». Только он теперь транспонируется на разную высоту и достигает пикового кульминационного уровня в партиях домр. Данное оркестровое нагнетание приводит к драматической кульминации, символом которой выступает средневековая секвенция Dies irae, исполняющаяся всеми оркестрантами a capella. За кульминацией небольшой фрагмент

туттийного звучания, постепенно свертывающийся к унисону, из которого возникает восходящая фраза у вибрафона подводящая через принцип attacca к финалу.

Соответственно программному замыслу четвертая часть выполнена в алеаторической технике. Жесткость довлеющего метра здесь снимается, и музыка как бы проникает в другое измерение, не подвластное земным страстям. Преобладающий зыбкий колышущийся звенящий фон усилен в финале доминированием тембра вибрафона, треугольника, колоколов и подвесных колокольчиков, фортепиано, глиссандирующего по струнам, а также алеаторическими фигурами у балалаек и домр, играющих преимущественно за подставкой. Разрезает же это сонористическое пространство фигуры партии баяна и изредка возникающий мотив флейты piccolo все на тех же звуках «es-cis-а». Организованное композитором своеобразное музыкальное колыхание развивается свободно, лишь два раза собираясь в своеобразные туттий-ные всплески, служащие слабым отголоском музыки предыдущих частей. Постепенно звучание свертывается в тишину и словно растворяется в вечности.

Таким образом, стабильно используя многообразные категоризационные компоненты, С. Тосин организует очень динамичную, цельную композицию, сочетая различные техники письма с богатым образ но-смысловым их наполнением, объединенным общей идеей дуалистичности, пронизывающей все уровни произведения. Использование же в концерте-сим-фонии специально организованного числового принципа отражает одну из важнейших особенностей мышления композитора — поиск некоторого логического обоснования своей музыки посредством определенных математических отношений. Более широко такой тип организации произведения связан с рационалистической парадигмой искусства XX века, с его многочисленными попытками объяснить ритмо-временную сторону звучания с помощью каких-либо характерных математических формул:

пропорции золотого сечения, рядов Ерас-тофена, Люка, Фибоначчи и др. Это сближает подход к форме и воплощению замысла С. Тосина с некоторыми работами С. Губайдулиной, для творчества которой данная идея является весьма актуальной.

В результате в концерте-симфонии С. Тосин выходит за пределы «непосредственной информации», облекая немузыкальные стимулы в новый звуко-ритми-ческий облик, и находит им конкретные звуковые эквиваленты. Успешность этого решения подчеркивает и удачная

творческая судьба данного произведения, неоднократно исполнявшегося на различных концертных площадках страны. Как пишет сам композитор: «Внимание со стороны разных исполнителей... хороший показатель, свидетельствующий о качестве музыки... Значит, помимо сугубо ремесленнических задач, мне в достаточной мере удалось решить задачи художественно-эстетического плана... Я считаю концерт-симфонию одним из лучших и самых значительных своих сочинений» [2, с. 46].

Литература

1. Брунер Дж. Психология познания (за предела- 2. Тосин С. Семь семерок. Автоочерк. 2-е изд., ми непосредственной информации). -М.: Про- доп. - Новосибирск, 2004. - 92 с. гресс, 1977. - 412 с.

Получено 12 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.