Научная статья на тему 'Категорийные трансформации в правовом обеспечении транспортного контроля'

Категорийные трансформации в правовом обеспечении транспортного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / TRANSPORT CONTROL / INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT / CARGO TRANSPORTATION / MEANS OF TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин П.Н., Поль-Мари А.Л.

В статье авторами проведен сравнительный анализ терминов и определений, используемых в нормативно-правовых актах государств членов ЕАЭС, регулирующих международные автомобильные перевозки. Авторами раскрыта характеристика целей транспортного контроля, сформулировано определение понятий «грузовая перевозка». Обозначены проблемные вопросы и пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORICAL TRANSFORMATION IN THE LEGAL ENFORCEMENT OF TRANSPORT CONTROL

In the article the authors carried out a comparative analysis of the terms and definitions used in the laws and regulations of the EAEU member states that are regulating international road transport. The authors reveal the characteristics of the purposes of transport control and the definition of the concepts “cargo transportation” is formulated. The areas of concern and possible solutions are outlined

Текст научной работы на тему «Категорийные трансформации в правовом обеспечении транспортного контроля»

2 л

н и о

X

л

<

W H t*

W <

s О X X

W

S

S

w S X

w <

со

£

с

^

s t* S

S

$

S X

2S

Рн

О

УДК 343.8

КАТЕГОРИЙНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

Афонин Петр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, д.т.н., доцент, e-mail: pnafonin@yandex.ru

Поль-Мари Анна Леонидовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики, e-mail: mariashaok@yandex.ru

В статье авторами проведен сравнительный анализ терминов и определений, используемых в нормативно-правовых актах государств - членов ЕАЭС, регулирующих международные автомобильные перевозки. Авторами раскрыта характеристика целей транспортного контроля, сформулировано определение понятий «грузовая перевозка». Обозначены проблемные вопросы и пути их решения

Ключевые слова: транспортный контроль; международные перевозки; грузовые перевозки; транспортное средство

CATEGORICAL TRANSFORMATION IN THE LEGAL ENFORCEMENT OF TRANSPORT CONTROL

Afonin Petr N.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Technical Means of Customs Control and Forensic Science, Doctor of Technical Sciences, Docent, e-mail: pnafonin@yandex.ru

Pol-Mari Anna L.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Technical Means of Customs Control and Forensic Science, e-mail: mariashaok@yandex.ru

In the article the authors carried out a comparative analysis of the terms and definitions used in the laws and regulations of the EAEU member states that are regulating international road transport. The authors reveal the characteristics of the purposes of transport control and the definition of the concepts "cargo transportation" is formulated. The areas of concern and possible solutions are outlined

Keywords: transport control; international road transport; cargo transportation; means of transport

Для цитирования: Афонин П.Н., Поль-Мари А.Л. Категорийные трансформации в правовом обеспечении транспортного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 24-27.

В соответствии с Протоколом о скоординированной (согласованной) транспортной политике (далее - Протокол) в рамках «Договора о Евразийском экономическом союзе», подписанного в г. Астане 29.05.2014 [1], уполномоченные государственные органы государств - членов ЕАЭС (далее - Союз) осуществляют транспортный контроль на внешней границе Союза. В Российской Федерации и Республике Беларусь - это таможенные органы, в Республике Казахстан - органы государственных доходов Республики Казахстан, в Кыргызской Республике - государственное агентство автомобильного и водного транспорта при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, в Республике Армения - транспортная инспекция Республики Армения. Данный вид контроля осуществляется в отношении международных автомобильных грузовых и пассажирских перевозок.

Основная задача таможенных органов при осуществлении транспортного контроля - это контроль за соблюдением законодательства перевозчиками в области осуществления международных автомобильных перевозок не только страны, территорию которой они пересекают на внешней границе Союза, но и государства-члена, через территорию

которого следуют или следовали транспортные средства перевозчика. Основополагающем началом германизации законодательства государств -членов ЕАЭС является создание единого понятийного аппарата.

В Приложении 1 к Протоколу в п. 14 указано, что «государства-члены на основе взаимности принимают меры по гармонизации своего законодательства, методов и технологий осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союза» [1]. Основополагающим началом германизации законодательства всегда было создание единого понятийного аппарата. Необходимо провести сравнительный анализ терминов и определений, используемых в нормативных актах государств - членов ЕАЭС, регулирующих международные автомобильные перевозки.

Основными нормативными документами, регулирующими порядок осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союза являются:

- для Российской Федерации - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности

за нарушение порядка их выполнения» [2] и Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 № 1272 «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок» [3];

- для Республики Беларусь - Постановление Совета Министров РБ от 27.01.2014 № 71 «Об утверждении Положения о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, внесении изменений в Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2002 г. № 1218 и от 17 февраля 2012 г. № 156, признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2008 г. № 776 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» [4];

- для Республики Казахстан - Закон РК от 04.07.2003 № 476 «Об автомобильном транспорте» [5] и Совместный приказ Министра финансов РК от 19.02.2018 № 230 и Министра по инвестициям и развитию РК от 27.02.2018 № 141 «Об утверждении Правил осуществления должностными лицами органов государственных доходов транспортного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза» [6];

- для Кыргызской Республики - Закон КР от 19.07.2013 № 154 «Об автомобильном транспорте» [7] и Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23.12.2014 № 724 «Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта» [8];

- для Республики Армения - Закон РА от 21.12.2006 № ЗР-233 «Об автомобильном транспорте» [9].

В данных документах обозначены следующие термины: «весовые и габаритные параметры транспортного средства», «внешняя граница Союза», «контрольный пункт», «органы транспортного (автомобильного) контроля», «перевозчик», «транспортное средство», «транспортный (автомобильный) контроль». В качестве примера в табл. 1 приведено сравнение определения термина «международные автомобильные перевозки» в разных государствах - членах ЕАЭС.

Контроль за соблюдением требований законодательства этих стран в сфере автомобильного транспорта является основной целью транспортного контроля, в том числе на внешней границе ЕАЭС. Такая формулировка цели противоречит основным принципам, указанным в Протоколе. После подписания Договора о Евразийском экономическом союзе государства-члены взяли на себя обязательства по проведению транспортного контроля не только в отношении соблюдения законодательства своей страны, но и законодательства других государств-членов в случае движения транспортного средства, следующего на территорию одного государства-члена через территорию другого государства-члена.

Анализируя сам порядок проведения транспортного контроля можно сделать вывод о том, что только в законодательных актах Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан за должностными лицами органов, осуществляющих транспортный контроль, закреплена обязанность проверки соблюдения порядка осуществления международных автомобильных перевозок других государств-членов при указанных обстоятельствах [2, 4, 5]. Представляется целесообразным добавить оговорку в нормативно-правовые акты государств-членов о необходимости контроля за соблюдением требований законодательства других государств - членов ЕАЭС

Таблица1

Сравнительный анализ термина «международные автомобильные перевозки» в нормативно-правовых

актах государств - членов ЕАЭС

Российская Федерация Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Армения

Между народ ная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов или пассажиров по территориям двух и более государств, а также проезд негруженого транспортного средства по территориям двух и более государств Международные автомобильные перевозки - автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством Международные автомобильные перевозки - перевозки, осуществляемые перевозчиками между пунктами, расположенными на территории разных государств Международные автомобильные перевозки - перевозки автотранспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Кыргызской Республики или на территорию Кыргызской Республики, а также перевозки автотранспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Кыргызской Республики Межгосударственная перевозка - транзит черезтерриториюдру-гих государств или без транзита через территорию других государств

Более того, в законодательстве Республики Беларусь для проезда порожнего транспортного средства после осуществления грузоперевозки, на которую не требовалось разрешения, сделаны послабления при проведении транспортного контроля [4]. При наличии документов, подтверждающих данный вид перевозки, разрешительные документы не требуются.

Благодаря тому, что все государства - члены ЕАЭС ратифицировали Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 г., следует определить, что пассажирскими перевозки будут считаться тогда, когда такие перевозки осуществляются на автотранспортном средстве, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя. В случае таких перевозок проводится транспортный контроль.

При изучении категорийных понятий, касающихся международных автомобильных грузовых перевозок как объекта транспортного контроля, возникает вопрос о том, какие перевозки считать «грузовыми». Проанализировав внутреннее законодательство государств - членов ЕАЭС, можно сделать вывод о том, что ни в одном из основополагающих нормативно-правовых актов нет раскрытия единого определения данного термина.

Таблица 2

Определение термина «грузовые перевозки» в двухсторонних соглашениях между Россией и другими странами

№ п/п Страна (место, дата заключения Соглашения) Определение термина «грузовая перевозка»

1 Абхазия (М., 26.07.2011) Не является грузовой (не требуются разрешения) перевозка грузов автотранспортными средствами, разрешенная макс. масса которых, включая прицеп, не превышает 6 т, или разрешенная грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 т.

2 Азербайджан (Баку, 09.01.2001) Не является грузовой (не требуются разрешения) перевозка грузов, осуществляемая автотранспортными средствами, общая масса которых, включая прицеп, не превышает 6 т, и грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 т.

3 Бельгия (М., 02.03. 2007) Не является грузовой (не требуются разрешения) перевозка грузов, осуществляемая автотранспортными средствами, общая масса которых, включая прицеп, не превышает 6 т, и грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 т.

4 Болгария (София, 19.05.1995) Не является грузовой (не требуются разрешения) перевозка грузов, осуществляемая автотранспортными средствами, общая масса которых, включая прицеп, не превышает 6 тонн, и грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 т.

5 Босния и Герцеговина (М., 08.09.2004) Не является грузовой (не требуются разрешения) перевозка грузов, осуществляемая автотранспортными средствами, общая масса которых, включая прицеп, не превышает 6 т, и грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 т.

6 Словения (М., 07.09.1998) Не является грузовой (не требуются разрешения) перевозка грузов, осуществляемая автотранспортными средствами, грузоподъемностью не более 3,5 т, и общим весом не более 6,0 т.

7 Польша (Варшава, 30.08.1996) Не является грузовой (не требуются разрешения) перевозка грузов, осуществляемая автотранспортными средствами, общая масса которых, включая прицеп, не превышает 6 т, и грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 т.

8 Сербия (Белград, 23.03.2011) Не является грузовой (не требуются разрешения) перевозка грузов, осуществляемая автотранспортными средствами, разрешенная макс. масса которых, включая прицеп, не превышает 6 т, или грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 т.

в случае, если автотранспортные средства следуют в другие государства - члены ЕАЭС или транзитом по территориям других государств - членов ЕАЭС.

Рассматривая автомобильные перевозки как объект транспортного контроля можно выделить две основные группы - это контроль за грузовыми автомобильными перевозками и контроль за пассажирскими перевозками.

В законодательстве стран - членов ЕАЭС приведены основные термины и определения в данной области, в том числе даны определения транспортного средства, перевозчика, весовые и габаритные параметры транспортного средства. Определения данных терминов в разных странах зачастую различаются, что приводит к затруднению толкования правовых норм другими государствами.

Например, проводя сравнительный анализ термина «международные автомобильные перевозки», следует обратить внимание на определение, данное в законодательстве Российской Федерации, в котором говорится, что международной перевозкой является не только перевозка грузов или пассажиров транспортными средствами, но и проезд негруженого автотранспортного средства по территориям двух и более государств [3]. В законодательстве других государств-членов такой формулировки нет.

Данный термин упоминался в ключевых рекомендациях международного транспортного форума (СМТ) по дорожной безопасности [10] и общепринятым для стран - членов Европейской Конференции Министров Транспорта (ЕКМТ) - проведение транспортного контроля в отношении грузовых транспортных средств, грузоподъемность которых, включая прицеп, не превышает 3,5 т. В настоящее время, после очередной редакции рекомендаций СМТ, данный термин изъят, следовательно, он раскрывается только в двухсторонних соглашениях между странами - членами ЕАЭС и другими странами.

Как видно из табл. 2, при транспортном контроле в отношении грузовых перевозок должностные лица таможенных органов вынуждены опираться на страну регистрации перевозчика. При определении критерия используются параметры самого транспортного средства - грузоподъемность 3,5 т и общий вес транспортного средства 6 т. В некоторых случаях оговаривается, что под общим весом подразумевается сумма веса самого транспортного средства и прицепа (полуприцепа) [11. с. 34].

Рассмотрев различные определения грузовых перевозок целесообразным представляется использование следующего определения грузовых автомобильных перевозок, в отношении которых проводится транспортный контроль, - это перевозки грузов автотранспортными средствами или проезд порожних автотранспортных средств с максимально разрешенным груженым весом свыше 3,5 т и общей массой, включая прицеп, превышающей 6 т.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что необходимо на законодательном уровне Евразийского экономического союза закрепить понятие грузовых перевозок автомобильными транспортными средствами, в отношении которых следует проводить транспортный контроль.

Введение в действие Таможенного кодекса ЕАЭС не внесло сколько-нибудь значимых изменений в категорийный аппарат транспортного контроля в государствах - членах ЕАЭС.

Библиографический список:

1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // СПС «Гарант».

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок

и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» // СПС «Гарант».

3. Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 № 1272 «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок» // СПС «Гарант».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2014 № 71 «Об утверждении Положения о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, внесении изменений в Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2002 г. № 1218 и от 17 февраля 2012 г. № 156, признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2008 г. № 776 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь». URL: http:// kodeksy-by.com (дата обращения: 15.05.2018).

5. Закон Республики Казахстан от 04.07.2003 № 476 «Об автомобильном транспорте». URL: https://online. zakon.kz (дата обращения: 10.05.2018).

6. Совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19.02.2018 года № 230 и Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27.02.2018 года № 141 «Об утверждении Правил осуществления должностными лицами органов государственных доходов транспортного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза». URL: https://online.zakon.kz (дата обращения: 10.05.2018).

7. Закон Кыргызской Республики от 19.07.2013 № 154 «Об автомобильном транспорте». URL: http://cbd. minjust.gov.kg (дата обращения: 15.05.2018).

8. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 23.12.2014 № 724 «Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в сфере автомобильного транспорта». URL: http://cbd.minjust.gov.kg (дата обращения: 14.05.2018).

9. Закон Республики Армения от 21.12.2006 № ЗР-233 «Об автомобильном транспорте» // СПС «Гарант».

10. ECMT multilateral quota. User guide 2006// International Transport Forum. URL: http:// https:// www.itf-oecd.org (дата обращения: 14.05.2018).

11. Государственный контроль таможенными органами в пунктах пропуска: Учебное пособие // Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Билик В.В., Поль-Мари А.Л. СПб.: Троицкий мост. 2014. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.