Научная статья на тему 'Категория «Время» в философии жизни'

Категория «Время» в философии жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
577
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
время / философия жизни / вневременность / объект / субъект / мир. / time / Lebensphilosophie / timeless / object / subject / world.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова Е. В.

Статья посвящается рассмотрению взглядов представителей философии жизни на категорию времени. Представлена динамика позиций исследователей. От понимания времени как феномена объективного мира намечается тенденция к его переносу в социальную и психологическую сферу человеческой жизни. Более того, время из изучаемого объекта становится силой, активностью, которую можно и нужно понимать не научными методами, но созерцательно и интуитивно. В статье автор делает предположения о причинах таких изменений в представлении о времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY “TIME” IN THE PHILOSOPHY OF LIFE

The article is dedicated to of the opinions of the representatives of Lebensphilosophie on the Time category. The dynamics of the positions of researchers is presented. A tendency comes from interpreting time as a phenomenon of the real world towards social and psychological sphere of human life. More than that, time from the object becomes a force, an activity that can and should be not understood by scientific methods, but creatively and intuitively. In the article, the author makes an assumption about the reasons for such changes in the idea of time.

Текст научной работы на тему «Категория «Время» в философии жизни»

STUD NET

КАТЕГОРИЯ «ВРЕМЯ» В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

CATEGORY "TIME" IN THE PHILOSOPHY OF LIFE

УДК 125

Смирнова Е.В., аспирант, НГПУ им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Smirnova E.V. elenna-1234@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящается рассмотрению взглядов представителей философии жизни на категорию времени. Представлена динамика позиций исследователей. От понимания времени как феномена объективного мира намечается тенденция к его переносу в социальную и психологическую сферу человеческой жизни. Более того, время из изучаемого объекта становится силой, активностью, которую можно и нужно понимать не научными методами, но созерцательно и интуитивно. В статье автор делает предположения о причинах таких изменений в представлении о времени.

Summary

The article is dedicated to of the opinions of the representatives of Lebensphilosophie on the Time category. The dynamics of the positions of researchers is presented. A tendency comes from interpreting time as a phenomenon of the real world towards social and psychological sphere of human life. More than that, time from the object becomes a force, an activity that can and should be not understood by scientific methods, but creatively and intuitively. In the article, the author makes an assumption about the reasons for such changes in the idea of time.

Ключевые слова: время, философия жизни, вневременность, объект, субъект, мир.

Keywords: time, Lebensphilosophie, timeless, object, subject, world.

Понимание времени в философии жизни имело свои особенности и оттенки. Это определялось тем фактом, что сам философский анализ был направлен на человека в его целостности, на душевные аспекты его существования. Это отличало его от взглядов на личность как на познающего субъекта и, соответственно, предполагало эволюцию временных представлений в этом ключе [4]. Обратимся к рассмотрению взглядом наиболее значимых персоналий в философии жизни и их представлений о времени.

Артур Шопенгауэр следует Канту в определении времени и пространства как априорных форм чувственности, дополняя его законом причинности. Как и свои предшественники, он разводил понятия о субъекте и его воле и об объекте и представление о нем, поясняя однако, что воля и представление есть грани одного и того же мира [9, с. 19]. Человек не знает ни солнца, ни небес как они есть. Все - лишь его представление, и только на этой твердой почве, по мнению Шопенгауэра, возможны какие-то дальнейшие философские построения. Самого же субъекта он выводит из пространственно-временных отношений, полагая его «вне времени» [9, с. 20]. Почему же? Потому как в отличие от объекта он «все познает, но никем не познается». Он пишет: «объект и представление - есть одно и то же» [9, с. 27]. Из этого мы выводим, что раз мир нам представляется временным, то таковым он и является. Представление перестает быть предикатом субъекта и целиком переносится на объект. Что же в таком ключе есть время? Реально оно или нет? Оно (как и причинность, и пространство) реально, и, причем, более реально, чем сами объекты мира, поскольку может мыслиться от них независимо, являясь для них основанием. Мир - для субъекта. А раз субъект -критерий, и мерило и его восприятия времени реально, реально и само время.

У Ницше, который во многом отталкивался от взглядов Шопенгауэра, в вопросе времени испытал большее влияние восточной философии. Идея вечного возвращения приводит к приписыванию времени цикличного характера. В «Так говорил Заратустра» карлик, которого Заратустра несет на плечах, говорит ему - «Все прямое лжет... Само время есть круг» [5, с. 150151]. Лесные звери сообщают ему: «Все идет, все возвращается, вечно вращается колесо бытия. Все умирает, все вновь расцветает. Вечно бежит год бытия. Все погибает, все вновь устрояется; вечно строится тот же дом бытия... В каждый миг начинается бытие; вокруг каждого здесь катится там. Центр -всюду, кривая - путь вечности» [5, с. 206]. И в той же главе сам Заратустра, «певец вечного возвращения», говорит: «Но связь причинности, в которую я вплетен, опять возвратится, - она опять создаст меня» [5, с. 209]. Что это как ни колесо сансары, как ни попытка напомнить, что время не линейно, а лишь кажется таковым?

В философии Анри Бергсона время становится потоком, силой, творческой активностью. Оно получает «содержательный ... характер», становится «динамичным, изменчивым» [6]. Бергсон критикует научный взгляд на время, упрекает ученых в том, что они исследуют границы, но не понимают и не стремятся понять, что внутри их. Для ученого каждый момент

времени не отличим от другого, однако для живущих во времени людей это совсем не так.

В книге «Материя и память» Бергсон пишет о сознании человека, разбивающего время на отдельные моменты, что позволяет ему воспринимать реальность [1, а 17]. Эта привычка, необходимая для восприятия мира, мешает увидеть время как целостность, как чистую длительность, как единый поток.

Вильгельм Дильтей описывает время совершенно схожим с Бергсоном образом: «Корабль нашей жизни словно погружен непрерывно струящийся поток, настоящее есть всегда, когда мы живем по воле этого бурлящего потока, страдаем, волим, вспоминаем, короче говоря, когда мы живем полнотой нашей реальности. Однако этот поток непрестанно влечет нас вперед, тот самый момент, когда будущее становится настоящим, последнее уже погружается прошлое». В духе Бергсона он также описывает существование: «континуальное продвижения во времени включает себя настоящее воспоминание о том, что только что было настоящим» [2, а 59]. Переживание как единица существования во времени важно лишь в контексте других переживаний, что определяет целостность времени. Индивид становится мерой суждения о времени, а точнее точкой отсчета для времени. Это похоже на воззрения Шопенгауэра, но в его трактовке время реально, потому что временным видит мир субъект, а здесь оно обретает смысл, потому что субъект его проживает.

В духе предыдущих философов понимал время как «стихийно формирующийся и развивающийся поток жизни» О. Шпенглер [7]. Становление, то есть сама суть времени, его бег и динамика для философа являются синонимами жизни. Ставшее, застывшее (невременное) для него мертво.

В истории и культуре, в смене культур Шпенглер пытается углядеть суть, основу (прасимвол). Время для Шпенглера имеет наполненность, цельность. В самом слове "zeitgeist" (нем., дух времени), введенным Гегелем, заключается идея времени как субъекта, творческого и волящего начала. Таково и время Шпенглера [10].

В философских воззрениях Зиммеля дух времени уже не дух культуры, но дух субъекта личность. Юргён Хабермас описывает его позицию таким образом: «В версии Зиммеля субъективный дух сохраняет решительное превосходство над объективным духом, культура субъекта — над объективной культурой» [8]. Для Зиммеля время оказывается вторичным по сравнению с пространством. Локальная общность, «большой город» находится в статичности, безвременьи. Динамика - это характеристика

маргиналов, «чужаков». К ним же Зиммель относит странников, торговцев, подстрекателей восстаний и бунтов[3]. Странник, удаляясь от города, оказывается рассинхронизирован с ним. Обретая динамику и время, он теряет стабильность и инертность города. Даже возвращаясь, он не может просто примкнуть к обществу и остается для него чужаком.

Подводя итог, мы можем увидеть, что время из сферы объективного оказывается перенесено в сферу субъективного, психологического и социального. «Коперниканский переворот» Канта знакомство с мыслью стран Востока привнесло две новых тенденции в понимание времени в рамках философии жизни. Во-первых, время стало само по себе восприниматься как субъект, а, во-вторых, оно стало важным как внутреннее время социума и внутреннее время субъекта.

Использованные источники

1. Бергсон А. Б 48 Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. Мн. : Харвест, 1999. 1408 с.

2. Дильтей В. Собрание сочинений: 6 т. . 3. Построение исторического мира науках духе / Под ред. А.В. Михайлова Н.С. Плотникова; пер. нем. под ред. В.А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. 419 с.

3. Зиммель Г. Экскурс о чужаке. URL: http : //stomfaq. ru/30728/index. html, (дата обращения: 13.05.2019).

4. Михайлов И.А. Философия жизни // Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс].

URL:https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01b7e9f e092004637a128fb7 (дата обращения: 09.11.2018).

5. Ницше Ф. Собрание сочинений в 5 т. Т.3. / Пер. с нем. Ю. Антоновского, Е. Соколовой. Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 480 с.

6. Новиков Ю.Ю. Концепция времени в философии А.Бергсона // Метафизика. № 5(7). С. 21-28.

7. Терехов О.Э. Категория времени в культурно-исторической и политической концепции Освальда Шпенглера // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 (59). С. 97-101.

8. Хабермас Ю. Зиммель как диагност времени. URL: http : //www. nhat-nam.ru/biblio/yung/vostok i zapad.html, (дата обращения: 23.11.2019).

9. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Мир как воля и представление: Т. 1 / Пер. с нем.; под общ. ред. А. Чанышева. M.: TEPPA—Книжный клуб; Республика, 1999. 496 c.

10. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. Перевод с немецкого и вступительная статья К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1998. 663 с.

Used sources

1. Bergson A. B 48 Creative evolution. Matter and memory / Per. with fr. Mn .: Harvest, 1999.1408 p.

2. Dilthey V. Collected Works: 6 vol. 3. Construction of the historical world of the sciences of the spirit / Ed. A.V. Mikhailova N.S. Plotnikov; trans. him. under the editorship of V.A. Smoked. M .: Three squares, 2004.419 s.

3. Simmel G. Excursion about a stranger. URL: http://stomfaq.ru/30728/index.html, (accessed date: 05/13/2019).

4. Mikhailov I.A. The philosophy of life // New philosophical encyclopedia [Electronic resource]. URL: https:

//iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01b7e9fe09200463 7a128fb7 (accessed: 11/09/2018).

5. Nietzsche F. Collected Works in 5 vols. Vol. 3. / Per. with him. Yu. Antonovsky, E. Sokolova. St. Petersburg: ABC, ABC-Atticus, 2011.480 s.

6. Novikov Yu.Yu. The concept of time in the philosophy of A. Bergson // Metaphysics. No. 5 (7). S. 21-28.

7. Terekhov O.E. The category of time in the cultural-historical and political concept of Oswald Spengler // Bulletin of the Kemerovo State University. 2014. No. 3 (59). S. 97-101.

8. Habermas J. Simmel as a diagnostician of time. URL: http://www.nhat-nam.ru/biblio/yung/vostok_i_zapad.html, (accessed: 11.23.2019).

9. Schopenhauer A. Collected Works: In 6 vols. T. 1: The World as Will and Representation: T. 1 / Per. with him .; under the general. ed. A. Chanysheva. M .: TEPPA — Book Club; Republic, 1999. 496 c.

10. Spengler O. Sunset of Europe. Essays on the morphology of world history. T.1. Gestalt and reality. Translation from German and introductory article by K.A. Svasyana. M.: Thought, 1998.663 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.