Научная статья на тему 'Категория «Воспитания» в аспекте педагогической проблемы «Личность и общество» (конец xix30-е годы XXвв. )'

Категория «Воспитания» в аспекте педагогической проблемы «Личность и общество» (конец xix30-е годы XXвв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / EDUCATION / PERSON / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Наталья Викторовна

Анализ сущностных характеристик таких педагогических категорий и понятий, как образование, воспитание, идеалы, цели, формы и методы воспитания, обнаруживает отражение в них разных аспектов диады «личность и общество» как объективно существующей реальности, ставшей предметом педагогического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category of education in aspect of a pedagogical problem «person and society» (the end of the XIXth century the 30s of the XXth century)

Different aspects of the dyad «person and society» are shown in the analysis of essential characteristics of such pedagogical categories and concepts as formation, education, ideals, purposes, forms and education methods as objectively existing reality which has become a subject of the pedagogical analysis.

Текст научной работы на тему «Категория «Воспитания» в аспекте педагогической проблемы «Личность и общество» (конец xix30-е годы XXвв. )»

 УДК 370 ностями, связанными с их обучением и

ББК Ч 31 воспитанием. Эти обязанности расце-

Н. В. Семенова ниваются как естественные.

Воспитание в педагогике рассматри-

Категория «воспитания» в аспекте вается в разных ипостасях: как явление

педагогической проблемы личное (направленное на личность и оп-

«личность и общество» ределяемое ее природой), как явление об-

(конец XIX - 30-е годы XX вв.) щественное (организуемое обществом в

определенных им целях), педагогическое

Анализ сущностных характеристик (организуемое по законам педагогичес-

J X I таких педагогических категорий и поня- кой науки, направленное на достижение

тий, как образование, воспитание, идеа- целей и задач, определяемых педагогами,

лы, цели, формы и методы воспитания, заключенное в специально создаваемые

обнаруживает отражение в них разных рамки содержания, форм и методов).

аспектов диады «личность и общество» Уже в самой этой градации наличес-

как объективно существующей реаль- твуют все признаки отношений лич-

ности, ставшей предметом педагогичес- ности и общества как педагогической

кого анализа. проблемы: детерминация воспитания

Ключевые слова: воспитание, личность, одним из феноменов ставит вопрос об

общество. отношениях личности, общества, педа-

гогической науки и деятельности; воз-

N. V. Semenova никают вопросы о назначении самого

воспитания относительно как реальной

The category of education in aspect жизни человека, так и общества, о путях

of a pedagogical problem «person and и способах подготовки детей к реальнос-

society» (the end of the XIXth century - тям и перспективам жизни в обществе.

J V J the 30s of the XXth century) Наше обращение к педагогической ка-

тегории «воспитание» обусловлено, в час-

Different aspects of the dyad «person Г / ' тности, стремлением выявить проявле-

and society» are shown in the analysis of ния в его трактовках особенностей связей

essential characteristics of such pedagogi- личности и общества и вытекающих из

cal categories and concepts as formation, этого особенностей процесса воспитания.

education, ideals, purposes, forms and Воспитание как педагогическая кате-

education methods as objectively existing гория отечественными педагогами рас-

reality which has become a subject of the сматриваемого периода определялось

pedagogical analysis. как искусственно созданная, разумная и

Keywords: education, person, society. сознательная деятельность.

Осмысление характеристик предме-

Например, в смыслах представлений та, содержания, процесса, условий вос-

о личности и обществе как педагогичес- питания убеждает в том, что оно явле-

ких категориях личность предстает как ние одновременно личностное, обще-

педагогическая цель, общество - как пе- ственное и собственно педагогическое:

дагогический фактор, важнейшими ус- будучи направлено на личность челове-

ловиями эффективности которого вы- У Г ка, оно одновременно имеет в виду как

ступают отношения, взаимодействия, / 1 ' 'У улучшение через него общественной

возникающие в процессе деятельнос- нравственности, так и общественную

ти. По отношению к детям общество ценность каждого отдельного человека

в целом, взрослые наделяются обязан- (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт).

Общество, организующее воспитание, щественнымсвязямидвижениюкультуры

оказывает свое воздействие на человека (М.И. Демков). Через духовную близость

через религию, народные обычаи и тра- V / | / Г У с культурой могло возникнуть единение

циции, ценности и идеалы (К.Д. Ушин- ребенка с тем, «чем болели, страдали и

ский, П.Ф. Каптерев), через содержа- жили отцы и деды, что им было дорого

ние и формы культуры (П.Ф. Каптерев, и мило» (В.Н. Сорока-Росинский, 1915)

К.Н. Вентцель), через характер отно- [18, с. 133].

шений в нем самом (в обществе) к этой Общественный смысл придавался раз-

культуре и к самому человеку (П.Ф. Кап- витию эмоциональной сферы ребенка,

У J г У V V терев, М.И. Демков). потому что «чувствования» удовольствия

В отечественной педагогике дорево- У У У ^ или неудовольствия распоряжаются вы-

люционного периода предметом воспи- бором представлений (В.Я. Стоюнин);

тания был целостный человек в системе развитость чувств является основой для

его внутренних и внешних опосредова- переживания сожаления, сострадания,

ний. При этом особый акцент делался на жалости к тем, кто переживает чувство

душу человека и развитие ее сознания, / Г у горя, страдания, печали (М. Манасеи-

чувств и воли, которые рассматривались на); чувство справедливости ценится

как основания характера, отношений как «одно из главных устоев социальной

человека к миру людей в его нравствен- жизни» (М. Манасеина) и т.п. Таким об-

ных и правовых нормах (К.Д. Ушинский, разом, чувства закладываются в основу

Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, П.Ф. Кап- Г ' J ^ У воспитания социально ценных качеств (в

терев и др.). Именно здесь усматривался том числе нравственности в целом, пат-

центр соединения и гармонизации вне- риотизма, гражданственности, долга).

шнего и внутреннего, индивидуального Неотделимость человека от общества

и социального в конкретном человеке. и в то же время «неслиянность» с ним

Общественный смысл воспитания обнаруживается в трактовке П.Ф. Кап-

звучал как его цель и заключался в вос- теревым воспитания как «усовершенс-

питании «гражданина известной земли, твования», которое предполагает разви-

согласно требованиям реальным и иде- тие ценных свойств и подавление или

альным своего общества» и историчес- заглушение ими недостатков. Источ-

кого характера народа (В.Я. Стоюнин, ником этих «ценных свойств» является

1881) [19, с. 155], граждан, способных к идеал, живущий вне самого человека

общественной работе, воодушевленных и берущийся из «круга, общественного

1 г { 'У идеалами солидарности (В.В. Зеньковс- по отношению к личности». Тем самым

кий, 1918) [5, с. 296-297]. общественное вносится во внутренний

Общественный смысл воспитания мир личности, становясь этим внутрен-

проявляет себя в трактовках его содер- ним, определяющим все ее внешние

жания, которое одновременно рас- проявления. (1904), [9, с. 167-169]. Сам

крывается как его сущностное начало. процесс происходит как взаимодейс-

Это культура и введение в нее через твие, взаимоотношения, иногда пря-

передачу опыта, убеждений, взглядов, мая борьба с «воспитательными влия-

мнений, всего уклада жизни старших ниями на него других людей и вещей»)

поколений младшему (П.Ф. Каптерев, (1897 г.) [9, с. 296]. Выделенное несет, на

В.Н. Сорока-Росинский); воспитание наш взгляд, глубокий смысл: это идея

чувств, воли, физическое развитие не только равенства права ребенка и

(К.Н. Вентцель); выстраивание отноше- взрослого на действие и отношения, но

ний между воспитанниками и воспитате- и право ребенка противостоять влияни-

лем,междупоколениями,отношенийкоб- ям, противоречащим его природе, его

представлениям о добре и зле и т.п. Это объясняя эту позицию тем, в частнос-

считалось тем более необходимым, что ти, что, например, правильное мораль-

воспитание признавалось инертным ное развитие человека «предполагает

по отношению к другим сферам обще- не эгоистическую замкнутость в себе, а

ственной жизни, в результате чего оно одушевленное служение людям, обще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

может оказывать и вредное влияние на ству». Более того, он как бы аккумули-

развитие молодого поколения, особен- рует воззрения собственно педагогов и

но в аспекте традиций и традиционнос- общественных деятелей на то, что вос-

ти, на что указывал Н.А. Добролюбов в питание должно отвечать на запросы

ставшей знаменитой статье «О значении времени, должно пойти навстречу нуж-

авторитета в воспитании». Тем самым Г 7 ' Г J J дам жизни и подготовлять людей ново-

выделялась активная позиция воспитуе- го склада, с иными навыками, с иными

мого ребенка как в жизни, так и в самом понятиями, то есть воспитание должно

процессе воспитания, что является важ- одновременно и опираться на достигну-

ным условием установления паритет- тый уровень общественного развития, и

J J Г ных отношений личности с обществом, и I 1 1 7 опережать его. Таким образом может ре-

с одной стороны, и его конструктивно- шаться проблема отношения личности,

го влияния на общество - с другой. Об входящей в сферу жизни общества, к его

этом свидетельствуют характеристики прошлому и настоящему, проблема роли

' г г самого педагогического действия: «со- 1 У 1 У г 1 г личности в развитии общественной жиз-

действовать развитию», а не мешать ни, в создании ее новых форм и т.п.

(П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель). К.Н. Вен- Высказывания о всесильности воспи-

тцель обращался к необходимости пе- тания как средства изменения самого

дагогической поддержки собственной общества, свойственные и зарубежной и

воли и действий ребенка в плане не со- российской педагогике XIX в., в начале

кращения, а расширения его самосто- XX, на основе новых знаний социологии,

ятельности. По глубокому убеждению психологии, педагогики, подвергались

его, «чем больше ребенок склонен к пос- сомнению и опровержению (П.Ф. Лес-

лушанию, тем более надо будить в нем гафт, П Ф. Каптерев). Критике подвер-

дух самостоятельности», чтобы «рабство гались утверждения о «переделке» через

не наложило на него свою неизгладимую воспитание отдельного человека: хоро-

печать» [2, с. 596]. Это исходит из пред- шее воспитание не гарантирует добропо-

ставления педагога о том, что «ребенок рядочности воспитанника (Г. Роков, 1898)

и воспитатель образуют маленькое ин- [17]. Делались выводы о границах воспи-

тимное общество», в котором подчине- тания: «не каждое доброе качество может

ние одного члена другому изначально быть насаждено в душе каждого ребенка

не несет характера долженствования. и не каждое дурное столь же легко ис-

На проблему отношений личности с торгнуто из каждой души», «одни дети

обществом через детерминированность с трудом воспитываемые», у них «насаж-

воспитания окружающей средой прямо дение добрых навыков идет с величай-

указывали П.Ф. Каптерев, В.В. Зеньков- шим трудом», у других «воспитание идет

ский. Так, В.В. Зеньковский, подчерки- так удачно, что они далеко опережают

вая социальный смысл воспитания как своих сверстников». Отсюда вытекала

такового, утверждал, что оно должно необходимость «индивидуализирования

исходить не от отдельного ребенка с его ^ ' 1 ‘ V I воспитания, необходимость тщательного

природой, а от социального целого, от изучения природы воспитанника, чтобы

социального взаимодействия, которое иметь возможность дать надежное руко-

лежит в основе всего развития ребенка, водство» ему (М.И. Демков).

В число педагогических целей вклю- питании, как «один из самых важных и

чалось воспитание способности жить в основных и вместе с тем один из самых

обществе с пользой для себя и общества, жгучих и тревожных вопросов пережива-

цля чего предполагалось развитие спо- емого нами времени», так не ставился.

собности предвидеть последствия своих Как же представлялась категория

действий и отношений к другому лицу, «воспитание» в аспекте проблемы «лич-

подготовить человека к внутренней ность и общество» после октябрьской

борьбе (М.И. Демков), обеспечить в про- революции 1917 года?

цессе воспитания активность и самосто- При общности в выделении таких ха-

ятельность воспитуемых, организовать рактеристик воспитания, как его пред-

У 7 г воспитание так, чтобы подростки могли намеренность, целенаправленность,

получить опыт общественной работы и длительность, плановость, мы, тем не

общественных отношений, максималь- менее, обнаруживаем целый ряд отли-

но наполнив искусственный процесс чий в раскрытии понятия «воспитание»

з г ' воспитания элементами естественной как педагогического процесса.

жизни детей и общества в целом. В связи Если представление о воспитании

с этим главные основания воспитания как искусственно созданном педагоги-

П.Ф. Лесгафт, например, усматривал в ческом феномене в дореволюционный

установлении между детьми и педаго- период давало повод говорить о нем

У ^ ' 1 гами отношений, моделирующих же- как преднамеренной деятельности, в

лательные отношения в обществе, спо- противовес непреднамеренным дейс-

собствующие развитию личности. Эти твиям природы, религии, семьи, обще-

3 г отношения характеризуются чистотой ства, самой жизни как деятельности,

и последовательностью в отношении направленной прежде всего на раскры-

слова и дела, отсутствием произвола в тие и развитие внутренних природных

' 7 у I действиях воспитателя и обоснованнос- сил ребенка, то в революционные годы

тью этих действий, признанием личнос- и послереволюционный период воспи-

ти ребенка, постоянным обращением с тательная деятельность представляется

ним как с человеком и полным призна- более определенно и жестко как «со-

нием за ним права личной неприкосно- знательное, целесообразное и плано-

венности. мерное воздействие на волю ребенка».

Таким образом, трактовки воспита- Результатом этого воздействия долж-

ния дают представление о том, что в но было стать «создание человека» оп-

конце XIX - начале ХХ вв. социальная ределенного типа (Н.Н. Иорданский,

проблема отношений личности и обще- Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Н. Со-

ства осознается как педагогическая, то ПГ 7 Х^ 7 рока-Росинский и др.). Однако на пути

есть требующая решения педагогичес- к победе этой позиции в педагогике пос-

ХУ 1 ' 1 кими способами, требующая выявления лереволюционного периода, особенно в

к и и н е ес 5 * ы я Е- 5 5 у с еб . ь-р с * и ба а С п сп с и с и к начале ее пути, высказывались и другие

человек, вступающий в отношения с об- точки зрения.

ществом, и нужных для их преодоления Так, в 1917 г. П.П. Блонский, выдви-

1 7 У ' 1 I знаний, навыков, личностных качеств, гая перед педагогикой цель создания

выявления требований общества к вхо- чуткого к человеческой жизни челове-

дящим в него личностям и осмысление ка, который «хотел бы и умел бы видеть

их на уровне педагогических целей. жизнь своих братьев», предостерегал

Тем не менее, в практической деятель- о недопустимости в процессе воспита-

ности образовательных институтов, как ^ У 1 ния внушения определенных взглядов

отмечали современники, вопрос о вос- У I и убеждений, чтобы не получить в ре-

У ' 1 7 у 1

зультате «загипнотизированного стар- [10, с. 42]. Социальная сторона так пони-

' г г шими автомата», который может дейс- маемого воспитания виделась ею в зави-

твовать лишь только в той обстановке, симости от реакций человека на окру-

в которой воспитывался или к которой жающие явления, его поведения и взгля-

предназначался. Такая личность не спо- дов, его места в системе хозяйственных

собна к созиданию нового, это «слепо отношений, в системе производства [10,

доверчивый и послушно пассивный с. 43]. Именно этим определен ее вывод

^ Г У подданный» [1, с. 104]. Способность к о среде и взаимоотношениях между ра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

творчеству, к самоопределению он ви- бочим классом и буржуазией как глав-

Г У 7 г дел в автономии личности. В связи с ном воспитывающем ребенка факторе и

этим он не принимал определения вос- необходимости их изучения.

питания как приспособления подраста- В 4-м издании «Педагогики» (1927 г.)

ющего индивидуума к обществу (1919) А.П. Пинкевич, рассматривавший чело-

1 ^ у у \ / [1, с. 287]. Он трактовал воспитание как века как биосоциальное существо, рас-

«внутреннее стимулирование развития крыл смысл термина «воспитание» как

У 1 J I г ребенка», как его самовоспитание [1, восхождение кверху, к более совершен-

с. 299]. Критерием воспитания в 1919 г. ' г у7 г ному образу, а педагогический смысл

он называл естественность развития ре- его - как «планомерное длительное воз-

бенка и педагогически допустимым счи- действие одного человека (или одних

^ ^ У тал воспитание, которое не идет вразрез людей) на другого (или других) с целью

с природой человека как биосоциально- развития природных, биологически или

го существа. и л л и и к ск е ч ич ог о л о и б х ы н д о р и ри п я и ти и ви з а р

А.Г. Калашников же в 1929 г. аргу- (последних)». Личность и общество ока-

ментировал единство естественного зываются включенными в процесс воспи-

(стихийного) и искусственного (созна- тания в качестве элементов педагогичес-

тельного) воздействий социальной сре- кого воздействия: 1) организаторы этого

ды относительно процесса социального воздействия; 2) те, кто находится под

формирования личности как целост- воздействием; 3) среда, которая создает-

ности [8, с. 248-249]. ся в целях педагогического воздействия.

М.В. Крупенина в 1925 г. в контексте Предпочитая говорить о воздействии,

развития и распространения рефлексо- а не о взаимодействии, А.П. Пинкевич

логии выводила сущность воспитания при этом называет воспитуемых, находя-

одновременно из «наук о человеческом щихся под воздействием, субъектами, не

' 1 Г У организме» и «наук об обществе», что допуская «одностороннего воздействия».

обусловлено ее представлением о че- ^ У ± ; 1 Этому, по его мнению, способствует ис-

У 1 ; ловеке как биосоциальном существе. пользуемое им понятие «педагогический

Именно в рефлексологии она видела процесс», под которым он понимал «всю

тот путь, «при помощи которого можно совокупность отношений и явлений, ко-

У 7 1 1 узнать, изучить тот материал, обработ- торые получаются при осуществлении

У 7 У г 7 г ^ ^ ^ кой которого мы, как воспитатели, заня- Г У I У целевого воздействия на развитие чело-

ты» [10, с. 42]. Скептическое отрицание века» (1929) [16, с. 10-11].

души превратило ребенка в материал, В контексте социальной педагоги-

имеющий только рефлексы, а воспита- ки сущность воспитания раскрывалась

ние - в процесс приобретения и разви- У II как «социальное приспособление» под

тия целого ряда условных рефлексов, в влиянием широкой социальной среды

тренировку, упражнения «в восприятии и специально организованного социаль-

внешних раздражителей и правильной ного приспособления, т.е. воспитания

реакции на них со стороны организма» (А.Г. Калашников). Называемые А.Г. Ка-

лашниковым признаки воспитания ха- Однако марксистское положение о

рактеризуются наличием отношений значении собственной активности че-

человека с обществом через школу, се- ловека не могло не найти отражения в

мью, социальные группы, результатом рассуждениях А.Г. Калашникова. Рас-

7 ' ГУ 7 чего становится изменение поведения 1 У { ' сматривая воспитуемых как «объекты

человека, приобретение им «обществен- воспитательных воздействий, направля-

но необходимых навыков поведения», емых целями и задачами, выдвигаемыми

выработка таких качеств, которые позво- обществом», он отводил место и актив-

ляют человеку «легче приспособиться к ности самих объектов в виде «активного

окружающим условиям» [8, с. 267]. При приспособления своих знаний и уме-

этом он обращал внимание на естествен- Г У ний, полученных путем организованно-

ный характер многих «воспитательных го воспитания, к различным областям

форм», которые выделяются из сущест- практической деятельности», в выдви-

вующих при данных общественных ус- жении требований к самому себе для

ловиях форм приспособления к окружа- наиболее успешного решения проблем,

ющей среде. У 1 I 7 выдвигаемых средой, и противоречий,

Воспитание в этом аспекте основы- возникающих между требованиями сре-

вается на переводе поддерживаемой в ^ г г ды и собственными возможностями. В

данном обществе культуры, внешней результате прямым субъектом человек

по отношению к человеку, в его внут- становится в области самовоспитания

ренний мир через механизмы при- как социального приспособления [8,

способления, важнейшим из которых с. 140]. Результатом организованного

А.Г. Калашников называл «регулирова- воспитания, каковым он считает более

ние взаимоотношений между индиви- всего школьное воспитание, должно

дом и обществом» в процессе его обще- стать воспитание в человеке типических

ственного бытия, результатом которого черт, свойственных его социальному ок-

и становится формирование сознания и ружению, в данном случае - обществен-

поведения человека. При этом в опреде- ГУ 7 ^ У ному классу.

лении человека как совокупности био- У У А.С. Макаренко в 1938 г. воспитание

логических и социальных начал биоло- рассматривал как корректив к приро-

гические качества он рассматривал как де, к естественному процессу и потому

«данные и определяемые», а интересы только считал воспитание возможным.

внешней социальной среды - как ос- Роль педагога он видел в том, чтобы

новные и определяющие [8, с. 296-297]. «разумно и точно провести ребенка по

Тем самым человек оказывался объек- богатым дорогам жизни, среди ее цветов

том воздействия среды; его интересы, и сквозь вихри ее бурь...» [12, т. 4, с. 22].

потребности и т.п. детерминировались В то же время воспитание как педагоги-

интересами и потребностями среды, ческая категория, как педагогическая

изменялись согласно им. Эта трактовка деятельность, как процесс и результат

воспитания, по сути, обосновывала пре- становления человека характеризовался

вращение человека из субъекта собс- им только как социальный в самом ши-

твенной жизни и общества в объект, роком смысле слова, так как в нем при-

обосновывала правомерность превра- нимают участие «люди, вещи, явления,

щения среды в доминирующий фактор но прежде всего и больше всего - люди.

развития и воспитания личности, что Из них на первом плане - родители и

стало характерным для советской педа- педагоги» [12, т. 4, с. 20].

гогики и, в конце концов, обосновывало Комментаруя представлении о воспи-

приоритет общества над личностью. тании И.-Ф. Гербарта, он указал на от-

сутствие «сильной живой струи» в них, он смещает акценты с индивидуальной

на то, что педагогические правила, тре- личности на коллектив как на явление

бования или воззвания к душе или со- общественной жизни наряду с другими

знанию ребенка, не связанные с его ре- коллективами и явлениями (1932) [12,

альной жизнью и жизнью общества, не т. 4, с. 399]. Это усложнение воспитатель-

могут оказывать того решающего (бла- ной деятельности он обусловливал тем,

готворного и однозначного) влияния, что сам детский коллектив - это живой

которого от него ожидают воспитатели, организм, состоящий из конкретных

в том числе и советские (1932) [12, т. 2, мальчиков и девочек, несущих разнооб-

с. 396]. При этом А.С. Макаренко акцен- разный по содержанию и уровню опыт,

тировал внимание не просто на необхо- отражающий реальные явления обще-

димости учитывать условия и влияния ственной жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

этой жизни, а на необходимости целе- С чрезвычайной сложностью воспита-

направленной организации этой жизни тельной деятельности Макаренко связы-

в связи ее с настоящими личностями, вал появление тенденции, которую оце-

настоящими гражданами [12, т. 4, с. 26]. нил как подмену воспитания - специаль-

Утверждая всячески идею о социаль- но организованного процесса - воспи-

ной природе воспитания, А.С. Макарен- тывающим обучением, доказывая, что

ко тем самым утверждает полную, но, далеко не все качества характера можно

У Г ' У ' ' однако, не пассивную принадлежность воспитать таким образом. («Воля, му-

человека обществу, оставляя за ним жество, целеустремленность»). Катего-

право иметь собственные убеждения, рически не соглашался он и с тем, что-

Г У ' отстаивать их, проявлять инициативу в бы отдать воспитание на откуп семье,

обсуждении целей деятельности, в пла- комсомолу, пионерам из-за опасности

нировании ее достижения, контроле за у' г неудовлетворительного решения педа-

работой и т.п., право и обязанность че- гогических целей воспитания социалис-

ловека совершенствовать и себя и обще- тического типа личности ввиду их педа-

ство [12, т. 4, с. 26]. Важна и следующая гогической неподготовленности.

1. / / J > 'У мысль А.С. Макаренко о воспитании: Влияние особенностей общественно-

«Для себя воспитание - явление обще- го развития на понимание воспитания

ственное и личное, а не педагогическое, и воспитательной деятельности явно

поэтому необходима особенно сложная просматривается в работах советских

инструментовка прикосновения.» к педагогов. Так, при характеристиках

ГУ 1 личности. Тем самым педагог, с одной черт будущего коммунистического вос-

стороны, обнаруживает взгляд на чело- питания на первый план выдвигалась

века как на единство социального и вне- идея все большей организованности и

социального в нем; а с другой - на то, планомерности его в рамках организо-

что и воспитание как педагогический ванного и планомерного индустриаль-

процесс должно быть так организова- ного хозяйства, преодолевающего все

но, чтобы сохранять и общественную, и противоречия стихийности. Это обна-

личную направленность, что признает- руживается, например, в формулиров-

У Г ' г ся им чрезвычайно сложным делом, тре- ке педагогических целей воспитания

бующим особой педагогической инс- как воспитания способности личности

трументовки. к целеполаганию и целесообразной ор-

1 у Перспективу развития воспитания и ганизации собственной жизни. Этим,

усиления его результативности на лич- в частности, обусловлен и взгляд на

ность он видел в организации воспита- воспитание как на разумную и четкую

тельного влияния на коллектив, то есть организацию жизни и деятельности

цетей (Н.И. Иорданский, А.Г. Калаш- ния, через которые, в том числе, и человек

ников, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, оказывается связан с обществом и средой,

С.Т. Шацкий и др.). оказывается детерминирован ими и кон-

Социально-политическая детер- тролируем ими. Подтверждение этому

минация воспитательных задач шко- Г Г J г-** Г У мы находим в позициях А.С. Макаренко,

лы в 1923 г. четко просматривается у связывающего результаты воспитания с

П.П. Блонского, утверждающего, что все качеством социальной структуры: он за-

7 У г ' должны знать, уметь организовать, быть мечал, что в плохом коллективе хорошие

организаторами труда так, как того тре- дети могут превратиться в разрушите-

бует то новое общественное устройство, лей, тогда как нормальная структура и

строительство которого осуществляется. педагогическое общество дают быстрое

Подрастающее поколение должно стать исправление тем, кто был плохим (1937)

организатором новой жизни и нового об- [12, т. 5, с. 364]. С этим он связывал свое

щества. Необходимость всем быть орга- педагогическое требование к обществу

низаторами связывается им с мнением о предоставить детям наилучшие условия

том, что в демократическом обществе не для жизни, в которой происходит их раз-

будет контраста между организаторами витие и воспитание (1936) [12, т. 5].

У ^ г ^ у г г и исполнителями [1, с. 923, 325-326]. По- Развивая мысль о плановости педаго-

этому и рост развития общественности гической деятельности в «государстве,

он не считал враждебным росту индиви- построенном на плане», А.С. Макарен-

дуальности. Почему? и Потому что шко- ко (1932) указывал на необходимость и

ла будущего мыслилась коллективом, но правомерность контроля за ней со сто-

таким, который даст «интегральное, син- роны государства, в связи с чем пред-

тетическое, полное развитие», и так как ложил свое видение детского дома, где

это развитие осуществляется в процессе будут воспитываться все дети, а их ро-

вольного творческого труда, то школа бу- дители будут работать. Преимущества

дущего должна будет дать максимум бла- такого проекта детского дома он видел

гоприятных условий для проявления ин- в том, что здесь одновременно и согла-

Г J < ' 1 дивидуальности, ибо только в творчестве сованно будет осуществляться влияние

зреет индивидуальность (1917) [1, с. 185]. и государства, и новой семьи (дети и

Диалектику изменения взаимоза- педагоги объединены в семью), и ребя-

висимости общественных требований чьего коллектива (производственного,

к человеку и воспитания вскрывает образовательного, коммунистического)

А.Г. Калашников: изменение обществен- Г ' У / [12, т. 7, с. 382-386].

ной потребности по отношению к чело- Анализ наиболее обобщенных харак-

веку как члену данной социальной среды теристик воспитания указывает на такую

влечет за собой изменение обществен- характеристику, как «отношения». Об-

ной необходимости в воспроизводстве щие черты отношений воспитания как

устойчивых черт поведения, что вызыва- общественных мы находим в книге А.Г.

ет изменение воспитательных форм (по- Калашникова «Социология воспитания»

явление новых и изменение содержания (1929). Типичность воспитываемых черт

старых). Новые воспитательные фор- поведения, сложившихся естественным

мы, таким образом, детерминируются порядком в данной среде, он считал воз-

и контролируются изменяющимися об- можным понимать как «эмпирически

щественными потребностями. Через это установленную связь между определен-

развиваются «свободные формы образо- у у ^ V 1 ным (типичным) окружением человека

вания социального человека»; это одно- или взаимодействием его с этим окру-

временно и диалектика форм воспита- жением и вырабатываемым в результате

г г у

этого взаимодействия определенными (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Ма-

типичными чертами поведения». Отно- каренко, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий, и

шения людей в обществе, их положение др.). Особый взгляд на отличительные

в нем определяют постановку целей вос- черты воспитания переходной эпохи

питания как общего, так и частного по- высказал А.Г. Калашников: 1) «целевое

рядка. Между воспитанием и обществом и плановое изменение поведения и со-

он видел и экономические отношения: знания всего общества в целом с при-

общество финансирует воспитание не- менением всех средств воздействия для

обходимых ему типических черт у под- того, чтобы обеспечить наибыстрейшую

растающего поколения. В обществе он перестройку общества в направлении

предполагал наличие «специфического к коммунизму» [8, с. 215]; 2) по-новому

общественного субъекта», устанавливаю- ' ' У ' \> 7 ^ У понимается содержание самой воспита-

щего цели и направление педагогическо- тельной работы - это сознательная де-

го процесса; этот субъект воспитания, по ятельность, направленная на изменение

его мнению, «может быть отделен от объ- поведения людей со стороны общества,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

екта воспитания, но и может с ним совпа- а так как «субъектом, определяющим

дать», но так или иначе они находятся в общественное развитие, и гегемоном

отношениях обусловленности. Когда в в политическом смысле, является про-

качестве субъекта выступает общество в летариат», его особенности как клас-

лице общественного мнения, например, са отражаются на понимании смысла

воспитуемые оказываются объектами вос- и значения воспитательной работы [8,

питательных воздействий. Воспитуемые с. 208]. Содержание воспитания в эту эпо-

могут быть субъектами в случае осозна- ху, по мнению А.Г. Калашникова, развер-

ния предъявляемых извне требований и тывается на основе соединения теории и

предъявления их к самим себе [8, с. 236]. практики, т.е. воспитание ставится на ос-

В отличие от предреволюционной пе- нове организованной общественной ра-

дагогики, поставившей вопрос о грани- боты в связи с теорией, ее обосновываю-

цах возможностей воспитания, в после- щей, что, с одной стороны, имеет целью

революционной педагогике воспитание борьбу за новое общество с остатками

вновь рассматривается как могущест- капитализма, а с другой - строительство

венное средство, способное переделать подлинно коммунистического общества)

и биологические начала человека, и [8, с. 215]; 3) особый классовый характер

общество в целом. На него возлагались воспитания [8, с. 210] (воспитание по сво-

надежды, связанные с «уничтожением им целям, содержанию и организацион-

основ старого капиталистического быта, ным формам исходит из классовых целей

построенного на эксплуатации», резуль- пролетариата, но, развиваясь на вышеу-

татом чего должны стать новые условия казанной основе, объективно стремится

для вхождения в жизнь нового поколе- к уничтожению классового воспитания

ния (А Г. Калашников, М.В. Крупени- вообще и потому является воспитанием

на, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, в интересах всего человечества в высшем

А.С. Макаренко и др.). Эти возможности смысле этого слова) [8, с. 215].

связывались с особенностями воспита- С этим взглядом можно связать пред-

ния как социалистического, коммунис- ложенную в 1925 г. М.В. Крупениной

тического или воспитания переходной логическую цепь задач и действий,

эпохи. Эти особенности заключаются в обеспечивающих воспитательную де-

следующем: связь воспитания с жизнью, ятельность: старшее поколение должно

социалистическим (коммунистическим) уничтожить старое, создав тем самым

строительством, участие детей в нем такие новые условия для детей, при ко-

торых они могли бы стать «действитель- ми, усвоение умений действовать соци-

но строителями новых форм жизни», ально, усвоение техники социального

на основе этих условий становится воз- общения, развитие «вкуса» к социаль-

можной организация воспитания у ре- ной деятельности, воспитание духа со-

бят навыков, которые обеспечивали бы лидарности, воспитание духа братства,

им возможно более правильную линию взаимопомощи. Перечисленные зада-

поведения в отношении переустройства чи, как видим, связаны как с развитием

форм быта хозяйства и т.д. [10, с. 50]. способностей и умений действовать и

В 20-х гг. ХХ в. наряду с понятием действовать сообща, на общую пользу,

«воспитание» в работах В.В. Зеньковс- так и с развитием социальных чувств,

кого, Н.Н. Иорданского, А.Г. Калашни- I ' У 7 которые, по его словам, часто слабо вы-

кова, Н.К. Крупской, А.П. Пинкевича, ражены, они где-то в «недрах души» и

С.Т. Шацкого часто используется поня- наиболее ярко переживаются в кризис-

тие «социальное воспитание» в контексте ные моменты. Именно поэтому они тре-

развивающейся социальной педагогики. буют особого внимания педагогов к их

Само понятие, как можно сделать вы- выявлению и выражению.

вод, было призвано отражать социаль- В.В. Зеньковский не сводил социальное

ный смысл воспитания (В.В. Зеньковский, воспитание только к пониманию классо-

С.Т. Шацкий), детерминированность вос- вых, политических или национальных

питания социальными факторами и од- отношений, определяя его как более мас-

новременно осуществление его силами штабное, не сводимое к восприятию тех

общества (Н.Н. Иорданский, А.Г. Калаш- или иных частных социальных проявле-

ников, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич). ний. Опасность акцентирования внима-

В трактовках В.В. Зеньковского, ния при воспитании социального идеала

С.Т. Шацкого это не только и не столько на классовых или политических противо-

детерминированность сущности, задач, речиях он видел в торможении развития

организации воспитания спецификой как личности, так и самого общества, в то

среды, действительностью, в которой время как в социальном воспитании он

живет личность, сколько, вероятно, усматривает путь разрешения «социаль-

глубинные сущностные характеристи- ного вопроса» и возможность способс-

ки процессов и результатов развития твовать прогрессу социального строя.

и воспитания личности, такие как со- Трактуя так социальное воспитание, он

циальность, отношение к социальному видел в нем возможность повышения

миру, характер потребностей и мотива- эффективности других форм воспита-

ции, - то, что В. В. Зеньковский назы- ния в достижении их целей.

вал «социальные силы души» [5, с. 298]. Таким образом, анализ категории

Соотнося «социальное воспитание» с «воспитание» в аспекте проблемы «лич-

«воспитанием», он разводил эти поня- ность и общество» показывает имма-

тия по целевым установкам: воспитание нентную интегрированность в нем со-

направлено на подготовку к жизни во- циальных и индивидуальных смыслов.

обще, на развитие индивидуальности Это нацеливает современных педагогов

в человеке, социальное воспитание на на развитие у детей в равной степени

воспитание солидарности, на осознание индивидуальных и социальных начал,

ценности человеческого общения. В ка- чтобы тем самым создать у них возмож-

честве его задач он выдвинул следую- ности для успешного вживания в обще-

щие: развитие социальной активности, ство, для установления впоследствии

воспитание способности подниматься отношений взаимно продуктивных как

над личными эгоистическими замысла- для личности, так и для общества.

Список

ктик

1. Блонский П. П. Избранные педаг кая, А. Д. Сергеева. М. : Изд. АПН Р

2. Вентцель К. Н. Этика и педагоги твенности и воспитания в свете тео жизни и сознания). Т. 1. Этика творч

3. Гастев А. Юность, иди! М., 1923

4. Гастев А. Восстание культуры.

5. Зеньковский В. В. Психология д

6. Иорданский Н. Н. Вопросы-тем М., 1926. 77 с.

7. Иорданский Н. Н. Основы и пра

8. Калашников А. Г. Очерки ма воспитания. М. : Работник просвеще

9. Каптерев П. Ф. Избранные педаг ньева. М. : Педагогика, 1982. (Пед. б

10. Крупенина М. Основы социал кой педагогики / под ред. ЦБЮП п

11. Крупская Н. К. Педагогические ева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева.

12. Макаренко А. С. Сочинения :

13. Мудрик А. В. Общение в проце гогическое общество России., 2001.

14. Мудрик А. В. Введение в социа ческой психологии., 1997. 65 с.

15. Пинкевич А. П. Основные проб

16. Пинкевич А. П. Основы советс

17. Роков Г. О выработке идеала в питания. 1896. № 3. С. 1-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Сорока-Росинский В. Н. Педа М. : Педагогика, 1991. (Пед. б-ка).

19. Стоюнин В. Я. Избранные пед нок. М. : Педагогика, 1991.

20. Шацкий С. Т. Педагогические со

огические произведения / сост. Н. И. Блонс-СФСР, 1961.

орческой личности (проблемы нравс-свободного гармонического развития й личности. М., 1911.

ка тв рии еско 72 с. Харьк етств мы п

а с рксис ния, огиче ка). ьног ри сочи [. : П. 7 т. ссе в 320 с.

литературы

о

оциального воспитания. М., 1925. 390 с. тской педагогики. Т. 1. Социология 1929.

ские сочинения / под ред. А. М. Арсе-

о воспитания// Вопросы пролетарс-РЛКСМ. М., 1925. С. 50. нения : в 6 т. / под ред. А. М. Арсень-едагогика, 1978-1980.

М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. оспитания : учеб. пособие. М. : Педа-

л

ов,1923. 44 с.

а. М. : Академия. 1996. 347 с. практике социального воспитания.

льную педагогику. М : Институт практи-

емы современной школы. Пг., 1924. 109 с. кой педагогики. М., 1929. нравственном воспитании // Вестник вос-

гогические сочинения / сост. А. Т. Губко. агогические сочинения / сост. Г. Г. Саве-чинения : в 4 т. М. : Изд-во АПН, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.