УДК 370 ностями, связанными с их обучением и
ББК Ч 31 воспитанием. Эти обязанности расце-
Н. В. Семенова ниваются как естественные.
Воспитание в педагогике рассматри-
Категория «воспитания» в аспекте вается в разных ипостасях: как явление
педагогической проблемы личное (направленное на личность и оп-
«личность и общество» ределяемое ее природой), как явление об-
(конец XIX - 30-е годы XX вв.) щественное (организуемое обществом в
определенных им целях), педагогическое
Анализ сущностных характеристик (организуемое по законам педагогичес-
J X I таких педагогических категорий и поня- кой науки, направленное на достижение
тий, как образование, воспитание, идеа- целей и задач, определяемых педагогами,
лы, цели, формы и методы воспитания, заключенное в специально создаваемые
обнаруживает отражение в них разных рамки содержания, форм и методов).
аспектов диады «личность и общество» Уже в самой этой градации наличес-
как объективно существующей реаль- твуют все признаки отношений лич-
ности, ставшей предметом педагогичес- ности и общества как педагогической
кого анализа. проблемы: детерминация воспитания
Ключевые слова: воспитание, личность, одним из феноменов ставит вопрос об
общество. отношениях личности, общества, педа-
гогической науки и деятельности; воз-
N. V. Semenova никают вопросы о назначении самого
воспитания относительно как реальной
The category of education in aspect жизни человека, так и общества, о путях
of a pedagogical problem «person and и способах подготовки детей к реальнос-
society» (the end of the XIXth century - тям и перспективам жизни в обществе.
J V J the 30s of the XXth century) Наше обращение к педагогической ка-
тегории «воспитание» обусловлено, в час-
Different aspects of the dyad «person Г / ' тности, стремлением выявить проявле-
and society» are shown in the analysis of ния в его трактовках особенностей связей
essential characteristics of such pedagogi- личности и общества и вытекающих из
cal categories and concepts as formation, этого особенностей процесса воспитания.
education, ideals, purposes, forms and Воспитание как педагогическая кате-
education methods as objectively existing гория отечественными педагогами рас-
reality which has become a subject of the сматриваемого периода определялось
pedagogical analysis. как искусственно созданная, разумная и
Keywords: education, person, society. сознательная деятельность.
Осмысление характеристик предме-
Например, в смыслах представлений та, содержания, процесса, условий вос-
о личности и обществе как педагогичес- питания убеждает в том, что оно явле-
ких категориях личность предстает как ние одновременно личностное, обще-
педагогическая цель, общество - как пе- ственное и собственно педагогическое:
дагогический фактор, важнейшими ус- будучи направлено на личность челове-
ловиями эффективности которого вы- У Г ка, оно одновременно имеет в виду как
ступают отношения, взаимодействия, / 1 ' 'У улучшение через него общественной
возникающие в процессе деятельнос- нравственности, так и общественную
ти. По отношению к детям общество ценность каждого отдельного человека
в целом, взрослые наделяются обязан- (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт).
Общество, организующее воспитание, щественнымсвязямидвижениюкультуры
оказывает свое воздействие на человека (М.И. Демков). Через духовную близость
через религию, народные обычаи и тра- V / | / Г У с культурой могло возникнуть единение
циции, ценности и идеалы (К.Д. Ушин- ребенка с тем, «чем болели, страдали и
ский, П.Ф. Каптерев), через содержа- жили отцы и деды, что им было дорого
ние и формы культуры (П.Ф. Каптерев, и мило» (В.Н. Сорока-Росинский, 1915)
К.Н. Вентцель), через характер отно- [18, с. 133].
шений в нем самом (в обществе) к этой Общественный смысл придавался раз-
культуре и к самому человеку (П.Ф. Кап- витию эмоциональной сферы ребенка,
У J г У V V терев, М.И. Демков). потому что «чувствования» удовольствия
В отечественной педагогике дорево- У У У ^ или неудовольствия распоряжаются вы-
люционного периода предметом воспи- бором представлений (В.Я. Стоюнин);
тания был целостный человек в системе развитость чувств является основой для
его внутренних и внешних опосредова- переживания сожаления, сострадания,
ний. При этом особый акцент делался на жалости к тем, кто переживает чувство
душу человека и развитие ее сознания, / Г у горя, страдания, печали (М. Манасеи-
чувств и воли, которые рассматривались на); чувство справедливости ценится
как основания характера, отношений как «одно из главных устоев социальной
человека к миру людей в его нравствен- жизни» (М. Манасеина) и т.п. Таким об-
ных и правовых нормах (К.Д. Ушинский, разом, чувства закладываются в основу
Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, П.Ф. Кап- Г ' J ^ У воспитания социально ценных качеств (в
терев и др.). Именно здесь усматривался том числе нравственности в целом, пат-
центр соединения и гармонизации вне- риотизма, гражданственности, долга).
шнего и внутреннего, индивидуального Неотделимость человека от общества
и социального в конкретном человеке. и в то же время «неслиянность» с ним
Общественный смысл воспитания обнаруживается в трактовке П.Ф. Кап-
звучал как его цель и заключался в вос- теревым воспитания как «усовершенс-
питании «гражданина известной земли, твования», которое предполагает разви-
согласно требованиям реальным и иде- тие ценных свойств и подавление или
альным своего общества» и историчес- заглушение ими недостатков. Источ-
кого характера народа (В.Я. Стоюнин, ником этих «ценных свойств» является
1881) [19, с. 155], граждан, способных к идеал, живущий вне самого человека
общественной работе, воодушевленных и берущийся из «круга, общественного
1 г { 'У идеалами солидарности (В.В. Зеньковс- по отношению к личности». Тем самым
кий, 1918) [5, с. 296-297]. общественное вносится во внутренний
Общественный смысл воспитания мир личности, становясь этим внутрен-
проявляет себя в трактовках его содер- ним, определяющим все ее внешние
жания, которое одновременно рас- проявления. (1904), [9, с. 167-169]. Сам
крывается как его сущностное начало. процесс происходит как взаимодейс-
Это культура и введение в нее через твие, взаимоотношения, иногда пря-
передачу опыта, убеждений, взглядов, мая борьба с «воспитательными влия-
мнений, всего уклада жизни старших ниями на него других людей и вещей»)
поколений младшему (П.Ф. Каптерев, (1897 г.) [9, с. 296]. Выделенное несет, на
В.Н. Сорока-Росинский); воспитание наш взгляд, глубокий смысл: это идея
чувств, воли, физическое развитие не только равенства права ребенка и
(К.Н. Вентцель); выстраивание отноше- взрослого на действие и отношения, но
ний между воспитанниками и воспитате- и право ребенка противостоять влияни-
лем,междупоколениями,отношенийкоб- ям, противоречащим его природе, его
представлениям о добре и зле и т.п. Это объясняя эту позицию тем, в частнос-
считалось тем более необходимым, что ти, что, например, правильное мораль-
воспитание признавалось инертным ное развитие человека «предполагает
по отношению к другим сферам обще- не эгоистическую замкнутость в себе, а
ственной жизни, в результате чего оно одушевленное служение людям, обще-
может оказывать и вредное влияние на ству». Более того, он как бы аккумули-
развитие молодого поколения, особен- рует воззрения собственно педагогов и
но в аспекте традиций и традиционнос- общественных деятелей на то, что вос-
ти, на что указывал Н.А. Добролюбов в питание должно отвечать на запросы
ставшей знаменитой статье «О значении времени, должно пойти навстречу нуж-
авторитета в воспитании». Тем самым Г 7 ' Г J J дам жизни и подготовлять людей ново-
выделялась активная позиция воспитуе- го склада, с иными навыками, с иными
мого ребенка как в жизни, так и в самом понятиями, то есть воспитание должно
процессе воспитания, что является важ- одновременно и опираться на достигну-
ным условием установления паритет- тый уровень общественного развития, и
J J Г ных отношений личности с обществом, и I 1 1 7 опережать его. Таким образом может ре-
с одной стороны, и его конструктивно- шаться проблема отношения личности,
го влияния на общество - с другой. Об входящей в сферу жизни общества, к его
этом свидетельствуют характеристики прошлому и настоящему, проблема роли
' г г самого педагогического действия: «со- 1 У 1 У г 1 г личности в развитии общественной жиз-
действовать развитию», а не мешать ни, в создании ее новых форм и т.п.
(П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель). К.Н. Вен- Высказывания о всесильности воспи-
тцель обращался к необходимости пе- тания как средства изменения самого
дагогической поддержки собственной общества, свойственные и зарубежной и
воли и действий ребенка в плане не со- российской педагогике XIX в., в начале
кращения, а расширения его самосто- XX, на основе новых знаний социологии,
ятельности. По глубокому убеждению психологии, педагогики, подвергались
его, «чем больше ребенок склонен к пос- сомнению и опровержению (П.Ф. Лес-
лушанию, тем более надо будить в нем гафт, П Ф. Каптерев). Критике подвер-
дух самостоятельности», чтобы «рабство гались утверждения о «переделке» через
не наложило на него свою неизгладимую воспитание отдельного человека: хоро-
печать» [2, с. 596]. Это исходит из пред- шее воспитание не гарантирует добропо-
ставления педагога о том, что «ребенок рядочности воспитанника (Г. Роков, 1898)
и воспитатель образуют маленькое ин- [17]. Делались выводы о границах воспи-
тимное общество», в котором подчине- тания: «не каждое доброе качество может
ние одного члена другому изначально быть насаждено в душе каждого ребенка
не несет характера долженствования. и не каждое дурное столь же легко ис-
На проблему отношений личности с торгнуто из каждой души», «одни дети
обществом через детерминированность с трудом воспитываемые», у них «насаж-
воспитания окружающей средой прямо дение добрых навыков идет с величай-
указывали П.Ф. Каптерев, В.В. Зеньков- шим трудом», у других «воспитание идет
ский. Так, В.В. Зеньковский, подчерки- так удачно, что они далеко опережают
вая социальный смысл воспитания как своих сверстников». Отсюда вытекала
такового, утверждал, что оно должно необходимость «индивидуализирования
исходить не от отдельного ребенка с его ^ ' 1 ‘ V I воспитания, необходимость тщательного
природой, а от социального целого, от изучения природы воспитанника, чтобы
социального взаимодействия, которое иметь возможность дать надежное руко-
лежит в основе всего развития ребенка, водство» ему (М.И. Демков).
В число педагогических целей вклю- питании, как «один из самых важных и
чалось воспитание способности жить в основных и вместе с тем один из самых
обществе с пользой для себя и общества, жгучих и тревожных вопросов пережива-
цля чего предполагалось развитие спо- емого нами времени», так не ставился.
собности предвидеть последствия своих Как же представлялась категория
действий и отношений к другому лицу, «воспитание» в аспекте проблемы «лич-
подготовить человека к внутренней ность и общество» после октябрьской
борьбе (М.И. Демков), обеспечить в про- революции 1917 года?
цессе воспитания активность и самосто- При общности в выделении таких ха-
ятельность воспитуемых, организовать рактеристик воспитания, как его пред-
У 7 г воспитание так, чтобы подростки могли намеренность, целенаправленность,
получить опыт общественной работы и длительность, плановость, мы, тем не
общественных отношений, максималь- менее, обнаруживаем целый ряд отли-
но наполнив искусственный процесс чий в раскрытии понятия «воспитание»
з г ' воспитания элементами естественной как педагогического процесса.
жизни детей и общества в целом. В связи Если представление о воспитании
с этим главные основания воспитания как искусственно созданном педагоги-
П.Ф. Лесгафт, например, усматривал в ческом феномене в дореволюционный
установлении между детьми и педаго- период давало повод говорить о нем
У ^ ' 1 гами отношений, моделирующих же- как преднамеренной деятельности, в
лательные отношения в обществе, спо- противовес непреднамеренным дейс-
собствующие развитию личности. Эти твиям природы, религии, семьи, обще-
3 г отношения характеризуются чистотой ства, самой жизни как деятельности,
и последовательностью в отношении направленной прежде всего на раскры-
слова и дела, отсутствием произвола в тие и развитие внутренних природных
' 7 у I действиях воспитателя и обоснованнос- сил ребенка, то в революционные годы
тью этих действий, признанием личнос- и послереволюционный период воспи-
ти ребенка, постоянным обращением с тательная деятельность представляется
ним как с человеком и полным призна- более определенно и жестко как «со-
нием за ним права личной неприкосно- знательное, целесообразное и плано-
венности. мерное воздействие на волю ребенка».
Таким образом, трактовки воспита- Результатом этого воздействия долж-
ния дают представление о том, что в но было стать «создание человека» оп-
конце XIX - начале ХХ вв. социальная ределенного типа (Н.Н. Иорданский,
проблема отношений личности и обще- Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Н. Со-
ства осознается как педагогическая, то ПГ 7 Х^ 7 рока-Росинский и др.). Однако на пути
есть требующая решения педагогичес- к победе этой позиции в педагогике пос-
ХУ 1 ' 1 кими способами, требующая выявления лереволюционного периода, особенно в
к и и н е ес 5 * ы я Е- 5 5 у с еб . ь-р с * и ба а С п сп с и с и к начале ее пути, высказывались и другие
человек, вступающий в отношения с об- точки зрения.
ществом, и нужных для их преодоления Так, в 1917 г. П.П. Блонский, выдви-
1 7 У ' 1 I знаний, навыков, личностных качеств, гая перед педагогикой цель создания
выявления требований общества к вхо- чуткого к человеческой жизни челове-
дящим в него личностям и осмысление ка, который «хотел бы и умел бы видеть
их на уровне педагогических целей. жизнь своих братьев», предостерегал
Тем не менее, в практической деятель- о недопустимости в процессе воспита-
ности образовательных институтов, как ^ У 1 ния внушения определенных взглядов
отмечали современники, вопрос о вос- У I и убеждений, чтобы не получить в ре-
У ' 1 7 у 1
зультате «загипнотизированного стар- [10, с. 42]. Социальная сторона так пони-
' г г шими автомата», который может дейс- маемого воспитания виделась ею в зави-
твовать лишь только в той обстановке, симости от реакций человека на окру-
в которой воспитывался или к которой жающие явления, его поведения и взгля-
предназначался. Такая личность не спо- дов, его места в системе хозяйственных
собна к созиданию нового, это «слепо отношений, в системе производства [10,
доверчивый и послушно пассивный с. 43]. Именно этим определен ее вывод
^ Г У подданный» [1, с. 104]. Способность к о среде и взаимоотношениях между ра-
творчеству, к самоопределению он ви- бочим классом и буржуазией как глав-
Г У 7 г дел в автономии личности. В связи с ном воспитывающем ребенка факторе и
этим он не принимал определения вос- необходимости их изучения.
питания как приспособления подраста- В 4-м издании «Педагогики» (1927 г.)
ющего индивидуума к обществу (1919) А.П. Пинкевич, рассматривавший чело-
1 ^ у у \ / [1, с. 287]. Он трактовал воспитание как века как биосоциальное существо, рас-
«внутреннее стимулирование развития крыл смысл термина «воспитание» как
У 1 J I г ребенка», как его самовоспитание [1, восхождение кверху, к более совершен-
с. 299]. Критерием воспитания в 1919 г. ' г у7 г ному образу, а педагогический смысл
он называл естественность развития ре- его - как «планомерное длительное воз-
бенка и педагогически допустимым счи- действие одного человека (или одних
^ ^ У тал воспитание, которое не идет вразрез людей) на другого (или других) с целью
с природой человека как биосоциально- развития природных, биологически или
го существа. и л л и и к ск е ч ич ог о л о и б х ы н д о р и ри п я и ти и ви з а р
А.Г. Калашников же в 1929 г. аргу- (последних)». Личность и общество ока-
ментировал единство естественного зываются включенными в процесс воспи-
(стихийного) и искусственного (созна- тания в качестве элементов педагогичес-
тельного) воздействий социальной сре- кого воздействия: 1) организаторы этого
ды относительно процесса социального воздействия; 2) те, кто находится под
формирования личности как целост- воздействием; 3) среда, которая создает-
ности [8, с. 248-249]. ся в целях педагогического воздействия.
М.В. Крупенина в 1925 г. в контексте Предпочитая говорить о воздействии,
развития и распространения рефлексо- а не о взаимодействии, А.П. Пинкевич
логии выводила сущность воспитания при этом называет воспитуемых, находя-
одновременно из «наук о человеческом щихся под воздействием, субъектами, не
' 1 Г У организме» и «наук об обществе», что допуская «одностороннего воздействия».
обусловлено ее представлением о че- ^ У ± ; 1 Этому, по его мнению, способствует ис-
У 1 ; ловеке как биосоциальном существе. пользуемое им понятие «педагогический
Именно в рефлексологии она видела процесс», под которым он понимал «всю
тот путь, «при помощи которого можно совокупность отношений и явлений, ко-
У 7 1 1 узнать, изучить тот материал, обработ- торые получаются при осуществлении
У 7 У г 7 г ^ ^ ^ кой которого мы, как воспитатели, заня- Г У I У целевого воздействия на развитие чело-
ты» [10, с. 42]. Скептическое отрицание века» (1929) [16, с. 10-11].
души превратило ребенка в материал, В контексте социальной педагоги-
имеющий только рефлексы, а воспита- ки сущность воспитания раскрывалась
ние - в процесс приобретения и разви- У II как «социальное приспособление» под
тия целого ряда условных рефлексов, в влиянием широкой социальной среды
тренировку, упражнения «в восприятии и специально организованного социаль-
внешних раздражителей и правильной ного приспособления, т.е. воспитания
реакции на них со стороны организма» (А.Г. Калашников). Называемые А.Г. Ка-
лашниковым признаки воспитания ха- Однако марксистское положение о
рактеризуются наличием отношений значении собственной активности че-
человека с обществом через школу, се- ловека не могло не найти отражения в
мью, социальные группы, результатом рассуждениях А.Г. Калашникова. Рас-
7 ' ГУ 7 чего становится изменение поведения 1 У { ' сматривая воспитуемых как «объекты
человека, приобретение им «обществен- воспитательных воздействий, направля-
но необходимых навыков поведения», емых целями и задачами, выдвигаемыми
выработка таких качеств, которые позво- обществом», он отводил место и актив-
ляют человеку «легче приспособиться к ности самих объектов в виде «активного
окружающим условиям» [8, с. 267]. При приспособления своих знаний и уме-
этом он обращал внимание на естествен- Г У ний, полученных путем организованно-
ный характер многих «воспитательных го воспитания, к различным областям
форм», которые выделяются из сущест- практической деятельности», в выдви-
вующих при данных общественных ус- жении требований к самому себе для
ловиях форм приспособления к окружа- наиболее успешного решения проблем,
ющей среде. У 1 I 7 выдвигаемых средой, и противоречий,
Воспитание в этом аспекте основы- возникающих между требованиями сре-
вается на переводе поддерживаемой в ^ г г ды и собственными возможностями. В
данном обществе культуры, внешней результате прямым субъектом человек
по отношению к человеку, в его внут- становится в области самовоспитания
ренний мир через механизмы при- как социального приспособления [8,
способления, важнейшим из которых с. 140]. Результатом организованного
А.Г. Калашников называл «регулирова- воспитания, каковым он считает более
ние взаимоотношений между индиви- всего школьное воспитание, должно
дом и обществом» в процессе его обще- стать воспитание в человеке типических
ственного бытия, результатом которого черт, свойственных его социальному ок-
и становится формирование сознания и ружению, в данном случае - обществен-
поведения человека. При этом в опреде- ГУ 7 ^ У ному классу.
лении человека как совокупности био- У У А.С. Макаренко в 1938 г. воспитание
логических и социальных начал биоло- рассматривал как корректив к приро-
гические качества он рассматривал как де, к естественному процессу и потому
«данные и определяемые», а интересы только считал воспитание возможным.
внешней социальной среды - как ос- Роль педагога он видел в том, чтобы
новные и определяющие [8, с. 296-297]. «разумно и точно провести ребенка по
Тем самым человек оказывался объек- богатым дорогам жизни, среди ее цветов
том воздействия среды; его интересы, и сквозь вихри ее бурь...» [12, т. 4, с. 22].
потребности и т.п. детерминировались В то же время воспитание как педагоги-
интересами и потребностями среды, ческая категория, как педагогическая
изменялись согласно им. Эта трактовка деятельность, как процесс и результат
воспитания, по сути, обосновывала пре- становления человека характеризовался
вращение человека из субъекта собс- им только как социальный в самом ши-
твенной жизни и общества в объект, роком смысле слова, так как в нем при-
обосновывала правомерность превра- нимают участие «люди, вещи, явления,
щения среды в доминирующий фактор но прежде всего и больше всего - люди.
развития и воспитания личности, что Из них на первом плане - родители и
стало характерным для советской педа- педагоги» [12, т. 4, с. 20].
гогики и, в конце концов, обосновывало Комментаруя представлении о воспи-
приоритет общества над личностью. тании И.-Ф. Гербарта, он указал на от-
сутствие «сильной живой струи» в них, он смещает акценты с индивидуальной
на то, что педагогические правила, тре- личности на коллектив как на явление
бования или воззвания к душе или со- общественной жизни наряду с другими
знанию ребенка, не связанные с его ре- коллективами и явлениями (1932) [12,
альной жизнью и жизнью общества, не т. 4, с. 399]. Это усложнение воспитатель-
могут оказывать того решающего (бла- ной деятельности он обусловливал тем,
готворного и однозначного) влияния, что сам детский коллектив - это живой
которого от него ожидают воспитатели, организм, состоящий из конкретных
в том числе и советские (1932) [12, т. 2, мальчиков и девочек, несущих разнооб-
с. 396]. При этом А.С. Макаренко акцен- разный по содержанию и уровню опыт,
тировал внимание не просто на необхо- отражающий реальные явления обще-
димости учитывать условия и влияния ственной жизни.
этой жизни, а на необходимости целе- С чрезвычайной сложностью воспита-
направленной организации этой жизни тельной деятельности Макаренко связы-
в связи ее с настоящими личностями, вал появление тенденции, которую оце-
настоящими гражданами [12, т. 4, с. 26]. нил как подмену воспитания - специаль-
Утверждая всячески идею о социаль- но организованного процесса - воспи-
ной природе воспитания, А.С. Макарен- тывающим обучением, доказывая, что
ко тем самым утверждает полную, но, далеко не все качества характера можно
У Г ' У ' ' однако, не пассивную принадлежность воспитать таким образом. («Воля, му-
человека обществу, оставляя за ним жество, целеустремленность»). Катего-
право иметь собственные убеждения, рически не соглашался он и с тем, что-
Г У ' отстаивать их, проявлять инициативу в бы отдать воспитание на откуп семье,
обсуждении целей деятельности, в пла- комсомолу, пионерам из-за опасности
нировании ее достижения, контроле за у' г неудовлетворительного решения педа-
работой и т.п., право и обязанность че- гогических целей воспитания социалис-
ловека совершенствовать и себя и обще- тического типа личности ввиду их педа-
ство [12, т. 4, с. 26]. Важна и следующая гогической неподготовленности.
1. / / J > 'У мысль А.С. Макаренко о воспитании: Влияние особенностей общественно-
«Для себя воспитание - явление обще- го развития на понимание воспитания
ственное и личное, а не педагогическое, и воспитательной деятельности явно
поэтому необходима особенно сложная просматривается в работах советских
инструментовка прикосновения.» к педагогов. Так, при характеристиках
ГУ 1 личности. Тем самым педагог, с одной черт будущего коммунистического вос-
стороны, обнаруживает взгляд на чело- питания на первый план выдвигалась
века как на единство социального и вне- идея все большей организованности и
социального в нем; а с другой - на то, планомерности его в рамках организо-
что и воспитание как педагогический ванного и планомерного индустриаль-
процесс должно быть так организова- ного хозяйства, преодолевающего все
но, чтобы сохранять и общественную, и противоречия стихийности. Это обна-
личную направленность, что признает- руживается, например, в формулиров-
У Г ' г ся им чрезвычайно сложным делом, тре- ке педагогических целей воспитания
бующим особой педагогической инс- как воспитания способности личности
трументовки. к целеполаганию и целесообразной ор-
1 у Перспективу развития воспитания и ганизации собственной жизни. Этим,
усиления его результативности на лич- в частности, обусловлен и взгляд на
ность он видел в организации воспита- воспитание как на разумную и четкую
тельного влияния на коллектив, то есть организацию жизни и деятельности
цетей (Н.И. Иорданский, А.Г. Калаш- ния, через которые, в том числе, и человек
ников, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, оказывается связан с обществом и средой,
С.Т. Шацкий и др.). оказывается детерминирован ими и кон-
Социально-политическая детер- тролируем ими. Подтверждение этому
минация воспитательных задач шко- Г Г J г-** Г У мы находим в позициях А.С. Макаренко,
лы в 1923 г. четко просматривается у связывающего результаты воспитания с
П.П. Блонского, утверждающего, что все качеством социальной структуры: он за-
7 У г ' должны знать, уметь организовать, быть мечал, что в плохом коллективе хорошие
организаторами труда так, как того тре- дети могут превратиться в разрушите-
бует то новое общественное устройство, лей, тогда как нормальная структура и
строительство которого осуществляется. педагогическое общество дают быстрое
Подрастающее поколение должно стать исправление тем, кто был плохим (1937)
организатором новой жизни и нового об- [12, т. 5, с. 364]. С этим он связывал свое
щества. Необходимость всем быть орга- педагогическое требование к обществу
низаторами связывается им с мнением о предоставить детям наилучшие условия
том, что в демократическом обществе не для жизни, в которой происходит их раз-
будет контраста между организаторами витие и воспитание (1936) [12, т. 5].
У ^ г ^ у г г и исполнителями [1, с. 923, 325-326]. По- Развивая мысль о плановости педаго-
этому и рост развития общественности гической деятельности в «государстве,
он не считал враждебным росту индиви- построенном на плане», А.С. Макарен-
дуальности. Почему? и Потому что шко- ко (1932) указывал на необходимость и
ла будущего мыслилась коллективом, но правомерность контроля за ней со сто-
таким, который даст «интегральное, син- роны государства, в связи с чем пред-
тетическое, полное развитие», и так как ложил свое видение детского дома, где
это развитие осуществляется в процессе будут воспитываться все дети, а их ро-
вольного творческого труда, то школа бу- дители будут работать. Преимущества
дущего должна будет дать максимум бла- такого проекта детского дома он видел
гоприятных условий для проявления ин- в том, что здесь одновременно и согла-
Г J < ' 1 дивидуальности, ибо только в творчестве сованно будет осуществляться влияние
зреет индивидуальность (1917) [1, с. 185]. и государства, и новой семьи (дети и
Диалектику изменения взаимоза- педагоги объединены в семью), и ребя-
висимости общественных требований чьего коллектива (производственного,
к человеку и воспитания вскрывает образовательного, коммунистического)
А.Г. Калашников: изменение обществен- Г ' У / [12, т. 7, с. 382-386].
ной потребности по отношению к чело- Анализ наиболее обобщенных харак-
веку как члену данной социальной среды теристик воспитания указывает на такую
влечет за собой изменение обществен- характеристику, как «отношения». Об-
ной необходимости в воспроизводстве щие черты отношений воспитания как
устойчивых черт поведения, что вызыва- общественных мы находим в книге А.Г.
ет изменение воспитательных форм (по- Калашникова «Социология воспитания»
явление новых и изменение содержания (1929). Типичность воспитываемых черт
старых). Новые воспитательные фор- поведения, сложившихся естественным
мы, таким образом, детерминируются порядком в данной среде, он считал воз-
и контролируются изменяющимися об- можным понимать как «эмпирически
щественными потребностями. Через это установленную связь между определен-
развиваются «свободные формы образо- у у ^ V 1 ным (типичным) окружением человека
вания социального человека»; это одно- или взаимодействием его с этим окру-
временно и диалектика форм воспита- жением и вырабатываемым в результате
г г у
этого взаимодействия определенными (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Ма-
типичными чертами поведения». Отно- каренко, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий, и
шения людей в обществе, их положение др.). Особый взгляд на отличительные
в нем определяют постановку целей вос- черты воспитания переходной эпохи
питания как общего, так и частного по- высказал А.Г. Калашников: 1) «целевое
рядка. Между воспитанием и обществом и плановое изменение поведения и со-
он видел и экономические отношения: знания всего общества в целом с при-
общество финансирует воспитание не- менением всех средств воздействия для
обходимых ему типических черт у под- того, чтобы обеспечить наибыстрейшую
растающего поколения. В обществе он перестройку общества в направлении
предполагал наличие «специфического к коммунизму» [8, с. 215]; 2) по-новому
общественного субъекта», устанавливаю- ' ' У ' \> 7 ^ У понимается содержание самой воспита-
щего цели и направление педагогическо- тельной работы - это сознательная де-
го процесса; этот субъект воспитания, по ятельность, направленная на изменение
его мнению, «может быть отделен от объ- поведения людей со стороны общества,
екта воспитания, но и может с ним совпа- а так как «субъектом, определяющим
дать», но так или иначе они находятся в общественное развитие, и гегемоном
отношениях обусловленности. Когда в в политическом смысле, является про-
качестве субъекта выступает общество в летариат», его особенности как клас-
лице общественного мнения, например, са отражаются на понимании смысла
воспитуемые оказываются объектами вос- и значения воспитательной работы [8,
питательных воздействий. Воспитуемые с. 208]. Содержание воспитания в эту эпо-
могут быть субъектами в случае осозна- ху, по мнению А.Г. Калашникова, развер-
ния предъявляемых извне требований и тывается на основе соединения теории и
предъявления их к самим себе [8, с. 236]. практики, т.е. воспитание ставится на ос-
В отличие от предреволюционной пе- нове организованной общественной ра-
дагогики, поставившей вопрос о грани- боты в связи с теорией, ее обосновываю-
цах возможностей воспитания, в после- щей, что, с одной стороны, имеет целью
революционной педагогике воспитание борьбу за новое общество с остатками
вновь рассматривается как могущест- капитализма, а с другой - строительство
венное средство, способное переделать подлинно коммунистического общества)
и биологические начала человека, и [8, с. 215]; 3) особый классовый характер
общество в целом. На него возлагались воспитания [8, с. 210] (воспитание по сво-
надежды, связанные с «уничтожением им целям, содержанию и организацион-
основ старого капиталистического быта, ным формам исходит из классовых целей
построенного на эксплуатации», резуль- пролетариата, но, развиваясь на вышеу-
татом чего должны стать новые условия казанной основе, объективно стремится
для вхождения в жизнь нового поколе- к уничтожению классового воспитания
ния (А Г. Калашников, М.В. Крупени- вообще и потому является воспитанием
на, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, в интересах всего человечества в высшем
А.С. Макаренко и др.). Эти возможности смысле этого слова) [8, с. 215].
связывались с особенностями воспита- С этим взглядом можно связать пред-
ния как социалистического, коммунис- ложенную в 1925 г. М.В. Крупениной
тического или воспитания переходной логическую цепь задач и действий,
эпохи. Эти особенности заключаются в обеспечивающих воспитательную де-
следующем: связь воспитания с жизнью, ятельность: старшее поколение должно
социалистическим (коммунистическим) уничтожить старое, создав тем самым
строительством, участие детей в нем такие новые условия для детей, при ко-
торых они могли бы стать «действитель- ми, усвоение умений действовать соци-
но строителями новых форм жизни», ально, усвоение техники социального
на основе этих условий становится воз- общения, развитие «вкуса» к социаль-
можной организация воспитания у ре- ной деятельности, воспитание духа со-
бят навыков, которые обеспечивали бы лидарности, воспитание духа братства,
им возможно более правильную линию взаимопомощи. Перечисленные зада-
поведения в отношении переустройства чи, как видим, связаны как с развитием
форм быта хозяйства и т.д. [10, с. 50]. способностей и умений действовать и
В 20-х гг. ХХ в. наряду с понятием действовать сообща, на общую пользу,
«воспитание» в работах В.В. Зеньковс- так и с развитием социальных чувств,
кого, Н.Н. Иорданского, А.Г. Калашни- I ' У 7 которые, по его словам, часто слабо вы-
кова, Н.К. Крупской, А.П. Пинкевича, ражены, они где-то в «недрах души» и
С.Т. Шацкого часто используется поня- наиболее ярко переживаются в кризис-
тие «социальное воспитание» в контексте ные моменты. Именно поэтому они тре-
развивающейся социальной педагогики. буют особого внимания педагогов к их
Само понятие, как можно сделать вы- выявлению и выражению.
вод, было призвано отражать социаль- В.В. Зеньковский не сводил социальное
ный смысл воспитания (В.В. Зеньковский, воспитание только к пониманию классо-
С.Т. Шацкий), детерминированность вос- вых, политических или национальных
питания социальными факторами и од- отношений, определяя его как более мас-
новременно осуществление его силами штабное, не сводимое к восприятию тех
общества (Н.Н. Иорданский, А.Г. Калаш- или иных частных социальных проявле-
ников, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич). ний. Опасность акцентирования внима-
В трактовках В.В. Зеньковского, ния при воспитании социального идеала
С.Т. Шацкого это не только и не столько на классовых или политических противо-
детерминированность сущности, задач, речиях он видел в торможении развития
организации воспитания спецификой как личности, так и самого общества, в то
среды, действительностью, в которой время как в социальном воспитании он
живет личность, сколько, вероятно, усматривает путь разрешения «социаль-
глубинные сущностные характеристи- ного вопроса» и возможность способс-
ки процессов и результатов развития твовать прогрессу социального строя.
и воспитания личности, такие как со- Трактуя так социальное воспитание, он
циальность, отношение к социальному видел в нем возможность повышения
миру, характер потребностей и мотива- эффективности других форм воспита-
ции, - то, что В. В. Зеньковский назы- ния в достижении их целей.
вал «социальные силы души» [5, с. 298]. Таким образом, анализ категории
Соотнося «социальное воспитание» с «воспитание» в аспекте проблемы «лич-
«воспитанием», он разводил эти поня- ность и общество» показывает имма-
тия по целевым установкам: воспитание нентную интегрированность в нем со-
направлено на подготовку к жизни во- циальных и индивидуальных смыслов.
обще, на развитие индивидуальности Это нацеливает современных педагогов
в человеке, социальное воспитание на на развитие у детей в равной степени
воспитание солидарности, на осознание индивидуальных и социальных начал,
ценности человеческого общения. В ка- чтобы тем самым создать у них возмож-
честве его задач он выдвинул следую- ности для успешного вживания в обще-
щие: развитие социальной активности, ство, для установления впоследствии
воспитание способности подниматься отношений взаимно продуктивных как
над личными эгоистическими замысла- для личности, так и для общества.
Список
ктик
1. Блонский П. П. Избранные педаг кая, А. Д. Сергеева. М. : Изд. АПН Р
2. Вентцель К. Н. Этика и педагоги твенности и воспитания в свете тео жизни и сознания). Т. 1. Этика творч
3. Гастев А. Юность, иди! М., 1923
4. Гастев А. Восстание культуры.
5. Зеньковский В. В. Психология д
6. Иорданский Н. Н. Вопросы-тем М., 1926. 77 с.
7. Иорданский Н. Н. Основы и пра
8. Калашников А. Г. Очерки ма воспитания. М. : Работник просвеще
9. Каптерев П. Ф. Избранные педаг ньева. М. : Педагогика, 1982. (Пед. б
10. Крупенина М. Основы социал кой педагогики / под ред. ЦБЮП п
11. Крупская Н. К. Педагогические ева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева.
12. Макаренко А. С. Сочинения :
13. Мудрик А. В. Общение в проце гогическое общество России., 2001.
14. Мудрик А. В. Введение в социа ческой психологии., 1997. 65 с.
15. Пинкевич А. П. Основные проб
16. Пинкевич А. П. Основы советс
17. Роков Г. О выработке идеала в питания. 1896. № 3. С. 1-29.
18. Сорока-Росинский В. Н. Педа М. : Педагогика, 1991. (Пед. б-ка).
19. Стоюнин В. Я. Избранные пед нок. М. : Педагогика, 1991.
20. Шацкий С. Т. Педагогические со
огические произведения / сост. Н. И. Блонс-СФСР, 1961.
орческой личности (проблемы нравс-свободного гармонического развития й личности. М., 1911.
ка тв рии еско 72 с. Харьк етств мы п
а с рксис ния, огиче ка). ьног ри сочи [. : П. 7 т. ссе в 320 с.
литературы
о
оциального воспитания. М., 1925. 390 с. тской педагогики. Т. 1. Социология 1929.
ские сочинения / под ред. А. М. Арсе-
о воспитания// Вопросы пролетарс-РЛКСМ. М., 1925. С. 50. нения : в 6 т. / под ред. А. М. Арсень-едагогика, 1978-1980.
М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957. оспитания : учеб. пособие. М. : Педа-
л
ов,1923. 44 с.
а. М. : Академия. 1996. 347 с. практике социального воспитания.
льную педагогику. М : Институт практи-
емы современной школы. Пг., 1924. 109 с. кой педагогики. М., 1929. нравственном воспитании // Вестник вос-
гогические сочинения / сост. А. Т. Губко. агогические сочинения / сост. Г. Г. Саве-чинения : в 4 т. М. : Изд-во АПН, 1962.