Научная статья на тему 'Категория «Святость» в эстетических воззрениях Н. А. Бердяева'

Категория «Святость» в эстетических воззрениях Н. А. Бердяева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
360
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.А. БЕРДЯЕВ / СВЯТОСТЬ / КРАСОТА / ДУХОВНОСТЬ / ЭСТЕТИКА / ТВОРЧЕСТВО / ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ляшенко П. В.

В статье рассматривается категория «святость» в свете философско-эстетических взглядов Н.А. Бердяева, которые автор статьи представляет в тесной связи с эстетической категорией «красота».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF «HOLINESS» IN THE AESTHETIC VIEWS OF N.A. BERDYAEV

The article deals with the category of «holiness» in the light of philosophical and aesthetic views, N.A. Berdyaev, that author of the article isin close connection to the aesthetic category of «beauty».

Текст научной работы на тему «Категория «Святость» в эстетических воззрениях Н. А. Бердяева»

Ляшенко П.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: Lyashenkopavel@rambler.ru

КАТЕГОРИЯ «СВЯТОСТЬ» В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ

Н.А. БЕРДЯЕВА

В статье рассматривается категория «святость» в свете философско-эстетических взглядов

Н.А. Бердяева, которые автор статьи представляет в тесной связи с эстетической категорией «красота».

Ключевые слова: Н.А. Бердяев, святость, красота, духовность, эстетика, творчество, гениальность.

В современном российском обществе на рубеже социальных преобразований и реформ произошла смена ценностных, мировоззренческих ориентаций, которая создала условия для активного научного освоения духовного наследия православной культуры, переосмысления русской религиозной философии в различных ее аспектах. Специфика переживаемого исторического периода усилила научный интерес к вопросам, связанным с осмыслением человеческого бытия, к рассмотрению эстетической роли категории «святость» в процессе духовного становления, которая была предметом изучения в философии Николая Александровича Бердяева (1874-1948).

Приступая к рассмотрению вопроса святости в воззрениях Н.А. Бердяева, необходимо подчеркнуть, что в философии русского мыслителя эстетическое имеет фундаментальное значение. Николай Александрович Бердяев, в поле зрения которого было рассмотрение вопросов красоты, искусства и выразительных форм, занимался теоретической разработкой эстетики в свете православия. Философ в своем труде «Самопознание» отмечает: «Один мой товарищ по ссылке...сказал мне: «Неизвестно, что у вас будет на вершине вашей башни, которую вы хотите строить над человеческими жилищами, может быть, это красота»» [3, с. 127]. Из данного высказывания, видна первостепенная роль красоты в философско-эстетическом миропонимании Н.А. Бердяева. Эстетическое усматривается Бердяевым в красоте, высший предел которой подразумевается им в Боге, он утверждает, что «Бог есть свобода, красота, любовь, смысл, все, о чем мечтает человек, чего хочет, что любит, и все это, как абсолютная мощь, как сущая сила» [1, с. 87]. Тем самым, красота для философа - есть «сущая сила», способная на преображение человеческого бытия.

Русский мыслитель в своей философии особое место уделяет категории «святость», которая неразрывно связана с эстетической катего-

рией «красота». Религиозно-этическая по своей сути категория «святость» переосмысливается Н.А. Бердяевым в локусе эстетического. Николай Александрович отмечал, что «мы очень нуждаемся в эстетическом освящении религиозной жизни» [1, с. 87]. Мыслителем велась разработка философских идей о «святости» как эстетической категории, в общем русле идеи об эстетическом освящении религиозной жизни.

Рассмотрение категории святости в эстетических воззрениях Бердяева вызвало необходимость выяснить дефиницию данного понятия. Приведем несколько определений:

1. Святость, священное, сакральное (лат. Sacer, франц. Sacre, англ. Sacred) - категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения [8, с. 962].

2. Святость - неопределимое единство абсолютных ценностных качеств (М. Шелер)...; высший, героический идеал духовного подвига, ведущего к обожению, богоуподоблению (святоотеческая традиция) [17, с. 430].

Тем самым, святость - это Божественное, явленное в земном, ставящее объект в особый ранг, обожения достигнутого с помощью божественной благодати и определенных действий: духовного подвига или духовного творчества, которые ведут к гармонии, духовному единству «Я» с Абсолютом.

Бердяев в своей философии излагает понимание категории святость следующим образом, это высшая духовная сила, победа над миром [2, с. 110]. Следовательно, святость - есть высшая духовность, которая связывалась философом с отчуждением от мирового процесса, переходом в ноуменальное и приобщенностью к абсолютному через развитие творческих потенций направленных на самосовершенствование. Так святость, для Бердяева, особый вид творчества,

направленный на духовное преображение личности [11, с. 430]. Человек обладает огромной силой и могуществом, а значит в состоянии развиваться, стремиться к бесконечности духовного самосовершенствования. Творчество, по мысли Бердяева, необходимый элемент развития богочеловеческого Я. Творчество человека должно быть устремлено к красоте, лишь в этом стремлении преобразятся все недостатки человеческого бытия. Философ пишет: «тот, кто поклонился красоте, не может уже поклониться самому себе, обоготворить только человеческое, так как, отведав сладкого, не пожелаешь горького. Культивировать в себе эстетические переживания - значит развивать в себе прекрасное, то есть что-то высшее, чем я сам, сверхчеловеческое начало, приближающее к Богу» [6, с. 465]. Святость, по мысли Бердяева, лежит в области творчества, гармонизации и красоты, в этом заключается антропоцентризм мировоззрения русского философа. Божественная сущность человека лежит в творческом порыве и прорыве к иному миру, к истинной Красоте заключенной в Боге. Бог призывает человека к познанию красоты, Николай Александрович утверждает, что «Красота есть Божья идея о твари, о человеке и мире» [2, с. 214]. Тем самым, красота - есть последняя цель человечества в достижении святости. Святость связывалась Бердяевым с достижением красоты, а святое с прекрасным. Прекрасное понимается им прежде всего как духовное. Человек, мир, все сотворенное, есть не только прекрасное, но реально есть сама красота. Святой познает истинную Красоту, путем постоянного вглядывания в мир трансцендентный. Именно такое, эстетическое созерцание красоты природы, по словам Бердяева, предполагает активный прорыв к иному миру. Сущностная, истинная красота есть уже иной мир за этим миром. Созерцание иного и духовного, умного мира предполагает преодоление земного мира, отделяющего человека от Бога и духовного мира. В созерцании высшего, прекрасного, гармонического созерцающий переживает момент творческого экстаза [3, с. 223]. В эстетическом миросозерцании, как основной характеристике святого подвижника, уже усматривается божественное, трансцендентное. Любое стремление к красоте, есть прорыв в иное, надземное существование.

Человек выступает как созидатель и творец культуры, то есть сотворец, тем самым природа человека исключительно творческая. По нашему мнению, у Бердяева лишь творчество, может даровать истинное бытие и святость. По словам В.А. Межина, рассуждающего об идеале Н.А. Бердяева, «Бог порождает сотворца-по-мошника, чтобы по сотворении устроить мир в

соответствии со своей и человеческой волей. Именно как сотворцу ему дана воля, разум, чувства, вкус, желание созидать» [9, с. 94]. Следовательно, Бердяев воспринимает человека как творящего субъекта, который становится божественным сотворцом. Для этого ему изначально даны:

- во-первых, воля для стремления к подвижничеству, стяжания в себе Красоты;

- во-вторых, разум для обуздания стихийной человеческой природы;

- в-третьих, чувства для поиска истинной Красоты;

- в-четвертых, вкус для создания красоты, истинного творчества;

- в-пятых, желание созидать, без которого человек был бы творчески пассивен - лишь с условием обладания всеми этими качествами человек становится богочеловеком, достигает познания красоты Абсолюта.

Тварное бытие по мысли Бердяева, предрасположено к творчеству. Так, А.Н. Иванов замечает, что Н.А. Бердяев рассматривает бытие мира как «тварное» бытие, где «тварность» есть творчество, или «творческое развитие в Боге, выход Его из одиночества, зов Божьей Любви». И этот творческий акт продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном Творцу [8, с. 66]. Тем самым, человек изначально создан, сотворен, для того чтобы продолжить божественное дело по преображению материального бытия, должен одухотворить его. Человек становится творящей тварью, подобным творцу и достигнутая святость - это признак и реальный показатель духовного становления. Согласно Бердяеву, Бог истинный Творец, Творец из ничего, Личность. Человек же личностью, богочеловеком становится как творец культуры. Человек имеет не только земное, социальное или природное, но и небесное бытие, «человек имеет богочеловеческий опыт, вся религиозная и духовная жизнь отсюда проистекает, и это свидетельствует о существовании трансцендентального человека за человеком природным» [5, с. 112]. Согласно этому, можно сказать, что Бердяев практически уравнивает человека и Бога в святости. Человеческая личность наделяется творческим потенциалом, тождественным божественному.

Понимая категорию «святость» как творческое совершенствование бытия на путях к красоте, Н.А. Бердяев, дополняет понятие святости понятием гениальности и отмечает, что «гениальность есть иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный пути святости» [4, с. 173]. Значит, святость и гениальность имеют общее религиозное начало, по Бердяеву. Русский мыслитель ут-

верждает, что святость - есть гениальность: «святому может быть присуща гениальность в само-творчестве, в превращении себя в совершенную, просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать» [2, с. 120]. Тем самым, можно говорить, о отождествлении святости и гениальности в творчестве философа. Путь творчества красоты как показатель гениальности признается им единственно верным в достижении святости. В данных мыслях Н.А. Бердяев придерживается линии мысли Ф. Ницше, который в одной из своих ранних работ «приравнивает художника к святому, причем и саму святость понимает в «земном» смысле, как способность отдать всего себя людям и миру» [7, с. 176]. Совершенство человеческого бытия, святость есть долг человека и возможно лишь как совершенство высшей Гармонии, высшей Красоты. Сам Н.А. Бердяев отмечал, что гениальность человека отображает в нем образ Бога-Творца. Исходя из этого, заметим, что гениальность заключается в созидании божественного. Сообразно своим философским представлениям Бердяев выстраивает «новый концепт святости», в котором данная категория предстает выражением свободного, ничем не обусловленного творчества красоты и противопоставляется представлениям о святости в традиционном христианстве. Н.А. Бердяев утверждает, что во всякой подлинной творческой гениальности накоплялась святость творческой эпохи, святость иная, более жертвенная, чем святость аскетическая и каноническая. Гениальность и есть иная святость,

но она может быть религиозно осознана и канонизирована лишь в откровении творчества. Гениальность - святость дерзновения, а не святость послушания [4, с. 173]. Трактуя позицию русского мыслителя, отметим, что гениальность как категория «светского сознания» может быть осознана и канонизирована с позиций религии лишь при наличии креативного начала, свойственного и присущего божественной субстанции и понимаемого как целостный «художественно-эстетический акт» [10, с. 16]. Все «духовные практики» рассматриваемые церковью как пути в достижении святости, такие как молитва, аскеза, послушание, заменяются Бердяевым лишь одним - творчеством. На наш взгляд, Н.А. Бердяев в данной мысли проводит специфическую «секуляризацию» одного из основных «столпов» православной веры, святости. Сущность проводимой «секуляризации» заключается в том, что гениальность как только светская категория наделяется сакральными функциями, присущими святости.

Итак, категория «святость» рассматривается Н.А. Бердяевым как эстетическое совершенство, безграничная красота. В воззрениях на данную категорию Бердяев выступает как «бунтарь» против устоявшихся норм и традиций в православии, где религиозная категория «святость» дополняется и практически заменяется светским понятием гениальности. Главным в достижении святого состояния, по Бердяеву, признается не аскеза, молитва, послушание, а творчество на путях к истинной Красоте.

14.03.2011

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / сост. В.В. Сапова. - М.: Канон+, 1999. - 464 с.

2. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М.: КНИГА, 1991. - 445 с.

3. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. // Сочинения: в 2 т. - М.: Искусство, 1994. - Т. 2. - 542 с.

4. Бердяев Н.А. Истина и откровение. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996. - 155 с.

5. Бердяев Н.А. Демократия и мещанство // Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. (1900-1906 гг.) / Сост. и ком. В.В. Сапова. - М.: Канон, 2002. - 656 с.

6. Евлампиев И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая шк., 2002. - 582 с.

7. Иванов А.Н. Человек - существо «самоопределяющееся» // Человек: горизонты духовного развития: Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. - Оренбург, 2009. - С. 61-71

8. Межин В.А. Н.А. Бердяев: воспитательный идеал и реальный человек // Педагогика. - 1993. - №1. - С. 88-96.

9. Самохвалова В.И. Творчество: божественный дар; космический принцип; родовая идентичность человека. - М.: РУДН,

2007. - 538 с.

10. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресина и А.А. Гусейнова - М., 2001. - С.430

Сведения об авторе:

Ляшенко П.В., аспирант кафедры правоведения Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: Lyashenkopavel@rambler.ru

UDC 111.853 Lyashenko P.V.

Е-mail: Lyashenkopavel@rambler.ru

THE CATEGORY OF «HOLINESS» IN THE AESTHETIC VIEWS OF N.A. BERDYAEV

The article deals with the category of «holiness» in the light of philosophical and aesthetic views, N.A. Berdyaev, that author of the article isin close connection to the aesthetic category of «beauty».

Key words: N.A. Berdyaev, holiness, beauty, spirituality, aesthetics, creativity, genius.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.