Бизнес в законе
6’2014
6.3. КАТЕГОРИЯ «СРОК»
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИИ НА РЫНКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
Ярковая Олеся Николаевна, заместитель генерального директора
Место работы: ООО «КАРИТЭК»
ivsa_09@rambler.ru
Аннотация: Задача: На сегодняшний день принято и действует новое законодательство об энергоснабжении в части регулирования рынка электрической, тепловой энергии, а также в области поставки воды и оказания услуг водоотведения. Одновременно обновлена правовая регламентация отношений в сфере договорного регулирования тепловой энергии. В этой связи возникла необходимость исследования вопросов, связанных со сроками в анализируемом экономическом сегменте. Несмотря на это, до сих пор данные вопросы не исследованы, что и предопределило необходимость обращения к анализу заявленной проблематики.
Модель и методы: при исследовании категории «срок» в законодательстве об энергоснабжении на рынке тепловой энергии автор применял различные методы исследования, как-то: исторический, системно-структурный, а также иные методы теоретического и эмпирического исследования.
Выводы: по итогам проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: 1) законодательство о теплоснабжении использует категорию «срок» как применительно к конструкции самого договора, так и к его отдельным условиям, например, цена (тариф); 2) государственное регулирование ценообразования в части определения срока действия тарифа сочетает в себе черты публичных и частных начал; 3) срок договора не только может выступать собственно в качестве договорного условия (то есть условия, подлежащего согласованию в тексте соглашения), но и быть тем фактором, который влияет на формирование иных договорных условий.
Практическое значение: полученные в результате исследования выводы могут использоваться в рамках проводимой законотворческой работы, а также в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Ключевые слова: рынок тепловой энергии, цена, договор, энергоснабжение, условие договора, тепловая энергия, срок
CATEGORY «TERM» IN THE LEGISLATION ABOUT THE SUPPLY ON THE MARKET OF THERMAL ENERGY
Yarkovaya Olesya N., deputy CEO Work place: JSC «KARITEK»
ivsa_09@rambler.ru
Annotation: Background: today accepted and new legislation about energy in terms of market regulation of electric and thermal energy, as well as in the supply of water and provision of sanitation services. At the same time updated the legal regulation of relations in the sphere of contractual regulation of thermal energy. In this connection there was a necessity of research questions associated with the terms in the analyzed economic segment. Despite this, so far these issues have not been investigated, and determined the need for recourse to the analysis of the stated problem.
Materials and methods: in the study of the category of «term» in the legislation about energy supply for thermal power market, the
author used different research methods, such as historical, systemic and structural, as well as other methods of theoretical and empirical research.
Results: the results of the conducted research the author came to the following conclusions: 1) the law on heat supply uses the category of «time» as applied to construction of the Treaty itself, and to its specific conditions, for example, the price (rate); 2) state regulation of pricing in the definition of the term tariff validity combines public and private began; 3) duration of the contract not only can act itself as a contractual conditions (i.e. conditions to be agreed in the agreement), but also to be a factor that affects the formation of other contractual terms.
Conclusion: the resulting research findings can be used as part of an ongoing legislative work, as well as in the activities of government bodies and bodies of local self-government.
Keywords: thermal power market, price, contract, the power supply condition of the contract, thermal energy, term
Вторым по значимости условием, после цены, выступает категория «срок», которая представляет собой «побочное определение в сделке, откладывающее осуществление или прекращение ее юридических последствий до наступления какого-либо события и который может быть начальным или конечным» [2, с. 170-171].
В законодательстве о теплоснабжении особое место уделяется категории «срок», что связано в основном с тем, что «все существующее протекает во времени» [5, с. 318]. В частности, подпункт 5 пункта 1 статьи 7 Федерального законам от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает в качестве одного из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов. В связи с этим названная статья предоставляет сторонам возможность использования конструкции тарифов, действующих на долгосрочной основе. Логичным продолжением данной нормы выступают законодательные положения о возможности заключения долгосрочных договоров теплоснабжения. Так, пункт 3 статьи 10 Закона о теплоснабжении закрепляет право теплоснабжающей организации и потребителя на заключение долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) с установлением долгосрочного тарифа на реализуемую потребителям тепловую энергию (мощность).
Таким образом, Закон о теплоснабжении использует категорию «срок» как применительно к самой конструкции договора, так и ценам (тарифам), что связано главным образом с принципом обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (подпункт 6 пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Переходя к исследованию срока действия тарифов (цены договора) необходимо учитывать, что по общему правилу срок действия установленного тарифа на тепловую энергию и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год. В этом значении условие срока действия тарифа - императивное требование закона, что также подтверждается пунктом 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении, устанавливающим возможность изменения срока действия тарифа лишь законом либо решением Правительства РФ.
70
Ярковая О. Н.
КАТЕГОРИЯ «СРОК» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИИ НА РЫНКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
В то же время, если между теплоснабжающей организацией и потребителем заключен долгосрочный договор теплоснабжения, то орган регулирования устанавливает долгосрочный тариф в соответствии с условиями договора (пункт 3 статьи 10 Закона о теплоснабжении). Это правило само по себе свидетельствует о появлении в государственном регулировании ценообразования начал диспозитивности и усмотрения сторон, влекущих за собой определенные юридико-правовые последствия (в рассматриваемой ситуации - фактически предоставленное субъективное право влиять на срок действия тарифа со стороны участников правоотношения).
В силу изложенного можно говорить, что государственное регулирование ценообразования сочетает в себе черты публичных и частных начал, в связи с чем верно утверждение В. А. Бублика, который, подчеркивая частно-публичный характер предпринимательства, говорит о необходимости установить ту грань, до которой допустимо использование публичных начал в организации гражданско-правовых отношений и регламентации хозяйственных связей. По его мнению, интегральным критерием этой допустимости выступает категория интереса субъектов права [1, с. 12-13]. Содержание анализируемой нормы пункта 3 статьи 10 Закона о теплоснабжении как раз и есть ярко выраженный принцип учета интересов обеих сторон правоотношения на рынке тепловой энергии, так как интерес - важнейшая исходная доминанта, детерминанта и индикатор социальной и экономической активности [1, с. 34]. Более того, именно метод правового регулирования в соответствии с принципами соразмерности и другими общими принципами права направлен на выделение интересов субъектов правоотношений [4, С. 58].
Относительно применения категории срок к самой договорной конструкции энергоснабжения на рынке тепловой энергии следует отметить ее особую важность в отношениях по поставке тепловой энергии (теплоносителя) в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года. Так, пункты 9 и 10 статьи 10 Закона о теплоснабжении предусматривают возможность заключении долгосрочных (на срок более чем один год) договоров теплоснабжения, в которых цена определяется соглашением сторон. В то же время государственное регулирование цен (тарифов) в отношении объема тепловой энергии, теплоносителя, продажа которых осуществляется по таким договорам, не применяется.
Изложенное позволяет сделать вывод, что срок договора не только может выступать собственно в качестве договорного условия (то есть условия, подлежащего согласованию в тексте соглашения), но и быть тем фактором, который влияет на формирование иных договорных условий (в рассматриваемом случае таковым выступает цена), включая и возможность исключения государственного вмешательства в обязательственные отношения сторон. Этот вывод является дополнительным подтверждением наличия методы частно-публичного регулирования отношений на рынке тепловой энергии, «обусловленной наличием опосредованного публичного интереса в регулировании конкретных частноправовых отношений» [3,с. 65].
В качестве одного из аспектов применения категории срок является его использование в отношениях по подключению (технологическому присоединению) к
системе теплоснабжения. Речь идет о так называемых нормативных сроках подключения к системе теплоснабжения объектов капитального строительства, которые устанавливаются правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ. Основное назначение данной категории заключается в том, что теплоснабжающая либо теплосетевая организация обязан подключить объект капитального строительства потребителя к сетям инженерно-технического обеспечения в течение данного периода времени. Это обстоятельство само по себе свидетельствует о невозможности рассмотрения данного вида срока в качестве условия договора, так как оно уже определено на уровне нормативного акта и не подлежит изменению либо дополнительному согласованию сторонами.
Наконец, категория срока может выступать в качестве основания для взыскания теплоснабжающей организацией т. н. недополученных доходов в порядке, предусмотренном пунктами 6 - 6.6. статьи 10 Закона о теплоснабжении. При этом указанные нормы были включены в текст Закона о теплоснабжении лишь Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения». В свою очередь подписание этого акта выступило следствием принятия Конституционным Судом РФ Постановления 29 марта 2011 г. № 2-П, где впервые была озвучена проблема «выпадающих доходов».
На основе проведенного анализа, автор настоящей статьи пришел к следующим выводам:
1. Закон о теплоснабжении использует категорию «срок» как применительно к конструкции самого договора, так и ценам (тарифам), что связано главным образом с принципом обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (подпункт 6 пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
2. Государственное регулирование ценообразования в части определения срока действия тарифа сочетает в себе черты публичных и частных начал, ярким примером чего выступает содержание пункта 3 статьи 10 Закона о теплоснабжении, закрепляющее принцип учета интересов обеих сторон правоотношения на рынке тепловой энергии.
3. В свою очередь, срок договора не только может выступать собственно в качестве договорного условия (то есть условия, подлежащего согласованию в тексте соглашения), но и быть тем фактором, который влияет на формирование иных договорных условий (в рассматриваемом случае таковым выступает цена), включая и возможность исключения государственного вмешательства в обязательственные отношения сторон. Этот вывод является дополнительным подтверждением наличия методы частно-публичного регулирования отношений на рынке тепловой энергии.
71
Бизнес в законе
6’2014
Список литературы:
1. Бублик В. А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 353 с.
2. Васьковский Е. В. Учебник гражданского права. М.: Статут, 2003. 382 с.
3. Голубцов В. Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. 249 с.
4. Дедов Д. И. Юридический метод. М.: Волтерс Клувер, 2008. 160 с.
5. Кольченко А. И. Механизм, методы и способы правового регулирования в сфере энергетики // Пробелы в российском законодательстве. № 1. 2014. 271 с.
6. Курбанов Р. А. Правовое регулирование электроэнергетики и атомной энергетики (Мексика) // Пробелы в российском законодательстве. № 4. 2014. 245 с.
7. Рыженков А. Я. Принцип добросовестности в обновленном гражданском законодательстве // Пробелы в российском законодательстве. № 3. 2013. 171 с.
8. Сарбаш С. В. Исполнение договорного обязательства. М.: Статут, 2005. 636 с.
Reference list:
1. Bublik V. A. Public and private law beginning in the civil-legal regulation of foreign economic activity: author. dis. ... dr. jorid. sciences. Ekaterinburg, 2000. 353 s.
2. Vaskovsky E. V. Textbook of civil law. M.: Statut, 2003. 382 s.
3. Golubtsov V. G. A Combination of public and private began in the regulation of property relations with the state. SPb.: Legal center Press, 2005. 249 s.
4. Dedov D. I. Legal method. M.: Walters Kluwer, 2008. 160 s.
5. Kolchenko A. I. Mechanism, methods and techniques of legal regulation in the sphere of energy // Gaps in the Russian legislation. №. 1. 2014. 271 s.
6. Kurbanov R. A. Legal regulation of electricity and nuclear energy (Mexico) // Gaps in the Russian legislation. №. 4. 2014. 245 s.
7. Ryzhenkov A. J. The Principle of good faith in the updated civil law // Gaps in the Russian legislation. №. 3. 2013. 171 s.
8. Sarbash S. V. Performance of a contractual obligation. M.: Statut, 2005. 636 s.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ярковой Олеси Николаевны на тему: «Категория
«срок» в законодательстве об энергоснабжении на рынке тепловой энергии»
Тема статьи, избранная Ярковой Олесей Николаевной, для своего исследования, относится к числу актуальных и не до конца исследованных. Так, вопросы, связанные со сроками, в современном обществе занимают одно из доминирующих мест в области защиты прав человека и их реализации субъектами прав. Более того, со сроками связана реализация иных договорных условий на рынке тепловой энергии (реализация производственных и инвестиционных программ, сроки заключения и исполнения договора, порядок вывода в ремонт объектов топливно-энергетического комплекса и др.). Можно назвать еще целый ряд причин и условий, свидетельствующих об актуальности и необходимости специального анализа категории «срок» как условия договора энергоснабжения на рынке тепловой энергии и одного из ключевых понятий законодательства об энергоснабжении, который провела в своей работе О. Н. Ярковая.
Весьма серьезной является научная и учебная основа исследования. Автор на достаточно высоком научном уровне проанализировал законодательство и подзаконные акты Российской Федерации об энергоснабжении, материалы судебной и иной практики.
Рецензируемая работа представляет собой комплексное исследование теоретических и практических правовых вопросов. Автором раскрываются особенности категории «срок» как существенного условия и как особой конструкции в сфере законодательства об энергоснабжении на рынке тепловой энергии.
Результатом исследования явились теоретические выводы и обобщения, а также предложения по совершенствованию российского законодательства и практики его применения.
В целом статья О. Н. Ярковой соответствует установленным для аналогичных работ требованиям и рекомендуется для публикации в публичной печати.
Заслуженный деятель науки РФ,
д.ю.н., профессор,
зав. кафедрой предпринимательского права
ФГБОУ ВО УрГЮУ
В. С. Белых
72