Горалевич Е.А.
категория преемственности в развитии современных функций российского государства
Цель: Исследование преемственности как специфического способа развития процесса функционирования государства.
методология: Использовались историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
результаты: Изучая советский опыт государственного развития в концепции преемственности по отношению к функционированию государства, можно определить перспективы развития деятельности государства на современном этапе. Исследование процессов преемственности помогает сконцентрироваться на содержании функций государства советского периода и экстраполировать его на современные потребности государства, а также обобщить опыт становления и развития новых сформировавшихся функций.
новизна/оригинальность/ценность: Статья раскрывает положения, обладающие научной новизной, так как в ней сформулированы некоторые аспекты особенностей развития современных функций государства на основе выработанных критериев советского учения о функциях государства.
Ключевые слова: динамические свойства государства, преемственность, современные функции государства, функции органов государственной власти.
Goralevich E.A.
the category of continuity in the development of modern functions of the Russian state
purpose: The study of continuity as a specific method of development of process of functioning of the
Methodology: Historical and legal, comparative legal and formal legal methods was used.
Results: Studying the Soviet experience of state development in the concept of succession in relation to the functioning of the state, it is possible to determine the prospects of development of activity of the state at the present stage of its development. Study of the processes of continuity helps to concentrate on the volume of the contents of the functions of the state of the Soviet period and extrapolate this content on the needs of the state, and to generalize the experience of formation and development of the newly formed functions.
Novelty/originality/value: The article reveals the position, possessing the scientific novelty, as in the content formulated some aspects of the peculiarities of modern state functions on the basis of the developed criteria of the Soviet doctrine of state functions.
Keywords: advocacy profession history, advocate-defender, professional rights of advocate.
В переходный период становления и развития российского государства существенное значение приобретает обращение ученых к доктрине прошлых лет, к её адекватному и рациональному применению в рамках нового времени. «Отрицание непреходящего характера правовых ценностей, выработанных длительной историей человечества, пренебрежение преемственными связями, объективно существующими между различными этапами развития права и государства, делает крайне проблематичной возможность выбора верных стратегических линий взаимосвязи истории и современности страны, определения правильных ориентиров на будущее» [1].
Проблематика преемственности права на современном этапе развития государства вызывает все больший научный интерес, но пока данное исследование не получило широкого обоснования. Такой результат был вызван резкой критикой
преемственности права Российской империи по отношению к советскому праву. Существенный вклад в изучение данного вопроса внес теоретик В.К. Бабаев. Исследуя проблематику понимания права как единую и в то же время противоречивую систему, он упоминал, что характеристика права тесно связана с действием или функционированием государства в сфере закона отрицания отрицания [2].
Большинство советских ученых отказывались признавать взаимосвязь советского права с дореволюционным. Более того, о понятии «преемственность» не упоминалось и в 60-е г. XX века, правоведы исключали саму постановку вопроса о какой-либо взаимосвязи дореволюционной и социалистической системы права [3]. В качестве примера можно привести тезис В.П. Морозова: «Советское право как юридическое учреждение не знает преемственности» [4].
евразийская -
> 1 (26) 2017 <
- адвокатура
Аналогичную точку зрения можно встретить и в современный период развития отечественной науки. Так, А.Ю. Тихомиров в одной из своих работ пишет: «В нашем государстве с победой советской власти социалистическое право полностью отторгло старые дореволюционные нормы» [5]. В дополнение к этому Ю.Е. Аврутин выступает с такой же позицией о том, что в 1917 году преемственность между русским и советским правом прервалась. С началом действия «революционного порядка», заменившего понятие «законность», понятие «возведенная в закон воля пролетариата» заменило такое важное понятие, как «право» [6].
Как же влияют процессы преемственности на государство? Государство, безусловно, существует как целостная динамическая система. Одним из элементов данной системы выступают функции государства, теоретическое исследование которых также восходит к закону отрицания отрицания.
Как пишет в своей работе В.К. Бабаев, развивая мысль о влиянии диалектического закона на развитие государственно-правовых явлений, функции государства являются самыми подходящими способами реализации государственной цели и тех положений, где отражаются основные задачи государства [7]. На современном этапе развития учения о функциях государства существует острая проблема выработки единой стратегии функционирования государства, так как функции непосредственно выражают целевые направления государства. В доктрине и в самом построении механизма деятельности государства сложилась тенденция отрицания непреходящего характера правовых ценностей, выработанных длительной историей нашего государства, пренебрежения преемственными связями между переломными этапами развития государства [1]. Отсутствие комплексного подхода в изучении деятельности государства определяет необходимость исследования правопреемственности функций государства.
В.К. Бабаев выявил неразрывно связанные между собой элементы проявления закона отрицания. Их он трактовал как устранение негативного старого, не отвечающего условиям государства в настоящем времени, и сохранение старого положительного, необходимого для прогресса развития государственно-правовых явлений [2].
Применяя закон отрицания непосредственно в учении о функциях государства, необходимо понимать, что именно подталкивает к коренному изменению стратегических направлений государства. Преемственность государственных явлений образует некоторые особенности, например,
действие закона отрицания имеет прямую зависимость от социального критерия. В государстве народ, классы, различные другие социальные группы - это составляющие элементы общественной силы, которые осуществляют непосредственные действие для функционирования государства [8]. В процессе реализации функций государства преемственность может прослеживаться между государственными и негосударственными институтами, между правовыми и неправовыми формами осуществления функций государства. Поэтому необходимо зафиксировать основные подходы в преемственности функций государства.
В учении о функциях государства существует позиция, в основе которой лежит идея изменения содержания функций государства при переходе его на другой уровень развития. В некоторых других версиях это изменение называют отмиранием функций системы предыдущего уровня развития государства. Это не совсем верно. Несовершенство данной концепции в том, что происходит смешение категорий функций государства и понятий цели и задач государства [9]. В процессе трансформации государства функции остаются неизменными, меняется содержание цели и задач государства.
Н.А. Рябинин утверждает, что процессы перехода государства на другой уровень развития, вне зависимости от того, прогрессивным он является или регрессивным, будут способствовать модернизации содержания функций, но не их отрицания, а также обновлению и наполнению их новым содержанием [9]. В поддержку позиции современного ученого можно привести мнение С.Л. Франка, который полагал, что само «отрицание не может быть отрицаемо в абсолютном смысле, но оно, с сохранением своего положительного значения, должно быть предопределено в своей абсолютности» [10].
В рамках исследования преемственности мы проанализируем процесс изменения содержания экономической функции государства. В советском государстве данная функция именовалась хозяйственно-организаторской. Содержание этой функции государства включало достаточно большое количество направлений деятельности: деятельность по управлению социалистическим производством, государственное планирование, оперативное управление, распределение национального дохода, материально-техническое снабжение, контроль народного потребления [11].
Жесткое планирование и излишнее воздействие на экономическую сферу привело к кризисным явлениям, что повлияло на изменение про-
eurasian -
> 1 (26) 2017 <
- advocacy
цесса вмешательства государства в экономику в сторону снижения такого контроля. Данные меры реализовались в рамках реформ и основывались на положениях неолиберализма: рынок самостоятельно решит все проблемы, и вмешательства государства не нужно. В процессе реформ была произведена массовая приватизация, общественные институты перешли в частный сектор.
Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года № 297 «О мерах по либерализации цен» [12] и Постановлением Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 года № 55 «О мерах по либерализации цен» [13] осуществилась либерализация цен в стране. Был сделан большой шаг для регулирования цен на основной перечень товаров, работ, услуг путем принятия Указа Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28 февраля 1995 года № 221 [14] и Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [14]. Несмотря на огромный перечень мероприятий для перехода на другой уровень развития государства и общества, данная политика положительными результатами не увенчалась и лишь отразила необходимость государственного регулирования в экономической сфере.
Конечно, в рамках различных факторов (не только экономических, но и политических, социальных) российское государство перешло на новый этап развития, и, соответственно, содержание экономической функции трансформировалось только в государственное воздействие субъектов, оказание поддержки и взаимовыгодное сотрудничество.
Современная экономическая функция государства ориентируется на саморегулирующуюся экономику с неотъемлемым государственным контролем и взаимодействием. Содержание современной функций включает в себя: правовое обеспечение реализации экономических правоотношений; гарантированность условий развития всех форм собственности; защиту конкурентной борьбы; возникновение и поддержку инфраструктуры экономической системы; поддержку малого предпринимательства; государственное планирование; обеспечение экономической безопасности; регулирование экономической деятельности во внешних отношениях.
Влияние преемственности содержания функции положительно для развития современного государства. Но, так как в учении есть положение, свидетельствующее об обратной тенденции
трансформации функций государства, нужно четко понимать, что не все функции получили свое эффективное действие через процесс отрицание отрицания. Н.А. Рябинин для более глубокого изучения подобного рода явлений предлагает разделить преемственность, он формулирует для этого критерий «по основанию прогрессивности». Тем самым преемственность в функциях государства можно разделить на способствующую прогрессивному развитию и являющуюся фактором, замедляющим развитие государства [9]. Похожий критерий, по которому можно разграничить преемственность в праве, называет Г.В. Швеков, определяя прогрессивную и реакционную преемственность в праве [15]. Такой критерий классификации преемственности помогает качественно определить трансформацию содержания функций, начиная с советского периода и до современного этапа развития государства. Преемственность в функциях государства может обладать как позитивным, так и негативным значением в развитии и переходе государства на другой этап. В рамках данного тезиса сформулировано очень точное понимание того, что преемственность сосредотачивает результаты развития, не важно, какого оно характера, и заключает в них нереализованные возможности [8].
Под регрессивным вариантом преемственности в функциях государства имеются в виду, например, ситуации, когда государство самостоятельно уходит от осуществления своих функций [16]. В научной литературе высказывается мнение о том, что государство на современном этапе его развития пренебрегает мерами для эффективной реализации своих функций [17]. Так, Б.К. Бабаев приводил конкретный пример по поводу игнорирования государством своей политической функцией [7]. Также высказывается мысль о роли в современном государстве идеологической функции, которая в сравнении с советским периодом сейчас утратила свое значение. Статья 6 Конституции СССР от 7 октября 1977 года и Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 года закрепляла руководящую роль КПСС и коммунистическую идеологию в качестве государственных. Сейчас в Российской Федерации не только нет официально господствующей идеологии, более того, в статье 13 Конституции РФ закреплено, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [18]. В данной ситуации негативная форма преемственности вызвала крайнюю степень отрицания идеологической функции. Но, несмотря даже на такое положение, не следует торопиться и делать
евразийская -
1 (26) 2017
- адвокатура
вывод о том, что данная функция окончательно самоликвидируется. На наш взгляд, необходимо помнить, что отрицание представляет собой звено диалектики. Государство в рамках функционирования всегда проявляется в динамике, в развитии. Поэтому нельзя делать вывод о том, что идеологическая функция прекратила свое существование. Модернизировалось лишь содержание данной функции, можно даже предположить, что произошло некое расширение, так как теперь в реалиях современной действительности появилось идеологическое многообразие.
На современном этапе развития государства проявляется тенденция появления новых функций в результате преобразования функций органов государственной власти. При оценке такой тенденции в науке опять можно применить закон отрицания. В этом случае он применяется в отношении направления деятельности органов государственной власти. Проанализируем его на примере относительно новой функции государства - информационной. В учении о функциях государства советского периода об информационной функции не упоминается. Как же она тогда сейчас получила такое широкое распространение в литературе, если, по нашему мнению, функции государства неизменны, динамично только их содержание? Как отмечает А.Н. Васенина, особенность генезиса информационной функции характеризуется тем, что в советский период она существовала пассивно в состоянии «подфункции», в пределах функции государственных органов [19].
С возникновением информационного общества и развитием процессов глобализации ряд общественных отношений модернизировался в отношения, непосредственно связанные с информацией. Для эффективного функционирования подобного рода отношений возникла острая необходимость закрепления на государственном уровне основных задач в информационной сфере. В результате преемственность в функциях государства сработала так, что данное направление стало одним из основных в деятельности государства, значит, в рамках учения о функциях можно говорить о преобразовании содержания информационной функции государственных органов путём обособления в самостоятельную функцию на уровне государства.
Процессы преобразования менее существенных в рамках учения функций государственных органов коснулись федеративной функции [20], антикоррупционной функции [21] и некоторых других. Такие формы обособления функций об-
разуют с каждым годом все больше позиций в классификации функций государства по критерию сферы деятельности, и этот перечень не может носить исчерпывающий характер из-за динамических свойств государства и общества.
Пристатейный библиографический список
1. Рыбаков В.А. Преемственность в отечественном праве в переходный период: общетеоретические вопросы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2009. С. 2.
2. Бабаев В.К. Советское право как логическая система. М., 1978. С. 70.
3. Ушаков А.А. Методологические основы и законодательный метод в советском правотворчестве // Ученые записки. 1966. № 147. С. 179.
4. Морозов В.П. Правовые взгляды и учреждения при социализме. M., 1967. С. 39.
5. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000. С. 171.
6. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. СПб., 2003. С. 182-183.
7. Бабаев В.К., Бабаев С.В. Функции современного российского государства: учеб. пособ. Н.Новгород, 2001. С. 6.
8. Литвинович Ф.Ф. Преемственность в праве: вопросы теории и практики. Уфа, 2000. С. 16.
9. Рябинин Н.А. Преемственность государственности: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 66.
10. Хрестоматия по философии: учеб. пособ. / сост. П.В. Алексеев. М, 2009. С. 491.
11. Цивадзе Д.Ю. Развитие экономической функции советского государства. М, 1970. С. 42.
12. Ведомости СНД РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1878.
13. СП РФ. 1992. № 1-2. Ст. 8.
14. Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 859, 997.
15. Швеков Г.В. Преемственность в праве. М., 1983. С. 15.
16. Купцова О.Б. Преемственность в функциях государства // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 289.
17. Буховец А.Н. Идеологическая функция государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 28.
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. 4 апреля. № 31. Ст. 4398.
19. Васенина А.Н. Информационная функция современного российского государства: дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 30.
20. Штукин В.В. Федеративная функция современного государства: сравнительный анализ российского и германского опыта: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
21. Акопов С.Н. Антикоррупционная функция российского государства и гражданского общества: проблемы теории и практики: дис. . канд. юрид. наук. Пятигорск, 2007.
eurasian -
> 1 (26) 2017 <
- advocacy
References (transliterated)
1. Rybakov V.A. Preemstvennost' v otechestvennom prave v perehodnyj period: obshheteoreticheskie voprosy: avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. Omsk, 2009. S. 2.
2. Babaev V.K. Sovetskoe pravo kak logicheskaja sistema. M., 1978. S. 70.
3. Ushakov A.A. Metodologicheskie osnovy i zakono-datel'nyj metod v sovetskom pravotvorchestve // Uchenye zapiski. 1966. № 147. S. 179.
4. Morozov V.P. Pravovye vzgljady i uchrezhdenija pri socializme. M., 1967. S. 39.
5. Tihomirov Ju.A. Kollizionnoe pravo. M., 2000. S. 171.
6. Avrutin Ju.E. Policija i milidja v mehanizme obe-spechenija gosudarstvennoj vlasti v Rossii. SPb., 2003. S. 182-183.
7. Babaev V.K., Babaev S.V. Funkcii sovremennogo ros-sijskogo gosudarstva: ucheb. posob. N.Novgorod, 2001. S. 6.
8. Litvinovich F.F. Preemstvennost' v prave: voprosy teorii i praktiki. Ufa, 2000. S. 16.
9. Rjabinin N.A. Preemstvennost' gosudarstvennosti: voprosy teorii i praktiki: dis. ... kand. jurid. nauk. Ekaterinburg, 2001. S. 66.
10. Hrestomatija po filosofii: ucheb. posob. / sost. P.V. Alekseev. M, 2009. S. 491.
11. Civadze D.Ju. Razvitie jekonomicheskoj funkcii sovetskogo gosudarstva. M, 1970. S. 42.
12. Vedomosti SND RSFSR. 1991. № 52. St. 1878.
13. SP RF. 1992. № 1-2. St. 8.
14. Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. № 10. St. 859, 997.
15. Shvekov G.V. Preemstvennost' v prave. M., 1983. S. 15.
16. Kupcova O.B. Preemstvennost' v funkcijah gosudarstva // Juridicheskaja tehnika. 2011. № 5. S. 289.
17. Buhovec A.N. Ideologicheskaja funkcija gosudarstva: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2002. S. 28.
18. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // SZ RF. 2014. 4 apre-lja. № 31. St. 4398.
19. Vasenina A.N. Informacionnaja funkcija sovremennogo rossijskogo gosudarstva: dis. ... kand. jurid. nauk. N. Novgorod, 2007. S. 30.
20. Shtukin V.V. Federativnaja funkcija sovremennogo gosudarstva: sravnitel'nyj analiz rossijskogo i germansk-ogo opyta: dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2002.
21. Akopov S.N. Antikorrupcionnaja funkcija rossijsk-ogo gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva: problemy teorii i praktiki: dis. ... kand. jurid. nauk. Pjatigorsk, 2007.
EURASIANILEGALIPORTAL
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
наш портал состоит из следующих разделов:
a Законопроекты a Принятые законы a Судебная практика a Пресс-релизы a Юридические статьи a Юридические вузы a Юридическая школа в лицах a Новости a Наши партнеры a Институт законодательства a Бесплатная юридическая консультация
www. eurasialegal. info
целями проекта являются:
1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.
2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).
Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.