Научная статья на тему 'Категория «Организационно-правовой механизм» в контексте защиты субъектов правоотношений'

Категория «Организационно-правовой механизм» в контексте защиты субъектов правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1265
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ЗНАЧЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чёрная Ольга Олеговна

Цель: Исследование категории «организационно-правовой механизм» в контексте защиты субъек-тов правоотношений. Методология: Использовались формально-юридический, юридико-лингвистический методы научного познания. Результаты: В статье рассматривается категория «организационно-правовой механизм» в контексте защиты субъектов правоотношений. Проведен анализ термина «механизм» применительно к государственно-правовым явлениям. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью. Автором формулируется определение организационно-правового механизма защиты это открытая динамическая система институтов (правовых норм и адекватных им организаций), обеспечивающих права и законные интересы субъектов, основой которой являются социально активные индивиды-участники соответствующих общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category «organizational legal mechanism» in the context of protection of subjects of legal relationship

Purpose: Research of the category «organizational legal mechanism» in the context of protection of subjects of legal relationship. Methodology: Formally-legal, juridical-linguistic methods of scientific knowledge were used. Results: The article analyzes the category «organizational legal mechanism» in the context of protection of subjects of legal relationship. The analysis of the term «mechanism» in relation to the state and legal phenomena is carried out. Novelty/originality/value: Article has high scientific value. The author formulates definition of an organizational legal mechanism of protection it is open dynamic system of the institutes (precepts of law and the organizations adequate to them) providing the rights and legitimate interests of subjects, a basis which socially active individuals-participants of the corresponding public relations.

Текст научной работы на тему «Категория «Организационно-правовой механизм» в контексте защиты субъектов правоотношений»

Чёрная О.О.

категория «организационно-правовой механизм» в контексте защиты субъектов правоотношений

Цель: Исследование категории «организационно-правовой механизм» в контексте защиты субъектов правоотношений.

Методология: Использовались формально-юридический, юридико-лингвистический методы научного познания.

Результаты: В статье рассматривается категория «организационно-правовой механизм» в контексте защиты субъектов правоотношений. Проведен анализ термина «механизм» применительно к государственно-правовым явлениям.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью. Автором формулируется определение организационно-правового механизма защиты - это открытая динамическая система институтов (правовых норм и адекватных им организаций), обеспечивающих права и законные интересы субъектов, основой которой являются социально активные индивиды-участники соответствующих общественных отношений.

Ключевые слова: организационно-правовой механизм, правовое регулирование, определение, значение, правовые явления.

Chernaya O.O.

CATEGORY «ORGANIZATIONAL LEGAL MECHANISM» IN THE CONTExT OF PROTECTION OF

subjects of legal relationship

Purpose: Research of the category «organizational legal mechanism» in the context of protection of subjects of legal relationship.

Methodology: Formally-legal, juridical-linguistic methods of scientific knowledge were used. Results: The article analyzes the category «organizational legal mechanism» in the context of protection of subjects of legal relationship. The analysis of the term «mechanism» in relation to the state and legal phenomena is carried out.

Novelty/originality/value: Article has high scientific value. The author formulates definition of an organizational legal mechanism of protection - it is open dynamic system of the institutes (precepts of law and the organizations adequate to them) providing the rights and legitimate interests of subjects, a basis which socially active individuals-participants of the corresponding public relations.

Keywords: organizational legal mechanism, legal regulation, definition, value, legal phenomena.

В настоящее время в юриспруденции активно применяется категория «организационно-правовой механизм», позволяющая, как думается, адекватно выразить всю глубину и полноту реальной правовой жизни в соответствующих сферах общественных отношений.

Отметим, что термин «механизм» применительно к государственно-властным явлениям встречается в правовой литературе уже в начале ХХ в. Например, французский исследователь М. Леруа писал о механизме административных учреждений и критиковал «тайный механизм государства», в котором «скрываются власть, произвол, безответственность и некомпетентность» [7].

Вместе с тем, термин «механизм» применительно к государственно-правовым явлениям нуждается в точном определении.

Это обусловлено, прежде всего, различными значениями слова «механизм» и относительно недавним его употреблением в русском языке без какого-либо переносного смысла в отношении различных общественных процессов.

Так, у В.И. Даля «механизм» - это исключительно «машинное устройство» [4]. Проходит время, и С.И. Ожегов раскрывает основное значение слова «механизм» как «внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие»; только к этому значению применимо прилагательное «механический». Однако С.И. Ожегов фиксирует и переносное значение, где «механизм» - «система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности», например «государственный механизм». Это ещё не обязательное употребление слова, не основное, а расширительное, скорее индивидуальное или метафорическое, но оно уже существует [10].

Современное словоупотребление гораздо шире. Большой толковый словарь русского языка, подготовленный в Институте лингвистических исследований РАН, так раскрывает его значение: механизм (от греч. «машина, орудие»): 1. Совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения; устройство машины, при-

eurasian -

> 5 (24) 2016 <

- advocacy

бора, аппарата и т. п.; 2. (чего и с определением) Внутреннее устройство, система чего-либо (государственный механизм, механизм власти); 3. разговорное - Методика; 4. (чего) Совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т. п. явление [2].

Таким образом, в современном понимании применительно к государственно-правовым явлениям механизм - это система, то есть совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, определяющая порядок той или иной юридически-значимой деятельности.

В области юриспруденции невнимание к точному определению понятия «механизм» привело к тому, что само использование этого термина иногда воспринимается как попытка рецидива механицизма (то есть метода познания, признающего механическую форму движения материи единственно объективной: «мир есть машина») [12]. Однако при таком подходе можно прийти к выводам о возможности исследования правовых явлений лишь на основе механицизма и праве как «машинном устройстве», что неверно.

Г.В. Мальцев отмечал, что, исходя из механико-математических научных парадигм XVIII в., в юридической науке утверждался своего рода «конструктивизм, в котором отразился общий взгляд на мир как рационализированную машину, действующую по законам ньютоновской механики. Слова «юридический механизм», «механизмы юридического регулирования, правотворчества, правоприменения» сегодня занимают почтенное место в лексиконе юриста. Его нисколько не смущает механический характер юридико-институциональных устройств, напротив, он видит в них то, чего сильно не хватает сложной, хаотизированной, текучей реальности, - четких соотношений по заданной схеме, движения элементов согласно рассчитанному вектору (...). Если о конституции либо о юридическом институте говорят, что они «работают как часы», то это высокая похвала их создателям. В практическом плане образ часового механизма как идеала для правового регулирования, действия правовой системы весьма привлекателен. Но есть одно обстоятельство, которое в теоретико-методологическом смысле делает этот образ неудобным для права: он оставляет в стороне существование последнего в качестве сверхсложной динамической системы, буквально врастающей в свою социальную среду, способной при известных условиях самонастраиваться и саморазвиваться» [8].

Заметим, что подобное отношение к человеческой деятельности отстаивал и выдающийся отечественный мыслитель, академик Г.И. Вернадский, который писал: «Человек как всякое живое природное (или естественное) тело неразрывно связан с определенной геологической оболочкой нашей планеты - биосферой, резко отличной от других ее оболочек, строение которой определяется ее своеобразной организованностью и которая занимает в ней как обособленная часть целого закономерно выражаемое место. Живое вещество, так же как и биосфера, обладает своей особой организованностью и может быть рассматриваемо как закономерно выражаемая функция биосферы. Организованность не есть механизм. Организованность резко отличается от механизма тем, что она находится непрерывно в становлении, в движении всех ее самых мельчайших материальных и энергетических частиц. В ходе времени - в обобщениях механики и в упрощенной модели - мы можем выразить организованность так, что никогда ни одна из ее точек (материальная или энергетическая) не возвращается закономерно, не попадает в то же место, в ту же точку биосферы, в какой когда-нибудь была раньше. Она может в нее вернуться лишь в порядке математической случайности, очень малой вероятности» [3].

Применение же в правоведении общей теории систем, как указывает Г.В. Мальцев, приводит к выводу о том, что «право, правовое регулирование - это не механизм, не конгломерат отдельных структур, не агрегат рационально соединенных элементов, приводимых в движение конструктором или инженером (законодателем или правоприменителем), но открытая динамическая система, обладающая качествами единства и целостности, активно взаимодействующая со средой, социальной и природной. (...) Под воздействием системного подхода (...) юрист научился придавать серьезное значение вероятностному развитию событий, санкционировать и обеспечивать их нормальный, естественный ход там, где раньше он стремился извне управлять процессами по четко заданной программе. В результате этого методика правового регулирования стала более разнообразной и гибкой, в практику входят новые «свободные» правовые формы, расширяется действие принципа диспозитивности, усиливается начало интерактивности во взаимодействии юридических субъектов» [8].

Тем не менее, попытки объяснить «правовой механизм» в духе механицизма (или, по Г.В. Мальцеву, «конструктивизма») имеют место.

В частности, исследуя судебное толкование права в механизме защиты прав и свобод человека, А.И. Рулев пишет: «Механизм определяется как устройство или приспособление, которое функционирует автоматически, в силу своей внутренней конструкции, не обладает свободой выбора и поэтому дает в высокой степени ожидаемый и гарантированный результат. Разумеется, правовые механизмы по своей социальной природе никоим образом не могут быть «очищены» от человеческой субъективности, поскольку базируются исключительно на активности конкретных лиц и социальных групп» [11]. В данном рассуждении налицо смешение различных смысловых значений слова «механизм», на что мы и указывали выше.

А.И. Рулев дает следующее определение исследуемого им явления: «Механизм защиты прав человека - это динамическая система факторов, обеспечивающих устранение незаконных препятствий при осуществлении юридически закрепленных социальных возможностей индивида. В структурную модель механизма входят: управо-моченный субъект, правосознание управомочен-ного субъекта, нормативно-правовое основание, выбор способа защиты нарушенного права, действия управомоченного субъекта по защите своих прав, субъект, содействующий защите нарушенного права (государственные органы, общественные организации, международные организации и др.), компетенция субъекта, содействующего защите права, правосознание лиц, содействующих защите права, действия органов и организаций, содействующих защите права (юридическая квалификация, принятие решения, реализация мер защиты), результат защиты права» [11].

Обратим внимание, что А.И. Рулев говорит об «устранении незаконных препятствий», способе «защиты нарушенного права», то есть применяет термин «защита» лишь в аспекте восстановления права после совершенного деликта. Однако вызывает сомнение не столько ограниченность цели функционирования, но и суть такого механизма. Прежде всего, примененное А.И. Рулевым слово «фактор» означает «существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению» [2]. Следовательно, речь идет о некоей «системе обстоятельств», к которым, по А.И. Рулеву, относятся и субъект, и законодательство («нормативно-правовое основание»), действия субъекта и правозащитных организаций, их правосознание и результат защиты. С таким подходом трудно согласиться, так как субъекты правоотношений не могут рассматриваться как не более чем «об-

стоятельства, способствующие устранению препятствий»; вряд ли в данном контексте обоснован и «отрыв» правосознания от его носителя.

В работе К.Д. Шаймарданова конституционно-правовой механизм защиты основных прав человека и гражданина рассматривается как гарантированная конституционным законодательством система общепризнанных внутригосударственных и межгосударственных институтов, действие и взаимодействие которых направлено на предотвращение нарушений основных прав человека и гражданина или их восстановление в случае нарушения, а равно и возмещение вреда, причиненного нарушением; по структуре он представляет собой систему органов, в которую входят внутригосударственный механизм и межгосударственный механизм [17]. В этом определении законодательство выводится за пределы собственно механизма защиты (оно только его «гарантия»); механизм же - это система относительно самостоятельных органов, образующих отдельные механизмы защиты.

По существу, К.Д. Шаймарданов сводит конституционно-правовой механизм защиты к тому явлению, которое определяется рядом ученых как «механизм государства» (В.Д. Корельский, В.М. Сырых, В.Н. Хропанюк и др.) [6, 13, 15] либо, без применения этой дефиниции, как система государственных органов, практически осуществляющих функции государства (В.Е. Чиркин, Ю.А. Тихомиров) [14, 16], в данном случае функцию правозащиты.

Категория «организационно-правовой механизм» используется и при характеристике других правовых явлений. Например, Е.В. Марьин, анализируя организационно-правовой механизм экологического аудита, пишет, что под таковым «следует понимать совокупность принципов, управленческих процедур и механизма правового регулирования отношений по организации и осуществлению экологического аудита, направленных на охрану окружающей среды и рациональное, эффективное использование природных ресурсов, а также на достижение экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» [9]. Таким образом, Е.В. Марьин в понятие организационно-правового механизма исследуемого им явления включает: принципы; управленческие процедуры; механизм правового регулирования соответствующих отношений; цели применения вышеуказанных элементов.

Исследуя проблемы защиты интересов Российской Федерации, В.П. Иванов указывает, что

eurasian

> 5 (24) 2016 <

- advocacy

организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов «представляет собой систему юридических форм и методов декларирования и отстаивания интересов государства посредством взаимообусловленного и взаимодействующего функционирования государственного аппарата, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с принципом разделения властей» [5].

В целом же можно констатировать, что в понятие организационно-правового механизма учёные включают то элементы механизма государства, то элементы механизма правового регулирования [1].

Представляется, что, будучи сложной динамической системой, функционирующей в условиях рисков и социальной энтропии, организационно-правовой механизм сочетает элементы механизма государства и механизма правового регулирования, представляя собой совокупность правовых предписаний (законодательство в широком смысле) и наделенных соответствующей компетенцией государственных органов, реализующих эти предписания в той или иной юридически значимой деятельности.

В свою очередь, организационно-правовой механизм защиты - это открытая динамическая система институтов (правовых норм и адекватных им организаций), обеспечивающих права и законные интересы субъектов, основой которой являются социально активные индивиды - участники соответствующих общественных отношений.

Пристатейный библиографический список

1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001. С. 316-319.

2. Большой толковый словарь русского языка / Институт лингвистических исследований РАН; гл. ред. д-р филол. наук С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2006. С. 539.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 22.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. С. 274.

5. Иванов В.П. Организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2003. С. 86.

6. Корельский В.М. Механизм государства // Теория государства и права: учебник для юрид. вузов и факультетов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Пере-валова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 153-154.

7. Леруа М. Эволюция государственной власти (Синдикаты чиновников) / пер. с фр. В.С. Елпатьевского. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1907. С. 76-118.

8. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. С. 63-64.

9. Марьин Е.В. Организационно-правовой механизм экологического аудита: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 6-е изд., стереотип. М.: Сов. энциклопедия, 1964. С. 6, 341.

11. Рулев А.И. Судебное толкование права в механизме защиты прав и свобод человека (проблемы теории и практики): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 16.

12. Старостин Б.А. Механицизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. II. С. 561-562.

13. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. С.А. Чибиряев. М.: Былина, 1998. С. 37-40.

14. Тихомиров Ю.А. Государство: монография. М.: Норма - ИНФРА-М, 2013. С. 143-148.

15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учеб. пособ. для высш. учеб. завед. / под ред. проф. В.Г. Стре-козова. М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. С. 134-139.

16. Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Меж-дунар. отношения, 2001. С. 199-230.

17. Шаймарданов К.Д. Конституционно-правовой механизм защиты основных прав человека и гражданина в Российской Федерации и ее субъектах (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2003. С. 8, 12.

References (transliterated)

1. Alekseev S.S. Voshozhdenie k pravu. Poiski i resh-enija. M.: NORMA, 2001. S. 316-319.

2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka / Institut lingvisticheskih issledovanij RAN; gl. red. d-r filol. nauk S.A. Kuznecov. SPb.: Norint, 2006. S. 539.

3. Vernadskij V.I. Filosofskie mysli naturalista. M.: Nauka, 1988. S. 22.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka: v 4 t. T. 2. M.: OLMA-PRESS, 2004. S. 274.

5. Ivanov V.P. Organizacionno-pravovoj mehanizm obe-spechenija gosudarstvennyh interesov Rossijskoj Federacii: monografija. M.: JuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2003. S. 86.

6. Korel'skij V.M. Mehanizm gosudarstva // Teo-rija gosudarstva i prava: uchebnik dlja jurid. vuzov i fakul'tetov / pod red. V.M. Korel'skogo i V.D. Perevalova. M.: NORMA-INFRA-M, 1998. S. 153-154.

7. Lerua M. Jevoljucija gosudarstvennoj vlasti (Sindi-katy chinovnikov) / per. s fr. V.S. Elpat'evskogo. SPb.: Tip. T-va «Obshhestvennaja Pol'za», 1907. S. 76-118.

8. Mal'cev G.V. Sodal'nye osnovanija prava. M.: Norma, 2007. S. 63-64.

9. Mar'in E.V. Organizacionno-pravovoj mehanizm jekologicheskogo audita: avtoref. dis. . kand. jurid. nauk. M., 2009. S. 9.

10. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka. 6-e izd., stereotip. M.: Sov. jenciklopedija, 1964. S. 6, 341.

11. Rulev A.I. Sudebnoe tolkovanie prava v mehanizme zashhity prav i svobod cheloveka (problemy teorii i prak-tiki): avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Saratov, 2009. S. 16.

12. Starostin B.A. Mehanicizm // Novaja filosofskaja jenciklopedija: v 4 t. / Institut filosofii RAN; Nac. obshh.-nauchn. fond. M.: Mysl', 2010. T. II. S. 561-562.

13. Syryh V.M. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik / otv. red. d-r jurid. nauk, prof. S.A. Chibirjaev. M.: Bylina, 1998. S. 37-40.

14. Tihomirov Ju.A. Gosudarstvo: monografija. M.: Norma - INFRA-M, 2013. S. 143-148.

15. Hropanjuk V.N. Teorija gosudarstva i prava: ucheb. posob. dlja vyssh. ucheb. zaved. / pod red. prof. V.G. Streko-zova. M.: Dabahov, Tkachev, Dimov, 1995. S. 134-139.

16. Chirkin V.E. Sovremennoe gosudarstvo. M.: Mezh-dunar. otnoshenija, 2001. S. 199-230.

17. Shajmardanov K.D. Konstitucionno-pravovoj meh-anizm zashhity osnovnyh prav cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii i ee sub#ektah (na primere Respubliki Tatarstan): avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Kazan', 2003. S. 8, 12.

уважаемые ученые,

ПРЕПОДАВАТЕЛИ, АСПИРАНТы, СОИСКАТЕЛИ,

практикующие юристы, адвокаты, нотариусы!

Редакция научно-правового журнала «Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата» приглашает вас принять участие в формировании последующих номеров журнала.

Журнал выходит 1 раз в 3 месяца (март, июнь, сентябрь, декабрь). Срок выхода статьи - 3 месяца.

Основные направления журнала

С учетом того, что журнал с 2008 г. решением ВАК включен в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (по праву), редакция журнала заинтересована в публикациях результатов научных исследований, связанных с деятельностью адвокатуры и нотариата, судебной власти, правоохранительных органов, - как теоретических выводов, положений, так и материалов, раскрывающих практический опыт деятельности, конкретных рекомендаций, предложений их совершенствования. Также нас интересуют вопросы истории и теории государства и права, правовых отраслей, профессионального юридического образования.

Кроме этого в журнале могут быть опубликованы рецензии на докторские, кандидатские диссертации, тезисы выступлений на научно-практических конференциях, симпозиумах и другие материалы, представляющие интерес для наших читателей.

СЙЁ)

УЧЕНЫЕ ТРУДЫ

российской академии

адвокатуры и нотариата

веб-сайт: www.raa.ru электронная почта: nauka-raa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.