Научная статья на тему 'Категория образности как средство репрезентации концепта «Природа» (на материале поэтических текстов Н. Рубцова)'

Категория образности как средство репрезентации концепта «Природа» (на материале поэтических текстов Н. Рубцова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
279
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНОСТЬ / ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА / IMAGE / SYSTEM OF IMAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пустовалова А. А.

В настоящей статье рассматривается вопрос о категории образности как средстве репрезентации концепта «природа». Совокупность образных средств в их взаимодействии друг с другом составляет систему. Среди образных средств важную роль в познании и художественном осмыслении мира играют эпитеты, сравнения и метафоры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The category of images as a way of representation of concept «nature» (on the material of poetry by N. Rubtcov)

This article is about the category of image as the way of representation concept «nature». The totality of images in its interaction with each other forms the system of images. The epithets, comparisons and metaphors are important image ways as cognition and artistic meaning of world.

Текст научной работы на тему «Категория образности как средство репрезентации концепта «Природа» (на материале поэтических текстов Н. Рубцова)»

// Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации: труды и материалы Всерос. науч.-практ. конф., 19-20 февр. 2008 г.: в 2 ч. Тюмень, 2008. Ч. 1. С. 230.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002. С. 462.

8. Большая советская энциклопедия URL: http://slovari.yandex.ru. Загл. с экрана.

9. Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2007. С. 749-750.

10. Определитель деревьев и кустарников средней полосы России в осенне-зимний период / сост. А.С. Боголюбов, О.В. Васюкова, М.В. Кравченко, Н.С. Лазарева. М., 2002. URL: http:// www.ecosystema.ru. Загл. с экрана.

11. Пискунова С.В., Левина В.Н. Взаимодействие реального и художественного мира в тексте

как отражение ментального пространства // Междунар. конгр. по когнитивной лингвистике: сб. материалов / отв. ред. Н.Н. Болдырев. Тамбов, 2008. С. 565-568.

Поступила в редакцию 30.10.2008 г.

Akulinina E.P. Fitonim «asp»: reflection of mentality of Russian people in the Pasternak’s creation. The article is devoted to problems of anthropological linguistics. The article deals with the fitonim “asp” in the structure of artistic works B. Pasternak’s, which reflects the writer’s vision of the world and mentality of Russian people. Floristic text units illustrate the original style of B. Pasternak and with their help reader receives supplementary information.

Key words: anthropological linguistics, floristic text unit, vision of the world, fitonimy, literary text.

УДК 882

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗНОСТИ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ Н. РУБЦОВА)

© А.А. Пустовалова

В настоящей статье рассматривается вопрос о категории образности как средстве репрезентации концепта «природа». Совокупность образных средств в их взаимодействии друг с другом составляет систему. Среди образных средств важную роль в познании и художественном осмыслении мира играют эпитеты, сравнения и метафоры.

Ключевые слова: образность, образная система.

Под образным строем языка понимается национально и культурно-исторически обусловленная система образов, метафорически реализованная в семантике языковых единиц, воспроизводимая в актах коммуникации и формирующая языковую картину мира носителей языка. Семантическим основанием категории образности выступает двуплано-вость значения языковой единицы, внутрисловным средством выражения - ее метафорическая внутренняя форма, внесловным средством выражения является образный контекст, актуализирующий семантическую функцию языковой единицы. Языковые единицы образного строя языка имеют план выражения - лексический состав и план содержания - понятийный уровень, включающий образные представления, отражающие направления метафоризации (в широком смыс-

ле слова) исходного признака и способ его ассоциативного воплощения в языке.

Структура образного значения лексемы включает: 1) предметно-понятийный план -«денотатив» образного значения, отражающий представление о называемых предметах, свойствах, процессах, ситуациях; 2) связанный с ним ассоциативно-образный план -«ассоциатив» образного значения, включающий представление о предметах, свойствах, процессах, ситуациях, уподобляемых называемым; 3) представление о признаках, ассоциативно связывающих первые два компонента - «символ» образного значения» [1].

Итак, образная лексика системой своих значений, имеющих трехкомпонентную структуру (денотатив, ассоциатив и символ образного значения), репрезентирует результат метафорического (в широком смысле слова) моделирования различных сфер вне-

языковой действительности и воспроизводит типовые образные представления языковой культуры, составляющие концептуальный уровень образного строя языка.

Минимальными языковыми единицами, эксплицирующими типовые образные представления, выступают образные слова и выражения. Именно они, прежде всего, участвуют в категоризации и концептуализации, моделировании различных сфер внеязыковой действительности. Наряду с конкретными образными словами и фразеологизмами можно выделить комплексные единицы образного строя, которые представлены различными типами образных парадигм.

Понятие «парадигма образа» определяется Н.В. Павлович как «инвариант ряда сходных устойчивых смыслов, связанных отношением отождествления» [2]. На этой основе нами выделены частные образные парадигмы следующих типов: 1) эпитетные; 2) сравнительные; 3) метафорические, которые в своей совокупности образуют комплексную (общую) парадигму.

Важную роль в формировании художественной (поэтической) картины мира играет индивидуальная образная система автора, которая репрезентируется языковыми единицами, обозначающими определенные явления внеязыковой действительности в ассоциативной связи с другими явлениями, не тождественными обозначаемым, на основе их реального или мнимого сходства.

1) Крепко, как свежим хлебом,

Пахнет морозным снегом.

(Утром)

2) Вот снежинки, как белые пчелы,

Снова кружатся роем веселым.

(Зимняя ночь)

3) А дороги узкие,

Тихие, как дым.

(«Огороды русские...»)

14) Душа у тебя - я знаю теперь -

Пуста и темна, как сени...

(Много в жизни смешных потерь)

5) Ночь коротка. А жизнь, как ночь, длинна.

(«Ночь коротка.»)

6) А когда, будто кровь с земли,

Встало утро в красных лучах,

Моряки из села ушли...

(Г ерой)

7) Неужели одна суета Был мятеж героических сил И забвением рухнут леса На сиротские звезды могил?

(На кладбище)

8) Творя бессмертное творенье,

Смиряя бойких рифм дожди,

Тружусь.

(«Мой чинный двор.»)

Лексика поэтических текстов Н. Рубцова отражает индивидуальную творческую манеру автора, его концептуальные представления о природе, основой которых является стремление путем переноса физических характеристик человека и его эмоциональных состояний (деятельность человека, взаимоотношения человека и животных, стремление к космосу как к неизведанному и др.) на явления природного мира (и наоборот) утвердить природную основу человека, глубокую связь души с миром, поиск гармонии.

Явления природы в лирике Н. Рубцова сравниваются с самыми разнообразными реалиями окружающего мира, событиями человеческой жизни и др. Парадигмы природы многотипны, многофункциональны:

человек^птица,

9) И быстро, как ласточки, я в майском костюме На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке...

(«Я буду скакать .»)

10) Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

(«Тихая моя родина»)

растение^-музыкальный инструмент,

11) На громких скрипках дремучих сосен Играет буря!

(«По мокрым скверам.»)

листья^деньги,

12) И сыплет листья лес,

Как деньги медные...

(В лесу)

существо^транспорт,

13) Мне приятно даже мух гудение,

Муха - это тоже самолет.

(Подорожники)

органы-плод растения,

14) Голова, как спелый плод,

Отлетит от веток жизни?

(«Мы сваливать не вправе .»)

звук^вода,

15) В суровых буднях мужественным быть -Не то, что слушать музыку прибоя

И между дюн мечтательно бродить...

(Родное море)

16) Волны сквозь туманный чад,

Как рифмованные строчки,

Мелодически звучат

(На рейде)

воздушное пространство^экзистенциальное,

17) Плывут, плывут, как мысли, облака...

(Старая дорога)

дождь^экзистенциальное

18) Словно чья-нибудь месть, проливные дожди.

(На реке Сухоне)

Парадигмы, отражающие сравнение стихий, широко представлены в поэтическом языке Н. Рубцова:

19) Мир небес душа имеет,

А под ним - стихию волн...

(Душа)

20) Много серой воды, много серого неба,

И немного пологой, нелюдимой земли,

И немного огней вдоль по берегу...

(На реке Сухоне)

21) И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября.

(Сентябрь)

Систематичность и характерность этих сопоставлений - способ подчеркнуть цельность концепта ‘природа’. Лексическая выраженность данных сравнений разнообразна, поскольку разнообразны проявления природного мира.

Итак, лексика, репрезентирующая концепт ‘природа’ включает три слоя: образный (архаичные, глубинные образы, существующие в нашем сознании и составляющие основу концепта), ассоциативный (ассоциативные связи и впечатления, возникающие в ре-

зультате восприятия концепта), оценочный (оценка явления как элемента бытия, онтологической сущности, субъективная оценка с точки зрения признаков, свойств, характеристик концепта).

Образность слова активно взаимодействует с оценочностью, экспрессией, эмоциональностью, т. е. коннотативными признаками. Термин «коннотация» в наиболее общем смысле указывает на дополнительные, сопутствующие значения, информацию об отношении говорящего к обозначаемому предмету или явлению, включающую множество ассоциаций. Выражение отношения к теме сообщения - непременная составляющая акта коммуникации и художественного текста. В зависимости от коммуникативной ситуации высказывание может приобретать различный оценочный характер, а иногда и противоположную эмоционально-оценочную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направленность. Источниками для коннотации служат вызываемые предметом оценки, ощущения, эмоции, появляющиеся и результате соприкосновения с реалиями окружающего мира [3].

В результате создается совмещение представлений: добавочная информация,

присутствующая в тексте, совмещаясь с основной мыслью, вызывает цепь ассоциаций и создает единый, нерасторжимый образ в сознании читателя. Закономерно, что в выражении образных представлений и сопутствующих им оценок, экспрессии и др. важное значение приобретает человеческий фактор, поскольку носитель языка (автор текста) участвует в выборе средств языка и их организации для передачи информации:

22) Между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака...

(На реке Сухоне)

23) Много серой воды, много серого неба,

И немного пологой, нелюдимой земли,

И немного огней вдоль по берегу...

(На реке Сухоне)

24) Новых дней причудливая вязь...

(Долина юности)

Текстовая роль образных средств связана с реализацией их функций: номинативной, экспрессивной и ассоциативно-образной (ха-

рактеризующей, экспрессивной, эстетической).

25) Поезд мчался с грохотом и воем,

Поезд мчался с лязганьем и свистом,

И ему навстречу желтым роем

Понеслись огни в просторе мглистом.

(Поезд)

26) С веселым пеньем

В небе безмятежном,

Со всей своей любовью и тоской.

(«О чем шумят .»)

27) Нахмуренное, с прозеленью, небо

(Оттепель)

Как пели обозные сани

В безмолвии лунных снегов.

(Что вспомню я?)

28) И, головой упершись в воздух плотный,

Ногой на кнехт небрежно наступив.

(На вахте)

29) Пустынный свет на звездных берегах

(На вахте)

Образная система поэзии Н. Рубцова богата и многообразна. Она закономерно отражает внутреннее содержание поэтического текста, его настроение и ментальность. Поэтическая система языковых образных парадигм Н. Рубцова не обособлена, не замкнута, она соотносится с поэтическими системами, уже существующими в языке.

Совокупность образных средств в их взаимодействии друг с другом составляет

систему. Среди образных средств важную роль в познании и художественном осмыслении мира играют эпитеты, сравнения и метафоры. Как средства репрезентации концепта ‘ природа’ они позволяют наиболее ярко, наглядно моделировать внеязыковую действительность, осуществлять соотнесение текста с действительностью. Целесообразно подчеркнуть их взаимосвязь в структуре и семантике текста не только с точки зрения смыла, содержания, но и с точки зрения экспрессивной окраски, звукового состава, кон-натативных, оценочных характеристик и значений.

1. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 2004.

2. Юрина Е.А. Комплексное исследование образной лексики русского языка: автореф. дис. . д-ра филол. наук. Томск, 2005.

3. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

Поступила в редакцию 6.03.2009 г.

Pustovalova A.A. The category of images as a way of representation of concept «nature» (on the material of poetry by N. Rubtcov). This article is about the category of image as the way of representation concept «nature». The totality of images in its interaction with each other forms the system of images. The epithets, comparisons and metaphors are important image ways as cognition and artistic meaning of world.

Key words: image, system of images.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.