УДК 811.161.242:811.161.2'27
ББКШ141.14-51+Ш141.14-006.21 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.01
И. В. Култышева, О. С. Журавская
Нижний Тагил, Россия
КАТЕГОРИЯ КОМИЧЕСКОГО В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ВРАГА (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ)
АННОТАЦИЯ. Негативная информация о новой украинской власти, исходящая из официальных СМИ, способствует формированию в общественном сознании образа врага. В статье рассматривается то, каким образом поддержание и распространение подобного образа происходит через его репрезентации через категории комического в политической карикатуре. Образ врага является инвариантным компонентом духовной сферы общества во время любого военного конфликта. Он помогает вызывать чувство ненависти к противнику, оправдывать собственные агрессивные действия. Образ врага в немилитаризованном обществе используется главным образом в предвыборных технологиях, но в некоторых случаях миф о враге может служить для повышения уровня поддержки действующего правительства и доверия ему.
По тематике политические карикатуры, высмеивающие киевскую власть, разделяются на следующие группы: рисунки, указывающие на сходство действий новой украинской власти с действиями нацистских лидеров, на «антинародную» деятельность политической власти в Украине, подчеркивающие формальное/мнимое перемирие на Юго-Востоке Украины, высмеивающие строительство стены на границе Украины и России, отсутствие отопления в украинских домах и прочие бытовые неудобства, возникшие из-за разрыва отношений с Россией. Политические лидеры Украины в этом жанре представлены, как достаточно ограниченные, жадные и агрессивные люди, что формирует негативный образ страны в целом. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «образ врага»; категория комического; политическая карикатура.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Култышева Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил); 622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 57; e-mail: [email protected].
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Журавская Ольга Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и массовых коммуникаций; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил); 622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 57; e-mail: [email protected]
В связи с последними событиями на мировой политической арене в СМИ активно распространяется информация негативного характера, формирующая у людей определенный образ врага, который становится инструментом для достижения различных целей. Создание образа врага позволяет властям получить дополнительную поддержку и отвлечь население от многочисленных внутренних проблем, которые власть не может или не хочет решать. Наличие внешнего противника позволяет сплотить патриотически настроенное население вокруг власти. Образ врага, создаваемый политиками, поддерживается, тиражируется и внедряется в общественное сознание средствами массовой информации.
Нередко в репрезентации образа врага используют смеховую культуру, например, такие формы комического, как карикатура или анекдот. Такая форма репрезентации врага способствует снижению авторитета определенных политиков или политического строя в целом. Смеховая культура, являясь элементом художественно-эстетической деятельности, оказывает влияние на все сферы и уровни общественного сознания. Ее можно представить как культурный феномен, в котором выражается способность человека к комической оценке действительности.
Популярная художественная энциклопедия определяет карикатуру как «способ ху-
дожественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчеркивания отрицательных сторон жизненных явлений или лиц; сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений» [Популярная художественная энциклопедия].
М. Б. Ворошилова называет карикатуру своеобразным «зеркалом современности», правдиво отражающим изменения общественной и политической жизни. Большинство политических карикатур посвящены актуальным событиям в стране и мире, таким как избирательные кампании, политические реформы, коррупция, бюрократия, международные и внутренние конфликты, финансовый кризис, и отличаются критическим характером [Ворошилова 2007: 74].
А. В. Дмитриев отмечает многофункциональность карикатуры, которая, являясь формой невербального общения, служит одновременно политическим оружием и средством выражения политических требований [Дмитриев 1996: 115].
© Култышева И. В., Журавская О. С., 2016
Сатирическая функция политической карикатуры заключается в ее способности создавать комический эффект посредством развенчания, разоблачения и осмеяния значимых для представителей определенной культуры общественно-политических явлений. Сатирический эффект, в частности, зависит от успешного комбинирования вербальных и паралингвистических средств. Текст подписи под карикатурой сведен к минимуму для того, чтобы воздействие было главным образом визуальным. Размещается лишь несколько слов, которые используются для доведения до сознания основной идеи, а визуальный канал является доминирующим. С одной стороны, в основу политической карикатуры ложится авторский замысел, отражающий личное мнение о текущих событиях и явлениях в политической среде, с другой — карикатура несет на себе отпечаток национального коллективного сознания, поэтому изучение политической карикатуры является ценным источником информации об общественном сознании и значимых для него оценках политических взаимодействий. Специфика политической карикатуры заключается в ее метафорической основе, когда автор в рамках единого визуального образа представляет реальное политическое лицо, собирательный образ народа, страну и оценивает их деятельность.
Карикатурист, избавляясь от относительно неважных деталей, представляет тему в простейшем виде, понятном любому читателю.
Политический шарж характеризуется многочисленным использованием разных стилистических средств: цитации, квазицитации, аллюзии, фразеологического оборота, каламбура, метафоры, иронии и антитезы. Изобразительный компонент политической карикатуры включает в себя такие стилистические приемы, как квазиаллюзия, аллюзия, синекдоха, метафора, метонимия, синекдоха, ирония, антитеза, анимализация, персонификация [Артемова 2002: 112].
В ходе исследования мы рассматривали использование категории комического в репрезентации образа политического врага на примере сообщений, представленных в русскоязычном сегменте Интернета и посвященных политической ситуации в Украине и ее новой власти.
Обострение кризиса на Украине активизировало общественность, которая эмоционально включилась в обсуждение сложившейся политической ситуации, креативная (творческая) часть общества незамедлительно откликнулась на события, представив их собственную оценку, в том числе в ироничной, юмористической и саркастической форме.
Источниками для отбора материалов стали группы в социальных сетях, специализированные развлекательные сайты, а также новостные сайты: [Каталог российской карикатуры], [Политота] (юмористический сайт с шутками политической тематики), [Карикатуры] (раздел «Карикатуры» на сайте РИА «Новости»).
В ходе исследования было собрано и проанализировано 33 карикатуры. Рассматриваемый период — 2014 г. Представленные в источниках рисунки были сведены в 5 групп в зависимости от изображаемого объекта насмешки. Такими объектами в исследуемом материале стали:
• формальное/мнимое перемирие на юго-востоке Украины — 25 %;
• строительство стены на границе Украины и России — 21 %;
• отсутствие отопления в украинских домах из-за разрыва договоров с Россией — 21%;
• «антинародная» деятельность политической власти в Украине — 18 %;
• сходство действий новой украинской власти с действиями нацистских лидеров — 15%.
1 группа. Объект насмешки — формальное перемирие на юго-востоке Украины.
Наиболее популярная тема политических карикатур, выявленная в ходе нашего исследования, — гражданская война на юго-востоке Украины, где идет вооруженное столкновение украинской армии и ополченцев Донецкой и Луганской народных республик.
Пётр Порошенко, прикрываясь формальным перемирием, на самом деле готовит вооруженные наступления на юго-восток страны (рис. 1). Со стороны России в народные республики летят булки хлеба, а Поро-шенко, размахивая окровавленной поварешкой над кастрюлей, в которой готовятся ракеты, утверждает, что агрессия идет с российской границы (рис. 2).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Кроме того, представленные карикатуры высмеивают тщетные попытки президента Украины скрыть свое участие в эскалации конфликта и поддержке боевых действий на территориях народных республик. Еще одним направлением оценки создавшейся ситуации является указание на экономическую составляющую содержания войсковых соединений и ведения боевых действий. Карикатуры указывают на утекающие в военный поход из карманов народа денежные средства, страна же представлена в образе дойной коровы, доведенной до истощения (рис. 3, 4).
Президент Украины и другие представители власти показаны как алчные злодеи, которые хотят выкачать последнее из народа. Военные действия, по мнению авторов изображения, оплачиваются средствами жителей Украины.
2 группа. Объект насмешки — строительство стены на границе Украины и России.
Объектом для насмешки в карикатурах также выступает строительство стены на границе России и Украины. Решение о по-
стройке стены украинское правительство приняло еще в начале сентября 2014 г., но из-за кризиса в экономике средств на выполнение этого проекта нет, поэтому сроки сдачи так и не были определены. Этот факт сразу же нашел отображение в карикатурах: так, можно увидеть небольшой кусок стены, над которым возвышается план проекта с перечеркнутой несколько раз датой сдачи (рис. 5). Явная аллюзия к творчеству «Pink Floyd» (культовый альбом и фильм «The Wall» — рус. «Стена») в этом изображении сопровождается приемом антитезы: герой «Pink Floyd» пытается вырваться из комплексов своего детства и разрушить стену между собой и миром, герой шаржа, взрослый человек, играющий в песочнице, — создать её. Кроме подчеркнутого несоответствия глобальности замысла и наличия средств для его осуществления, карикатура также содержит аллюзии к крылатым словам, получившим распространение в СМИ в связи с этим конфликтом: «Чемодан, вокзал, Россия». Поэтому на заднем плане рисунка изображен улетающий чемодан с флагом ДНР.
Рис. 5
Рис. 6
Есть и такие карикатуры, на которых изображена уже готовая стена, обладающая всеми атрибутами тюремной (колючая проволока, прожекторы), как на рис. 6. Юмористический эффект создается за счет переосмысления назначения стены (например, того, кого и от чего она должна охранять). Написанные с российской стороны предостережения указывают на свободу российских
«вежливых людей» и добровольное заточение украинцев.
Практически все авторы подчеркивают детскость, незрелость и необдуманность реакции на конфликт народов России и Украины, выбирая для основы изображений узнаваемых персонажей мультфильмов и аллюзию к детским играм — ср. рис. 7 (ранее была песочница, здесь — кораблик).
Украинец показан как человек, строящий стену между Украиной и Крымом, в это же время представитель флота России строит мост к полуострову. Таким образом обыгры-вается то, как Украина своими действиями (риторикой в СМИ и экономической блокадой) способствовала присоединению Крыма к России.
3 группа. Объект насмешки — отсутствие отопления в украинских домах.
Частым сюжетом для карикатур является изображение замерзших украинцев, в част-
ности, представителей власти. Подобные иллюстрации связаны в первую очередь с нежеланием правительства Украины вести конструктивный диалог с Россией в сфере газовой отрасли. Украинская власть отказывается выплачивать долги за уже поставленное топливо, и из-за этого российская сторона вынуждена приостанавливать подачу газа в Украину, поэтому многие жители страны в холодное время года остались без отопления и горячей воды.
Рис. 10
Авторы карикатур гиперболизированно демонстрируют бытовые неудобства, с которыми столкнулись жители Украины в результате непродуманной политики властей, и подчеркивают нежелание политических лидеров исправлять свои ошибки при полном осознании провальности собственных действий (рис. 8—10).
4 группа. Объект насмешки — «антинародная» деятельность политической власти в Украине.
Популярны и политические карикатуры на всю украинскую власть, бездействие или действия политических лидеров, направленные против собственного народа. Например, представители власти демонстрируются в образах Дон Кихота (борца с ветряными мельницами) и Санчо Пансы (оруженосца, который реальней смотрит на жизнь, но никогда не забывает о наживе) (рис. 11).
Рис. 11 Рис. 12
Рис. 13 Рис. 14
Комическое в изображениях данной группы возникает в результате использования эффекта обманутого ожидания: вербальная составляющая противоречит невербальной части креализованного текста из-за расширения смысла фразеологизмов (так, для фразеологизма «зубы точит» исходным образом является волк, на карикатуре Яценюк точит резцы зайца — рис. 14; фразеологизм «не узнаете меня/кого-либо» используется для указания на серьезные перемены к лучшему, шарж же представляет пожары и разрушения, после которых, действительно, трудно узнать когда-то прекрасный город — рис. 13). Карикатуры, таким образом, подчеркивают постоянное диаметральное расхождение между словами и делами правительства при видимом сохранении буквы закона. В подобных шаржах с по-
мощью метафорических образов высмеиваются сами политики, их действия, принимаемые ими решения и созданные политические ситуации.
5 группа. Объект насмешки — сходство действий новой украинской власти с действиями нацистских лидеров.
Наименее частотной группой политических карикатур стало изображение новой украинской власти с нацистской символикой. Сравнение современных лидеров Украины с фашистами является прямой отсылкой к временам Великой Отечественной войны. На карикатурах можно увидеть свастику и так называемый «волчий крюк», Wolfsangel — один из символов нацизма в подразделениях СС и вермахта. «Волчий крюк» в зеркальном виде изображен в реальной эмблеме полка МВД Украины «Азов».
Рис. 16
На карикатуре (рис. 15) можно увидеть, как человек в форме, держа в руках флаг в цветах «Правого сектора» (организации, запрещенной в РФ. — ред.) и эмблему полка «Азов», движется вокруг памятника В. И. Ленину, разрушая территорию страны. На другом изображении призраки Гитлера и Риббентропа (рис. 16), указывая на Порошенко, саркастически замечают, что тот превзошел их в своих действиях.
Во всех карикатурах происходит осмеяние украинских политических лидеров, их решений и действий, а также последствий, к которым они привели. Политики чаще всего выглядят глупыми и алчными, неспособными выполнить свои обещания. Граждане Украины, поддерживающие новую власть, представлены как виновники кризиса, хотя и не признающие этого.
Карикатура оказывает более сильное влияние на восприятие каких-либо событий, чем анекдот: воздействие идет с помощью вербальной части (подпись) и визуальной (изображение), благодаря такому сочетанию и достигается комический эффект.
Нестабильность на мировой политической арене способствует разжиганию конфликтов между странами. Так, украинский политический кризис и попытки помочь в его устранении со стороны России были восприняты Западом как угроза миру. Введение санкций, вооруженные действия на границе России и Украины, угроза войны активно обсуждаются в официальных СМИ. Негативная информация о действиях новой украинской власти формирует в глазах жителей России образ врага, который в силу своей бедности и недалекости не может спровоцировать серьезное противостояние, но тем не менее является противником в идеологии и непредсказуемым и вероломным соседом.
ИСТОЧНИКИ
1. Каталог российской карикатуры. URL: http://caricatura.ru.
2. Карикатуры // РИА «Новости» : сайт. URL: http://ria.ru/ caricature/.
3. Политота. Отборная политическая ржака. URL: http:// www.politota.org/ru.
ЛИТЕРАТУРА
4. Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса : дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 2002. 175 с.
5. Белоусова Ю. В. Создание образа врага на страницах российских СМИ // Вестн. ВГУ. 2011. № 1. С. 112—113.
6. Брусницин Н. А. Информационная война и безопасность. — М. : Вита-Пресс, 2001. 192 с.
7. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2007. № 3 (23). С. 73—78.
8. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1996.
9. Дмитриев А. В. Социология юмора: очерки. — М. : РАН, 1996. 214 с.
10. Дукельский В. К истории образа врага в новой России // Вестник Европы. 2006. № 17. С. 37—38.
11. Енина Л. В., Зубова Л. В. Политические фигуры на поле комического в массмедиа: смешные и серьезные // Политическая лингвистика. 2015. № 4 (54). С. 77—81.
12. Ильясова С. В. Крымец Украине, или Политическое словотворчество // Политическая лингвистика. 2016. № 3. С. 27—30.
13. Популярная художественная энциклопедия. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=656486 (дата обращения: 15.05.2016).
14. Руженцева Н. Б., Шустрова Е. В., Ворошилова М. Б. Юмор и ирония в политическом дискурсе : моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015. 253 с.
15. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Лингвистика информационно-психологической войны: к обоснованию и определению понятия // Политическая лингвистика. 2016. № 1 (55). С. 42—50.
16. Сковородников А. П., Королькова Э. А. Речевые тактики и языковые средства политической информационно-психологической войны в России: этико-прагматический аспект (на материале «Новой газеты») // Политическая лингвистика. 2015. № 3 (53). С. 160—172.
17. Тагильцева Ю. Р. «Брат ты мне или не брат?», или Информационно-психологическая война в контексте российско-белорусских отношений // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 180—186.
18. Шустрова Е. В. Холодное лето 2014-го: Барак Обама в американской карикатуре // Политическая лингвистика. 2014. № 3 (49). С. 85—95.
I. V. Kultysheva, O. S. Zhuravskaya
Nizhny Tagil, Russia
THE CATEGORY OF COMIC IN REPRESENTATION OF THE IMAGE OF POLITICAL OPPONENT (ON THE BASIS OF POLITICAL CARICATURE)
ABSTRACT. Negative information from the official media of the new Ukrainian government contributes to the formation of the image of an enemy in the public consciousness. The article discusses how popularization and distribution of such images is done with the help of political caricature. The image of an enemy is an invariable component of the spiritual sphere of the society during any military conflict. It helps bring a feeling of hatred for the opponent and to justify one's own aggressive actions. The image of an enemy in a democratic society is mainly used in pre-election campaigns, but sometimes the myth of the enemy may serve to increase the level of support and confidence in the current government.
Political caricatures ridiculing the Kiev authorities are divided into the following groups: caricatures portraying similarity of the actions of the new Ukrainian government and that of the Nazi leaders, "anti-national" activities of political power in Ukraine, formal cease-fire in the south-east of Ukraine, construction of a wall on the border between Ukraine and Russia, the lack of heating in the Ukrainian homes because of the break in relations with Russia. The political leaders of Ukraine are presented as rather narrow-minded people, which creates a negative image of the country as a whole.
KEYWORDS: «the image of an enemy»; the category of comic; political caricature.
ABOUT THE AUTHOR: Kultysheva Irina Vladimirovna, Candidate ofPhilology, Associate Professor of the Department ofPhilolo-gy and Mass Communication, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Academy (branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil).
ABOUT THE AUTHOR: Zhuravskaya Olga Sergeevna, Candidate ofPhilology, Associate Professor of the Department ofPhilology and Mass Communication, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Academy (branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil).
REFERENCES
1. Katalog rossiyskoy karikatury. URL: http://caricatura.ru.
2. Karikatury // RIA «Novosti» : sayt. URL: http://ria.ru/ caricature/.
3. Politota. Otbornaya politicheskaya rzhaka. URL: http:// www.politota.org/ru.
4. Artemova E. A. Karikatura kak zhanr politicheskogo diskursa : dis. ... kand. filol. nauk. — Volgograd, 2002. 175 s.
5. Belousova Yu. V. Sozdanie obraza vraga na stranitsakh rossiyskikh SMI // Vesta. VGU. 2011. № 1. S. 112—113.
6. Brusnitsin N. A. Informatsionnaya voyna i bezopasnost'. — M. : Vita-Press, 2001. 192 c.
7. Voroshilova M. B. Kreolizovannyy tekst v politicheskom diskurse // Politicheskaya lingvistika. 2007. № 3 (23). S. 73— 78.
8. Gridina T. A. Yazykovaya igra: stereotip i tvorchestvo : monogr. / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 1996.
9. Dmitriev A. V. Sotsiologiya yumora: ocherki. — M. : RAN, 1996. 214 s.
10. Dukel'skiy V. K istorii obraza vraga v novoy Rossii // Vestnik Evropy. 2006. № 17. S. 37—38.
11. Enina L. V., Zubova L. V. Politicheskie figury na pole komicheskogo v massmedia: smeshnye i ser'eznye // Poli-ticheskaya lingvistika. 2015. № 4 (54). S. 77—81.
12. Il'yasova S. V. Krymets Ukraine, ili Politicheskoe slovotvorchestvo // Politicheskaya lingvistika. 2016. N° 3. S. 27— 30.
13. Populyarnaya khudozhestvennaya entsiklopediya. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=656486 (data obrashcheniya: 15.05.2016).
14. Ruzhentseva N. B., Shustrova E. V., Voroshilova M. B. Yumor i ironiya v politicheskom diskurse : monogr. / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2015. 253 s.
Статью рекомендует
15. Skovorodnikov A. P., Kopnina G. A. Lingvistika infor-matsionno-psikhologicheskoy voyny: k obosnovaniyu i opredeleniyu ponyatiya // Politicheskaya lingvistika. 2016. № 1 (55). S. 42—50.
16. Skovorodnikov A. P., Korol'kova E. A. Rechevye taktiki i yazykovye sredstva politicheskoy informatsionno-psikholo-gicheskoy voyny v Rossii: etiko-pragmaticheskiy aspekt (na materiale «Novoy gazety») // Politicheskaya lingvistika. 2015. № 3 (53). S. 160—172.
17. Tagil'tseva Yu. R. «Brat ty mne ili ne brat?», ili Infor-matsionno-psikhologicheskaya voyna v kontekste rossiysko-belorusskikh otnosheniy // Politicheskaya lingvistika. 2014. № 4 (50). S. 180—186.
18. Shustrova E. V. Kholodnoe leto 2014-go: Barak Obama v amerikanskoy karikature // Politicheskaya lingvistika. 2014. № 3 (49). S. 85—95.
к публикации канд. филол. наук, доц. М. Б. Ворошилова.