Научная статья на тему 'Категория дисциплинированности как черты характера военнослужащих'

Категория дисциплинированности как черты характера военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2744
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНИРОВАНОСТЬ / ХАРАКТЕР / ДИХОТОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алещенко Максим Валерьевич

В статье дан анализ различных подходов к пониманию дисциплинированности и рассмотрено содержание этой черты характера. Представлена дихотомическая структура дисциплинированности, в которую входят субъектные качества человека, волевые черты характера, ценностно-смысловые особенности личности. Обосновывается идея о том, что дисциплинированность связана с аксиологической (ценностно-смысловой) сферой, а в военной деятельности связана с уровнем духовно-нравственного развития. Выделены основные дескрипторы дисциплинированности/ недисциплинированности. Показана необходимость в современных социокультурных условиях специальной работы по развитию дисциплинированности курсантов военных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория дисциплинированности как черты характера военнослужащих»

Алещенко Максим Валерьевич - адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, е-шаП: maksimaleshenko@mail.ru.

Алещенко М. В.

КАТЕГОРИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КАК ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Дисциплинированность относится к волевым чертам характера и понимается как способность осознанно и качественно, несмотря на внешние и внутренние препятствия, выполнять необходимые требования деятельности, следовать ее целям, задачам и доводить дело до конца.

В психолого-педагогической литературе, несмотря на то, что в последние годы эта проблема мало обсуждается, существует ряд определений дисциплинированности:

- ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов [2, с. 225].

- ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок [8, с. 76].

В указанных определениях делается акцент на различные стороны этой черты характера: сознательность, исполнительность, чувство долга, ответственность, способность к выбору и принятию решения и т.д., что обусловливает необходимость разработки более четкого подхода к пониманию дисциплинированности.

На наш взгляд, основными критериями степени развития дисциплинированности являются уровень развития субъектности, имеющий отношение к сознательному самостоятельному выбору и принятию решений; сформированности волевых качеств, обусловливающих целеполагание, ответственное выполнение, настойчивость, самоконтроль и пр.; системы ценностей, на которые человек ориентируется при выборе типа и способа поведения, и мотивов как побудителей деятельности, т.е. в целом дисциплинированность определяется уровнем самоде-

терминации, обуславливающей осознанное и ответственное выполнение тех или иных требований деятельности.

Дисциплина и дисциплинированность является одной из важнейших показателей качества военного профессионализма, влияющая на успешное выполнение задач служебно-боевой деятельности [7, с. 98].

Вся героическая история отечественных войск свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Многочисленные воины совершали героические подвиги в ходе великих сражений, проявляя при этом высокую исполнительность и ответственность за выполнение воинского долга - все то, что, по сути, и является дисциплиной.

Интересно сопоставить представления о дисциплинированности русских философов. Многие рассматривали дисциплинированность как «общественную репутацию» личности, как сложную систему устойчивых умственных и нравственных качеств, через которую раскрывается сущность человека - члена общества. Воспитание является важнейшим, по их мнению, социальным фактором, обуславливающим развитие дисциплинированности. В современных социокультурных условиях на военную службу приходят призывники, у которых недостаточно развиты саморегуляция, целеполагание, волевые качества, что обусловливает необходимость специально организованной работы командиров над развитием дисциплинированности.

В то же время современные исследования воли, саморегуляции, целепола-гания и пр. позволяют расширить и уточнить эту категорию, требуют более основательного изучения этой черты, выявления условий и факторов, которые могут повлиять на формирование дисциплинированности как необходимого для военной службы качества характера.

В исследованиях педагогов и психологов советского периода дисциплинированность рассматривается как сложный и длительный процесс, который обусловлен взаимодействием как природных, так и средовых факторов. При этом наследственность лишь обеспечивает необходимые природные предпосылки в отношении направления развития дисциплинированности; а обстоятельства жизни (социальные, общественные, трудовые условия, семейная атмосфера, культура жизни и быта), воспитание являются основными условиями его развития. Главным же фактором, особенно начиная с подросткового и юношеского возрас-

та, становится собственная деятельность и жизненный опыт взаимодействия человека с миром.

Проблема дисциплинированности достаточно активно обсуждается в военной психологии. Однако ее определение и структура, как правило, носят описательный характер, что не позволяет разработать достаточно полноценную программу ее исследования и развития в условиях военной службы [4, с. 112]. Задачей настоящей статьи является разработка структуры дисциплинированности, как важнейшего качества характера военнослужащих.

Анализ дисциплинированности военнослужащего позволяет описать ее структуру в следующей схеме.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ

(схема в отдельном файле)

Данная схема позволяет разработать комплекс методик, посредством которого можно выявить уровень дисциплинированности воина и при необходимости осуществить психолого-педагогическую работу по ее развитию.

Понятие «дисциплина» рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон.

Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха [9, с. 11]. В них излагались требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы.

В течение многих десятилетий Российского государства подходы к понятию дисциплины в военных коллективах менялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея строгости и жестокости. Но во времена великого полководца А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма [9, с. 8]. М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания» [6, с. 12].

Особую сложность представляет определение дисциплины. Военнослужащий испытывает на себе влияние противоречивых факторов и условий: с одной стороны, требование высоких духовно-нравственных качеств офицера, с другой - необходимость применять при определенных условиях силу по отношению к другому; с одной стороны, необходимость продвижения по службе, связанная с выраженностью честолюбия, с другой - риск, самоотдача в экстремальных ситуациях. Выраженность выделенных противоречий может быть снижена при условии создания особых условий воспитания военнослужащих и установления позитивных социокультурных отношений в армейской среде в целом, способствующих актуализации мотивов саморазвития. Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач военнослужащим, предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Дисциплинированность как качество характера военнослужащего представляет собой отношение его индивидуального сознания к установленной в войсках дисциплине и способность строить свое поведение в соответствии с ее требованиями. Следовательно, дисциплинированность выражает единство двух сторон - особого свойства сознания и определенной формы поведения. Во-первых, трудно согласиться, что дисциплинированность выражает лишь отношение к дисциплине. Ведь отношение к дисциплине может считаться признаком как дисциплинированности, так и недисциплинированности. Поэтому дисциплинированность следует рассматривать как положительное отношение к воинской дисциплине, основанное на принятии (ответчивости [3, с. 147]) системы духовно-нравственных ценностей (патриотизм, ценность человеческой жизни, достоинства и др.). Соответственно, способность строить свое поведение в соответствии с требованиями дисциплины (дисциплинированность) связана с духовной, нравственной составляющей личности. Значит, есть основания полагать, что дисциплинированность структурно включает в себя признаки, относящиеся к духовной сфере, представляя элемент сознания воина.

Тем не менее, и «дисциплина воина» (личная дисциплина) также обладает обоими этими компонентами. Поэтому-то и нельзя согласиться с утверждением, что, «употребляя понятие «дисциплина воина», (личная дисциплина), мы выде-

ляем лишь одну сторону дисциплинированности (соблюдение установленных норм, правил поведения), а именно, практическое поведение, выражающееся в соблюдении требований дисциплины».

& & &

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2/ Под ред. А.А. Бо-далева и др. - М.: Педагогика, 1980. 288 с.

2. Бархударова С. Г., Протченко И. Ф., Скворцова Л. И. Большой орфографический словарь. 3 изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование». 2010. 1152 с.

3. Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность: монография / Н.Я. Большунова. Новосибирск: изд. НГПУ. 2011. 235 с.

4. Военная психология: Методология, теория, практика Учебно-методическое пособие. Москва Военный университет 1996. 231 с.

5. Дисциплинарный устав В.С. Р.Ф. Утвержденный Указом Президента Р.Ф. от 10.11.2007г. №1495.

6. Кутузов М.И. Субординация и дисциплина - душа службы воинской. // На боевом посту. 2005. №5.

7. О долге и чести воинской в российской армии (Сборник). Москва. Военное издательство. 1991. 210 с.

8. Сидоров С.В. Психология от А до Я [Электронный ресурс] // Сайт педагога исследователя. - URL: http://si-sv.com/dir/.

9. Суворов А.В. Каждый солдат должен знать свой маневр.// На боевом посту. 2005. -

№1 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.