ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 82
Лемешко Анна Вадимовна
Магистр,
Челябинский государственный университет. 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129. Тел: 8 (351) 799-71-01 E-mail: [email protected]
КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ ФРАНЦУЗСКИХ ФИЛОСОФОВ
Ж.-П. САРТРА И А. КАМЮ
В статье рассматривается суть экзистенциализма как философского течения и сравниваются его критерии в творчестве Ж.-П. Сартра и А. Камю.
Ключевые слова: экзистенция, бытие, мышление, свобода, сознание, абсурд.
Введение
Экзистенциализм - философское учение, прочно вошедшее в нашу жизнь в ХХ в. Но что это - определенная философия или набор истин о статусе личности, смысле жизни, ценностях выбора и пределах свободы? Разные философы, историки, литераторы высказывались на этот счет определенными категориями, пытаясь вставить экзистенциализм в определенные рамки, ограничивая его со всех сторон непреложными, строго выверенными «истинами». Изучая труды экзистенциалистов, знакомясь с их художественными, научными произведениями, понимаешь, что четкой границы в их экзистенциональных взглядах нет, а есть лишь набор определенных истин, которых и придерживались основоположники и продолжатели этого учения [см. Буржуазная философия XX века, 1974; Советский экзистенциона-лизм..., 1966].
Существует мнение, что в чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции» или сущности, индивидуальной и неповторимой, и означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Основная категория философии экзистенциализма - это экзистенция.
Экзистенциализм, с точки зрения философов, отличается от рационализма, с его попытками мышления в «чистом» виде, которое не способно в действительности понять ни человека, ни мир. Мышление с точки зрения экзистенциализма, превращает человека и мир в свои объекты, разделяет и анализирует их отдельные стороны и отношения, упуская целое. Поэтому почти вся предшествующая философия и наука рассматривается экзистенциалистами как заблуждение, как познание второстепенных и частных проблем. А подлинным познанием, с точки зрения данного направления философии, является «экзистенциальное мышление», в котором человек выступает как цельность, как существование, как экзистенция, в единстве телесных эмоциональных и духовных сил, и не отделяет себя от истинной основы мира - бытия. Это экзистенциальное мышление не различает субъект и объект, так как существование (экзистенция) находится в неразрывном единстве с бытием.
Основная часть
Популярность экзистенциализма можно объяснить тем, что это философское течение придавало большое значение человеческой свободе. Многие люди верили, что экзистенциализм способен объединить интеллектуалов, создать новую, французскую культуру.
Утверждается, что многие мотивы философии экзистенциализма можно найти в философии и литературе прошлого. Однако до середины Х1Х века все философские течения с признаками экзистенциализма утверждали, что у человечества и отдельного индивида есть своя цель. У кого-то целью служила религия, бог или абсолютная идея, развитие природы, развитие человечества, у кого-то - цель еще не была обнаружена, но ее предстояло найти в перспективе. И этой целью могло быть внутреннее психическое состояние личности. И всё равно, конечным результатом таких произведений была иллюзия жизненной цели, смысла жизни, которая приносила временное облегчение людям, поверившим в эти миражи. Избавляясь от иллюзий, человек начинал сильнее чувствовать и осознавать мучительность жизни, приносящую ему страдание.
Экзистенциальная философия мистична, даже можно сказать, как бы ищет в природе человека что-то «запредельное» сущности и существованию, посредством чего может быть преодолен разрыв между сущностным благом и экзистенциальным отчуждением.
И всё же, какой общий критерий объединяет в рамках одной философии таких разных мыслителей, как Камю и Сартр?
Уже первые философские работы Сартра, одного из крупнейших философов ХХ в., написанные в конце 30-х гг., показали направление его творчества. Молодой писатель подверг критике трансцендентальный идеализм, сделав акцент на спонтанном творчестве экзистенции (существовании целостности объекта и субъекта). А в романе «Тошнота» и сборнике рассказов «Стена» уже присутствовали отдельные тезисы экзистенциализма.
В своём главном, по мнению современников, труде «Бытие и ничто», ставшем своеобразной библией для молодых французских интеллектуалов, Сартр утверждает, что «чистого сознания», как такового не существует, есть лишь осознание внешнего мира и вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед собой, независимо от понимания этого. По его мнению, человек не имеет никакой определенной судьбы, не зависим от обстоятельств и бога, а только от самого себя и осознания своей свободы. В дальнейшем Сартр не только отошел от тезисов, изложенных в работе «Бытие и ничто», но и дал убедительный анализ искажения мышления молодых интеллигентов. Критикуя существующую буржуазную философию и мораль, они искали в экзистенциализме истину о человеке, но лишь убедились в огромном количестве примеров индивидуальных ситуаций, состояний и поведений, мотивов выбора и самого выбора, оторванных от исторической обстановки и реалий бытия, не ведущих к истине, но создающих новые мистификации. Например, Альбер Камю охарактеризовал героя своей повести «Падение» исполненным «мании самообвинений», при помощи которой легче обвинять других. «Такая страсть к обвинениям, - по его словам, - является прямым результатом экзистенциализма» [Коссак, 1980, с. 26].
У данного течения много последователей, которые возрождают его снова и снова, особенно в литературе, воспроизводя определенную конструкцию человеческой судьбы и смысла человеческой жизни. Саморазрушительные тенденции основных зачинателей этого направления именно в экзистенциализме проявились наиболее остро.
Произведение, написанное Альбером Камю, «Миф о Сизифе» иногда называют «манифестом атеистического экзистенциализма». Камю, пытаясь проанализировать сознание современного человека, лишившегося религии и веры в бога, показывает крушение старого мышление, но совершенное отсутствие нового. Столкновение с бессмысленностью мира приводит нерелигиозного человека на грань существования, заставляя его рассчитывать только на себя. Легендарный Сизиф, приговоренный богами на абсурдный труд, в эссе Камю не выглядит жалким и отчаявшимся. Это сильная личность, волевая и преисполненная ненавистью к богам. Каждый день он вкатывает камень в гору, мучаясь и напрягаясь, чтобы этот огромный камень на вершине горы, продержавшись несколько секунд, скатился вниз. И всё же, Сизиф презирает свою судьбу и свое наказание, день за днем спускаясь за камнем и вновь вкатывая его наверх. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека счастьем. Это «разорванное» сознание - состояние абсурда, неуловимое и непознанное до конца, - Камю и выразил в «Мифе о Сизифе». Абсурд для него - осознание человеком бес-
72
Евразийский гуманитарный журнал
смысленности существования. В этом случае автор видит два выхода: ложный - самоубийство, при котором человек не разрешает проблему, и второй - истинный, при котором человек достигает способности самостоятельного оформления ценности своего существования. Именно в этом, по мнению автора, величие человека. Другой человек навсегда остается для нас непознанным, в нем остается нечто, несводимое к нашему познанию, ускользающему от него. Если учесть тот момент, что Европа к ХХ в. пришла к практическому иррационализму и погрузилась в состояние абсурда, то именно о саморазрушительной стороне сознания и говорил Альбер Камю, имея в виду само чувство, поселившееся в поколениях людей ХХ в. Дальнейшие выводы Камю погружали читателя в новые уровни понимания абсурда. Человек, не понимая мира, начинает то изменять его, то обожествлять, то сочетаться с ним любовными узами, то ненавидеть. И как вывод - абсурден не мир, абсурдно лишь столкновение между иррационализмом и страстным желанием ясности. А абсурд является лишь связью между миром и человеком, заставляя мыслить, сомневаться, отвергать и утверждать, желать, любить и ненавидеть [Васильева, Пернатьев, 2008, с. 497].
Именно абсурд соединяет человека прочной нитью с жизнью, поэтому за ним необходимо присматривать, то есть по мнению Камю, «постоянно видеть достоверность».
У Ежи Коссака есть целая глава, посвященная битникам и хиппи, ярким представителям поколения, отрицающего всякую власть и обстоятельства, уходящим с головой в «природу», музыку, наркотики [Коссак, 1980, с. 306-330].
Хотя его книга и написана в 80-х гг. прошлого столетия, проблемы саморазрушения остаются острыми и актуальными и сейчас.
Небольшая работа Жана Поля Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм» поднимает два важных философских вопроса: существует ли «природа человека» и каково отношение «свободы человека» и «обстоятельств»? И если бытие обозначает независимое от сознания существование объективной реальности - космоса, природы, человека, то Сартр отвергает любую «природную» или «божественную» сущность, которая могла бы контролировать и направлять поведение и мышление человека. Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни, и никакие обстоятельства не могут поколебать этой свободы, от которой ему никуда не деться. И всё же здесь проглядывает парадокс: Сартр, сам того не желая, начинает строить совершенно определенную картину человеческого бытия, возвращаясь к концепции человека как существа, имеющего свою внутреннюю свободу. Но человек не может довольствоваться только внутренней свободой. Важнейший принцип гуманизма - изменение внешних обстоятельств и создание достойного людей образа жизни. Превратить судьбу в дело своих рук - это задача, которую должен осуществить человек, путем распознания истин, которые его сокрушают, и подарить их миру, подобно Сизифу, разгласившему секреты богов. И если Камю стоит перед выбором бога и времени, то Сартр заранее выбирает время, хотя идея свободного выбора составляет ядро его философии. Он заходит несколько дальше Камю, рассматривая экзистенциальные проблемы в трех ракурсах: бытие для себя, бытие для другого и бытие в себе.
Бытие для себя - самосознание, функция которого - отрицание всего того, что не есть оно, и которое есть ничто, пустота. Сартр считает, что быть сознанием, значит существовать на дистанции от себя, хотя закон бытия для себя призывает быть самим собой.
Бытие для другого несет в себе фундаментальную конфликтность межличностных отношений, отношений раба и господина, из которых вытекает борьба за признание свободы личности.
Бытие в себе - своеобразное трактование существования бога в себе. Но экзистенциализм по Сартру несет в себе атеистическую направленность, поэтому он отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него ответственность за его существование, побуждая его к активности.
Заключение
В настоящее время экзистенциализм - наиболее влиятельное течение современного идеализма, и сфера его распространения вышла далеко за пределы Германии и Франции. Г.М.
Шавердян говорит, что экзистенциальная философия мистична, но не в смысле мистического союза с абсолютом, а в контексте порыва к единению с глубиной жизни. Экзистенциализм и экзистенциальная природа человека ищут чего-то «третьего», запредельного сущности и существованию, посредством чего может быть преодолен разрыв между сущностным благом и экзистенциальным отчуждением [Шавердян, 2007, с. 30]. Это учение сейчас уже не столь популярно во Франции и во всем мире. На смену ему пришли другие, такие как структурализм и постмодернизм. А финал экзистенциалистского антитеизма, который, расправившись со всеми призраками божественного разума, растворился в других философских течениях, не утвержден. Экзистенциализм по-прежнему оказывает воздействие на общественное сознание, но уже не от своего имени, а в соединении с другими философскими движениями, выступая в качестве элемента структуралистических, неофрейдистских и персоналистских концепций, пришедших ему на смену. Неоднозначность, внутренняя противоречивость экзистенциализма, отражающие сложность и драматизм ушедшей эпохи, породили целую плеяду художников слова, искренне убежденных в безысходности и трагичности бытия современного человека.
Список литературы
1. Буржуазная философия ХХ века. Москва: Политиздат, 1974.
2. Васильева Е.К., Пернатьев, Ю.С. 100 знаменитых мудрецов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. Москва: Политиздат, 1980.
4. Современный экзистенциализм: критические очерки. Москва: Мысль, 1966.
5. Стретерн П. Сартр за 90 минут. Москва: Астрель, 2005.
6. Сумерки богов // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр; сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. Москва: Политиздат, 1998.
7. Шавердян Г.М. Основы психотерапии. Санкт-Петербург: Питер, 2007.
Lemeshko A. V.
Рostgraduate Student Cheliabinsk State University
THE CATEGORY OFEXISTENCEINEXISTENTIALISM OF FRENCH PHILOSOPHERS J.-P. SARTRE AND A. CAMUS
The article deals with the essence of existentialism as aphilosophy and comparison of its criteria in works of J.-P. Sartre and A. Camus.
Key words: existence, mentality, freedom, consciousness, absurdity.