Научная статья на тему 'КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ: К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ КОНЦЕПТА "UNIVERSE"'

КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ: К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ КОНЦЕПТА "UNIVERSE" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ / КОНЦЕПТ "UNIVERSE" / ПРОТОТИПИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьева Светлана Владимировна

Научная статья посвящена теоретическому исследованию концепта «UNIVERSE» в когнитивном аспекте. С точки зрения категориального подхода концепт «UNIVERSE» рассматривается как категория научного знания. Это повлекло за собой повышение требований к необходимости поиска новых лингвистических решений к выявлению категорий концепта «UNIVERSE». Метод когнитивного моделирования является одним из правильных решений по концептуальному отражению категориального аппарата концепта «UNIVERSE» и представляет собой попытку осуществления эвристического поиска концептуально значимых слотов в когнитивном пространстве концепта «UNIVERSE». Кроме того, когнитивное представление на примере приведённой структуры концепта «UNIVERSE» происходит выявление и обобщение проведенной категоризации. Подобное положение строится исходя из процесса концептуализации и категоризации научного знания. В качестве материалов для исследования использовались несколько научных текстов по астрономии, космологии. Благодаря модуляции когнитивного пространства концепта «UNIVERSE» происходит концептуальное осмысление всех структурных компонентов изучаемого концепта (его категорий и концептов), что является важным этапом на пути к выявлению концептуальной сущности концепта «UNIVERSE».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORIES OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE ABOUT THE UNIVERSE: ON THE QUESTION OF THE COGNITIVE REPRESENTATION OF CONCEPT "UNIVERSE"

The article is devoted to the theoretical study of concept "UNIVERSE" in the cognitive aspect. In accordance with categorical approach, concept "UNIVERSE" is considered as the central category of scientific knowledge. This led to an increase in the requirements for the need to search for new linguistic solutions to identify categories of concept "UNIVERSE". The method of cognitive modeling is one of the correct solutions for the conceptual modeling of the categorical apparatus of concept "UNIVERSE" and is an attempt to carry out a heuristic search for conceptually significant slots in the cognitive space of concept "UNIVERSE". In addition, the cognitive representation on the example of the given structure of concept "UNIVERSE" is the identification and generalization of the categorization carried out. Such a position is based on the process of conceptualization and categorization of scientific knowledge. Scientific texts on astronomy and cosmology were used as materials for the study. Due to the modulation of the cognitive space of concept "UNIVERSE", a conceptual understanding of all the structural components of the concept under study (its categories and concepts) occurs, which is an important stage on the way to identifying the conceptual essence of concept "UNIVERSE".

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ: К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ КОНЦЕПТА "UNIVERSE"»

Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 4. С. 24-36. Eurasian Humanitarian Journal. 2022. No. 4. P. 24-36.

Научная статья УДК 81' 1; 81.37

КАТЕГОРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ: К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ КОНЦЕПТА «UNIVERSE»

Светлана Владимировна Соловьева

Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, sol oweva. s@yandex.ru

Аннотация. Научная статья посвящена теоретическому исследованию концепта «UNIVERSE» в когнитивном аспекте. С точки зрения категориального подхода концепт «UNIVERSE» рассматривается как категория научного знания. Это повлекло за собой повышение требований к необходимости поиска новых лингвистических решений к выявлению категорий концепта «UNIVERSE». Метод когнитивного моделирования является одним из правильных решений по концептуальному отражению категориального аппарата концепта «UNIVERSE» и представляет собой попытку осуществления эвристического поиска концептуально значимых слотов в когнитивном пространстве концепта «UNIVERSE». Кроме того, когнитивное представление на примере приведённой структуры концепта «UNIVERSE» происходит выявление и обобщение проведенной категоризации. Подобное положение строится исходя из процесса концептуализации и категоризации научного знания. В качестве материалов для исследования использовались несколько научных текстов по астрономии, космологии. Благодаря модуляции когнитивного пространства концепта «UNIVERSE» происходит концептуальное осмысление всех структурных компонентов изучаемого концепта (его категорий и концептов), что является важным этапом на пути к выявлению концептуальной сущности концепта «UNIVERSE».

Ключевые слова: категория, концепт «UNIVERSE», прототипическая семантика, научный текст, когнитивная лингвистика, категоризация, концептуализация, научное знание

Для цитирования: Соловьева С.В. Категории научного знания о Вселенной: к вопросу когнитивного представления концепта «UNIVERSE» // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 4. С. 24-36.

© Соловьева С.В., 2022

Original article

CATEGORIES OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE ABOUT THE UNIVERSE: ON THE QUESTION OF THE COGNITIVE REPRESENTATION

OF CONCEPT "UNIVERSE"

Svetlana V. Solovyova

Russian State Social University, Moscow, Russia; soloweva.s@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the theoretical study of concept "UNIVERSE" in the cognitive aspect. In accordance with categorical approach, concept "UNIVERSE" is considered as the central category of scientific knowledge. This led to an increase in the requirements for the need to search for new linguistic solutions to identify categories of concept "UNIVERSE". The method of cognitive modeling is one of the correct solutions for the conceptual modeling of the categorical apparatus of concept "UNIVERSE" and is an attempt to carry out a heuristic search for conceptually significant slots in the cognitive space of concept "UNIVERSE". In addition, the cognitive representation on the example of the given structure of concept "UNIVERSE" is the identification and generalization of the categorization carried out. Such a position is based on the process of conceptualization and categorization of scientific knowledge. Scientific texts on astronomy and cosmology were used as materials for the study. Due to the modulation of the cognitive space of concept "UNIVERSE", a conceptual understanding of all the structural components of the concept under study (its categories and concepts) occurs, which is an important stage on the way to identifying the conceptual essence of concept "UNIVERSE".

Keywords: category, concept "UNIVERSE", prototypical semantics, scientific text, prototypical semantics, cognitive linguistics, conceptualization, categorization, scientific knowledge.

For citation: Solovyova S.V. Categories of scientific knowledge about the Universe: on the question of the cognitive representation of concept "UNIVERSE". Eurasian Humanitarian Journal. 2022;4:24-36. (In Russ.).

Введение

Исследовательское поле лингвистики расширяется, всё больше современных лингвистических работ носят прикладной характер. Это делает необходимым «пересмотр понятийного аппарата» и методологических основ при изучении научного текста с точки зрения когнитивного подхода. Постулатом когнитивного подхода к исследованию научного текста считается, что посредством языка эксплицируется «картина исследуемой реальности».

Когнитивный подход к изучению научного текста позволяет проанализировать и описать, каким образом отображается, репрезентируется научное знание в тексте [Кубрякова 2012; Ракитов 1997: 142].

В данной статье исследование строится на решении вопроса о важности «интерпретационного значения научного знания» в результате репрезентации текста научной направленности. Представление понятия «знание» сформированно в результате осмысления научной концепции о знании как о системе интеллектуальной деятельности «по аккумулированию знания» как разнообразных иерархических систем, описывающих эмпирически подтверждённые результаты различных научных теорий. Кроме того, научное знание есть «эмпирически и теоретически обоснованная картина видения реальности» [Швырев 1988: 169]. Исследования в области когнитивного определения научного знания позволили обратиться к моделированию мышления и концептуальных систем индивидуального сознания человека. В этой связи понимание научного текста основывается на теории ментальной репрезентации, предложенной Е.С. Кубряковой; восприятие и понимание переданной информации реализуется благодаря хранящимся в памяти знаниям [Кубрякова 2012: 58]. Процессом и результатом осмысления окружающего мира является когниция.

Основная часть

В когнитивной лингвистике до сих пор не определенны единые критерии по интерпретации терминов «концепт» и «категория», то есть границы их размыты и понятийные поля пересекаются.

В настоящем исследовании «категория» и «концепт» рассматриваются как тождественные друг с другом понятия. Процессы категоризации и концептуализации знания происходят по-разному, но сводятся к некоему единому интерпретационному полю и аккумулируются в единой понятийно-когнитивной сфере - концепте «UNIVERSE». В сущности, концепты как «мысленные скопления» необходимы для объяснения устройства окружающей действительности. При таком -интерпретационном - подходе концепт рассматривается как объект мира, номинующий и отражающий определённые представления человека о «действительности» мира [Фрумкина 1995: 74-117]. Концепт также является средством описания внешней реальности с использованием таких функционально-смысловых типов речи, как объяснение и пояснение. Через концепт происходит языковая категоризация действительности. Понятие «категория» занимает поистине центральное место в

концептуальном пространстве познания мира человеком. В ходе аккумуляции научного знания происходит переосмысление концептуального пространства в сознании человека, а также значимых ориентиров в когнитивной структуре данного концепта, на которых и строится рациональное познание (понимание) сущности бытия. Существует два подхода к определению концепта «категоризация»: классический и прототипический, которые должны применяться в тандеме с тем, чтобы существенно дополнить концептуальное описание того или иного концепта [Кравченко 2015: 117-119; Цзиньфэн: эл. ресурс]. Тенденция применения прототипической теории связана с семантически недостаточным толкованием и описанием концептов при классическом подходе.

Концептуализация - когнитивное моделирование информационного потока и осмысления поступающей информации. Кроме того, когнитивное моделирование предметов и явлений формирует определённое представление о мире, облекаемое в концепты -«абстрактные единицы, которыми человек оперирует в процессе мышления» [Болдырев 2004: 22-23]. По утверждению Н.Н. Болдырева, за концептами могут стоять знания разной степени абстракции [там же]. Это происходит в результате познавательной деятельности человека: понятия, обозначающие тот или иной объект, объединяются в систему знаний о мире, которая состоит из концептов разного уровня сложности и абстракции. Если говорить о концепте "UNIVERSE" ('вселенная'), то в его структуре могут присутствовать терминологические единицы, которые именуют существующие в космическом пространстве явления, но в реальности отражают исключительно понятия, поскольку отдельные «кванты знания» или слоты оказываются абстрагированными от реальности, протекающей на поверхности Земли. Поэтому концептуальное пространство, описывающее концепт "UNIVERSE", отражает наличие факта существования сведений о том или ином объекте, хотя в действительности, вполне возможно, индивид не знает об их существовании, однако их образы так или иначе присутствуют...

Отождествление понятия концепта с «квантом знания», для которого характерна определённая структура, непременно должно происходить с помощью вещественных признаков, которые служат определённым показателем сформированности структуры концептуального пространства. В понимании Н.Ф. Алефиренко концепт - «образ» мысли с достаточно широким структурным диапазоном. При этом структурная градация приобретает конкретные категориальные признаки, при которых может происходить «сведение концептуальных образов к их логическим понятиям» или декодирование определённого смысла, где научное знание представлено эксплицитными группами [Алефиренко 2006: 9].

Для выявления языковой единицы, выражающей полноценное знание о Вселенной, необходимо, по научной концепции Э. Рош, например, воссоздать обобщённую прототипическую структуру концепта "UNIVERSE" [Rosch 1978: 26-48] и таким образом определить центральную категорию моделируемого когнитивного пространства концепта "UNIVERSE".

Прототипический подход к определению категориальных ячеек концепта «UNIVERSE» предполагает, как представляется, отражение подвижной внутренней лексической структуры, что позволит выявить прототипическую единицу лексико-семантической структуры в соответствии с тем, как «функционирует знание» в концепте "UNIVERSE", а также найти адекватное отражение особенностей ментального пространства мыслящего индивида.

Для построения горизонтальной категоризации концепта «UNIVERSE» нами были изучены теоретические основы астрономии, космологии и корпус лексики по астрофизике (см., например: [Lovisari, Ettori: эл. ресурс; Hawking 2016; Alvarado, Watson, VanSell 2017]). Подобная практическая деятельность позволила выявить основные понятия изучаемой отрасли и получить возможность классифицировать номинативные единицы терминосистемы по горизонтальной категоризации. Горизонтальная категоризация концепта "UNIVERSE" позволяет выстроить определённую парадигму знания о Вселенной, которая в процессе интерпретации распадается на более мелкие когнитивные звенья, такие как: "void", "filament", "super cluster", "galaxy cluster", "galaxies", "star systems", "starclusters ", "star ", "planetary system ", "Milky Way ", "Sun ", "Solar system ", "hoststar ", "planets". Подобные категории знания концепта "UNIVERSE" выстраивают особую концептуально сетевую пирамиду, в которой отражаются структурные последовательные связи, отражённые в научной теории о строении Вселенной.

Вертикальная категоризация концепта "UNIVERSE" представляет собой категориальную структуру ментального выведения знания о Вселенной и отражает доминирующую категорию или прототип в шкале категорий, которые отражают концепт «UNIVERSE» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Шкала категорий, выражающие концепт "UNIVERSE"

Уровни категоризации Категории, отражающие концепт UNIVERSE

высший Universe

базисный Galaxy

подчиненный Milky Way

В вертикальной прототипической структуре концепта "UNIVERSE" прослеживается градация от общего понятия к более частному. Категория "UNIVERSE", представленная на высшем уровне категоризации, совпадает с концептом "UNIVERSE", что говорит об интерпретационном совпадении концепта и категории в рамках исследования концепта "UNIVERSE" по прототипической семантике и указывает на конкретизацию концепта "UNIVERSE" как центрального прототипа, на который ориентируются все уровни категоризации указанного концепта.

Базисный уровень категории показывает значимую единицу знания Galaxy в ментальном представлении индивида о Вселенной. Действительно, научная теория показывает неопровержимое доказательство, что Вселенная является самым большим объектом, а галактики составляют единое пространство Вселенной. Подчинённый уровень категоризации концепта "UNIVERSE" выступает в английском языке как интегративная единица структурированного знания базисного уровня, поскольку Вселенная состоит из множества галактик.

Это указывает на интегративную природу концепта "UNIVERSE". Кроме того, рассмотрение категории по подчинённому уровню категоризации концепта "UNIVERSE" происходит в рамках нашей галактики. Следовательно, подобная категоризация приобретает самостоятельный концептуальный характер, что обуславливается обширностью изучаемого объекта.

Лингвокогнитивный анализ концепта "UNIVERSE" на предмет воссоздания пространственной структуры слова "UNIVERSE" определяет когнитивный состав ключевого понятия ("UNIVERSE").

Понятийные сферы концепта по вертикальной категориальной парадигме выстраиваются в соответствии с принципом общего когнитивного представления научного знания и отражают сущностные признаки концепта "UNIVERSE" (см таблицу 2).

Таблица 2

Понятийные сферы концепта "UNIVERSE" по вертикальной категориальной парадигме

№ п/п Понятийная сфера концепта «Universe» Суммарный показатель частности в исследуемом материале

1. Universe 834

2. Galaxy 685

3. Milky Way 457

Во всех трёх понятийных сферах насчитывается примерно 1976 терминологических единиц. Наибольший числовой показатель у понятийной сферы "UNIVERSE" - 834, что составляет 39 %. Следующая понятийная сфера согласно вертикальной категориальной парадигме - Galaxy; в ней насчитывается порядка 685 терминальных единиц в исследуемом материале (34 %). Третья категориальная понятийная сфера - Milky Way - 457 терминологических единиц или 27 %.

Понятийные сферы концептов "UNIVERSE" и "Galaxy" совпадают, что свидетельствует о тесном переплетении терминологических связей внутри и вне двух концептуальных полей. Терминологические единицы перетекают из одной понятийной сферы в другую, что указывает на пластичность терминологической системы концепта "UNIVERSE". Иначе говоря, терминологические единицы высшего категориального порядка могут спускаться на ступеньку ниже, как и терминологические единицы низшего порядка могут встать на ступень выше в категориальной парадигме концепта «UNIVERSE». Подобное явление связано с когнитивной преемственностью терминологических единиц и концептуальной связанностью понятийных сфер концепта «UNIVERSE» и концепта «Galaxy».

Организация знаний конкретной сферы деятельности индивида при помощи центрального метода когнитивного моделирования - фреймового подхода - в целях рассмотрения лексического значения позволяет выявить семантическое пространство языка, то есть компоненты значения, которые входят в структуру ментальных пространств. Иначе говоря, при фреймировании происходит группировка лексических единиц от когнитивного уровня к языковому.

В данном исследовании под фреймом понимается сетевая ментальная структура, элементы которой взаимодействуют друг с другом и отражают научные знания, обеспечивающие концептуальное начало и семантическое единство как грант организации ментального пространства концепта "UNIVERSE" [Дейк 1988: 153-211].

Можно построить классификационный фрейм, который будет формировать концептуальное пространство; центральный фрейм отражён концептом "UNIVERSE". Фрейм концепта "UNIVERSE" отражает концептуальные области, то есть субфреймы (или подфреймы): 1) Galaxies; 2) Milky Way; 3) Star; 4) Solar System. Указанные подфреймы описывают строение Вселенной, а именно концептуально значимые единицы знания, касающиеся Вселенной. В этом случае концепт "UNIVERSE" воспринимается как объект когнитивного осмысления базовых концептов (субфреймов) - galaxies, Milky Way, star, Solar System. Внутри фрейма "UNIVERSE" - как вершинного элемента фреймового

моделирования - аккумулируются наименьшие структурные единицы - субфреймы. Каждый субфрейм состоит из совокупности слотов и субслотов, последние могут содержать терминалы. Терминальные единицы могут выражать различные аспекты и свойства слотов и субслотов, которые могут образовывать единое целое.

1. В субфрейм «Galaxies» входят слоты - 1) elliptic galaxy, 2) spiral galaxy, 3) irregular galaxy, 4) lenticular galaxy.

(а) Слот 1 «elliptic galaxy» разбивается на субслоты «Sculptor Dwarf Galaxy» и «Fornax Dwarf», которые выражены разными терминальными единицами structure и physical characteristics. Именно терминалы показывают основные различия между слотами субфрейма "Galaxies ".

(б) В состав слота 2 «spiral galaxy» входят три субслота, представленные крупными репрезентантами звёздных систем Местной группы галактик - Milky Way, Andromeda Nebula, Triangulum galaxy. Терминальные единицы structure и physical characteristics выступают в качестве индикаторов информации о структуре и физических характеристиках;

(в) Два субслота Large Magellanic Cloud и Small Magellanic Clou входят в состав слота 3 irregular galaxy. Однако руководствуясь научными наблюдениями ряда учёных, Магеллановы Облака: Большое Магелланово Облако и Малое Магелланово Облако представляют собой две звёздные области с перемычкой и спиральными ветвями, вращающиеся вокруг Млечного пути [Засов 2011; Alvarado, Watson, VanSell 2017]. Данное научное наблюдение позволяет объединить слот 3 "irregular galaxy" со слотом 2 "spiral galaxy" в рамках исследования фреймовой репрезентации концепта "Universe", поскольку сначала Магеллановые Облака были галактиками неправильной формы, но с недавнего времени стали спиралевидными. Терминальные единицы structure и physical characteristics так же, как и в слоте 2 "spiral galaxy" выступают в качестве индикаторов информации о структуре и физических характеристиках.

(г) Слот 4 lenticular galaxy с субслотом "Cartwheel Galaxy". Субслот "Cartwheel Galaxy» рассматривается как линзовидная галактика, в которой терминальные единицы structure и physical characteristics субслота "Cartwheel Galaxy" имеют схожие характеристки со слотом 1 "elliptic galaxy" и слотом 2 "spiral galaxy". Однако субслот "Cartwheel Galaxy" «содержит большое количество чёрных дыр в рентгеновских источниках», в то время как в нашей Галактике "Milky Way" есть единственная сверхмассивная чёрная дыра.

2. Субфрейм "Milky Way" «организует» особую совокупность концептуальных единиц, которая обусловлена образованием огромной звездой системы нашей Галактики, а её

терминальные узлы поясняют принцип функционирования звездной структуры в Млечном пути. Слоты (1) "gas-and-dust nebula", (2) "star cluster" и (3) "supermassive black hole" являются репрезентантами субфрейма Milky Way».

(а) Слот 1 "gas-and-dustnebula" представлен как «Orion Nebula», терминальные единицы которой указывают на свечение газа и образование диффузной туманности в связи с сочетанием газопылевого облака gasdust cloud и яркой горячей звезды hotstar.

(б) Слот 2 "star cluster " показывает присутствие в Млечном пути двух звёздных скоплений: рассеянного open cluster и шарового globular clusters, примерами которых служат звездная группа Гиада Hyades неправильной формы и шаровое скопление М13 в созвездии Геркулес the Hercules Globular Cluster.

(в) Слот 3 "super massive black hole" представлен субслотом "Crab Nebula" -диффузная светящаяся туманность из газа, пыли и звёздных скоплений с невидимой массой и релятивистскими космическими лучами.

Терминальные единицы всех слотов субфрейма "MilkyWay" - structure, position, stellar population, stardrift, exotic molecules, speed выступают в качестве индикаторов информации о структуре и физических характеристиках Млечного пути.

3. Классификационный субфрейм "Star" демонстрирует когнитивную репрезентационную сущность научной концепции диаграммы Герцшпрунга-Рессела "Hertzsprung-Russeldiagram" (слот 1). Созависимость спектральных классов звезд "sidereal spectral class" и их светимости показывают спектр-светимости в целом. Особую концептуальную ценность в диаграмме Герцшпрунга-Рессела представляют звёзды, входящие в группу главной последовательности "mainsequenc", поскольку, рассматривая звёздное пространство в рамках нашей Галактики, учёные невольно сравнивают все звёзды спектральных классов относительно Солнца. Главная последовательность по диаграмме Э. Герцшпрунга и Г.Н. Рессела интересна звездой "Sun", так как в Млечный путь входит совокупность небесных тел, движущихся именно вокруг Солнца. Кроме того, в субфрейме "Star" представлен классом переменных звёзд "variable star" (слот 2), поскольку в Млечном пути цефеиды отображаются как разновидность пульсирующих переменных звёзд с высокой светимостью; по ним возможно определить расстояние до звездной системы, а значит, до галактик, поэтому слот 2 "variable star " выражает концептуальное знание не только о Млечном пути, но и о Вселенной в целом. Терминальные единицы в субфрейме "Star" сводятся к определению закономерностей физических и химических свойств в структуре концептуального представления знания о звёздном пространстве Вселенной, а также к пересмотру положения звёздных систем во Вселенной.

4. Субфрейм "Solar System" включает в себя все небесные тела, движущиеся вокруг Солнца, и поэтому распадается на два слота "planet" и "Small Solar System body".

Слот "planet" состоит из трёх субслотов: 1) "inferior planet"; 2) "giant planet" и З) "dwarf planet". Каждый субслот репрезентуется некоторыми терминологическими единицами и терминалами, которые отражают определенные свойства понятий. Субслот 1 "inferior planet" «показывает» первую группу планет, которые расположены близко к Солнцу и до Главного пояса астероидов. Планеты земной группы представлены четырьмя когнитивными сегментами: "Mercury", "Venus", "Earth", "Mars". В субслоте 2 "giantplanet" отражаются планеты, чьи орбиты расположены между Главным поясом астероидов и поясом Койпера. Когнитивные сегменты "Jupiter", "Saturn", "Uranus", "Neptune" субслота 2 "giantplanet" называют планетыгиганты. В ряде позиций планеты-гиганты отличаются друг от друга, что находит отражение в терминальных единицах: наличие колец, число спутников, размер и масса, химический состав, температура, ось вращения. Субслот З "dwarf planet" представляет собой классификацию небесных тел по удалённости «от вращения вoкpуг Солнечной системы» и наличию cфepичecкoй фopмы. Когнитивные сегменты субслота - это утверждённые наименования карликовых планет Солнечной системы: "Pluto ", "Makemake ", "Haumea", "Ceres".

Терминальные единицы когнитивных сегментов субслота З "dwarf planet" -Церры "Ceres", Плутона "Pluto", Хаумеа "Haumea", Макемаке "Makemake" указаны условно, поскольку с научной точки зрения планеты-карлики остаются малоизученными объектами, ибо пока не удаётся точно установить их основные физические параметры. В структуре субфрейма "SolarSystem " выделяется слот 2 "Small Solar System body ", который «знаменует», что в состав Солнечной системы входят не только планеты разных типов, но и огромное количество более мелких объектов.

Для описания объектов Солнечной системы, которые не относятся ни к планетам, ни к карликовым планетам и ни к спутникам в слоте 2 "Small Solar System body" выведены субслот 1 "asteroid", субслот 2 "comet" и субслот З "meteorite". Все они выражают отдельные структурные позиции малых тел Солнечной системы, поэтому терминальные единицы каждого из них носят автономный характер и не пересекаются. Субслот 1 "asteroid", указывает на небесные тела звездообразной формы.

В состав сублота 2 "comet" входит одна из самых известных комет - комета Галлея ("Halley"). Терминальный узел описывает отдельную категорию знания "Halley" в слоте "comet" не вступает в корреляционные отношения с другими субслотами знания.

Субслот 3 "meteorite" включает в себя метеориты трёх групп: а) каменные "stony meteorite "; (б) железные "iron meteorite "; в) железо-каменные "aerosiderite ".

Терминальные единицы рассматриваются в сублоте "meteorite" исключительно в рамках отдельных групп метеоритов, связанных с их физическими свойствами.

Классификационный субфрейм "Solar System" «разбивает понятийную сферу» Солнечной системы на два сегмента, в которых описываются центральные понятия и переферические, при этом подчеркивается неразрывная связь планетарной концептуальной системы и более мелких структурных элементов терминосистемы в субфрейме "Solar System".

В каждом субфрейме числится несколько концептуально значимых доминант, которые отражают научное знание о Солнечной системе и выражают конкретные группы, отличающиеся по терминальному признаку. У каждого слота существует особый признак, по которому судят о его концептуальной значимости в общей системе представления знаний о Солнечной системе. Однако каждая характерная черта является принципиально значимой, что «наделяет» слоты и субслоты особыми категориальными признаками. Это позволяет вывести важные концептуальные признаки в субфрейме "Solar System".

Заключение

В результате проведённого исследования концепт "UNIVERSE" понимается как интегративно-концептуальное пространство научного знания по астрономии, поскольку он выражает когнитивное представление научной парадигмы знания о Вселенной и приобретает сущностный характер при лингво-когнитивной интерпретации научного познания.

Приведённые понятийные сферы концепта "UNIVERSE" (категории "Universe" и "galaxy") демонстрируют близкую категориальную связь с центральным концептом научного знания о Вселенной (концепт "UNIVERSE") и моделируют объёмную сущность представления научного знания, что приводит к переоценке понятийных структур, в которые входит категория "galaxy". Данное положение позволяет реализовать более детальную репрезентацию категориального аппарата для репрезентации Вселенной, ознаменованную совпадением концептуальной структуры с научным знанием о Вселенной. Это даёт возможность представить нашу галактику - Млечный путь (Milky Way) в моделируемой структуре концепта "UNIVERSE" как центральную категорию репрезентации научного знания о Вселенной.

Категориальная разработка по построению фреймовой структуры знания выражает главные закономерности когнитивного моделирования концепта "UNIVERSE", где происходит совпадение значимых категориальных и концептуальных единиц знания о Вселенной по горизонтальной и вертикальной категориальной парадигме представления знаний (прототипическая семантика). На основе этого сравнения делается вывод, что концепт "UNIVERSE" представляет собой единую многомерную когнитивную область знания о Вселенной.

Список литературы

1. Алефиренко Н.Ф. Язык, познание и культура: Когнитивно-семиологическая синергетика слова. Монография. Волгоград: Перемена, 2006. 227 с.

2. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики дырев // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.

3. Дейк Т.А. ван. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. С. 153-211

4. Засов А.В., Постнов К. А. Общая астрофизика. 4-е изд. М: ДМК Пресс, 2022. 572 с.

5. Кравченко, С.Ю. Прототипический подход и процесс категоризации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-1(45). С. 117-119.

6. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка // Когнитивные исследования. Ин-т. языкознания РАН. М.: Знак, 2012. 208 с.

7. Ракитов А.И. Наука в эпоху глобальных трансформаций // Наука в России: состояние и перспективы / Под ред. Ракитова А.И. М.: ИНИОН, 1997. С. 142

8. Фрумкина Р.М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология // Язык и наука конца XX века: сборник статей / Ред. Ю.С. Степанов. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 74-117.

9. Цзиньфэн Л. Концепт как предмет сравнительной лингвокультурологии // Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017: Материалы Всероссийской конференции, Казань, 30 октября - 03 ноября 2017 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. С. 385-396.

10. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы / Отв. ред. В.А. Лекторский; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1988. 175 с.

11. Alvarado A., Watson J., Van Sell SH. Universe: A Concept Analysis. International Journal of Nursing & Clinical Practices. 2017. Vol. 4: P. 227-231.

12. Hawking S. A Brief History of Time. Penguin Random House UK., 2016. 272 р.

13. Lovisari L., Ettori S. The Physical Properties of the Groups of Galaxies // Universe. 2021. Vol. 7 (8). 254 p.

14. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and Categorization. Hillsdale, NJ: Lawrence Eribaum Associates, 1978. P. 26-48.

Информация об авторе С.В. Соловьева - преподаватель, кафедра иностранных языков и культуры, Российский государственный социальный университет.

Information about the author S. V. Solovyova - Lecturer, the Department of Foreign Languages and Culture,

Russian State Social University.

© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.