КАТЕГОРИИ ИЗДЕРЖЕК В РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКЕ Р.М. Бейсенбаев, аспирант
Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-183-22-24
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные категории издержек, возникающие в ходе реализации таких реверсивных логистических процессов в операционной деятельности организаций, как построение реверсивной логистической системы, сбор, обработка, ремонт, утилизация возвратных логистических потоков и т.д. Приведенные категории объединены в классификацию, которая отражает характер, охват и происхождение выделенных издержек, а также отмечены типичные виды затрат в каждой категории.
Ключевые слова: логистика, типология, реверсивная логистика, экономические издержки, возвратные потоки, возвратный материальный поток, возвратный финансовый поток.
Реверсивная логистика, в самом широком смысле - управление и работа с операциями, связанными с повторным использованием товаров и материалов. К ним относятся операции по сбору, обработке, переработке и утилизации возвращенных товаров и/или материалов.
Традиционные логистические системы, в рамках оптимальной организации товародвижения, призваны оптимизировать и минимизировать общие логистические затраты, они ориентированы на прямые материальные, финансовые и информационные потоки в цепочках поставок. В то же время реверсивная логистика, как правило, сосредоточена на потоках, движущихся в противоположном направлении, от конечного потребителя к какому-либо установленному лицу или организации в логистической цепочке [1]. Через работу с возвратными потоками компании могут восстановить полную стоимость товаров или часть, в виде дисконтированных перепродаж и продаж запчастей, что делает анализ и изучение реверсивной логистики важным аспектом эффективного управления цепочками поставок.
Так же, как и в прямых логистических системах, значительной частью управления финансовыми потоками, сопряженными с возвращаемыми товарами, сырьем и тарой - основные материальные составляющие возвратных потоков [2] - является
выделение и оптимизация общих издержек. В отличие от традиционной логистической деятельности, где часто выделяются обособленные категории издержек вместе с четко разграниченными центрами затрат, в реверсивной логистике издержки рассматриваются в общем по всей цепочке, без отделения от прямых потоков.
В отличие от прямого логистического потока, управление и оптимизация возвратного процесса редко рассматриваются руководящим составом в качестве важных стратегических задач компаний. Часто, это происходит по нескольким причинам [3; 4]:
- Приоритезация фулфилмента - в отличие от клиентских заказов, обычно нет крайнего срока для доставки возвращенного товара в пункт назначения;
- Сложность внедрения систем - потоки движутся в сторону, противоположную привычной, что затрудняет интеграцию прямых и обратных логистических процессов;
- Отсутствие государственной поддержки - государственная политика и финансовая поддержка могут играть важную роль, так как отсутствие принудительных природоохранных законов, установленных правительством, снижает стимул и мотивацию для внедрения систем реверсивной логистики с целью экологической утилизации товаров предприятиями;
- Непредсказуемость возвратов -сложно прогнозировать и планировать объем возвратов, их состояние, а также время и место их происхождения;
- Сложность маркетинга переработанных товаров - в некоторых случаях вторичные товары считаются покупателями более низкими по качеству, чем товары, изготовленные из первичного сырья;
- Нежелание руководства - возвраты часто рассматриваются как неизбежные затраты и работа с ними не фигурирует в отдельных планах по оптимизации логистических систем организации.
Отсутствие достаточного финансирования, поддержки и изучения реверсивной логистики затрудняют точное определение того, где, когда и как процессы, относящиеся к ней, влияют на бюджеты организаций, которые ориентированы на односторонний поток товаров и материалов.
Существуют некоторые подходы к категоризации реверсивных логистических издержек:
- подход с точки зрения взаимосвязи издержек и этапов жизненного цикла товаров: внедрение, рост, насыщение рынка и спад [5, 6];
- деление на издержки, необходимые для организации и функционирования системы возвратов, и на издержки для поддержания должного уровня системы реверсивной логистики, с последующими примерами таких расходов [7].
В первом случае, подобный подход в значительной степени предназначен для стратегического планирования и отталкивается от стадий жизненного цикла товара, подразделяя и издержки, и работу с ними на похожие этапы, которые достаточно обобщены и не имеют четко расставленных границ.
При втором подходе, деление на приведенные категории исходит из принципа создания реверсивной логистической системы и покрытия операционных издержек в течение ее деятельности. Данный подход представляется более подходящим для категоризации реверсивных логистических издержек, так как реализует системный подход, но при этом существующая классификация не учитывает несколько важ-
ных аспектов и слегка поверхностно рассматривает характер издержек.
В целом, необходимо разбить систему реверсивной логистики на основные процессы, связанные с появлением издержек, такие как: планирование, организация и запуск системы, прием и обработка возвращаемых позиций, направление запчастей, переработанного сырья или товара на вторичный рынок или в центры дистрибуции, утилизация возвращаемых позиций. Более того, требуется и дальнейшее разделение данных категорий издержек на общеэкономические - постоянные и переменные.
Таким образом, представляется возможным категоризация и классификация основных издержек в реверсивной логистике по их характеру, охвату и происхождению выделенных издержек.
1. Первичные - на этапе внедрения и запуска системы реверсивной логистики. К ним можно отнести создание, покупку или лицензирование информационного обеспечения для системы реверсивной логистики, привлечение дополнительных специалистов, обучение, повышение квалификации или переквалификация сотрудников, приобретение или оптимизация складского пространства, построение транспортных линий и т.д.;
2. Входящие - возникают с момента начала процесса возврата, в свою очередь их можно поделить на:
2.1. Переменные - зависят от объема, формы и состояния возврата. Типичными затратами будут являться компенсация покупателей, обработка возвратов, доставка возвратов, переупаковка, первичный ремонт, гарантийное обслуживание и т.д.;
2.2. Постоянные - связаны с поддержкой последовательного функционирования системы реверсивной логистики, а именно: поддержка программного обеспечения системы реверсивной логистики, оплата труда специалистов, аренда складских помещений, содержание собственных центров переработки и т.д.;
3. Исходящие - возникают после определения дальнейших действий с возвращенной позицией:
3.1. Переменные - зависят от объема, 4. Утилизационные - возникают при формы и состояния возврата и часто решении утилизации возвращенной пози-направлены на поддержку сбытовой дея- ции:
тельности организации. Среди них: марке- 4.1. Переменные - зависят от объема и
тинговые и рекламные издержки, налоги, сущности позиций, направленных на ути-
доставка товаров покупателю, доставка лизацию. Доставка позиций, закупка до-
позиций поставщику; полнительного оборудования и спец-
3.2. Постоянные - связаны с обеспече- средств, аутсорсинг утилизационной ком-нием возвращения ценности возвращен- пании и т.д. будут являться типичными ных позиций. Для продаж на вторичном видами расходов;
рынке нужно учитывать зарплату торго- 4.2. Постоянные - связаны с обеспече-
вых специалистов, аренду или недополу- нием возможности утилизации возвра-
ченную прибыль с торговых полок, под- щенных позиций, например: оплата труда
держку программного обеспечения торго- специалистов по утилизации, содержание вой системы; мусорного полигона или центра перера-
ботки.
Библиографический список
1. Василенок В.Л., Филимонова А.В., Алексашкина Е.И., Мержанова В.Д. Управление реверсивной логистикой // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2020. - № 2. - С. 182-188.
2. Терентьев П.А. Классификации и модели логистики возвратных потоков // Логистика сегодня. - 2010. - № 4 (40). - С. 242-251.
3. Ткаченко М.Г. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет разработки стратегии управления обратными потоками продукции // Инновации и инвестиции. -2015. - № 9. - С. 274-278.
4. Канке А.А., Александров О.А. Реверсивная логистика в российских организациях: теоретические и практические аспекты // Вестник университета. - 2017. - № 5. - С. 21-29.
5. Бейсенбаев Р.М., Каточков В.М. Взаимосвязь реверсивной логистики и жизненного цикла товара // Управление цепями поставок в транспортно-логистических системах: материалы II Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГЭУ. - 2021. С. 39-43.
6. Daher C.E., Silva E.P. de la S., Fonseca A.P. Reverse Logistics: Opportunity to Reduce Costs by Integrated Value Chain Management // Brazilian Business Review. - 2006. - №3 (1). -P. 57-72.
7. Шахназарян С.А., Зуева О.Н. Исследование затрат при осуществлении процессов реверсивной логистики // Journal of new economy. - 2015. - №3 (59). - С. 110-116.
REVERSE LOGISTICS' COST CATEGORIES
R.M. Beysenbaev, postgraduate student Ural State University of Economics (Russia, Yekaterinburg)
Abstract. This article analyzes the main cost categories that appear during the realization of such reverse logistics processes in the operating activities of organizations, as reverse logistics system creation, collecting, processing, repairing and utilizing reverse logistics flows, etc. These categories are grouped into a classification that reflects the nature, scope and origin of allocated costs, and typical types of costs in each category are noted.
Keywords: logistics, classification, reverse logistics, economic costs, reverse flows, reverse material flow, reverse financial flow.