Научная статья на тему 'Каталония в поисках независимости после несостоявшегося референдума - досрочные парламентские выборы'

Каталония в поисках независимости после несостоявшегося референдума - досрочные парламентские выборы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
РЕФЕРЕНДУМ / КОНВЕРГЕНЦИЯ И СОЮЗ / СЕПАРАТИСТЫ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / РЕГИОН / БЛОК / КОАЛИЦИЯ / ПЛЕБИСЦИТ / ДОСРОЧНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ЛЕВЫЕ РЕСПУБЛИКАНЦЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Верников Владимир Леонидович

Правящая в Каталонии одном из регионов Испании коалиция двух партий Конвергенция и Союз (CiU) объявили о проведении референдума о независимости региона от Испании. Это противозаконное решение правительство страны опротестовало в Конституционном суде, но каталонское руководство упорствовало до последнего дня, хотя потом и уступило, согласившись на юридически ничего не значащий добровольный опрос. Результаты его были обескураживающими для сторонников независимости. Тем не менее в январе нынешнего года лидер Каталонии Артур Мас объявил о проведении в сентябре досрочных парламентских выборов, которые призваны стать плебисцитарными по той же проблеме независимости региона. Из-за обоих политических демаршей каталонских националистов в регионе обострилась внутриполитическая обстановка, мало способствующая выходу из экономического кризиса, затронувшего и Каталонию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каталония в поисках независимости после несостоявшегося референдума - досрочные парламентские выборы»

УДК 329.273 Владимир БЕРНИКОВ

КАТАЛОНИЯ В ПОИСКАХ НЕЗАВИСИМОСТИ

После несостоявшегося референдума - досрочные парламентские выборы

У читателя может возникнуть вопрос, почему несколько месяцев спустя после несостоявшегося в Каталонии референдума о независимости от Испании мы вновь к нему возвращаемся. Отвечаем: тогда, в ноябре минувшего года, казалось, что сепаратистским устремлениям части политической элиты региона на многие годы вперёд не суждено сбыться по целому ряду причин внутриполитического и геостратегического характера. Казалось также, что националистические партии, обладающие большинством в автономном парламенте, извлекли урок из антиконституционного противостояния с центральным правительством, и проблемы Каталонии, копившиеся в течение нескольких десятилетий, начнут обсуждаться и решаться в рамках единого, субсидиарного по своей сути, государства автономий. Была надежда, что правительство региона после нескольких лет фактического бездействия направит свои усилия на более эффективные действия по выходу из тяжёлого экономического и социального кризиса и откажется наконец от разрушающих Каталонию политических игр в независимость.

К сожалению, такой прогноз оказался чересчур оптимистическим. История, как давно известно, учит, что она никого ничему не учит. Сделав вдох и выдох после ноябрьского поражения, две парламентские националистические партии провели перегруппировку сил, создав противоестественную коалицию правых и левых, и выработали новую стратегию борьбы за достижение независимости, которая застала врасплох конституционалистские партии Каталонии. Последовавшее объявление в автономии досрочных парламентских выборов плебисцитарного характера разогрело политический климат во всей Испании и заставило власти воспринимать их всерьёз по той же причине, что и несостоявшийся референдум. Именно поэтому в изменившихся координатах мы сочли своевременным не только вернуться к его

© Берников Владимир Леонидович - руководитель центра иберийских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125993, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] Ключевые слова: референдум, Конвергенция и Союз, сепаратисты, независимость, регион, блок, коалиция, плебисцит, досрочные парламентские выборы, Левые республиканцы. DOI: http: //dx.doi.org/10.15211/soverope220156171

недавним урокам, но и понять реальное политическое здоровье партийной системы Каталонии в преддверии острой схватки за будущее региона.

Каталония - одна из испанских автономий - весь минувший год была на слуху всей Европы и едва ли не главной темой политологических штудий о перспективах или, напротив, бесперспективности сепаратистских тенденций во многих странах старого континента. Претендентов на независимость набиралось довольно много, первой по очередности событий стояла Шотландия со своим референдумом, второй была Каталония. Но если Лондон великодушно разрешил проведение референдума, поначалу уверенный в безусловном поражении националистов, а затем, испугавшись политического Ватерлоо, бросил в бой "тяжёлую артиллерию" сторонников единой Великобритании, то Мадрид после первых же заявлений националистического правительства Каталонии о проведении референдума о независимости жёстко сказал: "Нет!"

Многомесячное бодание центра и мятежного региона вынесло на всеобщий суд ряд весьма серьёзных проблем современного конституционного устройства Испании и правоприменения некоторых статей Конституции 1978 г. В дискуссии приняла участие не только вторая по величине Испанская социалистическая рабочая партия, но и многие региональные политические партии и движения, оппонировавшие как находящейся у власти Народной партии, так и правящему в Каталонии тандему Конвергенция и Союз1. Копья ломались вокруг обоюдоострых для страны тем: необходимости федеративного устройства Испании, в отличие от нынешнего автономистского, и запрета автономиям проводить референдумы о независимости без согласия на него общенационального референдума. И то, и другое требовало внесения изменений или поправок в действующую Конституцию, давно уже ставшую священной коровой для всех находившихся у власти политических партий.

Долгое время разговоры о референдуме в практическую плоскость не переходили. Правительство Каталонии заявляло о решимости провести его, была даже назначена точная дата, но оставалось решить задачу со многими неизвестными, чтобы он действительно состоялся, а не остался в памяти политиков лишь как борение страстей вокруг несбыточной мечты местных карбонариев. Иными словами, предстояло революционную теорию превратить в практику, отринув конституционные запреты, о которых говорилось выше, и создать в стране прецедент, чреватый серьёзными последствиями как для самой Каталонии, так и для Страны басков, Галисии, Канарских островов и других регионов. Заглядывая за горизонт одного-двух десятилетий, впору было задуматься и испугаться вполне реалистичного сценария распада нынешней унитарной Испании на несколько новых независимых государств.

Реально мыслящие политики в Мадриде, правительство Мариано Рахоя (Народная партия) и в первую очередь король Хуан Карлос как глава государства и гарант территориальной целостности страны, понимая опасность и просчитывая такую перспективу, не могли допустить проведения референдума. Власти не только ничуть не сомневались в конституционности запрета (ст.92), но и не обращали внимания на обвинения в недемократичности (как образец для подражания предлагался Лондон) и старомодности взглядов на государство в XXI веке. Они твёрдо выдерживали своё "Нет!", даже когда каталонские националисты перешли от слов к делу.

1 Конвергенция и Союз - правоцентристская националистическая партия, её лидер Артур Мае является Председателем каталонского правительства. Партия технически представляет собой объединение двух организаций: более крупной либеральной "Демократическая конвергенция Каталонии" и другой, поменьше, "Демократический союз Каталонии", которую можно отнести к социал-демократам.

Новый европейский сепаратизм Каталонии

23 января 2013 г. парламент Каталонии принял Декларацию о суверенитете и объявил о проведении референдума о создании независимого государства 9 ноября 2014 года1.

Это был вызов, красная тряпка для быка, сильнейший раздражитель для страны, не впервые столкнувшейся с тенденцией развала "государства автономий". Страна едва успела перевести дыхание после противостояния баскскому сепаратизму и терроризму, длившимся несколько десятилетий, как давно тлевшие сепаратистские настроения вспыхнули в Каталонии. Их предстояло если не погасить, что вряд ли вообще возможно, то хотя бы отсрочить выяснение отношений у избирательных урн, дать горящим углям остыть, не втягиваясь в то же время в дискуссии с социалистами о федеративном устройстве страны как средстве против сепаратистских устремлений других регионов Испании.

История отношений Каталонии с властями Испании длинная и порой трагическая. В каталонцах живёт чувство униженности и обиды за насильственное включение их территории когда-то в состав испанской империи. Эта часть страны всегда была наиболее богатой и экономически развитой, и каталонцы на реальные притеснения Мадрида отвечали бунтами и восстаниями. И всякий раз терпели поражение, постепенно утрачивая при этом свои немалые прежние привилегии в составе испанской монархии.

Дорого обошлась Каталонии и поддержка республиканцев в Гражданской войне (1936-1939 гг.). Франкистский режим уничтожил её традиционное местное самоуправление и культурную самобытность, а каталанский язык преследовался, его употребление в общественных местах запрещалось. Казалось бы, в послефранкист-ской демократической Испании, в стране равноправных автономий все эти старые распри должны были исчезнуть. Каталония за 40 лет в новых условиях достигла реальных успехов как в экономическом развитии, так и в культурном строительстве, и могла бы отринуть свои прежние националистические настроения. Но этого не произошло: им, по утверждению испанских социологов, подвержена почти половина населения региона, и это говорит о том, что неладно что-то в испанском королевстве [Верников, 2007].

Конечно, экономический кризис, жестоко прокатившийся по Испании, не обошел и Каталонию - её и ныне самую развитую часть. Эгоистические настроения каталонцев, и прежде высказывавших недовольство бюджетной и налоговой политикой центральных властей, в условиях резкого сокращения трансферов и инвестиций в общественный сектор получили дополнительный стимул. Они подсчитали, что регион вносит до 20% ВВП страны, а разница между тем, что он отдает в общую казну, и 16 миллионов евро в год, что получает в виде субсидий и различных

1 Регулирование различных видов референдума закреплено Органическим законом 1980 г. Референдум предлагается Конгрессом депутатов или по предложению председателя правительства. Назначает его король изданием декрета, одобренного Советом министров за подписью его председателя. Референдум не проводят во время действия чрезвычайного положения, а также в течение 90 дней после его отмены. Существуют и другие ограничения, связанные с проведением всеобщих парламентских выборов или выборов в органы местного самоуправления. Голосующий вносит в бюллетень только слова "да" или "нет" или оставляет его незаполненным, что равносильно воздержанию от голосования. Результат референдума объявляет Центральный избирательный совет и сообщает его председателю правительства и руководителям обеих палат кортесов (парламента). Утверждение результатов парламентом или другими государственными органами не требуется.

выплат, эквивалентно 8% регионального валового продукта1. Это хорошо известные и в других странах противоречия между богатым и развитым Севером и бедным аграрным Югом, когда первый убеждён, что кормит своих разнеженных солнцем и плохо работающих соотечественников, и рад бы от них отделиться.

Это и есть новый европейский сепаратизм, имеющий мало общего с классическим определением "вплоть до отделения ...", - сепаратизм экономический. Его лидеры не связаны с радикальными или маргинальными группами и используют экономические аргументы, апеллируя не к массам или национальным меньшинствам, а к среднему классу. Они не похожи на заговорщиков, напротив, заседают в парламентах, работают в региональных администрациях, возглавляют инвестиционные фонды и т. д. Они защищают прежде всего региональные финансовые и бизнес-интересы национальной элиты. Идеологически эти новые сепаратистские движения не являются ни национальными, ни националистическими, и уж тем более не являются освободительными, а лишь используют националистическую фразеологию.

Экономический фактор в сепаратистских устремлениях Каталонии, бесспорно, главный, и проистекает он, по мнению лидеров оппозиционной Социалистической рабочей партии, из устаревшего государственного устройства страны. Однако все их призывы к правящей Народной партии хотя бы начать разговор с автономиями о пересмотре Конституции и переходе к федеративной или даже конфедеративной форме государства не находят понимания. А это, возможно, усмирило бы в значительной степени сепаратистские силы и не только в Каталонии.

Но, кроме экономической, есть и другие составляющие каталонского референдума. Политические элиты региона давно уже убедились в том, что какая бы партия ни находилась у власти в Мадриде, им не удаётся получить от центра таких преференций, которые оправдывали бы в глазах их избирателей поддержку центрального правительства. Глухими оказывались и социалисты, и "народники". Не удавалось добиться даже полномочий и прав, которые прокламированы документами ЕС -Хартией о местном самоуправлении и Декларацией о регионализме в Европе.

"Европа регионов" оказалась пока что красивым слоганом, а не реальным инструментом развития регионов, несмотря на немалые финансовые потоки из фондов ЕС в национальные бюджеты. Субсидии по тем или иным причинам просто не доходили до адресатов. Отсюда - глубокое разочарование элит, подтолкнувшее их к поиску региональной идентичности и подлинного самоуправления через обретение независимости от суверена, чего бы это ни стоило. Для каталонцев примером для подражания, конечно же, стали Косово, Шотландия и север Италии, хотя путь у них у всех разный. Особняком по многим параметрам стоит крымский референдум, но пока он не осмыслен и не запущен в политический дискурс каталонскими элитами.

В Каталонии в момент объявления референдума у власти находилось правительство, в котором первую скрипку играло правоцентристское объединение Конвергенция и Союз (СШ), имевшее поддержку других политических сил, но колебавшееся вначале в определении конечной цели референдума: добиваться независимости или остаться в составе Испании, но с гораздо большими полномочиями, закрепленными законодательно. Это была игра ва-банк. Правительство Каталонии, безусловно, знало, что Конституция 1978 г. чётко определяет порядок проведения региональных референдумов. Они становятся возможными лишь после разрешительного общенационального референдума. Во всех иных случаях региональный

1 http://ria.ru/europe/20121125/912093973.html

референдум считается незаконным, его проведение запрещено, даже если местный парламент проголосовал за него.

Лидер правящей партийной коалиции Артур Мае, несмотря на предостережения из Мадрида, был настолько уверен в успехе референдума за независимость, а, следовательно, и в триумфе CiU, что решил все полагающиеся в таких случаях лавровые венки победителя не делить ни с кем из попутчиков и, распустив парламент, объявил досрочные парламентские выборы 25 ноября 2012 г.1 Он жестоко просчитался: коалиция не только не получила абсолютного большинства в автономном парламенте, но и потеряла часть своих депутатских мандатов, отошедших к партиям - сателлитам, которые с оговорками выступают за отделение и выход из состава Испании. Поражение означало, что далеко не вся Каталония стремится к независимости, хотя партии, у которых иной взгляд на будущее региона, прежде всего Социалистическая, Народная и Граждане - Гражданская партия, оказались в меньшинстве.

Исход досрочных выборов охладил пыл спора с центральным правительством, но не выбил националистов из накатанной колеи противостояния. После этого началась безудержная полемика в СМИ о легитимности референдума, о формулировке вопроса и о незначительных технических деталях стороны лишь повторяли много раз прежде сказанное. Чтобы сохранить лицо Артур Мае публично уже не мог отказаться от референдума, и 2013-2014 гг. прошли под знаком взаимоисключающих заявлений Мадрида и Барселоны, потешавших общественное мнение страны ядовитыми риторическими уколами.

Как бы там ни было, не только нижняя палата испанского парламента - Конгресс депутатов, но и Конституционный суд, куда обращался глава правительства, запретили проведение референдума. Власти Каталонии упорствовали и заявляли, что проведут его, несмотря ни на что. Такая позиция несла в себе риски не только острого внутриполитического, но и уличного противостояния и непредсказуемых шагов с обеих сторон. Следовало, на крайний случай, помнить, что немногочисленным силам правопорядка в автономии могут быть противопоставлены национальные силовые структуры и в первую очередь армия2. Это означало бы катастрофическое развитие событий, и такой сценарий никто не рискнул принять.

Артур Мае отступил, поняв, что плетью обуха не перешибить: вместо референдума был организован юридически ничтожный опрос о праве проведения нового референдума с требованием независимости региона от Испании. Но его тут ожидало разочарование: явка оказалась непредсказуемо низкой - около 2 миллионов человек, а потому предсказуемо неблагоприятным был и результат: лишь около 80% высказались за, т. е. около 1,6 миллиона проголосовавших.

Если экстраполировать результаты опроса на все 5,7 миллиона каталонцев, имеющих право голоса, при том что почти 3,5 миллиона не явились к самодельным урнам, то при самом благоприятном раскладе за независимость проголосовало бы не более 31-32% жителей региона. Это означало бы сокрушительное поражение Конвергенции и Союза и поддерживающих их левых радикальных партий. Однако полученный результат тоже был поражением, хотя лидер Каталонии убеждал своих

1 Конституция определяет и конкретизирует правила и нормы (ст. 66-71, 140-141, 152), которые служат точкой отсчёта для различных процедур избрания граждан как в органы общенациональной законодательной власти (Генеральные кортесы), так и в законодательные инстанции регионального и местного уровней. Это означает, что ввиду разноуровневого характера представительных политических структур в Испании отсутствует одна единственная процедура выборов. В стране существует смешанная избирательная система -сочетание мажоритарной и пропорциональной систем.

2 Статья 8.1.

сторонников, что Мадрид не сможет просто так отмахнуться от почти двух миллионов голосов жителей, высказавшихся за проведение легального референдума о независимости.

Неэкономические составляющие каталонского сепаратизма

Каким обходным путём он был намерен этого добиться, никто сказать не мог, но все понимали, что такой план Артур Мае, безусловно, вынашивает. Но также было ясно и то, что центральное правительство будет бесконечно затягивать проведение общенационального референдума, а инструментов давления на Конгресс депутатов - испанский парламент у сепаратистов нет никаких. Политические партии Каталонии не располагают в нем заметным представительством, больше того, в последние электоральные циклы они потеряли свое привилегированное положение весов при формировании правительственных коалиций.

И буквально через три месяца, в январе 2015 г., Артур Мае и активно поддерживающие его Левые республиканцы Каталонии (ERC) после долгих и непростых переговоров вновь пошли ва-банк, объявив о проведении досрочных парламентских выборов 27 сентября 2015 г. с повесткой дня а-ля референдум - о независимости Каталонии1. Тонкость в том, что ставить так вопрос напрямую нельзя, но единая предвыборная программа всех партий в случае договорённости между ними может содержать в себе именно и только такой пункт, что не противоречит Закону о выборах. На практике это означало бы плебисцит по предложенной проблеме, однако в Каталонии такая договорённость исключена. Поэтому появление блока CiU и ERC в корне изменило политическую картину не только в ней самой, но и во всей стране -ведь в мае предстоят выборы в местные органы власти, которые покажут, какими электоральными возможностями будут располагать на общенациональных парламентских выборах 2016 г. две ведущие национальные партии - Народная и Социалистическая рабочая, "возмутитель спокойствия" "Мы можем!" (Podemos) и другие.

Понятно, что в самой Каталонии пространство для маневра у сепаратистов после проигранного опроса сжалось, а обескураживший их результат девальвировал возможность говорить от имени всех жителей региона. Негативными оказались для них и итоги выборов в Европарламент, на которых Конвергенция и Союз и националистические партии - адепты независимости значительно снизили своё представительство. В то же время на испанском политическом поле впервые громко заявила о себе, получив пять депутатских мандатов, родившаяся за четыре месяца до выборов общенациональная партия Podemos.

И хотя в Каталонии она заметного успеха не добилась, испанские политологи считают, что свои голоса она отобрала не у сторонников независимости, так как сама выступает за единство страны, а у социалистов, блока левых партий и неопределившихся. Podemos в своём первом манифесте "Пора действовать: обратим гнев в политические перемены" обозначила свою идеологию: левее социалистов и скомпрометированных Объединённых левых. Что это за политическое формирование, возникшее ниоткуда и возглавляемое профессором Мадридского университета Комплутенсе Пабло Иглесиасом, до конца пока не ясно. Ясно только, что ядро её и руководящие органы составляют университетские профессора, писатели, журналисты, деятели культуры, левые профсоюзные активисты, леваки из различных групп

1 Выборы в Автономные сообщества, в их властные структуры на региональном уровне проходят по пропорциональной системе, в результате чего создаются законодательные собрания и правительственный совет (правительство). В провинциях в результате выборов создается провинциальное собрание представителей и провинциальная администрация. Их количественный состав может быть разным и зависит от числа жителей провинции.

и региональных движений и известные медийные персоны, сумевшие собрать под антикапиталистические лозунги свыше 250 тысяч членов партии. Это много, даже больше, чем у правящей Народной партии.

В Испании за последние 40 лет такие истории уже происходили неоднократно, но достаточно скоропостижно завершались. Вот основные программные установки новой партии: изменение некоторых статей Конституции, в частности, требование о том, чтобы все богатства страны, независимо от формы собственности, работали на общее благо, всеобщее равенство при распределении богатств страны как форма избавления от тяжкого социального неравенства, порождённого капитализмом и экономическим кризисом, сохранить систему образования и медицинского обслуживания в руках государства, создание обширного фонда государственного жилья, противодействие закону об абортах, отмена законов об иммиграции, выход Испании из НАТО и т.д.

Эту идеологическую платформу на выборах в Европарламент поддержали 1 млн 254 тыс. человек, т. е. 7,98% избирателей. Podemos оказалась четвертой по этому показателю, а в провинциях Мадрид, Астуриас, на Канарском и Балеарском архипелагах превышала 10%, что заставило аналитиков говорить о политическом феномене национального масштаба. Недавние опросы Центра социологических исследований и агентства "Метроскопия" показали, что рост сторонников партии особенно заметен в социальных сетях, и по высказанным намерениям голосовать за нее, если бы парламентские выборы состоялись сегодня, она, по одним подсчётам, в ноябре вышла на 1-е место, значительно опережая социалистов и народников, по другим - на третье, с небольшим, на грани статистической погрешности, отставанием от них, набирая 22-27% голосов1.

Сейчас лидеры партии открыто заявляют о намерении выиграть не только майские муниципальные выборы2, но и парламентские 2016 г. Думаю, чрезмерные и ничем пока не подтверждённые амбиции могут сработать против партии, идеологические горизонты и социально - сетевая политическая практика которой вызывают критику опытных политических оппонентов и неприятие традиционного избирателя. К тому же её наиболее пассионарные активисты - "антисистемщики" по своим убеждениям без опыта постепенного врастания в процесс политической конкуренции.

Нельзя сбрасывать со счетов и реакцию европейских партий и институциональных структур, всегда отторгающих появление крайне левых или крайне правых политических формирований. Так что вряд ли следует торопиться с прогнозами о перспективах "партии нового типа" в общеиспанском масштабе3, дождёмся резуль-

1 El Mundo. 23.10.2014.

2 Численность муниципальных советов зависит от числа проживающих на их территории жителей: до 250 - 5, от 250 - 1000 - 7 и т.д.). Их члены избираются как по пропорциональной, так и по мажоритарной избирательным системам, в зависимости от характера коммуны. Выбранные муниципальные депутаты часто создают общую управленческую структуру для нескольких мелких муниципий, куда могут войти алькальды (главы) мелких муниципий.

3 Сложившаяся в Испании избирательная система создает предпосылки для сохранения реально существующей, несмотря на присутствие на политическом поле около десятка других партий, биполярной партийной политической структуры и как следствие - поочередного пребывания у власти двух наиболее многочисленных политических партий - социалистической рабочей и Народной. Не всегда они получают абсолютное большинство мест в Кортесах и в Автономных парламентах и возможность создавать однопартийные правительства, но почти за 37 лет действия нынешней Конституции обе партии в разные годы

татов ближайших выборов, а затем и каталонских, в которых "Мы можем!" тоже будет участвовать. Однако уже сейчас обозреватели уверены, что в Каталонии она заметного успеха не добьётся из-за своей антисепаратистской позиции, а вот отобрать голоса у старых партий и у различных левых формирований способна.

В личной беседе в середине января с известным политологом и профессором того же Мадридского университета Комплутенсе (по понятным причинам он попросил не называть своего имени и согласился лишь на инициалы Х.М.Т.) на мой вопрос о перспективах "Мы можем!" в нынешнем электоральном цикле последовал весьма уничижительный ответ: "Мы всех их давно и хорошо знаем, это наши коллеги с разных факультетов или известные медийные персоны из мира культуры и искусства, постоянно появляющиеся на разных каналах. Умные, образованные люди, красиво говорят, но очень многие понимают, что они политические болтуны и "перевёр-тыши", в каких только партиях ни состояли. И троцкизмом увлекались, и маоизмом баловались, а уж анархисты и местные перонисты - их лучшие и давние друзья.

Под левацкие заклинания, конечно, могут вывести на улицы многотысячные толпы недовольной молодёжи, левой интеллигенции и отчаявшихся безработных. (Две недели спустя, 31 мая, под лозунгами "Мы можем!" на центральной площади Пуэрта дель Соль в Мадриде собралось, по свидетельству газет и местного телевидения, свыше 100 тысяч человек с требованиями к правительству решительно бороться с экономическим кризисом или уйти в отставку. - Прим. авт.). Могут успешно выступить на муниципальных или региональных выборах и, возможно, где-то и победить. А дальше-то что? Как они могут претендовать на управление страной, если, уверен, ни один из них не знает даже основ современной экономики и принципов управления? Нет, все разговоры о победе на парламентских выборах -это блеф, хотя многие их воспринимают всерьез и побаиваются. Дай бог им не развалиться после всех выборов".

Жёсткий портрет. И всё же цыплят по осени считают.

Политическое маневрирование "союзников "

Тем не менее, на мой взгляд, именно страх перед феноменом Podemos в Каталонии вынудил CiU и ERC - две ведущие сепаратистские партии в автономном парламенте - начать непростой диалог о дальнейших совместных действиях в выработке дорожной карты на пути к независимости региона. Шесть раз встречались Артур Мае и республиканский лидер Ориол Хункерас1 после 9 ноября, дня несостоявшегося референдума, и на пяти из них не могли преодолеть принципиальных разногласий по широкому спектру взаимных политических требований. И неверно думать, что условия диктовал Мае, а его партнёр по сепаратистскому блоку в парламенте и в то же время ярый оппонент в определении стратегии дальнейших действий принимал или отвергал их. Нет, у Ориола Хункераса давно уже проявлялись амбиции национального лидера более широкого сепаратистского объединения, и на изнурительных по продолжительности переговорах он твёрдо отстаивал реперные точки своего видения ситуации.

руководили страной 32 года. С ними не в состоянии конкурировать ни одна другая политическая партия во многом из-за несправедливого соотношения количества избирателей, депутатских мандатов и поданных за них голосов.

1 Ориол Хункерас - каталонский историк и политик, глава Левой республиканской партии Каталонии, мэр г.Сан-Висенс-дельс-Орс. Активный член политического движения Суверенитет и прогресс. Является сторонником одностороннего провозглашения независимости Каталонии от Испании.

На последней, шестой встрече Артур Мае и Ориол Хункерас, осознавая, что стоят на краю пропасти, если не достигнут договоренности о единстве действий, решились всё-таки на тяжёлые для их репутации взаимные уступки, цену которых сейчас трудно даже предсказать. Так, первый отказался от своей давней идеи выступать на автономных выборах единым списком с республиканцами, о чём они и слышать не хотели. Как не хотели выдвигать и единого кандидата, в случае победы - будущего главу кабинета, и тоже добились своего.

Его визави тут же согласился не ставить в парламенте вопрос о внесении вотума недоверия правительству, отказаться от требования провести досрочные выборы уже в марте и перенести их на сентябрь, продлевая тем самым на восемь месяцев законное правление Артура Maca, и гарантировали одобрение бюджета на 2015 г. Ориол Хункерас даже согласился войти в состав правительства, если это "послужит ускорению движения к независимости". Ранее он всегда отвечал отказом на такое предложение. Главный же компромисс нашел своё выражение в согласии идти на выборы разными партийными списками, но с общей программой, которая и является дорожной картой к обретению независимости.

Давно известно, что хорошими соглашениями между партиями считаются те, которые не приносят полного удовлетворения ни одной из них. Пожалуй, это наш случай: впервые с 1980 г. родился единый сепаратистский блок на парламентских выборах в автономии, требующий создания независимого государства Каталония, хотя и не без имиджевых, как мы уже отмечали, потерь для обоих лидеров. Досрочные выборы в марте были не чем иным, как попыткой поскорее избавиться от Артура Maca как главы Женералитата - правительства Каталонии - с последующей неминуемой сменой лидерства в долгой кампании развода с Испанией.

Для него это был неприемлемый вариант, потому, что социологические опросы не обещали на тот момент большинства голосов сторонникам независимости. Перенос выборов на сентябрь даёт ему возможность перетрясти партию, избавиться от одиозных и скомпрометированных фигур, развернуть новую кампанию за отделение и избежать непредсказуемого столкновения с выскочками из Podemos на майских муниципальных выборах. Внутриполитический ландшафт региона после них вполне может стать более многоцветным и непредсказуемым для плебисцитарных парламентских выборов.

Тем не менее радость очень хрупкого единства пока не дает права новому блоку начать танцевать сардану на площади Каталонии. Ушат холодной воды пролился на руководство Конвергенции с неожиданной для него стороны: давний союзник, тот, что обозначен в коалиции как U, - лидер демохристианского Демократического союза Каталонии (UDC) Хосеп Антони Дуран Льеида, опытный и ловкий политик, узнав о компромиссе Артура Maca с Ориолом Хункерасом, предупредил: "Я не буду играть в независимость с креном влево"1. Что могла бы означать эта зашифрованная угроза?

Думаю, демохристиане боятся железной хватки лидера Левых республиканцев, как известно, встревоженного риторикой Podemos и потому способного скорректировать свою позицию резко влево, чтобы затормозить рост её влияния в регионе: потребовать для Каталонии собственные налоговое ведомство и систему социального страхования, крупных отчислений на создание государственных структур ещё до провозглашения независимости, интенсифицировать левый дискурс и т. д. Всё это загнало бы партию в сложную ситуацию и вызвало напряжение в его отношениях с Демократическим союзом, у которого свой взгляд на будущее Каталонии, значитель-

1 La Razon, 18.01.2015.

но более реалистичный и мягкий. Более близкий к партиям-конституционалистам: Социалистической партии Каталонии, Народной и Граждане - Гражданская партия, осознающим невозможность получить независимость по множеству причин - политических, экономических и даже геостратегических. Тем более что сейчас лидер демохристиан занят проектом создания новой политической партии центристского толка под названием Construim (Строим), которая вобрала бы в себя весь социальный спектр людей разочарованных, но далёких от сепаратистского радикализма. Кстати, Дуран Льеида уже не раз заявлял публично, что если политика CiU сделает радикальный поворот и возглавит "игру в независимость", он сам и его партия отойдут в сторону. Похоже, это время наступает.

Дуран Льеида не угрожает Конвергенции немедленным разрывом - это означало бы исключение из выборных списков сотен его однопартийцев, кандидатов в депутаты разных уровней, и потерю работы чиновниками муниципальных, городских и региональных органов власти, поддерживающих UDC. На выборы в мае они пойдут вместе, но потом сценарий может измениться: все будет зависеть от предвыборной программы Артура Maca на 27 сентября. "Мае за последнее время подписал два чека, которые не сможет оплатить", - сказал он недавно, как всегда, образно, подразумевая оба его обещания добиться независимости1. Результаты муниципальных выборов покажут, как граждане восприняли его вызов на пути к независимости: оказался он рентабельным для самой коалиции или CiU будет сметена Левыми республиканцами.

Конвергенция и Союз и Левые республиканцы настолько уверены в своём успехе, что Ориол Хункерас назвал сентябрьские выборы "окончательным решением проблемы независимости": "Мы сделаем все, чтобы к нашей дорожной карте присоединились и другие партии. 9 ноября (день добровольного опроса вместо запрещённого референдума. - В.В.) был днём нашего трудного успеха, и сейчас мы должны голосовать и победить"2. С ним согласна председатель малочисленной Национальной Ассамблеи Каталонии3, также выступающей за отделение от Испании, Карме Форкадель: "27 сентября мы завоюем независимость. Войдём ли мы в списки той или другой партии, решим позже, когда поступят предложения"4.

Эту эйфорию разделяют далеко не все политические силы Каталонии. Первый секретарь Испанской социалистической партии (так называется Испанская социалистическая рабочая партия в Каталонии. - В.В.) Микель Исета с иронией написал в своем блоге в Твиттере: "Ещё одно поражение Maca, который лишился единого списка и всё же объявил досрочные выборы, которые ему не сулят ничего хорошего. Две партии, совместно неспособные управлять, обещают нам рай"5. Ещё более резкой была председатель Народной партии Каталонии Алисиа Санчес-Камачо: "Это хроника заранее объявленного поражения. Мае уже давно перестал управлять. Досрочные выборы вновь показывают всем нам, что он всегда думал лишь о сторон-

1 La Razon, 18.01.2015.

2 El Pais, 15.01.2015.

3 Национальная Ассамблея Каталонии - сравнительно небольшая политическая партия, объединившая в своих рядах разных по своим политическим взглядам людей (коммунистов, анархистов, троцкистов и др.), но единодушных в требовании немедленной независимости Каталонии от Испании. Выступает организатором массовых шествий и демонстраций в поддержку этого требования, имеет 4 депутатских мандата в автономном парламенте. Президент партии - харизматичная Карме Форкадель.

4 El Pais, 15.01.2015.

5 Там же.

никах независимости, а не о 7,5 миллиона каталонцев"1. Иные причины объявления досрочных выборов видит председатель партии Граждане Альберт Ривера: "Мае -мошенник, обманувший каталонцев объявлением выборов в момент, когда коррупция разъедает CiU. Он умеет всё, кроме нужного умения управлять, - лгать, вести пропаганду, обманывать людей. А Левые республиканцы и их партнёры - сепаратисты в парламенте спасут Конвергенцию в ходе парламентского расследования коррупционных делишек их бывшего лидера Пужоля и других партийных бонз"2.

В сложной мозаике каталонской жизни непросто увидеть чёткую перспективу развития дальнейших событий. Создаётся впечатление, что на виду у всех разыгрывается какая-то странно замысловатая партия в политический покер, где все играют не по правилам и все могут проиграть, потому что постоянно идут ва-банк. Но возникает резонный вопрос: не хватит ли Каталонии проигрывать, не пришло ли время сменить этот изъеденный историей алгоритм и заняться рутинной работой по обустройству страны, так много давшей человеческой цивилизации? Потому что рискованные политические игры в независимость в принципе бесплодны, всегда и везде.

Список литературы

Булгаков С.Н. (1993) Нации и человечество. Сочинения в двух томах. М.: Наука.

Верников В.Л. (2007) Испания. Анфас и профиль. М., Весь мир.

Прохоренко И.Л. (2010) Территориальные сообщества в политическом пространстве современной Испании. М.: ИМЭМО РАН.

References

Bulgakov S.N. (1993) Natsii i chelovechestvo.Sochinenia v dvukh tomakh. M.: Nauka.

Calamer J. (1986) Cataluña como cuestion del estado. La idea de nacion en el pensamiento politico Catalan (1939-1975). Madrid: Editorial Tecnos.

Pi y Margall Fr. Las nacionalidades. Madrid: 1973.

Powell Ch. (2002) Espana en democracia. 1975-2000. Barcelona: Debolsillo.

Projorenko I.L. (2010) Territorialniye soobshestva v politicheskom prostranstve sovremennoy Ispanii. M.: IMEMO RAN.

Vernikov V.L. (2007) Ispanija. Anfas i profil'. M., Ves' mir.

Catalonia in search of independence

Author. Vernikov, Vladimir - head of the center of the Iberian Studies IE RAS. Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya street, 125993, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The bipartisan governing coalition in Catalonia, the Convergence and Union (CiU), announced a referendum on the region's independence from Spain. The government appealed against that illegal decision in the Constitutional Court. Nevertheless the Catalan leadership had persisted until the last day, but then agreed to a voluntary survey. The results were disappointing for the independence supporters. However, in January 2015, the leader of Catalonia Artur Mas announced the September parliamentary elections, which are intended to be a plebiscite on the same issue of independence of the region.

Key words: referendum, Convergence and Union, separatists, independence, district, coalition, plebiscite, parliamentary elections, the Left Republicans.

1 El Pais, 15.01.2015.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.