Научная статья на тему 'Катализатор перемен: городские училища в контексте социальной модернизации доиндустриального города (на материале г. Тамбова)'

Катализатор перемен: городские училища в контексте социальной модернизации доиндустриального города (на материале г. Тамбова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА / ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL HISTORY / WELFARE INFRASTRUCTURE / CITY SCHOOLS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранова Елена Вячеславовна

В статье с позиции теории социальной модернизации рассматривается развитие образовательной инфраструктуры русского города конца XIX начала XX в. и, в частности, городских училищ. Городские училища были ориентированы на самые широкие слои городского населения (в социальном, религиозно-культурном и иных планах). В то же время пространственное расположение городских училищ делало доступными их даже в условиях несовершенства внутригородских коммуникаций провинциальных городов. Эти образовательные учреждения сыграли значительную роль в формировании социально-активной части городского населения. Рассматривается пространственная динамика этих учреждений, состав учащихся, социальные характеристики педагогического состава и степень интеграции учителей в городское социально-культурное пространство. Статья подготовлена при поддержке ФЦП «Научные и научно педагогические кадры инновационной России», Госконтракт П.662.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATALYST OF CHANGE: URBAN SCHOOLS IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF PRE-INDUSTRIAL CITIES (BASED ON THE CITY OF TAMBOV)

In article from a position of the theory of social modernization development of educational infrastructure of Russian city of the end of 19 beginning of 20 century and in particular, city schools is considered. City schools have been focused on the widest layers of urban population (in social, religious-cultural and other plans). At the same time the spatial arrangement of city schools did accessible them even in conditions of imperfection of inner-city communications of provincial towns. These educational institutions have played a considerable role in formation of a socially-active part of urban population. Spatial dynamics of these establishments, structure of pupils, social characteristics of teaching staff and degree of integration of teachers in city welfare space is considered.

Текст научной работы на тему «Катализатор перемен: городские училища в контексте социальной модернизации доиндустриального города (на материале г. Тамбова)»

УДК 947

КАТАЛИЗАТОР ПЕРЕМЕН: ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА (НА МАТЕРИАЛЕ г. ТАМБОВА)1

© Елена Вячеславовна Баранова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры российской истории, e-mail: baranka851@rambler.ru

В статье с позиции теории социальной модернизации рассматривается развитие образовательной инфраструктуры русского города конца XIX - начала XX в. и, в частности, городских училищ. Городские училища были ориентированы на самые широкие слои городского населения (в социальном, религиозно-культурном и иных планах). В то же время пространственное расположение городских училищ делало доступными их даже в условиях несовершенства внутригородских коммуникаций провинциальных городов. Эти образовательные учреждения сыграли значительную роль в формировании социально-активной части городского населения. Рассматривается пространственная динамика этих учреждений, состав учащихся, социальные характеристики педагогического состава и степень интеграции учителей в городское социально-культурное пространство.

Ключевые слова: социальная история; социально-культурная инфраструктура; городские училища; образование.

Пореформенное время дало сильный толчок культурному развитию Российской империи. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов с образованием. Городские училища появились в то время, когда министром народного просвещения был граф Д.А. Толстой. По словам редактора одного из первых педагогических журналов «Учитель» Н.Х. Весселя, министр был поражен малым числом оканчивающих курс в гимназиях и большим числом учеников, выходящих из средних классов, не оканчивая курса. Н.Х. Вессель обратил внимание министра на то, что городское население не может ограничиваться тем образованием, которое дают начальные училища, слишком малочисленные и со слишком теоретическим характером курса [1].

Требовались особые учебные заведения с курсом более коротким и легким, чем курс гимназий и реальных училищ, для того чтобы отвлечь от низших классов гимназий мальчиков, которые часто поступали туда без цели окончить курс. Нужда в таких общеобразовательных заведениях в России чувствовалась давно. Со стороны начальства учебных округов постоянно возобновлялись хо-

1 Статья подготовлена при поддержке ФЦП «Научные и научно педагогические кадры инновационной России», Госконтракт П.662.

датайства, основанные на заявлениях городских обществ и земских собраний.

Городские училища стали одним из важнейших элементов городской социально-культурной инфраструктуры. Изучение деятельности этих училищ на микроуровне позволяет лучше понять процесс развития становления народного образования в пореформенной России в конце XIX - начала ХХ в. Период, когда модернизационные процессы наиболее сильно оказывали воздействие на изменяющуюся жизнь Российского общества.

Существует не так много источников, где описываются различные аспекты жизнедеятельности городских училищ. Одними из немногих являются отчеты городских управ, в которых помимо количественных (численность, состав, суммы расходов) даются качественные характеристики городских училищ (опекунство, расположение, социальный состав учащихся и преподавателей и т. д.).

По Положению 1872 г. городские училища должны были «доставить детям всех сословий начало умственного и религиознонравственного образования» [2]. За образец была взята прусская система городских школ, предложенная Н^. Весселем. В 1909 г. в Российской империи было уже 992 училища, в которых обучалось 132,5 тыс. учащихся. В 1909 г. состоялся съезд учителей городских училищ, который высказался за введение системы единой общеобразовательной школы, звеном которой должны были стать го-

родские училища. С 1912 г. городские училища были преобразованы в высшие начальные училища [1].

В начале ХХ в. городские училища не были единственными учебными заведениями в Тамбове, однако именно они имели довольно длительную историю. Так, Первое мужское училище было основано еще в 1852 г. К 1907 г. в Тамбове было открыто уже 11 городских училищ (3 женских и 8 мужских), численность учащихся составляла 2032 человек [3].

Потребность в образовании осознавалась в это время и обществом. Показателем этого является то, что в Тамбове, как и в других городах Российской империи, учебные заведения открывались не только на средства местного самоуправления. Часто открытием и содержанием учебных заведений занимались благотворители. Например, в Тамбове эту традицию олицетворял А.И. Толмачев, известный предприниматель, завещавший на городское народное образование около 100 тыс. руб. Согласно его завещанию, в 1897 г. в Тамбове было построено здание для двух двухклассных и двух начальных (мужских и женских) училищ на 800 воспитанников [4]. Благодаря бесплатному обучению Толмачевские училища отличалось демократическим составом учащихся. Мальчиков готовили для торгово-промышленной и ремесленной деятельности, девочки становились кассиршами, боннами, сельскими учительницами. Училище давало право поступить в старшие классы гимназии и в фельдшерскую школу.

Открытие училищ на благотворительные средства не всегда воспринималось однозначно обществом и местным самоуправлением. В частности, в связи с открытием Толмачевских училищ местная администрация решила уменьшить финансирование городских училищ и отказала в 1895 г. в приеме учеников в 1 отделение 5 городского училища. Данное постановление было раскритиковано в неофициальном отделе газеты «Тамбовские губернские ведомости». Отмечалось, что это одно из глубоких несправедливых и ошибочных постановлений думы. «Оно точно рассчитано на то, чтобы отбить охоту у благотворителей жертвовать в пользу города. Разве для того А.И. Толмачев завещал на великое дело народного образования имущест-

во, чтобы избавить думу от части расходов? Нет, несомненно, вовсе не интересы вершителей городских дел имелись в виду, а интересы беднейшего населения, которому он желал облегчить доступ к образованию. Он хотел двинуть вперед дело народного образования, - а вовсе не желал избавить город от дальнейших забот и переложить его затраты на счет специально пожертвованного капитала» [4].

Что же представляли собой городские училища? Деление городских училищ на классы зависело от средств и числа учителей, но срок обучения во всех типах училищ составлял 6 лет. Городские училища могли быть 1, 2, 3 и 4-классными. В 2-классных продолжительность курса 1-го класса составляла 4 года, 2-го класса - 2 года; в 3-классных училищах - 3 класса по 2 года в каждом; в 4-классных - первые 2 класса по 2 года в каждом, 3-й и 4-й класс по 1 году в каждом. Иногда открывались 5 и 6-классные училища [1].

Комплекс предметов, преподаваемых в училищах, носил явно практически-приклад-ной характер, хотя важное место уделялось Закону Божьему, церковнославянскому языку и т. д. Среди предметов в городских училищах были такие, как чтение, письмо, русский язык, арифметика, практическая геометрия, география и отечественная история с необходимыми сведениями по всеобщей истории, физика, черчение и рисование. Уделялось внимание и физическому развитию детей. В числе обязательных предметов была гимнастика. Как об особенности преподавания в городских училищах следует еще упомянуть об особом месте наглядности. Широко применялись макеты, плакаты, прообразы современных проекторов - волшебные фонари. В курсе уездных училищ (по уставу 8 декабря 1828 г.) естествознание отсутствовало, в городских, напротив, ему было отведено известное место (по 3 урока в неделю в течение 3 лет).

Круг предметов мог быть расширен. Так, к необязательным предметам относились новые языки, местные языки, музыка, гигиена и медицина, ручной труд, бухгалтерия, садоводство и некоторые другие. Дополнительные предметы можно рассматривать в качестве прообразов современных профильных учебных предметов. Подтверждением этому

являются положения Инструкции «об испытаниях по данным предметам», проходимых теми ученикам, «которые оканчивают занятия по сим предметам», а также «об успехах, оказанных учениками по дополнительным предметам, по которым делались отметки в их аттестатах». Документ определял и то, что «к слушанию дополнительных предметов, имеющих теоретический характер, не допускались ученики, слабоуспевающие по основным предметам курса» [5]. При многих училищах учреждались также различные профессиональные классы, отделения, мастерские, а также воскресные и вечерние курсы для взрослых.

В городских училищах была установлена классная система преподавания. В одном классе один учитель вел все предметы, кроме Закона Божьего, пения и гимнастики. Со временем классная система заменялась предметной.

Закон Божий преподавался только детям православного вероисповедания. Преподавание детям иноверцев предоставлялось по разрешению их родителей. Поэтому дети неправославного вероисповедания при вступлении не сдавали экзамен по Закону Божию и принимались в городские училища до 14-летнего возраста без всякого испытания [2, с. 148]. Таким образом, мы видим, что система городских училищ учитывала многонациональную и поликонфессиональную особенности Российской империи.

Интересно, что современная концентрическая система преподавания материала появилась еще в пореформенное время в городских училищах. В каждом отделении давался

более или менее законченный круг сведений, который постепенно расширялся и пополнялся в последующих отделениях. При такой постановке преподавания покидающий училище до окончания курса выносил из него более или менее законченный и систематизированный круг знаний. Применение этого метода в двух старших отделениях представлялось удобным потому, что новые сведения для детей пояснялись прежними, уже известными. Все знания, приобретаемые в годы учения, систематизировались, обобщались и делались собственным достоянием детей.

Как же менялась численность учеников в городских училищах? Она отражала все возрастающую потребность общества в образовании (рис. 1). Если в 1883 г. в Тамбове училось 965 человек [6], то к 1907 г. данная цифра выросла до 2032 человек [3]. Увеличение количества учеников объяснялось ростом числа училищ, а не увеличением классов, т. к. по Положению 1882 г. их количество было строго ограничено.

Городские училища давали шанс получить образование девочкам практически всех городских сословий. Характерно, что самым крупным училищем в Тамбове было Первое женское приходское училище, являющееся центральным в женской образовательной системе города. В училище были открыты параллельные классы для всех трех отделений, с соответствующим числом преподавательниц. Численность учащихся достигла здесь 340-400 человек. В мужских училищах количество учеников было распределено приблизительно равномерно и составляло 160 человек.

Количество человек

Рис. 1. Динамика численности учащихся городских училищ в г. Тамбове с 1883 по 1907 гг.

Согласно Положению, в городские училища принимались дети из семей всех сословий и вероисповеданий не моложе 7 лет без ограничения предельного возраста.

В Тамбове в отчетах Городской управы упоминается о том, что в училищах занимались дети городских сословий (мещан), государственных крестьян, дворян и чиновников, духовенства, казаков, купцов, личных граждан, личных дворян, нижних чинов, сельских сословий и солдатских детей [7].

Большинство училищ в Тамбове располагались в зданиях, арендуемых у города или частных лиц [8]. Только Толмачевское училище всегда располагалось в собственных зданиях, одно из которых было специально построено для этого учебного заведения. Здание этого училища было одним из лучших среди подобных провинциальных учреждений. Толмачевское училище было построено по планам, разработанным для училищ Санкт-Петербургской думой в 1899 г. Другие училища приобрели собственные здания, спроектированные с требованиями времени лишь в начале ХХ в. [9].

По расположению городских училищ видно, что в городской среде существующий природно-ландшафтный фактор постепенно преодолевается. Городская социальная

структура дореволюционной России являлась пестрой по составу, двигаясь от сословной к классовой [10]. Сословная составляющая наложила отпечаток на формирование социально-культурных учреждений города, а классовая на их функционирование.

Городские училища, в отличие от других учебных заведений в Тамбове, располагались равномерно по городу (рис. 2). Этот процесс был вызван модернизационным движением, когда учебные заведения переставали постепенно быть сословными и располагались в местах жительства мещанства. Постепенно преодолевался и природный фактор, с развитием городского благоустройства.

Так как в городские училища шли преимущественно дети мещан и крестьян, то сословный состав училищ представлял собой срез значительной части городского общества. В городских училищах менялось лишь соотношение городских сословий и крестьянства. Так, в 1883 г. в училищах, располагающихся в центре и на юге города, преобладали сначала мещане, а затем государственные крестьяне. В располагавшемся в северной части Четвертом мужском училище преобладали государственные крестьяне и мещане.

Рис. 2. Городские училища в г. Тамбове на начало ХХ в.

Наиболее «демократичным» по составу было Первое женское приходское училище. Здесь в 1883 г. училось 86 крестьян, 18 представителей городских сословий, 10 детей духовенства, 12 личных дворян, 217 мещан. Это было связано с тем, что в городе ощущалась нехватка женских учебных заведений. И поэтому даже привилегированные сословия отдавали девочек в городские училища. Заметно, что пространственный характер в данный период не является определяющим [6].

До 1890 г. наблюдается идентичная пространственная динамика распределения сословий по учебным заведениям. Стоит отметить, что прослеживается тяготение городских училищ в это время к городским территориям, «обжитым» еще до перестройки Тамбова по регулярному плану 1781 г. Несмотря на то, что на «новых» территориях проживало значительное количество населения и ощущалась «нехватка» городских училищ, развитие северного и восточного районов шло медленными шагами даже в пореформенное время. Такая ситуация была обусловлена тем фактом, что первоначальная застройка развивалась в направлении наиболее удобным для поселения ландшафтов, впоследствии эти части города стали наиболее благоустроенными. И именно поэтому данный район стал местом проживания тамбовской элиты.

Ситуация начинает постепенно меняться с середины 90-х гг. XIX в. Размывание сословных рамок приводит к тому, что, несмотря на преобладание мещан и крестьян, появляется прослойка иных сословий: обедневших дворян и чиновников, купцов, нижних чинов, солдатских детей.

Следует отметить, что в начале ХХ в. пространственный фактор практически нивелируется и учебные заведения появляются во всех частях города. В это время отчетливо прослеживается динамика расположения социальных слоев на карте города. В центральной части больше 50 % в училищах составляли городские сословия. Исключением являлось 5-е мужское приходское училище, располагавшееся рядом с железнодорожным вокзалом. Здесь преобладали крестьяне. Это было связано с тем, что в данное училище поступали дети железнодорожных рабочих. В южной части города, помимо преобладающего крестьянства, городских сословий,

присутствовали и привилегированные сословия. Так, в Первом городском мужском училище 24 из 156 учеников являлись детьми дворян и чиновников, во Втором мужском училище 27 из 153 детей. В северной части Тамбова в 1907 г., где располагалось Четвертое мужское приходское училище, 80 из 127 детей были крестьянами, 2 - детьми дворян, 1 - духовенства, 44 - мещан [3].

Обучение в городских училищах было платное (от 2 до 18 руб. в год). Прием в тот или иной класс не был обусловлен каким-либо предельным возрастом. Успешно прошедшие курс первых четырех лет в городских училищах (10-13-летнего возраста) могли поступать без экзамена в первый класс гимназий и реальных училищ.

Окончившие полный курс выпускники при производстве в первый классный чин освобождались от установленного испытания. Если они хотели получить звание учите -ля приходского или начального народного училища, то подвергались лишь сокращенному испытанию. Также прошедшим курс городских училищ предоставлялась льгота второго разряда по воинской повинности (3 года на действительной службе); вышедшие же из III отделения училища причислялись к IV разряду [2, с. 146].

Как отмечалось выше, Положение 31 мая 1872 г. устанавливало классную систему преподавания, т. е. каждому штатному учителю поручалось преподавание во вверенном ему классе всех предметов. Такая система была установлена не только «по недостатку преподавателей и денежных средств», но еще потому, что этою мерою достигалась большая сосредоточенность в преподавании и нравственном влиянии на детей. Неудобства этой системы проявились уже в 1872 г., когда при издании Положения мнением Государственного совета было предоставлено Министерству народного просвещения «в тех случаях, когда это будет им признано полезным, назначать в городских училищах вместо классных - предметных учителей». Министерский отчет за 1884 г. свидетельствовал о том, что замена классной системы предметной и увеличение личного состава преподавателей на счет местных средств было допущено во многих местах [1].

Один из учителей, по представлению инспектора народных училищ и с утверждения

попечителя учебного округа, назначался заведующим училищем. Учителя в трехклассных и четырехклассных городских училищах назывались инспекторами. В одноклассных училищах, кроме учителя, назначался учительский помощник. Если в училище одноклассном или в I классе других городских училищ было более пятидесяти учеников, то на каждые следующие тридцать учеников полагалось еще по одному учительскому помощнику. Все учителя составляли педагогический совет, в компетенцию которого входили вопросы воспитания и обучения, а также материального обеспечения городских училищ [1].

В Тамбове, как и в других провинциальных городах, отмечалась поступательная динамика численности учителей, правда в течение значительного периода времени эта динамика была незначительной. Так, если в 1883 г. в отчетах Городской управы упоминалось о 28 преподавателях, то в 1905 г. их количество составило уже 47 (табл. 1).

В конце XIX - начале ХХ в. среди учителей появляется все больше женщин. Однако, очевидно, этот процесс был связан не с увеличением доверия к женщине как к учительнице, а с ростом женских учебных заведений (табл. 2).

Учителями городских училищ и их помощниками могли быть окончившие успешно полный курс учения в учительских институтах. Характерным явлением городских училищ провинциальных городов является то, что большинство учительских кадров сформировалось в учебных заведениях этого же города. Таким образом, мы видим явление самовоспроизводства одной из важнейших сетей городской инфраструктуры - образова-

тельной. Основным учебным заведением по созданию учительских кадров в Тамбове являлся Екатерининский учительский институт. Институт являлся мужским учебным заведением, основанным в 1870 г. меценатом

Э.Д. Нарышкиным на собственные средства. При институте имелась общеобразовательная школа. Ежегодный выпуск составлял 20-30 учителей. В 1900 г. из 44 учителей, преподававших в городе, 13 окончило Учительский институт. Помимо Екатерининского института, кадровый состав пополнялся выпускниками Тамбовской духовной семинарии, Мужской гимназии, Духовного училища [11].

В Женских училищах преподавали выпускницы, прежде всего, Тамбовской женской гимназии, преобразованной из Женского училища 1 разряда в 1870 г. Срок обучения в гимназии составлял 6 лет. Дополнительно можно было окончить педагогический класс и получить звание домашней учительницы. Также в училищах присутствовали учительницы с домашним образованием, закончившие Александринский институт благородных девиц, Тамбовское женское училище, Епархиальное училище.

Совсем малочисленно в Тамбове были представлены выпускники иногородних учебных заведений. Из 74 преподавателей, отмеченных в отчетах Тамбовской городской управы с 1883 по 1905 г. всего 7 учителей закончили не тамбовские учебные заведения. Это Белгородский учительский институт (3 человека), Константиновский межевой институт (1 человек), Молодечненская учительская семинария (1 человек), Петербургское училище принца Ольденбургского (1 человек), Санкт-Петербургская духовная академия (1 человек).

Таблица 1

Количество учителей в городских училищах г. Тамбова с 1883 по 1905 гг.

Год 1883 1884 1890 1891 1895 1899 1900 1905 Общий итог

Количество учителей 28 24 26 26 27 39 52 47 269

Таблица 2

Половой состав учителей в городских училищах г. Тамбова с 1883 по 1905 гг.

Год 1883 1884 1890 1891 1895 1899 1900 1905

Женщин 8 8 8 8 8 11 16 12

Мужчин 20 16 18 18 19 28 36 35

Интересно, что среди выпускников иногородних учебных заведений был городской архитектор B.C. Любатович, выпускник Кон-стантиновского межевого института, принимавший деятельное участие в строительстве Толмачевского училища, а затем преподававший там же графические предметы. В Первом мужском училище слово Божье в начале ХХ в. преподавал священник, кандидат богословия, магистрант Успенский Алексей Александрович [12].

Стоит отметить, что преподавательский состав на протяжении всего изучаемого периода был достаточно однородным. Как правило, преподаватели работали в одном учебном заведении на протяжении достаточного долгого периода времени. Интересно отметить, что в качестве альтернативного места работы преподаватели рассматривали Толмачевские училища. Это было связано с более высоким уровнем материального обеспечения учителей.

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 86 т. Спб., 1893. Т. 9. С. 387.

2. Хрестоматия по истории педагогики / под общ. ред. С.А. Каменева: в 4 т. М., 1936. Т. 4. С. 146.

3. Отчет Тамбовской Городской Управы за 1907 год. Тамбов, 1908. С. 438-439.

4. Тамбовские губернские ведомости. 1897. № 53. 27 мая. С. 1.

5. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. Спб., 1904. С. 210.

6. Отчет Тамбовской Городской Управы за 1883 год. Тамбов, 1884. С. 264-265.

7. Отчет Тамбовской Городской Управы за 1905 год. Тамбов, 1906. С. 437-438.

8. Отчет Тамбовской Городской Управы за 1890 год. Тамбов, 1891. С. 214-223.

9. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи. Спб., 1902. С. 167.

10. Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. Л., 1990. С. 256.

11. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 76.

12. Отчет Тамбовской Городской Управы за 1900 год. Тамбов, 1901. С. 235-236.

Поступила в редакцию 29.07.2010 г.

UDC 947

CATALYST OF CHANGE: URBAN SCHOOLS IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF PREINDUSTRIAL CITIES (BASED ON THE CITY OF TAMBOV)

Elena Vyacheslavovna Baranova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Russian History Department, e-mail: baranka851@rambler.ru

In article from a position of the theory of social modernization development of educational infrastructure of Russian city of the end of 19 - beginning of 20 century and in particular, city schools is considered. City schools have been focused on the widest layers of urban population (in social, religious-cultural and other plans). At the same time the spatial arrangement of city schools did accessible them even in conditions of imperfection of inner-city communications of provincial towns. These educational institutions have played a considerable role in formation of a socially-active part of urban population. Spatial dynamics of these establishments, structure of pupils, social characteristics of teaching staff and degree of integration of teachers in city welfare space is considered.

Key words: social history; welfare infrastructure; city schools; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.