Научная статья на тему 'Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета органами федерального казначейства'

Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета органами федерального казначейства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1505
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова И. В.

На переходных этапах экономического развития разных стран возникает необходимость выбора новых форм управления финансовыми потоками, в том числе и бюджетными. В сфере расходов бюджетов всех уровней действующая система допускала оперативное фиксирование денежных средств лишь на стадии перечисления со счетов финансовых органов на счета главных распорядителей бюджетных средств и не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, не могла эффективно контролировать данные операции, что привело к ослаблению бюджетной дисциплины. Кроме того, в условиях острой недостаточности бюджетных средств подобная организация исполнения бюджетов различных уровней не позволяла маневрировать финансовыми ресурсами для наиболее рационального их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета органами федерального казначейства»

Казначейское исполнение бюджета

КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ

МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛьНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

и.в. Назарова,

руководитель отделения по Одинцовскому муниципальному району УФК по Московской области, советник государственной гражданской службы 1-го класса,

заслуженный экономист россии

На переходных этапах экономического развития разных стран возникает необходимость выбора новых форм управления финансовыми потоками, в том числе и бюджетными. Развитие рыночных процессов в современной российской экономике сопровождалось разрушением централизованной банковской системы и образованием большого количества разрозненных коммерческих банков. В этот период Банк России, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджетов всех уровней.

В сфере расходов бюджетов всех уровней действующая система допускала оперативное фиксирование денежных средств лишь на стадии перечисления со счетов финансовых органов на счета главных распорядителей бюджетных средств и не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, не могла эффективно контролировать данные операции, что привело к ослаблению бюджетной дисциплины. Кроме того, в условиях острой недостаточности бюджетных средств подобная организация исполнения бюджетов различных уровней не позволяла маневрировать финансовыми ресурсами для наиболее рационального их использования.

Действовавший механизм использования государственных финансовых ресурсов, характерный для бюджетов всех уровней, в переходный период имел следующие недостатки:

— был слабо адаптирован к современным экономическим условиям;

— был не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств;

— имел многоступенчатую структуру;

— характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью;

— не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможность их нецелевого использования.

В этих условиях возникла необходимость внесения изменений в процесс исполнения бюджета.

В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления было образовано Федеральное казначейство (ФК) — специальный государственный орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов РФ.

При казначейской системе процесс исполнения бюджета гораздо более детализирован.

С переходом к казначейской системе исполнения бюджетов не изменяется установленный порядок распределения полномочий в области бюджета между федеральной властью и властью на уровне субъектов Федерации. За ФК закрепляется кассовое исполнение федерального бюджета. Права главных распорядителей средств бюджета, вертикальная подчиненность бюджетополучателей, экономический и организационный контроль — эта область вне сферы деятельности органов казначейства.

Казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет:

— повысить эффективность использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования;

— снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля;

—ускорить оборачиваемость бюджетных средств от распорядителя до конечных получателей.

Основными принципами казначейского исполнения бюджетов являются следующие:

— принцип единства кассы, при котором все средства бюджета независимо от проводимых с ними операций (с момента поступления доходов бюджета до момента расчета с поставщиками товаров и услуг) находятся на едином счете, и финансирование осуществляется с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых вне пределов РФ в соответствии с законодательством РФ;

— принцип подведомственности, означающий то, что любая операция в части доходов и источников финансирования дефицита бюджета должна быть соотнесена с министерством или ведомством, администрирующим соответствующие виды поступлений, а в части бюджетных обязательств и платежей — с главными распорядителями бюджетных средств напрямую или с использованием иерархии подведомственной сети;

— принцип единства методологии и применяемой бюджетной классификации заключается в необходимости унификации методологических принципов, правил, требований и процедур по кассовому исполнению бюджетов всех уровней и обеспечении сопоставимости данных регистров отчетности за счет единства правил классификации бюджетных ассигнований;

— принцип обеспечения кредитового оборота по счетам органов федерального казначейства обес-

печивает невозможность для последних осуществлять операции на суммы, превышающие остатки их средств по счетам, а для бюджетных учреждений — непревышение финансирования их расходов по отношению к остаткам средств на лицевых счетах и к лимитам бюджетных обязательств;

— принцип транспарентности (прозрачности) финансовых потоков реализуется двояко. С одной стороны, предполагается осуществление планирования и кассового исполнения бюджетов при максимальной степени детализации кодов бюджетной классификации, с другой — должна быть обеспечена высокая степень доступа к данным об исполнении бюджетов как со стороны соответствующих органов власти и местного самоуправления, так и со стороны органов государственного финансового контроля, средств массовой информации, иных заинтересованных лиц.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» Бюджетный кодекс РФ дополнен статьей 215.1, вступившей в действие с 1 января 2006 г. и устанавливающей, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

В связи с этим в целях эффективной реализации положений Бюджетного кодекса РФ приказом Федерального казначейства от 25 августа 2005 г. № 12н был утвержден Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также с 1 января 2006 г. вступил в действие Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами ФК, утвержденный приказом от 22 марта 2005 г. № 1н. В соответствии с этим приказом кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в части проведения и учета операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется по трем основным вариантам.

Первый вариант предусматривает открытие и ведение лицевого счета финансового органа (уполномоченного органа) соответствующего бюджета для учета операций по кассовым выплатам. При этом орган ФК обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов по поручению финансового органа без санкционирования выплат из бюджета.

Два другие варианта предусматривают открытие администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по кассовым выплатам из бюджета

в соответствии с соглашением об осуществлении органами ФК отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета (далее — Соглашение).

Соглашение заключается между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления) и органом ФК в случае передачи органам Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ, местного бюджета на срок не менее календарного года.

Кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета по кассовым выплатам в условиях открытия и ведения лицевых счетов администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств соответствующего бюджета может осуществляться с доведением до администраторов, главных распорядителей, распорядителей и (или) получателей средств бюджета органами ФК в соответствии с Соглашением:

— объемов финансирования расходов на основании Реестров на финансирование, представленных в органы ФК финансовыми органами (уполномоченными органами), главными распорядителями, распорядителями средств бюджета;

— лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на основании Расходных уведомлений, представленных в органы ФК финансовыми органами (уполномоченными органами), главными распорядителями, распорядителями средств бюджета;

— бюджетных назначений и объемов финансирования по источникам на основании Уведомлений по источникам, представленных в органы ФК администраторами.

Рассмотрим более подробно модель исполнения местного бюджета органами Федерального казначейства. Под казначейским исполнением местного бюджета мы будем понимать регистрацию поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, разрешительной надписи на право осуществления расходов в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и произведение платежей от имени и по поручению бюджетополучателей напрямую контрагентам бюджетополучателей.

После принятия решения городской администрацией или финансовым органом (местного бюджета) об исполнении городского бюджета через отделение ФК заключается соответствующее соглашение о полномочиях по кассовому обслуживанию (исполнению) местного бюджета. Под кассовым

обслуживанием (исполнением) местного бюджета понимается учет территориальными органами ФК доходов и расходов соответствующего бюджета и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией РФ, средств, поступающих от вышестоящих бюджетов. Органами ФК для обслуживания (исполнения) местного бюджета открывается балансовый счет 40204 «Средства местных бюджетов в учреждениях Центрального банка РФ или в кредитных организациях». Для обслуживания бюджетополучателей, финансируемых за счет средств местного бюджета, на балансовом счете 40204 открываются лицевые счета, на которых осуществляется отражение учета операций бюджетополучателей по финансированию расходов местного бюджета и их кассовые расходы. Порядок учета операций, открытия и ведения лицевых счетов устанавливается Министерством финансов РФ.

Перед началом казначейского обслуживания органы местного самоуправления представляют в территориальные органы ФК справку о поступивших налогах и сборах по кодам бюджетной классификации РФ с начала отчетного года на день закрытия ими лицевого счета на балансовом счете 40204 в учреждениях Центрального банка РФ и других кредитных организациях.

Отделение по Одинцовскому муниципальному району УФК по Московской области начиная с 2000 г. обслуживает исполнение местного бюджета ЗАТО г. Краснознаменска по доходам, расходам и внебюджетным средствам. В соответствии с Соглашением об осуществлении Отделением кассового обслуживания и исполнения отдельных функций по бюджету ЗАТО г. Краснознаменска от 28 ноября 2005 г. Администрацией г. Краснознаменска был выбран третий базовый вариант обслуживания местного бюджета с открытием лицевого счета финансовому органу г. Краснознаменска, распорядителям и получателям средств.

Модель обслуживания счета бюджета ЗАТО г. Краснознаменска следующая. Отделение берет на себя следующие обязанности по обслуживанию бюджета ЗАТО г. Краснознаменска:

— открывает в установленном Федеральным казначейством порядке лицевые счета главным распорядителям, распорядителям, иным получателям средств и/или получателям средств бюджета, администраторам источников финансирования дефицита бюджета;

— доводит лимиты бюджетных обязательств и/ или объемы финансирования расходов по главным распорядителям, распорядителям и/или получателям средств бюджета;

— учитывает на лицевых счетах получателей средств бюджета, иных получателей средств лимиты бюджетных обязательств и/или объемы финансирования расходов и кассовые расходы бюджета и их движение;

— осуществляет контроль за непревышением распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета лимитов бюджетных обязательств и/или объемов финансирования расходов над доведенными ему лимитами бюджетных обязательств и/или объемами финансирования расходов;

— осуществляет контроль за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств и (или) объемами финансирования расходов;

— осуществляет контроль за соответствием кода бюджетной классификации РФ, указанного в платежном документе, содержанию проводимой кассовой операции;

— осуществляет контроль за наличием у получателя средств бюджета документов, подтверждающих принятые им денежные обязательства, подлежащие оплате за счет средств бюджета, в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ (органов местного самоуправления);

— принимает на учет бюджетные обязательства получателей средств бюджета по кодам бюджетной классификации РФ, установленным нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ (органов местного самоуправления);

— доводит суммы, предусмотренные законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год, на погашение источников финансирования дефицита (далее — бюджетные назначения) и объемы финансирования по источникам финансирования дефицита бюджета для кассовых выплат (далее — объемы финансирования по источникам) по администраторам источников финансирования дефицита бюджета;

— учитывает на соответствующих лицевых счетах администраторов источников финансирования дефицита бюджета движение бюджетных назначений, объемов финансирования по источникам и кассовые выплаты по источникам финансирования дефицита бюджета и т. д.;

— формирует и передает финансовому органу (уполномоченному органу), главным распорядителям, распорядителям и/или получателям средств бюджета, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, администра-

торам доходов бюджета информацию по кассовым операциям по исполнению бюджета, предусмотренную Регламентом о порядке и условиях обмена информацией между Отделением и финансовым органом;

— обеспечивает в установленном порядке в пределах своей компетенции выдачу наличных денежных средств получателям средств бюджета через соответствующее подразделение расчетной сети Банка России или кредитную организацию;

— осуществляет в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, исполнение представленных в Отделение исполнительных листов и судебных приказов, предусматривающих взыскание на средства бюджета;

— обеспечивает в соответствии с законодательством РФ конфиденциальность информации по операциям, отраженным на соответствующих лицевых счетах главных распорядителей, распорядителей, иных получателей и/или получателей средств бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, открытых в Отделении;

— консультирует финансовый орган, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета по вопросам, возникающим в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета.

Осуществление Казначейством России федеральных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ позволило обеспечить:

— соблюдение принципа единства бюджетной системы РФ, включающий в себя в том числе: единство правовой базы, единство денежной системы, единство форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса в РФ, единообразие санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и ведения бухгалтерского учета;

— доступ органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов значительного количества субъектов РФ, к платежной системе Банка России, а также единую методологию взаимодействия с платежной системой Банка России;

— сосредоточение средств бюджетной системы РФ в Банке России;

— условия для сохранности бюджетных средств при возникновении риска потери средств местных бюджетов;

— исполнение всех бюджетов бюджетной системы РФ с использованием принципа единого счета бюджета;

— возможность получения достоверной и своевременной информации об оборотах сектора государственного управления;

— необходимое качество, оперативность, прозрачность и полноту информации не только о финансовых потоках, но и об остатках средств в бюджетной системе РФ, необходимых для принятия эффективных управленческих решений в области денежно-кредитной политики;

— реальные условия для реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного са-

моуправления в Российской Федерации» в части реального функционирования бюджетов муниципальных образований;

— условия для добросовестной конкуренции кредитных организаций.

Кроме того, при существующей кадровой проблеме в финансовой системе органы ФК осуществляют обучение специалистов сельских поселений организации бюджетного процесса и бюджетного учета, проводят с ними семинары по вопросам бюджетного законодательства в целом и исполнения бюджетов поселений, в частности, в рамках единой для всей страны методологии бюджетного учета и принципа единства бюджетной системы РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.