УДК 902.64/ 904 https://doi.Org/10.24852/pa2021.2.36.93.106
КАШИННАЯ КЕРАМИКА ИЗ ЦАРЕВСКОГО ГОРОДИЩА В ХРАНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ1
© 2021 г. Е.М. Болдырева
Статья посвящена анализу кашинной посуды и изразцов, происходящих из раскопок и сборов из Царевского городища, находящихся в хранении фонда Золотой Орды Государственного исторического музея. Накопление материалов происходило со 2-й половины XIX века до 2-й половины XX века. В коллекции присутствуют дары местных жителей, покупки известных коллекционеров того времени, предметы из раскопок А.В. Терещенко и материалы Поволжской археологической экспедиции. Главная цель данной работы собрать воедино всю кашинную керамику из разновременных коллекций и проанализировать с позиции технологических, морфологических и декоративных особенностей ее изготовления. Необходимо рассмотреть, как состав кашинного теста влиял на декоративное оформление поверхности и на форму сосуда, выявить наиболее устойчивые сочетания между составом теста, типом и цветом кроющей глазури и дополнительным декором. Проследить частоту использования прозрачной и за-глушенной поливы, их соотношение с надглазурным или подглазурным декором или отсутствие такового, выявить наиболее характерные для памятника цвета глазурей и способы их нанесения. Для этой цели все предметы были собраны в единую базу данных, куда были занесены все признаки и произведен ступенчатый анализ каждого фрагмента не менее чем с восьми позиций.
Ключевые слова: археология, Золотая Орда, Царевское городище, кашинная керамика, Государственный исторический музей.
Царевское городище - один из трех крупнейших золотоордынских столичных центров Нижнего Поволжья. Памятник расположен у села Царев в Ленинском районе Волгоградской области. В XVII-XVШ вв. о нем оставили сведения В.Н. Татищев, С. Гмелин, П. Паллас, П. Рычков. Хорошая сохранность построек городища на тот момент побудила саратовского краеведа А.Ф. Леопольдова обратиться к его изучению в 1-й половине XIX века, а в 1840-х гг. здесь проводил раскопки А.В. Терещенко. В 1893 году памятник посетил А.А. Спицын. Следующий этап в археологическом изучении городища наступил в 20-е гг. XX века, когда Ф.В. Баллоду, несмотря на тяжелые условия, удалось провести ряд раскопок на памятнике (Глухов, 2014, с. 92-111). С 1959 года до 1971 года здесь проводила масштабные раскопки Поволжская археологическая экс-
педиция под руководством Г.А. Федорова-Давыдова. В составе экспедиции работал отряд Казанского государственного университета (руководитель И.С. Вайнер) (Федоров-Давыдов, 1964, с. 248-249; Федоров-Давыдов, Вайнер, Гусева, 1974, с. 89-90). После 1971 года экспедиция стала работать преимущественно на Селитренном городище, а на Царевском активные раскопки продолжились лишь в 1994 году. Руководителями этих исследований были В.В. Дворниченко, Ю.А. Зеленеев, Е.П. Мыськов, В.Г. Блохин, Н.А. Воронцов, А.А. Глухов, Е.Н. Магилин (Глухов, 2015, с. 33-35).
Результатами самых ранних работ на памятнике стала коллекция предметов из Царевского городища, находящаяся в хранении Государственного исторического музея. Наиболее ранние по хронологии
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-09-00240 «Царевское городище: исследование материалов раскопок 1961-1968 гг. из фондов Археологического музея Казанского университета и Государственного исторического музея».
поступления - это предметы из собрания П.И. Щукина, известного коллекционера 2-й половины XIX века и создателя Щукинского музея. В одном хронологическом ряду с ними стоят несколько предметов, переданных из расформированного в ранние годы советской власти Румянцевского музея. В конце XIX века на памятник отправился А.А. Спицын, и небольшая часть его коллекции попала в ГИМ. В середине XX века Государственным Эрмитажем были переданы в ГИМ некоторые предметы из раскопок А.В. Терещенко в 1840-х гг. После 1959 года в музее сформировалась небольшая коллекция, переданная Г. А. Федоровым-Давыдовым. В фонде Золотой Орды присутствуют материалы из раскопов I и II, а также подъемный материал, собранный в ходе первых лет исследований Поволжской археологической экспедиции на этом памятнике.
Большую часть этих коллекций составляет керамика, среди которой наибольший интерес для данного исследования представляет кашинная керамика. Основная задача работы -собрать вместе всю кашинную керамику из разновременных коллекций, поступавших в фонды Исторического музея еще с XIX века, систематизировать и поэтапно классифицировать для наибольшего извлечения информации о технологии, морфологии и декоре поливной кашиной керамики Царевского городища.
В классификации керамики Царев-ского городища следует выделить восемь ступеней. Эти этапы анализа уже были апробированы в диссертационном исследовании автора статьи и в ряде публикаций (Болдырева, 2016). Всю кашинную керамику следует разделить на два больших отдела - это кашинная посуда и изразцы. На втором этапе анализируется состав формовочной массы (подотделы). Разработка исследований по выявлению
примесей в составе кашинной формовочной массы осложняется тем, что дополнительные примеси, входящие в этот силикатный состав, добавляются в растворенном виде и сплавляются в единый массив или выгорают при обжиге сосудов. Поэтому определения кашина, которые делаются в работе, основаны на анализе его визуальных характеристик: твердости и цвета, а также частично сохранившихся примесей, которые можно выявить без нанесения вреда музейному предмету. Весь золотоордынский кашин, в отличие от домонгольского, имеет довольно рыхлую структуру формовочной массы, тем не менее подробный визуальный анализ состава кашина дал возможность выделить четыре подотдела кашинного теста (рис. 1: А-Г). На третьем этапе выделяются серии. Эта классификационная единица основана на использовании или отсутствии ангобной подгрунтовки поверхности перед нанесением поливы. Использование ангоба является не только декоративной составляющей обработки сосуда, но и несет особую технологическую нагрузку. Слой жидкой глины заполнял поры сосуда, придавая ему большую водонепроницаемость и прочность. В средневековой восточной поливной керамике в основном использовались более светлые по сравнению с цветом основы сосуда ангобы, чаще даже белые. Белая гли -на, в отличие от красной, почти повсеместно была большей редкостью, об этом могут свидетельствовать статистические подсчеты, произведенные Н.М. Булатовым на материалах золо-тоордынских городищ (Булатов, 1976, табл. 1), а использование светлого ангоба позволяло создавать имитации белоглиняных сосудов. В случае с кашинным тестом использование ангоба не всегда являлось необходимостью, так как кашинное тесто почти всегда имеет светлый оттенок. На следующем этапе необходимо перейти к
Рис. 1. Изломы фрагментов с разным составом формовочных масс. А - Подотдел 1. Бежевый, серый или белый кашин средней плотности; Б - Подотдел 2. Очень рыхлый пористый бежевый кашин; В - Подотдел 3. Рыхлый белый кашин; Г - Подотдел 4.
Рыхлый розовый кашин
Fig.1. The texture of the fragments with the different compositions of the dough. A - Subdivision 1. Medium beige, grey or white frit; Б - Subdivision 2. Very friable porous beige frit; B - Subdivision 3. Friable white frit; Г - Subdivision 4. Friable pinkish frit
анализу глазурного покрытия. Здесь в технологическом плане на первое место выдвигаются свойства глазури, а разрядом являются классы. По степени прозрачности глазури выделяются два основных класса поливной керамики: с прозрачной глазурью и с непрозрачной глазурью. Особняком стоит перегоревшая при обжиге глазурь. Ее визуальные свойства не дают возможности выявить степень прозрачности, поэтому она выделяется в обособленный класс. Далее керамика разделяется на группы в зависимости от места расположения декора на поверхности изделий: надглазурный, подглазурный или без дополнительного декора. Подгруппы выделяются по цвету кроющей поливы, и типы обусловлены технологией нанесения дополнительного декора. Последней единицей классификации являются варианты. Варианты определяются в зависимости от возможности выделения морфологических особенностей предмета.
Для написания статьи все предметы были занесены в базу данных,
где каждый предмет был проанализирован со всех позиций. На основе материалов этой базы данных и была построена классификация. Суммарно в выборке участвует 88 экземпляров кашинной посуды и изразцов.
ОТДЕЛ 1. КАШИННАЯ ПОСУДА (57 ЭКЗ. - 64,8%)
Подотдел 1. Посуда из бежевого, серого или белого кашина средней плотности (27 экз.). Кашин с такими свойствами использовался преимущественно при изготовлении именно посуды. Его применение в изразцах зафиксировано всего в 5 случаях из рассмотренных. Для этого состава теста характерна мелкопористая структура с единичными случайными включениями известкового облика. При изготовлении данной посуды ангоб не использовался (серия 2 - 27 экз.). Глазурь преимущественно прозрачная (класс 1 - 17 экз.). Все сосуды с прозрачной глазурью украшены с применением подглазурного способа нанесения декора (группа 2 - 17 экз.). В декорировании использовалась бесцветная, голубая, бирюзовая или
светло-зеленая глазурь (подгруппы 2, 3, 4, 6, 8). В 13 случаях - это обломки кашинных чаш (вариант 2) (рис. 2: 1-9), расписанных красителями, а в четырех случаях роспись красителями дополнялась ангобом, которым создавался дополнительный рельеф для выделения деталей рисунка на поверхности. Также в хранении присутствуют две чернильницы (вариант 6) (рис. 2: 10-11) и два аль-барелло (вариант 7) (рис. 2: 12-13). Находки альбарелло на всей территории Золотой Орды многочисленны. Они также встречаются в Закавказье, Крыму, Египте и на Ближнем Востоке (Федоров-Давыдов, 1994, с. 136), но большая часть их сосредоточена на территории Нижнего Поволжья. Сосуды имеют специальную форму горла и венчика. Узкое высокое горло и расширяющийся венчик необходимы для того, чтобы закрыть сосуд, накрыть его бумагой, тканью или кожей и перевязать шнурком. Таким образом сосуд плотно запечатывается, предотвращая потерю дорогостоящих жидкостей или сухих лекарственных смесей. Развитие форм этих аптечных сосудов происходит с Ближнего Востока, где были распространены подобные бамбуковые сосуды, использовавшиеся аналогичным образом. После XIV века данная посуда получила распространение по всей Европе, в особенности в Италии и Франции (Курочкина, 2012, с. 78-93). В золотоордынских нижневолжских городах преобладают красноглиня-ные альбарелло, но и кашинные тоже иногда встречаются. Особенностью альбарелло из Царевского городища является отсутствие сложного дополнительного декора, кроме рельефных ребер в средней части тулова, которые подчеркивали зауженную форму. Второй особенностью является очень густой слой глазури, стекающей к основанию сосуда, которая тем не менее осталась прозрачной. Альбарелло по-
крыто глазурью с обеих сторон за исключением основания ножки с внешней стороны сосуда.
Класс 2. Непрозрачная глазурь (9 экз.) В случае использования за-глушенной поливы дополнительный подглазурный декор не применялся в 7 случаях (группа 3 - 7 экз.) (рис. 3: 3-9), но в двух случаях был зафиксирован надглазурный (группа 1 - 2 экз.) (рис. 3: 1-2). Сосуды без дополнительного декора представлены обломками чаш с белой заглушенной поливой и одной чернильницей, покрытой голубой непрозрачной поливой. Группа 1 состоит из двух обломков сосудов с надглазурным декором, выполненным в технике минаи. Сам термин «минаи» происходит из круга коллекционеров XIX столетия и применяется к посуде с заглушенной поливой и надглазурной росписью многоцветными эмалевыми красками и золотой фольгой. Э.К. Кверфельдт ставил в один ряд кашинную посуду с росписью минаи и сирийскую и египетскую стеклянную посуду с росписью разноцветными эмалями и позолотой (Кверфельдт, 1947, с. 69-70). Начало производства минаи исследователи относят к домонгольскому Ирану. Самый ранний сосуд типа ми-наи с написанной на нем датой производства расшифровывается 576 г. х., или 1180 г. н. э. (Watson, 2005, p. 363). В золотоордынских городах Нижнего Поволжья такая керамика единична, но все же иногда встречается. Вариацией минаи является ладжвардина, она имеет схожую колористическую гамму росписи, выполненную также поверх глазурного покрытия, но фон всегда темного ультрамариново-синего оттенка. Одним из самых известных предметов в историографии золотоордынской керамики типа лад-жвардина является бутыль без ручки, происходящая из Царевского городища, из раскопок А.В. Терещенко в 1843 году (Федоров-Давыдов, 1976,
Рис. 2. 1-11 - Отдел 1. Подотдел 1. Класс 1. Посуда из бежевого, серого или белого
кашина средней плотности с прозрачной глазурью Fig. 2. 1-11 - Division 1. Subdivision 1. Class 1. Frit ceramic made of medium beige, grey or white
dough with the transparent glaze
цв. вкл. с. 104, илл. 102-103; Федоров-Давыдов, 1994, с. 123; Золотая Орда..., 2001, с. 229, кат. 573). Наиболее близок по стилистическому исполнению декора рассматриваемый фрагмент (рис. 3: 1) именно к бутыли из Царевского городища, а также к керамике Сарайчика (Самашев и др., 2008, с. 222-225). Здесь изображена шестиконечная розетка, выполненная красным красителем в окружении белых точек и подводки, позолота не
сохранилась. В последующие годы исследований Поволжской археологической экспедиции на Царевском городище также находилась керамика, украшенная в технике ладжвардина (Федоров-Давыдов, 1966, рис. 5, 1). Фрагмент, украшенный в технике ми-наи, довольно стандартный (рис. 3: 2). Обращает на себя внимание тот факт, что внутренняя поверхность этого сосуда покрыта совсем другой, мутно-зеленой полупрозрачной поливой.
Рис. 3. Отдел 1. Подотдел 1. Класс 2. Посуда из бежевого, серого или белого кашина средней плотности с непрозрачной глазурью. 1, 2 - Группа 1. Сосуды с надглазурным
декором, 3-9 - Группа 3. Сосуды без дополнительного декора Fig. 3. Division 1. Subdivision 1. Class 2. Frit ceramic made of medium beige, grey or white dough with the untransparent glaze. 1, 2 - Group 1. Vessels with overgraze decor, 3-9 - Group 3. Vessels
without additional decor
Класс 3. Сгоревшая глазурь (1 экз.). Был зафиксирован один обломок стенки чаши с перегоревшей при обжиге глазурью. Этот факт не дает возможности с полной уверенностью говорить о применении прозрачной или заглушенной поливы на поверхности изделия, поэтому такие предметы выделяются в отельный класс находок.
Подотдел 2. Посуда из очень рыхлого пористого бежевого кашина (3 экз.). (рис. 4: 1) Для этого кашина характерны очень крупные поры от выгоревших органических включений, редкие известковые вкрапления, видны крупные частицы окатанного кварцита и единичные включения перемолотого кашина вторичного ис-
пользования. Кашинное тесто такой структуры чаще всего используется для изразцов, но при изготовлении керамики оно иногда фиксируется. В основном такой тип теста зафиксирован на толстостенных кашинных чашах с голубой (бирюзовой) поливой и без дополнительного декора (группа 3, подгруппа 3).
Подотдел 3. Посуда из рыхлого белого кашина (18 экз.). Рыхлый кашин белого оттенка был наиболее распространенным среди всех вариантов теста, зафиксированных в выборке. Он имеет характерную для всех золо-тоордынских кашинов рыхлую песчанистую структуру, рассыпающуюся от легкого прикосновения. В примесях прослеживаются более мелкие частицы окатанного кварцита и поры от выгоревших органических включений. Вся посуда, изготовленная из этого кашина, без ангоба (серия 2 -18 экз.). Глазурь всегда прозрачная (класс 1 - 18 экз.). В 17 случаях (группа 2) в качестве дополнительного способа декорирования использовался подглазурный декор на бесцветном или голубом (бирюзовом) фоне. Сосуды, изготовленные из такого теста в 11 случаях, состоят из обломков чаш, украшенных подглазурной росписью в сине-черно-зеленой гамме под бесцветной поливой, орнамент иногда дополнен рельефом из ангоба, или в сине-черной гамме под голубой (бирюзовой) поливой (рис. 4: 2-10/ В такой же цветовой гамме украшены и обломки гюльабданов (рис. 4: 11-12): растительные завитки, цветочные бутоны в обрамлении множества точек. Для другого варианта гюльабданов использовалась рельефная моделировка поверхности стенок (рис. 4: 13). В одном случае (группа 3) фрагмент был изготовлен без дополнительного декорирования (рис. 4: 14).
Подотдел 4. Посуда из рыхлого кашина розового оттенка (9 экз.) (рис. 5: 1-9). Кашинное тесто такой
структуры и цвета, насколько мне известно по обработанным материалам, встречается только на золотоор-дынских памятниках. Доподлинно не установлены причины приобретения кашином такого оттенка. По одной из версий, это могли быть примеси из красной глины, добавленные в состав теста (Булатов, 1968, с. 95). Существует еще одна экспериментальная версия, согласно которой определяющую роль играет температура обжига. При обжиге 700-850° кашинное тесто окрашивается в красный цвет, а при повышении температуры до 1000° оно вновь обесцвечивается (Ку -банкин, Кашникова, Локис, Шелепов, 2018, с. 95). Изучение кашинной керамики Царевского городища свидетельствует о том, что такое явление носило скорее случайный, чем преднамеренный характер. Такой тип теста выявлен на абсолютно разных вариантах сосудов: это и обломки чаш, и альбарелло, и сосуды закрытого типа. В большинстве случаев ангоб не использовался, но на двух фрагментах выявлены следы светлого ангоба (рис. 5: 7-8). Несмотря на розовый оттенок теста, полива на таких сосудах почти всегда прозрачная, за исключением одной стенки чаши с глазурью светло-зеленого оттенка (рис. 5: 9). В качестве кроющей глазури для таких сосудов использовалась бесцветная, голубая, бирюзовая или ультрамариново-синяя полива.
ОТДЕЛ 2. КАШИННЫЕ ИЗРАЗЦЫ (31 ЭКЗ. - 35,2%)
Выборка кашинных изразцов почти на треть меньше, чем посуды, но она не уступает ей в своей информативности. При изготовлении таких изразцов зафиксировано использование всех четырех видов кашинного теста, что и на керамике, но в других пропорциях. При изучении изразцов будет произведен тот же ступенчатый анализ всех вышеописанных признаков в сочетании с элементами классифика-
Рис. 4. Отдел 1. 1 - Подотдел 2. Посуда из очень рыхлого пористого бежевого
кашина; 2-14 - Подотдел 3. Посуда из рыхлого белого кашина Fig. 4. Division 1. 1 - Subdivision 2. Frit ceramic made of very friable porous beige dough; 2-14 - Subdivision 3. Frit ceramic made of friable white dough
ции, выработанными Л.М. Носковой на основе материалов Селитренного городища, описанных в публикации 1972 года (Носкова, 1972, с. 171-184).
Подотдел 1. Изразцы из бежевого, серого или белого кашина средней плотности (4 экз.) (рис. 5: 10-12). Ангоб на таких изразцах не применялся (серия 2-4 экз.). Использование ангоба не было зафиксировано ни на одном из рассмотренных ниже изразцов, поэтому все они относятся к серии 2. С данным составом
теста в половине случаев была зафиксирована перегоревшая при обжиге полива (класс 3) или же применялась заглушенная (класс 2). Дополнительный декор также не использовался (группа 3 - 3 экз.). Рассмотренные экземпляры являются мелкими обломками мозаик, из которых составлялись архитектурные панно с голубой (бирюзовой) или ультрамариново-синей поливой. Такие мозаики покрывали большие плоскости наружных поверхностей зданий. Они
Рис. 5. 1-9 - Отдел 1. Подотдел 4. Посуда из рыхлого кашина розового оттенка; 10-12 - Отдел 2. Подотдел 1. Изразцы из бежевого, серого или белого кашина средней плотности; 13-16 - Подотдел 2. Изразцы из очень рыхлого пористого бежевого
кашина
Fig. 5. 1-9 - Division 1. Subdivision 4. Frit ceramic made of friable pinkish dough; 10-12 - Division 2. Subdivision 1. Frit tiles made of medium beige, grey or white dough; 13-16 - Subdivision 2. Frit tiles made of very friable porous beige dough
могли являться частью внутреннего убранства сооружений. Из элементов мозаик составлялись большие панно, фризы, карнизы, арки и т. д. В основе мозаик лежат вырезанные из отдельных частей геометрические фигуры, покрытые поливой, которые соединялись вместе и образовывали части большого панно. Мозаики изготовлялись из элементов, вырезанных из больших одноцветных майоликовых
плит. Из таких плит выпиливались различные элементы орнамента. Выпиленные и тщательно подогнанные друг к другу элементы собирались на гладких досках лицом вниз уже более или менее значительными кусками.
Подотдел 2. Изразцы из очень рыхлого пористого бежевого кашина (9 экз.). Все изразцы этой классификационной единицы изготовлены без применения ангоба (серия 2). В
Рис. 6. Отдел 2. 1-7 - Подотдел 3. Изразцы из рыхлого белого кашина; 8-10 - Подотдел 4. Изразцы из рыхлого розового кашина Fig. 6. Division 2. 1-7 - Subdivision 3. Frit tiles made of friable white dough; 8-10 - Subdivision 4.
Frit tiles made of friable pinkish dough
трех случаях использовалась прозрачная (класс 1) голубая или ультрамариново-синяя глазурь без дополнительного декорирования поверхности (рис. 5: 13-14). В шести - заглушен-ная (класс 2) голубого или белого оттенка также без дополнительного декора (рис. 5: 15-16). Все обломки являются частью наборных мозаик кашинных архитектурных панно.
Подотдел 3. Изразцы из рыхлого белого кашина (15 экз.). Ангоб не применялся (серия 2). В 10 случаях
зафиксировано использование прозрачной голубой глазури без дополнительного декора (класс 1, группа 3, подгруппа 3), а в пяти - заглушенной (класс 2). Прозрачная голубая гла-зурь применялась и зафиксирована на поверхностях кашинных мозаик (рис. 6: 4-6). Видовой состав изразцов с применением заглушенной поливы более разнообразен. В трех случаях из пяти зафиксирован надглазурный декор (рис. 6: 1-3/ Один фрагмент от монохромного изразца с непрозрач-
ной белой глазурью и позолотой на поверхности (рис. 6: 3). Такие изразцы довольно редкое явление для золо-тоордынских памятников, но известен еще один подобный изразец из раскопок Поволжской археологической экспедиции на Селитренном городище в 1969 году (Носкова, 1972, с. 181). Ко второму типу оформления поверхности относятся изразцы, украшенные в технике минаи или ее вариации ладжвардина. В технике минаи украшен небольшой изразец в виде восьмиконечной звезды; на нем красная, синяя, бирюзовая роспись на белом фоне сочетается с позолотой (рис. 6: 1). Колористическая гамма изразцов, расписанных в технике ладжвардина, схожа с аналогичной росписью на сосудах, однако следы позолоты либо утрачены полностью, либо отсутствуют. Роспись состоит из сложной орнаментальной композиции растительно-геометрического характера красной и белой красками на ультрамариновом фоне (рис. 6: 2).
В состав этой группы находок входит также фрагмент архитектурного панно, собранного из мозаичных деталей с растительным цветочным орнаментом (рис. 6: 7). Глазурь матовая непрозрачная: на ультрамариново-синем фоне изображены белые и желтые цветы с красной или синей сердцевиной на голубых ветках в обрамлении белых или голубых бордюров.
Подотдел 4. Изразцы из рыхлого кашина розового оттенка (3 экз.). На таких изразцах ангоб не использовался, применялась заглушенная полива (серия 2, класс 2). Подотдел состоит из двух фрагментов мозаик с голубой поливой (группа 3, подгруппа 3) (рис. 6: 9-10) и фрагмента одного массивного изразца с эпиграфическим орнаментом, собранным из мозаичных деталей в бело-красно-синих тонах (рис. 6: 8).
Изучение кашинной керамики Царевского городища дает возмож-
ность получить ряд выводов о технологических, морфологических и декоративных ее особенностях. В ходе исследования было собрано и проанализировано 88 экземпляров кашинной керамики и изразцов, происходящих из Царевского городища и образовавшихся в коллекции со второй половины XIX века до второй половины XX века. Кашинная посуда (57 экз.) составляет 64,8% выборки, на изразцы приходится 35,2% (31 экз.). Было выделено 4 варианта состава кашин-ного теста, применявшегося как для изготовления изразцов, так и для керамики. Ангобирование поверхности за единичным исключением не было зафиксировано для оформления поверхности. Только если это являлось частью орнаментальной идеи композиции рисунка. Использование ангоба было выявлено только в двух случаях, в обоих кашинное тесто имело розовый оттенок.
В 58 случаях использовалась прозрачная глазурь, в 28 - заглушенная. Использование дополнительного под-глазурного декора встречается в том же объеме, что и отсутствие такового. В пяти случаях был выявлен надгла-зурный декор. В ходе исследования было прослежено восемь цветовых гамм глазурей, применявшихся для декорирования поверхности. На первом месте по степени распространения находится голубая (бирюзовая) глазурь, на втором - бесцветная. Также зафиксировано использование бледно-желтой, белой, синей (ультрамариновой), красной и светло-зеленой глазури. В качестве техники декорирования наиболее часто использовалась подгла-зурная роспись красителями, иногда в сочетании с росписью ангобом. В единичных случаях использовалась рельефная моделировка поверхности. В морфологическом отношении выборка представлена обломками мозаик от изразцов, частично собранными мозаичными панно и отдельными из-
разцами, украшенными в технике лад-жвардина. Кашинная посуда состоит преимущественно из обломков чаш, нескольких фрагментов гюльабданов, чернильниц и альбарелло.
Бежевый или серый кашин средней плотности зафиксирован преимущественно на кашинной посуде. Для изготовления изразцов чаще применялся очень рыхлый кашин гораздо более пористой структуры с примесями крупных фракций. Розовый кашин использовался реже. Возможное объяснение этому - применение розового кашина на изразцах и посуде, изготовленных в мастерских Селитренного городища. Такое мнение высказывала Л.М. Носкова в публикации 1972 года (Носкова, 1972, с. 173). Также следует выдвинуть предположение о
том, что кашинная посуда и изразцы Селитренного городища чаще других имеют красный оттенок, так как там технология еще только отрабатывалась, ставилось множество проб и экспериментов, а на Царевском городище мы имеем дело с уже отлаженным производственным процессом. О том, что Селитренное городище было местом формирования и отрабатывания технологических процессов производства кашинной керамики, свидетельствуют керамические пробы разных видов поливной керамики, обнаруженные там в годы исследований Поволжской археологической экспедиции (Федоров-Давыдов, Булатов, 1989, с. 236; Болдырева, 2017, с. 135-136).
Благодарности. Приношу благодарность сотрудникам Волгоградского областного краеведческого музея за устную консультацию по фондам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болдырева Е.М. Поливная керамика Нижнего Поволжья в X - 1-й пол. XIV вв. (по материалам Самосдельского городища). Дисс... канд. ист. наук. М., 2016. 250 с.
2. Болдырева Е.М. Инвентарь золотоордынских горнов в керамических мастерских городов Нижнего Поволжья (по материалам Исторического музея) // V (XXI) Всероссийский археологический съезд [Электронный ресурс]: сборник научных трудов / Отв. ред. А.П. Деревянко, А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алтайского университета. 2017. С. 135-136.
3. Булатов Н.М. Классификация кашинной поливной керамики золотоордынских городов (По материалам Царевского, Селитренного и Маджарского городищ) // СА. 1968. № 4. С. 95-109.
4. Булатов Н.М. Классификация красноглиняной поливной керамики золотоордынских городов // Средневековые памятники Поволжья / Отв. ред. А.П. Смирнов. Г.А. Федоров-Давыдов. М.: Наука, 1976. С. 73-107.
5. ГлуховА.А. Историческая топография Царевского городища // Поволжская археология. 2014. № 2(8). С. 92-111.
6. Глухов А.А. Царевское городище: история изучения: историческая топография, хронология. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. 101 с.
7. Золотая Орда. История и культура. Каталог выставки. СПб.: Славия, 2005. 264 с.
8. Кверфельдт Э.К. Керамика Ближнего Востока. Руководство по распознаванию и определению керамических изделий. Л.: Из-во Государственный Эрмитаж, 1947. 145 с.
9. Кубанкин Д.А., Кашникова А.Л., Локис А.В., Шелепов Д.А. К вопросу о технологии производства кашинной посуды и специфике ее изготовления на Селитренном городище // Археология евразийских степей. 2018. № 4. С. 93-96.
10. Курочкина С.А. Альбарелло нижневолжских столиц Улуса Джучи // Поволжская археология. 2012. № 1. С. 78-93.
11. Носкова Л.М. Поливной архитектурный декор из Сарая-Бату (Селитренное городище) // СА. 1972. № 1. С. 171-184.
12. Самашев З., Кузнецова О., Плахов В. Керамика Сарайчика (на казахском, русском и английском языках). Алматы: ZUR advertizing, 2008. 264 с.
13. Федоров-Давыдов Г.А. Раскопки Нового Сарая в 1959-1962 гг. // СА. 1964. № 1. С. 248-271.
14. Федоров-Давыдов Г.А. Новый Сарай по раскопкам 1963-1964 гг. // СА. 1966. № 2. С. 233-248.
15. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М.: Искусство, 1976. 228 с.
16. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд. МГУ, 1994. 232 с.
17. Федоров-Давыдов Г.А., Булатов М.Н. Керамическая мастерская Селитренно-го городища // Сокровища самарских вождей и древние города Поволжья / Отв. ред. К.А. Смирнов. М.: Наука, 1989. С. 133-248.
18. Федоров-Давыдов Г.А., Вайнер И.С., Гусева Т.В. Исследование трех усадеб в восточном пригороде Нового Сарая (Царевского городища) // Города Поволжья в средние века / Отв. ред. А.П. Смирнов, Г.А. Федоров-Давыдов. М.: Наука, 1974. С. 89-125.
19. Watson O. Ceramics from Islamic lands. Kuwait national museum. The al-Saban collection. London: Pub. by Thames & Hudson, 2005. 512 p.
Информация об авторе:
Болдырева Екатерина Михайловна, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Государственный исторический музей (г. Москва, Россия); [email protected]
THE FRIT CERAMIC FROM THE TSAREVSKOYE SETTLEMENT IN STORAGE OF THE STATE HISTORICAL MUSEUM H
E.M. Boldyreva
The article contains the results of analysis of frit ceramic and tiles, originating from the excavation and collections from the Tsarevskoye settlement, which are stored in the Golden Horde stock of the State Historical Museum. The accumulation of the materials occurred from the second half of 19th century until the second half of 20th century. There are gifts of local residents, purchases of the famous collectors of that time, items from the excavations of A.V. Tereshchenko and the materials of the Volga archaeological expedition. The main idea of this work is to bring together all frit ceramic of different time collections and analyze from the point of view of technological, morphological and decorative features of its production. It is necessary to consider how the composition of the frit dough affected the decorative design of the surface and the shape of the vessel, to identify the most stable combinations between the composition of the dough, the type and color of the covering glaze and decor. It is necessary to track the frequency of use of transparent and opaque glazes, their correlation with overglaze or underglaze decor or lack of it, to identify the most characteristic colors of glazes for the monument and ways to apply them. For this goal, all items were collected in a common database, where all the features were entered and a step-by-step analysis of each fragment was performed from at least eight positions.
Keywords: archaeology, Golden Horde, Tsarevskoye settlement, frit pottery, the State Historical Museum.
REFERENCES
1. Boldyreva, E. M. 2016. Polivnaya keramika Nizhnego Povolzh'ya v X - 1-y pol. XIV vv. (po materialam Samosdel'skogo gorodishcha) (Glazed pottery of the Lower Volga region in the 10th - 1st half of the 14th centuries) PhD Diss. Moscow (in Russian).
2. Boldyreva, E. M. 2017. In Derevyanko, A. P., Tishkin, A. A. (eds.). V (XXI) Vserossiyskiy arkheologicheskiy s"ezd. Sbornik nauchnykh trudov [Elektronniy resurs] (V (XXI) All-Russian Archaeological Congress [Electronic Resource]). Barnaul: Altai State University, 135-136 (in Russian). http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3896
3. Bulatov, N. M. 1968. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (4), 95-109 (in Russian).
RFFI, project №20-09-00240 "Tsarevskoye settlement: study of excavated materials from 1961-1968 ss. from the funds of the Archaeological Museum of Kazan Federal University and the State Historical Museum
4. Bulatov, N. M. 1976. In Smirnov, A. P. (ed.). Srednevekovye pamiatniki Povolzh'ia (Medieval Sites in the Volga Region). Moscow: "Nauka" Publ., 73-107 (in Russian).
5. Glukhov, A. A. 2014. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 2(8), 92-111 (in Russian).
6. Glukhov, A. A. 2015. Tsarevskoe gorodishche: istoriia izucheniia: istoricheskaia topografiia, khronologiia (Tsarevskoye settlement: study history: historical topography, chronology). Volgograd: "Volgogradskoe nauchnoe izdatelstvo" Publ. (in Russian).
7. 2005. Zolotaia Orda. Istoriia i kul'tura. Katalog vystavki (The Golden Horde. History and Culture. Exhibition Catalogue). Saint Petersburg: "Slaviia" Publ. (in Russian).
8. Kverfel'dt, E. K. 1947. Keramika Blizhnego Vostoka. Rukovodstvo po raspoznavaniyu i opre-deleniyu keramicheskikh izdeliy (Near East Pottery. Guide on Identification and Definition of Ceramic Ware). Leningrad: State Hermitage Publ. (in Russian).
9. Kubankin, D. A., Kashnikova, A. L., Lokis, A. V., Shelepov, D. A. 2018. In Arkheologiya evra-ziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) 4. 93-96 (in Russian).
10. Kurochkina, S. A. 2012. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 1, 78-93 (in Russian).
11. Noskova, L. M. 1972. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (1), 171-184 (in Russian).
12. Samashev, Z., Kuznetsova, O., Plakhov, V. 2008. Keramika Saraychika (na kazakhskom, russkom i angliyskom yazykakh) (Ceramics of Saraichik hillfort). Almaty: "ZUR advertising" Publ. (in Kazakh, Russian and English)..
13. Fedorov-Davydov, G. A. 1964. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) 1, 248-271 (in Russian).
14. Fedorov-Davydov, G. A. 1966. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) 2, 233-248 (in Russian).
15. Fedorov-Davydov, G. A. 1976. Iskusstvo kochevnikov i Zolotoi Ordy. Ocherki kuVtury i iskusstva narodov Evraziiskikh stepei i zolotoordynskikh gorodov (Art of nomads and Golden Horde. Essays on Culture and Art of the Peoples of Eurasian Steppes and Golden Horde Cities). Moscow: "Iskusstvo" Publ. (in Russian).
16. Fedorov-Davydov, G. A. 1994. Zolotoordynskie goroda Povolzh'ia (Golden Horde Cities in the Volga Area). Moscow: Moscow State University (in Russian).
17. Fedorov-Davydov, G. A., Bulatov, M. N. 1989. In Smirnov, K. A. (ed.). Sokrovishcha samarskikh vozhdei i drevnie goroda Povolzh'ia (Treasures of Samara Leaders and the Ancient Cities of the Volga Region). Moscow: "Nauka" Publ., 133-248 (in Russian).
18. Fedorov-Davydov, G. A., Vainer, I. S., Guseva, T. V. 1974. In Smirnov, A. P., Fedorov-Davydov, G. A. (eds.). Goroda Povolzh'ia v srednie veka (Cities of the Volga Region in the Middle Ages). Moscow: "Nauka" Publ., 176-182 (in Russian).
19. Watson, O. 2005. Ceramics from Islamic lands. Kuwait national museum. The al-Saban collection. London: Pub. by Thames & Hudson (in English)
About the Author:
Boldyreva Ekaterina M. Candidate of Historical Sciences. State Historical Museum. Red Square, 1, Moscow, 109012, Russian Federation; [email protected]
Статья принята в номер 01.03.2021 г.