Научная статья на тему 'Картографирование литодинамических поясов и сегментов морфосистем'

Картографирование литодинамических поясов и сегментов морфосистем Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
131
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИРОВАНИЕ МОРФОСИСТЕМ / МОРФОДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / MAPPING OF MORPHOSYSTEMS / MORPHODYNAMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ступин Владимир Павлович

В статье рассматриваются принципы картографирования литодинамической поясности горных и сегментации котловинных морфосистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ступин Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAPPING OF LITHODYNAMIC BELTS AND SEGMENTS OF MORPHOSYSTEMS

The article discusses the principles of mapping of lithodynamic belts and segments of morphosystems.

Текст научной работы на тему «Картографирование литодинамических поясов и сегментов морфосистем»

УДК 528.94

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ЛИТОДИНАМИЧЕСКИХ ПОЯСОВ И СЕГМЕНТОВ МОРФОСИСТЕМ

Владимир Павлович Ступин

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, кандидат географических наук, доцент кафедры маркшейдерского дела и геодезии, тел. (964)748-22-42, e-mail: Stupinigu@mail.ru

В статье рассматриваются принципы картографирования литодинамической поясности горных и сегментации котловинных морфосистем.

Ключевые слова: картографирование морфосистем, морфодинамический анализ. MAPPING OF LITHODYNAMIC BELTS AND SEGMENTS OF MORPHOSYSTEMS Vladimir P. Stupin

Irkutsk State Technical University, 664074, Russia, Irkutsk, 83 Lermontova, candidate of geographical Sciences, associate professor of Surveying and Geodesy, tel. (964)748-22-42, e-mail: Stupinigu@mail.ru

The article discusses the principles of mapping of lithodynamic belts and segments of morphosystems.

Key words: mapping of morphosystems, morphodynamic analysis.

Байкальской горной стране, как и всем горным странам, присуща высотная поясность, которая проявляется в закономерной смене физико-географических процессов и явлений (речного стока, типа почв, растительности, экзогенных рельефообразующих процессов) с высотой. Она обусловлена соответствующим изменением давления, температуры, влажности, прозрачности и других характеристик атмосферы.

В тропосфере атмосферное давление убывает на 1 мм рт. ст. каждые 10,5 м высоты, поэтому на уровне гребней наиболее высоких хребтов региона оно примерно в полтора раза ниже, чем на уровне Байкала. Половина водяного пара сосредоточена ниже 1,5-2 км, также как и содержание пыли в воздухе.. Температура воздуха в горах убывает в среднем на 5-6 °С на каждый километр высоты. Одновременно возрастает количество облаков, сосредоточенных преимущественно в нижней части тропосферы. Это приводит к существованию в горах на высотах 1000-2000 м пояса максимальных осадков. Выше 2000 м количество осадков начинает убывать.

В первом приближении спектр высотных поясов определяется абсолютной высотой гор и типом горизонтальных природных зон их подножий. Большая часть территории Байкальской горной страны расположена в таежной умеренной зоне северного полушария, для которой характерно преобладание таежных ландшафтов. В меньшей степени здесь развиты степные и тундровые

типы геосистем. Первые проявляются в виде фрагментов степей (морян) среди горной тайги по склонам южной экспозиции. Они являются следствием резкой континентальности климата, высоких летних температур и недостатка атмосферных осадков. Вторые встречаются в горах выше 1800 м на юге и 1500 м на севере, где создаются субарктические или даже перигляциальные условия.

При более внимательном рассмотрении, картина высотной поясности региона не столь проста, что объясняется влиянием контрастного горнокотловинного рельефа на климат и другими местными условиями. Благодаря котловинному эффекту, порождающему малую увлажненность и изолированность котловин, степи продвигаются далеко на север, вклиниваясь в подзону горной тайги. Местами отмечается инверсия высотных поясов, когда ландшафты, характерные для вышележащих уровней, появляется также и в нижнем высотном поясе.

Наветренные западные и северо-западные склоны хребтов отличаются от подветренных восточных и юго-восточных большей увлажнённостью. Наличие параллельных хребтов вызывает возникновение экспозиционной полосчатости с ритмичным чередованием типов ландшафта. Все это приводит к различиям в интенсивности эрозионно-денудационных процессов и является одним из факторов формирования асимметрии склонов долин и междуречий.

Развитие склонов, помимо высотной поясности, определяется перераспределением тепла и влаги в зависимости от экспозиции по отношению к сторонам горизонта. Склоны северной и южной экспозиций различаются по радиацион-но-термическим характеристикам, что вызывает различия в режиме и характере экзогенных процессов. При этом наблюдается принципиальное различие в развитии склонов северных и южных территорий региона.

На севере региона на северных склонах дольше не тает снег и активна ни-вация; напротив, на южных склонах раньше и глубже оттаивают мёрзлые грунты, и развивается солифлюкция. Поэтому здесь наблюдаются более крутые северные и более пологие южные склоны. На юге региона, напротив, южные склоны обычно более крутые, чем северные, так как выполаживание активнее протекает на затененных и более увлажненных северных скатах, где дольше период осенних замерзаний и оттаиваний и не такое иссушающее солнце.

Крутизна склонов, уклоны русел и баланс рыхлого материала также зависят от абсолютной высоты. Так, Ю.Г.Симонов [1] выделяет три типа днищ малых долин: долины-курумы, долины-мари и типичные аллювиальные долины.

Долины-курумы обычны для гольцового пояса, для них характерны большие уклоны и ступенчатый продольный профиль. Долины-мари встречаются в горнотаежном поясе и обязаны своим происхождением накоплению солифлюк-ционных отложений, с выносом которых не справляется водоток. Наличие маломощного инстративного аллювия указывает на равновесие между поступлением склонового материала и его выносом водотоком.

Поясность литодинамики выражается не только в климатических различиях на разных высотных уровнях, но и в том, что области денудации относятся к верхним частям гор, а области аккумуляции - к подножиям. Высотная пояс-

ность существенно осложнена ярусностью рельефа, отражающей различные этапы истории формирования гор, сохранением на разных уровнях остатков древних поверхностей выравнивания, разделённых более крутыми уступами и ярусами эрозионного врезания, широким распространением реликтов четвертичного оледенения и расположением форм современного.

Активное влияние высотной поясности на характер экзоморфогенеза нагляднее всего проявляется через растительность. Растительный покров стабилизирует экзогенные воздействия на рельеф, защищает земную поверхность от непосредственного эрозионного воздействия ветра, атмосферных осадков, температуры воздуха, смягчает агрессивное воздействие физического выветривания горных пород, крипа, делювиального смыва, дефляции и линейной эрозии. С другой стороны, растительность благоприятствует биохимическому выветриванию и накоплению рыхлых отложений, подверженных интенсивному смещению в форме крипа, оползней, сплывов, склоновых селей.

Высотная поясность в сфере морфогенеза проявляется в виде литодинами-ческих поясов [2], для которых характерен определенный спектр экзогенных рельефообразующих процессов и которая придает морфосистемам специфику и узнаваемость. В то же время, высотная поясность морфосистем проявляется как осложняющий фактор и не выделяется в качестве самостоятельных таксономических единиц, так как определяет не закономерности, а особенности морфогенеза.

Высотная экзолитодинамическая поясность присуща денудационным мор-фосистемам ранга «округ», а также входящим в их состав бассейновым системам с большими перепадами абсолютных высот. Эти морфосистемы могут быть осложнены двумя, тремя, а то и четырьмя высотными поясами.

В пределах Байкальской горной страны различают нивальный, альпино-типный, гольцовый, горнотаежный и горно-степной литодинамические пояса. Несколько обособленно выделяется пояс межгорных и подгорных понижений. Внутри поясов можно выделить и более мелкие единицы.

Наименования литодинамических поясов и сегментов (с дополнениями) позаимствованы нами из классификации Б.П. Агафонова [2].

Картографическое моделирование литодинамической поясности и сегментации морфосистем выполняется в границах данных морфосистем, их каскадов или парагенетических ассоциаций по комплексным ландшафтным признакам с использованием ландшафтных карт и материалов дистанционного зондирования [3] (рис. 1).

Сегментированные морфосистемы котловин на представленных картах показаны вместе с опирающимися на них частями морфосистем их горного обрамления, поскольку последние образуют с котловинами деструктивные пара-генезы.

Литодинамические пояса: 1 - гляциалъно-нивалъный (нивация, экзарация) 2 - альпийский (осыпи, обвалы, лавины) 3 - гольцовый (крип, солюфлюкция, формирование структурных грунтов), 4 - горнотаежный (крип, линейная эрозия, сели).

Литодинамические сегменты: 5 - подгорные шлейфы (аккумуляция выносов с окружающих поднятий ), 6 - плоские поймы (флювиальный транзит и аккумуляция, наледи); 7 - всхолмленные песчаные массивы (эоловые процессы), 8 - всхолмленные моренные массивы (солифлюкция), 9 - плоские маревые равнины (морозобойное растрескивание, пучение грунтов, термокарст) Структурные линии: 10 - водоразделы бассейновых подсистем, 11 - тальвеги постоянных водотоков.

Рис. 1. Литодинамические пояса и сегменты морфосистем Кичерской и Нижнеангарской котловин и их горного обрамления (ранг округов)

В легендах карт литодинамической поясности и сегментности указаны ведущие экзогенные ЭГП согласно классификации В.Б. Выркина [4]. Концепция ведущего процесса позволяет лучше разобраться в сложных переплетениях и взаимосвязях многообразных процессов в пределах одной и той же территории. При этом ведущие процессы могут рассматриваться как в генетическом, так и пространственном, т.е. картографическом аспектах. Показ ведущих процессов является проявлением целенаправленного обобщения, отбора ЭГП, т. е. их картографической генерализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Симонов Ю.Г., Борсук О.А. Системный подход в геоморфологии и эрозионно-денудационные морфосистемы // Рельеф и ландшафты. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - С. 66-73.

2 Агафонов, Б.П. Экзолитодинамика Байкальской рифтовой зоны. - Новосибирск: Наука, 1990. - 176 с.

3 Ступин В.П. Картографирование морфосистем. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. - 160 с.

4 Выркин, В.Б. Классификация экзогенных процессов рельефообразования // География и природные ресурсы. - 1986. - №4. - С. 20-24.

© В. П. Ступин, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.