Научная статья на тему 'Картографирование для высшей школы: современное состояние и перспективы'

Картографирование для высшей школы: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗОВ / СЕРИИ КАРТ / ПЕРИОДЫ ВУЗОВСКОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВУЗОВСКОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ / MAPS FOR HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ACHIEVEMENTS OF HIGHER SCHOOL CARTOGRAPHY / GIS PROJECTS OF HIGHER SCHOOL MAPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Губанов М. Н., Киселева Н. М., Котова Т. В., Масленникова В. В., Нокелайнен Т. С.

Картографирование для вузов особое направление научно-справочного комплексного картографирования. Рассмотрены основные периоды, теоретико-методические и практические результаты вузовского картографирования; особенности и проблемы современного этапа развития. Подчеркнута роль вузовских карт в совершенствовании высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mapping for higher schools: state-of-the-art and prospects

Main stages and specific features of map creation for higher educational institutions are presented in a context of the development of complex mapping in this country. Principal achievements of higher school cartography are pointed out. Aims and prospects of the cartographical support of higher schools under new conditions of radical public changes and introduction of multimedia into educational activities are discussed.

Текст научной работы на тему «Картографирование для высшей школы: современное состояние и перспективы»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 528.9; 912.43 (075.8)

М.Н. Губанов1, Н.М. Киселева2, Т.В. Котова3, В.В. Масленникова4,

Т.С. Нокелайнен5, Н.Н. Тальская6, В.С. Тикунов7

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ8

Картографирование для вузов — особое направление научно-справочного комплексного картографирования. Рассмотрены основные периоды, теоретико-методические и практические результаты вузовского картографирования; особенности и проблемы современного этапа развития. Подчеркнута роль вузовских карт в совершенствовании высшего образования.

Ключевые слова: картографическое обеспечение вузов, серии карт, периоды вузовского картографирования, научно-методические результаты вузовского картографирования.

Введение. В перечне картографических произведений, "ставших своеобразными вехами развития отечественной картографии" [7] упомянуты серии карт для высших учебных заведений. Картографирование для вузов — явление феноменальное в практике мировой картографии. Карты, предназначенные для обеспечения учебного процесса в высших учебных заведениях страны, начали создавать в 50-х гг. прошлого века. Побудительным мотивом их разработки стала задача подготовки высококлассных специалистов в новом здании Московского университета на Ленинских горах (1953). Тогда в фокусе государственных забот оказалась организация учебного процесса, представленная в системно скоординированных планах научно-методического и материально-технического оснащения вузовского преподавания. Инициаторами создания карт выступили ученые университета, взявшие на себя научное и методическое руководство их разработкой. Подготовку к изданию и издание карт осуществляло Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР, таким образом была заложена система картографического обеспечения вузов, реализованная в периодически пополняемом фонде карт и картографических пособий. Собрание фонда остается важным базовым информационным ресурсом

при профессиональной и общегуманитарной подготовке специалистов в высших учебных заведениях. Не менее значимы вузовские карты в научных исследованиях и практических изысканиях, нередко они выступают в качестве единственного источника пространственно-распределенных данных для мира и регионов при решении фундаментальных научных задач [3].

Постановка проблемы. Необходимо определить актуальные задачи и перспективы вузовского картографирования в современных условиях научно-технического прогресса и радикальных государственных перемен, когда снова возникла необходимость обосновывать значимость вузовских карт для образования и научных исследований. Естественно осмыслить опыт и достижения вузовского картографирования, проследив его историю, принципы формирования, особенности развития как части общей научно-методической картографической науки и практики.

Основные периоды и теоретико-методические результаты вузовского картографирования. В работе над вузовскими картами можно отметить три периода. Представим их в хронологической последовательности, не используя пока оценочных определений в названии и характеристике периодов.

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования, ст. науч. с., канд. геогр. н., e-mail: [email protected]

2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования, ст. науч. с., e-mail: [email protected]

3 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования, вед. науч. с., канд. геогр. н., e-mail: [email protected]

4 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования, ст. науч. с., канд. геогр. н., e-mail: [email protected]

5 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, региональный центр мировой системы данных, вед. науч. с., канд. геогр. н., e-mail: [email protected]

6 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования, ст. науч. с., канд. геогр. н., e-mail: [email protected]

7 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, заведующий научно-исследовательской лабораторией комплексного картографирования, докт. геогр. н., профессор, e-mail: [email protected]

8 Работа выполнена при поддержке грантов РГО "Новые карты России" (договор № 38/08/2011) и Минобрнауки РФ (ГК № 14.740.11.0200).

Первый период вузовского картографирования —

охватывает сравнительно небольшой срок (1950—1956). Карты создавали при непосредственном участии крупных ученых, ведущих специалистов в различных отраслях знаний (Е.М. Лавренко, В.Б. Сочава, Н.Н. Розов, Б.А. Федорович и др.) совместно с методистами вузовского образования. Предложенный ими список картографического обеспечения состоял из настенных и учебных топографических карт и включал около 100 наименований [11]. Настенные карты предназначались для демонстрации на лекциях, студенты должны были воспринимать их в больших аудиториях. Вместе с тем богатство содержания при большой детальности отображения позволяло использовать их в качестве настольных при проведении семинарских и практических занятий. Совмещение двух видов использования достигалось с помощью специально разработанных графических приемов, обеспечивающих разноплановость изображения.

Итогом этих работ стали пять серий (блоков) карт: 1) общегеографические карты мира, материков, регионов мира и т.д.; 2) общегеографические карты СССР и отдельных регионов СССР; 3) гипсометрические карты СССР и отдельных регионов СССР; 4) тематические карты природы СССР; 5) бланковые и учебные топографические карты.

В советской картографии этого периода особенно значительные успехи были достигнуты в разработке общегеографических и гипсометрических карт [10]. Вузовские гипсометрические карты, воплотившие принципы отечественной гипсометрической школы, стали непревзойденными образцами подлинно научного географического подхода к созданию высокоинформативных и вместе с тем наглядных и выразительных моделей рельефа.

Крайне неравномерная и недостаточная для картографического представления изученность природных и социально-экономических особенностей нашей страны с ее огромной территорией ограничивала создание тематических карт. На этом фоне большим достижением стала серия из шести обзорных карт природы в масштабе 1:4 000 000, отображающих основные природные компоненты. При этом три из них (геоморфологическая, почвенная и зоогеографическая) стали первыми и долгое время оставались единственными обзорными картами всей территории страны столь "крупного" масштаба; в то время как три другие карты (геологическая, тектоническая, растительность) были составлены на основе переработки научно-справочных карт в соответствии с требованиями вузовского преподавания. Совместная демонстрация карт на лекциях и использование их на практических занятиях способствовали утверждению комплексного подхода (как органической составляющей географического мышления) к изучению взаимосвязанности и взаимообусловленности природных процессов и явлений, переводу представлений об этом из разряда абстрактных в географически осознаваемые. Впервые

подготовленная серия карт для территории страны на основе комплексного подхода стала крупным шагом в познании ее природной географии. Перечень карт мира ограничивался всего двумя сюжетами, причем карта народов мира была единственной социально-экономической картой.

Опыт работы по созданию вузовских карт — заметный вклад в развитие тематического картографирования. Именно эти карты были выбраны для демонстрации достижений советской географической науки и картографии на XVIII Международном географическом конгрессе в 1956 г. в Рио-де-Жанейро. Итогом работы стало создание фонда вузовских карт почти из 60 наименований на бумажных носителях; тираж каждой карты составил 3000 экз.

Теоретико-методический результат первого периода работ — формирование особого вузовского направления научно-справочного картографирования, разработка концепций обзорного картографирования и их воплощение по ряду тематических сюжетов, определение научно-методических требований к картам, разработка принципов составления и оформления (многоплановость), выявление возможных форм использования. Внедрение карт в учебный процесс в вузах — большой вклад в совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня картографической и гуманитарной культуры.

Второй период вузовского картографирования растянулся почти на три десятилетия. Развитие наук о Земле, накопленная в ходе многолетних широкомасштабных и многочисленных экспедиционных исследований новая информация, а также интенсивное изменение облика территории вследствие хозяйственного освоения привели к необходимости переработать ранее изданные вузовские карты, расширить их тематический спектр, в том числе за счет создания успешно разрабатываемых в то время социально-экономических карт и карт актуальной тематики, раскрывающих проблемы природопользования и экологии. С этим периодом связана и дальнейшая разработка теории и методики комплексного тематического природного и социально-экономического картографирования. Создание ряда крупных произведений (Физико-географический атлас мира, 1964; серия комплексных региональных атласов; серия карт СССР в масштабе 1:2 500 000 и др.) обогатило представление о географии мира, материков, СССР и его регионов и дало богатый методический опыт мелкомасштабного картографирования.

В 1974 г. по инициативе Московского университета и ГУГК были начаты работы по созданию новых серий карт для высших учебных заведений. Научно-методическое руководство было возложено на проблемную лабораторию комплексного картографирования совместно с кафедрой картографии географического факультета МГУ и под руководством К.А. Салищева, И.П. Заруцкой и О.А. Евтеева. При этом имелась в виду реализация программы картографического обеспече-

ния вузов с широким тематическим спектром. Как и в 50-е гг. XX в., к работе над картами привлекались крупные ученые из университетов и научно-исследовательских организаций. Подготовку к изданию и издание карт осуществляло ГУГК.

На основе анализа учебных планов, программ основных курсов и применяемых методик использования карт впервые была обоснована, разработана и предложена система картографического обеспечения вузов, органически вписанная в образовательную систему высшей школы. Условиями проектирования этой системы были: 1) адекватность научно-методическим требованиям вузовского преподавания; 2) обеспечение (по возможности) различных форм преподавания: лекционных, практических, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов; 3) сопряженность системы с учебными (школьными) картами и научно-справочными картографическими произведениями; 4) оптимальная полнота при поэтапной реализации (выделение первоочередных карт, обслуживающих основные фундаментальные курсы, и карт для специализированных курсов). Предлагаемый проект вузовских картографических пособий включал более 250 наименований только настенных карт (вместе с историческими). Кроме того, планировалось создание наборов топографических карт разного масштаба, а также серий настольных карт, атласа для высшей школы, тематических наборов карт-слайдов и т.п. [12].

Внедрение в тематическое картографирование комплексного системного подхода стало основой структурной организации собрания вузовских карт. Настенные карты проектировались как территориальные и тематические серии. В территориальных сериях были отображены геосистемы разного ранга: глобальные (мир в целом), субглобальные (материки, Советский Союз в целом), региональные (крупные регионы СССР, группы стран зарубежной Европы и др.), что обеспечивало возможность изучать географические особенности и закономерности, структуры и явления на разных уровнях пространственной организации. Это четко проявилось в системах тематических карт одного содержания (например, растительности, геоморфологических, земельных угодий и др.), но разного территориального охвата (мир, СССР, европейская часть СССР). Масштабный ряд обеспечивал преемственность с масштабами карт первой серии и стал традиционным: мир — 1:15 000 000; СССР — 1:4 000 000, 1:8 000 000; регионы СССР — 1:2 000 000; зарубежные страны Европы — 1:1 000 000.

Успехи географических исследований в стране и за рубежом, расцвет теоретико-методических разработок в тематической картографии определили потенциал картографирования для вузов. Это позволило разработать и издать ряд тематических карт, что не удалось выполнить в 50-е гг. XX в., это карты географических поясов и зональных типов ландшафтов мира, орографическая карта мира, почвенная карта мира, земельные угодья мира, криолитологическая карта

СССР и др. Впервые созданную ландшафтную карту СССР, синтезирующую современные представления о природных комплексах территории страны, безусловно, можно рассматривать как огромное достижение отечественной географической науки. В серии карт литосферы были отражены новые знания о тектонике, геологии и рельефе дна Мирового океана. Представления о закономерностях его формирования и строения сложились лишь к 70-м гг. XX в.

Содержание ряда традиционных карт (почв, растительности и др.) обогатилось посредством отображения структуры и динамики изменений под влиянием естественных факторов и антропогенного воздействия. Обновление содержания карт было обусловлено и внедрением экологического подхода, что отразилось на выборе классификаций для картографирования, в разработке и структуре легенд и приемах их графического представления (преобладание легенд матричного типа), в разработке цветового оформления карт. Впервые составленные прикладные и оценочно-прогнозные карты (охраны природы СССР, русловые процессы на реках СССР и др.) были попыткой ответить на актуальные проблемы науки и практики. Наибольший интерес представляли тематические карты мира, поскольку некоторые из них были созданы впервые (орографическая, геоморфологическая, географические пояса и зональные типы ландшафтов мира и др.).

Проект предусматривал создание серий социально-экономических карт. В этой серии к первоочередным относились карты земельных угодий, размещения населения, транспорта и др., на базе которых разрабатывались карты сельскохозяйственного районирования, типов расселения, общеэкономическая и др.

Изменения природных ландшафтов под многолетним воздействием хозяйственной деятельности человека привели к необходимости создания карт, посвященных природоохранной проблематике. Одной из первых создана карта охраны природы СССР масштаба 1:4 000 000 (1989).

Глобальный и общесоюзный уровни картографирования потребовали новых теоретических и методических разработок и подходов к обеспечению комплексности и системности в отображении действительности. Реализация этих основополагающих принципов географической картографии предполагает разработку методики и проведение научно обоснованного согласования карт по основным территориальным и тематическим сериям [13]. При подготовке карт использовались новые методы географических исследований, в первую очередь дистанционное зондирование. Появление мелкомасштабных космических снимков, фотомозаик крупных регионов мира и СССР значительно расширили информационную базу картографирования. Активное привлечение материалов космических съемок на разных этапах подготовки карт способствовало повышению достоверности, объективности, повышению графической точности

показа структуры и динамики развития различных компонентов природных и природно-хозяйственных систем. Аэрокосмическая информация успешно использовалась и для уточнения границ и содержательных характеристик (отражение новых представлений о структурах почвенного и растительного покрова на разных уровнях, для выявления морфологических и структурных особенностей рельефа отдельных регионов, уточнения типов и границ расселения, в первую очередь сельского, а также для уточнения границ земельных угодий).

Наряду с традиционными методами разработка карт опиралась на новые методы — информационные и математико-картографического моделирования. Так, в основу расчета интегрального показателя густоты транспортной сети на карте транспортной сети мира в масштабе 1:15 000 000 положена концепция полей дискретных явлений, для картографического моделирования типов сельскохозяйственных предприятий использовали многомерный анализ и т.д.

Всего было издано 56 карт, из них 37 тематических, в числе которых 7 мировых, 22 СССР (или России и сопредельных территорий с 1991 г.), 3 европейской части СССР, 4 зарубежных стран Европы, одна карта Северной Америки, 13 гипсометрических и общегеографических карт, а также 6 комплектов топографических карт. Для трех тематических карт (растительность СССР, сельскохозяйственное районирование СССР, охрана природы СССР) опубликованы пояснительные записки (1989). Тиражи карт, рассчитанные с условием их последующего переиздания на основе заявок от вузов, составили в среднем 200 экз., в отдельных случаях доходили до 1200.

Исследования по вузовской картографии получили освещение в многочисленных статьях и сборниках, например, в [6, 9]. В 1975 и в 1984 гг. прошли межвузовские конференции, на которых был обобщен опыт картографирования для вузов.

Картографирование для высшей школы, как и вопросы тематического картографирования страны в целом, всегда находилось в центре внимания географической общественности. Особую роль в их постановке, обсуждении и реализации играло Географическое общество СССР (Русское географическое общество), которое выступало в роли трибуны для апробации, координации и внедрения этих исследований [5, 8].

В начале 90-х гг. XX в. бюджетное финансирование проекта прекратилось, а последовательное осуществление проекта стало невозможным. В условиях перестроечного хаоса некоторые из подготовленных карт не были изданы (карта лесов СССР, транспортная сеть мира, функциональные типы поселений и др.), часть их безвозвратно утеряна. В последующие годы в новых условиях финансовых и правовых отношений по отдельным целевым грантам подготовлена и издана группа карт, среди них почвенная карта России и сопредельных государств (1:4 000 000; 1995); морфология и динамика русел европейской части Рос-

сии и сопредельных государств (1:2 000 000; 1999); зоны и типы поясности растительности России и сопредельных государств (1:8 000 000; 1999); природные кормовые угодья Российской Федерации и сопредельных государств (1:4 000 000; 2001); водный режим рек России и сопредельных территорий (1:8 000 000; 2001); тектоническая карта России, сопредельных территорий и акваторий (1: 4 000 000; 2007).

Изданные серии карт на территорию Советского Союза послужили информационной базой для подготовки научно-справочной эколого-географической карты Российской Федерации масштаба 1:4 000 000 (1997). Своевременно изданная карта впервые представила особенности экологического состояния природной среды различных регионов и крупных центров России.

Помимо своего прямого назначения вузовское собрание карт восполняло пробел в научно-справочном комплексном картографировании страны и мира. Но это отмечаемое многими достоинство карт, проявляющееся в переизбыточности информации и излишней "научности", отход от последовательного воплощения методических принципов вузовского преподавания некоторые методисты расценивают как недостатки, связанные с трудностями чтения и восприятия содержания карт.

Карты нашли широкое применение в различных областях знания. Они используются в научно-исследовательских международных проектах, при организации мониторинга и разработке ГИС федерального и региональных уровней; при создании крупных комплексных атласов [14, 15]. Эти карты неоднократно были представлены на международных и федеральных выставках как достижение российской вузовской науки.

Среди основных научно-методических результатов вузовского картографирования этого периода можно отметить: разработку концепции системы картографического обеспечения вузов, представленную картографическими произведениями разного вида и методического назначения; совершенствование принципов и методов создания вузовских карт, отвечающих последним достижениям географических и научно-технологических (космические съемки, компьютерные технологии и др.) исследований; реализацию комплексного системного подхода на основе согласования карт с целью получения адекватных современных картографических моделей, отвечающих требованиям вузовского преподавания.

Третий (современный) период и задачи вузовского картографирования. С учетом мировых тенденций, отражающих огромную роль образования в современном развитии общества, в новых сложившихся экономических условиях важно не растерять сложившуюся в нашей стране традицию высококачественного картографического обеспечения высшей школы посредством подготовки новых картографических произведений, отвечающих задачам информационного общества [1, 2, 4]. Они должны базироваться на

последних достижениях информационных и коммуникативных технологий, в частности на возможностях мультимедийной среды современного образования, которая открывает доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

Очевидно, что в новых условиях рыночных отношений трудно рассчитывать на реализацию многозатратных картографических проектов даже в такой области, как образование. С учетом этих обстоятельств в качестве задач вузовского картографирования в близкой и долгосрочной перспективе можно рассматривать: 1) приведение концепции картографического обеспечения вузов в соответствие с новыми возможностями и достижениями преподавания в высшей школе; 2) подготовку первоочередных общенаучных и специализированных (отраслевых) карт, предназначенных для основных вузовских дисциплин; 3) подготовку карт, обеспечивающих новые специальности и специализации (география туризма, электоральная география, география бизнеса и др.); 4) разработку карт актуальной тематики мировоззренческой направленности; 5) поиски в направлении создания картографических произведений нового поколения, реализуемых в виде ГИС-версий (ГИС-проектов) и тиражируемых на компакт-дисках или помещаемых на интернет-странице (в будущем на геопортале) географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова для заинтересованных пользователей. Переход к геоинформационным системам в перспективе позволит сочетать возможности визуализации карт и других графических изображений с системами мультимедиа, предполагающими стереоозвучивание в виде дикторского текста, музыки и т.д.; 6) исследование возможностей карт нового поколения в качестве дидактического средства высшей школы; 7) методическую помощь в овладении новой информационной картографической культурой.

К базовым картам относятся карты мира, представляющие пространственно-временные географические особенности (природные и социально-экономические) на основе новых концепций (ландшафты мира, растительность мира, охрана природы мира и др.) и данных. Необходима разработка и базовых карт (орографической, геоморфологической, почвенной, растительности, населения, промышленности и др.) для территории Российской Федерации, поскольку предыдущие карты отображали тематическое содержание в границах бывшего СССР. Подобные обзорные карты мира и России, требующие привлечения ведущих специалистов, нельзя подготовить усилиями отдельных вузов, которые в лучшем случае заполняют лакуны, воспроизводя старые карты современными медийными средствами.

В перспективе можно расширить тематику карт. При этом нужно помнить, что количество сюжетов должно быть разумно ограничено и достаточно обос-

новано потребностями вузовского преподавания. Нельзя обойти вниманием и карты экологической проблематики. В ближайшей перспективе необходима разработка новой комплексной эколого-геогра-фической карты России и специализированных карт (геоэкологических, почвенно-экологических, эколого-гидрологических и др.) для нескольких групп специальностей.

Социально-экономические карты для вузов, за небольшим исключением, необходимо разрабатывать заново. Имеющиеся карты не отвечают основным требованиям современности и достоверности и в основном представляют лишь историческую ценность. Переход экономики России к рыночным отношениям, углубляющаяся интеграция в систему мирового хозяйства, интенсификация использования природных ресурсов, обострение демографический ситуации, напряженность в сфере обеспечения трудовыми ресурсами привели к значительным изменениям в системе подготовки специалистов. Это требует создания соответствующих картографических произведений, пригодных для получения и анализа пространственной информации в социально-экономической сфере.

В последнее время происходит расширение сферы применения географии в области гуманитарных, экологических, экономических, социальных областей знаний. Учебные планы пополнились новыми дисциплинами, к ним относятся ландшафтное проектирование, география туризма, электоральная география, география бизнеса и др. Преподавание этих дисциплин нуждается в разработке принципиально новых сюжетов вузовских карт. В содержание карт должны быть включены новые актуальные темы, отражающие перестройку экономики и общественных отношений, информатизацию страны, например такие, как рынок труда, качество жизни, тип потребления, вид собственности, цена земли, информационная инфраструктура, финансовая сфера, инвестиции, здоровье населения, политическое развитие и др. Для их картографического воплощения необходима разработка комплексных и синтетических характеристик, представленных в виде специальных интегральных показателей и типологий (например, природные условия жизни населения, функциональные типы расселения, состояние общественного здоровья, санитарно-экологическая оценка территории, рекреационное районирование, оценка природных условий для разного вида туризма, типология регионов по показателям социальной устойчивости, инвестиционный климат регионов и др.). При создании этих карт следует шире использовать новейшие методы ГИС-карто-графирования и пространственного моделирования (потенциал поля расселения, транспортная доступность, анаморфозы и др.). Особого внимания заслуживают природные и социально-экономические карты мира. Их тематический спектр остается крайне ограниченным. Между тем совершенно очевидна потребность в таких картах, как и необходимость рассмотре-

ния многих явлений и процессов в общемировом контексте.

Необходимо планировать подготовку особой группы карт, которую обозначим как карты мировоззренческой направленности, которые представляют актуальные гуманистические, экономические общемировые и национальные проблемы (устойчивое развитие, проблемы экологические, этнические, языковые, политические и др.), а пользовательская аудитория далеко выходит за традиционно вузовскую. Среди них отметим карты глобальных проблем человечества (ресурсные, социально-демографические, экологические, геополитические), устойчивого развития стран и регионов (например, Арктики в условиях изменения климата и повышенного международного интереса к ее ресурсам и их промышленному освоению). Содержание карт такой тематики может быть скомпоновано на одном листе в виде серии равноценных сюжетов. Так, тема ресурсных проблем человечества может состоять из следующих мировых карт: сырьевая проблема, дефицит водных ресурсов, сокращение площади лесов, снижение биологического разнообразия, энергетический дисбаланс.

Конкретная реализация планов по созданию новых карт для вузов началась в 2011 г. Многочисленные заявки вузов на подготовку карт были поддержаны Русским географическим обществом, выделившим грант географическому факультету МГУ на реализацию проекта "Новые карты России", в который вошли также серии карт для высшей и средней школы. Сотрудники факультета приступили к авторской разработке карт и одновременно к поиску новых форм их геоинформационного представления с учетом технологических возможностей факультета. Перечень карт сформирован на основании следующих соображений: 1) важность для вузовского преподавания, актуальность и новизна тематики, оригинальность тематического содержания; 2) степень информационного обеспечения темы; 3) сроки, отведенные грантом для работы над проектом; 4) сопряженность с общей системой картографического обеспечения, согласующаяся с методологией географического картографирования. Среди разрабатываемых карт — карты нефтяной и газовой промышленности России, селевых явлений мира и др. Фрагменты легенд этих карт приведены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Фрагмент легенды карты "Нефтяная и газовая промышленность России", масштаб 1:4 000 000

Рис. 2. Фрагмент легенды карты "Селевые явления мира", масштаб 1:15 000 000

Учитывая большое значение, которое придается в настоящее время виртуальному представлению пространственно-распределенных объектов [16], следует предусмотреть возможность перевода всей серии карт для высшей школы в мультимедийную форму, которая позволит связать электронные учебники и карты вместе, что, несомненно, обогатит учебный процесс.

Заключение. Внедрение карт в учебный процесс способствовало повышению уровня подготовки специалистов высшей квалификации, расширению их мировоззрения. Картографическое обеспечение вузов — звено повышения не только картографической, но и общечеловеческой культуры, необходимое для социализации в условиях глобально развивающихся мировых процессов. В результате многолетнего опыта создания картографических произведений для вузов:

— сформировалось вузовское картографирование как особое направление научно-справочного картогра-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании: Спец. учеб. курс / Ин-т ЮНЕСКО. М.: Дрофа, 2007. 224 с.

2. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Информатика, 1995. 220 с.

фирования, которое прошло два периода и вступило в третий — современный период;

— система картографического обеспечения вузов менялась в соответствии с новыми задачами вузовского преподавания и достижениями научно-технического прогресса — изменились структура системы, виды картографических произведений, формы их реализации;

— разработаны научно-методические принципы создания и дизайна картографических произведений на основе достижений отраслевых и междисциплинарных исследований.

Вузовское картографирование вступило в современный период развития. Его дальнейшая судьба зависит от разрешения новых проблем, обусловленных экономическими и научно-технологическими переменами. Использование этих перемен для дальнейшего конструктивного развития вузовского картографирования — задача вузов, научной общественности и государственная.

3. Востокова А.В., Сваткова Т.Г., Тузова Н.А. Использование карт для высшей школы при построении ГИС // К.А. Салищев и географическая картография (к 90-летию со дня рождения). М., 1995. С. 91—98.

4. Еляков А.М. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 77—85.

5. Картография, геоинформатика, дистанционные методы исследования / Докл. XII съезда РГО (Кронштадт, 2005). СПб., 2005. 248 с.

6. Карты для высшей школы. Состояние, задачи, перспективы. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1977. 136 с.

7. Комедчиков Н.Н., Краюхин А.Н., Савиных В.П., Тику-нов В.С. Картография в России: преемственность традиций и новые задачи // Геодезия и картография. 2011. № 4. С. 23—27.

8. Костриц И.Б. Тематическое картографирование и географическое общество СССР // Тематическое картографирование в СССР. Л.: Наука, 1967. С. 21—24.

9. Новые карты для высшей школы. Системное географическое картографирование СССР и мира // Под ред. К.А. Салищева. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1987. 201 с.

10. Салищев К.А. Современные проблемы тематического картографирования СССР // Тематическое картографирование в СССР. Л.: Наука, 1967. С. 5—13.

11. Салищев К.А., Заруцкая И.П. Географические карты для высшей школы // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1953. № 4. С. 95—100.

12. Салищев К.А., Заруцкая И.П., Евтеев О.А., Самой-ленко З.В. Картографическое обеспечение высшей школы: Состояние и пути развития // Географическая картография, ее развитие и новые задачи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 24—26.

13. Тальская Н.Н., Губанов М.Н., Котова Т.В., Масленникова В.В. Научно-методические основы создания серии карт для вузов. География, общество, окружающая среда. Т VII. Картографирование, геоинформатика и аэрокосмическое зондирование. М.: Изд. дом "Городец", 2004. С. 499—506.

14. Arc Atlas "Our Earth" (электронный атлас на CD-ROM). Redlans: ESPJ, Jnc., 1997.

15. Resources and Environment World Atlas. M.; Vienna: AS, 1998. Vol. 1, 2.

16. Virtual geographic environments / Ed. Hui Lin, M. Batty // Sci. Press. Beijing Cnina, 2009. 350 p.

Поступила в редакцию 07.09.2011

M.N. Gubanov, N.M. Kiseleva, T.V. Kotova, V.V. Maslennikova, T.S. Nokelainen, N.N. Talskaya,

V.S. Tikunov

MAPPING FOR HIGHER SCHOOLS: STATE-OF-THE-ART AND PROSPECTS

Main stages and specific features of map creation for higher educational institutions are presented in a context of the development of complex mapping in this country. Principal achievements of higher school cartography are pointed out. Aims and prospects of the cartographical support of higher schools under new conditions of radical public changes and introduction of multimedia into educational activities are discussed.

Key words: maps for higher educational institutions, achievements of higher school cartography, GIS projects of higher school maps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.