УДК 528.9
С.А. Сухорукова, М.А. Креймер СГГ А, Новосибирск
КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТА РФ
S.A. Sukhorukova, M.A. Kremer SSGA, Novosibirsk
MAPPING COVERAGE OF THE R.F. SUBJECT TERRITORIAL PLANNING DEVELOPMENT
Problems of land-use seven categories mapping are discussed. Mapping coverage of territorial planning schemes is analyzed. The author emphasizes different soils’ special needs in mapping coverage and submits scientific substantiation of an integral scale which allows to arrange and classify land-use by categories and represent their socio-economic and economic state.
Для государства, имеющего большую территорию, стратегические природные ресурсы, все типы социально-экономических укладов жизни, важным является программно-целевой подход в управлении.
В последнее время в связи с правовой конкретизацией форм собственности на отдельные участки земли и объекты большое внимание уделяется социально-экономическому анализу территории, учитывающему как природную целостность, так и обеспечение условий безопасности проживания человека и функционирование эффективной экономики. Для этого исполнительный орган государственной власти субъекта федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социальноэкономического развития и проведению единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Территория, как юридическая категория, имеет правовое содержание в виде семи категорий землепользования. Таким образом, региональная политика и организация деятельности органов государственной власти субъектов и местного самоуправления в Российской Федерации должны быть увязаны с категориями землепользования.
Устойчивое развитие территории осуществляется на основе схемы территориального планирования и градостроительного зонирования. Для этого обеспечивается баланс экологических, экономических, социальных и иных факторов. В совокупности они должны обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности человека.
Территория имеет размеры не только по внешнему периметру, но и внутри представляет сочетание различных ведомственных и гражданских интересов. Поэтому нужна программа последовательного комплексного социально-экономического анализа, обеспечивающая интеграцию различных факторов.
Среда обитания человека построена в соответствии с санитарногигиеническими требованиями, которые касаются всех жизненных обстоятельств человека. Таким образом, в интересах здоровья живущих и социально-экономических интересов будущих поколений, а также
формирования экологически устойчивого развития необходимо при комплексной оценке территории руководствоваться следующей
классификацией территорий и перечнем объектов, обосновывающих эту классификацию (табл. 1).
Таблица 1. Классификация земель на основе проектов норм
землепользования
Категория землепользования Состав земель Проекты норм землепользования
Земли особо охраняемых территорий 1) государственные и природные заповедники, в том числе биосферные; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4)государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6) дендрологические парки и ботанические сады; 7) лечебно-оздоровительные местности 1. Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий. 2. Схемы охраны природы
Земли лесного фонда 1) защитные леса и особо защитные участки леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса 1. Лесной план. 2. Лесохозяйственный регламент. 3. Проект освоения лесов
Земли водного фонда 1) бассейновый округ; 2) речной бассейн; 3) водохозяйственный участок 1. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ. 2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов. 3. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах. 4. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Земли населенных пунктов 1)градостроительное зонирование; 2) функциональное зонирование; 3) градостроительный регламент 1. Схема территориального планирования. 2. Генеральный план. 3. Проект норм твердых бытовых отходов. 4. Обеспечение санитарноэпидемиологических требований
Земли сельскохозяйственного назначения
Земли промышленности, Санитарно-защитная зона: 1. Нормы образования
транспорта, энергетики, 1) 50 м захоронения промышленных
связи, радиовещания, 2)100 м токсических отходов.
телевидения, з)300 м 2. Нормы предельно
информатики, земли для 4) 500 м допустимых выбросов вредных
обеспечения космической 5)1000 м веществ в атмосферный воздух.
деятельности, земли 3. Нормы предельно
обороны, безопасности и допустимых сбросов сточных
земли иного специального вод в водоемы.
назначения
В сельском хозяйстве существуют свои модели оценки плодородия, деградации и химического загрязнения почв. Но с точки зрения данной классификации эти показатели не применяются.
Таблица представляет категории землепользования, состав земель и проекты норм природопользования. Проекты норм землепользования являются основой для отображения категорий и составляют базис для реализации федеральных законов административно-территориального устройства РФ. Для проектов норм землепользования разрабатывается картографический материал.
Основными графическими материалами являются схемы районной планировки: схемы комплексной оценки территории, план современного использования территории и генеральный план.
Информационное наполнение карт, входящих в состав схемы территориального планирования, должно отвечать требованиям нормативных документов, предъявляемым к картографическим материалам.
Например, на схеме комплексной оценки территории показываются:
- Факторы, влияющие на ограничение градостроительной и хозяйственной деятельности в границах проектируемого района - площади залегания полезных ископаемых, охраняемые территории, зоны затопления и другие неблагоприятные природные процессы и явления, зоны технических воздействий (включая нарушенные территории) и загрязнения окружающей среды;
- Оценка ресурсного потенциала проектируемого района, включая земельные, водные, лесные, рекреационные, курортологические и другие планировочные и инженерно-строительные условия.
По результатам проведенной комплексной оценки и соответствующих обоснований на карте показываются территории, рекомендуемые для различных видов градостроительной и хозяйственной деятельности.
На другом основном графическом материале, плане современного использования территории, отображаются:
- Границы административно-территориальных образований, городов и других поселений;
- Границы пригородных и зеленых зон городов, заповедников, заказников и других территорий особого регулирования хозяйственной деятельности;
- Зоны охраны курортов, источников водоснабжения, памятников природы, недвижимых памятников истории и культуры;
- Границы основных землепользований вне городских поселений;
- Функциональное использование территорий с выделением производственных и селитебных территорий в городских поселениях, мелиорируемых и орошаемых сельскохозяйственных земель, лесов первой группы в землях лесного фонда;
- Сельские поселения, садово-огородные и дачные хозяйства;
- Отдельно расположенные крупные объекты и сооружения производственного назначения, энергетики, связи, внешнего транспорта, инженерного оборудования;
- Защитные сооружения от опасных природных и техногенных процессов и явлений, мероприятия по рекультивации территории;
- Территориальные резервы для различных видов строительства.
Для схем территориального планирования, отвечающим требованиям эффективной экономики, безопасности жизнедеятельности, устойчивого развития территории и для придания всем категориям кадастровой оценки необходимо научное обоснование масштаба, позволяющего отображать состав земель различных категорий землепользования.
В зависимости от целей и задач, указанных в положении о территориальном планировании применительно к конкретной схеме,при подготовке карт могут быть использованы следующие масштабы:
- 1:2 500 ООО - для карт всей территории РФ;
- 1:1 ООО ООО, 1: 500 ООО - для карт части территории РФ;
- 1:5 ООО, 1: 2 ООО, 1: 1 ООО, 1: 500 - для фрагментов карт
Предварительный анализ материалов, используемых при разработке схем территориального планирования Новосибирской области, предполагает принять масштаб для административных районов НСО 1 : 200 000. В этом случае в полной мере обеспечиваются необходимые полнота и подробность, величина и точность изображения явлений и объектов содержания карты. Более мелкий масштаб приведет к уменьшению расстояний между объектами, затруднению изображения тематического содержания, следовательно, понизится читаемость карты. Более крупный масштаб приведет к увеличению размеров картографируемой территории, следовательно, к увеличению формата карты.
© С.А. Сухорукова, М.А. Креймер, 2008