Научная статья на тему 'Картографическое обеспечение как инструмент государственной политики в области туризма'

Картографическое обеспечение как инструмент государственной политики в области туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
325
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Картографическое обеспечение как инструмент государственной политики в области туризма»

© 2006 г. Ю.С. Путрик

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Важнейшим инструментом государственной политики в вопросах продвижения российского туристского продукта на мировые рынки является картографическое обеспечение. Это положение убедительно подтверждено в ст. 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в которой прямо сказано, что «государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем ... обеспечения картографической продукцией» [1].

Территория России обладает колоссальным природным и историко-культурным туристским потенциалом, но используется он не более чем на 20 % [2]. И если при этом география внутреннего туризма стала все же значительно разнообразнее, то география въездного туризма в своих главных чертах изменилась незначительно - по-прежнему преобладающая масса потока иностранных туристов следует в Москву и Санкт-Петербург, частично ответвляясь на «Золотое кольцо», Байкал, заполняя круизные суда по Волге и фрагментарно насыщая отдельные, преимущественно приграничные, территории. География туризма в РФ может и должна быть гораздо обширнее сегодняшней, так как реальным каркасом туристского потенциала являются более 500 мест, которым присвоен статус «исторического города», из них около 300 - это малые и средние города российской глубинки европейской и азиатской части страны; более 160 музеев-заповедников и музеев-усадеб, не говоря уже о сотнях старинных русских усадеб XVII - XIX вв. и тысячах памятников истории, искусства, археологии, музеях различной направленности и тематики. На территории России находится более 20 объектов культуры и природы, включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все больший интерес среди путешествующих приобретают посещения православных и иных культовых объектов в познавательных целях и в целях религиозного поклонения. В настоящее время на территории РФ действуют более 100 паломнических организаций при лаврах, ставропигальных монастырях, епархальных управлениях, монастырях и храмах [3], которые ежегодно посещают более двух миллионов российских граждан.

Среди природных объектов важным каркасообра-зующим компонентом туристского потенциала нашей страны являются национальные и природные парки, заповедники и некоторые другие типы особоохраняе-мых природных территорий, привлекающие туристов и экскурсантов. Именно в этих объектах и прилегающих к ним местностях сконцентрированы по большей части культурно-исторические и природные достопримечательности, сохраняются традиции, имеются наиболее благоприятные организационно-управленческие и иные предпосылки для сохранения, приспособления, развития и регулируемого туристского использования объектов наследия, успешного внедрения современных туристских технологий и как следствие придания

им нового импульса в социально-экономическом развитии.

Однако туристское обустройство и использование большинства этих объектов не может считаться удовле -творительными, что является одной из причин их слабой привлекательности и соответственно посещаемости отечественными и иностранными туристами и экскурсантами, количество которых в 2004 и 2005 гг. имело тенденцию к снижению. Другая важная причина недостаточного туристско-экскурсионного освоения российского природного и историко-культурного наследия - это слабая информационно-рекламная работа на федеральном и региональном уровнях по продвижению российского туристского продукта на мировой и отечественный рынки. Издаваемые мелко- и среднемасштабные карты туризма России в целом (а нередко и отдельных ее регионов) носят в своем подавляющем большинстве схематический характер и часто похожи не на карты. а на некие иллюстрации к территории нашей страны с изображениями на них животных (медведей, тигров, оленей), охотников, кораблей, архитектурных сооружений и т.д. и изобилующих к тому же многочисленными ошибками и картографическими неточностями. Поэтому создание карты «Туризм в Российской Федерации» весьма актуально и призвано сыграть заметную роль в становлении системы продвижения российского туристского продукта, привлечения отечественных и иностранных туристских контингентов в нашу страну.

Следует заметить, что руководители регионального и районного звена (муниципальных образований) все чаще обращают внимание на туризм как на одну из перспективных отраслей. При этом появляется интерес и новое отношение к объектам культурного и природного наследия как ресурсам туристской индустрии, поскольку они становятся одним из центральных компонентов функционирования многосложной туристской структуры, способной изменить социально-экономическое положением в регионе (городе).

Автором данной статьи предлагается к рассмотрению концепция и содержание подготавливаемой карты «Туризм в Российской Федерации», которую можно издать в масштабе 1: 15 000 000 (для Национального атласа России) и в масштабе 1: 8 000 000 (в качестве настенной и учебной карты). В основу последней положено сложившееся и устоявшееся за последние 30 лет туристско-рекреационное районирование территории России. В научной литературе вопросам рекреационного районирования уделено достаточно внимания. К настоящему времени разработаны схемы районирования, авторами которых являются В.И. Смирнов [4], Б.Н. Лиханов и В.С. Преображенский [5], Ю.С. Путрик и В.В. Свешников [6], А.В. Даринский [7], А.В. По-слухаев [8], К.В. Кружалин [9].

При этом во всех схемах районирования постсоветского периода прослеживается некоторое упроще-

ние принципов проведения границ туристско-рекреа-ционных районов в сторону их совмещения с административными границами субъектов РФ, что, на наш взгляд, является вполне оправданным, так как создает более благоприятные организационные условия для сбора, восприятия, анализа, и практического использования информации о совокупности туристско-рек-реационных объектов и факторов на той или иной административной территории, в том числе и в целях осуществления координации и государственного регулирования развития сферы туризма на национальном, региональном и местном уровнях.

Подтверждение этой позиции нашло отражение в издании «Туризм в России», в котором использована схема туристских и курортных зон, разработанная на основе рекреационного районирования СССР Б.Н. Лиханова и В.С. Преображенского и туристского районирования Ю.С. Путрика и В.В. Свешникова [10]. Здесь как раз в целях упрощения представления информации о размещении основных туристско-рекреационных ресурсов авторы совместили границы туристских зон с административными границами субъектов РФ, на что специально обратили внимание читателя в текстовой части раздела 15 «Туристские зоны федерального значения в России» [10, с. 125]. В порядке соблюдения исторической справедливости заметим, что В.И. Смирновым еще в 1975 г. предлагалось при построении схемы туристского районирования «...исходить из сложившихся в историческом, географическом и экономическом плане территорий. В этом случае границы туристских районов в большинстве случаев должны совпадать с границами, принятыми в экономико-географическом районировании, а также с границами крупных административных единиц» [4, с. 18]. К такому же выводу

приходит А.В. Послухаев [8, с. 9], последовательно, из года в год приводя в издаваемом им ежегодном Туристском каталоге мало изменяющуюся схему районирования, опирающуюся на районирование Ю. С. Пут-рика и В.В. Свешникова [6] и состоящую из 14 районов [11, с. 2]. Считаем необходимым отметить, что мелкомасштабная карта (1: 15 000 000) «Туризм в Российской Федерации» для атласа общегосударственного значения издается впервые и, хотя у автора карты имеется опыт составления подобных картографических произведений (например карта «Туризм», в масштабе 1: 30 000 000 в 1986 г. в составе географического справочного атласа) [12, с. 76], эти карты по многим позициям принципиально отличаются одна от другой.

На рисунке представлена предлагаемая схема туристского районирования РФ. Ее содержание будет наполнено конкретной информацией, источником которой являются официальные сведения об основных составляющих культурно- и природно-познавательно-го потенциала территории России, т.е. сведения об исторических городах, музеях-заповедниках и музеях-усадьбах, национальных парках и других ООПТ, а также об объектах Всемирного наследия, внесенных в список объектов ЮНЕСКО [13]. Кроме того на карте планируется показать отдельные интересные для туристов природные и культурные объекты, не вошедшие в упомянутые реестры и списки. На карте с применением качественных характеристик, основанных на статистических показателях и экспертных оценках специалистов, будет показана также степень туристской освоенности туристских зон и районов [14].

Туризм в Российской Федерации

Карта отражает туристское районирование по признакам культурно- и природно-познавательного и оздоровительного ресурсного потенциала. Выделены

туристско-познавательные центры и зоны международного и федерального значения.

При ее составлении и выделении на ней основных районов и территорий оздоровительного, культурно-, религиозно- и природно-познавательного, а также других видов туризма принималось во внимание культурно-ландшафтное районирование России, проведенное Ю.А. Ведениным [15]. На карте показываются зоны действующих и перспективных туристских маршрутов. На рисунке они отображены как зоны активного туристского освоения

Карта составлена на базе официальных данных о важнейших объектах познавательного туристского потенциала территории России:

- об объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных на территории России (15 объектов культурного наследия и 9 природного наследия);

- исторических населенных мест (всего 539 объектов) [16, с. 22, 140-162];

- музеях-заповедниках и музеях усадьбах (всего 140 объектов);

- народных художественных промыслов России (84 объекта);

- национальных и природных парках (67 объектов);

- государственных природных заказников федерального значения (65 объектов);

- памятниках природы федерального значения (27 объектов);

- заповедниках (100 объектов);

- монастырях (34 объекта).

А. Туристско-рекреационные зоны и районы Российской Федерации

А.1. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЗОНА

Районы:

I. Западный (Калининградская область).

II. Северо-Западный (Вологодская обл., Республика Карелия, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., Новгородская обл., Псковская обл.).

III. Центральный (Владимирская обл., Калужская обл., Москва и Московская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл.).

IV. Южно-российский (Белгородская обл., Брянская обл., Воронежская обл., Курская обл., Липецкая обл., Мордовия, Орловская обл., Пензенская обл., Тамбовская обл.).

V. Поволжье (Астраханская обл., Волгоградская обл., Ивановская обл., Кировская обл., Костромская обл., Марий Эл, Нижегородская обл., Самарская обл., Саратовская обл., Татарстан, Удмурдия, Ульяновская обл., Чувашия).

VI. Уральский (Башкортостан, Оренбургская обл., Пермская обл., Свердловская обл., Челябинская обл.).

А.2. ПРИЧЕРНОМОРСКО-КАВКАЗСКАЯ ЗОНА

Районы:

VII. Приазовье (Ростовская обл., Краснодарский край).

VIII. Причерноморье (Краснодарский край: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи).

IX. Кавказский (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Чечня, Краснодарский край, Ставропольский край - Кавказские Минеральные Воды).

А.3. СИБИРСКО-ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЗОНА

Районы:

X. Обско-Алтайский (Республика Алтай, Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл., Курганская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл., Тюменская обл.).

ХЬ Енисейский (Красноярский край, Тыва, Хакасия).

XII. Байкальский (Бурятия, Иркутская обл., Читинская обл.).

XIII. Дальневосточный (Амурская обл., Приморский край, Сахалинская обл., Хабаровский край).

А.4. СЕВЕРНАЯ ЗОНА

Районы:

XIV. Северо-Сибирский.

XV. Якутско-Чукотский.

XVI. Камчатский.

XVII. Русский Север (Архангельская обл., Мурманская обл., Республика Коми).

Б. Туристские центры международного значения

Б.1. Административные центры субъектов РФ, в том числе исторические города, обладающие достаточно развитой туристской инфраструктурой, наиболее значимыми международными аэропортами:

Владивосток, Новгород, Екатеринбург, Нижний Новгород, Иркутск, Новосибирск, Краснодар, Петрозаводск, Красноярск, Санкт-Петербург, Магадан, Хабаровск, Москва, Южно-Сахалинск.

Б.2. Другие туристские и курортные центры:

Геленджик, Дербент, Сочи, Суздаль, Кавказские Минеральные Воды

В. Основные районы и территории активного, культурно-, религиозно- природно-познавательно-го и оздоровительного туризма (зоны активного туризма федерального и международного значения)

Алтайская; Амурские круизы; Байкальская; Башкирская; Валдайская; Древний Волжский путь (круизы по Волго-Балтийской водной системе); Древности и леса Коми; Западный и Центральный Кавказ; Золотое кольцо России; Казань-Раифа-Свияжск; Кунгур-ская; Ленские столбы (Якутия); Магаданская; О. Сахалин и Курильские о-ва; Прионежская; Саянская; Серебряный пояс Северо-Запада России; Староуральская (Припышменская); Татарское Прикамье (Елабуга, Чистополь,); Томская; Центральный Сихотэ-Алинь и южная часть Приморского края; Югра; ЮжноКамчатская (вулканы Камчатки); Южно-Сибирская (Тобольск, Тюмень, Ялуторовск, Ишим); Корякская; Репинско-Ладожская; Западно-Каспийская; ЮжноРусское Полесье; Южночелябинская (Аркаим).

В дальнейшем создаваемую карту предполагается дополнить показателями степени туристско-рекреа-ционной освоенности территории Российской Федерации (в разрезе по субъектам РФ):

Г.1. - высокая; Г.2. - средняя; Г.3. - низкая.

Текст, оформленный в виде врезок по периферийным площадям карты (или целиком в нижней ее части), включает краткое описание туристских регионов РФ, показанных на карте. В качестве иллюстрации к предлагаемой концепции карты на рисунке приводит-

ся ее схематический макет, на котором изображены туристско-рекреационные зоны и зоны активного туристского освоения. Все они в текстовой части карты описываются по единой схеме, это как раз и составит основу текстового сопровождения карты. В качестве примера приведем описание Кавказско-Черноморского региона: Кавказско-Черноморский регион -важнейший регион отдыха, лечения и туризма. Расположен на той же широте, что и курорты Адриатики, французской и итальянской ривьеры. Климат субтропический. Плотность туристкой инфраструктуры самая высокая в стране. 350-километровая лента побережья почти сплошь застроена гостиницами, санаториями, пансионатами и базами отдыха.

Основные туристские и курортные центры -Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. Сезон купания - с середины мая и почти до конца октября. Природные достопримечательности: грязевой вулкан Карапето-ва Сопка, Кизилташский лиман, озеро Абрау, заповедные сосновые рощи в Джанхоте и Дивноморском, Пшад-ские и Аргунские водопады, Тхабские столбы и Орлиные скалы и др. Более 300 видов субтропической флоры.

Лечебный фактор - минеральные воды (сульфидные хлоридно-натриевые, йодобромистые и фторосо-держащие) и иловые грязи. Множество живописных уголков экзотической природы. Благородный лавр, эвкалипт, олеандр, магнолия, бамбук, пальма не только радуют глаз, но и умножают число целебных факторов.

Историко-культурный потенциал значителен и разнообразен. В регионе расположены поселения первобытных людей и дольмены - древние погребальные сооружения в виде гигантских каменных глыб встречаются вблизи Геленджика, Аугбы, Аше и Адлера. Немало достопримечательных мест и объектов и более позднего времени.

В 50 км от центра Сочи расположена Красная Поляна - один из ведущих горнолыжных курортов России.

Авторский оригинал карты изготавливается в масштабе 1:15 000 000 (для Национального атласа РФ) и в масштабе 1:8 000 000 для использования в качестве настенной карты, предназначенной как для применения в рекламно-информационных акциях по продвижению российского туристского продукта на мировой

Московский гуманитарный университет_

рынок, так и для использования в качестве наглядного пособия в школах и вузах.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ст. 4.

2. Аналитическая записка. Состояние проблемы туризма в Российской Федерации / Под ред. М.Б. Биржа-кова, В.И. Никифорова. СПб., 2004.

3. Справочник паломнических организаций. Московский Патриархат. Паломнический Центр // Православный паломник. Приложение к журналу. 2005. Вып. 3.

4. Смирнов В.И. География туризма в СССР. М., 1975.

5. Теоретические основы рекреационной географии. М., 1975.

6. Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. М., 1996.

7. Даринский А.В. Туристские районы Российской Федерации и ближнего зарубежья. СПб., 1994.

8. Послухаев А.В. Рекреационные районы. Тур-каталог «Отдых в России» - 98. Тверь, 1998.

9. Кружалин К.В. Экономико-географическая оценка потенциала России для развития международного туризма: Автореф. дис. ... канд. географ. наук. М., 2002.

10. Туризм в России: Стат. сб. М.,2000.

11. Тур-каталог «Отдых в России». Ежегодное издание. Вып. 9. Тверь, 2004.

12. Карта «Туризм». Атлас географический справочный. СССР. М., 1986.

13. Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. М., 1999.

14. Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: Стат. сб. М., 2004.

15. Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование России - ориентир культурной политики // Ориентиры культурной политики. М., 1997. № 7.

16. Культурное наследие и туризм. М., 2005.

29 мая 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.