DOI 10.24411/9999-001А-2018-10020 УДК: 711.01/.09
О.С. Воронина 1 О.Г. Литвинова Томский государственный архитектурно-строительный университет (Томск) Ю1датогопта4@дтаП.гат
Картографические материалы С.У. Ремезова в процессе изучения градостроительного наследия сибирских городов
Исследование выполнено в рамках проекта по гранту РФФИ: 18-012-00464 «Градостроительная ретроспектива средних и малых населенных пунктов на Обь-Енисейском вещном пути»
Аннотация
В данной статье раскрываются актуальность, цели и задачи исследования, в котором предлагается использование архитектурно-градостроительных методов в процессе изучения картографического наследия С.У Ремезова конца XVII — первых лет XVIII в. в целях реконструкции системы расселения на территории Сибири на основе современных геоинформационных систем. Полученный результат создаст предпосылки для комплексной оценки исторического документа, с одной стороны, и динамики развития малоизученного региона — с другой. Территориальные границы исследования обозначены Объ-Енисейским водным путем и сосредоточенны в пределах Обского и Енисейского бассейнов. Обширность и труднодоступность данного региона на сегодняшний день обусловили отсутствие системных и достоверных знаний о развитии средних и малых поселений на великих сибирских реках. Данная публикация на одном территориальном фрагменте наглядно иллюстрирует потенциал предлагаемой реконструкции картографического материала ЭДП—ХМП вв. с использованием ГИС-технологий, дополненных архивными изысканиями.
Ключевые слова: Служебная чертежная книга, С.У. Ремезов, Объ-Енисейский водный путь, архитектурно-градостроительные методы, ГИС-технологии, Московско-Сибирский тракт
O.S. Voronina1 O.G. Litvinova Tomsk State University of Architecture and Building (Tomsk) 1Olgavoronina4@gmail.com
Cartographic Materials of S.U. Remezov in Studying the Urban Heritage of Siberian Cities
Abstract
This article deals with significance, aims and objectives of the research, which proposes the use of architectural and town-planning methods in studying cartographic heritage of S.U. Remezov of the end of the 17th— the beginning of the 18th century, for the reconstruction of the settlement system on the territory of Siberia on the basis of modern geo information systems. The result will create the conditions for a comprehensive estimation of the historical document on the one hand, and the dynamics of development of the little-studied region on the other. The territorial boundaries of the research are defined by the Ob-Yenisei waterway and are concentrated within the Ob and Yenisei river basins. The vastness and inaccessibility of this region, nowadays, have caused the lack of systematic and reliable knowledge about the development of small and medium settlements on the great Siberian rivers. On one territorial fragment this article clearly illustrates the potential of the proposed reconstruction of cartographic material of the 17th—18th centuries using GIS technologies supplemented with archival research.
Key words: service drawing book, S. U. Remezov, Ob-Yenisei waterway, architectural and town-planning methods, GIS-technologies, Moscow-Siberian tract
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью формирования научно-исследовательской базы, способствующей включению в хозяйственную деятельность Российской Федерации мощного потенциала сибирских рек Обского и Ени-
сейского бассейнов. Уровень значимости проекта заключен в потенциале территорий, занимающих центральное положение на карте России, площадь которых уверенно занимает одну седьмую часть всей территории нашего государства [Литвинова, 2016, с.
2]. Кроме того, на сегодняшний день:
— отсутствует программа комплексного развития транспортной инфраструктуры в Сибири, совмещающей речные и сухопутные маршруты на территориях, расположенных севернее Транссибирской магистрали;
— являются насущными проблемы хозяйственного освоения Сибирского региона и формирования безопасной среды, отвечающей современным социокультурным требованиям и имеющей впоследствии устойчивый характер развития, независимый от ярко выраженной сезонности климатических условий региона и деятельности ресурсодобывающих компаний;
— отсутствуют градостроительные рекомендации для формирования архитектурно-планировочной структуры населенных мест в условиях сурового резко-континентального климата, труднопроходимой тайги, болот, низких температур, полярной ночи, высокого снежного покрова, труднодоступности и малонаселенности местности, сложности прохождения весеннего ледохода, большого количества диких зверей и гнуса;
— отсутствуют современные нормы, правила, рекомендации для строительства жилых домов и социальных объектов, основанные на обобщенном опыте строительных традиций коренных народов и современных технологических возможностей;
— существует потребность в создании управляемого культурного импульса для инициирования в обществе процесса «поиска» внутренней, уникальной самоидентичности, основанной на многовековых традициях, которые по разным причинам были утрачены.
Архитектурно-градостроительная тематика в полной мере подходит для создания научной базы для смежных наук и будет хорошим началом современного этапа в истории изучения и последующего освоения территорий Обского и Енисейского бассейнов, основанного на использовании их речного потенциала.
Новизна исследования вытекает из его значимости:
— предлагается реализовать комплексный проект исследования труднодоступных территорий на основе архитектурно-градостроительных методов;
— впервые ГИС-технологии, технические средства позволяют не только обобщить имеющиеся данные, но и предложить междисциплинарные исследования;
— впервые интернет-технологии, уровень доступности архивных данных, карт позволяют сделать ретроспективу градостроительных преобразований средних и малых населенных пунктов, совмещенную с трансформацией транспортной инфраструктуры (речной, сухопутной и железнодорожной);
— необходима своевременная историческая оценка процессов функционирования древнейшего транспортного маршрута Обь-Енисейской водной системы в контексте административно-территориального реформирования, проводимого в Московском государстве, Российской империи, Советской России и Российской Федерации;
— есть потребность наглядного представления как общей сводной картосхемы, отражающей процессы функционирования транспортной инфра-
структуры на этих территориях, так и ее отдельных элементов — градостроительных функциональных моделей малых и средних населенных пунктов на разных исторических этапах.
Результатом исследования станут ретроспективы процессов трансформации транспортной инфраструктуры (картосхема) и моделей средних и малых населенных пунктов Сибири. Совокупность полученного аналитического материала ляжет в основу модели территории опережающего развития.
Основу исследования составляет сохранившийся в наиболее полном объеме исторический источник — наследие сибирского картографа С.У. Ремезова, а именно три атласа и карта:
1. «Чертежная книга Сибири» составлена в 1699—1701 гг., содержит 23 карты [Чертежная книга.., 2003]. В 1882 г. было сделано факсимильное переиздание этого атласа в два цвета. Известно, что оригинал создан в шести красках [Кусов, 1983, с. 25].
2. «Служебная чертежная книга Сибири» состоит из 47 карт, время их составления оценивается периодом 1702—1730 гг., все чертежи отличает удивительная гармония цвета, особая графическая аккуратность [Служебная чертежная.., 200б].
3. «Хорографическая книга» содержит 167 карт, составленных в 1697—1711 гг. В настоящее время хранится в США в библиотеке Гарвардского университета, доступной является ее цифровая копия [Хо-рографическая книга...].
4. Общая карта «Чертеж Сибирских земель», представлена на холсте 2,2 х 2,8 м.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время стала общедоступной значительная часть картографического наследия С.У. Ремезова. Его атласы, карты, росписи, записки, рисунки и чертежи находилось и находится под пристальным вниманием преимущественно историков [Молчанов, 2003, с. 20] и археологов [Тихонов, 2003, с. 52]. Одним из первых деятельность сибирского боярина с сыновьями подробно осветил в своих трудах Л.А. Гольденберг, который считается и его биографом [Гольденберг, 1965]. Чаще всего атласы С.У. Ре-мезова привлекаются в качестве документального свидетельства при установлении первоначального месторасположения населенных пунктов и архитектурных сооружений [Черная, 2002, с. 52; Маслю-женко, 2013], а также в качестве примера-образца в области картографии своего времени [Залесов, Воронина, 2004, с. 58]. Особый интерес представляют работы исследователей, рассматривающие этот исторический источник в качестве философского представления об устройстве миропорядка на территории Сибири [Смит-Питер, 2014]. Отдельную группу составляют ученные, изучающие филологический аспект картографического наследия [Софронова, 2009, с. 79]. Приведенный выше обзор прежде всего нацелен на демонстрацию лишь части спектра современной научно-исследовательской деятельности, для которой труды, оставленные С.У. Ремезовым, являются ценнейшим историческим источником.
Авторами предполагается изучение картографического наследия архитектурно-градостроительными методами. Из методов градостроительных исследований применяется: ландшафтный анализ
территории, историко-генетический анализ планировочной организации территории, а также графоаналитический анализ композиционно-планировочной структуры городов применительно к средним и малым населенным пунктам. Ландшафтный анализ территории позволит оценить соответствие сложившейся функциональной и композиционной структуры средних и малых населенных пунктов по отношению к ландшафтной ситуации. Основой для изучения предмета исследования должен стать метод истори-ко-генетического анализа планировочной организации территории, который даст возможность выявить объективные закономерности и особенности в процессе градостроительного развития средних и малых населенных пунктов, а также обозначить историко-градостроительную ценность фрагментов природного и антропогенного ландшафтов.
Исследование картографического материала С.У. Ремезова авторами было начато в начале 2000-х гг. и сосредотачивалось вокруг изучения процесса организации главного государственного транзита Московско-Сибирского тракта как самого крупномасштабного проекта первой половины XVIII в. Известно, что работы по организации государственной дороги Московско-Сибирского тракта были начаты с составления атласа Сибирских земель. В «Истории Сибири» П.А. Словцова говорится о том, что эта ответственная работа была поручена тобольскому боярину, историку и картографу Семену Ульянови-чу Ремезову, который приступил к работе в 1699 г., а помощниками ему были сыновья [Словцов, 2006, с. 135]. Считаем важным упоминание авторитетного историка о том, что для составления атласа картограф использовал воеводские карты. В качестве примера можно привести известную карту Сибири Тобольского воеводы стольника П.И. Годунова (1667—1670 гг.). Подобные исторические факты свидетельствует о наличии в Московском государстве средневековой школы картографии, которую, предположительно, осваивали при обучении в Оружейной палате «строению каменных дел».
В качестве первого опыта на основе рисованных карт С.У. Ремезова авторами была сделана реконструкция томской агломерации конца XVII — начала XVIII в. для выяснения особенностей организации Московско-Сибирского тракта, который в значительной степени определил характер градостроительного развития Томска. Изображения города в разных атласах имеют отличия, но все представляют Томск расположенным в структуре рек и сухопутных дорог. Особый интерес представляет лист А! из «Чертежной книги Сибири», который называется «Чертеж земли Томского города» (ил. 1).
Реконструкция фрагмента рисованного чертежа позволила определить функциональные взаимосвязи города и его пригорода в начале XVIII в. Были определены три группы используемых на карте условных обозначений: сооружения — монастыри, церкви, заимки, юрты и пр.; элементы ландшафта — реки, растения и дороги; пояснения — надписи, подписи, разъяснения. На иллюстрации 2 в качестве примера представлена первая группа указанных в исследовании условных обозначений — «сооружения».
Следующим шагом отмеченные на карте 1701 г. элементы (названия населенных пунктов) были на-
несены на ближайшую доступную карту Томского района, которая была частью карты Томской губернии 1901 г. Основная сложность этой работы заключалась в разной ориентации карт. Карта 1701 г. была ориентирована на юг, а карта 1901 г. — на север. Повернуть карту С.У. Ремизова не удалось, соответственно, было изменено направление карты Томской губернии, что показано на рисунке (ил. 3).
Далее на карте 1901 г. были отмечены населенные пункты по чертежу 1701 г., а также нанесены траектории всех дорог, зафиксированных С.У. Реме-зовым. Важно, что большинство элементов в результате сопоставления имели полное совпадение названий и объединяющих их дорог-связей.
Карта 1901 г., совмещенная с условными обозначениями чертежа 1701 г., была совмещена с картой Томского района 2003 г., что позволило понять траекторию Московско-Сибирского тракта в пригороде Томска на современном этапе развития (ил. 4). Обе реконструкции дают наглядное представление о глубоком историческом прошлом пригорода, в ходе исследования будет доказано и его влияние на градостроительное развитие города. Что касается конкретно архитектурно-планировочного развития Томска, то рисованный чертеж С.У. Ремезова фиксирует сложившиеся к началу XVIII в. функциональные центры города, которыми были крепость, монастыри и церкви.
Таким образом, проверка сведений, зафиксированных в этих атласах на территории Томского района, показала удивительную точность и достоверность транспортных связей между реками и населенными пунктами. Выявленные сведения позволили высказать мнение, что Московско-Сибирский тракт был создан на основе существовавшей древней транспортной инфраструктуры; в первой половине XVIII в. были достроены лишь недостающие дороги-связки [Воронина, 2017, с. 20].
Для окончательного подтверждения вышевыска-занного мнения требуется расширить территориальные границы исследуемой территории и провести изыскания по описанной выше схеме: сопоставить информацию, содержащуюся в атласах С.У. Ремезо-ва, с современными картографическими данными.
Понимание процессов формирования транспортной инфраструктуры (реки и дороги) дает инструменты широкому кругу специалистов для формирования методов и подходов к ее реконструкции и регенерации. Данный опыт дает полное основание утверждать, что изучение населенных пунктов, расположенных в структуре Объ-Енисейского канала, необходимо производить на основе реконструкции картографического наследия С.У. Ремезова.
Список литературы
1. Воронина О.С. Развитие планировочной структуры города Томска в XVH—XX вв.: автореф. дис. ... канд. архитектуры. — СПб., 2017. — 18 с.
2. Гольденберг Л.А. Семен Ульянович Ремезов: сибирский картограф и географ. — М.: Наука, 1965. — 266 с.
3. Залесов В.Г., Воронина О.С. Градостроительная деятельность в Сибири при Воеводско-приказной системе управления // Вестн. Том. гос. архит.-строит. ун-та. — 2007. — № 3. — С. 38—46.
4. Кусов В.С. Карту создают первопроходцы. — М.: Недра, 1983. — 69 с.
5. Литвинова О.Г. Инженерно-технологические аспекты строительства водных коммуникаций России в XVIII — первой четверти XX в. (на примере Обь-Енисейской соединительной водной системы): дис... канд. ист. наук. — Томск, 2016. — 243 с.
6. Маслюженко Д.Н. Царекурганская слобода на чертежах С.У. Ремезова. // XI Зыряновские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2013. — С. 6—8.
7. Молчанов В.Ф. Чертежная книга Сибири С.У. Реме-зова из коллекции графа Н.П. Румянцева // Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году. В 2 т. — М.: Федер. служба геодезии и картографии России, Рос. гос. б-ка, 2003. — Т. 2. Исследования, перевод, комментарии, указатели. — 206 с.
8. Словцов П.А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II. — М.: Вече, 2006. — 512 с.
9. Служебная чертежная книга. Семен Ремезов и сы-
новья. — Тобольск: Обществ. благотвор. фонд «Возрождение Тобольска», 2006. — 167 с.
10. Смит-Питер С. С.У. Ремезов и сибирская идентичность в конце XVII — начале XVIII в. // Сибирские исторические исследования. — 2014. — № 3. — С. 7—23.
11. Софронова М.Н. Преданность «Государеву делу» и вера в промысел божий — творческое кредо Семена Ремезова // Мир науки, культуры, образования.
— 2009. — № 5. — С. 77—80.
12. Тихонов С.С. Карты С.У. Ремезова в археолого-эт-нографических исследованиях // Вестн. Том. гос. унта. Сер. История. — 2013. — № 3 (23). — С. 52—56.
13. Черная М.П. Томский кремль середины XVII— XVIII в.: Проблемы реконструкции и исторической интерпретации. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.
— 187 с.
14. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году: в 2 т. — М.: Федер. служба геодезии и картографии России, Рос. гос. б-ка, 2003.
15. Хорографическая книга С.У. Ремезова // Библиотека Гарварда [Электронный ресурс]. — URL: https: // iiif.lib.harvard.edu/manifests/vie w/drs:18273155$1i (дата обращения: 13.04.2018).
(дТ^СсЧу^ННЛ ч *
,ынч* ■
ИкиЛ'Кя
-еГ'р Р_ ц< - ' ' "."¿'Т"^
- Л • Ю
Р "У- »"
0 »¿ДОТ^ЦМ . С*. го ^
Ьц^ р„ /М , («I ЛЙ*. л , ЛС
( п.. (>.„„.,„ «^Ыенал * 5 ;
«(Н»», Р. ?р ' р^пял-иидл.
о , о вь , у *
«М Шт. г 01Т+ .КИ
Г ,^ ач -м "V Ъ7
, & ЬвЛт» ^ " -¿Г» -
?■ 4 «ьцк« и . г 'V toTi.fi
^ еч & I п^г . I . Ж
Дкт>1 ¡мм«
ГУ 1<4>Ц|.Ч
к^ЕдлтиГЛ
р- - л
¿чип
к. #
А 1»\ \
мЛ
а
Ил. 1. Изображение г. Томска в атласах С.У. Ремезова, кон. XVII — первые годы XVIII в.:а — Чертежная книга Сибири; б — Служебная чертежная книга Сибири;
в — чертеж Сибирских земель; г — Хорографическая книга
Ил. 2. Реконструкции: фрагмента рисованного чертежа С.У. Ремезова и первой группы условных обозначений — «сооружения». Графическая реконструкция О.С. Ворониной
Ил. 3. Реконструкция карты Томской губернии 1901 г. Графическая реконструкция О.С. Ворониной
Ил. 4. Реконструкция карты Томского района. 2003 г. Графическая реконструкция О.С. Ворониной