Научная статья на тему 'Карточная система на Кубани в послеоккупационный период 1943 г'

Карточная система на Кубани в послеоккупационный период 1943 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕ ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / ОБЪЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РАЙОНОВ ПРОДУКЦИЕЙ / КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА / НОРМЫ ОТПУСКА ТОВАРОВ ПО КАРТОЧКАМ / ДЕНЕЖНАЯ ПОМОЩЬ РАЙОНАМ / ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / КОНТРОЛЬ РЫНКОВ СО СТОРОНЫ ВЛАСТЕЙ / НОРМЫ ОТПУСКА ПО КАРТОЧКАМ ДЕТЯМ / КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ / AFTER THE OCCUPATIONAL PERIOD / FOOD VOLUMES / SECURITY OF AREAS WITH PRODUCTION / RATIONING SYSTEM / NORMS OF A HOLIDAY OF GOODS ON CARDS / MONETARY HELP TO AREAS / PROHIBITIVE MEASURES / CONTROL OF THE MARKETS FROM THE AUTHORITIES / NORMS OF A HOLIDAY ON CARDS TO CHILDREN / A RATIONING SYSTEM FOR WORKERS AND EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазовская С.В., Павлова Г.Ю.

В статье рассматривается организация карточной системы на территории Краснодарского края в период после немецкой оккупации с февраля 1943 года. После освобождения Кубани необходимо было наладить жизнь и работу большого региона, а также в кратчайшие сроки начать поставку продуктов питания и промышленных товаров для солдат Красной Армии. Поставки сельскохозяйственной продукции легли тяжелым бременем на плечи населения края. Во многих районах люди находилось на грани голода: посевы зерновых и картофеля еще в июле 1942 года были уничтожены отступающей Красной Армией, а нового урожая еще не было выращено даже на частных подворьях; продукция трофейных продовольственных складов была отдана красноармейцам, в районах отсутствовала тягловая сила. Для улучшения обстановки, на территории края была введена карточная система, которая предусматривала распределение продуктов и товаров первой необходимости среди населения. Факт восстановления нормированного снабжения играл важную стабилизирующую роль. Наряду с карточной системой Краснодарским крайисполкомом было принято решение о распределении единовременной помощи в размере 300 руб. на семью, а также нуждающимся и детям военнослужащих разовые талоны на получение сухого пайка. Особенное внимание со стороны краевых властей уделялось детям, выраженное в организации бесплатного питания, обеспечении необходимой одеждой и обувью. В статье рассмотрены меры по ужесточению контроля со стороны государства, связанные с функционированием коммерческих предприятий питания, разгула рыночных отношений, а также самогоноварения. Карточная система, введенная на Кубани в период после оккупации, позволила стабилизировать обстановку и поддержала население в трудный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONING SYSTEM IN KUBAN DURING THE POSTOCCUPATIONAL PERIOD OF 1943

In article the organization of a rationing system in the territory of Krasnodar Krai during the period after the German occupation since February, 1943 is considered. After liberation of Kuban it was necessary to adjust life and work of the big region and also in the shortest possible time to begin supply of food and industrial goods for soldiers of the Red Army. Deliveries of agricultural production laid down a heavy burden on shoulders of the population of the region. In many areas people was on the verge of hunger: crops grain and potatoes in July, 1942 were destroyed by the receding Red Army, and a new harvest wasn’t grown up even on private farmsteads yet; production of trophy food warehouses was given to Red Army men, in areas there was no draft force. For improvement of a situation, in the territory of the region the rationing system which provided distribution of products and essentials among the population was introduced. The fact of restoration of rated supply played the important stabilizing role. Along with a rationing system the Krasnodar krayispolkom made the decision on distribution of the single help in the size of 300 rub to family and also the person in need and children of the military personnel single coupons on receiving a dry ration. Special attention from the regional authorities was paid to children, expressed in the organization of free food, providing with necessary clothes and footwear. In article the measures for toughening of control from the state connected with functioning of the commercial enterprises of food, revelry of the market relations and also moonshinings are considered. The rationing system introduced in Kuban during the period after occupation allowed to stabilize a situation and supported the population during the difficult period.

Текст научной работы на тему «Карточная система на Кубани в послеоккупационный период 1943 г»

УДК 908 ББК бЗ.З Л 17

КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА НА КУБАНИ В ПОСЛЕОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 1943 Г.

(Рецензирована)

Лазовская Снежана Владимировна,

доктор экономических наук, профессор, директор Колледжа экономики права и управления, г. Краснодар. Тел.: (861) 299 03 87, е-mail: director@pro-college.ru

Павлова Галина Юрьевна,

кандидат культурологии, доцент кафедры технологии сервиса и деловых коммуникаций Академии ИМСИТ, г. Краснодар. Тел.: (818) 471 47 37, е-mail: gala.pawlowa2014@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается организация карточной системы на территории Краснодарского края в период после немецкой оккупации с февраля 1943 года. После освобождения Кубани необходимо было наладить жизнь и работу большого региона, а также в кратчайшие сроки начать поставку продуктов питания и промышленных товаров для солдат Красной Армии. Поставки сельскохозяйственной продукции легли тяжелым бременем на плечи населения края. Во многих районах люди находилось на грани голода: посевы зерновых и картофеля еще в июле 1942 года были уничтожены отступающей Красной Армией, а нового урожая еще не было выращено даже на частных подворьях; продукция трофейных продовольственных складов была отдана красноармейцам, в районах отсутствовала тягловая сила. Для улучшения обстановки, на территории края была введена карточная система, которая предусматривала распределение продуктов и товаров первой необходимости среди населения. Факт восстановления нормированного снабжения играл важную стабилизирующую роль. Наряду с карточной системой Краснодарским крайисполкомом было принято решение о распределении единовременной помощи в размере 300 руб. на семью, а также нуждающимся и детям военнослужащих разовые талоны на получение сухого пайка. Особенное внимание со стороны краевых властей уделялось детям, выраженное в организации бесплатного питания, обеспечении необходимой одеждой и обувью. В статье рассмотрены меры по ужесточению контроля со стороны государства, связанные с функционированием коммерческих предприятий питания, разгула рыночных отношений, а также самогоноварения. Карточная система, введенная на Кубани в период после оккупации, позволила стабилизировать обстановку и поддержала население в трудный период.

Ключевые слова: после оккупационный период; объемы продовольствия; обеспеченность районов продукцией; карточная система; нормы отпуска товаров по карточкам; денежная помощь районам; запретительные меры; контроль рынков со стороны властей; нормы отпуска по карточкам детям; карточная система для рабочих и служащих.

RATIONING SYSTEM IN KUBAN DURING THE POSTOCCUPATIONAL PERIOD OF 1943

(Reviewed)

Lazovskaya Snezhana Vladimirovna,

Doctor of Economics, professor, director of Private professional educational institution of College of economy of the right and management, Krasnodar. Ph.: (861) 299 03 87, e-mail: director@pro-college.ru

Pavlova Galina Yurevna

Candidate of cultural science, associate professor Tekhnologii of service and business communications of IMSIT Academy, Krasnodar. Ph.: (818) 471 47 37, e-mail: gala.pawlowa2014@yandex.ru

Summary. In article the organization of a rationing system in the territory of Krasnodar Krai during the period after the German occupation since February, 1943 is considered. After liberation of Kuban it was necessary to adjust life and work of the big region and also in the shortest possible time to begin supply of food and industrial goods for soldiers of the Red Army. Deliveries of agricultural production laid down a heavy burden on shoulders of the population of the region. In many areas people was on the verge of hunger: crops grain and potatoes in July, 1942 were destroyed by the receding Red Army, and a new harvest wasn't grown up even on private farmsteads yet; production of trophy food warehouses was given to Red Army men, in areas there was no draft force.

For improvement of a situation, in the territory of the region the rationing system which provided distribution of products and essentials among the population was introduced. The fact of restoration of rated supply played the important stabilizing role.

Along with a rationing system the Krasnodar krayispolkom made the decision on distribution of the single help in the size of 300 rub to family and also the person in need and children of the military personnel single coupons on receiving a dry ration.

Special attention from the regional authorities was paid to children, expressed in the organization of free food, providing with necessary clothes and footwear.

In article the measures for toughening of control from the state connected with functioning of the commercial enterprises of food, revelry of the market relations and also moonshinings are considered.

The rationing system introduced in Kuban during the period after occupation allowed to stabilize a situation and supported the population during the difficult period.

Keywords: after the occupational period; food volumes; security of areas with production; rationing system; norms of a holiday of goods on cards; monetary help to areas; prohibitive measures; control of the markets from the authorities; norms of a holiday on cards to children; a rationing system for workers and employees.

В феврале 1943 года Кубань была освобождена от немецких оккупантов. С этого момента, под руководством партии началось восстановление промышленности, культуры, здравоохранения, а также основной отрасли региона - это сельского хозяйства. Уже весной начались посевы необходимых фронту сельскохозяйственных культур. Кубанцы трудились на заводах и в полях, обеспечивая фронт продуктами питания.

В конце февраля 1943 года Военный совет Северо-Кавказского фронта определил сроки и разработал план заготовок из ресурсов Краснодарского и Ставропольского краёв, которые предназначались войсковым частям на период с марта по апрель 1943 года [1].

Кубань, через месяц после оккупации должна была выделить и дать армии следующее количество продовольствия: 10000 тонн пшеницы и кукурузы, 5000 тонн ячменя, проса, 480 тонн растительного масла, 2000 тонн мяса, 8000 тонн зернофуража, 11000 тонн сена, а также ежемесячно отпускать Упродснабу СКФ 57 тонн сливочного масла, 122 тонны молока, 20 тонн творога, 7 тонн сметаны, 17000 штук яиц.

К войсковым частям фронта прикреплялись мельницы, маслобойни, колбасные цеха, спиртза-воды и другие предприятия пищевой промышленности. Кроме того, Краснодарскому крайисполкому предписывалось выделить 10000 га пастбища и покосов для пастьбы скота и заготовок сена.

Решать эти важные задачи краю приходилось в очень сложных условиях. Во многих районах края,

в том числе и не подвергшихся оккупации, население находилось на грани голода.

Так, 25 февраля 1943 года Туапсинский райком ВКП(б) и райисполком обратились в краевые органы власти с докладной запиской, в которой сообщали, что в большинстве колхозов района зерновые культуры и картофель «были стравлены в июле 1942 года проходящими воинскими частями и эвакуированным с Кубани населением».

Основной же отраслью хозяйства района являлось табаководство (510 га) и садоводство (2000 га). Осенью, в период уборки в связи с военной обстановкой, колхозы не смогли полностью убрать оставшуюся пшеницу и кукурузу, и на трудодни колхозники «не получили зерна и картофеля ни одного грамма». Табак был убран и сдан Красной Армии через заготпункты.

«Создалась тяжёлая обстановка, - писали руководители района в крайком. - Колхозники своего хлеба не имеют, а дать мы ничего не можем, так как не имеем нарядов для обеспечения колхозников хлебом...

Сейчас уже имеются случаи заболевания, особенно детей, на почве недоедания. Колхозницы-красноармейки, имеющие малолетних детей, десятками подают заявления об обеспечении их хлебом. Однако полностью удовлетворить их просьбу мы не имеем возможности, так как хлеб получаем только на рабочих и служащих, а также работающих на оборонных работах.

В силу всех этих тяжёлых обстоятельств и дабы не сорвать весенне-полевые работы, просим

Вас включить на снабжение хлебом колхозников, а также их детей хотя бы до июля 1943 года, просим Вашего ходатайства перед Совнаркомом СССР о предоставлении колхозам района продовольственной ссуды в количестве 110 тонн муки».

Подобные просьбы в крайком ВКП(б) и крайисполком поступали из многих районов края, например Нефтегорский район: «На территории освобождённого от оккупантов Нефтегорского района не осталось ни одного трофейного продсклада.

Население (кроме полиции и узкого круга людей, поставленных на службу оккупантам) продовольствием в течение всего периода оккупации не снабжалось, жило за счёт завоза продовольствия из районов Кубани в обмен на одежду, обувь.

В данное время подавляющая масса населения нашего промышленного, потребляющего района не обеспечена даже минимумом продовольствия и нуждается в ускорении помощи».

Апшеронский район: «Настоящим прошу оказать содействие в выделении продовольствия для нужд населения Апшеронского района, освобождённого от немецких оккупантов. Никаких запасов в районе, колхозах и других хозяйствах не сохранено.

Основная и пока не преодолимая трудность в подготовке к севу и на лесоразработках является -отсутствие тягла. В районе пока учтено 120 лошадей, в основном молодняка и раненых».

Не исключением стал и город Сочи: «Горком ВКП(б) и исполком Сочинского городского совета доводят до Вашего сведения, что в последний период: январь-март месяцы 1943 года в г. Сочи сложилась чрезвычайно тяжёлая обстановка в снабжении хлебом рабочих, служащих и прочего населения города. В январе и феврале месяцах вследствие отсутствия фондов мы не выдали населению по хлебным карточкам более 200 тонн хлеба. До сего времени на март никаких мучных фондов не получали и в течение прошедших 18 дней марта выдали населению с большими перебоями всего только 184 тонны, или 50% их фактической потребности, за счёт муки, позаимствованной у воинских организаций....

Такая обстановка сложилась в связи с невыполнением «Груззаготзерно» указаний Наркомата и Наркомторга об отгрузке Краснодарскому краю из Поти в январе и феврале месяцах 2000 тонн муки. Из этого количества получено за 3 месяца всего 613,7 тонны муки.

Ввиду создавшегося положения горком ВКП(б) и исполком Сочинского городского совета обращаются к вам с просьбой выделить Сочи на март месяц из имеющихся у Вас фондов 500 тонн муки для снабжения населения хлебом и погашения имеющейся задолженности».

Обеспечить население продовольствием, как можно быстрее поднять колхозы и провести сев - эти задачи тоже были в числе первоочередных в ту весну 1943 года, одной из самых трудных в годы ВОВ [2, 3].

Назрела необходимость введения карточной системы, которая бы могла обеспечить население Кубани основными продуктами питания и полностью осуществить контроль оборота продуктов на территории края.

Учитывая сложность положения в районах края 1 марта 1943 года при отделе крайисполкома было создано краевое контрольно-учётное бюро продовольственных и промтоварных карточек. Такие же бюро не позднее 5 марта намечалось открыть в городах и районах. Все они должны были немедленно приступить к выдаче населению городов и рабочих посёлков продовольственных и промтоварных карточек единого образца. Для получения карточек необходимо было пройти перерегистрацию в милиции и получить соответствующую отметку в паспорте.

Из-за экономических трудностей отоваривание карточек поначалу задерживалось, тем не менее, сам факт восстановления нормированного снабжения играл важную стабилизирующую роль. С восстановлением деятельности предприятий и хозяйств карточная система стала выполнять свои функции [4].

В конце марта 1943 года решением крайисполкома был расширен перечень товаров, продаваемых по карточкам. В частности, по разовым талонам продовольственных карточек была введена продажа кофе, чая, вина, водки, фруктов, грибов, овощей.

Перечень промтоваров, отпускаемых по карточкам, насчитывал до ста наименований. За один купон карточки можно было приобрести одно наименование товара на выбор: ложку, стакан, моток ниток, электролампочку. Пятнадцать купонов карточек требовалось на приобретение 1 метра клеенки или 1 метра гардинной тюли.

Керосинки, примусы, самовары и керогазы «тянули» на 20 купонов за штуку; чайники, кастрюли, вёдра, тазы, корыта- 10 купонов за штуку. Вдвое меньше - 5 купонов - нужно было заплатить за «головной убор для взрослых из шерсти. Хлопчатобумажных тканей, фетра, кожи и меха». Наиболее дорогими были шерстяные вещи (женский или мужской шерстяные костюмы) и зимние пальто (доха, полушубок). Их стоимость составляла 80 купонов.

Также регламентировался порядок продажи табачных изделий. В решении крайисполкома указывалось:

«Установить следующий порядок продажи та-

бачных изделий в городах и рабочих посёлках края:

а) продажа производится только курящим по талонам, выдаваемым администрацией предприятий или учреждений;

б) норма отпуска в месяц не должна превышать 200 грамм табака или 400 штук папирос на одного курящего;

в) предоставить право руководителю предприятий, при наличии ресурсов, дополнительно выдавать курящим рабочим и инженерно-техническим работникам, превышающим нормы выработки, -100 грамм табака или 200 штук папирос в месяц».

Особо можно отметить, что «за отпуск промышленных и продовольственных товаров по запискам и другим распоряжениям лица, отпустившие пром- и продтовары, а также и лица, которые распорядились об отпуске этих пром- и продтоваров,- привлекались к судебной ответственности независимо от занимаемой должности» [5].

В начале апреля 1943 года для улучшения снабжения населения товарами потребления Краснодарский крайисполком принял решение о распределении по городам и районам средства в сумме 250 тысяч рублей, отпущенных Совнаркомом РСФСР краю на оказание единовременной помощи населению, пострадавшему от немецко-фашистских оккупантов и при бомбёжках немецкой авиации. За счёт этих средств предполагалось оказывать помощь в размере 300 рублей на семью.

Деньги поступали в города Краснодар (15 тыс. рублей), Армавир (8 тыс. рублей), Ейск (5 тыс. рублей), Адыгейскую автономную область (20 тыс. рублей), и 65 районов края (в Абинский, Апшерон-ский, Белореченский, Нефтегорский, Северский, Тихорецкий - по 4 тыс. рублей; в остальные районы - от 1,5 до 3 тыс. рублей), а 41 тыс. рублей резервировалась для вновь освобождённых районов края.

Наряду с денежной помощью исполкомы помогали нуждающимся гражданам продовольствием и промтоварами, Так, с ведома Краснодарского горисполкома городской торговый отдел выдавал нуждающимся и детям военнослужащих разовые талоны на получение сухого пайка. В апреле на эти талоны отпускалось 2 кг «мясорыбопродуктов» и 400 грамм жиров.

Кроме того, горисполком выделил 60 тыс. рублей специально для оказания помощи детям. В городе Краснодаре на выделенные денежные средства осуществлялось бесплатное питание в детской столовой, приобретение детских кожаных ботинок (200 пар), рубашек, блузок, юбок (по 100 штук), костюмов «матроска» для детей школьного возраста (25 штук), чувяк - мягкой обуви без каблуков - для дошкольников (50 пар) [6].

18 мая приказом по краевому торговому отде-

лу в городах края были закрыты коммерческие рестораны и закусочные. Они работали с 1 марта 1943 года на основании решения крайисполкома, «как временная мера для обслуживания населения города вследствие имевших место тогда затруднений в завозе продуктов из районов». Но без санкции из Москвы оставлять этот элемент «рыночной экономики» край не мог, и торговый отдел крайисполкома обратился в Наркомат торговли СССР с соответствующим ходатайством. Оно было отклонено. Всем торгующим организациям Краснодарского края, на основании приказа торготдела, запрещалось открывать коммерческие закусочные и рестораны, а те которые существовали на тот момент, предписывалось закрыть.

Торгующим организациям запрещалось приобретать сельхозпродукты на рынках по рыночным ценам и рекомендовалось максимально развивать децентрализованные заготовки в районах по заготовительным ценам.

Работа рынков находилась под контролем местных властей. В целях борьбы со спекуляцией на рынках вводились милицейские посты. Решения крайисполкома обязывали торготделы «вести наблюдение за работой рынков, регулировались цены на продтовары и сельхозпродукты». На рынках запрещалась реализация государственных монопольных товаров: керосина, табака и мыла.

Особые меры были введены по борьбе с самогоноварением, к которому в это время стали прибегать не только отдельные граждане, но и предприятия. Это расценивалось «как разбазаривание продовольственных ресурсов». Крайисполком принял специальное решение, запрещающее:

«а) частным лицам, предприятиям и кооперативным организациям изготовление самогона из какого то ни было сырья;

б) изготовление, хранение и сбыт, хотя бы и не в виде промысла, аппаратов, специально служащих для изготовления самогона».

Органам милиции предписывалось «не допускать наложения штрафа в административном порядке, а во всех случаях самогоноварения дела передавать в народные суды».

Жестким регулированием распределительной сферы государство стремилось не только обеспечить концентрацию всех ресурсов для обеспечения фронта и тыла, но и создавало механизм, который позволил поддерживать отдельные категории населения. И первыми в списке льготников были дети. По решению крайисполкома от 28 мая 1943 года в городах края открывались детские столовые для нуждающихся и слабых детей в возрасте от 3 до 13 лет, с двухразовым питанием (в Краснодаре - на 1000 человек, Армавире и Сочи - 400, в Майкопе -

на 200 человек). В месяц на каждого ребёнка в этих столовых выделялось:

- мяса-рыбы - 1500 г;

- жиров - 450 г;

- сахара - 450 г (в том числе 150 г, в счёт карточки);

- крупы, макаронных изделий - 1500 г;

- муки пшеничной - 750 г;

- хлеба (в день) - 300 г, (в том числе 200г в счёт карточки);

- картофеля и овощей - 7500 г;

- молока и молочных продуктов - 5 л.

Вместо коммерческих закусочных горторги

обеспечили «открытие в городах по одной общедоступной столовой для обслуживания в них горячим двухразовым питанием командировочных, остро-нуждающихся (по состоянию здоровья) и возвращающихся из эвакуации граждан».

Лимит для прикрепления к этим столовым ежемесячно устанавливался горисполкомами. В Краснодаре, кроме того, действовала столовая для инвалидов Отечественной войны, в которых также производилась выдача хлеба по карточкам инвалидам и их семьям.

Разнообразные карточки, талоны и купоны стали неотъемлемой частью повседневного быта людей. Их печатание было делом государственной важности, а сбои в этом процессе могли вызвать социальный взрыв. Так, в первомайские праздники 1943 года население Краснодара осталось без карточек на хлеб из-за несвоевременного получения Сочинской типографией, которая их печатала, специальной узорной бумаги. Неувязку удалось устранить в самый короткий срок. Работа карточных бюро неоднократно рассматривалась в крайисполкоме и крайкоме ВКП(б), и виновные в недостатках сурово карались.

В некоторых случаях в дополнение к карточкам выпускались специальные талоны. В мае 1943 года по таким талонам, например, распределялся рыночный фонд мануфактуры, полученный Краснодарским горпромторгом, - 1000 метров ткани, 520 метров решили «отпустить для партизан Отечественной войны на пошиву костюмов - по 3,5 метра каждому», а остаток - 400 метров передать для остронуждающихся детей и их семей военнослужащих (80 метров горисполкома оставлял в резерве). Талоны на получение мануфактуры партизанам выдавались через райкомы ВКП(б), а семьям военнослужащих - через горсобес.

Без промтоварных карточек велась торговля в комиссионных магазинах как старыми, поношенными, так и новыми вещами. Однако превышать цены, установленные в государственной торговле, в них запрещалось.

В целом же в обслуживании карточно-распре-делительной системы (учёт населения, составление списков, выдача карточек, рассмотрение жалоб) были задействованы практически все органы местной власти, предприятия и организации (включая общественные). Разбираться в этой массе карточек, купонов и талонов порой было непросто. Из приказа по краснодарскому краевому торговому отделу от 21 апреля 1943 года о порядке отпуска промтоваров на май:

«Установить следующий порядок отпуска промтоваров в мае месяце: мыло хозяйственное отпускать по разовому талону №1 с зачётом 2-вух купонов за 1 кусок или за 400 грамм жидкого мыла. Мыло туалетное отпускать по разовому талону №2 с зачётом одного купона за 1 кусок. Спички отпускались по разовому талону №3 без зачёта купонов по 2 коробки или книжки на талон.

Нитки отпускать по разовому №4 с зачётом одного купона за одну катушку. Керосин осветительный отпускать по разовому талону №5 без зачёта купонов по норме 1 литр на талон. К отпуску в счёт мая месяца мыла, спичек, ниток и керосина приступать немедленно» [7, 8].

В Краснодарском крае с 1 августа введено обязательное обеспечение студентов высших учебных заведений 2-вух разовым питанием (по нормам рабочих промышленности, транспорта и связи) через зарытые студенческие столовые (Постановление СНК СССР от 10 июля 1943 года).

На каждого студента полагалось в месяц 1,3 кг мяса-рыбы, 400 г жиров, 400 г сахара, 1,25 кг круп и маскаронов. Хлебом студенты вузов снабжались по нормам рабочих второй категории (то есть 600 г на 1 человека в день).

На основании данного постановления определены продовольственные нормы для детских садов, яслей, детдомов и интернатов (Таблица 1)

В г. Краснодаре была организована детская столовая усиленного питания. В ней питались 1000 детей от 3-х до 13-ти лет. Всего в краевом центре летом 1943 года насчитывалось до 30 тысяч детей (в возрасте от 3-х лет 10878, от трёх до восьми лет -7050, от восьми до восемнадцати лет - 11716).

Данный учет осуществлялся работниками детских лечебно-профилактических учреждений, сотрудниками городского отдела здравоохранения. В ходе учета выявлялись больные и ослабленные дети, которым дополнительно выдавались талоны на питание.

В первую очередь обеспечивались сахаром, жирами, молоком и овощами детские учреждения. Самозаготовку продуктов на рынке по оптово-розничным ценам осуществляли больницы, детясли, санатории и детские сады по оптово-розничным

Таблица 2

Распределение рабочих и служащих, подлежащих снабжению продовольственными товарами

по карточкам

Таблица 1

Нормы продовольствия для детских садов, яслей, детдомов и интернатов

Наименование продуктов В месяц на одного работника

Детсады и детясли Детдома и интернаты

Мясо-рыба 750 1500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жиры 400 500

Крупа-макароны 1200 1500

Сахар-кондитерские изделия 250 500

Молоко, л 10 8

Сыр 150 150

Яйца, штук 6 6

Мука для подболдки 750 750

Картофель и овощи (сезонные) 6000 7500

Фрукты свежие (сезонные) 3000 6000

Чай 25 25

Хлеб (в день) 300 (в городах по карточкам) 400

Отрасли и ведомства Рабочие Служащие

Железная дорога им. К.Е. Ворошилова 36000 3700

Майнефтькомбинат 3900 500

Заводы оборонного значения 4000 300

Спецконтингенты: НКГБ, НКВД, СКВО, ЧФ, совпартактив 26000 3200

Электростанции 1100 110

Эвакогоспитали, санатории, доноры 19083 500

Работники науки и вузов 1500 -

Закрытые учреждения: больницы, детдома, дома младенцев, дома инвалидов 23226 -

Главазчеррыбпром 4100 950

Лесная промышленность 7900 795

Остальные промышленные предприятия 34750 4500

ценам». Эти меры были необходимы для повышения уровня снабжения продуктами питания детских учреждений

Контингент рабочих и служащих, подлежащих снабжению продовольственными товарами по карточкам, в городах освобождённой части края, по данным на август 1943 года, составлял 176,1 тысяч человек. По отраслям и ведомствам они распределялись следующим образом (Таблица 2).

Для обеспечения продовольствием этого контингента краю потребовалось на квартал 1400 т мяса-рыбы, 380 т жиров, 461 т сахара и кондитерских изделий, 1121 т круп и макарон.

Жителей, подлежащих снабжению хлебом по хлебным карточкам в городах, рабочих посёлках, совхозах и в сельской местности (отдельным категориям работников), насчитывалось 1004,4 тысячи

человек. В том числе 543425 иждивенцев и детей. Для них требовалось 9900т. муки в месяц.

В этих жёстких условиях 12 декабря 1943 года было принято совместное постановление Краснодарского крайкома ВКП(б) и крайисполкома «О плане уборки зерновых и технических культур в колхозах Краснодарского края». Контрольные цифры уборки посевных площадей корректировались в сторону уменьшения с мотивировкой - «в связи с гибелью посевов от засухи».

Однако, несмотря на все принятые меры. Положение с хлебозаготовками оставалось трудным. Установленное Краснодарскому краю постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 ноября 1943 года задание по обязательной закупке хлеба в объёме свыше двух миллионов пудов (32760 тонн) по состоянию на 5 декабря было выполнено всего на

16,8% (закуплено 509,6 тонны).Неимоверные усилия, приложенные хозяйствами края в декабре, увеличили этот показатель менее чем вдвое - до 30% (9830,5 тонны по состоянию на 5 января 1944 года). Особенно сложно проходила закупка хлеба в районах Гулькевичском, Ивановском, Коренов-ском, Марьянском, Лабинском, Новокубанском, Пашковском, Пластуновском, Ярославском. Эти районы фигурировали в грозных справках контролирующих инстанций.

Краснодарскому краю для централизованного снабжения (по карточкам) в декабре 1943 года выделялось 6500 тонн хлеба, в том числе 510 тонн картофеля в переводе на 150 тонн муки. 3729 тонн распределялось на 16 городов, остальные - на 70 районов и Адыгейскую автономную область. Этот «рыночный фонд хлеба», помимо зерна и картофеля, включал в себя жмых. Так, Краснодару полагалось 890 тонн муки, 300 тонн зерна и 150 тонн жмыха. Армавиру- 230 тонн муки, 150 тонн зерна, 60 тонн жмыха и 30 тонн картофеля. Жмых получали не все города и районы. Например, Ейску он по разнарядке не планировался.

Сотни вопросов, связанных с обеспечением продовольствием и промтоварами населения освобожденного края решались в эти тяжёлые месяцы 1943 года непосредственно в крайкоме ВКП(б) и крайисполкоме.

Карточная система позволила решить вопросы снабжения населения продуктами и промтоварами первой необходимости, стабилизировала социальную обстановку в крае.

ИСТОЧНИКИ

1. Захарова И.Ю., Меликьян К.В. Роль Селезнева П.И. в восстановлении Кубани после Великой отечественной войны. // Культура. Духовность. Общество. 2016. № 22. С. 74-79.

2. ЦДНИКК, ф. 1774-А, оп. 2, д.818, л. 2,2 об; д.626,л. 3, 6; ф. 558, оп. 1,д. 181, л. 3, 3 об;

3. ГАКК, ф. Р-1345, оп 3, д. 6,л. 4-6.

4. ГАКК, ф. Р-1457, оп. 1, д. 275, л. 38, 48,85.

5. ГАКК, ф. Р-687, оп. 1,д. 32, л. 364, 380-388.

6. ГАКК, ф. Р-687, оп. 1, д. 34, л. 131-132 об; д. 35, л. 161-163; ф. Р-1457, оп. 1, д. 275, л. 103.

7. ГАКК, ф. Р-1457,оп. 1,д. 275,л. 121, 150; ф. Р-988, оп. 2, д. 8, л. 43-43 об; д. 10,л. 6; д. 14, л. 4-6; д.15, л.31,51; д.16,л.11,17; д.12,л. 13,20; ф.Р-687, оп.1,д.36,л. 345,351;д.4,л.150;

8. ЦДНИКК,ф. 17743-А,оп. 2,д.585,л.55,57;д.818,л.32.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.