Научная статья на тему 'КАРТИНЫ «ЦЕЛИННОГО ЦИКЛА» В.Ф. СТОЖАРОВА КАК ОБРАЗЕЦ ЛАНДШАФТНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ)'

КАРТИНЫ «ЦЕЛИННОГО ЦИКЛА» В.Ф. СТОЖАРОВА КАК ОБРАЗЕЦ ЛАНДШАФТНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
В.Ф. Стожаров / художник / живопись / Музей землеведения / Центральный Казахстан / Казахский мелкосопочник / пенеплен / «целинный цикл» / V.F. Stozharov / artist / painting / Earth Science Museum / Central Kazakhstan / Kazakh small hills / peneplain / “Virgin cycle”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимов Юрий Игоревич, Мамбетова Альфия Бекбулатовна, Ногаев Игорь Викторович

Приводятся научно-художественные описания трёх картин Владимира Фёдоровича Стожарова (1926–1973): «Казахский мелкосопочник», «Пенеплен Центрального Казахстана» и «Геологи в Казахстане». Картины были написаны в 1955 г. по итогам командировки Стожарова в Центральный Казахстан летом 1954 г. специально для формировавшегося на тот момент Музея землеведения МГУ. Они стали частью галереи ландшафтной живописи, однако практически не известны широкому кругу специалистов. Являясь частью «целинного цикла» Стожарова, эти три полотна объединены единой темой – ландшафты Казахского мелкосопочника. В статье также рассмотрены жизненный путь Стожарова, география его творческих поездок. Не претендуя на исчерпывающий анализ творчества художника, авторы уделили основное внимание «целинному циклу» Стожарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PICTURES FROM V. F. STOZHAROV’S “VIRGIN LANDS SERIES” AS AN EXAMPLE OF LANDSCAPE PAINTING (BASED ON THE COLLECTION OF THE EARTH SCIENCE MUSEUM AT MOSCOW STATE UNIVERSITY)

Scientific and artistic descriptions of three paintings by Vladimir F. Stozharov (1926– 1973) are given, namely: “Kazakh small hills”, “Peneplain of Central Kazakhstan”, and “Geologists in Kazakhstan”. The pictures were painted in 1955 following Stozharov’s creative trip to Central Kazakhstan in the summer of 1954 specifically for the Earth Science Museum of Moscow State University, which was being formed at that time. They have become part of the landscape painting gallery, but are almost unknown to a wide range of specialists. Being part of Stozharov’s “Virgin land cycle,” these three canvases are united by a single theme, namely, the landscapes of the Kazakh small hills. The article also examines Stozharov’s life path and the geography of his creative trips. Without pretending to provide an exhaustive analysis of the artist’s work, the authors focus on Stozharov’s “Virgin lands cycle.”

Текст научной работы на тему «КАРТИНЫ «ЦЕЛИННОГО ЦИКЛА» В.Ф. СТОЖАРОВА КАК ОБРАЗЕЦ ЛАНДШАФТНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ)»

УДК 75.047+913

DOI 10.29003/m4159.0514-7468.2023_46_2/206-218

EDN FRTTDQ

КАРТИНЫ «ЦЕЛИННОГО ЦИКЛА» В.Ф. СТОЖАРОВА КАК ОБРАЗЕЦ ЛАНДШАФТНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ)

Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова, И.В. Ногаев*

Приводятся научно-художественные описания трёх картин Владимира Фёдоровича Стожарова (1926-1973): «Казахский мелкосопочник», «Пенеплен Центрального Казахстана» и «Геологи в Казахстане». Картины были написаны в 1955 г. по итогам командировки Стожарова в Центральный Казахстан летом 1954 г. специально для формировавшегося на тот момент Музея землеведения МГУ. Они стали частью галереи ландшафтной живописи, однако практически не известны широкому кругу специалистов. Являясь частью «целинного цикла» Стожарова, эти три полотна объединены единой темой - ландшафты Казахского мелкосопочника. В статье также рассмотрены жизненный путь Стожарова, география его творческих поездок. Не претендуя на исчерпывающий анализ творчества художника, авторы уделили основное внимание «целинному циклу» Стожарова.

Ключевые слова: В.Ф. Стожаров, художник, живопись, Музей землеведения, Центральный Казахстан, Казахский мелкосопочник, пенеплен, «целинный цикл».

Ссылка для цитирования: Максимов Ю.И., Мамбетова А.Б., Ногаев И.В. Картины «целинного цикла» В.Ф. Стожарова как образец ландшафтной живописи (на примере экспозиции Музея землеведения МГУ) // Жизнь Земли. 2024. Т. 46, № 2. С. 206-218 Э01: 10.29003/т4159.0514-7468.2023_46_2/206-218.

Поступила 28.04.2024 /Принята к публикации 29.04.2024

PICTURES FROM V. F. STOZHAROV'S "VIRGIN LANDS SERIES" AS AN EXAMPLE OF LANDSCAPE PAINTING (BASED ON THE COLLECTION OF THE EARTH SCIENCE MUSEUM AT MOSCOW STATE UNIVERSITY)

Scientific and artistic descriptions of three paintings by Vladimir F. Stozharov (19261973) are given, namely: "Kazakh small hills", "Peneplain of Central Kazakhstan", and "Geologists in Kazakhstan". The pictures were painted in 1955following Stozharov's creative trip to Central Kazakhstan in the summer of 1954 specifically for the Earth Science Museum of Moscow State University, which was being formed at that time. They have become part of the landscape painting gallery, but are almost unknown to a wide range of specialists. Being part of Stozharov's "Virgin land cycle," these three canvases are united by a single theme, namely, the landscapes of the Kazakh small hills. The article also examines Stozharov's life path and the geography of his creative trips. Without pretending to provide an exhaustive analysis of the artist's work, the authors focus on Stozharov's "Virgin lands cycle."

Keywords: V.F. Stozharov, artist, painting, Earth Science Museum, Central Kazakhstan, Kazakh small hills, peneplain, "Virgin cycle".

* Максимов Юрий Игоревич - к.э.н., с.н.с. Музея землеведения МГУ, deforestation75@mail.ru; Мамбетова Альфия Бекбулатовна - художник-педагог Центра дополнительного образования, с. Доброе, Липецкая область, agulata@mail.ru; Ногаев Игорь Викторович - независимый исследователь, viewpostcom@yandex.ru.

Жизнь Земли 46(2) 2024 206-218

Yu.I. Maksimov1, PhD, A.B. Mambetova2, I.V. Nogaev3

1 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum), 2 Centre for Additional Education in Dobroe village (Lipetsk Region) 3 Independent researcher (Moscow)

,3

For citation: Maximov Yu.I., Mambetova A.B., Nogaev I.V., "Pictures from V.F. Stozharov's "Virgin lands series" as an example of landscape painting (based on the collection of the Earth Science Museum at Moscow State University)", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 46, no 2, 206-218 (2024) (in Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.29003/ m4159.0514-7468.2023_46_2/206-218.

Введение. Коллекцию картин Музея землеведения МГУ составляют полотна в жанре ландшафтной живописи. Это художественное собрание создавалось в годы формирования музея. К работе привлекались художники, получившие заказ от Академии художеств СССР, среди которых был выпускник МГАХИ им. В.И. Сурикова Владимир Фёдорович Стожаров (1926-1973). Его натюрморты, пейзажи Русского Севера украшают многие музеи, репродукции картин публиковались не только в журналах, но даже в учебниках (например, в учебнике «Основы изобразительной грамоты» Г.В. Беды помещена одна картина [1, с. 79]; в учебнике «Изобразительное искусство» для 2-го класса присутствует шесть репродукций картин Стожарова [7, с. 22-24]). Детская художественная школа № 2 города Москвы с 2014 г. носит имя В.Ф. Стожарова. Тем не менее, три его картины, экспонируемые в Музее землеведения МГУ, практически не известны любителям живописи. Даже в наиболее полном каталоге картин Стожарова, изданном в 1977 г., не упомянуты его картины из Музея землеведения (зато к их числу ошибочно отнесена картина «Посёлок Агджал» (1955) [12, с. 70]). Предлагаемая статья фактически является первой в научной литературе работой, в которой анализируются три написанные в 1955 г. картины Стожарова, а именно: «Казахский мелкосопочник», «Пенеплен Центрального Казахстана» и «Геологи в Казахстане».

Цель данной статьи - познакомить читателей с этими произведениями ландшафтной живописи.

Биография В.Ф. Стожарова.

Владимир Фёдорович Стожаров (рис. 1) родился 3 января 1926 г. в Москве. Отец его, по профессии шофёр, привил мальчику вкус к поездкам (забегая вперед, заметим, что любовь к путешествиям осталась у Стожарова на всю жизнь, отразившись на его творчестве). Мать была художником-любителем, старший брат серьёзно занимался живописью - не случайно склонность к рисованию у Володи проявилась ещё в детстве. Твёрдое решение посвятить себя живописи сформировалось у него после знакомства с жившим по соседству художником И.С. Ко-

пиным, который стал его первым n , D ..... п ,„,,,, ,„,

r г Рис. 1. Владимир Федорович Стожаров, 1972 (?) [8].

учителем. Fig. 1. Artist Vladimir F. Stozharov, 1972 (?) [8].

В 1939-45 гг. Владимир Стожаров учился в Московской средней художественной школе. Среди его учителей - П.Т. Кошевой, С.П. Михайлов, В.В. Почиталов, А.П. Шор-чев. Заметим, что приоритет в обучении начинающих художников отдавался русской школе живописи - «русская тема» в творчестве Стожарова станет преобладающей; художник Г.М. Коржев впоследствии даже назвал его наследником русской школы живописи [12].

В художественной школе учащиеся знакомились и с образцами западноевропейского искусства, в частности, с творчеством художников французской школы - А. Сислеем, Ж.-Б. К. Коро, Ш.-Ф. Добиньи. В годы Великой Отечественной войны художественная школа находилась в эвакуации в селе Воскресенском Башкирской АССР.

В 1945-51 гг. Стожаров обучался на факультете живописи Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Его наставниками были Д.К. Мочальский, Г.К. Савицкий, В.В. Почиталов, В.В. Фаворская, И.И. Чекмазов. По мнению искусствоведа Г.С. Кирилловой, «большое влияние на Стожарова оказали также преподававшие в те годы С.В. Герасимов и И.Э. Грабарь, хотя непосредственно у них он и не учился» [8, с. 12].

В 1954 г. В.Ф. Стожаров по рекомендации старейшего пейзажиста В.Н. Бакшеева был принят в члены Союза художников [8, 12]. В том же году Стожаров отправился в командировку в Казахстан, где в то время начиналось освоение целинных земель. В 1965 г. он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1973 г. становится членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1967 г. В.Ф. Стожарову была вручена Серебряная медаль Академии художеств СССР за ряд произведений 1964-67 гг., а в 1968 г. он был удостоен звания Лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина за картины «Новый Север», «Белая ночь. Село Важгорт», «Суббота», «Село Большая Пысса», «Исады. Переправа» из серии пейзажей «На Севере России».

Потребность Стожарова в путешествиях, в ходе которых он черпал вдохновение, скорее всего, была настолько велика, что он ещё в 1960 г. купил легковой автомобиль «Москвич-407» (напомним, что личный автотранспорт в те времена не так-то легко было приобрести). Кроме того, здесь уместно вспомнить, что в 1960-е гг. сеть автодорог, например, Костромской области, куда Стожаров часто отправлялся в творческие поездки, была слабо развита. По воспоминаниям художника Г.А. Дарьина, коллеги Стожарова, машину приходилось оставлять то в Костроме у родственников (рис. 2), то в хозяйственном дворе деревенского дома в Ямково, «поскольку не знали, в каком состоянии находятся... сельские дороги» [4, с. 8]. В случае, если дороги совсем отсутствовали или в весеннюю распутицу, приходилось пользоваться услугами малой авиации или переправляться на моторных лодках. Поэтому в поездках по деревенскому бездорожью художнику понадобилась машина повышенной проходимости, и с этой целью в 1972 г. Стожаров «не без поддержки самого Щёлокова, через Министерство внутренних дел» [4, с. 33] приобрёл автомобиль «ГАЗ-69».

В октябре 1972 г. В.Ф. Стожаров совместно с художниками Г.А. Дарьиным и Ю.И. Се-менюком отправился в Костромскую область. К сожалению, эта поездка оказалась для В.Ф. Стожарова последней. Примерно через год, 22 ноября 1973 г. Владимир Фёдорович Стожаров скончался после тяжёлой болезни. Геннадий Дарьин вспоминал: «Его смерть в ноябре 1973 года явилась для всех тяжелейшим ударом, буквально подкосила нас. Почти двадцать лет меня с Володей связывала настоящая дружба, и творческая, и чисто человеческая. Мы понимали друг друга не только с полуслова, но даже молча, мы доверяли друг другу то, чего не могли бы доверить никому, не опасаясь предательства» [4, с. 36]. 208

Рис. 2. Дом, в котором неоднократно останавливался и работал В.Ф. Стожаров (г. Кострома, ул. Симановского, д. 14). 2006 г. Фото Ю.И. Максимова.

Fig. 2. V.F. Stozharov repeatedly stayed and worked in this house. 14 Simanovsky St., Kostroma town. 2006. Photo by Yu.I. Maximov.

Творческие поездки В.Ф. Стожарова. В жизни Стожарова-художника творческие поездки играли большую роль. Во время этих путешествий художник собирал материал, накапливал впечатления. По воспоминаниям художника И.А. Попова, Стожаров работал «фантастически много, и особенно много тогда, когда выезжал на этюды. Без поездок себя не мыслил...» В них он «черпал новые темы, заряжался жизнью и живописью на те месяцы, которые проводил в мастерской» [12, с. 44].

В своё первое путешествие Стожаров отправился в 1944 г. после возвращения из эвакуации художественной школы, в которой учился. Приехав в Кострому, он самостоятельно сплавлялся на лодке по Волге до города Горький (в настоящее время Нижний Новгород). В пути писал пейзажи и портреты.

Будучи студентом, Стожаров совершал поездки в Костромскую, Ярославскую область, писал этюды, любуясь неброской красотой русской деревни с её бревенчатыми домиками, полями, пашнями. Защите дипломной работы предшествовала поездка в

Астрахань в 1950 г. В институтские годы формировался его стиль с богатой цветовой гаммой, фактурными мазками.

Из поездок по различным регионам СССР Стожаров привозил сотни этюдов, которые впоследствии воплощались в картины. «Писал он этюды быстро, на едином дыхании, стремился всё успеть, всё охватить, в поле его зрения попадали и дома, и амбары, и лодки, и бани, и стога, и прясла - короче, всё, что видел вокруг. С наступлением белых ночей он почти не спал, работал неистово, с упоением» [4, с. 27] - пишет коллега художника Г.А. Дарьин (рис. 3), вспоминая поездку 1969 г. в деревню Шиляево (Коми АССР). По воспоминаниям Л. Крамаренко, Стожаров «неизменно точно называет каждое место, где написаны этюд или картина» [12, с. 7-8].

В творческих поездках Стожарова по СССР сопровождали в разные годы коллеги-художники И.В. Сорокин, В.С. Захаркин, Г.А. Дарьин, Е.И. Зверьков, Ф.В. Новотельнов, Г.П. Огарёва-Дарьина, И.А. Попов, Ю.И. Семенюк, Д.К. Мочальский, А.Д. Мочальский, Т.В. Гижевская.

Рис. 3. Возвращение в Ярославль из поездки в Карпогоры: В. Стожаров (слева) и Г. Дарьин.

1962.

Fig. 3. Return to the Yaroslavl city from their trip to Karpogory: V. Stozharov (left) and G. Daryin.

1962.

Стожаров объездил значительную часть СССР, а также бывал с творческими поездками за рубежом: в Италии (1959, 1967), Франции (1960), Англии (1971), Румынии (1971, 1972). Его поездки в Италию оказались в творческом отношении наиболее плодотворными. В работах, написанных за границей, Стожаров «много внимания уделяет цвету» [8, с. 52]. «Художника, привыкшего к полутонам Севера, Италия поразила феерией ярких красок» [12, с. 20]. В итальянских этюдах Стожарова «красочное богатство, игра

цветных рефлексов, их солнечная прозрачность достигают наивысшей степени» [12, с. 21]. Нельзя не отметить, что у Стожарова была «какая-то особая вера во всепобеждающую силу жизни, в здоровый, крепкий дух народа, в его оптимистическое восприятие жизни, будь то русский, француз или итальянец» [8, с. 52].

Однако заграничные поездки не смогли перевесить тягу Стожарова преимущественно к Русскому Северу. Вдохновение художник находил в разных регионах Советского Союза: в Костромской (1944, 1946-1950, 1952, 1955-1961, 1968-1972), Ивановской (1944), Горьковской (1944), Ярославской (1946-1950, 1956, 1958-1961, 1968-1971), Ульяновской (1946), Астраханской (1950), Иркутской (1952 - оз. Байкал, 1953 - р. Ангара), Омской (1952), Тверской (1954 - Академическая дача Репина), Рязанской (1960), Архангельской (1962, 1963), Новгородской (1967, 1970), Псковской (1967, 1970) и Владимирской (1970) областях, а также в Красноярском крае (1953 - Енисей, Ангара), Крыму (1959, 1962), Коми АССР (1962, 1964-1966, 1969, 1971) и в Казахстане (1954).

Особняком в этом списке выделяется командировка Стожарова летом 1954 г. в составе группы художников в Казахстан в то самое время, когда в СССР начиналось освоение целинных земель - широкомасштабный проект, который всесторонне освещался в средствах массовой информации. Об освоении целины снимались фильмы, писались книги, сочинялись стихи. Кроме того, к работе были привлечены и художники, которым было поручено запечатлеть не только трудовые подвиги и будни целинников, но также ландшафты и геоморфологические особенности целинных земель. Таким образом, создаваемые картины должны были выполнять не только художественно-эстетическую, идейно-воспитательную, но и научно-методическую функции. Картины Стожарова 1954-1955 гг., посвящённые освоению целины, мы в настоящей статье будем называть «целинным циклом».

«Целинный цикл» В.Ф. Стожарова. Перед Стожаровым возникла задача художественного освоения казахстанских ландшафтов. По мнению искусствоведа Г.С. Кирилловой, Стожарова целинный ландшафт «скорее удивил, чем очаровал своей необычностью» [8, с. 20]. Художника поразили непривычный ландшафт, природа: «бесконечные, однообразные, огромные пространства полей, поросших ковылём» [15, с. 13]. В картинах о целине Стожаров не стремится романтизировать пейзаж; главный акцент он делает на изучении человека - покорителя целинных земель. Например, на одном из этюдов запечатлён бригадир Николай Калягин (этюд «Бригадир тракторной бригады Н. Калягин. Казахстан. Павлодарская область», 1954): обветренное и обгоревшее под палящими лучами казахстанского солнца лицо с глубокими мимическими морщинами, откинутые назад волосы, умные глаза - перед нами предстаёт человек уверенный, с сильным характером. Освоение новых земель - тяжёлая многолетняя задача, которую предстояло решать именно таким, как Н. Калягин - скромным, целеустремлённым труженикам (рис. 4а).

На другой картине Стожарова («Обед. Бригада А. Кузнецова», 1954) запечатлена бытовая сцена из жизни молодых тружеников целины - обеденный перерыв на полевом стане (см. рис. 4б). Три человека сидят на дощатой лавке. Мы не видим их лиц - замысел художника состоит в том, чтобы показать фигуры людей в контражуре, против света. «Тонко передана взаимная симпатия двух молодых людей» [8, с. 20] - девушки, помещённой в центре композиции, и молодого человека, который сидит справа. «Правдиво показана обстановка целины: пустота ещё не обжитого дома - самана, наскоро сколоченные стол и скамья, бродящие здесь же куры» [8, с. 20]. Колорит этюда выдержан в охристо-терракотовой, «степной» цветовой гамме, однако яркие пятна - светлое платье с красной каймой на подоле и платок на голове девушки, который перекликается с алой

Й. (0. Стжары, НЛ ЦЕЛИНЕ & КАЗАХСТАНА

в

г

Рис. 4. Работы В.Ф. Стожарова «целинного цикла»: а - «Бригадир тракторной бригады Н. Калягин. Казахстан. Павлодарская область»; б - «Обед. Бригада А. Кузнецова»; в - «На целине в Казахстане»; г - «Верблюды. Казахстан» (1954) [15].

Fig. 4. V.F. Stozharov's works of the virgin land cycle: a - "Foreman of the tractor brigade N. Kalyagin. Kazakhstan. Pavlodar region"; б - "Dinner. A. Kuznetsov's brigade"; в - "Virgin Land in Kazakhstan"; г - "Camels. Kazakhstan" (1954) [15].

рубашкой молодого человека - создают колористический центр композиции. Третий участник трапезы занят едой. Он будто отстранился от оживлённой беседы своих соседей по скамье. Его синяя просторная рубаха и тёмно-коричневые брюки, заправленные в сапоги, кажутся ещё темнее на фоне окна.

Картина «На целине в Казахстане» (1954) описывает быт покорителей целины: после жаркого дня бригада целинников собирается у юрты; рядом с ней - раскладушка, небольшой столик с табуреткой (см. рис. 4в). Недалеко от юрты стоят трактор и повозка, в которую запряжены верблюды. Подобным образом по степи развозили воду и топливо. Бледно-розовый диск заходящего солнца на сером, будто пыльном небе создаёт иллюзию бескрайнего простора.

Этюд «Верблюды. Казахстан» (1954) - это своеобразная этнографическая зарисовка, на которой изображены «корабли пустыни» (см. рис. 4г). В центре композиции - пара двугорбых великанов, запряжённых в деревянную повозку. На переднем крае спокойно и величаво стоит первый верблюд, а в его тени, пользуясь небольшой передышкой, улёгся на землю другой. Вдалеке видны одноэтажные постройки с плоскими крышами и белыми стенами. Верблюды и детали их упряжи прописаны с точностью и достоверностью. «Живописец сумел передать белёсость общего колорита выжженной, высветленной солнцем бескрайней степи, характер животных: их доброту, терпеливость и вместе с тем дикова-тость и настороженность» [8, с. 20]. В те времена в Казахстане верблюдов использовали в повседневной жизни как гужевой транспорт. В этюдах Стожарова они изображены фактурно, художнику удалось передать величавость этих красивых животных.

В казахстанских зарисовках Владимир Стожаров оттачивал своё мастерство натурной живописи, в частности, анималистического рисунка, став в этом смысле талантливым продолжателем таких выдающихся художников-анималистов XX в. как, например, В.А. Ватагин и В.В. Трофимов.

В общем и целом, командировка в Казахстан на целину оказалась для Стожарова достаточно плодотворной: согласно каталогу произведений художника [12, с. 67-70], Владимиру Фёдоровичу удалось написать около 80 работ, посвящённых целине. В 1955 г. по итогам командировки в Казахстан четыре репродукции работ Стожарова, рассмотренных нами выше, были опубликованы в книге «Этюды, картины с целины. Работы советских художников весной и летом 1954 г.» [15].

Три картины «целинного цикла» В.Ф. Стожарова в экспозиции Музея землеведения МГУ. Среди всех картин «целинного цикла» особо следует выделить три полотна, представленные в галерее ландшафтной живописи Музея землеведения: «Казахский мелкосопочник», «Пенеплен Центрального Казахстана» и «Геологи в Казахстане». На этих работах проставлен год их создания - 1955. Эти картины подчинены единой теме -изображению ландшафтов той части Казахстана, где происходило освоение целинных земель.

Отметим интересную деталь, допускающую символическое толкование: на всех трёх картинах изображён парящий орёл. Может быть, первоначально Стожаров нарисовал эскиз, где был запечатлён в трёх положениях один и тот же парящий орёл, описывающий дугу, а затем каждое из изображений орла было перенесено на три разных полотна. Вполне можно допустить, это было сделано Стожаровым намеренно - в этом случае полёт орла можно трактовать как своеобразную «подпись» художника, которую он поставил на всех трёх полотнах. Нельзя исключать, что с помощью орла Стожаров выделил три картины, написанные специально для Музея землеведения МГУ. Тем более, предложенная трактовка может оказаться правдоподобной, если

учесть, что на остальных картинах Стожарова, принадлежащих к «целинному циклу», такого орла нет.

Рассмотрим каждое из полотен.

Картина «Казахский мелкосопочник» (рис. 5) сочетает в себе одновременно геоморфологический пейзаж и этнографическое наблюдение. На холсте изображено казахское селение: перед нами небольшие глинобитные дома; справа - две женщины в национальной одежде, они что-то обсуждают; слева мы видим спокойно лежащего на земле верблюда. Ближе к центру полотна изображена юрта, в левой части которой виден вход - заметим, что лучи солнца также светят с левой стороны. А поскольку казахская юрта «строго ориентирована по странам света, причём вход, по древней традиции тюркских народов, направлен на восток» [6, с. 192], то лучи солнца, запечатлённые на полотне Стожарова, идут с восточной стороны - следовательно, действие происходит утром: селение просыпается, солнечные лучи освещают окрестные сопки. Добавим, что в казахской традиции восток, где встаёт солнце, «ассоциируется с жизнью и считается благоприятной страной света» [6, с. 192]. На полотне Стожарова видно, что сопки имеют жёлтый колорит - цвет выгоревшей на солнце травы; теперь нам понятно, почему казахи именуют мелкосопочник «Сары-Арка» - «Жёлтый хребет». Пройдёт ещё немного времени, и на смену утренней прохладе придёт жаркий полдень.

Рис. 5. Казахский мелкосопочник. 1955. 60x159. Холст, масло. Музей землеведения МГУ. ОФ 704.

Fig. 5. Kazakh small hills. 1955. 60x159 cm. Oil on canvas. Earth Science Museum, Moscow State University. Exhibition Stand. Main collection, 704.

Попутно заметим, что Казахский мелкосопочник, занимающий обширнейшее пространство к востоку от Тургайского плато, «представляет собой возвышенную волнистую равнину с отдельными низкогорными массивами» [3, с. 50]. В литературе рассматриваемая территория чаще всего называется именно Казахским мелкосопочником. Напомним, что термин «мелкосопочник» в литературу ввёл Н.Н. Тихонович [14]. «Этот термин очень метко отражал морфологический облик рельефа Центрального Казахстана и поэтому утвердился в литературе» [11, с. 210]. Казахский, или Центрально-Казахстанский мелкосопочник появляется в работах известного советского учёного-географа И.П. Герасимова.

Однако отметим, что эту территорию различные авторы называют по-разному, а именно: Казахская складчатая страна, Киргизская1 складчатая страна (Л.С. Берг, 1913).

1 Напомним, что в царской России и в советское время до 1925 г. нынешних казахов называли кир-гиз-кайсаками или киргизами.

Казахское нагорье (Б.А. Петрушевский, 1954), Сары-Арка (Г.Ц. Медоев, 1948) [11, с. 212]. «З.А. Сварическая объединяет описываемую территорию и смежные горные сооружения и пластовые равнины под общим названием "Восточно-казахстанский пенеплен"» [2, с. 146].

Если говорить о генезисе рельефа Казахского мелкосопочника, то до настоящего времени существуют две точки зрения (с множеством вариантов) [2]. Согласно первой, «мелкосопочник принимали за почти типичный пенеплен» (т. е. пенеплен - конечная стадия). Согласно второй, мелкосопочник рассматривают «не как конечную стадию выравнивания рельефа, а как результат недавних тектонических поднятий, деформаций и расчленения древнего пенеплена» [3, с. 53]. Таким образом, получается, что Казахский мелкосопочник - это не просто пенеплен, а древний (мезозойско-палеогеновый) пенеплен, «омоложенный неотектоническими деформациями» [10, с. 169]. В результате «регион, называемый Казахским мелкосопочником, на самом деле состоит из островных глыбовых низкогорий, массивов мелкосопочника, денудационных и аккумулятивных равнин, древних и современных грабенообразных речных долин и озёрных впадин» [10, с. 169].

Картина «Пенеплен Центрального Казахстана» (рис. 6) изображает широкую, выжженную на солнце степь, окаймлённую вдали отдельными массивами невысоких сопок. Слева уходит за поворот степная дорога, по ней идёт верблюд, на котором восседает человек в национальной казахской одежде. Ещё дальше просматривается силуэт машины, которая перемещается по той же дороге. Вот, пожалуй, и весь сюжет. Колорит выдержан в сдержанной охристой гамме. Однако картина не производит впечатления блёклой и ничем не примечательной: с помощью белёсых, пастельных тонов Стожарову удалось передать наполненное обжигающим воздухом пространство, раскалённое полуденное марево. В композиции картины все элементы уравновешены. Даже пыль, развеваемая ветром из-под ног верблюда и колёс автомобиля, создаёт ощущение движения.

Рис. 6. Пенеплен Центрального Казахстана. 1955. 90x360. Холст, масло. Музей землеведения МГУ. ОФ 626.

Fig. 6. Peneplain of Central Kazakhstan. 1955. 90x360 cm. Oil on canvas. Earth Science Museum, Moscow State University. Main collection 626.

Бескрайний простор степи подчёркивает воздушная перспектива панорамы, когда художник детально прописал передний план, а дальний изобразил словно сквозь дымку, зрительно удаляя горизонт с сиреневым рельефом холмов. Картина настраивает зрителя, скорее, на философский лад - медитацию, заставляя задуматься о смысле бытия. Стожаров вспоминал: «В первое время было какое-то странное, непривычное ощущение, как будто ты стоишь на полдороге, поэтому хотелось идти всё вперёд, чтобы поскорее заглянуть за всегда ровный, как лента, горизонт». И кроме

того, продолжает художник, «удивляло меня и то, что головы людей всегда на фоне неба, стоят ли они рядом с тобой, или когда их видишь за 200-500 метров от тебя» [15, с. 13]. По признанию Стожарова, казахстанские степи «давали такое ощущение, что ты чего-то не видишь, а стоит тебе пройти немного вперёд - и исчезнет та пустота, которая тебя окружает, и непременно, хотя бы на горизонте, появится что-то нарушающее эту гладь» [8, с. 20].

Первый директор и один из основателей Музея землеведения Ю.К. Ефремов называет полотно В.Ф. Стожарова «Пенеплен Центрального Казахстана» в числе главных «картин, где в результате подлинно творческого содружества учёных и художников удалось получить хорошие произведения научно-художественного типа, где наука не обескровила и не стеснила искусства. Знатоки живописи не раз оценивали эти произведения с чисто художественной точки зрения, только как произведения искусства, и эта оценка оказывалась высокой без всяких скидок на научность содержания. Также, без «скидок на художественность», высоко можно оценить и научное значение этих произведений» [5, с. 205].

Теперь переходим к полотну «Геологи в Казахстане» (рис. 7). На картине мы видим четырёх геологов. Мужчина в кепке, помещённый в центр композиции, - скорее всего, начальник этой геологической партии: его вполне можно представить в университетской

л

Рис. 7. Геологи в Казахстане. 1955. 110x100. Холст, масло. Музей землеведения МГУ. ОФ 627. Fig. 7. Geologists in Kazakhstan. 1955. 110x100 cm. Oil on canvas. Earth Science Museum, Moscow State University. Main collection, 627.

аудитории, просматривающим лабораторные работы студентов. На картине Стожарова мы видим, как этот персонаж энергичным, уверенным жестом правой руки распрямляет карту, которую держит его помощница. В левой руке начальник геологической партии держит образец породы, одновременно прижимая локтем геологический молоток - непременный спутник геологов. На заднем плане слева - выжженный солнцем склон сопки.

Полотно написано вполне в духе романтики 1950-х годов - времени героического освоения не только целины, но также покорения атома, космических просторов, а также других свершений. Образно говоря, это полотно, по сути, - гимн геологам.

Заключение. Три рассмотренные выше картины «целинного цикла» В.Ф. Стожарова из коллекции ландшафтной живописи Музея землеведения МГУ относятся к малоизвестным полотнам художника. Ни в одном из альбомов или каталогов произведений Стожарова репродукции этих работ не найдены. Вероятнее всего, первым каталогом, в который были включены картины художника «Пенеплен Центрального Казахстана», «Геологи в Казахстане» и «Казахский мелкосопочник», является книга «Ландшафтная живопись в Музее землеведения МГУ» [9], выпущенная в 2021 г.

Владимир Фёдорович Стожаров прожил короткую, но яркую, насыщенную творческую жизнь. Художник Русского Севера, Стожаров тем не менее виртуозно передал особенности казахской степи - её бескрайний простор, приглушённый колорит с мягкими переходами охристо-пепельных оттенков, так непохожий на яркую насыщенную гамму российских пейзажей. Даже небо, всегда яркое над русской деревней - лазурно-синее с белоснежными вспененными облаками или, напротив, сизое, грозовое, на казахстанских пейзажах Стожарова имеет именно здешний цвет - выцветшее в жаркий полдень, словно в мареве горячего воздуха. На всех этих картинах достоверно и в деталях изображён ландшафт - часть территории Казахского мелкосопочника, запечатлённой в летнее время в южной части Павлодарской области Казахстана (сам Стожаров вспоминал, что побывал именно в этой местности [15, с. 13]).

Три полотна Стожарова из Музея землеведения МГУ выполняют несомненную научно-методическую функцию; они служат наглядным пособием для студентов, научных работников, школьников и других посетителей Музея, которое не только фиксирует окружающую реальность, т. е. геоморфологические особенности Казахского мелкосопочника, но и эстетизирует её. Стожаров старается отыскать прекрасное в обыденном. Как заметила искусствовед Е. Жукова, принципиальная черта творчества художника - это «стремление не растерять достоверность увиденного в натуре, уловить и запечатлеть сложные взаимосвязи между обликом вещей и духовной жизни» [13]. Выжженный солнцем ландшафт мелкосопочника на полотнах художника предстает перед нами как земля, которая способна вызвать изумление, приковывать к себе внимание, не отпускать зрителя и даже настраивать на философский лад (как полотно «Пенеплен Центрального Казахстана»).

Мы надеемся, что с картинами «Казахский мелкосопочник», «Пенеплен Центрального Казахстана» и «Геологи в Казахстане» В.Ф. Стожарова ознакомятся не только геологи, географы и геоморфологи, но более широкие круги ценителей искусства.

Благодарности и источники финансирования. Авторы выражают благодарность орнитологу Д.А. Борискину и художнику А.В. Сочивко за ценные советы и замечания.

Исследование выполнено при финансовой поддержке государственного задания Музея землеведения МГУ AAAA-A16-116042710030-7 «Музееведение и образование музейными средствами в области наук о Земле».

ЛИТЕРАТУРА

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. 188 с.

2. Воскресенский С.С. Геоморфология СССР: Учебник для геогр. специальностей ун-тов. М.: Высшая школа, 1968. 368 с.

3. Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР: Азиат. часть: Учебник для ун-тов по спец. «География». 3-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 1978. 512 с.

4. Дарьин Г.А. Русская деревня в пейзажной живописи. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2007,

152 с.

5. Ефремов Ю.К. Ландшафтная живопись в Музее землеведения // Жизнь Земли. 1970. Т. 6. С. 199-209.

6. Жукенова Ж.Д. Горизонтальный план в структуре традиционного казахского жилища - юрты // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2011. № 1. С. 189-196.

7. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Я.М. Богатырёв. 25-е изд., стер. М.: Просвещение, 2022. 126 с.

8. Кириллова Г.С. Владимир Фёдорович Стожаров. Л.: Художник РСФСР, 1974. 202 с.

9. Ландшафтная живопись в Музее землеведения МГУ: каталог / В.В. Снакин, А.В. Сочивко, С.Б. Бурлакова и др. М.: МАКС Пресс, 2021. 171 с.

10. Николаев В.А. Ландшафты азиатских степей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 285 с.

11. Равнины и горы Средней Азии и Казахстана / Б.А. Федорович, Р.А. Сорокина, Е.Я. Ранцман и др. М.: Наука, 1975. 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Стожаров В.Ф.: живопись, рисунок: каталог произведений. М.: Советский художник, 1977.

113 с.

13. Стожаров В.Ф.: Русский Север: Альбом репрод. М.: Советский художник, 1972. 32 с.

14. Тихонович Н.Н. Из наблюдений в Киргизских степях Семипалатинской области. М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерёв и К°, 1902. 107 с.

15. Этюды, картины с целины: Работы советских художников весной и летом 1954 г.: Альбом репродукций и заметки художников о жизни на целине. М.: Сов. художник, 1955. 88 с.

REFERENCES

1. Beda, G.V., The Basics of visual literacy (Moscow: Prosveshcheniye, 1989) (in Russian).

2. Voskresensky, S.S., Geomorphology of the USSR: Textbook for geographical specialties of universities (Moscow: Vysshaya shkola, 1968) (in Russian).

3. Gvozdetsky, N.A., Physical geography of the USSR: Asian area: Textbook for university students specializing in geography (Moscow: Mysl', 1978) (in Russian).

4. Daryin, G.A., Russian village in landscape painting (Rybinsk: Rybinskoye podvor'ye, 2007) (in Russian).

5. Yefremov, Yu.K., "Landscape painting in the Earth Science Museum", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 6, 199-208 (1970) (in Russian).

6. Zhukenova, J., "Horizontal plan in the structure of traditional Kazakh dwelling - yurta", Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka. [Theater. Painting. Movie. Music.] 1, 189-196 (2011) (in Russian).

7. Kuzin, V.S., Kubyshkina, E.I., Bogatyrev, Ya.M., Visual Arts. 2nd grade: textbook (Moscow: Prosves-hcheniye, 2022) (in Russian).

8. Kirillova, G.S., Vladimir Fyodorovich Stozharov (Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1974) (in Russian).

9. Snakin, V.V., Sochivko, A.V., Burlakova S.B., et al., Landscape painting in the MSU Earth Science Museum (Moscow: MAKS Press, 2021) (in Russian).

10. Nikolayev, V.A., Landscapes of the Asian steppe areas (Moscow: Moscow University Press, 1999) (in Russian).

11. Fedorovich, B.A., Sorokina, R.A., Ranzman, E.Ya., et al., Plains and mountains of the Central Asia and Kazakhstan (Moscow: Nauka, 1975) (in Russian).

12. Stozharov, V.F.: paintings, drawings: catalog of works (Moscow: Sovetskiy Khudozhnik, 1977) (in Russian).

13. Stozharov, V.F., The Russian North: Album of reproductions (Moscow: Sovetskiy Khudozhnik, 1972) (in Russian).

14. Tikhonovich, N.N., Some observations made in Kyrgyz steppe areas of the Semipalatinsk region (Moscow: Tipo-lit. of the I.N. Kushnerev and Co. Partnership, 1902) (in Russian).

15. Sketches, paintings from the virgin lands: Works of Soviet artists in the spring and summer of 1954: Album of reproductions and notes from artists about life on the virgin lands (Moscow: Sovetskiy Khudozhnik, 1955) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.