Научная статья на тему 'КАРТИНА ОТТО МАРСЕУСА ВАН СХРИКА В СОБРАНИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКА'

КАРТИНА ОТТО МАРСЕУСА ВАН СХРИКА В СОБРАНИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
натюрморт / ботанический натюрморт / аллегорическая живопись / сюжет / атрибуция. / still-life / botanical still-life / allegorical painting / plot / attribution

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сергей Акимов

статья посвящена творческому наследию одного из наиболее значительных и своеобразных мастеров европейского натюрморта середины – второй половины XVII столетия – Отто Марсеуса ван Схрика. Благодаря ему в голландской живописи возник и утвердился специфический жанр «ботанического натюрморта», называемого также итальянским термином sottobosco.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the creative heritage of Otto Marceus van Schrick – one of the most significant and original masters of European still-life of the mid–second half of the XVII century. Because of him in Dutch painting emerged and established a specific genre of «Botanical still-life», also called the Italian term sottobosco.

Текст научной работы на тему «КАРТИНА ОТТО МАРСЕУСА ВАН СХРИКА В СОБРАНИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКА»

КАРТИНА ОТТО МАРСЕУСА ВАН СХРИКА В СОБРАНИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ

ХУДОЖНИКА

Сергей Акимов,

кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель МБУ ДО Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», г. Ншсний Новгород.

АННОТАЦИЯ: статья посвящена творческому наследию одного из наиболее значительных и своеобразных мастеров европейского натюрморта середины - второй половины XVII столетия - Отто Марсеуса ван Схрика. Благодаря ему в голландской живописи возник и утвердился специфический жанр «ботанического натюрморта», называемого также итальянским термином sottobosco.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: натюрморт, ботанический натюрморт, аллегорическая живопись, сюжет, атрибуция.

ABSTRACT: the article is devoted to the creative heritage of Otto Marceus van Schrick - one of the most significant and original masters of European still-life of the mid-second half of the XVII century. Because of him in Dutch painting emerged and established a specific genre of «Botanical still-life», also called the Italian term sottobosco.

KEYWORDS: still-life, botanical still-life, allegorical painting, plot, attribution.

Отто Марсеус ван Схрик (Otto Marseus van Schrieck, 1619/1620-1678) принадлежит к числу наиболее значительных и своеобразных мастеров европейского натюрморта середины - второй половины XVII столетия. Именно благодаря ему в голландской живописи возник и утвердился специфический жанр «ботанического натюрморта», называемого также итальянским термином sottobosco (англ. forest floor) и посвященного изображению трав, мхов, лишайников c населяющими их пресмыкающимися, земноводными и насекомыми. Произведения ван Схрика сочетают исключительную, достойную натуралиста точность передачи мельчайших деталей укромного мира подлеска и луга с символическим содержанием образов, напоминающих зрителям о борьбе зла и добра, подстерегающих человека опасностях и грехах, бренности земного существования. Разработанный им жанр находится на границе натюрморта и пейзажа. От первого идет композиционное решение с замкнутым, ограниченным пространством, показ растений и животных круп-

ным планом, внимание к подробностям; от второго - интерес к эффектам освещения и передаче световоздушной среды.

Наследие художника весьма обширно по количеству (особенно богаты его произведениями музеи Голландии и Германии) и уже на рубеже XIX - ХХ вв. привлекло к себе внимание исследователей, в частности А. Бредиуса. Колоссальный труд по выявлению, атрибуции и анализу произведений мастера был проделан Сюзанной Стеенсма (Б. Steensma), чья монография о ван Схрике увидела свет в 1999 году. Значительным событием стала выставка, организованная в 2017 году Государственным музеем Шверина и сопровождавшаяся каталогом, намного превосходящим задачу простого комментирования экспозиции [1]. Его авторы во главе с Геро Зе-елигом (С. Бее^) анализируют творчество художника в связи с развитием естествознания в XVII в., показывают эволюцию жанра sottobosco в живописи последователей ван Схрика. Тем самым творческий метод мастера, его образ-

Ч1Я* 0Е1НК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИПЛААНТЖВЙРИЯА

(Чир искусств

ныи репертуар, конкретные живописные приемы выяснены сеИчас с высокой степенью полноты. Однако существование многочисленных имитаций и подражаний, самые ранние из которых были изготовлены уже при жизни художника, заставляет внимательно присматриваться к каждой картине, связываемой с именем ван Схрика. Известны фальсификации в его манере, датируемые XVШ-XIX вв. Поэтому всестороннее изучение каждого приписываемого художнику произведения дает ценный материал к разграничению его подлинных работ и имитаций.

В отечественной искусствоведческой литературе информация о ван Схрике ограничивается немногими краткими характеристиками его творчества. И.В. Линник (1980) обозначает проблему имитаций как важнейшую в изучении его наследия. Ю.А. Тарасов (2004) рассматривает творчество живописца в общем контексте развития и внутрижанровой дифференциации голландского натюрморта [10], Ю.Н. Звездина (1997) - в связи с проблемами символики в старом европейском натюрморте [4]. Опубликовано несколько произведений мастера из российских музейных собраний: «Цветы, бабочки и змеи» из Государственного Эрмитажа [11, ил. 76, с. 170-171], две парные картины из музея-заповедника «Павловск», требующие дополнительных разысканий с точки зрения датировки [9, с. 80-81], «Змея и ласка на фоне пейзажа с руиной» из Ярославского художественного музея [12, с. 60-61]. Изощренным техническим приемам ван Схрика, нацеленным на максимально достоверное воспроизведение мелких природных форм, всякого рода лишайников, рисунка на крыльях бабочки или шкурке ящерицы, посвящена статья Т.В. Максимовой [6]. В этой же публикации автор, один из ведущих экспертов в области технологии классической европейской живописи, подробно аргументирует отклонение авторства Схрика относительно двух приписывавшихся ему картин из Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева и Серпуховского исто-рико-художественного музея.

Произведением О. Марсеуса ван Схрика обладает Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ). Это небольшая по размеру картина «Бабочки, ящерица и осенние листья» (1669, х., м., 60,5x49,5, инв. №Ж-952). Она подписана, датирована и является типичной для художника по изображенным мотивам и стилистике. Работа поступила из коллекции нижегородских дворян Шереметевых, пред-

ставителей младшей, не имевшей графского титула ветви прославленного рода. Этому собранию, хранившемуся до революции в расположенной на берегу Волги усадьбе Юрино Нижегородской губернии (ныне территория Республики Марий Эл), музей обязан значительной частью своего западноевропейского раздела. Оно представляло собой характерный образец дворянского коллекционирования и было чрезвычайно разнообразным по характеру и качеству входивших в него художественных предметов, а с подлинно значительными произведениями соседствовали посредственные работы и копии. В коллекции были представлены итальянская, голландская, фламандская, русская живопись, отдельные картины мастеров иных европейских школ, итальянская майолика XVI-XVII вв., французский, немецкий и английский фарфор XVШ-XIX вв., голландская мебель наборной работы по дереву XVII в., бронза эпохи ампира. В шере-метевском собрании имелись работы Д. ван Хей-ля, Ф. Воутерса, П. Мейленара, А. де Грейфа, Д. Винкбоонса и других фламандских и голландских мастеров [2].

V

О. Марсеус ван Схрик

Бабочки, ящерица и осенние листья (1669) Холст, масло, 60,5*49,5 см

Нижсегородский государственный художественный музей

ЧИ* аЕстикмэадународного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

Картина ван Схрика находится в постоянной экспозиции музея, вошла в каталог западноевропейского искусства, составленный С.В. Ванд-Поляк и П.П. Балакиным (1977), несколько раз вопроизводилась в альбомах, представляющих музейную коллекцию. В конце 2006 - начале 2007 года она была включена в экспозицию выставки, специально посвященной предметам западноевропейского искусства, происходящим из коллекции Шереметевых. Выставка сопровождалась каталогом [7], но он, как и издание 1977 года, содержит лишь минимальные сведения о произведениях, абсолютное большинство которых не становилось объектами целенаправленного исследования.

На полотне представлен тенистый уголок леса, где слева на первом плане помещен яркий куст трехцветного амаранта с желто-красными листьями, а рядом с ним - змея и ящерица, охотящиеся на порхающих над землей бабочек. Листья амаранта из-за их своеобразной окраски можно на первый взгляд принять за осенние, увядающие, что закрепилось в принятом названии картины. Лес погружен в сложный по цветовым оттенкам зеленовато-коричнево-серый сумрак, на фоне которого мотивы переднего плана выглядят особенно эффектно.

ных наук в Республике, где им не мешала цензура со стороны церкви, явилось одним из факторов возникновения «ботанического» натюрморта, как и одним из условий расцвета натюрморта с цветами и плодами. Находясь в 1650-х годах в Италии, ван Схрик был вхож в окружение известного коллекционера и мецената Кассьяно даль Поц-цо, не чуждого естественнонаучным занятиям, и заслужил от товарищей по Bentvueghels прозвище «Ищейка» за частые прогулки в окрестностях Рима в поисках мотивов. Н.Ю. Звездина полагает, что именно в Италии появились натюрморты с изображениями пресмыкающихся, распространившиеся затем в Голландии, и приводит в качестве примера произведения неаполитанского художника Паоло Порпоры (161 7-1673) [4, с. 60]. Однако с уверенностью можно утверждать об обратном влиянии: в 1650-х годах Порпора жил в Риме, где мог не только видеть произведения ван Схрика, но и общаться с ним (голландец уехал на родину в 1657 году). Очевидно, именно в римский период неаполитанский мастер начал писать цветы, травы и их обитателей, и эти работы по манере отличаются от его ранних произведений. В произведениях и ван Схрика, и Порпоры «природа передана с точностью натуралиста и с живым воображением мастера, запечатлевшего свое взволнованное восприятие сокровенной жизни земли» [5, с. 61]. При этом итальянский живописец вовсе не стремился прямо подражать голландскому коллеге, оставаясь глубоко самобытным. Мнения, что именно ван Схрик оказал

Паоло Порпора Натюрморт с грибами Холст, масло, 87x119 см Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

В творчестве ван Схрика встретились две тенденции в развитии голландской культуры XVII столетия: глубокий интерес к естественнонаучным знаниям и не менее глубокая приверженность к морально-дидактическому символизму и эмблематике. Интенсивное развитие естествен-

П. Порпора

Жизнь животных в природе (ок. 1670) Холст, масло, 72*96,5 см Государственный музей, Шверин

VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1Н№ОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

воздействие на Порпору, а не наоборот, придерживаются и видный искусствовед-итальянист В.Э. Маркова (2002), и устроители упомянутой выше шверинской выставки [1, р. 84].

Вернувшись в Голландию, ван Схрик обосновался в окрестностях Амстердама и организовал в своей усадьбе Ватеррейк богатый террариум. В описи его имущества 1678 году фигурируют многочисленные этюды экзотических растений, бабочек, змей и прочих мелких тварей, что свидетельствует о научном интересе как основе возникновения произведений подобной тематики (см. образцы его ботанико-энтомологических зарисовок в каталоге упомянутой выше выставки [1, р. 156-161]). С другой стороны, композиции подобного типа, как и иные разновидности голландского натюрморта, имели назидательный подтекст. Не соствляет исключение и «нижегородская» картина. Здесь соседствуют характерные для ван Схрика персонажи и мотивы: змея, являющаяся древним символом коварства и опасности, подстерегающего человека греха; бабочка, означающая человеческую душу; ящерица - знак смерти. Амарант - не только эффектный декоративный мотив, но и символ бессмертия. Прежде, следуя за устоявшимся названием кар-

тины, мы неверно считали якобы осенние листья намеком на неизбежные увядание и смерть. В действительности смысл мотива оказался, как видим, противоположным. Это растение встречается в нескольких работах ван Схрика [1, р. 86, 183, 204] и выступает там, очевидно, в том же значении. Итак, налицо морально-дидактический смысл созданного художником образа, раскрывающего христианские идеи греха и надежды на вечное спасение души.

Ближайшую аналогию по аллегорическому содержанию представляет известная композиция «Цветы, бабочки и змеи» из коллекции Эрмитажа (х., м., 72x62, инв. №3438), в котором собраны вместе те же животные, что и в картине из НГХМ, а также растения, являющиеся традиционными символами бренности: мак, нарциссы, пестрый тюльпан, синий вьюнок-однодневка. Пирамида может как намекать на смерть, обозначая гробницу, так и означать постоянство и вечность. Ю.Н. Звездина отмечает связь этой композиции с эмблемой из вышедшего на рубеже XVI-XVII вв. и пользовавшегося популярностью сборника И. Ка-мерария [4, с. 62]. Поскольку на «нижегородском» полотне не изображено ярких цветов, оно более сдержанно по колориту, чем картина из Эрмитажа, но для обеих работ характерно затененное пространство, мягко контрастирующее с освещенным передним планом. Подобное решение можно нередко встретить у ван Схрика, пристально интересовавшегося переходным состоянием освещения, когда яркий свет почти угас или с трудом проникает в затененный уголок у самой земли, но цвета еще не утратили своей насыщенности.

На ключевую проблему атрибуции произведений О. Марсеуса ван Схрика указала еще И.В. Линник в ставшей классической монографии «Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин» (1980): имитации и подражания, выполненные немецкими художниками и появившиеся уже при жизни голландского мастера. Композиции в его мане-

О. Марсеус ван Схрик Цветы, бабочки и змеи Холст, масло, 72х62 см Государственный Эрмитаж, тербург

Санкт-Пе-

ТИ* аЕстикмэадународного шстиряа «токацулгА

(Чир искусств

К.В. де Гамильтон (?) Мертвые птицы у куста чертополоха Дерево, масло, 42х55 см Государственный музей изобразительных кусств им. А.С. Пушкина, Москва

вана в нескольких фундаментальных изданиях и известна за рубежом. В 2008 году музей опубликовал научный каталог своего зарубежного собрания. «Куст репейника» был всесторонне исследован сотрудницей СГХМ Т.Е. Савицкой и Т.В. Максимовой. Было установлено, что имеет место фальсификация.

Сюжет типичен для художника, композиционное решение находит сходство с подлинными его работами, к тому же имеются подпись и дата. Однако подпись выполнена поверх затеков лака, загрязнений и кракелюра, ее орфография не соответствует нидерландскому написанию Otto Marseus van Schrieck; техника живописи резко отличается от той последовательности ведения работы над картиной и

ис-

ре писал, начиная с 1660-х годов, работавший в разных городах Германии выходец из Шотландии Франц де Гамильтон. Долгое время приписывавшаяся ван Схрику картина «Мертвые птицы у куста репейника» (точнее «Мертвые птицы у куста чертополоха», инв. № 1695) из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина была переатрибутирована И.В. Линник Ф. де Гамильтону. Однако позднее по технико-технологическим признакам, среди которых наличие берлинской лазури (производимой с 1704 года) и не характерный для XVII в. коричневый грунт, выяснилось более позднее время создания картины. Л.Ю. Савинская отнесла ее к наследию Карла Вильгельма де Гамильтона (1668-1754) [8, с. 85-87]. «Схриковским» по мотивам и композиции произведением «Бабочки и ящерица» (инв. № 1805) представлен в ГМИИ им. А.С. Пушкина Иоганн Фальх (1 687-1 727).

Имитировать произведения ван Схрика продолжали на рубеже XVIII - XIX вв., о чем свидетельствуют результаты исследования картины «Куст репейника» (х., м., 40,7*55,8, инв. № Ж-59) из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева. Как произведение ван Схрика она была опублико-

И. Фальх

Бабочки и ящерица Медь, масло, 36*29 см

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Неизвестный художник

Имитация в манере О. Марсеуса ван Схрика

Куст репейника

Конец XVIII - начало XIX в.

Холст, масло, 40,7х55,8 см

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

конкретных приемов, что использовались голландскими живописцами, материалы относятся к концу XVIII - началу XIX в. [3, с. 212-213].

Сделанное в Саратовском музее открытие заставляет более внимательно отнестись к вопросу о достоверности авторства нижегородской картины. К сожалению, технико-технологическое исследование полотна «Бабочка, ящерица и осенние листья» не проводилось. Стилистический анализ и особенности живописной техники, различимые при визуальном осмотре, а также высокое качество произведения вроде бы не дают оснований сомневаться в подлинности произведения. Здесь не просто собраны вместе типичные для ван Схрика мотивы, как в имитациях из Саратова и Серпухова, а создан полный драматизма образ, позволяющий заглянуть в таинственную жизнь лесного покрова и напоминающий о вечной борьбе в природе, об опасностях и искушениях, подстерегающих человека, о бессмертии души.

ЛИТЕРАТУРА

1. Seelig G. Medusa's Menagerie. Otto Marseus van Schrieck and the Scholars. With contribution by E. Jorink, B. van de Roemer, K. Leonhard. Catalogue of Exhibition. Staatliches Museum Schwerin, 7 July -15 October 2017, Rijksmuseum Twenthe, Enschede, 5 November 2017 -11 March 2018. Munich, Hirmer Verlag, 2017. - 223 p., ill.

2. Акимов С.С. Произведения фламандской и голландской живописи XVII века из собрания Шереметевых в Нижегородском государственном художественном музее // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы XIX научной конференции. М., Объединение Магнум Арс, 2015. С. 152-156.

3. Зарубежное искусство. Живопись. Рисунок. Скульптура. Шпалеры. / Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Каталог собрания. Т. 2. Научн. редакторы Л.П. Красноперова, Л.В. Пашкова. Саратов, 2008. - 503 с., ил.

4. Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., Наука, 1997. - 160 с., ил.

5. Знамеровская Т.П. Неаполитанская живопись первой половины XVII века. М., Искусство, 1978. - 109 с. + ил.

6. Максимова Т.В. Поздние модификации творческого метода Отто Марсеуса ван Схрика // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы XIII-XIV научных конференций. М., Объединение Магнум Арс, 2011. С. 28-36.

7. Произведения западноевропейского искусства из собрания П.В. Шереметева. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Из фондов Нижегородского государственного художественного музея. Каталог выставки. Автор вступ. ст. И.Н. Кузнецова, сост. И.Н. Кузнецова, Л.Д. Галузинская. Нижний Новгород, Деком, 2006. - 56 с., ил.

8. Савинская Л., Садков В., Познанская А. Германия, Австрия, Швейцария. XV-XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция. XVIII-XX века. / Государственный музей изобразительный искусств им. А.С. Пушкина. Собрание живописи. М., Красная площадь, 2009. - 479 с., ил.

9. Стадничук Н.И. Живопись Голландии и Фландрии XVI - XVIII веков / Государственный музей-заповедник «Павловск». Полный каталог коллекций. Т. V. Вып. I. СПб., ГМЗ «Павловск», 2009. - 147 с., ил.

10. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. СПб., изд. СПбГУ, 2004. - 166 с., ил.

11. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII в. в собрании Государственного Эрмитажа. М., Изобразительное искусство, 1990. - 175 с., ил.

12. Ярославский художественный музей. Научн. редактор Л.Л. Юрова. Ярославль, 2016. - 149 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.