RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism ISSN 2312-9220 (Print); ISSN 2312-9247 (Online)
2022 Vol. 27 No. 4 686-694
Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика http://journals.rudn.ru/literary-criticism
DOI 10.22363/2312-9220-2022-27-4-686-694 УДК 82.01
Научная статья / Research article Картина мира в романе Ю. Полякова «Совдетство»
ц. Хэ
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1 ^ [email protected]
Аннотация. Анализируется художественная картина мира, запечатленная в романе Ю. Полякова «Совдетство». Цель работы - раскрытие принципов создания Ю. Поляковым модели мира СССР 1960-х годов. В исследовании используются описательный метод и компонентный анализ. Делается вывод, что предмет описания Ю. Полякова в романе «Совдетство» не ограничивается воспоминаниями и жизненными перипетиями главного героя. Писатель также воспроизводит общественные отношения между людьми: отношения между родственниками, соседями и коллегами, отношение советских людей к власти. Если рассматривать все произведения Ю. Полякова в контексте единого текста, то «Совдество» как хронологически более раннее произведение является ключом к пониманию прочих произведений писателя, так как в этом романе писателем объясняется происхождение некоторых парадоксальных явлений, о которых пойдет речь в других произведениях. Помимо художественного анализа текста, рассмотрена историческая ценность романа, в котором автор предлагает читателям более нейтральную точку зрения на Советский Союз.
Ключевые слова: картина мира, Ю. Поляков, советское детство, процесс взросления ребенка
Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
История статьи: поступила в редакцию 11 октября 2022 г.; откорректирована 21 ноября 2022 г.; принята к публикации 15 декабря 2022 г.
Для цитирования: Хэ Ц. Картина мира в романе Ю. Полякова «Совдетство» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27. № 4. С. 686-694. http://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-4-686-694
The picture of the world in the novel by Yu. Polyakov "Sovchildhood"
Jinhua He
Lomonosov Moscow State University, 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation ^ [email protected]
Abstract. The work is devoted to the analysis of the artistic picture of the world captured in Yu. Polyakov's novel "Sovchildhood." The purpose of the study is to reveal the principles of the creation by Yu. Polyakov of the model of the USSR world of the 1960s. The descriptive
© X3 L(„ 2022
lice) ©@ I work's licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Kal^S https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode
method and component analysis were used. The author concluded that the subject of the description of Yu. Polyakov in the novel "Sovchildhood" is not limited to the memories and life vicissitudes of the protagonist. The writer also reproduces social relations between people: relations between relatives, neighbors and colleagues, the attitude of Soviet people to power. If we consider all the works of Yu. Polyakov as a single text, then "Sovchildhood," as a chronologically earlier work, is the key to understanding other works of the writer, since in that novel the writer explains the origin of some paradoxical phenomena that will be discussed in other works. In addition to the artistic analysis of the text, the historical value of the novel, in which the author offers readers a more neutral point of view regarding the Soviet Union, is discussed.
Keywords: picture of the world, Yu. Polyakov, soviet childhood, child growing-up process
Conflicts of interest. The author declares that there is no conflict of interest.
Article history: submitted October 11, 2022; revised November 21, 2022; accepted December 15, 2022.
For citation: He, J. (2022). The picture of the world in the novel by Yu. Polyakov "Sovchildhood". RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 27(4), 686-694. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-4-686-694
Введение
В сентябре 2021 года вышел новый роман Юрия Полякова «Совдет-ство». В романе автор воспроизводит советский быт 1960-х годов, давая читателям среднего и старшего поколений повод вспомнить свое собственное детство, а молодое поколение - знакомит с жизнью в СССР того периода. Критик И. Голубничий в статье «Родина сердца: о романе Юрия Полякова „Совдетство"» высоко оценивает реалистическое описание писателем советского быта. Ему, как бывшему советскому человеку, эти воспоминания очень близки.
Повествование ведется от лица двенадцатилетнего мальчика, который живет с родителями в общежитии маргаринового завода. Действие разворачивается летом 1968 года, за два дня до поездки на море. В центре повествования - описание подготовки мальчика к летнему отдыху. Почти каждый эпизод из жизни главного героя вызывает у него много воспоминаний о соседях, одноклассниках, родственниках, местах и историях из более раннего детства. Пространство деятельности героя романа от комнаты, где он живет, расширяется до соседних дворов и магазинов в центре города, от семьи до общества.
Стоит заметить, что основой сюжета романа и предметом изображения в «Совдетстве» оказывается личный опыт самого автора. Писатель сам подтверждает это в одном из интервью. Почти у всех персонажей романа есть реальные прообразы. В образе главного героя Юры Полуякова легко угадывается сам Юрий Поляков. Имена, работа, характер и жизненный опыт родных и близких главного героя перекликаются с таковыми у людей из действительности. Можно сказать, что отличительным признаком творения Ю. Полякова является реалистическое изображение быта общества. В биографии «Юрий Поляков. Последний советский писатель», изданной в 2017 году, Ольга Ярикова подробно рассказывает, какие именно эпизоды в опубликованных произведениях взяты писателем из его жизни. Безусловно, новый роман Ю. Полякова продолжает эту традицию.
Обсуждение
Воспоминания о советском детстве
Как пишет Ю. Лотман в монографии «Структура художественного текста»: «будучи пространственно ограниченным, произведение искусства представляет собой модель безграничного мира» (Лотман, 1970, с. 204). В романе Ю. Полякова «Совдетство» автором словно фиксируется быт отдельной столичной семьи, на примере которой показываются общественные отношения и мировоззренческие установки советских людей в конце 1960-х годов. В какой-то степени это изображение картины мира советского человека того периода.
Говоря о картине мира в художественном произведении, М. Дедина утверждает: «описание картины мира и восприятие ее как способа познания окружающей действительности, проявляющейся в художественном произведении, позволяет говорить об авторском субъективном видении и отражении определенного пространства, реального или вымышленного» (Дедина, 2020, с. 322). В романе «Совдетство» Ю. Поляков создает модель мира с точки зрения двенадцатилетнего мальчика и делится своими личными представлениями с читателями. Во-первых, смотреть на мир глазами двенадцатилетнего ребенка немного смешно, но это чувство знакомо каждому. Чтение романа возвращает читателей в далекое детство. Во-вторых, автор предоставляет читателям уникальную возможность познакомиться с процессом формирования мировоззрения у молодого советского поколения. Если рассматривать все произведения Ю. Полякова как единый текст, то в романе «Совдетство» писателем объясняется происхождение некоторых парадоксальных явлений, о которых пойдет речь в других произведениях. В-третьих, через внимательные наблюдения двенадцатилетнего героя за взаимоотношениями между родителями, соседями по общежитию и другими взрослыми, их разным отношением к власти раскрывается система ценностей советского общества.
Подзаголовок данного романа «Книга о светлом прошлом» говорит о многом. В русском языке есть распространенное выражение «светлое будущее». Вспоминая о своем детстве в СССР, писатель употребляет эпитет «светлое». В первую очередь это можно объяснить тем, что детство считается самым простым и прекрасным периодом в жизни человека. К взрослым никогда не вернутся те детские качества: бескорыстие, наивность и любопытство по отношению к окружающему миру. К тому же советское время все-таки имеет свою уникальность, которая ощущается как что-то очень далекое в постсоветском обществе. Все это уникальным образом отразил в своем новом произведении Ю. Поляков.
На страницах романа «Совдетство» Ю. Поляков затрагивает важную тему - психосексуальное развитие детей, которое является важным этапом в развитии человека. Стараясь уклониться от разговоров на эту тему, взрослые по-разному уклончиво называют секретную часть тела: «глупости», «петушок», «женилка» или «мужское достоинство» (Поляков, 2021, с. 96). Однако это не помогает уменьшить интерес детей к телу человека. Еще в детском саду малолетнего героя поражает нагота воспитательницы, которая собирается принимать душ после мытья детей. В бане мальчик обнаруживает, что мужчины отличаются не только лицами, фигурами, прическами, но и ин-
тимной частью тела. Повзрослев, мальчик начинает стесняться того, что соседка, курящая на площадке общежития и одетая лишь в халат, вызывает у него сексуальную реакцию. И так без участия родителей и учителей происходит половое просвещение героя романа.
Писатель также изображает весьма простую и прекрасную детскую любовь, которую каждый ребенок может испытывать. Для детей привязанность к другому ребенку исключительно бескорыстна. Они могут влюбляться по наивным причинам. Наш герой Юра любит соседку по парте Шуру Казакову, потому что она хорошо «руководствует» им в танцах, у нее ярко-зеленые глаза и от нее приятно пахнет. Хотя Шура относится к герою с прохладцей, Юра всегда готов делать ей подарки. В прошлом году мальчик привез любимой девочке большую раковину, которую достал собственными руками с самого дня моря. И в летние каникулы Юра тайком положил букет васильков на почтовой ящик семьи Шуры. Таким образом Ю. Поляков раскрывает суть любви, забытую многими взрослыми: любовь - это отдавать, а не брать.
К подобным деталям, напоминающим читателям о «светлом детстве», можно добавить следующее: герой романа Юра многократно отвлекает внимание родителей глупыми вопросами, чтобы они не ссорились; он стесняется носить новую одежду, опасаясь того, что это вызывает смех у сверстников; он мечтает изобрести нереальные вещи, например взрослеющую вместе с хозяином и видоизменяющуюся согласно последней моде одежду; или стать путешественником-первопроходцем; боясь наказаний, ребенок не смеет признаться в своих ошибках; с возрастом мальчик начинает стесняться произносить слово «мама» или «мамочка»; после уроков герой романа играет с друзьями в детские игры, например в рыцарские турниры, казаки-разбойники; летом он с большой радостью сжигает тополиный пух; иногда мальчики злорадно разоряют коллекции фантиков и бусинок девочек. Детству также свойственно смешное тщеславие: добыв вызывающее зависть не только окружающих детей, но и взрослых, мороженое из ГУМа, Юра «не спешил, всем видом показывая: может быть, для приезжих это и событие, а для меня, коренного москвича, „кремлевский пломбир" - обычная пища, даже слегка поднадоевшая» (Поляков, 2021, с. 253).
Детство заканчивается, когда окружающие перестают относиться к тебе как ребенку. Для нашего Юры этот момент наступает, когда грузчик хлебного фургона Семен Иванович отказывается бесплатно угощать Юру орешками, оставшимися на пергаменте от сладких булочек и хлеба. В конце романа герой уже сознательно поступает «по-взрослому». Во-первых, он помогает маме решить проблему с букетом васильков, подаренным ее ухажером. Во-вторых, когда мать предупреждает его, чтобы он не лазил по плитам в новой курточке, Юра отвечает: «Не волнуйся! Я теперь такой ерундой не занимаюсь!» (Поляков, 2021, с. 382). Так Ю. Поляков показывает читателям картину мира в глазах двенадцатилетнего ребенка и процесс его взросления.
Отношение детей к СССР
Кроме воспоминаний о светлом детстве, Ю. Поляков также демонстрирует отношение детей того времени к коммунистической идеологии. В малолетние годы представление о коммунизме у детей наивно и просто-
душно. Они верят всему, что сообщается в пропаганде. Однако по мере взросления дети постепенно начинают обнаруживать несоответствия между идеологией и реальностью.
Под влиянием пропаганды наш герой Юра в четвертом классе написал в сочинении, что хочет стать революционером, как Бакунин или Бауман, но учительница Ольга Владимировна отговорила его, «поскольку царь давно свергнут, а народ освобожден, нужда в революционерах на просторах СССР отпала сама собой» (Поляков, 2021, с. 181). Раньше Юре Советский союз казался самой хорошей страной, где, в отличие от Америки, не знают безработицы. Но жизнь незаметно подтачивает подобные представления героя романа. Например, мальчика удивляет тот факт, что Вилена Григорьевна, мама одного из одноклассников, работает цензором в издательстве. Раньше он думал, что цензура существовала только во время Пушкина и Лермонтова, совсем не ожидая ее существования в СССР. Соседка Алексеевна, бабушка «из бывших», рассказывает Юре, как роскошно люди жили при царе, а их скромное общежитие было особняком, где от самой входной двери был расстелен ковер. На вопрос, куда подевались ковры, сосед дядя Коля отвечает, «рабочему классу не нужны» (Поляков, 2021, с. 112). Но такой ответ не может устроить Юру, потому что он видел, как радовалась бабушка Груни, когда выиграла ковер в лотерею. Это событие также заставляет героя сомневаться в правдивости официальной пропаганды. Статус рабочих в стране тоже вызывает сомнение у нашего героя. В классе учитель по истории любит говорить, что если ученики плохо учатся, то им останется в будущем работать только дворниками. Юре сложно понять, почему если дворник относится к числу правящих пролетариев, всем стыдно быть дворником. Если пролетарии самые главные в Советском Союзе, то почему директор завода главнее рабочего?
В своем романе Ю. Поляков детально показывает, как двенадцатилетний ребенок испытывает сомнения в правдивости государственной пропаганды. Это дает читателям понять, почему некоторые взрослые из романа, например отец героя Тимофеич и дядя Башашкин, скептично относятся к советской идеологии. В. Пищальникова в своей монографии «Психопоэтика» утверждает: «Анализ литературного творчества определенного писателя позволяет не только сделать выводы о концептосфере автора, но помогает на этой основе лучше понять концептосферу того народа, представителем которого выступает автор» (Пищальникова, 1999, с. 4). Можно сказать, что центральное действующее лицо романа Юра Полуяков фактически является представителем целого поколения советских людей, которые, осознавая несоответствия между идеологией и реальностью, и шаг за шагом теряют веру в коммунизм.
Роман «Совдетство», как более раннее с точки зрения описываемых событий произведение, объясняет предпосылки многих явлений, которые писатель уже затрагивал в своем творчестве. Прочитав этот роман, читатели лучше поймут кажущиеся парадоксальными явления в других произведениях. Например, М. Голубков в своей монографии отмечает «двоемыслие, представление о том, что можно говорить на комсомольском собрании и что дома или с друзьями» в повести «ЧП районного масштаба» (Голубков, 2021,
с. 214). Существование двух дискурсов можно объяснить несоответствием официальной идеологии и реальной жизни. А на примере Пейзанки, персонажа из повести «Парижская любовь Кости Гуманкова», можно увидеть возможные последствия советской агитации. Мария Макаровна Паршина, по прозвищу Пейзанка, работает бригадиром доярок. Как представитель колхозного крестьянства, она получила путевку в Париж. Увидев первый раз в жизни такую разнообразную джинсовую одежду в парижском супермаркете, Пейзанка не выдержала столкновения с «жестокой реальностью» развитой капиталистической страны и безутешно зарыдала. Заместитель руководителя спецтургруппы сделал такой вывод: «Если человек не был в Венгрии, на худой конец - в Чехословакии, на Запад его пускать нельзя! Это же психическая травма!» (Поляков, 2004, с. 137). Эта история убедительно доказывает несостоятельность советской пропаганды.
Общественные отношения в СССР
Предмет описания Ю. Полякова в романе «Совдетство» не ограничивается воспоминаниями и жизненными перипетиями главного героя. Писатель также изображает общественные отношения между людьми: отношения между родственниками, соседями и коллегами, отношение советских людей к власти. Таким образом воссоздается мировоззрение советских людей и культурно-исторический облик 1960-х годов. Как пишет Р. Мусат: «Инструментарий картины мира выражен через атрибутивные категории, передающие смыслы пространственно-временных, нравственно-этических концептов» (Мусат, 2015, с. 20). Эти нравственно-этические отношения тоже служат важным аспектом картины мира, воспроизведенной писателем в романе.
Семья героя романа состоит из четырех человек: мать Лида, секретарь партбюро завода; отец Тимофеич, заводской электрик; младший брат Саша, которого герой-повествователь часто называет «вредителем» и сам Юрка Полуяков. Мать Лида обладает яркими организаторскими способностями и отличается сочувствием к окружающим людям. Она за одну ночь собрала 15 заявлений от жильцов, чтобы вызвать в общежитие бригаду из санэпидемстанции. Когда кассирша столовой Люба проторговалась, Лида щедро пожертвовала ей 5 рублей. Как и большинство советских людей, она искренне верит правительству и партии, настаивая на том, что государство обязательно вернет деньги по облигациям. Отец Тимофевич отличается от своей жены и отношением к жизни, и политическими взглядами. Он любит играть в домино и выпивать, поэтому часто тайком выносит спирт с завода. У него мрачный взгляд на других людей и на советскую действительность. Он считает, что в торговом техникуме учат обвешивать и обсчитывать население. Его немного циничное отношение ко всему хорошо передается словом «усмехаться». При описании реакции отца на разные события писатель употребляет этот глагол четырнадцать раз.
Отношение народа к коммунизму оказывается двояким. С одной стороны, многие люди, например, сам Юрка и мать Лида, наивно верят в непременное построение коммунизма к 1980 году. Юра думает, что при коммунизме по улице будут ездить бесплатные такси, и у взрослых больше не будет повода завидовать дяде Фомину, владельцу единственной машины во
дворе; при коммунизме детям не придется страдать из-за недостатка денег на стрижку после незапланированной покупки какой-либо вещи, как ему самому. А читатели из XXI века с грустью понимают, что наивные мечты этого двенадцатилетнего мальчика никогда не сбудутся. С другой стороны, советские люди осознают разницу между Советским Союзом и Западом, знают, что советское плановое хозяйство не успевает за ростом потребностей населения. Например, дядя Башашкин подшучивает над Лидой, затруднившейся в выборе холодильника, «если бы Лида жила на Западе, то давно бы спятила, потому что там в продаже не пять-шесть, как у нас, а сто видов холодильников» (Поляков, 2021, с. 31). Более того, продавец в Детском мире объясняет недостаток товаров отставанием планового хозяйства от ускорения роста детей в стране.
Помимо описания семейной жизни, повествовательная ткань романа пронизана деталями коллективной жизни общежития. Писатель изображает навсегда исчезнувший быт советской жизни. На общей кухне женщины режут большими ножами скрипучие кочаны капусты и морковь, складывая их в дубовые бочки. На перегородке мужского туалета написаны нехорошие слова и нарисованы неприличные рисунки. Во дворе мужчины, громко споря о политике, играют в домино. В углу двора работницы столовой, засучив рукава, быстро и ловко чистят картошку. К описанию быта еще добавлено описание дружеских отношений между людьми. Когда кассирша столовой завода Люба проторговалась на немалую сумму, почти все жители заводского общежития собирали для нее в складчину. Мама Лида втихаря добавила два рубля к разрешенной мужем сумме. Даже охранник общежития внес небольшие деньги в кассу взаимопомощи. Серьезный и мрачный Тимофеич оказывается тоже очень добрым. Чтобы помочь знакомому изготовить инструмент для сбора целебных грибов, он по частям выносил с завода материал. Хотя за это ему пришлось отдать спирт охранникам, но со знакомого он ничего за помощь не взял. Взаимопомощь между людьми является присущей особенностью советского общества.
Другие аспекты советской жизни
Кроме воспроизведения жизни ушедшей эпохи, автор также ставит под вопрос сам смысл революции. В соседнем дворе живет бывшая революционерка. Старуха всегда ходит с недовольным лицом и часто читает библию на крыльце дома. Это вызывает у героя романа недоумение: «Разве может человек, воплотивший свои самые светлые мечты, жить с таким кислым видом?» (Поляков, 2021, с. 127). Читатели могут попытаться самостоятельно ответить на этот вопрос, оставленный в романе без ответа. Либо социальный строй, созданный в Советском Союзе, не такой, как она хотела в самом начале, либо бывшая революционерка, потеряв веру в коммунизм, обратилась к прежней религии. А соседка по общежитию Алексевна, «бабушка из бывших», говорит, что царя свергли потому, что «Бес людей попутал. Бог за неблагодарность наказал» (Поляков, 2021, с. 110). Эти два персонажа представляют группу людей, у которых чувствуется ностальгия по дореволюционной России и отрицательное отношение к коммунизму.
В романе «Совдетство» писателем затрагиваются еще и такие общественные проблемы в советском обществе, как нехватка жилплощади, воровство на заводах, товарный дефицит в магазинах, психологическая травма старшего поколения как результат периода культа личности Сталина. Все эти поднимаемые в романе проблемы могут вызвать большой резонанс среди читателей, которые родились и выросли во времена СССР.
В какой-то мере в романе «Совдетство» показывается также и процесс расширения города Москвы. Старые и низкие дома убирают, чтобы освободить место для новых зданий. Многодетная семья друга главного героя уехала из Москвы после того, как был снесен старый дом, в котором они жили. Около подъезда бабушки место, где стояли старые дома, расчищают бульдозером, и тут будет построено новое высотное здание. По словам взрослых, общежитие, где живет семья Юрки, тоже скоро расселят.
Заключение
Как и в других произведениях автора, в романе «Совдетство» Ю. Поляковым показана жизнь советских людей в 1960-е годы. Повествовательная ткань романа пронизана деталями небогатой, но довольно спокойной, даже счастливой жизни обычной рабочей семьи. В современной России существует мнение, что советский строй нужно категорически порицать, что в Советском Союзе люди страдали, и были лишены свободы. В своем творчестве Поляков вскрывает недостатки социалистического общества: товарный дефицит, воровство и другие проблемы, но в то же время он не отрицает присущие советским людям добродушие, доверчивость, и исключительную систему взаимопомощи. Ю. Поляков предлагает читателям более нейтральную точку зрения на Советский Союз, который вполне можно называть великим экспериментом всего человечества. В этом и состоит ценность творчества писателя-реалиста Ю. Полякова.
Список литературы
Голубков М.М. Зачем нужна русская литература? Из записок университетского словесника. М.: Прометей, 2021. Голубничий И.Ю. Родина сердца: о романе Юрия Полякова «Соведетство» // Камертон.
2021. URL: https://webkamerton.ru/2021/12/rodina-serdca (дата обращения: 02.12.2022). Дедина М. С. Художественная картина мира в романах Аржана Адарова // Studia Litte-
rarum. 2020. Т. 5. № 4. C. 320-337. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. Мусат Р.П. Художественная картина мира в системе картины мира // Гуманитарные и
социальные науки. 2015. № 4. С. 19-28. Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул, 1999.
ПоляковЮ.М. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2. Повести и рассказы. М.: РОСМЭН, 2004. Поляков ЮМ. Совдетство. М.: АСТ, 2021.
Ярикова О.И. Юрий Поляков. Последний советский писатель. М.: Молодая гвардия, 2017.
References
Dedina, M.S. (2020). Artistic picture of the world in the novels of Arzhan Adarov. Studia
Litterarum, 5(4), 320-337. (In Russ.) Golubkov, M.M. (2021). Why do we need Russian literature? From the notes of the university
linguist. Moscow: Prometei Publ. (In Russ.) Golubnichiy, I.Yu. (2021). Homeland of the heart: About Yuri Polyakov's novel "Sovchildhood." Kamerton. (In Russ.) Retrieved December 2, 2022, from https://webkamerton.ru/2021/12/rodina-serdca Lotman, Yu.M. (1970). The structure of the artistic text. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.) Musat, R.P. (2015). Artistic picture of the world in the system of the picture of the world.
Humanitarian and Social Sciences, (4), 19-28. (In Russ.) Pishchalnikova, V.A. (1999) Psychopoetics. Barnaul. (In Russ.)
Polyakov, Yu.M. (2004). Collected works. Vol. 2. Stories and stories. Moscow: Rosman Publ. (In Russ.)
Polyakov, Yu.M. (2021). Sovchildhood. Moscow: AST Publ. (In Russ.) Yarikova, O.I. (2017). Yuri Polyakov. The last Soviet writer. Moscow: Molodaya Gvardiya Publ. (In Russ.)
Сведения об авторе:
Хэ Цзиньхуа, аспирант, кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. ORCID: 0000-0001-7565-906X. E-mail: [email protected]
Bio note:
Jinhua He, postgraduate student, Department of Modern Russian Literature and Contemporary Literary Process, Lomonosov Moscow State University. ORCID: 0000-0001-7565-906X. E-mail: [email protected]