Научная статья на тему 'Карта раннесредневековой Европы согласно «Армянской географии» или «Ашхарацуйц»-у'

Карта раннесредневековой Европы согласно «Армянской географии» или «Ашхарацуйц»-у Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
865
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карта раннесредневековой Европы согласно «Армянской географии» или «Ашхарацуйц»-у»

УДК 911.2

КАРТА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ СОГЛАСНО "АРМЯНСКОЙ ГЕОГРАФИИ" ИЛИ "АШХАРАЦУЙЦ"-У

А.Ж. Арутюнян

а ля анализа политического и административного состояния ран-несредневековой Европы немало-играют сведения, сохранившиеся в "Армянской географии" (или "АшхарИацуйц'-е). Изучая этот первоисточник в заданном аспекте, в первую очередь следует тщательно разобраться в вопросах его хронологии.

До сих пор не угасли споры об авторстве "Ашхарацуйц"-а и времени его создания. Большую роль в исследовании этого важного документа сыграл акад. С.Т. Еремян, определивший VII в. временем написания "Ашхарацуйц"-а и приписывающий данному источнику авторство Ширакаци [1, с. 7-29]. Выводы и заключения С.Т. Еремяна основываются на герменевтическом подходе к анализируемому материалу.

До С.Т. Еремяна вопросами "Ашхара-цуйц"-а занимались К.П. Патканов, приписывавший авторство рассматриваемого источника армянскому историографу V в. Мовсесу Хоренаци, и Я.А. Манандян, пришедший к выводу, что "Ашхарацуйц" был создан в IX в. М. Хоренаци [2, 3]. Я.А. Манандян сделал сомнительное предположение, что Хоренаци жил и творил в IX в., что обосновывало его точку зрения. В настоящее время факт, что Хоренаци, автор "Истории Армении" и "Книги хрий", однозначно жил и творил в V в., доказан и не вызывает никаких сомнений. А дискуссии по поводу авторства "Ашхарацуйц"-а продолжаются.

Другой исследователь, ученик С.Т. Еремяна, Б.А. Арутюнян подверг сомнению логические выводы своего учителя, совершенно неаргументированно и необоснованно утверждая, что автором рассматриваемого первоисточника мог быть только Хоренаци. Создается впечатление, что ученый руководствуется не целью пролить свет на спорный

Арутюнян Акоп Жораевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Ереванского государственного университета, 0025, Армения, г. Ереван, ул. Абовяна, 52, е-шаП: hakobinna@rambler.ru, т. (374)010624191, (374)010544392.

вопрос, а идеей отрицания точки зрения С.Т. Еремяна. Впрочем, такой подход характерен для всех трудов Б.А. Арутюняна [4]. Наконец, Э.Л. Даниелян после долгого и всестороннего изучения пришел к выводу, что "Ашхарацуйц" - неоднородное произведение, состоящее из двух слоев, а именно: написано Хоренаци в V в., а окончательно отредактировано Ананием Ширакаци в VII в. [5-7; 8, с. 258-312]. Этот вывод подтверждается и результатами наших исследований. Мы размышляли следующим образом.

Хоренаци пишет, что получил образование в египетской Александрии. Незадолго до возвращения на родину не стало его учителя, М. Маштоца - создателя армянской письменности, умершего в 440 году. После приезда он, естественно, не сразу приступил к изложению своих сочинений, поскольку для сбора материалов требовалось определенное время [9]. Предполагают, что Хоренаци родился приблизительно в 410-415 годах, а умер в конце V в. Эти факты косвенно доказывают, что древнеармянский историограф не мог быть единственным автором "Ашхара-цуйца". Почему? При Хоренаци на международной арене доминировали два государства -Сасанидский Иран и Римская империя. Древ-неармянский историограф в своей "Истории" неоднократно упоминает о существовании этих государств, однако в "Ашхарацуйц"-е о них нет никаких сведений [10, 11]. Более того, отсутствуют упоминания о римских провинциях в Испании, Галлии, Британии, Сицилии, Корсике и т.д. [12, 13]. Нет в "Ашхарацуйц"-е упоминаний и о Сасанид-ском Иране. В противовес вышесказанному довольно подробно, с картографической ориентацией запад-восток, описывается царство В. Армении (при Ширакаци этого государства не было на исторической арене). После раз-

Hakob Harutyunyan - Ph.D. of History, associate professor of the Department of the World History at the Yerevan State University, 52, Abovyan Street,Yerevan, Armenia, 0025, hakobinna@rambler.ru, ph. (374)010624191, (374)010544392.

дела В. Армении между Римом и Ираном в 387 г. н.э. царство уже никогда не было воостановлено. Детальное описание Армении в сугубо географическом аспекте подсказывает одно: Хоренаци написал первичный вариант "Ашхарацуйц"-а, далее все пробелы были восполнены Ширакаци, в чем мы убедимся в ходе дальнейшего анализа.

Любопытно, что в "Ашхарацуйц"-е при описании Европы не используются лексические единицы страна или государство [14, 15]. В то же время авторы довольно регулярно используют данные слова, говоря об Азии и Африке. Что касается Европейского континента, то здесь в основном доминирует лексическая единица бнашхарк (дословно с армянского бнутюн - природа, ашхарк - мир). Подразумевая, что началом мира является первая долгота, авторы оттуда и начинают описание Европы и находят, что его крайней западной окраиной оказывается Испания. При изучении карты отчетливо видно, что чуть западнее Испании находится Ирландия. Самый западный конец этой страны проходит по линии 10-градусной долготы, т.е. Ирландия и Испания расположены почти на одной долготе.

В "Ашхарацуйц"-е отсчет начинается с первого градуса долготы, где, согласно авторам, расположена Испания; Ирландия упоминается второй, хотя следовало вести отсчет в обратном порядке. Ошибка "Ашхарацуйц"-а "заимствована" у Паппа Александрийского (вероятно, Паппом авторы именовали Клавдия Птолемея), хотя следует отметить, что расхождение в 9 градусов для рассматриваемого исторического периода представляется не столь великим. Однако в первой карте Птолемея упоминаются Ирландия и Англия. Автор считает их самыми западными окраинами мира, которые находятся на 8-градусной долготе [16, с. 780-781], что соответствует действительности: Ирландия находится чуть западнее Испании. Не соответствуют сведениям современных картографических данных лишь меридианы, о которых говорят Птолемей и Ширакаци. Птолемей Ирландию и Англию видит чуть западнее Перинейского полуострова, поэтому они и упоминаются первыми. В "Ашхарацуйц"-е все выглядит наоборот. Вероятно, авторы были осведомлены, что Птолемей уже подробно рассмотрел этот полуостров. Поэтому взор "Ашхарацуйц"-а был обращен на Ирландию и Англию.

"Армянская география" находит, что за-падняя часть осторова Иберния на карте напоминает взломанный ячмень [1, с. 18; 8, с. 270 и далее; 17]. Иберния в античную эпоху не входила в сферу влияния римлян. Об Англии есть много свидетельств и у предшествующих авторов (Тацит, Ювенал, Птолемей). Особенно важными считаются сведения Птолемея, поскольку он перечисляет все населенные пункты данного региона. Что касается северо-западной окраины Европы, то в "Ашхарацуйц"-е по соседству с Англией упроминается остров Тулис, что почти совпадает с одним упоминанием Хоренаци в "Истории Армении". Согласно этому упоминанию, армянский царь Вараздат (374-378 гг.) был ставленником Рима, однако Римская империя была недовольна его правлением. В результате он был свержен и сослан на остров Тулис [10, с. 181, 260; 18].

В "Истории Армении" Хоренаци отсутствует топоним Испания, но есть упоминание об испанском народе. Отсутствуют в свидетельствах армянского историографа и топонимы Англия и Ирландия. Повествуя об этом регионе, он упоминает только остров Тулис, отмечая, что он находился в Океане. В "Ашхарацуйц"-е же упомянута Англия, восточная часть которой сравнивается с пиявкой, "имеющей много ветвей, вокруг которой находятся 42 острова, а по стране текут 25 больших рек" [8, с. 270; 19-21].

Третьей в "Ашхарацуйц"-е упоминается Галлия или, точнее, Гельд Галлия: "Находится восточнее Испании, на западе и севере граничит с океаном, а на юго-западе с Греческим морем... Имеет города и множество народов, в том числе могучий народ франков, половина которого живет в Галлиусе, а вторая половина в Германии." [8, с. 270-271; 11, с. 252; 22-24]. В этом отрывке весьма любопытны свидетельства о франках, потому что о них упомянуто как о народе. В армянских источниках эпохи развитого феодализма, особенно у историков Киликийского армянского княжества, а впоследствии армянского царства лексическая единица франк имеет иное значение. Первоначально так именовали крестоносцев, утвердившихся по соседству с Киликией. После этого в Армении Европу стали именовать Франки-станом. Спустя некоторое время и до наших дней франками в Армении стали называть армян, ставших последователями католической церкви.

Далее "Ашхарацуйц" продвигается на восток и рядом с франками локализует германцев. Если на западе они граничили с галлами, то на востоке - с сарматами. Тер -риторию сарматов "Ашхарацуйц" простирает до Сарматских гор. Здесь, вероятнее всего, авторы имеют в виду Кавказ, и это упоминание относится к азиатским сарматам [16, с. 806-807, 850-851; 25-26; 27, с. 28 и далее]. Что касается германцев, то о них упоминается также в "Истории" Хоренаци. После крушения династии Арташисидов между Римом и Парфией началась ожесточенная борьба за Армению, где обстановка на южной границе была слишком напряженной. Там боролись между собой цари двух государств - Осрое-ны, где правил Абгар, и Иудеи, где правил Ирод. Древнеармянский историк свидетельствует: "Он (Ирод. - А.А) послал франкий-ские и германские (выделено нами. - А.А.) войска опустошить Персидскую страну, приказав идти через земли Абгара" [10, с. 81-82]. Общеизвестно, что первое соприкосновение римлян с германцами произошло во время гальского похода Юлия Цезаря. Прошло всего лишь два десятилетия, и, как свидетельствует Хоренаци, они уже были включены в состав римской армии.

Свидетельствуя о германцах, "Ашхарацуйц" упоминает Дунай. Об этой реке говорил Хоренаци в "Истории Армении", повествуя о событиях конца III в. В "Ашхарацуйц"-е Дунай упоминается многократно. Из этого факта можно сделать определенный вывод: если Хоренаци написал I главу "Ашхарацуйц"-а, полностью посвященную Европе, то изложение, вероятно, было сжатым. И только впоследствии повествование было дополнено Ширакаци.

Пятым перечисляется Далмация. Это первое упоминание о данном регионе в армянских первоисточниках. Любопытно, что в "Истории" Хоренаци Далмация нигде не упоминается, несмотря на то, что автор знает о южной части Балкан, находящейся западнее Далмации. В своем повествовании Хоренаци четырежды упоминает имя императора Диаклетиана [10, с. 121, 124, 127], не оговаривая место его рождения. Итак, в "Ашхарацуйц"-е упоминается Далмация, а в "Истории" о ней никаких упоминаний нет. Почему? Дать окончательный ответ на этот вопрос пока невозможно, хотя можно предположить, что Хоренаци знал, что Диакле-

тиан был родом из Далмации. Что касается "Ашхарацуйц"-а, то здесь при свидетельстве о Далмации имя императора не упоминается. В годы правления Диоклетиана, а затем Константина Великого империя перетерпела новые административно-территориальные деления [28-30]. Авторы "Ашхарацуйц"-а ошибаются, считая Далмацию частью Македонии, при этом собственно Далмацию делят на две части: Далмацию и Малую Далмацию [8, с. 271; 11, с. 206, 254]. Встречаются неточности и при описании границ. Так, на юго-западе "Ашхарацуйц" территорию Далмации доводит до Галлии. Однако при этом пропущено самое важное: в эпоху римской империи Далмация находилась в составе ее западной части, а после падения Рима с VI в. вошла в состав Византии [31, 32].

Шестой в "Ашхарацуйц-е" упоминается Италия. Начиная с описания этой страны, в "Ашхарацуйц"-е нарушается принцип запад- восток, и территории начинают перечисляться в обратном порядке. При сопоставительном анализе "Ашхарацуйц"-а с "Историей" Хоренаци привлекает внимание интересный и важный факт: Хоренаци осведомлен о республиканском и императорском Риме, знает и о существовании Византии, но у него отсутствует свидетельство упадка западной части империи. Это представляется нам естественным, поскольку у Хоренаци изложены события, происходившие до 440 г. Однако упомянутые в "Истории" факты полностью отсутствуют в "Ашхарацуйц"-е. Следует также отметить, что Хоренаци, упоминая Рим, называет его Италией лишь один раз [10, с. 111].

В "Ашхарацуйц"-е границы Италии определены довольно нечетко: на северо-западе авторы доводят ее до границ Албании, а Грецию располагают на северо-востоке Аппенинского полуострова [8, с. 271]. Албания находилась на территории древней Паннонии [16, с. 794-795]. Совершенно четко определены внешние границы Италии, берега которой омывают Ионическое (в "Ашхарацуйц"-е Греческое), Адриатическое (Адрианское) и Тиренское (Тюринейское) моря [11, с. 152, 248]. В повествовании упомянуты г. Венеция, одноименная Венецианская провинция, города Равенн, Рим. Общеизвестно, что г. Венеция был построен после похода гуннов и лангобардов. В "Ашхарацуйц"-е об этом не упомянуто. Ничего не сказано и о воин-

ственных племенах, за исключением готов, о которых говорится при описании Фракии [10, с. 123, 125, 161-162; 33]. А в "Истории" Хоренаци дважды упоминает о стране гуннов, располагая их на северном Кавказе [10, с. 180, 202-203; 34].

Остается невыясненным вопрос лангобардов, о которых есть лишь одно свидетельство у Хоренаци, однако в фонетически искаженном варианте (лангварты). Хоренаци пишет: "Сначала он (царь Вараздат. - А.А.) победил кулачных бойцов в Писе, затем в Городе Солнца, в Элладе в полдень перебил львов... Подвиги же, свершенные им против народа лангобардов, можно сравнить с деяниями святого Трдата..." [10, с. 181].

От Хоренаци мы не только узнаем о существовании германских племен лангобардов, но и получаем сведения о городах Пиза и Милан (Мидуланон, [см. 10, с. 182]), который в трудах других историков более известен как Медиолан. Большой интерес представляют упоминания об административно-территориальных делениях Италии, поскольку, кроме Венецианской провинции, называется область Сатурниания на юге Латиума (Латинской области), Кампания, а также говорится о Великой Греции. В "Ашхарацуйц"-е ничего не сказано о племени марсов, упоминания о котором можно найти в "Истории" Хоренаци [10, с. 128-129; 35]. Кроме перечисленных сведений в "Ашхарацуйц"-е довольно большое место отведено описаниям гидрографии и орографии Италии. Упоминается р. Рубикон (Рупикон). Неотделимой частью Италии "Аш-харацуйц" считает остров Корсику и делит его на 13 провинций.

Так как "Ашхарацуйц" в окончательном варианте имеет ярко выраженую теоцентри-ческую ориентацию, второй автор упоминает имя судьи Иисуса - Понтия Пилата, который был родом с острова Понтиан, входящего в состав островов Венецианского архипелага [8, с. 272].

Седьмым описывается остров Сардиния, восьмым - Сицилия. Опуская все подробности, отметим, что там повествуется о вулкане Этна. Из Италии "Ашхарацуйц" "устремляет взор" на крайний север, берега которого омывают воды "безымянного" океана.

Девятой в "Ашхарацуйц"-е отмеча-на Сарматия. Последнюю они делят на две части: Европейскую - от Вислы (Висту-ла) до Танаиса и Азиатскую. В "Истории"

Хоренаци данная территория представлена весьма скудными сведениями. Армянский историограф на севере доходит до Северного Кавказа и упоминает лишь об аланах и северных племенах, подразумевая кавказских мазкутов (или массагетов) [10, с. 153-154]. А поскольку "Ашхарацуйц" довольно подробно описывает данный регион, становится очевидным, что первоначальный вариант был дополнен Ширакаци. Кроме того, выявляется бросающаяся в глаза связь творчества Ширакаци с творчеством Птолемея. О Сарма-тии древнегреческий ученый свидетельствует: "Европейская Сарматия ограничивается на севере Сарматским океаном по Венецкому заливу и частью неизвестной земли . " [16, с. 298; см. также: 27, с. 53-55; 36]. Эта общая граница европейской Сарматии, и в своем дальнейшем изложении автор дает более подробное описание: с запада доводит Сар-матию до р. Вистулы и пределов Германии, на юге - до Карпатских гор, где рядом находится Дакия (согласно Птолемею), а на востоке - до Танаиса [16, с. 298]. Все упоминания "Ашхарацуйц"-а относительно указанного региона совпадают с этими сведениями. Это приводит нас к мысли, что в данной части армянский первоисточник отражает положение, сложившееся с IV по V в.

При изучении следующей, десятой территории - Фракии - мы находим много интересных и важных сведений для изучения истории славян. Фракию "Ашхарацуйц" располагает восточнее Далмации и до пределов Сарматии [8, с. 272; 11, с. 206]. В состав Фракии "Ашхарацуйц" включает также Дакию, где живут 25 славянских племен. "Ашхарацуйц" четко очерчивает южную границу славянских племен, датируя их локализацию на указанной территории не позже V в., хотя можно предположить, что они обосновались здесь с самых древнейших времен. Их положение слегка пошатнулось после набега готов. По "Ашхарацуйц"-у, именно тогда часть славян перешла Дунай и обосновалась на его левом берегу.

При описании Сарматии мы преднамеренно не рассмотрели проблему Таврического Херсонеса [37] и локализации сарматов, которых "Ашхарацуйц" располагает не только на этой территории, но и на северо-западной окраине Черного моря. Однако факт пребывания там сарматов авторами особо не оговаривается. Подчеркивается лишь, что они были христианами.

Таким образом, сравнивая сведения "Ашхарацуйц"-а со сведениями античных авторов, свидетельствующих, что венеды -одна из ветвей древних славян - проживали на южном побережье Балтийского моря, мы проливаем свет на многие спорные вопросы. Сопоставительный анализ источников однозначно выявляет, что славяне населяли территорию не только от Черного до Балтийского моря, но и севернее данного региона. Выше было отмечено, что в "Ашхарацуйц"-е говорится о "безымянном" океане, находившемся на севере. При втором упоминании этот океан уже именуется Северным, где, согласно "Ашхарацуйц"-у, со славянами проживали также сарматы. Как повествует "Ашхарацуйц", Дунай в этой части делится на 6 ветвей и создает большой пруд и остров, который называется Пивки. На этом острове жил сын Хубрата, Аспар-Грук (на арм. hрук), который сбежал с Болгарских гор от хазаров и двинулся на запад, где вытеснил нашедший там пристанище аварский народ [8, с. 274]. Издатели Ашхарацуйц-а (А.Г. Абрамян, Г.Б. Петросян) находят, что здесь речь идет о племенном вожде - болгарине Курате, сыне Аспаруха, который, убегая от хазар, обосновался в устье Дуная [см. 8, с. 357].

Для уточнения вышеизложенных фактов обратимся вновь к Хоренаци: "Затем, отправив и западных жителей, он (царь Валар-шак. - А.А.) спускается к зеленым лугам близ удела Шара, которые древние именовали Безлесным или Верхним Басеаном, впоследствии из-за колонистов булгара Влндуры Вунда, поселившихся там, были названы по его имени Ванандом. И поныне села там носят названия, полученные от имен его братьев и потомков" [10, с. 61-68; 38, с. 660, 674, 675, 724, 725 и далее]. Переводчик Мовсеса Хоренаци с древнеармянского языка на новоармянский С. Малхасян, а также Г.Х. Саркисян - переводчик с древнеармянского на русский - находят, что Влндур соответствует монгольскому ЬауаШг-у, что переводится на русский как богатырь. В одном из вариантов рукописей "Ашхарацуйц"-а упоминается болгарское племя олконтор, которое, вероятно, утвердилось на территории Армении [39]. Это соответствует исторической действительности, поскольку губерния Айрарат, состоявшая из 20 областей, имела в своем составе область Вананд с центором - г. Карс и по численности среди провинций Айрарата была 9-й.

Среди армянских провинций губернии Айрарата первой упоминается Басеан (Басен). Для различения отмеченных административных делений, верхнее (Вананд) называли безлесным, а нижнее - просто Басеань. Из городов этого региона упоминается Константинополь и Гераклея, ныне Эрегли. Хоренаци при описании данного региона называет также Адрианополь, о котором он свидетельствует в связи со сражением 378 г.

Предпоследней, т.е. одиннадцатой, "Ашхарацуйц" упоминает Македонию, которая после объединения с Грецией перестала существовать как самостоятельное государство. Впоследствии Македония вошла в состав Византийской империи, о чем повествуется в "Ашхарацуйц"-е: "... находится восточнее Греческого моря рядом с Далматией и Фракией, на юге оставляя Элладу" [8, с. 274]. Согласно "Ашхарацуйц"-у, Македония имела 10 городов, а самой известной горной вершиной был Олимп [8, с. 274; 16, с. 818-819].

Последним в этом списке перечислений упоминается Эллада. Согласно армянскому первоисточнику, Греция находится южнее Македонии, и ее берега с обеих сторон омывают моря, а сама страна имеет 6 маленьких областей. Известно, что областей в Греции было слишком много, намного больше того, что упоминается в "Ашхарацуйц"-е. Среди этих областей большое внимание в данном первоисточнике уделяется Аттике. Вторым называется Пелопоннес с центом Спарта. После описания Спарты отмечается, что Эллада имеет еще множество областей. Это упоминание еще раз подтверждает нашу точку зрения: над текстом "Ашхарацуйц"-а трудился не только Хоренаци.

При сопоставлении данных "Ашхара-цуйц"-а со сведениями "Истории Армении" Хоренаци выявляется достаточно много несоответствий. Хоренаци в своей "Истории" пишет о Фессалонике, Фессалии, жителей Пелопоннеса упоминает и в варианте лакедемоняне, говорит о Кикладских островах, о жителях острова Фокида. В сравниваемых источниках совпадают упоминания об Афинах, Фракии, Крите, Олимпе и Пелопоннесе [8, с. 274-275; 16, с. 324-326; 40]. Можно предположить, что Хорнеаци не счел нужным повторяться, т.е. местности, которые упомянуты в "Истории", вероятно, не стали перечисляться в "Ашхарацуйц"-е. Возможно, Ширакаци расширил сжатый текст своего предшественника, придав ему географический крен.

По всей вероятности, Хоренаци греческий мир считал самым родственным для армянского народа, а потому не дал подробного описания этой страны. Что касается Ширака-ци, то он явно перестарался. При описании Македонии свидетельствует, что армяне родом из Фессали. В упоминании об Элладе говорит, что Эллада имеет довольно большой остров Эвбею, в состав которого входит маленький остров Атлантида, который, по свидетельствам, открыли армянские воины Арташеса при доставке продуктов своему царю, осажденному в крепости Удивление. Согласно источнику, Арташес умер здесь (в реальности он правил и умер приблизительно в 189160 гг. до н.э.) [8, с. 275]. Это еще раз доказывает наше предположение. О деятельности царя Арташеса сообщает не только Хоренаци, но и целая плеяда античных историков (По-либий, Диодор Сицилийский, Страбон, Плутарх, Аппиан, Порфирий, Иероним и т.д.). Хоренаци в "Истории" подробно описывает смерть Арташеса [10, с. 109; 38, с. 527-528; 41; 42]. Все вышесказанное позволяет сделать определенные заключения.

В первую очередь, при анализе "Ашха-рацуйц"-а, упоминая термин карта в политико-административном аспекте, следует принять его условное значение. После распада Римской империи в раннесредневековой Европе образовались новые государства. Если данный факт не был известен Хоренаци, то о нем был осведомлен Ширакаци. Несмотря на то, что этих авторов разделяет почти 100 лет, в тексте первоисточника незаметны изменения, происходившие в политической жизни Европы. Наоборот, как было отмечено выше, Ширакаци придал своему изложению вид страноведения, поэтому и упомянутая у Хоренаци Византия отсутствует в "Ашхарацуйц"-е. Это можно объяснить тем, что Ширакаци был естествознателем. В результате "Ашхарацуйц" принял свой окончательный облик с креном в землеописание.

Таким образом, невзирая на то, что что со временеми Хоренаци утекло много воды, в окончательном варианте "Ашхарацуйц"-а, отредактированном Ширакаци, реальная политическая карта Европы не получила своего отражения. Еще раз оговорим, что Ширакаци был исследователем не гуманитарного профиля, а занимался естествознанием. Поэтому довольно большое место в первоисточнике

занимают гидро- и орографические описания разных регионов.

Если Хоренаци в силу обстоятельств, связанных с историческим периодом, не знал о великом переселении народов, началом которого считается IV в., то в концепции Ширакаци это историческое событие носит спонтанный характер. Однако автор плохо представляет себе данный процесс, наилучшим доказательнством чего следует считать сведения о сарматах, о славянах и ситуации, которая представлена при описании Восточной Европы. Сарматы давно покинули эти территории, на которых уже проживали восточные славяне.

Третье важное заключение относится к вопросу картографической ориентации "Ашхарацуйц"-а. При изучении "Истории Армении" Хоренаци выявляется отсутствие понятия географической ориентации. Что касается первичной ориентации "Ашхарацуйц"-а, то она имеет северное направление, как и предшествующие этому труду другие исто-рико-географические произведения. При исследовании вторичной ориентации следует учитывать тот факт, что в творчестве Хоренаци главное место занимает реальный человек. У Ширакаци главенство без каких-либо исключений принадлежит только богу [43, passim].

Наконец, если аспект географической ориентации перенести на текст "Ашхара-цуйц"-а, то отчетливо выявляется противоречивость описания регионов. Сначала они перечисляются согласно ориентации запад-восток, а затем - север-юг. При работе Хоренаци над первичным вариантом "Ашхарацуйц"-а на политической карте Запада существовало одно государство - Римская империя. В период Ширакаци политический портрет Европы был совершенно иной, и этот диссонанс должен был быть восполненным. Вероятно, правильной реализации задачи помешало отсутствие у Ширакаци блестящего классического образования, которое, в отличие от него, имел Хоренаци.

Нам кажется, что, несмотря на все перечисленные пробелы и недочеты, наличествующие в "Ашхарацуйц"-е при описании Европы, этот первоисточник является важнейшим трудом для изучения ее политической карты с V по VII в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еремян С.Т. Армения по "Ашхарацуйц"-у (Армянской географии VII в.) (опыт реконструкции армянской карты VII в. на современной картографической основе). Ереван: АН Арм. ССР, 1963. 152 с. (на арм. яз.).

2. Патканов К.П. Армянская география VII в. по р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому). СПб.: тип. Императорской академии, 1877. 84 с.

3. Манандян Я.А. Труды. Т. 7. Ереван: ЕГУ, 2010. 574 с. С. 276-386. (на арм. яз.).

4. Арутюнян Б.А. Система административно-территориального деления царства Великой Армении по "Ащхарацуйц"-у, ч. 1 (западные и южные губернии). Ереван: ЕГУ, 2001. 402 с. С. 5-45. (на арм. яз.).

5. Даниелян Э.Л., Мелконян А.А. История Армении. Ереван: Зангак, 2007. 352 с. С. 137. (на арм. яз.).

6. Даниелян Э.Л. Армянские космографические труды VII в. o строении Вселенной. Ереван: АН Арм. ССР, 1978. 122 с.

7. Абрамян А.Г. Библиография Анания Ширакаци. Ереван: Матенадаран, 1944. 420 с. (на арм. яз.).

8. Ширакаци А. Избранные труды / Под ред. А.Г. Абрамяна и Г.Б. Петросяна. Ереван: Совета-кан грох, 1979. 398 с. (на арм. яз.).

9. См.: Саркисян Г.Х. Армения эллинистического периода и Мовсес Хоренаци. Ереван: АН Арм. ССР, 1965. 186 с. (на арм. яз.).

10. Хоренаци М. История Армении / Пер. с древне-арм. Г.Х. Саркисяна. Ереван: Айастан, 1990. 292 с.

11. Агатангелос. История Армении / Пер. с древ-неарм. К.С. Тер-Давтян и С.С. Аревшатяна. Ереван: Наири, 2004. 334 с.

12. Grant M. The Fall of the Roman Empire. L.: Phoenix, 2003. 236 р.

13. Pounds N.J.G. An Historical Geography of Europe. Cambridge: Cambridge univer. Press, 1973. 376 р. Р. 53 и далее.

14. The History of Geography. Vol. I. Geography in Prehistoric, Ancient and Medival Europe and the Mediterranean / Ed. J.B. Harley, D. Woodward. Chicago-L: Chicago press, 1987. 600 р.

15. Goddis J.L. The Landscape of History. How Historical Map the Past. N.Y.: Oxf. univer. Press, 2002. 192 p.

16. Ptolemaios Handbuch der Geographie. Basel: Schwabe Verlag: 2006. 1018 р.

17. Аррибус А. Иберы. Великие оружейники железного века. М.: Центрполиграф, 2004. 190 с.

18. Маркова С.П. Англия эпохи средневековья. Майкоп: АГУ, 2005. 256 с. C. 14.

19. Монмутский Г. История бриттов. Жизнь Мерлина. М.: Наука, 1984. 286 с.

20. Муравьев А.В., Самаркин В.В. Историческая география эпохи феодализма (Западная Европа и Россия в V-XVII вв.). М.: Просвещение, 1973. 144 с. C. 7-17.

21. Савело К.В. Раннефеодальная Англия. Л.: ЛГУ, 1977. 144 с. C. 35 и далее.

22. Турский Г. История франков. М.: Наука, 1987. 461 с.

23. Пауэлл Т. Кельты. Войны и маги, М.: Центрполиграф, 2004. 236 с. С. 17-26, 54-67.

24. Росс Э. Кельты-язычники. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005. 254 с. С. 9-35.

25. Тацит К. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Анналы. Л.: Наука, 1969. 444 с. С. 129-131, 206-207.

26. Тацит К. Сочинения: В 2 т. Т. 2. История. Л.: Наука, 1969. 370 с. С. 6, 42, 97-98, 108 и далее.

27. Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. М.: Центрполиграф, 2007. 190 с.

28. Буркхард Я. Век Константина Великого. М.: Центрполиграф, 2003. 366 с. С. 53 и далее.

29. Крист К. История времен римских императоров. Историческая библиотека века: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 500 с. С. 338 и далее.

30. Talbert R.J.A. Atlas of the Greek and Roman World / Ed. Barrington. Pri^eton: Prinœton univer. Press, 2000. 1372 p. Р. 1118.

31. История Византии: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.Д. Сказкина. М.: Наука, 1967. 472 с. С. 68, 70, 114, 312-314, 318.

32. Райс Д.Т. Византийцы. Наследники Рима. М.: Центрполиграф, 2003. 204 с. С. 19-21.

33. О происхождении и деяниях готов. Getka. СПб.: Алетейя, 2001. 512 с.

34. Егише. О Вардане и войне армянской / Пер. с древнеарм. И.А. Орбели. Ереван: АН Арм. ССР, 1971. 192 с. С. 79-80.

35. Феодорова Е.В. Знаменитые города Италии. Рим, Флоренция, Венеция. М.: МГУ, 1985. 478 с.

36. Лысенко Н.Н. Военно-политическая история аланов. Ранний период: II в. до н.э. - II в. н.э. СПб.: Ариана, 2007. 548 с. С. 243-319.

37. Сапрыкин С.Ю. Гераклея Понтийская и Херсо-нес Таврический. Взаимоотношения метрополии и колонии. М.: Наука, 1986. 246 с.

38. История армянского народа. Армения в эпоху первобытно-общинного и рабовладельческого строя: В 8 т. Т. 1 / Под ред. С.Т. Еремяна. Ереван: АН Арм. ССР, 1971. 992 с.

39. Хоренаци М. История Армении / Пер. с древнеарм. на новоарм. С.Т. Малхасянца. Ереван: Ай-астан, 1990. 320 с. С. 258.

40. Страбон. География: В 17 кн. М.: Ладомир, 1994. 940 с. С. 315 и далее.

41. Арутюнян А.Ж. Реформы Арташеса I и эллинизация древнеармянского государства // Научная мысль Кавказа. 2007. № 4. С. 48-55.

42. Арутюнян А.Ж. Арташес I и создание древнеар-мянской профессиональной армии // Вестник древней истории. 2009. № 2. М.: РАН, С. 129-137.

43. Подосинов А.В. Ex Oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: РАН, 1999. 718 с.

17 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.