Сафронова Н.В., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель А.Х. Аминова
«Карловская» инициатива Елены Павловны Романовой
В работах по отмене крепостного права можно встретить имя великой княжны Елены Павловны рядом с именами таких деятелей реформ, как H.A. Милютин, П.Д. Киселев, С.С. Ланской, В.А. Черкасский, но её роль в столь важном деле не поясняется. Немногие знают о деятельности Елены Павловны на этом поприще, хотя она играла активную роль в освобождении крестьян. Об этом можно говорить, анализируя не только слова, но поступки и действия Елены Павловны. Это, прежде всего, касалось освобождения крестьян в имении Карловка, которое было своеобразным будильником в столь нелегком деле -искоренения рабства.
В дневниковых записях Елены Павловны за 1849 года сохранилось следующее замечание: «Политическая истина показывает нам, что свобода вовсе не является делом того или иного правительства, она должна быть объектом заботы со стороны определенного способа правления. Достигать и обеспечивать ее для людей - цель монархии и аристократии - также, как и республики; это принцип, который проявляется у всех народов, поскольку добиться для каждого того, что ему причитается, есть основная догма для всякого общества; и при этом условии мы можем продолжить шествие через столетия (Шестопалов, 2001, с.85)
В записках того времени попадаются сведения, свидетельствующие о заботе, проявляемой великой княгиней по отношению к своим крестьянам (Тимирязев А.Ф. 1884. с.314).
Елена Павловна стремилась больше узнать о делах по крестьянскому вопросу, поэтому частыми гостями ее салона были П.Д. Киселев, Д.Н. Блудов, М.А. Корф, А.Ф. Орлов. А в 1840-е гт. салон стали посещать и первые представители «либеральной бюрократии» - среднего звена высших российских ведомств Н.А Милютин, A.A. Абаза, Д.П. Хрущев, Д.А. Оболенский, А.В Голов-нин. Многолетние связи великой княгини с двумя поколениями высшей бюрократии были тем фоном, на котором она воспринимала эволюцию взглядов на социально-экономические реформы в России.
Идея создать реальную «модель» реорганизации крестьянского хозяйства была возрождена по инициативе Елены Павловны лишь в середине 1850-х гг. Ее интересовала новая концепция отмены крепостного права - с землей за выкуп при решающей роли государства. Выразителями этих взглядов были близко знакомые Елене Павловне участники заседаний либерального «кружка Кавелина» - Милютины. Важнейшей экономической перспективой реформы было создание крестьянского мелкособственнического хозяйства, сосуществующего с крупной дворянской собственностью (Кавелин, 1898-1899, с.34-35).
Под влиянием бесед с H.A. Милютиным Елена Павловна решила дать свободу крепостным имения Карловка (Полтавской губернии, Константино-
градского уезда). В 1855 году управление имением было сосредоточено в руках управляющего К. Энгельгарда.
Обращение к Н. Милютину не было случайным. Елена Павловна оказывала поддержку убежденным и энергичным сторонникам преобразований среди бюрократии. Н. Милютин появился в салоне Елены Павловны еще в конце 1840-х гг. Д.А. Оболенский писал: «Через посредство Милютина и меня она уже начинала постоянно следить за всем, что делается, и знать кто чем занимается» (Оболенский, 1909, с.511).
В сентябре 1856 г. в окружении Елены Павловны сложилось ядро «кар-ловского кружка» из «либеральных бюрократов» высших ведомств - H.A. Милютин, A.A. Абаза, Д.П. Хрущев. Первыми важными документами «кружка» стали составленная в конце 1855 г. записка управляющего Карловкой К. Эн-гельгардта с точными экономическими расчетами по имению, затем план H.A. Милютина начала 1856 г. для освобождения крестьян в Полтавской и смежных губерниях, одобренный Еленой Павловной к марту 1856 года. Этот план был призван дать общие рекомендации местному дворянству, которое, следуя «августейшему» примеру владелицы Карловки, могло по собственной инициативе собраться в особые комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян.
До начала сентября 1856 года все документы «карловского кружка» разрабатывались на основе принципа частной инициативы дворянства и так называемой идеи «совещания с магнатами». Авторы предлагали наделить крестьян землей в общинную и даже личную собственность.
Во второй половине марта 1856 года Александр II утвердил предварительный план для Карловки и разрешил собрать под председательством К. Эн-гельгардта полтавское отделение «карловского кружка» из помещиков, одобрявших освобождение крестьян.
В течение месяца была составлена записка Елены Павловны на имя Александра II (от 7 октября 1856 г.) - «Предварительные мысли об устройстве отношений между помещиками и крестьянами». А.Ф. Кони высказал предположение, что в составлении записки участвовал Кавелин (Кони, 1903, с. 18).
Предисловие записки свидетельствует о скрытом намерении автора дать общие идеи преобразования для всей России. Александр II уловил эту цель составителя «Не могу ныне положительно указать общих оснований для руководства вашего в сем случае», - писал он в резолюции, не отвергая одновременно частной инициативы великой княгини совместно с полтавскими помещиками составить проект освобождения крестьян. Есть и другое свидетельство, которое подтверждает это общее значение, составленного частным образом и по частному поводу проекта. М.А. Милютина, жена и друг Николая Алексеевича, в своих воспоминаниях говорит, что Милютин «работал частным образом» по проекту села Карловки, в котором «старался провести общие начала для реформы» (Милютина, 1899, с.42).
В записке о Карловке H.A. Милютин объясняет неизбежность отмены крепостного права объективными социально-экономическими причинами и политическими обстоятельствами. Он доказывал, что крепостные отношения
«невыгодны для успехов народного хозяйства, вредны для упрочения общественной нравственности и несовместимы с благоустройством государственным». О политических мотивах необходимости преобразований и задачах государственной власти Милютин говорил, что правительство должно взять на себя обязательства по решению проблемы, иначе их разрешение будет происходить стихийно и власть будет только реагировать, а не контролировать процесс отмены крепостного права.
Также автор обращает внимание самодержца на необходимость поддержать в народе веру в возможность получить свободу из рук верховной власти.
Первым условием преобразования должна быть последовательность и неуклонность. Он обращает внимание на опыт зарубежных европейских стран. Цель Милютина - утвердить оправдать в глазах Александра II идею выкупа полевой земли крестьян в собственность.
Милютин планирует провести повсеместный в империи выкуп из частного владения крестьянских общин с большим или меньшим, смотря по местности и промыслам, количеством земли. Сущность реформы понимается как отмена крепостного права и одновременно решение земельного вопроса путем выкупа крестьянских наделов при сохранении помещичьего землевладения.
В записке намечаются методы подготовки крестьянской реформы. По мнению Милютина, преобразование может совершиться при взаимодействии власти и общественности. В губерниях, где помещики «пожелали бы войти в соглашение между собою» для исполнения -тех мер, которые предложит правительство, разрешить им образовать особые дворянские комитеты под председательством лиц, облеченных доверием власти. Идея инициативной роли монархии претворяется и в том, что она дает основы программы, и в контроле за деятельностью дворянских комитетов. Предлагается разрешить «печатное обсуждение» крестьянского вопроса для того, чтобы в обществе сложились экономические понятия. Это еще одно преломление идеи инициативной роли власти -«развитие и направление общественного мнения». Все эти меры в совокупности привели бы «постепенно» крестьянский вопрос «к заключительной мере,- то есть к выкупу помещичьих имений,- самому действенному, для всех безобидному и окончательному способу прекращения нынешних отношений между владельцами и крестьянами» (Захарова, 1984, с.50).
Но Александр II дал отрицательный ответ. Товарищ министра внутренних дел А.И. Левшин 19 октября 1856 года составил от лица императора отзыв на записку H.A. Милютина. Он допускал работу над «карловским проектом» силами полтавских помещиков, рекомендовал центральной власти дать всем желающим помещикам право подавать в правительство частные проекты освобождения. Тем самым он мог создать прецедент для изучения общественного мнения дворянства на правительственном уровне.
В июне-июле 1857 г. бумаги для карловского проекта получили окончательную редакцию. В проект вошли положения о мировых посредниках, о дворянских местных комитетах; в нем устанавливалась высокая норма надела и заниженные размеры повинностей. Была утверждена идея сохранения крестьян-
ской общины. С введением гласности сам факт развития «карловского дела» объективно способствовал утверждению принципа освобождения с землей за выкуп.
Центральная власть приняла 4 декабря 1858 г. новую, окончательную программу в крестьянском вопросе. Программа полностью повторяла идеи записки H.A. Милютина от 7 октября и утверждала принцип освобождения с землей за выкуп. Это был заключительный этап существования «карловского проекта», проект становился частным случаем реализации «общих оснований» реформы. 2 февраля 1859 г. проект был утвержден Александром И.
Крепостные Карловки получили личную свободу. Господская земля подлежала выкупу 15 017 «душами» крепостных путем капитализации оброка. Все повинности переводились с лиц на землю; переоброчка происходила раз в 10 лет. Отработки ограничивались 20 рабочими днями с одной десятины в год. Управление велось выборным старостой и помощниками, использовалась, власть мирского схода. Надел оставался неизменным. «Положения» 19 февраля 1861 г. распространялись на население Карловки. (Резникова, 1992, с.70).
Окончив свою работу по сохранению милютинской концепции отмены крепостного права, великая княгиня сознательно ограничилась ролью посредника в отношениях между фактическим лидером Комиссий — H.A. Милютиным. их председателем Я.И. Ростовцевым и Александром II.
Елена Павловна, награжденная в 1861 г. памятной медалью деятеля реформы, была одним из важных проводников новой социально-экономической концепции в верхах, и после смерти великой княгини в некрологах, публикациях, мемуарах ее деятельность немедленно получила оценку как неофициальная и политическая.
Карловка была тем будильником, который двигал дело освобождения крепостных с места. Можно по праву сказать, что это дело послужило образцом и отправной точкой для проведения реформ. По воспоминаниям можно сказать, что Елена Павловна всегда могла найти общий язык с деятелями того времени, могла найти нужных людей для воплощения своих инициатив в жизнь. Это способствовало быстрому внедрению в жизнь ее идей.
Список источников
Тимирязев, А.Ф. Страницы прошлого / А.Ф. Тимирязев // Русский архив. -1884. - №2.
Кавелин, К.Д. Собр. соч.: В 3 т. / К.Д. Кавелин. - Спб., 1898-1899. - Т.2.
Кони, А.Ф. Великая княгиня Елена Павловна / А.Ф. Кони //Главные деятели освобождения крестьян / Под ред. С.А. Венгерова. - Спб., 1903.
Оболенский, Д.А. Мои воспоминания о вел. Кн. Елене Павловне / Д.А. Оболенский // Русская старина. - 1909. - Кн.З.
Великая реформа. Т. V.
Милютина, М.А. Из записок / М.А. Милютина // Русская старина. - 1899. - Кн.1.
Великая княгиня Елена Павловна // Русская старина. - 1882. - № 3.
Список литературы
Шестопалов, А.П. Великая княгиня Елена Павловна / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. - 2001. - №5.
Резникова, Е.Е. Крестьянский вопрос в России и проекты великой княгини Елены Павловны (1860-е гг.- 1861 год) / Е.Е. Резникова // Вестник МГУ. -Серия 8. - История. - 1992. - №1.
Захарова, Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права /Л.Г. Захарова. М„ 1984.
Забуга H.A., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Г.Д. Селянинова
Горнозаводские рабочие Пермской губернии: социальная структура, профессиональный состав
Вплоть до настоящего времени проблема определения социальной природы рабочих Пермской губернии остается до конца не проясненной. Она во многом связана с различием в подходах к определению социально-экономической природы уральской промышленности. В зависимости от акцентирования ее капиталистической сущности или переходного характера горнозаводской рабочий Урала рассматривается либо как пролетарий (Быстрых, 1982), либо как «полурабочий-полукрестьянин» (Алеврас, 1999, с. 165-174). Если его определять по социальному облику, то рабочий - домохозяин (Коробков, 2003, с. 24).
Особая комиссия по исследованию причин падения производительности в Кизеловских копях в отчетах впервые представила информацию о составе горнозаводских рабочих Пермской губернии на период январь - апрель 1917 г. Это военнопленные, военнообязанные, китайцы, русские и татары вольные, арестованные, киргизы, а с марта упоминаются солдаты. Состав отличается поликультурностью: большинство из общего количества работников составляют китайцы, русские, татары, киргизы. Специально выделяются вольные рабочие русские и татары (прил. 1).
Во многом подобное положение связано с тем, что в апреле 1917 г. рабочие, согласно воззванию Родзянко, отправлялись на обработку полей. Но солдат запрещалось отпускать на полевые работы. При этом отмечалась «исключительно плохая работа военнопленных», эвакуация каторжан и нежелание работать киргизов (ГАПК. Ф. 167. Оп. 2. Д. 35. Л. 87).
Сущность понятия «горнозаводские рабочие» с опорой на специфические черты социальной группы раскрывает определение H.H. Алеврас. Горнозаводские рабочие как составная часть горнозаводского населения, эта особая сословная группа, созданная государственной властью для обслуживания уральской металлургии, социальная психология которых определялась традициями