Научная статья на тему 'КАРЛА КОБАЛ ДЕ ФИОРИ – АРГЕНТИНСКАЯ МОДЕЛЬ СТЕПАНА ЭРЬЗИ (К АТРИБУЦИИ СКУЛЬПТУРЫ «ЭЛЕГАНТНАЯ ДАМА В ПЛАТЬЕ» (1949))'

КАРЛА КОБАЛ ДЕ ФИОРИ – АРГЕНТИНСКАЯ МОДЕЛЬ СТЕПАНА ЭРЬЗИ (К АТРИБУЦИИ СКУЛЬПТУРЫ «ЭЛЕГАНТНАЯ ДАМА В ПЛАТЬЕ» (1949)) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Д. Эрьзя / скульптура XX в. / диалог культур / российско-аргентинские культурные связи / Альфредо Фиори / Карла Кобал де Фиори

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И В. Клюева

Объект исследования – круг общения российского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (1876–1959) в аргентинский период его жизни и творчества. Предмет исследования – творческие связи мастера с аргентинским писателем, общественным и политическим деятелем Альфредо Фиори и его супругой – актрисой, певицей, танцовщицей Карлой Кобал де Фиори. Актуальность статьи заключается в необходимости изучения длительного, но малоисследованного периода пребывания С.Д. Эрьзи в Аргентине (с 1927 по 1950 г.), атрибуции его неизвестных произведений, оставшихся в этой стране, и установления личности изображённых в них персон. Актуальность исследованию придаёт и тот факт, что произведения С.Д. Эрьзи в последние годы пользуются спросом на международных художественных аукционах, однако среди представленных там работ скульптора обнаруживается немало подделок. В статье освещаются неизвестные страницы аргентинского периода биографии и творчества С.Д. Эрьзи, рассказывается о его творческих контактах с супругами Фиори и их друзьями, атрибутируется созданный скульптором в 1949 г. портрет Карлы Кобал де Фиори, проданный (под названием «Элегантная дама в платье» («Элегантная горожанка»)) в 2017 г. на Международном художественном аукционе «Сотбис». Источниками исследования являются архивные документы, материалы аргентинской прессы 1949–1950 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАРЛА КОБАЛ ДЕ ФИОРИ – АРГЕНТИНСКАЯ МОДЕЛЬ СТЕПАНА ЭРЬЗИ (К АТРИБУЦИИ СКУЛЬПТУРЫ «ЭЛЕГАНТНАЯ ДАМА В ПЛАТЬЕ» (1949))»

УДК 008:316.42 DOI 10.53115/19975996_2023_04_174_178

ББК Ч104.5

И.В. Клюева

КАРЛА КОБАЛ ДЕ ФИОРИ - АРГЕНТИНСКАЯ МОДЕЛЬ СТЕПАНА ЭРЬЗИ (К АТРИБУЦИИ СКУЛЬПТУРЫ «ЭЛЕГАНТНАЯ ДАМА В ПЛАТЬЕ» (1949))

Объект исследования - круг общения российского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (1876-1959) в аргентинский период его жизни и творчества. Предмет исследования - творческие связи мастера с аргентинским писателем, общественным и политическим деятелем Альфредо Фиори и его супругой - актрисой, певицей, танцовщицей Карлой Кобал де Фиори. Актуальность статьи заключается в необходимости изучения длительного, но малоисследованного периода пребывания СД. Эрьзи в Аргентине (с 1927 по 1950 г.), атрибуции его неизвестных произведений, оставшихся в этой стране, и установления личности изображённых в них персон. Актуальность исследованию придаёт и тот факт, что произведения СД. Эрьзи в последние годы пользуются спросом на международных художественных аукционах, однако среди представленных там работ скульптора обнаруживается немало подделок. В статье освещаются неизвестные страницы аргентинского периода биографии и творчества СД. Эрьзи, рассказывается о его творческих контактах с супругами Фиори и их друзьями, атрибутируется созданный скульптором в 1949 г. портрет Карлы Кобал де Фиори, проданный (под названием «Элегантная дама в платье» («Элегантная горожанка»)) в 2017 г. на Международном художественном аукционе «Сотбис». Источниками исследования являются архивные документы, материалы аргентинской прессы 1949-1950 гг.

Ключевые слова:

С.Д. Эрьзя, скульптура XX в., диалог культур, российско-аргентинские культурные связи, Альфредо Фиори, Карла Кобал де Фиори.

Клюева И.В. Карла Кобал де Фиори - аргентинская модель Степана Эрьзи (к атрибуции скульптуры «Элегантная дама в платье» (1949)) // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - С. 174-178. - DOI 10.53115/19975996_2023_04_174_178

© Клюева Ирина Васильевна - кандидат философских наук, доцент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск; e-mail: [email protected]

3

ю О

Российский скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя (1876-1959) около 23 лет(с весны 1927 до осени 1950 г.) жил и работал в Аргентине, где осталось большое количество его произведений. В последние годы на международных художественных аукционах появилось немало его работ, которые пользуются неизменным спросом. Однако большую часть скульптур, представленных как произведения С.Д. Эрьзи, составляют подделки, выполненные его аргентинскими учениками или просто подражателями. В связи с этим остро встаёт проблема атрибуции произведений мастера, верификации их подлинности.

В 2017 г. на Международном художественном аукционе «Сотбис» была представлена скульптура С.Д. Эрьзи под названием «Элегантная дама в платье» или «Элегантная горожанка» ("Elegant lady in a gown"). Работа выполнена в бронзе в 1949 г. Высота статуи - 109,5 см (рис. 1). В данном случае подлинность произведения неоспорима. Работа действительно выполнена Эрьзей в 1949 г. Её вариант (цемент) демонстрировался вместе с созданным Эрьзей в этом же году портретом знаменитой Эвы Перон

(«Первая леди (Эвита)») на V Осеннем муниципальном салоне пластических искусств в музее Эдуардо Сивори в Буэнос-Айресе (1950) (рис. 2). Портретная статуя была ошибочно представлена в каталоге выставки как портрет «Марии Кобал де Фиори» [5, л. 48]. На самом деле это изображение Карлы Кобал де Фиори (Carla Kobal de Fiori) - известной в 1940-х гг. в Аргентине актрисы, певицы (меццо-сопрано) и танцовщицы. Она также писала стихи и декламировала их (как и стихи других авторов) на своих концертах.

Карла Кобал - славянского происхождения. Она родилась и выросла в Словении, входившей в состав Австро-Венгерской империи, а затем Югославии, в семье Ивана и Юстины Кобал. Став взрослой, она эмигрировала в Аргентину вместе с одной из своих двух сестёр - Марией и её мужем.

Разносторонне одарённая грациозная блондинка с правильными чертами лица покорила сердце аргентинского поэта и публициста Альфредо Фиори (ок. 1900-1958) и стала его женой. Родившийся в Уругвае Альфредо Фиори ребёнком был привезён родителями на юг Аргентины - в Патаго-

нию, в район города Сан-Хулиан. Выросший в Патагонии, он работал погонщиком скота (патагонские плато являлись центрами производства шерсти на экспорт).

Невероятно трудные условия жизни и труда сельскохозяйственных рабочих привели к усилению с их стороны различных проявлений социального протеста и распространению в этой среде влияния Аргентинской региональной рабочей федерации (ФОРА), состоявшей из революционных синдикалистов и анархистов, ратовавших за «анархокоммунизм». В книге Педро Асквини утверждается, что Альфре-до Фиори в Патагонии был анархистом [1, с. 62]. Из работ Освальдо Байера мы узнаем, что, несмотря на свою молодость, Фио-ри был одним из самых активных лидеров восстания сельскохозяйственных рабочих в Патагонии 1921-1922 гг. [2, с. 96; 3, с. 41-44; 4, с. 11-12]. Это восстание было организовано анархистами (в то время как синдикалисты пытались снизить интенсивность конфликтов, вести переговоры с предпринимателями, выступали против радикальных действий, ведущих к ослаблению позиций правительства президента Ипполито Иригойена, к диалогу с которым они стремились). Восстание закончилось трагически - погибло до полутора тысяч человек.

После поражения восстания Фиори уехал в Буэнос-Айрес, где его жизнь кардинально изменилась, хотя он не забыл

0 своём прошлом. Занявшись торговлей, он сколотил небольшое состояние и увлёкся литературной деятельностью. Воспоминания о Патагонии легли в основу ряда его очерков о жизни этого региона, опубликованных под псевдонимом Хуан Патагония. (Реже он публиковался под другим псевдонимом - Polix Paulet.) Фиори - автор ряда книг, в том числе «Сознание в искусстве» (1950), «Сердце в руке» (1952), «Будущее правительство мира» (1955).

Встреча с Карлой Кобал и женитьба на ней открывают новую страницу в жизни и деятельности Альфредо Фиори: он увлекается музыкой и театром, становится меценатом. Карла выступает в главных ролях в его пьесах (в частности, на сцене известного буэнос-айресского мультижанрового театра "Politeama" («Политеама»). В конце

1 940-х гг. Фиори становится главным редактором журнала "Mundo Musical" («Музыкальный мир»), он также основывает издательство "ALFI" (название образовано от двух начальных букв в его имени и фамилии - "Alfredo Fiori" а в 1950-х гг. (уже после отъезда Эрьзи из Аргентины) от-

крывает собственный театр в центре Буэнос-Айреса, назвав его «Патагония».

В личном фонде С.Д. Эрьзи в Центральном государственном архиве республики Мордовия (ЦГА РМ) хранится ряд материалов и документов, связанных с четой Фиори. Все они относятся к 1949-1950 гг. (вероятно, до этого они не были лично знакомы со скульптором).

Среди этих материалов - программы двух концертов Карлы, организованных редакцией журнала "Mundo Argentino" («Аргентинский мир») в театре «Политеа-ма». На программах указано, что они напечатаны в издательстве "ALFI". На титулах обеих размещён девиз издательства: «Мы должны чтить мужчин, выполняющих свою миссию в жизни».

Первый из этих концертов, состоявшийся 27 июня 1949 г., был посвящен Эрьзе (в связи с его отъездом в СССР) [8] (рис. 3). Второй концерт был дан 19 октября 1949 г. в честь живописца Антонио Пароди и поэта Рикардо Буччикарди [7] (рис. 4). Несомненно, что Эрьзя присутствовал на обоих концертах, и портрет Карлы стал результатом впечатлений скульптора от её выступлений.

В личном фонде С.Д. Эрьзи есть материалы, также относящиеся к 1949 г., подтверждающие факт общения скульптора с поэтом Риккардо Буччикарди и живописцем Антонио Пароди. В частности, Эрьзя сохранил машинописный текст посвящён-ного ему стихотворения "Amor" («Любовь») Буччикарди с авторским автографом: «Маэстро Стефану Эрьзе, создающему из мёртвой материи чудесное искусство, - с любовью и восхищением» [6]. В стихотворении есть такие строки: «Содрогнулся тропический лес, встревоженный / Грубым ударом страстей, / И стремительно потекла кровь / Из проломленных тел, из каждой раны. / ... / Тогда воцарился мир на земле, / Поглотившей остатки войны - / Страшную смесь из слез и горя. / Леса заселились неожиданно, / Превратились деревья в людей, / Рождённых из чуда любви! /». Судя по этому тексту, можно предположить, что Буччикарди исповедовал взгляды, близкие взглядам Фиори. Как известно, Аргентинская региональная рабочая федерация, с которой был связан Фиори, безоговорочно осуждала войну, разразившуюся в Европе, активно выступала против милитаризма.

В личном фонде С.Д. Эрьзи сохранилось также несколько номеров журнала "Mundo Musical", где публиковались фрагменты книги Фиори «Сознание в искусстве», в том

3

ю О

Рис. 1. СД. Эрьзя. Карла Кобал де Фиори («Элегантная дама в платье»). 1949, бронза. Фотография с сайта МиЫаМН: Кир$://-ш-ш-ш. mutualart.com/Artwork/ELEGANT-LADY-IN-A -GOWN/C0A8D059A22 70467

Рис. 2. СД. Эрьзя. Карла Кобал де Фиори. 1949, цемент. Фотография из личного фонда СД. Эрьзи в ЦГА РМ.

со

о со

ге с* си с^ О

0

1

УО

О

Рис. 3. Программа концерта Карлы Кобал де Фиори в честь СД. Эрьзи, со-стоявшегося 27 июня 1949 г. в театре «Политеама» (Буэнос-Айрес). Личный фонд СД. Эрьзи в ЦГА РМ.

Рис. 4. Программа концерта Карлы Кобал де Фиори в честь живописца Антонио Пароди и поэта Риккардо Буччикарди, состоявшегося 19 октября 1949 г. в театре «Политеама» (Буэнос-Айрес). Личный фонд СД. Эрьзи в ЦГА РМ.

Рис 5. Степан Эрьзя с Карлой Кобал де Фиори и Альфредо Фиори. Буэнос-Айрес. 1950 г. ЦГА РМ. (Иконографическая атрибуция И.В. Клюевой).

числе эссе об Эрьзе. Первая часть эссе была опубликована в журнале в мае 1949 г. Фиори пишет: «Я вспомнил... вершину горы искусства... в образе скульптора: Степан Эрьзя, ангел красоты, которому удалось вызвать нежную. улыбку нашего самого твёрдого столетнего дерева. Под нежной лаской морщинистых рук художника появляются тонкие и красивые лица танцующих девушек. Лица, тонкие и нежные, приглашают остановиться и посмотреть на них того, кто поспешно идёт к собственному закату; тогда происходит чудо, вспоминается первая любовь, встрепенётся осознание проходящего, и он чувствует счастье жизни, когда души купаются в озере света.» [13, с. 1-2]. Фиори говорит о готовности Эрьзи - «72-летнего юноши» ваять из гор [13, с. 2].

В декабрьском номере журнала помещён акростих Альфредо Фиори, посвящён-ный Эрьзе - на его замысел изваять памятник национальному герою Аргентины Хосе де Сан-Мартину в андских Кордильерах [11, с. 1]. На обложке номера - фоторепродукция эрьзинского портрета Карлы с надписью: «"Карла Кобал де Фиори" - работа гениального русского скульптора Стефана Эрьзи».

В августовском номере журнала за 1950 г. опубликовано продолжение эссе Фиори об Эрьзе, где описывается эта скульптура (бронзовый вариант): «.показана больше душа артистки, чем женщина, непринуждённость движения, а не восхождение на сцену, элегантность походки, соединённая с гармонией ритма, схваченной художественной интуицией скульптора во время её выступлений. В этом портрете лицо

артистки имеет три разных выражения, каждое из которых очень характерно для неё: в зависимости от ракурса восприятия зритель может видеть горе, безмятежность и спокойную доброту - каждая из этих трёх эмоций характеризует душу артистки, чтобы увековечить ту, которая привнесла в аргентинский театр звучание большой души» [12, с. 1-2]. (Фотоснимки эрьзинского портрета Карлы в трёх ракурсах сохранились в личном фонде С.Д. Эрьзи в ЦГА РМ.) На обложку номера помещена фотография Эрьзи с его верным псом Леоном. Эта фотография сделана одновременно с двумя другим снимками, на которых Эрьзя запечатлен вместе с четой Фиори (на одном из них - вместе с Леоном - рис. 5).

Хронологически последний документ в этом ряду - книга Альфредо Фиори «Сознание в искусстве», опубликованная издательством "ALFI" в 1950 г. [10]. В книгу включены эссе и стихотворения Фиори, в том числе посвящённые национальному герою Аргентины генералу Хосе де Сан-Мартину, испанскому живописцу и писателю Гарсиа Лема (выставлявшему свои живописные произведения в Аргентине) и известному аргентинскому художнику Бенито Кинкела Мартину (общавшимся с Эрьзей), упоминавшимся поэту Риккардо Буччикарди и живописцу Анто-нио Пароди, а также писателю и журналисту Исмо П. Айми (также общавшемуся с Эрьзей во второй половине 1940-х гг.). В числе персоналий, которым Фиори посвящает свои произведения - выдающиеся деятели культуры разных эпох и стран: Людвиг Ван Бетховен, Фредерик Шопен, Уильям Моррис.

\о О

В книгу входят произведения Фиори, посвященные Эрьзе: публиковавшиеся ранее в журнале "«Mundo Musical" статья и акростих. Экземпляр книги был преподнесён Эрьзе автором со следующей дарственной надписью, датированной 25 августа 1950 г.: «Моему дорогому другу Эрьзе - Степану Нефёдову, гению скульптуры, посвящаю эту книгу, у которой нет кожаной обложки, но взамен есть сердце, которое я ему приношу» [9, л. 3].

В период, когда многие аргентинские знакомые Эрьзи отвернулись от него,

узнав, что он собирается возвращаться в СССР, чета Фиори и их друзья поддерживают это решение скульптора. В августовском номере "Mundo Musical" Фио-ри подчёркивает, что чувство, с которым он отправляется провожать своего друга, увозящего на родину свои произведения, является одновременно и тяжёлым, и радостным: грустя по поводу расставания со скульптором и с его творениями, Фиори одновременно выражает радость по поводу возвращения Эрьзи в его родную страну 12, с. 1].

Список литературы:

[1] Asquini P. El Teatro que hicimos. - Buenos Aires: Editorial Rescate, 1990. - 161 p.

[2] Bayer O. La Patagonia rebelde: humillados y ofendidos. - Buenos Aires: Planeta Espejo de la Argentina, 1995. - 270 p.

[3] Bayer O. Los Vengadores de la Patagonia trágica. Т. 4. - Buenos Aires: Editorial Bruguera Argentina, 1978. -454 p.

[4] Bayer O. Prologo // Asencio Abeijón. Memorias de Un Carrero Patagonico. - Buenos Aires: Editorial Galerna, 2009. - P. 7-14.

[5] Центральный государственный архив Республики Модовия (далее - ЦГА РМ). - Ф. Р-1689, он. 1, д. 454, 1 07 л.

[6] ЦГА РМ. - Ф. Р-1689, он. 1, д. 575, 1 л.

[7] ЦГА РМ. - Ф. Р-1689, он. 1, д. 531, 2 л.

[8] ЦГА РМ. - Ф. Р-1689, он. 1, д. 496, 17 л.

[9] ЦГА РМ. - Ф. Р-1689, он. 1, д. 607, 141 л.

[10] Fiori А. La Conciencia en el arte (y otros ensayos). - Buenos Aires: Editorial ALFI, 1950. - 141 p.

[11] Fiori А. La Conciencia en el arte // Mundo musical [Buenos Aires]. - 1949, № 135, Dec. - P. 1-2.

[12] Fiori А. La Conciencia en el arte // Mundo musical. [Buenos Aires]. - 1950, № 143. - P. 1-2.

[13] Fiori А. Stephan Erzia // Mundo musical [Buenos Aires]. - 1949, № 128, Mayo. - P. 1-2.

3

\o O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.