DOI 10.25991/VRHGA.2021.22.1.006 УДК 316
Н. А. Хлопаева*
КАРЛ МАРКС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: PRO ET CONTRA*
В статье представлены результаты исследования присутствия Маркса и марксизма в современном русскоязычном сегменте социальных сетей «Вконтакте», «Одноклассники», «Telegram.org» и «Twitter.com». Количественный и качественный анализ присутствия марксизма и его основателя в отечественных СМИ позволил определить соотношение позитивных, негативных и нейтральных оценок публикаций, выявить наиболее популярные темы обсуждений пользователей. Приводятся основные выводы по итогам исследования: доля нейтральных оценок наследия Маркса преобладает (более 60%); наиболее популярными тематическими направлениями, в контексте которых упоминается основатель марксизма, являются споры о толковании его теорий, а также критика капитализма.
Ключевые слова: Маркс, марксизм, медиаисследования, социальные сети.
N. A. Khlopaeva
THE SOCIAL MEDIA REPRESENTATION OF MARX: PRO ET CONTRA
The article presents some results of a study of the social media representation of Marx and Marxism (Vkontakte, Odnoklassniki, Telegram, Twitter). The goal of social media content analysis (quantitative and qualitative) was to determine tone of media coverage of Marx (positive, negative, neutral); to classify the themes which are covered widely across the social media. The study has revealed that: interpretation Marx's theories and criticism of capitalism are the themes most commonly linked with the Marx; most articles are in a neutral tone (more than 60%).
Keywords: Marx, marxism, media representation, media research, social media.
* Хлопаева Наталья Анатольевна, кандидат социологических наук, помощник депутата по работе в Государственной Думе ФС РФ; hlopaeva@gmail.com
** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31243 «Марксизм: pro et contra. Идеи и ценности в марксистской традиции в истории и современности. Российский опыт и зарубежный контекст».
С 1919 года среди безграмотного населения России марксисты распространяли значительно упрощенный вариант марксистской теории — переизданную десятки раз «Азбуку коммунизма» Н. И. Бухарина и Е. А. Преображенского. Спустя почти век, в социальных сетях в Интернете распространяются подборки цитат Карла Маркса, баннеры с его изображением и высказываниями, комиксы и мемы. Основатель марксизма ежедневно упоминается в онлайн-дискуссиях пользователей.
Новейшие исследования общественного мнения показывают высокий процент лояльности россиян к Марксу. Так, согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в 2018 г. и приуроченному к 200-летию Карла Маркса, каждый третий россиянин относится к учению мыслителя с симпатией, хотя положения этого учения помнит слабо. Негативные реакции фиксируются менее чем у 10% опрошенных [1]. В соответствии с результатами опроса Фонда «Общественное мнение» того же года, негативные оценки составляют лишь 5%, каждый второй россиянин к марксизму настроен нейтрально, каждый третий — знаком с трудами Маркса [2].
Объектом данного медиаисследования стал массив текстов, постов и комментариев, опубликованных в русскоязычном сегменте социальных сетей «Вконтакте» (Vk.com), «Одноклассники», «Telegram.org», «Twitter.com» в период с 04.09.2020 г. по 24.10.2020 г., общим объемом более 8.150 публикаций (без репостов). Материалы подобраны с использованием базы данных «Интегрум», электронной библиотеки, располагающей архивами публикаций СМИ и указанных социальных сетей [4]. К анализу приняты результаты обработки запросов в базе «Интегрум» с применением фильтров для отбора релевантных сообщений.
Наиболее политизированной выглядит аудитория социальной сети ми-кроблогинга «Twitter», на площадке которой Маркс упоминается чаще всего
Упоминания К.Маркса в социальных медиа:
04.09.2020 - 24.10.2020
56%
Одноклассники 2%
Telegram
19%
Вконтакте 23%
(56%). Следует отметить, что среди исследуемых социальных сетей «Twitter» является единственной площадкой, где преобладает мужская аудитория [3]. Доля упоминаний в сети «Вконтакте» составляет 23%. Упоминания на площадке кроссплатформенного мессенджера «Telegram.org» занимают долю 19%. В социальной сети «Одноклассники» тематика марксизма присутствует в локализованном виде, в основном, на страницах профильных сообществ, составляя долю 2% от общего числа упоминаний.
Большинство пользователей социальных сетей не указывают свой фактический город проживания, вместе с тем, данные аккаунтов с указанием локации позволяют представить соотношение упоминаний Маркса в разрезе городов
К.Маркс в социальных сетях: тематические блоки 04.09.2020-24.10.2020
Споры о толкованиях Критика капитализма Критика марксизма Юмор, мемы Современные марксистские кружки Учебные будни Песни, стихи, книги, фильмы
D 21%
1 17%
Ц 13%
Ц 9%
J 6%
> 4%
J 30%
0%
10%
20%
30%
России. По частоте упоминаний лидируют пользователи, проживающие в столицах, городах-миллионниках, областных центрах: Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Самаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Магнитогорске, Краснодаре, Кирове, Красноярске.
Несмотря на более чем 150-летний возраст теоретического наследия Маркса и свободный доступ к первоисточникам для ознакомления всех желающих, споры о его интерпретациях продолжаются, обретая новые площадки в интернет-пространстве. В русском сегменте социальных сетей Маркс чаще всего упоминается в спорах о толковании его теорий (30%): пользователи дискутируют друг с другом, сравнивают различные переводы, отстаивают те или иные трактовки высказываний мыслителя (здесь и далее цитаты приводятся в редакции авторов):
Формула Маркса «Религия — опиум народа» совсем не ругательна. 1. «Опиум народа», а не «опиум для народа». Отсутствие предлога «для» очень существенно. «Для народа» значит, что какая-то не народная группа создает, а потом навязывает народу свой продукт. «Опиум народа» — это то, что вырабатывает сам народ. 2. Мало кто помнит, что контекст статьи Маркса, где он говорит про «опиум народа», очень возвышен: «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (К критике гегелевской философии права. Введение // К. Маркс и Ф. Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., 1986. C. 58). В следующем абзаце Маркс говорит о религии как о цветах, украшающих цепи, что сковывают трудящееся человечество. Итак — цветы, вздох, душа, опиум... Выстраивается довольно высокий образный ряд. 3. Дело в том, что в Европе 19 века опий — это не наркотик, а анестетик (обезболивающее средство) (Vk.com. Паблик «Православный скептик». https://vk.com/ public115509415 23.09.2020).
Verne @Verneuj: К. Маркс считает что софт — это не товар.
Товарищ Андрей @TovarishhAndrey: О_о Маркс оказывается застал ЭВМ. И ещё и высказаться успел. Так и знал что ЭВМ изобретение тесла!
Verne @Verneuj: Не застал, но дал определение товара. И вот по этому определению, софт — не товар. А ЭВМ — товар. Видите как, наука работает и после смерти учёного! (Twitter.com https://twitter.com/TovarishhAndrey/status/1309575606074576897 25.09.2020)
Многие сегодня пытаются сказать, что и Маркс, и коммунисты, и большевики — восславили чрево, сытость, «упакованность» — от которых якобы всё зависит в общественных отношениях. Это абсолютно вульгарное и поверхностное понимание Человека вообще и Общества в целом. Маркс сказал в предисловии к «К критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», он говорил об общественном бытии, а не о быте, не о жратве, и не о чреве. Он говорил о человеческой социальности и ее роли в формировании сознания (Одноклассники. Сообщество «Карл Маркс и Фридрих Энгельс в нашем сердце» https://ok.ru/ friedrichengelskarmarx/topic/152227215446031 08.09.2020).
Игорь @Nomad_alone: Товар это и есть товарная форма, для Маркса они равнозначны. Поэтому товар не может принимать товарную форму, потому что это суть тавтология. Вы каким-то чудом разрываете их. И да, антивирус вещь, ибо существует в материальном мире. Но физиократам надо всё потрогать и понюхать (Twitter.com https://twitter.com/Nomad_alone/status/1310475604492521473 28.09.2020).
Второе по популярности тематическое направление онлайн-дискуссий связано с критикой капитализма (21%), рефреном которой является утверждение «Маркс был прав». В частности, одно из активных сообществ Вконтакте так и называется: «Маркс был прав» (marx_was_right), в качестве слогана площадки указано «I told you I was right about capitalism» («Я вам говорил, я был прав в суждениях о капитализме»). Участники обсуждений с разной степенью корректности и иронии отстаивают правоту и актуальность суждений основателя марксизма:
Борис Хайт @Hait701: А я, прожив полвека, понял, что прав Горький, Макаренко, Луначарский... Маркс, Ленин... И то, что ни один постулат капиталистической идеологии не работает. А оскотинивание человека — служит оправданию сути капитализма. Это как оправдывать преступников «не мы такие — жизнь такая (Twitter.com https://twitter.com/Hait701/status/1310271650550743040 27.09.2020).
«Gosha Nemo @gosha_nemo: Всё в погоне за прибылью «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист ради получения 100% прибыли» К. Маркс «Капитал» (Twitter.com https://twitter.com/gosha_nemo/status/1310024387433828352 27.09.2020).
Карла Маркса надо было читать, который писал, что: со ста рублей, которые вы приносите работодателю, вы уносите пять рублей:-)) В этом смысле — работодатель заинтересован в вас больше, чем вы в нём. (Vk.com id231079665 https://vk.com/ wall-42949290_6383291?reply=6383369 13.10.2020).
ПриВатный разговор @moscester: Слияние #Яндекс и #Тинькофф это не просто желание IT компании попасть в финансовую сферу и финансовой компании глубже войти в IT. Это общемировой процесс укрупнения капитала. Прямая дорога к крупным монополиям. А так да, Маркс устарел (Twitter.com https://twitter. com/NERLEV/status/1309475898048081921 24.09.2020).
Доля критических замечаний в адрес самого Маркса составляет 17%. Теории мыслителя называют устаревшими, бездоказательными, либо верными лишь частично. Обвинения пользователей социальных сетей не всегда корректны по форме и содержанию:
Фёдор Иваныч Я. @n_fonok: Гитлер тоже классифицировал народ. И Маркс и Ленин. Скажите пожалуйста, кто их наделил таким правом делить на классы и физически расправляться с целым классом? Как в анекдоте. «Чтобы не было войны, нужно всем хорошим людям перебить плохих» (Twitter.com @n_fonok https://twitter.com/n_fonok/status/1313385208016756736 06.10.2020).
Greg Dmitrievich @GregDmitrius: Маркс устарел еще по мнению франк-фуртовской фрейдомарксистской школы (Маркузе, Адорно, Хабермас, Лукаш) и французских постмодернистов (Деррида, Бодрийяр, Леотар, Генри-Леви, Мишель Фуко). У западных левых резко сменился дискурс с 1970ых годов на меньшинства и на толерантность (Twitter.com https://twitter.com/GregDmitrius/ status/1314089053407440897 08.10.2020).
Толерантный Легионер (SPQRLegionarius): Маркс и Энгельс внесли хороший вклад в философию, но не более, в экономике их уже все подряд переиграли и уничтожили, но желание людей простых ответов на сложные вопросы никуда не исчезал, и имеем что имеем (Twitter.com https://twitter.com/SPQRLegionarius/ status/1309766348692742144 26.09.2020).
Ну, Маркс, само собой, крупный ученый, но ученый 19 века, абсолютизировать и принимать на веру без доказательств все подряд не стоит... (Telegram.org Рабкор Чат (@rabkorchat) https://t.me/rabkorchat/543142 10.10.2020).
В субкультуре социальных сетей Маркс присутствует как персонаж мемов, шуток, анекдотов, забавных изображений. Данный тематический блок составляет долю 13%. Пользователи социальных сетей цитируют уже известные шутки, делятся историческими анекдотами или собственными наблюдениями, в частности, публикуют ироничный каламбур с названием всемирно известного магазина «Marks & Spencer», действующего с конца XIX в.:
«Маркс и Спенсер» победили Маркса и Энгельса (Twitter.com Сергей Антипов (Sergion235) https://twitter.com/Sergion235/status/1310855539707072512 29.09.2020).
@DmitryGlencoe: Карл Маркс и Фридрих Энгельс это не муж и жена, а четыре разных человека!!!! (Twitter.com https://twitter.com/magnia_mos/ status/1311276172727156737 30.09.2020).
Курьезный случай произошел однажды с Максимилианом Волошиным — русским и советским поэтом времен Серебряного века, художником-пейзажистом и литературным критиком. Жена, потеряв его из виду в сутолоке вокзальной площади Москвы, стала звать: — Макс! Макс! Поблизости стояли красноармейцы. Услышав необычное имя и увидев человека с пышной седой шевелюрой и большой бородой, они встрепенулись: — Ребята, глядите, Карл Маркс! Подошли к поэту, отдали честь и торжественно отрапортовали: — Товарищ Карл Маркс! Да здравствует ваш марксизм, который мы изучаем на уроках политграмоты! Поэт с улыбкой ответил: — Учите, учите, ребятки! (Vk.com Сообщество «Дух Истории» (ajaloovaim) https://vk.com/wall-163284544_8758 01.10.2020).
@mar_marmota: Бабушка внезапно спросила «Что такое броманс?», выслушала, потом уточнила: «Это как Маркс и Энгельс, да?» (Twitter.com https://twitter. com/wlcrr/status/1312550236276109313 04.10.2020).
Это старый анекдот. Моисей сказал: — Всё от Бога. Соломон сказал: — Всё от ума. Иисус сказал: — Всё от сердца. Маркс сказал: — Всё от потребностей. Фрейд сказал: — Всё от ceкcа. Эйнштейн сказал: — Всё относительно. Сколько евреев — столько и мнений (Telegram.org Канал «2ch» (@ru2chnews) https://t.me/ ru2chnews/3425410 01.10.2020).
Нина, с бороды на лысину таксисты говорили. С К. Маркса на пр. Ленина (Vk.com Сообщество «Янтарный ДЛБ [Калининград]» (maxxriot) https://vk.com/ wall-33197055_3363088?reply=3363359 13.10.2020).
Доля публикаций, постов и комментариев с упоминанием Маркса на страницах сообществ и каналов современных марксистских кружков и объединений сторонников марксизма составляет 9%. Наиболее активна площадка Вконтакте, в частности, группы «Союз Марксистов», «Союз Пролетарского Освобождения» («СПО»), «Рот Фронт», «Политштурм», «Революционная рабочая партия» («РРП»), «Lenin Crew», «Луч», «Марксистская тенденция» и другие. Участники сообществ упоминают Маркса в контексте своей ежедневной просветительской деятельности, теоретического обучения, разъяснений классовых причин проблем современного общества:
Давно хотели основательно изучать марксизм, но не знали где и с кем? Хотели принять участие в классовой политике, но в вашем городе нет ячейки СМ?
Объявляется набор на новый курс по изучению марксизма в дискорде, который будет проходить по пятницам 19:00-21:00 по московскому времени. Проходить занятия будут по следующей схеме: первый час — семинар по предыдущей теме, второй час — лекция по следующей (Vk.com Сообщество «Союз Марксистов» https://vk.com/wall-65210882_22191 17.09.2020).
20 сентября прошло собрание марксистского кружка ярославской ячейки Революционной Рабочей Партии (РРП). На нём разбиралась тема «Марксистская концепция культуры». На следующем кружке будет тема «Ленин как национальный тип». Вся власть рабочим! #Марксизм #РРП #Ярославль #Маркс #коммунисты #марксистский_кружок (Telegram.org. РРП Революционная рабочая партия (@ rwp_rwp) https://t.me/rwp_rwp/2402 21.09.2020).
Уважаемые товарищи! Кружок «Тот самый Маркс» возобновляет свою работу в очном режиме. На предстоящем занятии мы изучим статью Г. В. Плеханова «Основные вопросы марксизма». Ждем всех желающих в этот четверг, 17 сентября, в 18:00 по адресу Лиговский пр. 207 Б (здание городского комитета КПРФ) (Vk. com Сообщество «Санкт-Петербургское отделение ЛКСМ РФ» https://vk.com/ piterlksm 14.09.2020).
Знакомство с теоретическим наследием Маркса предусмотрено образовательными программами российских учебных заведений. Упоминания Маркса в постах и комментариях студентов, изучающих философию и общественные науки, экономику, историю, политологию, составляют порядка 6%. Авторы постов, как правило, не стремятся анализировать труды Маркса и лишь делятся с подписчиками впечатлениями от студенческой жизни. Помимо прочего, бренд «Маркс» много лет активно используется в рекламе репетиторских услуг. В частности, «Анна Маркс» — это псевдоним популярного онлайн-репетитора по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (https://vk.com/obsh_marks); «Маркс-Академия» (https://vk.com/marks.academy) — согласно слогану, «онлайн-школа, которая поможет поступить на бюджет даже в твиттере».
Недавно наткнулась на офигительного преподавателя по общаге — Аню Маркс! Два слова об Ане. Она выпустила уже 106 стобалльников по обществознанию и более 20 000 выпускников за последние 5 лет с средним баллов 88.5! (Vk. com idlizavetap https://vk.com/wall175825246_1718 13.10.2020)
Я поняла, что отвлеклась от лекции в тот момент, когда препод сравнила Энди Ворхола с Марксом (Vk.com picea_abies https://vk.com/wall234774819_596 13.10.2020).
Жена декабриста @vtrdsa: начала читать Карл Маркс Капитал / цуки @ ewagolberg: ЗАЧЕМ / жена декабриста @vtrdsa: такая судьба всех логистов (Twitter. com https://twitter.com/vtrdsa/status/1312839074017939456 04.10.2020).
Сегодня чуть не свалилась в люк, пока читала Маркса по дороге. Это нелепо. Почему нельзя было со всех сторон обезопасить пешеходов? (Vk.com alterova https://vk.com/wall372446402_5527 13.10.2020).
Никсем (Greentea_F): В моей группе не знают кто такой Карл Маркс, я разочарован (Twitter.com https://twitter.com/Greentea_F/status/1314449398819151873 09.10.2020).
4% упоминаний Маркса в социальных сетях связаны с его присутствием в современной массовой культуре — книгах, текстах песен, фильмах, видеоиграх и т. д. В частности, «Маркс» является названием одного из типов личности в по-
пулярном соционическом онлайн-тесте. «Маркс» — это имя аниме-персонажа в компьютерной игре. Авторы постов в социальных сетях публикуют рецензии, стихи и другие произведения как сетевых, так и широко известных авторов, например, регулярно цитируют строки из песни «Капитал» советской и белорусской панк-группы «Ляпис Трубецкой»:
Tonya @tonya_guseva: В левой руке Сникерс, в правой руке — Марс. Мой пиар-менеджер — Карл Маркс. КА-ПИ-ТАЛ (https://twitter.com/tonya_guseva/ status/1309613718733553675 26.09.2020).
Время гигантов. Гуськов Алексей. Слышал легенду, будто когда-то / Эту страну населяли гиганты / Будто бы жили странной судьбою / Были готовы к работе и к бою / От недостатка хлеба и мяса / Бредили Марксом, Победой и Марсом / Снежной тайгою, Арктикой хмурой / Яркими звёздами над Байконуром / Пламенем жарким, бездной бездонной / Строили шахты, плотины и домны / И заблуждались, и побеждали. (Vk.com id183485051 https://vk.com/wall183485051_3792 12.10.2020).
Светлячок @_5559116951342: Я оглядел пустой чемодан. На дне — Карл Маркс. На крышке — Бродский. А между ними — пропащая, бесценная, единственная жизнь. Сергей Довлатов. «Чемодан» (Twitter.com https://twitter.com/serg1960leva/ status/1314081767075307520 04.10.2020).
Славой Жижек «Хрупкий абсолют». Книга как будто специально написана для России, ее магистральные темы — христианство и марксизм, ее главные герои — апостол Павел, Маркс, Ленин, Сталин. С учетом того, что ленинизм и сталинизм — прошлое России, а христианство и сталинизм имеют отношение к настоящему, книга важна и интересна именно здесь. (Книжный магазин «Фаланстер» (telegram.org @falanster_books https://t.me/falanster_books/405 30.09.2020) А мы продолжаем знакомить вас с работами великой Анны Голубкиной, выставку которой вы можете увидеть в Музее Модерна. И сегодня очередь знаменитого портрета Карла Маркса 1905 года. Первый в истории скульптурный портрет Карла Маркса был заказан Московским Комитетом РСДРП(б). Маркс показан не монументальным пророком, а задумчивым мыслителем, склонившим голову в сомнении. (Vk.com. Сообщество «Третьяковка в Самаре» https://vk.com/ wall-193731821_303 30.09.2020)
Что общего у Маркса и Asassin's Creed? Как стримеры становятся новым пролетариатом? Когда восстанут геймеры, и почему видеоигры должны интересовать марксистов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в интереснейшей рецензии Алеси Серады на книгу доктора социологии, исследователя в Оксфорде и активиста Джейми Вудкока «Маркс в аркадном зале. Консоли, контроллеры и классовая борьба». «Во-первых, видеоигры — это не просто вид отдыха или «опиум для народа», но сложная культурная форма товара массового потребления (commodity). Видеоигры должны быть интересны марксистам, поскольку их производство, циркуляция и потребление могут способствовать важным прозрениям о внутренних механизмах современного капитализма, — пишет Вудкок (telegram. org | Цифровая тень @digitshadow https://t.me/digitshadow/408 29.09.2020).
При отборе материалов для настоящего исследования большая часть нерелевантных публикаций были отфильтрованы, в том числе те, в которых Маркс упоминается в названии адресов. Однако тема названий заслуживает отдельного комментария. В Советской России в честь Маркса были названы тысячи объектов — город, села, деревни, площади, проспекты, кинотеатры, музеи, школы, станции метро. Ежедневные геометки публикаций (указания
Упоминания К.Маркса в социальных сетях: характер оценок
Нейтральные
61%
Положительные 19%
Негативные 20%
адресов) в социальных сетях увеличивают совокупное число упоминаний Маркса. Для многих россиян «Маркс» — это адрес родного дома, школы, места жительства близких и любимых людей, памятное место встреч и свиданий. Название, которое хранится в семейных фотоальбомах, свидетельствах о рождении, школьных аттестатах, является частью истории не только страны, но и десятков тысяч семей, и не вызывает острых негативных реакций. Так, в объявлениях интернет-сообществ ищет хозяина найденный «котик Маркс», а жительниц города приглашают в салон «Маникюр-Маркс», названный так благодаря расположению на одноименной улице. Пользователи социальных сетей размещают объявления об аренде жилья, скидках, называют именем Маркса игрушки, домашних питомцев, чьи фотографии выкладывают на своих страницах. Фигура Маркса вызывает интерес и дискуссии, но не ожесточенные споры, которые могли бы спровоцировать волну массовой декоммунизации, переименований.
В исследуемых материалах социальных медиа Маркс упоминается, преимущественно, в нейтральном контексте, — соответствующая доля публикаций составляет более 60%. В данных публикациях упоминания не содержат оценок взглядов Маркса. Как правило, пользователи приводят цитаты, названия научных трудов:
Sergey Rodionov: Владимир, да подожди, пройдет .. .надцать лет и опять прижмутся и замурлыкают. Как там, вроде Маркс говорил, что история развивается по витку, или спирали. Не помню дословно его фразу (https://vk.com/wall-756797 63_1529353?reply=1530024 01.10.2020).
Как местная интеллигенция (когнитариат) относится к утверждению, якобы чтобы понять «Генерейшен Пи» Пелевина, нужно сначала прочесть его же «Желтую Стрелу», чтобы понять «Желтую стрелу» нужно прочесть «Общество спектакля» Ги Дебора, чтобы понять «Общество спектакля» нужно прочитать «Капитал» Маркса, а чтобы понять Капитал нужно прочитать Адама Смита (Flibusta Book (@flibustabotgroup) https://t.me/flibustabotgroup/669775 10.10.2020).
Положительные и отрицательные оценки в исследуемый период встречаются практически в равных долях. Примерами положительных оценок (19%) являются утверждения авторов:
Petr_Uxa @UxaPetr: Маркс — это наше фсё! (Twitter.com https://twitter.com/ UxaPetr/status/1309545475616526336 25.09.2020)
Pops @Adoptedbycats: Маркс был мудрым человеком (Twitter.com https://twitter. com/Adoptedbycats/status/13153224539048222 11.10.2020).
Mikhail: Капитал Маркса на мой взгляд лучший труд по экономике. Просто изучив его, кто-то идёт размахивать красным флагом, жалуясь на социальное неравенство. А кто-то понимает законы капитализма и начинает зарабатывать не плохие деньги. Лично мне эта книга дала и недвижимость и авто и уверенность в завтрашнем дне. (Обесценивающийся чат. t.me/inflation_chat/57501 30.09.2020) Маркс и Адам Смит как основоположники экономической теории будут изучаться и после исчезновения балаболов! В Европе и США это бестселлеры в книжных магазинах. Их изучают и в Кембридже и Сорбонне! А у нас тупость беспросветная! (Telegram.org Белгород № 1 чат https://t.me/c/1279862920/534372 11.10.2020)
Авторы публикаций с отрицательными оценками (20%) обвиняют Маркса в ошибочности его теорий и возлагают на него ответственность за произошедшие впоследствии революции, гражданские войны, экономические и социально-политические потрясения:
Валар Моргулис @KarbofosnyjDyh в ответ странникофф @aFTWMlh8TYanyzn: Маркс, Эйнштейн, Дарвин, Фрейд и т. п. — это разные грани борьбы диавольского народца с Богом. Войны, революции, богоборческие теории и т. д. (Twitter.com https://twitter.com/KarbofosnyjDyh/status/1311229850087239685 30.09.2020)
Polski Jzoker Galkowski @Von_Howitzer: Маркс не был ученым, потому что полуграмотный пропагандист-содержанка не имеет никакого отношения к науке (Twitter.com https://twitter.com/Von_Howitzer/status/1309768018264764418 26.09.2020).
По итогам исследования можно выделить несколько основных характеристик присутствия Маркса в русскоязычном сегменте социальных сетей.
1. Маркс упоминается на ежедневной основе — в постах, обсуждениях, комментариях, на страницах сообществ и личных страницах пользователей соцсетей. География обсуждений идей Маркса не ограничивается традиционным «красным поясом». Социальной сетью, в которой чаще всего упоминается Маркс, является «Twitter», наиболее политизированная, с преобладающей мужской аудиторией.
2. Маркс выглядит автором философской системы, претендующей на все-охватность, и вооружает интернет-пользователей, последователей, сторонников идей, мудростью на каждый день в отношении практически любого аспекта жизни — от экономики до религии, от философии бытия до геополитики. Примечательна встреченная формулировка «Маркс — это наше всё», наглядно демонстрирующая ассоциацию с известным высказыванием Аполлона Григорьева «Пушкин — наше всё!» Таким образом, для части аудитории Маркс — своего рода Пушкин в политико-идеологической сфере.
3. Наследие Маркса позволяет авторам публикаций находить для себя отправную точку и строить дальнейшие выводы. Реплика «Маркс был прав»
является рефреном онлайн-дискуссий (от мягкого варианта «Карл Маркс не во всем ошибался», «Маркс не устарел» до «Маркс совершенно прав»).
4. Знакомство с наследием Маркса входит в неформальный культурный норматив пользователей. Не знать Маркса — стыдно («Лучше бы Маркса читали», «Они не знают Маркса, я разочарован»). Незнание теорий мыслителя является поводом для сарказма и упреков собеседников в безграмотности («Лучше бы не позорились», «Учиться надо», «Игры — это развлечения, а Маркс — это серьезные вещи»).
5. Публикации составляют впечатление «живого присутствия»: Маркс интересен, он обсуждается как современный автор, свой и понятный, причем каждому из участников дискуссии понятный по-своему. Каждое третье упоминание Маркса возникает в контексте споров об интерпретации его теорий и отдельных высказываний. Пользователи, прочитавшие одни и те же тексты или отдельные высказывания Маркса, настаивают каждый на своей трактовке. Сомнению также подвергаются переводы научных трудов основателя марксизма. Вопрос, одобрял ли тот или иной вариант перевода сам Маркс, порождает новые витки споров. Как и многие диалоги и полилоги в русском сегменте интернета, споры о наследии Маркса не всегда облечены в корректную форму. Роль и статус Маркса также вызывают много вопросов: можно ли считать Маркса ученым? был ли он политиком? философом? Большинство участников дискуссий называют Маркса, прежде всего, экономистом. Национальная принадлежность Маркса — единственный параметр, ни у кого не вызывающий сомнений, очевидно, поэтому редко обсуждаемый.
6. Наиболее популярными темами, в контексте которых упоминается Маркс, являются споры о толкованиях его теорий (30%) и критика капитализма (21%). В сравнении со СМИ, на страницах социальных медиа в более явном виде присутствует критика самого Маркса (17%). Наиболее часто обсуждаемыми являются теория стоимости и концепция отчуждения как неизбежного последствия капиталистического устройства общества. Среди трудов Маркса наиболее упоминаемыми являются «Капитал» и «Манифест Коммунистической партии».
7. В социальных сетях действуют десятки тысяч аккаунтов, как личных страниц, так и сообществ, использующих в названии имя Маркса. На данных страницах регулярно публикуются и получают репосты (копируются, распространяются) цитаты из трудов мыслителя. Для пользователей социальных сетей привычна визуализированная форма афоризма, короткого высказывания. Наиболее часто упоминаемыми являются следующие высказывания Маркса, часто в сокращении, перефразированные, иногда приписываемые ему ошибочно:
- «Государство есть частная собственность бюрократии»;
- «Бытие определяет сознание»;
- «Сколь велика сила денег, столь велика и моя сила»;
- «Религия — опиум (для) народа»;
- «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% прибыли»;
- «Труд из обезьяны сделал человека» (Ф. Энгельс).
8. Более 60% упоминаний Маркса в публикациях на площадках социальных медиа по оценочной окраске нейтральны. Для части аудитории Маркс стано-
вится проводником идей в защиту интересов наемных работников, снабжает аргументами, теоретической базой для разоблачения капитализма в целом. Вместе с тем, в сравнении со СМИ, в пространстве социальных медиа присутствует более агрессивная лексика, публикации размещаются без цензурных ограничений, что обусловило более высокую долю негативных оценок — 20% (против менее 10% негативных оценок в СМИ) [5].
9. Яркий фактурный визуальный образ Маркса органично вписан в субкультуру социальных сетей и широко представлен в иллюстративных материалах: мемах, коллажах, демотиваторах, комиксах, в оформлении сувениров, ориентированных как на политически активную, так и на аполитичную молодежную аудиторию, использующую образ мыслителя в своем творчестве в юмористическом ключе, for fun. В социальных сетях находит отражение присутствие Маркса в современной массовой культуре — в текстах песен популярных групп, книгах, фильмах, сериалах, компьютерных играх и т. д.
10. Маркс понятен и современен. Многие идеи Маркса его пережили и остаются востребованными в XXI веке, как востребованы эффективные решения по-прежнему не разрешенных проблем, лишь воспроизводимых в новом цикле мировой истории. Законы и принципы рынка нельзя назвать победившими в сознании россиян. В информационном поле наблюдается потребность в альтернативной точке зрения, а значит, и потребность в аргумен-тационной теоретической базе, доступной, не требующей слишком высокого образовательного уровня.
Марксизм утратил значимую идеологическую роль в российском обществе, однако это не способствовало консолидации, объединению вокруг одной другой, более предпочтительной идеологии. Нагромождение полярных точек зрения, концепций, подходов, обсуждаемых в русском сегменте социальных сетей, является, скорее, какофонией, чем полифонией. Теорий социально-политического устройства, полностью и успешно реализованных на практике, не существует, и сохранение присутствия Маркса в повседневном общении людей в определенной степени демонстрирует надежду на возможность прийти к социально справедливой форме существования общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исследование ВЦИОМ «200 лет Карлу Марксу: автор «Капитала» в XXI веке». 04.05.2018. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9077 (дата обращения: 24.10.2020).
2. Исследование Фонда «Общественное мнение» «Карлу Марксу 200 лет». 05.05.2018. — URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14023 (дата обращения: 24.10.2020).
3. Исследование компании «Brand Analytics» «Социальные сети в России: цифры и тренды — 2020». — URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/ (дата обращения: 12.01.2021).
4. Ключевые особенности и принципы функционирования сервисов «Интегрум». — URL: https://integrum.ru/dostup-smi (дата обращения; 01.09.2020).
5. Хлопаева Н. А. Маркс и марксизм в российских СМИ: pro et contra // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2020. — Т. 21, вып. 4 (1). — С. 42-58.