The Caricatures of Pavel. E. Shcherbov in the Satirical Magazine "The Jester"
Aleksandra G. Zhuravleva
Historical and Memorial Museum-Estate of P.E. Shcherbov. Gatchina, Russia. Email: zuccolinaz[at]gmail.com
Abstract
Pavel. E. Shcherbov's caricatures were first brought to the public's attention in the satirical magazine "The Jester" in which he had published them for several years. The cartoons of this period led P.E. Shcherbov to serious success, while their chosen theme - the artistic environment of St. Petersburg at the turn of the century - brought him fame. The research is aimed at studying the artist's collaboration with this magazine through the cartoons themselves as well as his relationship with the magazine's editorial board. It records the assessments, memories and reactions of the contemporaries about Shcherbov's cartoons published in "The Jester". The study found that the reactions were opposite at times, from sharply negative to rave reviews. A subsequent analysis of the influence of the cartoonist's works on the art world is carried out. Within this article Shcherbov's caricatures that were published in the magazine "The Jester" and other themes that the artist used are identified. As a result of the research, a close cooperation between Shcherbov and the magazine "The Jester" is revealed as well as the conclusion that the cartoonist contributed to the rise of the satirical publications, whilst his works generated great public interest, having influenced further decisions and actions of his contemporaries, is made.
Keywords
P.E. Shcherbov; Caricature; Magazine "The Jester"; Satirical Magazines of the Turn of the 19th -20th centuries; Art World of St. Petersburg; "The World of Art"; S.P. Diaghilev; A.I. Kuindzhi; "Literary" Caricature
This work is licensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Карикатуры П.Е. Щербова в сатирическом журнале «Шут»
Журавлева Александра Геннадьевна
Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербова. Гатчина, Россия. Email: zuccolinaz[at]gmail.com
Аннотация
П.Е. Щербов впервые представил свои работы вниманию зрителей в журнале «Шут» и печатался в нем несколько лет. Рисунки этого периода привели Щербова к серьезному успеху, а выбранная тематика карикатур - художественная атмосфера Петербурга рубежа веков -принесла ему известность. Исследование направлено на изучение сотрудничества художника с данным журналом; рассматриваются отношения между редакцией и карикатуристом. Фиксируются оценки, воспоминания современников о карикатурах Щербова, опубликованных в «Шуте». Делается вывод о тесном сотрудничестве между Щербовым и этим журналом. Отмечается, что карикатурист внес вклад в подъем популярности сатирического издания. Обозначены другие темы, которые использовал Щербов. Найдены отзывы о художнике, порой полярные, от резко негативных до восторженно-положительных. Выявлены карикатуры на Щербова, опубликованные в «Шуте». Доказано, что работы Щербова вызывали широкий резонанс в обществе, влияли на образ мысли деятелей искусства и поступки современников.
Ключевые слова
П.Е. Щербов; карикатура; журнал «Шут»; сатирические издания рубежа XIX-XX веков; художественный мир Петербурга; «Мир искусства»; С.П. Дягилев; А.И. Куинджи; «литературная» карикатура
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Введение
Карикатурист Павел Егорович Щербов (1866-1938) дебютировал в сатирическом журнале «Шут» и печатался в нем первые десять лет своей карьеры. Творчество художника этого периода представляет интерес и для изучающих особенности художественной среды рубежа веков, и для интересующихся историей сатирической журнальной графики.
Работы Щербова в «Шуте» представляют собой важную веху. Во-первых, они подняли художественный уровень карикатуры: с самого начала рисунки Щербова одни из самых первых создавались в цвете - с учетом новых возможностей типографского дела. Во-вторых, его работы отразили борьбу художественных направлений рубежа XIX-XX веков. Отметим, что у Щербова есть карикатуры и на другие темы, но именно сатирическое описание художественного мира сделало его известным. Эти работы опубликованы в журнале «Шут», соответственно, важными аспектами изучения творческого пути Щербова являются анализ взаимоотношений с издательством журнала и читателями, а также рассмотрение самих карикатур, необходимое для понимания причин, обусловивших резонанс у современников.
Несмотря на перечисленные выше факты, отношения Щербова и «Шута» до настоящего момента не становилось предметом научного изучения. В обзорных трудах по графике Г.Ю. Стернина (1964) и А.А. Сидорова (1969) коротко упоминаются некоторые карикатуры художника. Монография А.Н. Савинова (1969) посвящена творчеству Щербова в историческом контексте.
Цели нашего исследования - определение характера взаимоотношений Щербова с журналом «Шут»; введение в научный оборот новых знаний; анализ реакции общественности, а также оценка влияния карикатур Щербова на художественный мир.
Нами ставятся задачи проследить работу Щербова в журнале «Шут»; выявить особенности отношений Щербова с редакцией; сделать предположение о причине выбора этого издания для публикации своих карикатур (на страницах других журналов, например, «Лукоморье», «Столица и усадьба», работы появились лишь после прекращения сотрудничества с «Шутом»).
Материалом исследования послужили сами карикатуры, воспоминания современников, архивные источники, новостные периодические издания этого периода и предметы из музейного фонда Российской Федерации.
Взаимоотношения П.Е. Щербова и редакции «Шута»
Журнал «Шут» начал выпускать в 1879 г. художник Дмитрий Александрович Есипов. Отметим, что опыта в литературном или издательском деле у него не было, но были небольшое наследство и желание заниматься этим делом. В своих воспоминаниях писатель Петр Петрович Гнедич приводит цитату Есипова о принятии решения:
«Живопись к черту! Без меня много. А вот настоящего, карикатурного журнала
нет. Чтоб сатира пеной била. Чтоб все эти "Искры" прежние за пояс заткнуть»
(Гнедич, 2000, с. 93).
Изначально журнал не произвел фурор, к нему отнеслись скептически, хотя он получился самобытным. «Шут» имел довольно большой формат и черно-белые иллюстрации, на смену которым быстро пришла раскраска, «иллюминование»1, как ее называл Есипов. Цветные карикатуры увеличили розничную продажу, через полгода существования журнала количество подписчиков возросло до 400, и к концу первого года издания «Шута» ждал успех. Впоследствии эта победа привела к перепродаже журнала, в итоге в 1890 г. издание купил Роман Романович Голике. Владелец задается целью поднять уровень художественного материала, и тогда же в нем появляются рисунки карикатуриста Щербова.
У журнала была хорошая типолитография, которая славилась своими работами до революции. В 1902 г. Голике объединяет усилия с владельцем фотоцинкографии Артуром Ивановичем Вильборгом, создается «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». Качество типографии было достаточно важным моментом для Щербова, в своих акварелях он часами выводил необходимые цвета: серые, блекло-оливковые, коричневатые и другие оттенки, неожиданно точно передающие серость обывательских будней. Карикатуры Павла Егоровича не были раскрашенными, оригиналы создавались изначально в цвете. Несмотря на новшества в печатном деле, Щербову приходилось сражаться с цинкографией, которая нивелировала оттенки краски. Учитывая передовые технологии «Товарищества Р. Голике и А. Вильборга», вероятнее всего, именно этот факт определил выбор журнала.
В «Шуте» Щербов печатался под псевдонимном «Old Judge». Как отмечает писатель В.Ф. Боцяновский, этот псевдоним не маска, а определенного рода лозунг, поза (Машинописная копия черновика книги Боцяновского В.Ф.
0 Щербове, с. 6). Павел Егорович считал себя «Старым судьей», который, будучи непредвзятым сторонним наблюдателем, дает оценки личностям, событиям и образу жизни. Псевдоним «Old Judge» фактически стал определенной маркой, которая привлекала к «Шуту» аудиторию. Важно отметить, что с этим журналом сотрудничало до 60 художников, но только имя Павла Егоровича указывалось в рекламе. По мнению доктора искусствоведения Григория Юрьевича Стернина, огромным вкладом журнала «Шут» в сатирическую графику конца XIX века являлись именно карикатуры Щербова (Стернин, 1964, с. 224).
Работы Щербова опубликовали не сразу. Отказались печатать карикатуру с художниками Архипом Ивановичем Куинджи и Иваном Ивановичем Шишкиным, наблюдающими за перемещением картин из Академии наук в Академию художеств. Сюжет был острым: художники-передвижники из учреждения, где они не раз экспонировались и устраивали выставки, пере-
1 от лат. illumino - освещать, делать ярким, украшать. Иллюминование, или иллюминирование - процесс раскраски миниатюр и орнамента в средневековых рукописных книгах.
носили свои картины во враждебную к ним до недавних пор организацию. Реакция общественности на эти события была полярной: кто-то поддерживал, считая, что этот шаг приведет их к успеху, критик Владимир Васильевич Стасов, напротив, считал, что свободные художники превращаются во «всепокорнейших академистов» (Савинов, 1969, сс. 28-29). Сам Щербов объяснял отказ журнала печатать карикатуру остротой затронутой проблемы и известностью изображённых лиц: «На своих не пускали» (Савинов, 1969, с. 28).
Интенсивный период сотрудничества с «Шутом» у Щербова приходится на 1896-1903 гг., позже он печатался там значительно реже. Можно предположить, что существует связь между деятельностью Голике, который являлся редактором журнала с 1891 по 1906 г. (до № 26 включительно), и Щербовым, который фактически прекратил свое сотрудничество с журналом после 1906 г. Стоит отметить, что отношения между Голике и Щербовым не закончились в 1906 г.: в Российском государственном архиве литературы и искусства сохранилось несколько писем и открыток от «Товарищества Р. Голике и А. Вильборг» к Щербову за 1906-1908 гг., в том числе за подписью «Р.Р. Голике». Среди них необходимо отдельно выделить короткое наиболее личное извещение, направленное «Его высокородию Павлу Егоровичу Щербову», о состоявшемся 26 декабря 1908 г. бракосочетании Маргариты Романовны и Романа Романовича Голике (РГАЛИ (n.d.). Ф. 925, оп. 1, д. 29). Все остальные письма в основном выполнены на фирменном бланке Товарищества и являются приглашениями к участию в выставках и просьбами заехать в редакцию. В том же архиве сохранилась и телеграмма жены, Анастасии Давыдовны Щербовой, датированной апрелем 1907 г., где она сообщает мужу, что ему нужно зайти в редакцию (РГАЛИ (n.d.). Ф. 925, оп. 1, д. 100). Проанализировать личные взаимоотношения по данной переписке затруднительно, но однозначно можно подтвердить, что Щербов продолжил сотрудничество с Товариществом и Голике.
Сохранилось воспоминание художника Петра Дмитриевича Бучкина о посещениях типографии журнала карикатуристом:
«Когда приходил Щербов в типографию, там поднимался хохот. Все сбегались смотреть его карикатуры, которые он приносил для печати. При этом Щербов уморительно рассказывал забавные истории из жизни художников» (Бучкин, 1962, с. 156).
На отношения Павла Егоровича и редакции журнала «Шут» немного проливают свет несколько карикатур. В первом январском номере «Шута» за 1899 г. вышла карикатура «А кто еще не подписался на журнал?» (Щербов, 1899a, сс. 8-9). На заднем плане контора редакции журнала «Шут», расположенная в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, 26, на здании табличка с рекламой и ценой журнала. На переднем плане смеющиеся Сили-ванович и Стасов, оба держат журнал «Шут», смеются прохожие, лошадь и даже собака. Карикатура представляет собой хороший образец дореволюционной рекламы. Неизвестно, был ли это заказ редакции или Щербов, находя-
щийся на тот момент на Кавказе с семьей, прислал лист по собственной инициативе. Вне зависимости от того, что двигало художником, необходимо подчеркнуть факт подобного сотрудничества.
В некоторой степени ситуацию может разъяснить карикатура, опубликованная в 1901 г. в № 42 журнала «Шут» (Щербов, 1901b, с. 12). Это был портрет-шарж неназванного поэта с подписью Old Judge. Под карикатурой размещался текст от редакции, где сообщалось, что они «упросили сотрудника-портретиста» увековечить автора. Данное обстоятельство говорит о том, что Щербов все-таки рисовал по просьбе редакции. Учитывая своенравный характер Павла Егоровича, можно предположить, что для такой просьбы в большей степени требовались не деньги, а хорошие личные взаимоотношения.
В № 3 за 1902 г. вышла карикатура «Юбилейное заседание редакции Шута», посвященная 25-летию журнала (Щербов, 1902a, сс. 8-9). Нельзя назвать данную работу едкой сатирой или оценкой «Шута», скорее это бытовая сценка: Щербов знакомит читателей с редакцией журнала, слева с усами, вероятно, Голике, справа за столом - Александр Андреевич Чикин, присутствуют Владимир Александрович Мазуркевич, Мечислав Михайлович Далькевич и другие. Изображение можно расценить как дружескую шутку, хотя в паттерне рисунка стен видно стилизованных жуков-клопов.
Стоит заметить, что в какой-то степени благодаря Щербову «Шут» получил в распоряжение и других достойных художников, которые стали также печататься в издании. Они не жаловали сам журнал, но высоко ценили карикатуриста, правда, в основном речь идет о друзьях художника - Чикине, Далькевиче и других (Савинов, 1969, с. 35). Данное обстоятельство отражено в № 34 за 1897 г., где опубликована карикатура с подписью «Специальные корреспонденты нашей редакции на Кронштадтском рейде» (Щербов, 1897, с. 17).
В небольшой лодочке с надписью «Шутъ» плывет сам Щербов, Чикин и, вероятно, композитор Василий Васильевич Андреев, на мачте развеваются русский и французский триколоры. Показаны признаки торжества по случаю прибытия французского президента Феликса Фора во главе французской эскадры. На заднем плане хорошо различим украшенный флажками бронированный крейсер типа «Диана» с тремя трубами. В центре карикатуры едва заметны последствия разыгравшейся трагедии: эскадренный броненосец «Гангут» затонул на Транзундском рейде в том же году, возвращаясь с учений. На карикатуре броненосец уже скрыт водой, видно лишь его единственную трубу и две головы моряков. Данная работа считается слабой, так как портретное сходство выглядит неубедительным (что не характерно для Щербова), стиль художника невыразителен (Савинов, 1969, с. 54). Вероятно, это связано с сюжетом, выходящим за рамки его тематики, и спешкой. Вышесказанное наводит на предположение, что карикатура «Кронштадтский рейд» также создана по просьбе редакции журнала.
■;><<i ii'HttShi'fyx-iWHtitHHm HOutrft >ta Клошимш^яГ'или ffüi'it Lss avrefptftddnlt rffriaux de iuilrr jfunui/ dam la rade de 1.ГМ1Ш)
Рисунок 1. Кронштадтский рейд (1897, «Шут» № 4) Figure 1. Kronstadt raid (1897, "Jester" No. 4)
Очевидно, что между редакцией журнала «Шут» и карикатуристом Щербовым сложилось дружественное взаимовыгодное сотрудничество, основанное не только на финансовой составляющей, но и на общности интересов.
Первые карикатуры П.Е. Щербова
Первым рисунком Щербова, напечатанным в журнале «Шут», стал «Бал академистов в 1996 году (по Мартыну Задек)». Карикатура изображает ежегодный бал академистов в зале Дворянского собрания в Петербурге и сопровождается подписью:
«В зале довольно свободно, танцующие свободные художники в восторге. Устаревшие "живые" картины заменены "туманными". Ждут обычного художественного шествия. Общее веселие достигает апогея при торжественном шествии публики к выходу» (Щербов, 1896a, сс. 4-5).
Здесь происходит отсылка к символистам, которые стремились направить свои взоры в глубь вещей, отбрасывая внешнюю оболочку мира и пытаясь найти ответы на вечные вопросы. Эти обстоятельства и некоторая незавершенность форм делали их картины таинственными, «туманными» для обывателей, а определенные художественные круги считали их и вовсе «декадентскими».
Название самой работы отсылает к соннику Мартына Задеки, который был популярен в то время. Барная стойка на карикатуре оформлена в виде книг, названия которых подчеркивают падение ценности содержания, упаднические настроения и рефлексию - «Любовь цвета Indigo с крапинками», «Изумрудная лихорадка. Изд. 17-ое», «Зелёная неблагодарность. Том II 1/2».
Рисунок 2. Бал академистов в 1996 году (по Мартыну Задек) (1896, «Шут» № 6) Figure 2: The Academic Ball in 1996 (by Martyn Zadek) (1896, "Jester" No. 6)
В центре карикатуры самозабвенно танцует, наступая дамам на платья, близкий друг Щербова художник-пейзажист Сергей Иванович Васильковский. На балконах скучают несколько друзей Щербова по Академии: слева курит художник Николай Иванович Кобылин, справа выпивает художник Александр Орлов. У входа беседуют признанные мастера живописи Архип Иванович Куинджи и Иван Константинович Айвазовский. Куинджи изображен в довольно странном для него наряде: в тулупе с метлой, на груди приколот жетон -типичная одежда дворника, намек на его занятия по перепродаже домов. Карикатура подписана псевдонимом Old Judge, без указания реальной фамилии автора.
«Бал академистов» стал началом долгого сотрудничества Щербова с журналом «Шут». Через месяц в № 9 была напечатана карикатура «Триумф панорамы на Передвижной выставке 1896 г.» (Щербов, 1896c, сс. 4-5):
Рисунок 3. Триумф панорамы на Передвижной выставке 1896 г. (1896, «Шут» № 9) Figure 3. Triumph of the Panorama at the 1896 Traveling Exhibition. (1896, "Jester" No. 9)
Щербов выразил свое отношение к произведениям, представленным на XXIV Передвижной выставке «Товарищества передвижных художественных выставок». Центральным сюжетом стало впечатление, производимое на публику картиной А.Н. Шильдера «Храм огнепоклонников в Сураханах близ Баку» (совр. местонахождение - ФГБУК «Государственный музей истории религии»), которая на карикатуре в прямом смысле горела. Эта картина была написана художником по заказу Эммануила Нобеля для «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», сокращенно «Бр. Нобель» (Дрон, 2013, сс. 60-64). Щербов отметил эту деталь, изобразив рядом с картиной и самого Шильдера с надписью на штанине «Бр. Нобель», показывающей, чьи интересы были представлены в работе (в первоначальном эскизе надпись красовалась прямо на ягодице Шильдера (Щербов, 1896Ь)). К «Храму огнепоклонников» отсылает и подпись к карикатуре: «Привет новому направлению в искусстве! Адмиралтейская качай!» (Щербов, 1896с, сс. 4-5). Именно «Храм» следовало понимать под новым искусством, для передвижников это было в новинку -рекламировать промышленную фирму. Вторая же часть подписи отсылает к Адмиралтейской пожарной части, в чьей зоне ответственности находилось здание Общества поощрения художников, где проходила выставка. В отсут-
ствие пожарных, тушить картину спешит живописец Николай Никонорович Дубовской.
Удивленными показываются и другие художники, в том числе Виктор Михайлович Васнецов (нарисован с блокнотом), Константин Константинович Первухин (снимает шляпу), и, конечно, учитель Шильдера - Шишкин (на коне). Щербов достаточно четко передал крайнее изумление присутствующих. Шишкин, изображенный на коне с кистью, сравнивается с богатырем Ильей Муромцем, отправляется на борьбу с «новым искусством»; не случайно на коне закреплен медальон с текстом «Rerberg. 27. S. Petersburg. Москва». Художник Федор Иванович Рерберг представлял на академической выставке, прошедшей ранее, солидного размера картину «Илья Муромец и нахвальщик». Николай Константинович Рерих дал этой картине довольно низкую оценку, посчитав, что Рербергу чужд дух и стиль русских былин (Рерих, 1897, сс. 2-3). Можно сделать вывод, что аллюзии на это полотно в карикатуре свидетельствуют о согласии Щербова с рериховской критикой. Пораженный копьем Шишкина-богатыря нахвальщик лежит перед картиной «Храм».
На заднем плане развешаны иные экспонаты выставки с номерами по каталогу: «Углекопы - Смена» (82) и «Голова Шахтера» (83) Н.А. Касаткина, «Тилигульский лиман» (91) Н.Д. Кузнецова, «Под благовест» (157) М.В. Нестерова и другие работы (Каталог XXIV-й Передвижной выставки «Товарищества передвижных художественных выставок», 1896).
Стоит отметить, что об этой карикатуре Михаил Васильевич Нестеров писал своему другу Александру Андреевичу Турыгину: «Недавно была презабавная карикатура в "Шуте" на Передвижную выставку и на мою картину в частности, я очень много смеялся - много юмору и таланту, говорят, это дело рук Первухина» (Нестеров, 1988, с. 141). На момент публикации Нестеров не знал, кто скрывается под псевдонимом "Old Judge", как, по всей вероятности, и остальной художественный мир.
Щербов с первых же карикатур без стеснения и опаски подверг сатире признанных мэтров изобразительного искусства, сосредоточившись на передвижниках и декадентах, что должно было спровоцировать эмоциональный ответ художественного сообщества. Об определенном уровне ответной реакции на эти две карикатуры судить затруднительно, так как известны только впечатления Нестерова.
Обе рассмотренные карикатуры являются креолизованным текстом, так как вербальный компонент системы дополняет и поясняет иконический (Воронина, 2009, сс. 14-18).
Влияние карикатур П.Е. Щербова на художественный мир
Щербов не стремился активно вмешиваться в художественные споры, но фиксировал в сатирической форме свое мнение. Можно привести два ярких примера влияния его работ. Первый касается отношений между Марией Клав-
диевной Тенишевой и журналом «Мир искусства». Княгиня Тенишева спонсировала издание, материально поддерживала творческую деятельность Александра Николаевича Бенуа, Сергея Павловича Дягилева, Леона Самойловича Бакста и других выдающихся фигур Серебряного века. Это стало сюжетом для ряда карикатур на нее, выполненных Щербовым.
Рисунок 4. Salzburg (от нашего специального корреспондента) (1898, «Шут» № 7) Figure 4. Salzburg (from our special correspondent) (1898, "Jester" No. 7)
В журнале «Шут» № 7 за 1898 г. был напечатан рисунок «Salzburg (от нашего специального корреспондента)» (Щербов, 1898, сс. 5-6). Это едкая сатира на выставку русских и финляндских художников, открытую в январе того же года Дягилевым, на совместный дебют группы «Мира искусств». Название и подпись к карикатуре является игрой слов: Зальцбург в переводе с немецкого «соляной городок», а в части Петербурга «Соляной городок», в музее барона Штиглица, и проходила выставка. Подпись гласит «Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло - в рубель... Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!» (Щербов, 1898a, сс. 5-6). Сочетание «в рубель» отсылает к фамилии художника Врубеля. Интересен момент предвосхищения Щербовым будущей судьбы представителя русского модерна. Лечебница А.Я. Фрея специализировалась на душевнобольных пациентах, и, собственно, в ней закончил свои дни Врубель. Но на момент публикации карикатуры у Михаила Александровича еще даже не проявились первые признаки болезни.
Возможно, все проще: Щербов оценил творчество Врубеля настолько низко, что окрестил его сумасшедшим, а лечебницу А.Я. Фрея выбрал как ближайшую к Академии Художеств (она располагалась на 5-й линии Васильевского острова, совр. Городская наркологическая больница, 5-я линия ВО, 58-60, Санкт-Петербург).
Обратимся к сюжету и персонажам. На карикатуре изображена свалка, на которой пройдоха Дягилев продает грязной бабе неприглядную зеленую тряпку. В роли покупательницы выступает та самая княгиня Мария Клавдиевна, а тряпкой представляется панно Врубеля «Утро» (совр. местонахождение -ФГБУК «Государственный Русский музей»), которое она действительно приобрела на этой выставке. Художественный мир был возмущен этой покупкой, хотя Врубель выставил панно для публики по совету Ильи Ефимовича Репина (Домитеева, 2014, сс. 332-333). На карикатуре присутствуют отсылки и к другим работам с выставки. В качестве подсказок Щербов проставлял на своих рисунках номера экспонатов из каталогов. Под №96 скрывается работа финского художника Аксели Галлен-Каллелы «Мать Лемминкяйнена», которую подвергнул уничтожающей критике в своей статье Стасов (Стасов, 1898). Под № 103 еще одна картина Галлен-Каллелы - «Дятел», она достаточно часто повторяется в карикатурах Щербова. Здесь же «на свалке» находят место работы Серова, Валгрена, Бломстеда, Бенуа и Бакста.
Через год тема получает развитие в карикатурах «Идиллия» и «Радость безмерная». Первая была напечатана весной 1899 г. в журнале «Шут» № 13 (Щербов, 1899b, сс. 8-9). «Идиллия» произвела ошеломляющий эффект, приведем цитату Стасова из письма к Щербову:
«А я так надеялся увидеть Вас, обнять 12 раз и сказать Вам, как я восхищен Вашей карикатурой: "Корова, которую доят разные прохвосты". Это прелесть, это чудо, это верх остроумия и едкости, и глубины, и дельности, и чего только хотите. Я считаю, что Вы ничего лучше и важнее не сделали. Этакая карикатура в 1 000 раз важнее всяких статей декадентов» (Савинов, 1969, с. 72).
Отметим, существовавшее противостояние Стасова и Дягилева, на страницах изданий они подвергали друг друга нападкам, не стесняясь в выражениях. Эта борьба, с одной стороны, вытекает из кардинально разных художественных взглядов, с другой - лежит в сфере профессиональных компетенций. Долгое время Стасов-критик не знал серьезной конкуренции, данное обстоятельство объясняет его теплое отношение к «Идиллии».
From Caricature to Internet Meme | https://doi.org/10.46539/gmd.v3i3.183
Рисунок 5. Идиллия (1899, «Шут» № 13) Figure 5. Idyll (1899, "Jester" No. 13)
В центре изображена корова, которую доят «прохвосты». В роли коровы выступает Тенишева - очень невежливое и унизительное сравнение. Дягилев доит княгиню для журнала «Мир Искусства», о чем свидетельствуют силуэты рыбок (символа журнала) на стульчике и горшке. За Дягилевым стоит с кружкой в ожидании своей очереди Дмитрий Владимирович Философов, заведующий литературной частью журнала. Правее расположился вышивающий на пяльцах Нестеров (намёк на Елену Андриановну Прахову, которая выполнила вышивки по нескольким работам этого художника). На карикатуре присутствуют: Бакст в традиционной роли петуха, Репин, подносящий лавры корове, вдалеке Савва Мамонтов в образе мамонта. Любопытная деталь: на заднем плане слева можно увидеть группу людей в финской одежде и дятла Галлен-Каллелы. Так обозначается графическая связь с русско-финляндской выставкой 1898 г. и карикатурой «Salzburg (от нашего специального корреспондента)». Нестерова задела эта карикатура, он пишет своему другу Турыгину:
«Сегодня получил номер "Шута" и вознегодовал. Неблагодарная скотина -Щербов; <...> Маленький человечек с пяльцами в детском "наивном" платьице -увы! "твой друг". Не пощадили ни чина, ни звания» (Нестеров, 1988, с. 174).
Меньше чем через год, в 1900-м, «Шут» печатает карикатуру «Радость безмерная» (Щербов, 1900, сс. 8-9), которая является смысловым продолжением «Идиллии». Основой сатиры послужила публикация в «Ниве» статьи
Репина «По адресу мира искусства», где живописец достаточно остро раскритиковал «Мир искусства» и отрекся от журнала (Репин, 1899). Поэтому на карикатуре у Репина в кармане чернильница, которая разбрызгалась аж до юбки Дягилева. А издатель, в свою очередь, плюет в художника, что знаменует ответ Дягилева в № 10 журнала «Мир искусства» за 1899 г. (Дягилев, 1899). Горячее одобрение решения Репина содержится в статье Стасова «Чудо чудное» в «Новостях и биржевой газете» (Стасов, 1899). На рисунке Щербова Стасов радостно раскрывает объятья Репину, ушедшему из декадентского лагеря.
В «Радости безмерной» действие происходит там же, где и в «Идиллии», большинство персонажей в тех же образах: Нестеров продолжает вышивать, с краю видно петушиный хвост Бакста, Философов допивает молоко, полученное от Тенишевой. Сама же значительно похудевшая княгиня уходит вдаль. Как и Мамонтов, который на тот момент был вовлечен в судебные разбирательства и оказался на грани банкротства. Финны движутся «за край» карикатуры, дятел Галлен-Каллелы продолжает сидеть на столбе.
Радость ййрная.
Рисунок 6. Радость безмерная (1900, «Шут» № 4)
Figure 6. Joy Unbounded (1900, "Jester" No. 4)
Тенишева была оскорблена такими карикатурами и в своих мемуарах писала:
«Но "Мир искусства" в то же время был принят столь враждебно, что даже и это мое приобретение обрушило на меня целый ряд неприятностей. Отразилось все
это в ряде самых неприличных карикатур Щербова, работавшего в "Стрекозе".
Он, говорят, искал меня везде, чтобы нарисовать с натуры, но так как видеть
меня ему не удалось, то он изображал меня всегда со спины или аллегорически»
(Тенишева, 1991, с. 166).
Карикатуры Щербова в журнале «Шут», изображающие княгиню Тени-шеву, повлияли на ее решение прекратить субсидировать журнал «Мир искусства» (Бенуа, 1928, с. 48).
Эти работы задели и Дягилева. Гравер Иван Николаевич Павлов отмечал: «Щербовские карикатуры приводили Дягилева в бешенство, но ничего поделать с ним он не мог, боясь еще более резкой сатиры» (Павлов, 1940, с. 143). Павлов поделился в воспоминаниях историей о попытке Дягилева переманить на сторону «Мира Искусства» Щербова, предложив заплатить ему вперед солидный гонорар за сотрудничество. Щербов после этого напечатал в «Шуте» карикатуру «Новая Минерва» (Павлов, 1940, с. 143), где Дягилев в балетной пачке и шлеме Минервы со стилизованными рыбками «Мира искусств» садится на купол Академии Художеств, а деятели Академии художеств Г.Г. Мясоедов, В.Н. Беклемишев и Г.Р. Залеман замерли в немом изумлении. Как и все работы карикатуриста, «Новая Минерва» многослойная: в ней отражен и пожар в Академии Художеств с утратой статуи Минервы в 1900 г., и избрание нового вице-президента (всех волновало, будет ли это представитель передвижничества или нового искусства), и отношение к Дягилеву. Интересно, что Щербов говорил Якову Дмитриевичу Минченкову, что сам не против занять должность президента:
«В Академии казенных дров много, так я подал прошение на президента.
Запрягу тогда в повозку пару каменных сфинксов, чтоб они даром не лежали
перед Академией, и буду катать жену по набережной» (Минченков, 1980, с. 243),
- подобную формулировку скорее можно принять за шутку, чем за реальные намерения.
Карикатуры Павла Егоровича передавали характерные детали, едко высмеивали дурные привычки. Обычно Щербов наблюдал какое-то время за будущими персонажами, делал наброски в небольших альбомчиках, а уже после, дома, создавал полноценные рисунки.
Например, на карикатуре «Хозяева и гости акварельных пятниц» (Щербов, 1899c, сс. 8-9), вышедшей в «Шуте» в 1899 г., Щербов изобразил Куинджи, тянущегося за папиросой в чужой карман. Эту привычку в своих воспоминаниях отметил Минченков: «[Куинджи] приходил, твердо садился и протягивал руку за папиросой, так как своих папирос никогда не имел» (Минченков, 1980, с. 270). После этой карикатуры Архип Иванович «завел свой портсигар и усиленно угощал других» (Машинописная копия черновика книги Боцяновского В.Ф. о Щербове, с. 18).
Рисунок 7. Новая Минерва (1901, «Шут» № 2) Figure 7: The New Minerva (1901, "Jester" No. 2)
Куинджи часто становился персонажем карикатур Щербова и, по словам Минченкова, боялся острого карандаша Павла Егоровича (Минченков, 1980, с. 278).
Рисунок 8. Хозяева и гости акварельных пятниц (1899, «Шут» № 10) Figure 8: Hosts and Guests of Watercolor Fridays (1899, "Jester" No. 10)
Карикатуры Щербова на страницах журнала «Шут» находили отзыв в обществе, отношение к его работам было полярным, определялось убеждениями читателей и конкретной темой. Положительные оценки чаще всего высказывал Стасов, его убеждения близки щербовским, и карикатурист ни разу не нарисовал Стасова в остросатирическом виде; все изображения критика на работах Щербова можно отнести к жанру шаржа. Положительные оценки высказывались, например, Репиным (РГАЛИ (пА). Ф. 925, оп. 1, д. 70, л. 2, 14), хотя он сам был персонажем карикатур, и не всегда в лестном свете. Вариативность в отношении к конкретным работам присутствует у Нестерова, он находился, с одной стороны, в дружеских отношениях с Щербовым, с другой -не каждая карикатура была для художника приятна. В любом случае - рисунки Щербова действительно влияли на поступки людей, как на мелкие привычки, так и на серьезные решения.
Другие карикатуры П.Е. Щербова
В журнале «Шут» печаталась и «литературная» карикатура, в которой объектом выступали не люди или явления, а произведения художественной словесности. Незначительное количество таких карикатур у Щербова свидетельствует о том, что данная тематика его не увлекала.
Рисунок 9. Хуторок (1901, «Шут», № 52) Figure 9. Khutorok (1901, "Jester", No. 52)
Одним из примеров подобных работ является цикл карикатур «Хуторок», вышедший в первых шести номерах «Шута» за 1901 г. (Щербов, 1901a). Карикатурист основывался на одноименном стихотворении А.В. Кольцова, в котором разыгрываются драматические события - расправа над вдовой и ее гостями, купцом и рыбаком. Моральный облик героев стихотворения, как и сами события, сильно диссонируют с взятым ритмом произведения. Карикатурные иллюстрации «Хуторка» усиливают этот контраст, более четко прорисовывают финал, который в балладе не описан явно. Акварели «Хуторка» стоит воспринимать не как иллюстрации, а как сатирическое воплощение фабулы стихотворения. В роли рыбака художник изобразил своего близкого друга Стефана Никодимовича Силивановича.
Отметим, что для Щербова это второй масштабный цикл карикатур, помещенный в «Шуте», первым в 1897 г. были «Сады». Там наличествовал общий объединяющий мотив, в то время как «Хуторок» является одной цельной историей, где каждый следующий рисунок продолжал тему предыдущего. Фактически он является комиксом из 22 изображений.
Александр Яковлевич Головин вспоминал, что «Щербову отлично удавались сатирические рисунки на темы народных песен» (Головин, 1940, с. 59). Здесь можно отметить карикатуру «Не будите молоду...» из № 5 журнала «Шут» за 1898 г. (Щербов, 1898b, сс. 8-9). В роли двух пастухов выступали друзья Щербова - Кобылин и Силиванович. Щербов применил изобретательный прием изображения овец, сливающихся в одну линию, который был повторен в нескольких других карикатурах.
В начале XX века Щербов обратился к бытовым темам, реже стали публиковаться работы, посвященные художественным объединениям. Пошлость, нелепость окружающего мира волновали карикатуриста. Появились работы о дачном отдыхе и развлечениях, зачастую сюжеты брались из реальной жизни, но прототипы персонажей оставались для большинства инкогнито.
Стоит отметить, что и сам Щербов несколько раз становился героем карикатур «Шута». Обратимся к выпуску № 13 за 1902 г. В этом номере печатается карикатура Щербова «Охотники», на изображении, спрятавшись за деревом, заведующий хозяйством Императорской охоты Николай Иванович Кутепов вырывает зубы зайцам, чтобы обезопасить развлечение сановитых особ (императорская охота проходила в Гатчине, где жил Павел Егорович). Интересно, что в этом же номере публикуется карикатура А.Н. Степанова о выставке «Мир искусства», на которой нарисован Щербов, ему предлагают сесть «не в свои сани», и он соглашается (Степанов, 1902). Под мышкой Щербов держит рисунок с убегающим зайцем, напоминающий его же собственную карикатуру «Охотники», напечатанную в том же номере.
Рисунок 10. Выставка «Мир искусства» (1902, «Шут», № 13) Figure 10. The World of Art Exhibition (1902, "Jester", No. 13)
В следующем году в № 6 встречается отсылка к работам Щербова на XXIII выставке картин общества русских акварелистов. Пять аккуратных прямоугольников с ценой 150 рублей и шутливой подписью на тему одинаковой цены за каждую работу (XXIII Выставка картин общества русских акварелистов, 1903). Через месяц в мартовском № 11 появляется карикатура к V выставке картин журнала «Мир искусства», где упомянут Щербов. И уже четыре прямоугольника с номерами по каталогу 294-297 - «Щербовъ. На этот раз безцЪнный» (V Выставка картин журнала Мир искусства, 1903).
Выводы
Изученные материалы позволяют сделать вывод, что Павел Егорович Щербов был прочно связан с журналом «Шут». Именно в этом издании началась его карьера, опубликованы его самые известные работы, оригиналы которых на данный момент входят в Музейный фонд Российской Федерации. Карикатурист способствовал поднятию художественного уровня материалов журнала, популяризации издания. Однозначно выявить причину выбора «Шута» не удалось, вероятнее всего, из-за высокого технологического уровня
типографии, который помогал художнику максимально близко и качественно передать цвета оригиналов в печати.
Количество оставленных отзывов на карикатуры Щербова периода журнала «Шут» в воспоминаниях и письмах современников, периодических изданиях подтверждает высокий уровень ответной реакции, положительной и отрицательной, а также рефлексии. При том, что речь идет о признанных деятелях русского искусства, таких как В.В. Стасов, А.Н. Бенуа, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева и др. Работы Щербова, помимо художественной, имеют историческую ценность; так как они фиксируют явления своего времени: культурную жизнь Петербурга, прежде всего - борьбу художественных направлений рубежа веков. Эта тематика привела карикатуриста к известности.
Список литературы
Бучкин, П. Д. (1962). О том, что в памяти: Записки художника. Ленинград: Художник РСФСР.
Воронина, О. А. (2009). Карикатура как вид креолизованного текста. Вестник Центра Международного Образования Московского Государственного Университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика, (2), 14-18.
Гнедич, П. П. (2000). Книга жизни: Воспоминания, 1855-1918. Москва: Аграф.
Головин, А. Я. (1940). Встречи и впечатления: Воспоминания художника. Ленинград-Москва: Искусство.
Домитеева, В. М. (2014). Врубель. Москва: Молодая Гвардия.
Дрон, Д. А. (2013). Картина А. Н. Шильдера «Храм огнепоклонников в Сураханах близ Баку»
из собрания ГМИР Опыт атрибуции. Труды Государственного музея истории религии, (13), 60-64.
Дягилев, С. (1899). Письмо по адресу И. Репина. Мир искусства, (10), 4.
Каталог XXIV-й Передвижной выставки «Товарищества передвижных художественных выставок». (1896). Харьков: Типография Ю.А. Счасни.
Машинописная копия черновика книги Боцяновского В.Ф. о Щербове (б. д.). Фондовые предметы Гатчинского филиала ГБУК ЛО «Музейное агентство» Историко-мемориального музея-усадьбы П.Е. Щербова, ГКМ КП-10915 III-4432.
Минченков, Я. Д. (1980). Воспоминания о передвижниках (Р. В. Микунис, Ред.). Ленинград: Художник РСФСР.
Нестеров, М. В. (1988). Письма: Избранное (А. А. Русакова, Ред.). Ленинград: Искусство. Павлов, И. Н. (1940). Жизнь русского гравера (М. П. Сокольникова, Ред.). Москва: Искусство. РГАЛИ. (б. д.-a). Ф. 925. Оп.1. Д. 29. РГАЛИ. (б. д.-Ь). Ф. 925. Оп.1. Д. 70. РГАЛИ. (б. д.-c). Ф. 925. Оп.1. Д. 100.
Репин, И. Е. (1899). По адресу «Мира искусства». Нива, 10 (15), 298.
Рерих, Н. К. (1897). Очерки русского художества в 1896 году. Мировые отголоски, (13), 2-3.
Савинов, А. Н. (1969). Павел Егорович Щербов. Ленинград: Художник РСФСР.
Сидоров, А. А. (1969). Русская графика начала XX века: Очерки истории и теории. Москва: Искусство.
Стасов, В. В. (1898). Выставки. Новости и биржевая газета, с. 27.
Стасов, В. В. (1899). Чудо чудное. Новости и биржевая газета, с. 135.
Степанов, А. Н. (1902). Выставка «Мир искусства». Шут, (13), 12.
Стернин, Г. Ю. (1964). Очерки русской сатирической графики. Москва: Искусство.
Тенишева, М. К. (1991). Впечатления моей жизни (Н. И. Пономарева, Ред.). Ленинград: Искусство.
Щербов, П. Е. (1896Ь). Акварель «Художественная выставка». Фондовые предметы Гатчинского филиала ГБУК ЛО «Музейное агентство» Историко-мемориального музея-усадьбы П.Е. Щербова, ГКМ КП-816 ^-19.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е. Шут,
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
Щербов, П. Е.
1896а). Бал академистов в 1996 году (по Мартыну Задек). Шут, (6), 4-5.
1896с). Триумф панорамы на Передвижной выставке 1896 г. Шут, (9), 4-5.
1897). Специальные корреспонденты нашей редакции на Кронштадтском рейде. 34), 16.
1898b). Не будите молоду... Шут, (5), 8-9.
1898a). Salzburg. (От нашего специального корреспондента). Шут, (7), 5-6. 1899a). А кто еще не подписался на журнал? Шут, (1), 8-9. 1899b). Идиллия. Шут, (13), 8-9.
1899c). Хозяева и гости акварельных пятниц. Шут, (10), 8-9. 1900). Радость безмерная. Шут, (4), 8-9. 1901b). Портрет. Шут, (42), 12. (1901a). Хуторок. Шут, 1-6. (1902b). Охотники. Шут, (13), 8-9.
1902a). Юбилейное заседание редакции Шута. Шут, (3), 8-9. V Выставка картин журнала Мир искусства. (1903). Шут, (11), 7. XXIII Выставка картин общества русских акварелистов. (1903). Шут, (6), 7.
References
Buchkin, P. D. (1962). What is in memory. Leningrad: Artist of the RSFSR. (In Russian).
Voronina, O. A. (2009). Caricature as a kind of creolized text. Bulletin of the Center for International Education of Moscow State University. Philology. Culturology. Pedagogy. Methods, (2), 14-18. (In Russian).
Gnedich, P. P. (2000). The book of life. Memoirs 1855-1918. Moscow: Agraf. (In Russian).
Golovin, A.Y. (1940). Meetings and impressions. Memories of an artist. Leningrad-Moscow: Art. (In Russian).
Domiteeva, V. M. (2014). Vrubel. Moscow: Young Guard. (In Russian).
Dron, D. A. (2013). Painting by A. N. Schilder "The Temple of Fire Worshipers in Surakhani near Baku" from the collection of the State Museum of the History of Religion Attribution experience. Proceedings of the State Museum of the History of Religion, (13), 60-64. (In Russian).
Diaghilev, S. P. (1899). Letter to I. Repin. World of Art, (10), 4. (In Russian).
Catalog of the 24th Traveling Exhibition «Association of Traveling Art Exhibitions». (1896). Kharkov: Printing house of Y.A. Schasni. (In Russian).
Typewritten copy of the draft of the book by V. F. Botsyanovsky about Shcherbov. (n. d.). Stock items of the Gatchina branch of the State Budgetary Institution of Culture "Museum Agency" of the Historical and Memorial Museum-Estate of P.E. Shcherbova, GCM KP-10915 III-4432. (In Russian).
Minchenkov, Y. D. (1980). Memories of the Itinerants (R. V. Mikunis, Ed.). Leningrad: Artist of the RSFSR. (In Russian).
Nesterov, M. V. (1988). Letters: Favorites (A. A. Rusakova, Ed.). Leningrad: Art. (In Russian).
Pavlov, I. N. (1940). The life of a Russian engraver (M. P. Sokolnikova, Ed.). Moscow: Art. (In Russian).
Russian State Archives of Literature and Art. (n. d.-a). F. 925. In.1. С. 29. (In Russian).
Russian State Archives of Literature and Art. (n. d.-b). F. 925. In.1. C. 70. (In Russian).
Russian State Archives of Literature and Art. (n. d.-c). F. 925. In.1. C. 100. (In Russian).
Repin, I. E. (1899). To the address of the art world. Niva, 10(15), 298. (In Russian).
Roerich, N. K. (1897). Essays on Russian Art in 1896. World Echoes, (13), 2-3. (In Russian).
Savinov, A. N. (1969). Pavel Egorovich Shcherbov. Leningrad: Artist of the RSFSR. (In Russian).
Sidorov, A. A. (1969). Russian graphics of the beginning of the XX century: Essays on history and theory. Moscow: Art. (In Russian).
Stasov, V .V. (1898). Exhibitions. News and exchange newspaper, p. 27. (In Russian).
Stasov, V .V. (1899). Wonderful miracle. News and stock newspaper, p. 135. (In Russian).
Stepanov, A. N. (1902). The exhibition "The World of Art". The Jester, (13), 12. (In Russian).
Sternin, G. Y. (1964). Essays on Russian satirical graphics. Moscow: Art. (In Russian).
Tenisheva, M. K. (1991). Impressions of my life (N. I. Ponomareva, Ed.). Leningrad: Art. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1896b). Watercolor"Art Exhibition". Stock items of the Gatchina branch of the State Budgetary Institution of Culture "Museum Agency" of the Historical and Memorial Museum-Estate of P.Ye. Shcherbova, GCM KP-816 IV-19. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1896a). Ball of Academists in 1996 (after Martin Zadek). The Jester, (6), 4-5. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1896c). Triumph of the panorama at the Traveling Exhibition of 1896. The Jester, (9), 4-5. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1897). Special correspondents of our editorial office at the Kronstadt roadstead. The Jester, (34), 16. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1898b). Don't wake up young... The Jester, (5), 8-9. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1898a). Salzburg. (From our special correspondent). The Jester, (7), 5-6. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1899a). Who hasn't subscribed to the magazine yet? The Jester, (1), 8-9. (In Russian). Shcherbov, P. E. (1899b). Idyll. The Jester, (13), 8-9. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1899c). Hosts and guests of watercolor Fridays. The Jester, (10), 8-9. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1900). The joy is immeasurable. The Jester, (4), 8-9. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1901b). Portrait. The Jester, (42), 12. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1901a). Khutorok. The Jester, 1-6. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1902b). Hunters. The Jester, (13), 8-9. (In Russian).
Shcherbov, P. E. (1902a). Jubilee meeting of the Jester's editorial board. The Jester, (3), 8-9. (In Russian).
V Exhibition of paintings of the World of Art magazine. (1903). The Jester, (11), 7. (In Russian).
XXIII Exhibition of paintings by the Society of Russian Watercolorists. (1903). The Jester, (6), 7. (In Russian).