УДК [741.5:81'42]:070
КАРИКАТУРА В ПРАКТИКЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ: НА МАТЕРИАЛЕ КОНФЛИКТНЫХ ТЕКСТОВ СМИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Грищева Елена Сергеевна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской филологии и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Карикатура как тип (жанр) поликодового текста нуждается в комплексном междисциплинарном (юридический, психологический, социологический, философский, лингвистический, культурологический аспекты) осмыслении. Рассмотрены тематические признаки карикатур в СМИ Республики Хакасия, проанализированы семантические и прагматические особенности карикатур, которые необходимо учитывать при лингвистической экспертизе названного феномена.
Ключевые слова: поликодовый текст, карикатура, лингвистическая экспертиза, юридическая лингвистика.
CARICATURE IN THE PRACTICE OF LINGUISTIC EXPERTISE: BASED ON THE MATERIAL OF CONFLICT TEXTS OF THE MEDIA OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA
Grishcheva Elena Sergeevna,
Ph.D. in Philology, Associate Professor, Associate Professor of the Russian Philology and Journalism Department
Katanov Khakass State University (Abakan)
Caricature as a type (genre) of polycode text requires complex interdisciplinary (legal, psychological, sociological, philosophical, linguistic, cultural aspects) understanding. Thematic features of caricatures in the media of the Republic of Khakassia are considered, semantic and pragmatic features of caricatures that must be taken into account in the linguistic examination of the named phenomenon are analyzed.
Key words: polycode text, caricature, linguistic expertise, legal linguistics.
Как известно, карикатура в специальной литературе рассматривается как вид или особый жанр изобразительного искусства, жанр графики, форма сатиры, а также тип текста. Многоаспектность самого феномена отражена в разнообразных дефинициях понятия «карикатура».
Карикатура - это художественное изображение, часто сопровождаемое комическим или сатирическим текстом, которое преувеличивает или искажает некоторые особенности внешности, характера или поведения определённого человека, группы людей или общественного явления. Она является формой юмора и сатиры, которая может использоваться для выражения определённых политических, социальных или культурных комментариев [1, с. 349].
Карикатура (итал. caricatura от caricara -нагружать, преувеличивать) - «изображение, намеренно подчёркивающее и комически пре-
увеличивающее отрицательные особенности объекта с целью их осмеяния и разоблачения. К. является одной из самых распространённых форм сатиры в изобразительном искусстве» [2, с. 67].
С лингвистической точки зрения карикатура рассматривается как текст, в котором использование языковых средств (текстов и надписей на рисунке, диалогов) служит усилению эффекта и передаче иронии или сарказма. В отечественной лингвистике нет фундаментальных трудов, посвящённых языковой карикатуре, как не сложилась и в целом методика изучения поликодового текста, поэтому изучение карикатуры как типа или жанра текста является актуальным.
Карикатура как вид дискурса имеет смешанный характер, так как языковая знаковая система в ней соединяется с различными невербальными знаковыми системами. В связи
со сказанным учёные рассматривают современную карикатуру в первую очередь как кре-олизованный (поликодовый, комбинированный) текст, поскольку в её едином смысловом пространстве может происходить интеграция разнородных компонентов: вербальных, визуальных, аудитивных, аудиовизуальных и др. Именно особенности карикатуры как креоли-зованного текста значимы для экспертной лингвистической практики.
С юрислингвистической точки зрения карикатура может рассматриваться как «особый вид выражения мнения или суждения, который подпадает под защиту свободы слова и выражения, гарантированную законодательством о свободе печати и мнения. Карикатура как текст может быть объектом юридического анализа в контексте определения степени свободы эмоционального выражения, критики и сатиры в соответствии с законодательством об оскорблении, клевете и прочих нормах, регулирующих свободу слова» [3]. Таким образом, карикатура может рассматриваться как конфликтный текст (конфликтными (конфликто-генными) текстами принято считать речевые произведения, которые были распространены посредством каналов массовой коммуникации и вовлечены в судебную практику по причине разжигания и/или поддержания тех или иных конфликтов в обществе), на который при определённых условиях может быть направлено правоприменение. Так, карикатуры, изображающие политических деятелей в сатирическом ключе, могут вызывать конфликты с политическими структурами и их сторонниками. Некоторые политические лидеры или партии могут реагировать на такие изображения негативно и пытаться запретить их публикацию. Карикатуры, касающиеся религиозных или этнических тем, могут стать источником конфликтов с представителями различных вероисповеданий или национальностей, то есть стать «орудием» экстремистского дискурса. Некоторые изображения могут быть восприня-
ты как оскорбительные и вызвать возмущение. Карикатуры, касающиеся социальных проблем или недостатков в обществе, также могут стать источником конфликтов. Некоторые группы людей или организации могут возмущаться из-за высмеивания недостатков или проблем, с которыми они связаны. Иногда карикатуры могут быть неправильно поняты или искажены в смысловом отношении, что может вызвать конфликты из-за недопонимания.
Важность исследования карикатур в контексте лингвистической экспертизы обусловлена несколькими аспектами. Прежде всего, карикатура как вид искусства имеет свои особенности в разных культурах и может отражать менталитет, ценности, традиции, стереотипы и нормы общества. Изучение карикатур в контексте конфликтных текстов может помочь понять особенности восприятия таких материалов и их воздействие на общественное мнение.
В карикатурах часто используются языковые средства для создания комического эффекта или выражения определённой точки зрения. Изучение языковых особенностей карикатур в контексте конфликтов может помочь расширить понимание специфики поликодовых текстов.
В целом исследование карикатур в практике лингвистической экспертизы может акцентировать внимание на аспектах взаимосвязи между медиа, языком, культурой и общественным мнением.
Цель публикации - выявление и описание особенностей карикатуры, релевантных для экспертной лингвистической практики.
Эмпирической базой исследования стали карикатуры, извлечённые из СМИ Республики Хакасия с надписями и без, отражающие общественно-политические темы. Источниками материала послужили периодические издания и новостные интернет-порталы, в частности -интернет-СМИ «Пульс Хакасии», газета «Хакасия».
Исследователи отмечают, что карикатуры в СМИ за последние несколько десятилетий приобрели ряд признаков, позволяющих формировать в сознании массового адресата квазиреальность, транслируя те ценности, установки, стереотипы, которые выгодны адресанту (в данном случае создателям карикатуры). К этим признакам относятся:
- разнородность и смешение границ стилей и жанров;
- поликодовость, открытость для многочисленных интерпертаций;
- осуществление воздействия на аудиторию через информирование, убеждение и манипуляцию;
- ориентирование на различные сегменты массовой аудитории;
- возможность мгновенно установить обратную связь [4, с. 7].
Перечисленные экстралингвистические факторы повлияли на свойства и функции карикатуры. Мы можем говорить о том, что подобные тексты выполняют не только воздействующую функцию, но и моделирующую, информативную, интегративную и другие.
В. А. Ражина, Е. А. Манаенко, определяя жанровые признаки карикатуры, подчёркивают: «Ключевыми признаками карикатуры можно считать социальную значимость и известность объекта критики, сочетания реального и ирреального, нарушения объективно существующих пропорций, имплицитная апелляция к эмфатическим стереотипам, быстрое реагирования на значимые события в обществе, очевидная делимитация национально-культурного пространства»[5, с. 96].
Тематическая направленность конфликтных текстов СМИ Республики Хакасия разнообразна и зависит от конкретных ситуаций и сторон, которые принимают участие в конфликте. В целом конфликтные тексты в СМИ могут быть связаны с политическими разногласиями, экономическими спорами, социальными и ре-
лигиозными конфликтами, проблемами окружающей среды и другими вопросами.
Карикатуры в СМИ Республики Хакасия используются для иллюстрирования противоречивых и острых социальных вопросов, отражения авторского видения неоднозначности тех или иных общественно-политических событий и деятелей.
С точки зрения тематики в местных СМИ можно выделить две основные группы карикатур:
- карикатуры, отражающие политические конфликты, связанные с соперничеством между политическими партиями в регионе, явлениями коррупции или протестами против политических решений;
- карикатуры, иллюстрирующие экономические, социальные и бытовые конфликты.
Рассмотрим каждую группу.
Карикатуры используются для передачи стереотипов, неэтично представляющих преимущественно политических деятелей, партии или политические события. Они могут помочь поднять важные вопросы и вызвать их общественное обсуждение. Рассмотрим примеры.
Карикатура, содержащая образ политического деятеля, в которой совершённые им возможные нарушения закона или этических норм изображаются с использованием символов и метафор. Например, политик может быть изображён как диктатор, который манипулирует людьми (рис. 1). У такого образа часто слишком большой рот, что указывает на демагогию и пустые обещания. Ещё одним атрибутом является указательный палец, направленный на какой-либо объект или в чью-то сторону: он тоже формирует образ надменного болтуна, знающего и указывающего всем, что и как делать.
Карикатура, иллюстрирующая политические скандалы или спекуляции: политический деятель чаще всего изображён как клоун или марионетка, выполняющая приказы неких «теневых» сил (рис. 2). У кукловода на лице маска.
Рис. 1. Карикатура, содержащая образ политического деятеля, в которой изображаются совершённые
им возможные нарушения закона или этических норм
Карикатура, иронично демонстрирующая недовольство существующим в политике Республики Хакасия положением дел. Политический деятель изображён как «король без одежды» (голый король), что указывает на его негативные действия или неумение управлять регионом (рис. 3). Как известно, «голый король» - так называют человека пустого, хвастливого, амбициозного, ничего из себя не представляющего; его желания и амбиции идут в разрез с его возможностями.
Карикатура, которая иллюстрирует политические деяния и заявления конкретной политической партии в Республике Хакасия, выделяя их противоречия. Лозунг «Едим Россию» (своего рода каламбур от названия ведущей партии «Единая Россия»), представленный на трибуне, с которой выступает «кандидат от
данной партии», передаёт иронию в отношении специфики деятельности партии. Виртуальный кандидат призывает проголосовать за него, а победив на выборах, обещает «свалить в Москву», так как «у меня ваш нищий регион уже в печёнках». Символично, что изображённый кандидат имеет огромную голову, на лице привлекает внимание рот, который и произносит несбыточные обещания, само тело говорящего меньшего по сравнению с головой размера, и стоит он на небольшом табурете, что тоже подчёркивает шаткость его положения (рис. 4).
Приведённые иллюстрации привлекают внимание к важным вопросам политики Республики Хакасия, изображённые на них персонажи вызывают общественное осуждение.
Рис. 3. Карикатура, иронично демонстрирующая недовольство существующим в политике Республики Хакасия положением дел
Рассмотрим несколько примеров карикатур, используемых для отражения типичных социальных проблем, таких как коррупция, неравенство, бедность:
Карикатура, которая иллюстрирует коррупционные схемы или злоупотребление властью (рис. 5). В данном случае политические деятели изображены как заключённые в кругу взаимной поруки, символизирующей коррупционные сделки.
Карикатура, которая актуализирует проблему социального неравенства (рис. 6). Чаще всего в подобных случаях один персонаж может быть изображён с признаками достатка, богатства, даже изобилия, в то время как другой имеет атрибуты бедности (истощён, раздет и под.). Такие иллюстрации помогают обратить внимание на проблему экономического неравенства и вызывают общественное осуждение данного явления.
Карикатуры могут отражать насмешки над бедностью, даже цинично подавать данное явление (рис. 7). Оратор подчёркивает, что на бедность как невыгодное государству явление необходимо ввести налог, который сделает бедность невыгодной для человека, как будто до введения этого налога бедность выгодна, удобна и необходима человеку.
Рассмотренные примеры помогают привлечь внимание к политическим и социальным проблемам, обнажить и осудить наиболее острые стороны.
В моменты важных политических, общественных или других событий карикатуры могут использоваться для комментирования, оценки события, демонстрации сложных ситуаций. Например, рисунок 8 - карикатура, комментирующая политическую коррупцию. Такие иллюстрации могут содержать образ политика, представителя каких-либо государственных структур, служб.
Рис. 4. Карикатура, иллюстрирующая политические деяния и заявления конкретной политической партии
в Республике Хакасия, выделяя их противоречия
Рис. 6. Карикатура, актуализирующая проблему социального неравенства
— Как только мы введем налог на нахождение за чертой бедности, быть ч бедным стонет экономически > невыгодно!
Рис. 7. Карикатура, отражающая насмешки над бедностью
Рисунок 8 демонстрирует лицо, которому переданы купюры, устилающие поверхность стола, при этом задержанный с поличным отрицает факт передачи взятки. Образ дающего взятку напоминает известного политического деятеля США Бенджамина Франклина, его портрет изображён на стодолларовой купюре США.
Карикатура, содержащая оценку, имплицитный комментарий международных конфликтов. В данном случае представлено изображение лидеров разных стран, которые играют в мяч в виде глобуса (изображение земного шара). Карикатура подчёркивает, что мировым лидерам не важна судьба людей, живущих на Земле, главное - развлечься, играя в политику (рис. 9).
Рисунок 10 демонстрирует карикатуру, дающую оценку экономической ситуации (экономический кризис). Изображён посетитель ресторана, который недоумевает от увиденного в меню только одного блюда -«Каша из топора», официант в свою очередь указывает на кризис как возможное объяснение такой ограниченной возможности выбора блюд.
Карикатура указывает на негативные последствия кризиса, в том числе на ухудшение условий жизни и ограничение выбора.
Таким образом, карикатуры в СМИ Республики Хакасия играют важную роль в формировании критического мышления, а также в привлечении внимания к популярным темам и проблемам региона и страны в целом. Анализ эмпирического материала показал, что большая часть карикатур в СМИ Республики Хакасия отражает острые социальные вопросы, связанные с экономикой региона и страны, социальным обслуживанием населения, коррупцией на местах, а также политическими событиям российского и глобального масштаба, преподносимыми в наиболее понятной для аудитории, остроумной и саркастической форме, выделяющей существенные аспекты каждой темы на фоне общего потока связанной с ней информации.
Лингвистическая экспертиза карикатур включает анализ текстовых элементов, использованных в карикатуре, таких как заголовки, подписи, диалоги и «речевые пузыри». Эта экспертиза также может включать анализ языковых приёмов, использованных для передачи сообщений и комментариев.
Рис. 8. Карикатура, комментирующая политическую коррупцию
Рис. 9. Карикатура, содержащая оценку, имплицитный комментарий международных конфликтов
Рис. 10. Карикатура, дающая оценку экономической ситуации
Карикатура может стать объектом экспертизы в случаях правоприменения, когда в судебном порядке пострадавшими сторонами выдвигаются обвинения автору карикатуры либо изданию, её опубликовавшему, в распространении клеветы, заведомо ложной инфор-
мации, наносящей вред репутации, чести и достоинству лиц, о которых повествует соответствующий опубликованный материал. Лингвистическая экспертиза помогает определить, содержит ли карикатура высказывания или изображения, которые могут быть в юридиче-
ском смысле оскорбительными для какой-либо группы людей. Это важно для предотвращения конфликтов и соблюдения этических норм в медиа.
Лингвистическая экспертиза может также проводиться с целью оценки языкового стиля, грамматической правильности, использования стереотипов и других аспектов коммуникации в карикатуре. Это помогает оценить эффективность передачи информации и прагматическую направленность юмора. Также экспертиза может помочь разобраться в том, какие концепции или смыслы заключены в карикатуре, особенно если они могут быть неоднозначно интерпретированы. Это важно для предотвращения недопонимания и споров.
А. А. Кравченко, рассматривая карикатуру как объект лингвистической экспертизы, справедливо замечает, что в рамках экспертизы лингвисту для достижения максимального результата следует делать семантический перевод из визуального в вербальный формат: описать, что изображено, каким образом, обратить внимание на отклонения от нормы (если изображён человек, полезно будет соотнести изображение с негласной «нормой» изображения человека). Автор карикатуры, как правило, заостряет внимание на определённой детали. Например, большой нос ассоциируется с любопытством, большие уши - с привычкой подслушивать чужие разговоры. Также важны использованные автором цвета, особенности расположения рисунка, соотнесённость разных частей изображения и шрифт [6, с. 158]. В целом можно констатировать, что при анализе поликодовых текстов, в частности карикатур, необходим комплексный, междисциплинарный подход для оценки юмора в современном юрислингвистическом дискурсе.
На наш взгляд, базовыми направлениями анализа карикатур в рамках лингвистической экспертизы должны стать семантический и прагматический аспекты. В рамках первого критерия целесообразно исследовать смысло-
вые аспекты карикатуры, в частности то, как слова, словосочетания, предложения и фразы используются для передачи определённых сообщений. Здесь же важно проанализировать базовые образы карикатуры, создаваемые при помощи символов и тропов, главным образом метафоры. Именно метафора, в том числе графическая, через столкновение вербальных и визуальных компонентов моделирует комплексный образ, новую художественную реальность. Определение метафорического и символического значения слов и выражений может помочь понять, какие конкретные идеи и комментарии передаются в карикатуре.
Прагматический аспект анализа карикатуры даёт представление о её коннотативной специфике: ирония, сарказм, критика и под., а также позволяет проследить коммуникативное намерение адресанта, его отношение к изображённому объекту.
Опираясь на выделенные аспекты, представим примеры анализа эмпирического материала.
Карикатура на природу и специфику выборов, где изображён ряд избирателей, через щёки которых продет ремень, а за концы этот ремень двигают манипуляторы, чтобы во ртах избирателей появлялись нужные слова, отображённые на ремне, - «да» или «нет» (рис. 11).
Семантика: в данной карикатуре основное внимание уделено использованию ремня (метафора), который продет через щёки избирателей, чтобы контролировать их высказывания. Ремень выступает не столько элементом одежды (пояс) или частью механизма (наплечный ремень), сколько атрибутом силы и власти, орудием телесного наказания, а потому ограничителем свободы слова и волеизъявления. Такая подача подчёркивает, что избиратель бесправен, манипулятор всегда сделает за него важный для себя (манипулятора) выбор, примет выгодное «кукловоду» решение.
Учитывая, что карикатура представляет собой изображение избирателей, которые вы-
нуждены говорить предопределённые слова, можно сделать вывод о наличии сарказма по отношению к политическому процессу. Адресант эксплицитно передаёт недовольство избирательной системой и недоверие ей.
Карикатура на специфику современного телевидения, в частности его пропагандистскую функцию (рис. 12).
1. Семантика: в карикатуре изображён зритель, сидящий, скорее всего, в своём домашнем кресле с открытой бутылкой предположительно пива в руке и смотрящий телевизор. Голова зрителя постепенно «распускается», нитка идёт от головы и наматывается на клубок чьей-то рукой из телевизора. Этот образ может указывать на зависимость и пассивность зрителя, который полностью погружён в просмотр и отключил критическое мышление, им управляет манипулятор-пропагандист. Наличие открытой пивной бутылки усиливает семантику отключённого, нетрезвого, изменённого сознания. Лицо зрителя не выражает негативных эмоций - можно предположить, что он вполне доволен происходящим, это его привычное нормальное состояние. Тянущаяся из головы зрителя нитка - метафора, подчёркивающая управление мыслями и мнением зрителя, которые контролируются медиаинду-стрией. Это может указывать на идею манипуляции и потери самостоятельности мышления.
2. Карикатура передаёт сатиру, чтобы указать на отрицательные последствия чрезмерного бесконтрольного со стороны собственного сознания потребления медиаконтета и пассивного отношения к нему.
Карикатура на проблемы экологии, где публичное лицо стоит за тумбой с микрофоном и говорит: «Проблемы с экологией в нашем регионе? Враньё!», а у самого отрос крокодилий хвост, а на нём - мухомор (рис. 13).
1. Семантика: публичное лицо, недооценивающее проблемы экологии в своём регионе, называющее их «ерундой». У самого высту-
пающего при этом отрос крокодилий хвост, на котором находится мухомор. Это может указывать на связь между небрежным отношением имеющих власть к экологическим проблемам и реальной угрозой, которую представляют эти проблемы для самого говорящего и его окружения. Крокодилий хвост и мухомор на нём могут указывать на то, что человек мутировал настолько сильно, что на нём уже имеется часть тела животного и объект растительного мира. При этом человек даже не заметил «преображения».
2. Сатирический стиль указывает на недальновидность и нежелание адресанта признать и решить проблемы экологии. Такой подход может вызвать не только смех, но и критику со стороны адресата. Иллюстрация, безусловно, привлекает внимание к проблемам экологии. Фраза: «Проблемы с экологией в нашем регионе? Ерунда!» показывает пренебрежительное отношение говорящего к серьёзности проблемы и, возможно, намекает на его неспособность или избегание ответственности за принятие мер.
Карикатура на импортозамещение, ставшее необходимостью в период введения Европой санкций против России (рис. 14).
1. Семантика: на берегу водоёма стоит персонаж, похожий на В. В. Путина и, пожимая плечами, с недоумением смотрит, как с берега аборигены несут в сторону моря бочку с нефтью и бревно леса-кругляка, а им навстречу с корабля, пришвартованного неподалёку, идут иностранцы с коробками, на которых указаны названия зарубежных брендов. В данном случае визуальные образы карикатуры используются для передачи основного смысла - «импортозамещение - вред». Сравнение двух групп людей, их действий и объектов продажи, а также логика событий в карикатуре указывают на неэффективность или неуспешность определённых приоритетов и стратегий страны. Персонаж, похожий на Президента России, как образ власти представлен наблю-
дателем ситуации, демонстрирующим неспособность понять и объяснить действия аборигенов. Карикатура подчёркивает сравнение важных ресурсов, в данном случае нефти и леса, с брендами иностранных компаний, чтобы акцентировать внимание адресата на том, что страна нерационально расходует ресурсы,
уделяет мало внимания собственному потенциалу в экономической сфере и предпочитает импорт зарубежной продукции.
2. Карикатура демонстрирует явный скептицизм в отношении проблемы импортозаме-щения в России.
Рис. 12. Карикатура на специфику современного телевидения, в частности его пропагандистскую функцию
Рис. 13. Карикатура на проблемы экологии
Рис. 14. Карикатура на импортозамещение
В целом проведение лингвистической экспертизы карикатур в различных случаях правоприменения, когда требуется выявление наличия ложной или порочащей честь и достоинство отдельных лиц информации, наличия признаков экстремизма, угрозы и под., проводится экспертный анализ семантики изображения и сопутствующих надписей, визуального контекста, определяется прагматическая направленность карикатуры, устанавливается взаимосвязь всех элементов карика-
туры и текста публикации, к которой она относится. На этой основе выносится заключение о возможности / невозможности интерпретировать карикатуру как конфликтный текст.
Очевидно, что зачастую привлечь автора карикатуры к ответственности крайне сложно, поскольку она плод вымышленной реальности, художественного переосмысления действительности, однако её образы соотносимы с реальным миром, а персонажи вполне осязаемы.
Библиографический список
1. Бхатнагар М., Акил В. Особенности визуальной метафоры в политических карикатурах (на материале русских и индийских политических карикатур) // Говор: альманах. 2022. № 9. С. 346-351.
2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г. Г. Обухова. М.: Советский художник, 1961. 192 с.
3. Словарь юридических терминов. URL: https://gramota.ru/meta/karikatura (дата обращения: 22.06.2024).
4. Адвокачев Н. С. Средства выражения сатиры и юмора в политическом дискурсе // Вестник науки. 2022. Т. 1. № 1 (46). С. 5-10.
5. Ражина В. А., Монаенко Е. А. Политическая карикатура как поликодовый текст во вторичном политическом дискурсе // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Том 92. № 3. С. 93-97.
6. Кравченко А. А. Карикатура как объект лингвистической экспертизы // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия: материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 10. Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России. Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Донское книжное издательство», 2020. С. 156-159.
© Грищева Е. С., 2024