Научная статья на тему 'Карьерные стратегии молодых специалистов: к постановке проблемы'

Карьерные стратегии молодых специалистов: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Карьера / карьерная стратегия / карьерная компетентность / профессиональная компетентность / профессиональная деятельность. / Career / career strategy / career competence / professional competence / professional activity.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зозуля Олеся Александровна

Исследование посвящено реализации карьерных стратегий студентами и выпускниками российских вузов. В статье обозначена актуальность темы и ее значимость. Рассматривается феномен карьеры, его особенности, научные подходы к изучению и факторы, влияющие на процесс ее построения. Отдельно освящено индивидуальное самоопределение в карьере, основанное на «профессиональной Я-концепции» Дональда Сьюпера. Также, в исследовании раскрыты понятия «профессиональная компетентность» и «карьерная компетентность», освещено понятие «карьерная стратегия» и возрастные стадии карьеры. Выделены возможные проблемы первичного взаимодействия молодых специалистов и работодателей, связанные с личными позициями каждой из сторон. Приведены результаты социологических опросов разных авторов о проблеме формирование карьерной стратегии молодых специалистов в России, отражены основные выводы о тенденциях развития карьерного пути молодежи страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER STRATEGIES OF YOUNG SPECIALISTS: TO PROBLEM STATEMENT

The study is devoted to the implementation of career strategies by students and graduates of Russian universities. The article indicates the relevance of the topic and its significance. The phenomenon of a career, its features, scientific approaches to study and factors influencing the process of its construction are considered. Individual self-determination in a career, based on the «professional self-concept » of Donald Super, is discussed separately. Also, the study reveals the concepts of «professional competence» and «career competence », highlights the concept of «career strategy» and age stages of a career. Possible problems of primary interaction between young professionals and employers related to the personal positions of each party are highlighted. The results of sociological surveys of various authors on the problem of forming a career strategy for young professionals in Russia are presented, and the main conclusions about the trends in the development of the career path of the country’s youth are reflected.

Текст научной работы на тему «Карьерные стратегии молодых специалистов: к постановке проблемы»

Карьерные стратегии молодых специалистов: к постановке проблемы

Зозуля Олеся Александровна,

аспирант, Институт социальных технологий, Новосибирский государственный технический университет E-mail: olesyavolya@mail.ru

Исследование посвящено реализации карьерных стратегий студентами и выпускниками российских вузов. В статье обозначена актуальность темы и ее значимость. Рассматривается феномен карьеры, его особенности, научные подходы к изучению и факторы, влияющие на процесс ее построения. Отдельно освящено индивидуальное самоопределение в карьере, основанное на «профессиональной Я-концепции» Дональда Сьюпе-ра. Также, в исследовании раскрыты понятия «профессиональная компетентность» и «карьерная компетентность», освещено понятие «карьерная стратегия» и возрастные стадии карьеры. Выделены возможные проблемы первичного взаимодействия молодых специалистов и работодателей, связанные с личными позициями каждой из сторон. Приведены результаты социологических опросов разных авторов о проблеме формирование карьерной стратегии молодых специалистов в России, отражены основные выводы о тенденциях развития карьерного пути молодежи страны.

Ключевые слова: карьера, карьерная стратегия, карьерная компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность.

В современном мире молодежь особенно заинтересована в личной карьере. Именно поэтому более четырех миллионов молодых людей в России поступают и учатся в университетах [1]. Процесс реализации карьеры способствует развитию личностных и профессиональных компетенций, а также повышению в должности и общественному признанию. По данным исследования ВЦИОМ в 2019 году, более уверены в своих возможностях карьерного успеха молодые люди от 25 до 34 лет (25% опрошенных) и люди среднего возраста от 35 до 44 лет (24% опрошенных) [2].

Карьеру можно рассматривать как путь продвижения людей по ступеням общего и профессионального образования, квалификационной, должностной или иной иерархии, а также с помощью анализа различных планов людей в различные периоды их жизни [3]. Существует ряд научных подходов к изучению феномена «карьеры». Среди них можно выделить два, которые чаще рассматривают как основные: первый подход раскрывает сущность карьеры как социальной модели продвижения (Д. Сьюпер, Е.А. Климов, А.Н. Толстая), второй подход исследует карьеру как внутренний процесс реализации личностного потенциала (Э. Шейн, Д. Мак-Клеланд, Д. Осгуд, С.Н. Паркинсон).

Карьера - это всегда продвижение вперед или процесс. Карьерный процесс формируется индивидуально для каждого человека в зависимости от ряда факторов. Процесс построения карьеры начинается с выбора профессионального пути и проходит стадии обучения, поступления на работу, профессионального роста [4]. Кроме того, построение карьеры напрямую связано с профессиональным самоопределением, которое берет свое начало еще при получении среднего общего образования, где в процессе обучения выявляется интерес к понимаю и изучению отдельных предметов и интерес к конкретным сферам жизни человека. Так, в теории Д. Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути является «профессиональная Я-кон-цепция», обозначаемая как представление о своей личности в серии карьерных решений. Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека. Основанием этой классификации является показатель стабильности карьеры:

1. Стабильная карьера - реализуется в единой профессиональной деятельности для конкретного человека через продвижение, обучение тренировки.

2. Обычная карьера - развивается параллельно со стадиями жизненного пути человека.

3. Нестабильная карьера - включает в себя пробы смены профессиональной деятельности, в некоторых случаях после периода стабильной карьеры в другом виде деятельности.

4. Карьера с множественными пробами - состоит из разных профессиональных ориентаций и протекает путем их изменения в течение всей жизни человека [5].

Кроме показателей стабильности, существует еще ряд факторов, которые определяют характер карьеры, а именно:

• психологические факторы (личные способности человека, его целеустремленность и воля);

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

• макроэкономические факторы (господствующий тип общественно-экономических отношений);

• социальные факторы (объективно-представляемые данным обществом возможности для осуществления карьеры) [6].

Все вышеперечисленные параметры оказывают прямое влияние на карьерный процесс индивидуально для каждого человека, в зависимости от жизненных обстоятельств. Результат карьерного процесса определяет карьерная стратегия, которая в свою очередь формируется на основе профессионального самоопределения, а также профессиональных и карьерных компетенций.

Говоря о профессиональной компетентности, можно определить ее как отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении [7].

В свою очередь, становление карьерной компетентности является частью профессионального роста и связано со стремлением человека к достижению определенного социального статуса, развитием своих базовых компетенций в карьерном, профессиональном и личностном саморазвитии - на первый план выходит необходимость развития карьерной компетентности как основной профессионально-личностной характеристики.

Понятия «профессиональная компетентность» и «карьерная компетентность» взаимосвязаны между собой, и с изменением содержания одного компонента последует изменение содержания другого. Если профессиональная компетентность выступает залогом успешной профессионализации специалиста на рабочем месте, который обладает определенными знаниями и навыками и компетентен в определенной профессиональной области, то карьерная компетентность проявляется в способности молодого специалиста четко осознать свои карьерные возможности и в соответствии с ними выстраивать пути достижения поставленной цели.

Таким образом, профессиональное самоопределение, профессиональная и карьерная компетентности человека определяют карьерную стратегию как способ построения карьеры с помощью процессов, направленных на организацию и продвижение профессиональной деятельности человека и достижение долгосрочной цели по обеспечению устойчивого роста.

Существуют разные подходы к типологизации карьерных стратегий. Так, типология Голубевой Т.С. [8], в основу которой легли возрастные стадии, содержит следующие этапы, отраженные в таблице 1.

Вторая и третья стадии, присущие возрастной категории молодежи, являются одними из самых сложных, но в то же время основополагающих для будущей карьеры. Карьерный путь должен быть осмысленным и осознанным, с проявлением личностью активности, гибкости и мобильности при построении индивидуальной карьеры, а также иметь мотивацию при приобретении новых знаний и умений в конкретной профессии. Также личность должна быть психологически устойчива на протяжении всего карьерного пути, что позволит добиться наиболее высоких результатов в профессиональной деятельности [9]. Но в силу влияние внешних факторов или личного выбора, часто молодые люли при получении высшего образования совмещают образовательный процесс и работу. С одной стороны, данное совмещение дает возможность получения профессиональных навыков до окончания вуза, с другой, повышает риски прерывания получения образования ввиду сокращения достаточного количества времени при реализации обоих.

Таблица 1. Возрастные стадии карьеры по Голубевой Т.С.

Ста- дия Возраст индивида Характеристика стадии карьеры

I 15-18 лет Приобретение гражданских прав и обязанностей. Подготовка к рабочему процессу (обучение, саморазвитие, приобретение работы и первых рабочих навыков).

II 19-25 лет Приобретение профессиональных навыков, изучение перспектив и возможностей в карьере, адаптация внутри организации, самостоятельное следование жизненным целям.

III 26-40 лет Принятие карьерных решений, изменение цели и задач в жизни и карьере, смена векторов развития, продвижение.

IV 41-55 лет Переоценка своих возможностей и карьерной лестницы, принятие или изменение пути, поддержание производительности и работоспособности.

V От 56 лет Сохранение навыков и передача опыта, сохранение производительности труда.

Другой проблемой при формировании карьерного пути являются дисбаланс между позициями работодателя и молодого специалиста:

1. Чрезмерная амбициозность выпускников высшего профессионального образования, которая проявляется в быстром карьерном росте и высоком уровне заработной платы на старте профессиональной деятельности.

2. Недоверие работодателей к личной мотивации молодых специалистов в реализации их карьерного пути.

3. Разница в приоритетах разных поколений, к которым, как правило, относятся работодатели и выпускники образовательных организаций [10].

Несмотря на то, что молодежь имеет трудности в поиске и трудоустройстве в возрасте от 20 до 29 лет, имея высшее образование, эта вероятность в кратно снижается. Также, после получения высшего образования уровень безработицы уровень безработицы снижается пропорционально течению времени [11].

Проведенные социологические опросы по миру говорят о том, что на сегодняшний день молодые люди желают получить стремительный карьерный рост. При первых неудачах многие меняют место работы на новое в поисках лучшего и быстрого результата. Современной молодежи трудно встраиваться в иерархичную систему компаний, следовать правилам и учитывать субординацию. Вследствие данного факта, многие выбирают форму работы на фрилансе или занятие предпринимательской деятельностью. Это подтверждают исследования 2019 года, в которых говорится о том, что более половины из числа респондентов являются людьми старше 31 года, а остальные часть опрошенных является молодыми специалистами. Аргументами к выбору удаленной работы молодые люди выделяют следующие: гибкий график, отсутствие конкретного рабочего мечта, самостоятельный выбор проектов для реализации [12].

Данную тенденцию также подтверждает исследование АНО «Россия» и ГК «ЭФКО», проведенное среди 10 тысяч студентов российских вузов, результаты которого говорят о том, что более половины выпускников планируют совмещение форматов очной и удаленной работы (55%), в то же время 40% респондентов рассматривают только очный формат, а 5% - только полностью удаленную работу. При этом, 20% планируют создание

своего бизнеса, а 25% планируют свою карьеру в государственном секторе или крупных корпорациях. Тем не менее, лишь 4% выпускников рассматривают заводы, 3% - работу в стартапах. Из всех респондентов только третья часть (35%) имеют понимание о том, что для построения карьеры необходимо получение опыта работы в выбранной сфере [13].

Получение необходимого опыта для совершенствования собственных навыков и компетенций возможно получить при обучении в высшем образовательном учреждении, в образовательные программы которых включены практикоориентированные модули и дисциплины с привлечением в образовательный процесс крупных компаний.

По данным мониторинга платформы «Факультетус» в 2022 году в России насчитывается 755 361 выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры, из которых 73% являются занятыми и 68% работающими. Полученные данные говорят о достаточно высоком показатели заинтересованности в трудоустройстве и возможности дальнейшей карьеры на основе полученного образования или смежных сфер деятельности [14].

Также, следует важным отметить понимание молодых людей на их старте карьерного пути. При проведении авторского исследования среди студентов первого курса факультета бизнеса НГТУ 2023 года набора было выяснено, 15% опрошенных не могут дать ответ на вопрос о важности высшего образования для них самих, 85% опрошенных указали, что наличие диплома поможет им в поисках достойной работы по профессии, овладением новыми и полезными компетенциями, личностному развитию и построению коммуникаций.

Немаловажную роль играет самостоятельный выбор молодыми людьми вуза для поступления (53,2%), в то время как около трети опирались на мнение матери (23,4%) или отца (10,6%), а остальные 12,8% - на мнение друзей, знакомых, наставников и педагогов.

Более половины студентов (51,1%) в качестве результата обучения в НГТУ ожидают получения востребованной профессии, 23,4% - получение государственного диплома, остальные студенты выбрали яркую студенческую жизнь или научную деятельность.

После окончания вуза 36,2% респондентов планируют открытие своего бизнеса, 31,9% - работать по профилю полученного образования, 19,1% - затрудняются ответить на данный момент, остальные респонденты приняли решения поступить в магистратуру или работать в любой сфере вне зависимости от полученного образования.

Таким образом, карьера является важным этапом в жизни молодых людей, которые в свою очередь стремятся получить высшее образование и найти свой профессиональный путь через построение карьерной стратегии. Путь построения карьеры может быть разным ввиду наличия разных запросов и желаний молодежи, а также влияния социальных, экономических и политических факторов. Несмотря на это, методом проб и ошибок с наличием личной мотивации, молодые специалисты могут достичь карьерного успеха.

В отдельных случаях наблюдается желание стремительной карьеры и недоверие работодателей, но медиатором в решении данной проблемы выступают высшие учебные заведения, которые с помощью образовательных программ и разных форм коммуникации выстраивают отношения между своими студентами и компаниями еще в процессе обучения первых.

Новые форматы работы представляют собой развивающиеся тенденции на рынке труда. Среди них: фриланс, совмещение очной и удаленной работы, полностью

удаленная работа. Формат фриланса дает молодым людям возможность не только выбор интересных проектов, но также совмещения рабочих задач и путешествий.

Литература

1. Характеристика системы высшего образования // ГИВЦ. - URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 11.01.2024)

2. Карьера российской молодежи: перспективы

и трудности // ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/karera-rossijskoj-molodezhi-perspektivy-i-trudnosti (дата обращения: 11.01.2024)

3. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С. 184

4. Фоменко А.В. Карьерная стратегия профессиональной деятельности человека // Профессиональная ориентация. 2019. № 1. С. 114-118.

5. Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles. - In book: Educational and vocational guidance. 1985. P. 43.

6. Филиппов Ф.Р. Карьера // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 262-263.

7. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов - на -Дону: Феникс, 1998. 512 с.

8. Голубева Т.С. Стратегия построения карьеры студенческой молодежи // Экономические системы. 2021. Том 14. № 4 (55). С. 177-183. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-4-177-183.

9. Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации: монография / под ред. А.Л. Журавлева, Т.А. Жалагиной, Е.А. Журавлевой, Е.Д. Короткиной. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. - 340 с.

10. Эффективные инструменты моделирования карьеры молодых специалистов // Сетевое издание национальная система квалификаций россии. - URL: https://journal.nark.ru/articles/privlechenie-kadrov-i-upravlenie-kareroy/effektivnye- i nstrumenty-modelirovaniya-karery-molodykh-spetsialistov/ (дата обращения: 19.01.2024)

11. Мальцева В. А., Розенфельд Н.Я. Образовательнокарьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования Современная аналитика образования. № 1 (61) 2022

12. Перепись фрилансеров 2019 // TalentTech. -

URL: https://main.talenttech.ru/research/perepis-

frilanserov-2019/ (дата обращения: 19.01.2024)

13. Опрос: более 60% российских студентов планируют стать предпринимателями // Россия - страна возможностей. - URL: https://rsv.ru/news/1Z1939/ (дата обращения: 15.01.2024)

14. Мониторинг трудоустройства // Факультетус. - URL: https://facultetus.ru/trudvsemmonitoring (дата обращения: 14.01.2024)

CAREER STRATEGIES OF YOUNG SPECIALISTS: TO PROBLEM STATEMENT

Zozulya O.A.

Novosibirsk State Technical University

The study is devoted to the implementation of career strategies by students and graduates of Russian universities. The article indicates the relevance of the topic and its significance. The phenomenon of a career, its features, scientific approaches to study and factors influencing the process of its construction are considered. Individual self-determination in a career, based on the «professional self-concept» of Donald Super, is discussed separately. Also, the study re-

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

№1 2024 [СГЗ]

veals the concepts of «professional competence» and «career competence», highlights the concept of «career strategy» and age stages of a career. Possible problems of primary interaction between young professionals and employers related to the personal positions of each party are highlighted. The results of sociological surveys of various authors on the problem of forming a career strategy for young professionals in Russia are presented, and the main conclusions about the trends in the development of the career path of the country's youth are reflected.

Keywords: career, career strategy, career competence, professional competence, professional activity.

References

1. Characteristics of the higher education system // GIVC. -

URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (access date:

01/11/2024)

2. Career of Russian youth: prospects and difficulties // VTslOM. -

URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/

karera-rossijskoj-molodezhi-perspektivy-i-trudnosti (access date: 01/11/2024)

3. Russian Sociological Encyclopedia / Ed. ed. G.V. Osipova. M., 1998. P. 184

4. Fomenko A.V. Career strategy of a person's professional activity // Professional guidance. 2019. No. 1. pp. 114-118.

5. Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles. -In book: Educational and vocational guidance. 1985. P. 43.

6. Filippov F.R. Career // Encyclopedic Sociological Dictionary. M., 1995. S. 262-263.

7. Brief psychological dictionary / Under general. ed. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. Rostov-on-Don: Phoenix, 1998. 512 p.

8. Golubeva T.S. Strategy for building a career for students // Economic systems. 2021. Vol. 14. No. 4 (55). pp. 177-183. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-4-177-183.

9. Subject of labor and organizational environment: problems of interaction in the context of globalization: monograph / ed. A.L. Zhuravleva, T.A. Zhalagina, E.A. Zhuravleva, E.D. Korotki-na. - Tver: Tver. state univ., 2019. - 340 p.

10. Effective tools for modeling the career of young specialists // Network publication of the national system of qualifications of Russia. - URL: https://journal.nark.ru/articles/privlechenie-kadrov-i-upravlenie-kareroy/effektivnye-instrumenty-modelirovaniya-karery-molodykh-spetsialistov/ (date of access: 01/19/2024)

11. Maltseva V. A., Rosenfeld N. Ya. Educational and career trajectories of graduates of Russian universities based on longitudinal research. Modern analytics of education. № 1 (61) 2022

12. Census of freelancers 2019 // TalentTech. - URL: https://main. talenttech.ru/research/perepis-frilanserov-2019/ (access date: 01/19/2024)

13. Survey: more than 60% of Russian students plan to become entrepreneurs // Russia - a land of opportunities. - URL: https:// rsv.ru/news/1/1939/ (access date: 01/15/2024)

14. Employment monitoring // Faculty. - URL: https://facultetus.ru/ trudvsemmonitoring (access date: 01/14/2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.