Материалы совместного исследования авторов статьи будут полезны при преподавании дисциплины иностранный язык для студентов неязыковых вузов и могут служить основой для формирования лингвометодических умений современных учителей.
Библиографический список
1. Философия и психология знака: от наскальной живописи к визуальной рекламе [Электронный ресурс]. - URL: https://psychosearch.ru/practice/prakticheskaya-psikhologiya/146-filosofiya-i-psikhologiya-znaka-ot-naskalnoj-zhivopisi-k-vizualnoj-reklame
2. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник / Под ред. А. П. Сковородникова. - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2000. - С. 104-110.
3. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов)/ Е.Е. Анисимова. - М.: Academia, 2003. - 128 с.
4. ELLIS N. The Psychology of Foreign Language Vocabulary Acquisition: Implications for CALL // International Journal of Computer Assisted Language Learning. -1995. - №8. - Рр. 103-128.
УДК 159.923
Карьерные ориентации и психологическое благополучие безработных граждан
Бикетова Татьяна Николаевна
************
В статье автор рассматривает проблему взаимосвязи карьерных ориентаций и психологического благополучия лиц, оказавшихся в ситуации вынужденной безработицы. Согласно результатам проведенного автором исследования психологическое благополучие безработных граждан связывается со стабильностью работы и места жительства, автономией и интеграцией стилей жизни.
Ключевые слова: отношение к карьере, карьерные ориентации, психологическое благополучие, безработица.
************
Одной из актуальных социальных проблем современного мира является проблема безработицы, что влечет за собой ряд негативных последствий, связанных с психологическим и материальным благополучием личности, возможностью активного участия в социальной жизни, а также с ее личностным и профессиональным развитием.
Существующая ситуация демонстрирует амбивалентное отношение к процессу трудоустройства, с одной стороны наблюдается значительное повышение требований к компетенциям, конкурентоспособности профессионалов, с другой, очевиден низкий спрос на такие навыки со стороны органов служб занятости, которые предлагают работу в сфере малоквалифицированного труда. Подобное положение препятствует трудоустройству для специалистов, оказавшихся в ситуации вынужденной безработицы, обладающих профессиональным опытом, квалификацией, направленных на личностный и карьерный рост. Многочисленные вопросы оказания мер поддержки безработным гражданам остаются актуальными, несомненно, значимыми для данной категории лиц являются вопросы переобучения, возможности трудоустройства без наличия стажа, временной занятости безработных, содействия в организации предпринимательской деятельности [1]. Ввиду этого, необходимым является сопровождение планирования карьеры и решения личных проблем для данной категории граждан.
Рассмотрим основные подходы к пониманию феномена «карьерные ориентации». Теоретические основы для анализа психологических аспектов отношения к карьере заложены в работах Э. Шейна, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеера, Л.Б. Шней-дера и др.
В рамках данного исследования теоретико-методологическим основанием является разработанная Э. Шейном концепция «якорей карьеры». Автор раскрывает понятие карьерной ориентации как приоритетную потребность в профессиональной сфере, встроенную в структуру личности и необходимую для управления индивидуальной карьеры. Каждый индивид обладает определенным набором «якорей» с разной степенью выраженности, которые выступают опорой при планировании им собственной профессиональной карьеры.
В данной работе карьерные ориентации рассматриваются во взаимосвязи с психологическим благополучием безработных граждан. Исследование психологического благополучия является значимой проблемой, поскольку выступает показателем отношения безработных к социуму, является сочетанием позитивных и негативных эмоций, основанных на комплексной оценке жизни.
Изучением феномена психологического благополучия занимались как зарубежные так и отечественные авторы - Н.М. Брэдберн, К. Рифф, А.В. Воронина, О.Е. Дергачева, Т.Д. Шевелен-кова, П.П. Фесенко и др.
Согласно теории К. Рифф, психологическое благополучие зависит от шести факторов, которые взаимосвязаны между собой: социального, физического, духовного, материального, психологического и способности регулировать свое эмоциональное состояние.
В исследовании, целью которого является анализ особенностей отношения к карьере безработных граждан с разным уровнем психологического благополучия, приняли участие 60 респондентов среднего возраста, состоящие на учете в Центре занятости населения г. Барнаула.
При проведении исследования были использованы тест «Якоря карьеры», разработанный Э. Шейн, который позволяет диагностировать карьерные ориентации, и методика «Шкала психологического благополучия», разработанная К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и
П.П. Фесенко [2], предназначенная для определения уровня психологического благополучия.
В качестве метода статистической обработки и выявления достоверных взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Спир-мена (при использовании IBM SPSS Statistics Base Campus Edition).
Согласно результатам методики у респондентов выявлены средние значения по шкале психологического благополучия, что показывает приверженность респондентов к позитивному взаимодействию с окружающими, готовность к новому опыту, жизнь им представляется как бесконечный процесс роста, самореализации и наполнена смыслом, целями и планами на будущее.
Для выявления связи между уровнем психологического благополучия и отношением к карьере у безработных использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Рисунок 1. Достоверные корреляции между методикой «Шкала психологического благополучия»
и шкал теста «Якоря карьеры»
Выявлены статистически значимые корреляции (г=0,790) между интегральным показателем психологического благополучия безработных и карьерными ориентациями.
Таким образом, одной из приоритетных карьерных ориентаций является стабильная, надежная работа на длительное время. Важным моментом при трудоустройстве выступает безопасность, надежность и минимальная вероятность увольнения, кроме того, безработные граждане ориентированы на стабильность и часто отождествляют работу со своей карьерой.
Стабильность места жительства - ориентация на минимум переездов, командировок. Комфортнее остаться на прежнем месте жительства, перемещения неприемлемы, и являются нежелательным критерием при трудоустройстве.
Интеграция стилей жизни существенна для респондентов, т.к. предполагает сохранение баланса между личной и профессиональной жизнью. Первостепенным является сохранение опре-
деленного стиля жизни, карьерный рост привлекает только в том случае, если он не ущемляет их интересов, увлечений, коммуникации.
Карьерная ориентация «Автономия» демонстрирует предпочтение работы без жестких правил, ценность самостоятельности и независимости, способность контролировать свою жизнь, иметь собственные стандарты и ценности. Для безработных, которые ценят свою автономию, карьера - это способ реализации свободы. Они не будут ограничивать себя рамками и строгим подчинением в трудовой деятельности.
В связи с тем, что восприятие ситуации потери работы связано с индивидуально-психологическими особенностями личности, опытом ее социальной активности, психологическим благополучием, научный интерес к исследованию отношения безработных граждан к карьере и жизни достаточно обширен. Кроме того, важным является внедрение технологий психологического сопровождения и обучения безработных граждан.
Библиографический список
1. Зятьков К.С. Система поддержки безработных граждан // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации. - 2019. - № 16. - С. 50-54.
2. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследований) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-123.
УДК 316.6
Образ Алтайского филиала РАНХиГС в представлениях первокурсников
Михайлова Мария Алексеевна
************
В статье представлено сравнение образа Алтайского филиала РАНХиГС в представлениях первокурсников, которые ранее сомневались в выборе вуза, и первокурсников, у которых не было сомнений в выборе Алтайского филиала РАНХиГС.
Ключевые слова: образ вуза, Алтайский филиал РАНХиГС, первокурсники.
************
Проблема образования сегодня стоит особенно остро, поскольку обществу необходимы специалисты, способные грамотно осуществлять свою профессиональную деятельность. При выборе образовательной организации у абитуриента складывается определенное представление, образ заведения, которые оказывает большое влияния на итоговый выбор места получения образования. В связи с этим, важным является оценка образа вуза с последующим его изменением или поддержанием, особый интерес здесь вызывает группа студентов, которые имели некоторые сомнения при выборе вуза, поскольку они могут показать точки, которые требуют более пристального внимания с позиции управленческих решений.
Исследование было проведено в сентябре 2023 г рабочей группой социологического исследования первокурсников очной формы обучения Алтайского филиала РАНХиГС. Для изучения образа Алтайского филиала РАНХиГС студентам-первокурсникам был предложен набор шкал, представляющих собой двадцать две пары противоположных характеристик, которые первокурсникам необходимо оценить по шкале от 1 до 10. В исследовании было опрошено 256 первокурсников, которые в дальнейшем были разделены по критерию наличия сомнений при выборе Алтайского филиала РАНХиГС как места получения первого высшего образования на группу сомневающихся (45%) и группу не сомневающихся (55%).
Далее исследователями был применен факторный анализ по методу главных компонент с последующим вращением Varimax, в котором содержательно представлены образы Алтайского филиала РАНХиГС у сомневающихся и не сомневающихся первокурсников.
Рассмотрим образ об Алтайском филиале РАНХиГС у первокурсников, которые сомневались и не сомневались при поступлении в Филиал. В первую очередь обратимся к категории, которая испытывала трудностей с тем, чтобы выбрать Алтайский филиал РАНХиГС местом получения первого высшего образования.
Итак, в данной группе было выделено пять факторов, объясняющих 63,1% дисперсии.
В первый фактор, объясняющий 16,4% дисперсии, вошли такие характеристики как востребованный (0,825), надежный (0,739), перспективный (0,707), справедливый (0.641) и отзывчивый (0,610). Назван данный фактор «востребованный». Причем раскрывается данный фактор в основном через личную пользу и стабильность для каждого первокурсника.
Во второй фактор, объясняющий 14,3% дисперсии, вошли такие характеристики как элитный (0,754), престижный (0,705), статусный (0,700), большой (0.562), требовательный (0,514). Фактор был назван «элитный». Данный фактор раскрывает особенное положение Филиала, его статус, которые в представлениях сомневающейся ранее группы накладывают определенные требования.
В третий фактор, объясняющий 13,8% дисперсии, вошли такие характеристики как уникальный (0,728), красивый (0,718), комфортный (0,713) и современный (0,708). Данный фактор получил название «уникальный». Уникальность среды в данном случае обеспечивается наличием современного и стильного ремонта, комфортного пространства.
В четвертый фактор, объясняющий 11,8% дисперсии, вошли такие категории как веселый (0,812) и творческий (0,793). Данный фактор получил название «веселый». Это показывает нали-