Научная статья на тему 'Карьера как объект управленческого воздействия'

Карьера как объект управленческого воздействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
720
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CAREER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пивоварова Ирина Валерьевна, Утешев Рустам Сайрамбаевич

На сегодняшний день теоретические аспекты, связанные с карьерой менеджеров, не достаточно проработаны. При этом имеются разночтения в определении самого термина ‘карьера’, что накладывает определенные трудности в практической реализации управления этим процессом. В статье рассматривается содержательная структура понятия ‘карьера’. Представлен авторский подход к профессиональному развитию менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career as the object of management impact

Nowadays the theoretical aspects of the career managers are not sufficiently developed. In this case there are discrepancies in the definition of the term “career”, which imposes certain difficulties in practical implementation of the control of this process. The article considers the content structure of the concept of “career”. The article presents the author’s approach to professional development manager.

Текст научной работы на тему «Карьера как объект управленческого воздействия»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 47-49.

И. В. Пивоварова, Р. С. Утешев КАРЬЕРА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

На сегодняшний день теоретические аспекты, связанные с карьерой менеджеров, не достаточно проработаны. При этом имеются разночтения в определении самого термина 'карьера', что накладывает определенные трудности в практической реализации управления этим процессом. В статье рассматривается содержательная структура понятия 'карьера '. Представлен авторский подход к профессиональному развитию менеджера.

Ключевые слова: карьера; профессиональное развитие.

В отечественной литературе слово 'карьера' появилось в XIX в. В советский период карьера не подвергалась самостоятельному изучению, и само явление рассматривалась как отрицательное. В словарях 1960-1980-х гг. данный термин не встречается, хотя и находится такое понятие, как 'карьеризм', трактуемое как негативная характеристика поведения человека. Восприятие карьеры как социокультурного феномена динамично эволюционировало во второй половине ХХ в., когда наблюдался переход от стабильности к мобильности, сопряженной с частой переменой мест работы. Отметим, что в данном случае мобильность не тождественна нестабильности, вопреки распространенному мнению, что частые перемены мест работы угрожают карьерному росту, поскольку воспринимаются как признак непостоянства и непрофессионализма.

Поскольку развитие менеджера в рамках одной организации опосредовано рядом социальных аспектов и в том числе индивидуальным опытом людей за пределами рабочих мест, произошло разветвление рассматриваемой категории на типы горизонтального и радиального развития карьеры, а также возникновение карьеры предпринимательского типа. В настоящее время акценты в управлении карьерой смещаются в сторону самоменеджмента. Набирает рост тенденция участия индивидов в выборе пути карьерного развития, обретает актуальность и так называемая «двойная» или «множественная» карьера, связанная с профессиональным развитием менеджера в нескольких организациях или профессиях1.

В настоящее время представлено множество исследований, посвященных изучению карьеры. В зарубежных источниках она, преимущественно, трактуется как профессио-

нальный путь человека. Отечественная литература демонстрирует большую полемику в отношении данного термина. Часть авторов склоняется к тому, что под карьерой следует понимать продвижение в какой-либо деятельности, связанное с повышением социального статуса. Другие авторы склонны усматривать в карьере последовательность ролей, которые выполняет индивид на протяжении всей своей жизни.

А. Я. Кибанов рассматривает карьеру через призму следующих характеристик: поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения2.

В определении К. А. Кравченко карьера представлена в качестве последовательной смены стадий развития работника в рамках одной организации3. М. Я. Сонин трактует карьеру как «индивидуально осознанные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека»4. Н. Г. Хайруллина рассматривает профессиональную карьеру как «успешное продвижение в области общественной, служебной, научной деятельности»5.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в современных условиях профессиональная карьера трактуется не столько как продвижение по служебной лестнице, сколько как смена вариантов применения накопленных компетенций: предпочтение отдается не поступательной смене должностей, а смене позиций в разноплановых проектах6.

Широкое видение карьеры возникает, когда исследователи рассматривают профессиональную деятельность как основной и не-

48

И. В. Пивоварова, Р. С. Утешев

отъемлемый компонент всей жизни человека, выступающий в качестве постоянно выбора, базирующегося на «Я-концепции» личности7. В частности, Н. С. Пряжников рассматривает карьеру не только как успешность в профессиональной деятельности, но и «успешность всей жизни»8.

Схожей позиции придерживается М. В. Александрова, которая определяет ее как «осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; поступательное развитие профессионализма, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью»9. В. М. Долгоруковпрофе с сиональнуюкарьер у идентифицирует какпр оцууумурговукторно-го совуршунутвоваюе чнлоеееа п воаючаьн в данный процесс такие составляющие, как «реальная ситуация, желаемая ситуация и индивид, который проходит щтъ от первой ко второй, посуепенноиовышая степень собственного совершу иства»1 0.

При киьм накавта соутавлающ^и ивляет-ся, по мнению нвеуфье, деухккмгонентноЧ с предусыаартвает «мягкиу»(по ууть кодулаьт-ные чеааууф«) и «рк«рныу»уншгонушы.

Разнообразие существующих трактовок понятия 'карьера' позволяет констатировать, что все они так или иначе комплексно описывают рассматриваемую категорию и связывают ее с продтижениемвверхпо нио>е1влонфе-ской икрерсви, лх^^о егууи^((ну«нун1^(м у-тп-жением а маути пфеимстумннoyантинфyyyи-ональной деятеоофостис умушируниун пауто компетомций.

Альн«онановныо ткгляд на ап^ор^жак ние ка«уyc>ыпpyдутaврер О. В. Устинос ой, Р. С. Утешевым - это преемственноуть занятий, должностей, видов деятельности и ролей, притом что карьера в таком случае характуризуотия ивдиввдуальным течением

и имеет субъективное восприятие11. Именно субъективное восприятие индивидом своего профессионального продвижения оказывает решающее значение на построение карьеры, так как оно обуславливает стремление менеджера к движению вверх по управленческой иерархии.

Таким образом, термин 'карьера' является сложным и многоаспектным. Во-первых, карьера является продуктом интеграции сферы приложения труда и индивида. Во-вторых, она представляет собой результат самореализации сотрудника организации, связанный с достижением перспективного уровня в социуме. В-третьих, карьера выступает в качестве социальной технологии по решению индиви-дупьь ных люнноутныр проб лапт еоьрудника и ауовнизaцкФнне)x проблус прудпртятия.

Авто^уфввйдениу чомионунтов профессионального развития менеджура приведено на рисунке.

Индивидуальный компонент раскрывает карьеру с позиции поведения индивида в про-^како опущуетвлуниатрудовоп очурульности оерее ивн уубъуктивник вокгфияану собствен-ет го ур од вижу нет. иными слов амк , карьера Iн>удyoоyр смк рофлууиия э в о л юцит у обствен-1^^1хиуь^нк того,чумпндивид занвмается.

Организационный компонент позволяет трактоваеъ карьурпкак аео«yю последовательность занимаемых должностей с характерными доя них социальными статусами, вуличиной н-иноyруввдyнио ^уиеядывается ну еовокупноети возмджквсх нащзавлений урапвскуину^я ус6отнпон в социальном и вну-аоиорганкутциофном рмоутрантрсу.

СощиильныС комптнинч профуусиональ-ного реввитиь CTaBJIУMУOHрBенн индивида туреу призми от срувмирауп ртсличными социальными группами, опять же, в процессе продвижения специалиста по уровням управленческой, профессиональной и социальной иерархии.

Компоненты профессионального развития

Компонентыпрофессиональногоразвитияменеджера

Карьера как объект управленческого воздействия

49

Подводя итог, отметим, что карьера выполняет важную функцию на стыке интересов личности и общества - формирование социальных элит из числа профессионалов -людей, чьи компетенции и навыки получили широкое одобрение и высокую оценку, отражением которых стал высокий социальный статус11. Таким образом, карьеру следует рассматривать в позитивном ключе как социальный фильтр и социальный лифт для наиболее талантливых и целеустремленных представителей общества, которые, находясь в процессе постоянного самосовершенствования и саморазвития, постепенно продвигаются по управленческой иерархии.

Примечания

1 Осипова, Л. Б. Формирование управленческой команды на предприятии / Л. Б. Осипова, Д. Н. Осипов // Теория и практика государственного и муниципального управления : сб. науч. тр. Вып. 6. Тюмень : ТюмГАСУ, 2012. С.210-214.

2 Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : учебник. М. : ИНФРА-М, 2008. 321 с.

3 Кравченко, К. А. Организационное строительство и управление персоналом крупной компании. М. : Академ. Проект, 2005. 531 с.

4 Сонин, М. Я. Социально-экономические проблемы занятости женщин // Измене-

ние положения женщины и семья. М., 1971. С. 24-28.

5 Хайруллина, Н. Г. Управление персоналом на предприятиях торговли : учеб. пособие для студентов высш. проф. образования по напр. 080200.62 «Менеджмент» / М-во образования и науки РФ ; ФГБОУ ВПО «Тюменский гос. нефтегазовый университет». Тюмень, 2012. 325 с.

6 Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М. : МГУ, 1996. 740 с.

7 Поляков, В. А. Технология карьеры : (Практическое руководство). М. : Дело ЛТД, 1995. 198 с.

8 Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопр. психологии. 1996. № 1. С.62-72.

9 Александрова, М. В. Концептуальная модель управления карьерой педагога в территориальной образовательной системе // Гуманитар. вектор. 2008. № 1. С. 38-41.

10 Долгоруков, А. М. Стратегическое искусство : целеполагание в бизнесе, разработка стратегий, воплощение замысла в жизнь. М. : С-Паблишинг, 2004. 365 с.

11 Устинова, О. В. Концептуальные основы управления карьерным ростом менеджера / О. В. Устинова, Р. С. Утешев // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2014. № 2 (29). С. 219-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.