Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 47-49.
И. В. Пивоварова, Р. С. Утешев КАРЬЕРА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
На сегодняшний день теоретические аспекты, связанные с карьерой менеджеров, не достаточно проработаны. При этом имеются разночтения в определении самого термина 'карьера', что накладывает определенные трудности в практической реализации управления этим процессом. В статье рассматривается содержательная структура понятия 'карьера '. Представлен авторский подход к профессиональному развитию менеджера.
Ключевые слова: карьера; профессиональное развитие.
В отечественной литературе слово 'карьера' появилось в XIX в. В советский период карьера не подвергалась самостоятельному изучению, и само явление рассматривалась как отрицательное. В словарях 1960-1980-х гг. данный термин не встречается, хотя и находится такое понятие, как 'карьеризм', трактуемое как негативная характеристика поведения человека. Восприятие карьеры как социокультурного феномена динамично эволюционировало во второй половине ХХ в., когда наблюдался переход от стабильности к мобильности, сопряженной с частой переменой мест работы. Отметим, что в данном случае мобильность не тождественна нестабильности, вопреки распространенному мнению, что частые перемены мест работы угрожают карьерному росту, поскольку воспринимаются как признак непостоянства и непрофессионализма.
Поскольку развитие менеджера в рамках одной организации опосредовано рядом социальных аспектов и в том числе индивидуальным опытом людей за пределами рабочих мест, произошло разветвление рассматриваемой категории на типы горизонтального и радиального развития карьеры, а также возникновение карьеры предпринимательского типа. В настоящее время акценты в управлении карьерой смещаются в сторону самоменеджмента. Набирает рост тенденция участия индивидов в выборе пути карьерного развития, обретает актуальность и так называемая «двойная» или «множественная» карьера, связанная с профессиональным развитием менеджера в нескольких организациях или профессиях1.
В настоящее время представлено множество исследований, посвященных изучению карьеры. В зарубежных источниках она, преимущественно, трактуется как профессио-
нальный путь человека. Отечественная литература демонстрирует большую полемику в отношении данного термина. Часть авторов склоняется к тому, что под карьерой следует понимать продвижение в какой-либо деятельности, связанное с повышением социального статуса. Другие авторы склонны усматривать в карьере последовательность ролей, которые выполняет индивид на протяжении всей своей жизни.
А. Я. Кибанов рассматривает карьеру через призму следующих характеристик: поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения2.
В определении К. А. Кравченко карьера представлена в качестве последовательной смены стадий развития работника в рамках одной организации3. М. Я. Сонин трактует карьеру как «индивидуально осознанные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека»4. Н. Г. Хайруллина рассматривает профессиональную карьеру как «успешное продвижение в области общественной, служебной, научной деятельности»5.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в современных условиях профессиональная карьера трактуется не столько как продвижение по служебной лестнице, сколько как смена вариантов применения накопленных компетенций: предпочтение отдается не поступательной смене должностей, а смене позиций в разноплановых проектах6.
Широкое видение карьеры возникает, когда исследователи рассматривают профессиональную деятельность как основной и не-
48
И. В. Пивоварова, Р. С. Утешев
отъемлемый компонент всей жизни человека, выступающий в качестве постоянно выбора, базирующегося на «Я-концепции» личности7. В частности, Н. С. Пряжников рассматривает карьеру не только как успешность в профессиональной деятельности, но и «успешность всей жизни»8.
Схожей позиции придерживается М. В. Александрова, которая определяет ее как «осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; поступательное развитие профессионализма, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью»9. В. М. Долгоруковпрофе с сиональнуюкарьер у идентифицирует какпр оцууумурговукторно-го совуршунутвоваюе чнлоеееа п воаючаьн в данный процесс такие составляющие, как «реальная ситуация, желаемая ситуация и индивид, который проходит щтъ от первой ко второй, посуепенноиовышая степень собственного совершу иства»1 0.
При киьм накавта соутавлающ^и ивляет-ся, по мнению нвеуфье, деухккмгонентноЧ с предусыаартвает «мягкиу»(по ууть кодулаьт-ные чеааууф«) и «рк«рныу»уншгонушы.
Разнообразие существующих трактовок понятия 'карьера' позволяет констатировать, что все они так или иначе комплексно описывают рассматриваемую категорию и связывают ее с продтижениемвверхпо нио>е1влонфе-ской икрерсви, лх^^о егууи^((ну«нун1^(м у-тп-жением а маути пфеимстумннoyантинфyyyи-ональной деятеоофостис умушируниун пауто компетомций.
Альн«онановныо ткгляд на ап^ор^жак ние ка«уyc>ыпpyдутaврер О. В. Устинос ой, Р. С. Утешевым - это преемственноуть занятий, должностей, видов деятельности и ролей, притом что карьера в таком случае характуризуотия ивдиввдуальным течением
и имеет субъективное восприятие11. Именно субъективное восприятие индивидом своего профессионального продвижения оказывает решающее значение на построение карьеры, так как оно обуславливает стремление менеджера к движению вверх по управленческой иерархии.
Таким образом, термин 'карьера' является сложным и многоаспектным. Во-первых, карьера является продуктом интеграции сферы приложения труда и индивида. Во-вторых, она представляет собой результат самореализации сотрудника организации, связанный с достижением перспективного уровня в социуме. В-третьих, карьера выступает в качестве социальной технологии по решению индиви-дупьь ных люнноутныр проб лапт еоьрудника и ауовнизaцкФнне)x проблус прудпртятия.
Авто^уфввйдениу чомионунтов профессионального развития менеджура приведено на рисунке.
Индивидуальный компонент раскрывает карьеру с позиции поведения индивида в про-^како опущуетвлуниатрудовоп очурульности оерее ивн уубъуктивник вокгфияану собствен-ет го ур од вижу нет. иными слов амк , карьера Iн>удyoоyр смк рофлууиия э в о л юцит у обствен-1^^1хиуь^нк того,чумпндивид занвмается.
Организационный компонент позволяет трактоваеъ карьурпкак аео«yю последовательность занимаемых должностей с характерными доя них социальными статусами, вуличиной н-иноyруввдyнио ^уиеядывается ну еовокупноети возмджквсх нащзавлений урапвскуину^я ус6отнпон в социальном и вну-аоиорганкутциофном рмоутрантрсу.
СощиильныС комптнинч профуусиональ-ного реввитиь CTaBJIУMУOHрBенн индивида туреу призми от срувмирауп ртсличными социальными группами, опять же, в процессе продвижения специалиста по уровням управленческой, профессиональной и социальной иерархии.
Компоненты профессионального развития
Компонентыпрофессиональногоразвитияменеджера
Карьера как объект управленческого воздействия
49
Подводя итог, отметим, что карьера выполняет важную функцию на стыке интересов личности и общества - формирование социальных элит из числа профессионалов -людей, чьи компетенции и навыки получили широкое одобрение и высокую оценку, отражением которых стал высокий социальный статус11. Таким образом, карьеру следует рассматривать в позитивном ключе как социальный фильтр и социальный лифт для наиболее талантливых и целеустремленных представителей общества, которые, находясь в процессе постоянного самосовершенствования и саморазвития, постепенно продвигаются по управленческой иерархии.
Примечания
1 Осипова, Л. Б. Формирование управленческой команды на предприятии / Л. Б. Осипова, Д. Н. Осипов // Теория и практика государственного и муниципального управления : сб. науч. тр. Вып. 6. Тюмень : ТюмГАСУ, 2012. С.210-214.
2 Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : учебник. М. : ИНФРА-М, 2008. 321 с.
3 Кравченко, К. А. Организационное строительство и управление персоналом крупной компании. М. : Академ. Проект, 2005. 531 с.
4 Сонин, М. Я. Социально-экономические проблемы занятости женщин // Измене-
ние положения женщины и семья. М., 1971. С. 24-28.
5 Хайруллина, Н. Г. Управление персоналом на предприятиях торговли : учеб. пособие для студентов высш. проф. образования по напр. 080200.62 «Менеджмент» / М-во образования и науки РФ ; ФГБОУ ВПО «Тюменский гос. нефтегазовый университет». Тюмень, 2012. 325 с.
6 Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М. : МГУ, 1996. 740 с.
7 Поляков, В. А. Технология карьеры : (Практическое руководство). М. : Дело ЛТД, 1995. 198 с.
8 Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопр. психологии. 1996. № 1. С.62-72.
9 Александрова, М. В. Концептуальная модель управления карьерой педагога в территориальной образовательной системе // Гуманитар. вектор. 2008. № 1. С. 38-41.
10 Долгоруков, А. М. Стратегическое искусство : целеполагание в бизнесе, разработка стратегий, воплощение замысла в жизнь. М. : С-Паблишинг, 2004. 365 с.
11 Устинова, О. В. Концептуальные основы управления карьерным ростом менеджера / О. В. Устинова, Р. С. Утешев // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2014. № 2 (29). С. 219-222.