Научная статья на тему 'Karfikova L. Grace and the Will according to Augustine. Brill, 2012'

Karfikova L. Grace and the Will according to Augustine. Brill, 2012 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Karfikova L. Grace and the Will according to Augustine. Brill, 2012»

(ргорпит), приоткрывающее нам вечный способ Его бытия внутри Троицы (с. 203). При этом автор полагает, что в этом Августин сохраняет верность «про-никейскому» принципу «нераздельного действия» Троицы, начинающегося от Отца, совершающегося через Сына и оканчивающегося во Св. Духе, что, в свою очередь, рассматривается как классическое доказательство Их единосущия.

В целом, книга Ч. Гербера, основанная на прекрасном знании автором первоисточников, помогает разобраться не только в вопросах ранней пневма-тологии Августина (386—391), но и его тринитарного богословия в целом и будет весьма полезна всем читателям, интересующимся историей патристической мысли и ее взаимодействия с позднеантичной философией.

А. Р. Фокин (ИФ РАН, ПСТГУ, ОЦАД)

Karfikova L. Grace and the Will according to Augustine. Leide; Boston: Brill, 2012. XIV, 428 p.

В 2012 г. академическим издательством «Brill» была издана книга Ленки Карфи-ковой «Благодать и воля согласно Августину». Ленка Карфикова — известная исследовательница патристической и средневековой философской литературы, профессор философии Карлова университета в Праге (Чехия), автор монографий о Григории Нисском, Августине, Гуго Сен-Викторском1. Рецензируемая книга состоит из трех основных частей, а также введения, заключения, эпилога, библиографии и указателей.

Основу рецензируемой книги составляет монография того же автора с аналогичным названием2, которая была доработана в связи с ее изданием на английском языке. В этой, новой, версии своей книги Карфикова предлагает читателю захватывающее и критическое исследование идей Августина о благодати и свободе воли. Цель ее работы — представить постепенное выкристаллизовы-вание учения Агустина о благодати, начиная с ранних полемических работ, заканчивая понятием самодавлеющей благодати, обнаруживаемым в антипела-гианских сочинениях позднего периода. Связь темы благодати с темой свободы воли объясняется тем простым фактом, что для Августина понятие благодати всегда соотносилось с понятием воли, а, возможно, даже и наоборот: понятие воли определило его учение о благодати, во всяком случае именно в этом нас порой пытается убедить автор. Эта задача-максимум обосновывает для читателя и актуальность исследования, ведь литература по указанным двум темам колоссальна. Однако, как кажется, это первое систематическое представление развития учения Августина о благодати в его эволюционистском аспекте и его связи с

1 Karfikova L. De esse ad pulchrum esse. Schonheit in der Theologie Hugos von St. Viktor. Turnhout, 1998; Eadem. Svjatitel Grigorij Nisskij. Beskonecnost’ Boga i beskonecnyj put’ k Nemu celoveka. Kyev, 2012.

2Eadem. Milost a viile podle Augustina. Praha, 2006.

Karfikova L. Grace and the Will according to Augustine

учением о человеческой воле. Из этого вытекает и структура книги. Работа Кар-фиковой выстроена в хронологическом порядке, и соответственно хронологии анализируются произведения Августина. Текстологическая основа монографии предельно широка: это почти все значимые трактаты, письма и проповеди Августина, правда, посланиям и проповедям уделена явно второстепенная роль: как правило, автор указывает в них лишь параллельные места из трактатов.

В первой части книги анализируются работы 386—395 гг., темы которых — Бог как гарант мироустройства, происхождение зла в воле (полемика против ма-нихеев), разработка Августином темы благодати из посланий ап. Павла. В этих ранних произведениях Августин, в противоположность манихеям, подчеркивает, что человеческая воля является источником и зла и благосовершенство-вания, а также то, что вера, проявляемая человеческой волей, — это «заслуга», решающая человеческую участь. Как хорошо известно, в своих поздних работах, нацеленных против пелагиан (они рассматриваются в третьей части), Августин утверждает, что воля порабощена первородным и индивидуальными грехами, затемнена ими, а потому она может обратиться к благу только при содействии благодати. Эти два подхода диаметрально противоположны, и автор задается логичным вопросом: каким образом Августин обратился от первоначальной позиции в ее крайнюю противоположность, как он прошел этот путь? Этот вопрос и составил центральную проблему книги.

Вторая часть (работы 395—411 гг.) начинается с ответа Симплициану по поводу Послания ап. Павла Римлянам, в котором он впервые формулирует свое учение о благодати. Однако эта работа отделена от пелагианской полемики пятнадцатью годами. Рассматривая этот переход в мысли Августина не как последовательное развитие, а как прерывание, полный отход от предыдущего и обращение к новому. Анализ ответа Симплициану сопровождается рассмотрением соответствующих выдержек из «Исповеди». Наконец, в конце главы Карфикова обращается к антидонатистским и антиманихейским произведениям Августина, задаваясь вопросом, связаны ли они с тем, что побудило Августина уже в анти-пелагианской полемике разрабатывать многими не принимаемые следствия из его нового учения о благодати: двойное предопределение, наследуемая из первородного греха врожденная виновность человека, достойная вечного наказания, ее передача через деторождение.

В третьей части (работы, соответственно, 411—430 гг.) автор сосредотачивается на полемике Августина с пелагианами (Пелагием, Юлианом Э клане к им), его анализе понятия греха, диалектике воли и благодати. Автор специально не разбирает учения оппонентов Августина, ограничиваясь тем, что о них говорил сам Августин. Однако это не означает, что она полностью соглашается с ним, напротив, во многих отношениях их богословие ей симпатично.

Рецензируемая книга оставляет исключительно положительное впечатление. Представленный автором эволюционный анализ вполне оригинален, а его интерпретация вполне убедительна в силу ее текстологической обоснованности. Ответы Карфиковой на некоторые сложные вопросы (например, о влиянии антидонатистской полемики на окончательное оформление учения о благодати с сопутствующими выводами) могут показаться не совсем точными, однако у

ее монографии нельзя отнять того, что она проясняет логику развития учения Августина, открывает те сложнейшие вопросы, на которые ему приходилось отвечать. В этом смысле данная книга может быть полезной и студентам, которые найдут в ней прекрасный справочник и образчик исследовательской литературы, и уже сформировавшимся ученым, поскольку в ней поднимается и решается масштабная задача.

К. В. Карпов (ИФРАН)

Peng-Keller S. Alte Passionen im neuen Leben. Postbaptismale Konkupiszenz als okumenisches Problem und theologische Aufgabe. Herder, 2011. 640 S.

Книга швейцарского католического богослова Симона Пенг-Келлера посвящена сложной проблеме христианской догматики, а именно способам описания тех изменений, что произошли в человеке в результате грехопадения и происходят с ним в таинстве крещения и благодатном возрождении к новой жизни в общении с Богом. В этом контексте автор рассматривает одно из центральных богословских понятий: concupiscentia (ётбища), у которого в догматическом богословии нет прямого значения. Традиционно оно переводится буквально как «похоть», «вожделение», но его наиболее адекватным соответствием в богословском лексиконе Нового времени является понятие «удобопреклонности» или просто «склонности ко греху» (Neigung zum Bosen).

Тема склонности человека ко греху имеет большое значение в католической систематике и присутствует не только в антропологии и учении о благодати, но также и в нравственном богословии и аскетике. При этом, как указывает автор, схоластическое понятие concupiscentia фактически вышло из употребления, поскольку «в современном пространстве мышления и понимания оно скорее заслоняет, нежели раскрывает то, чему когда-то соответствовало» (с. 19). Более того, в ходе имеющих место в XX в. изменений в католическом богословии, вызванных более вдумчивым осмыслением протестантского вероучения и умышленным отходом от неосхоластики, наметилась необходимость новой интерпретации классического учения о первородном грехе и поврежденности человека. Автор приводит характерное замечание одного из католических богословов, высказанное в середине XX в., о том, что понятие «удобопреклонности ко греху» в богословской науке того времени получило статус quaestio disputata (с. 165). Особое внимание автор закономерно уделяет работам Карла Раннера, который во многом задал направление переосмыслению учения о греховной по-врежденности человека (прежде всего своей методологической статьей 1941 г. «О богословском понятии concupiscentia»). Раннер исходил из того, что понимание человеческой греховности всегда является производной двух составляющих: откровенного учения и конкретной философской антропологии. «А поскольку изменилось понимание человека, — развивает мысль Раннера автор, — то и су-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.