Научная статья на тему 'Карач-мурза. Кто ты, русский или татарин?'

Карач-мурза. Кто ты, русский или татарин? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1913
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КНЯЖЕСТВО / МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО / ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ / HISTORY / PRINCIPALITY / MONGOL-TATAR INVASION / THE FEUDAL DISUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисов Анатолий Семенович

Статья посвящена изучению личности Карач-Мурзы и его роли в русской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Karach-Murza. WHO ARE YOU, RUSSIAN OR TATAR?

The article is devoted of investigation of personality of Karach-Myrza and his role in Russian history.

Текст научной работы на тему «Карач-мурза. Кто ты, русский или татарин?»

УДК 929Карач-Мурза:94(470)

ББК Т3(2)4

А. С. Борисов

карач-мурза. кто ты, русский или татарин?

Ключевые слова: история, княжество, монголо-татарское иго, феодальная раздробленность.

A. S. Borisov

KARACH-MURZA. WHO ARE YOU, RUSSIAN OR TATAR?

Key words: history, principality, Mongol-Tatar invasion, the feudal disunity.

В семейном архиве российских князей Тохтамышевых записано: «Одним из самых преданных хану Тохтамышу людей был Карач-мурза. Он был сыном какого-то русского князя, который жил в Орде и был женат на близкой родственнице Тохтамыша» [5, с. 402].

Если мы заглянем в династическую таблицу Чингисидов (родственников Чингисхана - ханов Белой, Золотой и Большой Орды), то действительно Тохтамыш и Карач-мурза были двоюродными братьями, а дедом у них был 7-й хан Чимтай в Белой Орде (за Уралом). Отец у Тохтамыша был сыном этого хана Туй-ходжа-оглан - улусный Ман-гышлакский хан, а сестрой его была хатунь Фейзула, мать Карач-мурзы (Иван Васильевич Карачеевский) [3, с. 494]. Отцом Карач-мурзы был Василий Пантелеймонович Карачеевский [7, с. 353], родственник (правнук) святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, казненного в 1246 г. в Золотой Орде ханом Батыем [7, с. 362].

Как же попал за Урал в Белую Орду кара-чеевский князь Василий и что его заставило жениться на знатной татарской ханше Фей-зуле? Об этом и пойдет дальнейший рассказ.

«Ярлык» хана узбека

На Курултае в Монголии было решено завоевать земли, которые расположены западнее от Иртыша, и командовать войском должен был внук Чингисхана хан Батый.

В силу феодальной раздробленности русские княжества не смогли противостоять сильному, дисциплинированному монгольскому войску. Первый удар приняла СевероВосточная Русь: Рязань, Владимир, Тверь и другие города. Взять Смоленск и Чернигов монголо-татары сразу не смогли, к тому времени Орда уже частично ослабела и их про-

движение значительно замедлилось. Только через два года, в 1239 г., был взят Чернигов. Татары город разграбили и сожгли, часть жителей перебили, а часть увели в плен. Далее они захватили Киевское и Галицко-Волынское княжества, но завоевать Европу не смогли. В тылу им оказали упорное сопротивление восставший мордовский и русский народы.

Эти покоренные внешне народы продолжали вести с поработителями ожесточенную борьбу партизанского типа. Это мордовский вождь инязор (князь) Пургас [6] и черниговский князь Андрей Мстиславич, двоюродный брат Святого Михаила Черниговского [7, с. 85]. Князь Андрей был схвачен и казнен татарами. Как погиб инязор Пургас, нам неизвестно. Рязанский воевода Евпатий Колов-рат [1, с. 99], нападая на татар с тыла, погиб в схватке с врагами.

Каждый князь, король или посол, приезжая в Орду, обязан был там пройти языческий ритуальный обряд огнем, низко поклониться, пройти под натянутой веревкой. Князь Михаил отказался от такого унижения и предпочел смерть.

После разрушения Чернигова и смерти князя Михаила великое Черниговское княжество перестало существовать. Оно было разделено между четырьмя сыновьями, подчиненных ханам Золотой Орды: Брянское княжество досталось старшему сыну Роману; Новосильское княжество - князю Семену; Торусское княжество - князю Юрию, а Карачеевское княжество перешло к третьему сыну - князю Мстиславу [7, с. 353]. Между княжествами шла упорная борьба, кому быть после Чернигова первым. Как описывают русские летописцы, были самыми спокойными князья Карачеевские, а самыми воин-

ствующими были потомки брянского князя Романа.

Столицей Карачеевского княжества был город Карачеев - один из древнейших русских городов, который старше Москвы на один год (упомянут в летописях под 1146 г. [10]. Он превратился впоследствии в захолустный уездный городок Орловской губернии, ныне районный центр Брянской области. Это княжество делилось на удельные княжества, подчиненные Карачееву: Козельское, Болховское, Елецкое, Звенигородское, Мосальское, Серпейское, Лихвинское, Бе-левское и Кромское. В Карачееве на княжении сидел старший член рода, не по возрасту, а по порядку династического старшинства (от отца к старшему сыну).

После смерти князя Мстислава согласно духовной грамоте князем становится его сын Святослав, а если у него не будет сыновей, престол переходит к другому брату Пантелеймону, а от него - к его сыну. Престол к другим сыновьям не переходит, они так и остаются князьями в своих уделах: князь Тит в Козельске, а князь Андрей - в Звенигороде [7, с. 353].

Так и произошло после гибели князя Святослава, который погиб в 1310 г. [7, с. 117], защищая свое княжество от вторжения брянского князя Василия, и он привел с собой татарское войско. Великим или «набольшим» князем в Карачееве стал Пантелеймон Мстиславич [7, с. 353].

Князь Пантелеймон в свои 70 лет часто болел. Его делами по княжению занимался единственный сын и наследник княжич Василий [7, с. 353]. Василий был грамотным и умным, дальновидным человеком, который радел за свою землю и своих людей, помогая им встать на ноги, делал послабления в несении повинностей. Карачеев в ту пору, хоть и был городком небольшим, но стараниями отца и сына хорошо укреплен.

Этим были недовольны его дяди Тит и Андрей, которые завидовали, что во главе княжества стал молодой «выскочка» княжич Василий. Ими был задуман коварный план низвести с престола в Карачееве княжича Василия. Инициатором переворота был князь Андрей, который подговорил занять престол в Карачееве князя Тита.

Участники заговора договорились оболгать князя Василия перед золотоордынским

ханом Узбеком и послали к нему с подарками сына князя Тита Святослава. Сам князь Андрей был всех хитрее, он признал после смерти князя Пантелеймона князем в Кара-чееве Василия, целовал ему крест и одновременно хитростью выкрал у него духовную грамоту на княжение.

Княжич Святослав, задарив подарками ханских слуг и ханшу Тайдулу - любимую жену хана Узбека, был допущен ко дворцу хана и добился, оболгав Василия, ярлыка на княжение своему отцу - князю Титу Мсти-славичу. Князь Василий, занимаясь военнохозяйственными делами в своем княжестве, не подозревал об этом заговоре.

Участники заговора пригласили князя Василия в Козельск якобы на переговоры, так как князь Тит болеет и не может приехать в Карачеев, чтобы поцеловать крест на княжение Василию.

Целование креста обязательно должно было происходить в присутствии священника на духовной грамоте, а ее у Василия уже не было. Но делать нечего, и князь Василий приехал в Козельск, чтобы заставить своего дядю князя Тита признать его князем Кара-чеевским. Во время переговоров никто не собирался признавать Василия князем Кара-чеевским, наоборот, ему был показан ярлык хана Узбека на княжение в Карачееве князю Титу. Князь Андрей просил Василия показать духовную грамоту, на которую ссылается князь Василий, но ее у него не было. Тут Василий понял, зачем его вызвали в Козельск.

Заговорщики хотели пленить князя Василия, но он не поддался, выхватив саблю, рубанул главного заговорщика, князя Андрея, и тот с рассеченной надвое головой рухнул на пол [7, с. 353].

Летописец во Владимире написал: «Того же лета 6847 (1339 год) убиен бысть князь Андрей Мстиславович от своего братани-ча (племянник Василья Пантелеева сына, месяця иуля в 23 день» [5, с. 198]. А инок в Троицком монастыре в Звенигороде в своей летописи по этому поводу записал: «В лето 6847 (1339 год) убьен князь Звенигородский Андреи Мъестиславичь, от своего братанича, от Пантелеева сына, от окааннаго Василиа, месяца июля в 23, на память святого мученика Трофима» [5, с. 218]. Монах соскоблил за-

пись «Звенигородский» и вписал вместо нее «Козельский». Так и не удалось покняжить князю Андрею в Козельске, а его потомки так и остались князьями Звенигородскими.

Князь Василий - зять татарского хана

Перед князем Василием Пантелеймоновичем после произошедших событий, которые на него обрушились, встал вопрос, что же делать дальше. Как распорядиться своей судьбой и судьбой своего княжества? Кара-чеевская земля стояла на пороге братоубийственной войны, а может быть, татарского нашествия. Он не подчинился хану Узбеку. Это верная смерть. Если не поехать, то обязательно в Карачеев нагрянет татарская орда и все пограбит, часть народа уведут в плен, будет разорение.

Уехать на Запад в Венгрию или Польшу? Но ехать придется через Литву, а умерший дядя Андрей был зятем литовского князя Гедемина. Значит, там тоже верная смерть. В это время в Брянске народ восстал против плохого и ненавистного князя Глеба, убив его. Жители Брянска звали князя Василия на княжения в свою землю, но и там хан Узбек его достанет и будет братоубийство. Князь Василий этого не хотел и решился уехать из земли Русской в дальние края за Каменный пояс (Уральские горы) к хану Белой Орды Мубарек-ходже, который в это время был соперником хана Узбека, отделился от Золотой Орды и не признавал власть хана.

Бывший карачеевский князь Василий выехал за пределы княжества в сопровождении друга богатыря Никиты Толбухина и верного дружинника Лаврентия Клинкова. Большой отряд сопровождения был бы заметен, и при встрече с татарским отрядом Василия могли арестовать, поэтому ехали по Русской земле тайно, якобы боярин едет по торговым делам в Вятскую землю. Ехали через Пронское и Рязанское княжества, через Мещерский край, заселенный татарами и мордвой, через Муромское и Нижегородское княжества и, проехав по земле удмуртов, они оказались на Вятской земле.

После Хлынова крупных городов не было, ехали по дремучим лесам и по берегу реки Чусовой стали подниматься по крутизне Уральских гор. На берегу Туры они были схвачены юграми (современные ханты и манси), которые доставили князя Василия

к хану Белой Орды Мубарек-ходже (слово «ходжа» означает, что его предки были мусульманскими халифами по линии матери) [4, с. 494].

Мубарек-ходжа в это время кочевал в районе современной Тюмени, так как за неподчинение власти хана Узбека у него была захвачена столица Белой Орды - г. Сыгнак. С той поры между Белой и Золотой Ордой начинается долгая борьба за захват власти в Сарае.

Князь Василий предстал перед великим ханом Мубареком и рассказал, кто он такой, зачем приехал в Сибирь и что его главный враг - хан Узбек. Князь Василий попросил у него политического убежища и защиты от напастей Золотой Орды. Хан Мубарек, узнав, что Василий был «большим» князем и имел несколько уделов и почему он стал изгоем, очень ласково его принял. После этого кара-чеевский князь стал уважаемым и почетным гостем великого хана. Хан Мубарек задумал собрать Курултай и на нем склонить своих улусных ханов пойти войной на хана Узбека и, возможно, использовать в этой игре князя Василия как врага Золотой Орды.

На чужбине князю Василию все было интересно. Он вместе с татарами принимал участие в различных воинских играх: стрелял из лука, срубал саблей на полном скаку ветки и копьем поражал различные мишени. Участвовал в различных скачках, где очень часто побеждал.

Однажды хан Мубарек организовал состязания борцов на поясах. Когда выявился победитель, татарский богатырь Кинбай, хан предложил русскому богатырю Никите побороться с татарским батыром. Кто кого победит? Никита победил, не посрамив землю Русскую. Кинбай встал на колени перед ханом и накинул кушак себе на шею, дав понять хану, что его жизнь во власти хана. Никита и Василий заступились за татарского богатыря. За это татары и хан их еще больше зауважали.

Но у князя Василия в Орде был завистник, тоже изгой из Средней Азии и тоже принятый ханом Мубареком хан Хисан-мурза, который неудачно совершил заговор у себя на родине. Мубарек его не любил за заносчивость, но пока терпел в надежде, что он может пригодиться в борьбе с ханом Узбеком.

Князь Василий и Хисан-мурза столкнулись на охоте. Хисан обвинил Василия в непочтении его как хана, якобы Василий хотел его арестовать, хотя Хисан сам наскочил, как коршун, на Василия. Мубарек, разобравшись в чем дело, не поддержал Хисана, и за это он еще больше озлобился на Василия.

Курултай собрался в большом ханском шатре. Все сидели на больших шелковых подушках согласно родовитости и занимаемой в государстве должности. На Курултай были приглашены князь Василий и Хисан-мурза. Хан Мубарек-ходжа старался склонить всех улусных ханов к войне против Золотой Орды, но ханы на это не пошли, так как хан Узбек, хоть и часто болел, но был еще силен. Лучше дождаться его смерти и тогда отделиться совсем от Золотой Орды.

После Курултая начались празднества: военные игры, скачки, охота, где присутствовали не только мужчины и их сыновья, но и женщины - жены ханов и их дочери.

Василий познакомился с сыном мангыш-лакского хана Чимтая Туй-ходжи-огланом (царевич), женой и его сестрой Фейзулой. Ханум Фейзула была на редкость красива и к тому же умна. Фейзула и Василий прониклись друг к другу симпатией, между ними возникла дружба, перешедшая в любовь. Но как всегда на их пути встал третий, коварный и хитрый Хисан-мурза, который уговаривал Фейзулу стать его главной женой в Самаркандском ханстве.

Фейзула загрустила. Она не хотела выходить замуж за нелюбимого деспотичного, коварного хана Хисана. Василий решил помочь ей - опередить Хисана и попросить ее руки у отца, хана Чимтая. Князь Василий обратился за помощью к великому хану Мубареку с просьбой быть его отцом и сватом. Мубарек попросил Чимтая отдать в жены дочь Фейзу-лу за русского князя Василия. Чимтай согласился. В это время Хисан на скачках выиграл первое место, но в сватовстве проиграл да к тому же непочтительно разговаривал с ханами Мубареком и Чимтаем, за что был выслан за пределы Белой Орды. Он пообещал убить князя Василия.

Свадьба Василия и Фейзулы была богатой и веселой, прошла она по русско-татарскому обычаю без попов и муллы. Хан Мубарек подарил князю Василию удел на р. Миасс

(ныне Челябинская область), где Василием был построен городок Новый Карачель. В тех местах имеется оз. Карачанское, около него есть с. Карачаевское. Хан Чимтай распорядился пригнать с полуострова Мангышлак табун лошадей, огромное стадо овец и подданных скотоводов.

Молодые муж и жена поселились в новом городке-крепости. Как и положено, через девять месяцев у них родился сын Иван (по-татарски Ичан) Васильевич. У брата Фейзу-лы хана Туй-ходжи-оглана и его жены ханум Кудан-Кичик тоже родился сын, Тохтамыш, который в будущем будет ханом объединенной Большой Орды, разорителем Москвы в 1382 г., соперником хана Мамая и хана Тимура [4].

Прошел год после рождения сына у князя Василия и ханум Фейзулы, и из Золотой Орды пришло радостное известие: в 1342 г. умер хан Узбек. Там началась междоусобица. В Московском великом княжестве и Литовском княжестве в 1341 г. умерли князь Иван Калита и князь Гедемин. Ушли из жизни три гиганта, три великих государя, так много сделавших каждый для своего народа.

Князь Василий стал собираться в дорогу, чтобы с семьей поехать в Золотую Орду, просить ярлык на княжение в своем Караче-евском княжестве, обманом отнятом у него родственниками. Выехать с семьей ему не удалось: коварная стрела, выпущенная по приказу Хисана-мурзы, попала Василию в сердце и он умер на руках у друга Никиты. Напоследок князь взял у товарища слово, что тот воспитает сына Ивана как русского, если он будет жить среди татар, чтобы он хорошо относился к своей родине - Руси.

Князь Василий Пантелеймонович Ка-рачеевский похоронен на высоком берегу (кургане) у реки Миасс. Долго еще стоял дубовый православный крест, и сейчас на том месте еще не осыпался курган русскому князю Василию с земли Карачеевской.

Ханский посол

Сын князя Василия Карачеевского Карач-мурза, как его звали татары, не мог помнить отца. Ему не было и года, когда он погиб. По рассказам близких: доброго деда хана Чимтая, матери Фейзулы, даже сурового и надменного Урус-хана (дяди Карач-мурзы), которые всегда с таким дружелюбием гово-

рили о его отце, у мальчика сложились самые добрые и прекрасные представления об отце. Тем более, что его воспитателем был боярин Никита Толубеев, друг его отца.

Как внезапный оползень обрушилась смерть Василия на всех его близких. Потрясенная горем Фейзула в первые недели, казалось, потеряла рассудок. Она была в это время неспособна к принятию нужных решений по дальнейшей судьбе Карачельского улуса и по воспитанию сына. Этим пришлось заняться Никите. Нельзя было оставаться в отдаленном улусе, когда орда хана Мубарека откочевала далеко на юг к Сырдарье в г. Сыг-нак. Это было небезопасно, так как враг Хисан-мурза был еще жив и в любое время он мог отомстить семье князя Василия. Фейзула не хотела покидать могилу мужа, и с большим трудом Никите удалось уговорить ее ради безопасности сына покинуть Карачель и переехать к отцу, хану Чимтаю. Управляющим в Карачеле остался тысяцкий батыр Кинбай.

В стойбище хана Чимтая Фейзулу с сыном приняли как родных. Много тепла и заботы осиротевшей семье уделила ханум Кудан-Кичик, подруга Фейзулы, жена ее брата Туй-ходжи-оглана. Ханум Кичик удалось вывести Фейзулу из состояния тупого равнодушия ко всему окружающему. Но ханум Фейзула поклялась, что она до смерти будет верна Василию и больше никогда не выйдет замуж. Их дети Ичан (Карач-мурза) и Тохта-мыш росли, играя вместе.

Когда детям исполнилось по два года, пришли новые перемены: умер хан Мубарек-ходжа, а на Курултае великим ханом избрали хана Чимтая, он был Мубареку племянником. Теперь двоюродные братья воспитывались вместе в семье великого хана до 13 лет. Воспитание проходило, как у всех татар. Готовились, как и все будущие воины. Каждый день скачки, военные игры, тренировки: они должны быть готовы к кочевой и походной жизни. Ичан и Тохтамыш были верными друзьями, но по характеру они отличались друг от друга. Ичан был целеустремленным, любил читать, был уравновешен, рос без лукавства (сказалось влияние Никиты) и знал, что покинет Орду и возвратится в русский Карачеев. Тохтамыш обладал большими способностями, умом, волей, но по натуре был

властен, честолюбив и скрытен. Живя в атмосфере интриг и усобиц, он рано понял, что рожден на великие дела - быть великим ханом в Орде.

Только дважды покидал Ичана (Ивана) Никита. Один раз, чтобы расправиться с врагом семьи князя Василия Хисана-мурзы, который служил у ханов в Золотой Орде. Группа татар вывезла его из Сарая, и он был убит в степи. Второй раз Никита выехал в Орду, чтобы разведать у русских и литовских купцов, что творится на Русской земле (родном Карачееве), но заболел чумой и внезапно умер. Умер русский наставник, научивший княжича хорошо говорить по-русски.

Двоюродные братья были определены в духовное училище (медресе) для сынов аристократии. Тохтамыш особого усердия к наукам не проявлял, считал, что воину они не нужны. Карач-мурза, наоборот, изучал науки с увлечением и закончил медресе широко образованным человеком. В 15 лет он принял ислам и просил великого хана Чимтая закрепить за ним Карачельский улус. Дед, успев полюбить внука, охотно исполнил его просьбу. Это обеспечивало Карач-мурзе высокое положение в Белой Орде. Теперь, если он куда-то выезжал, то слуги везли с ним символ его власти - на шесте (бунчуке) висели три хвоста яков, что означало: он имеет титул оглана (царевича).

Карач-мурза решил продолжать обучение, и дед Чимтай отпустил его в столицу Хорезма г. Ургенч, где когда-то жили и творили арабский мыслитель Абу Бируни и медик Абу Али Ибн Сина (Авиценна).

В Ургенче Карач-мурза встретил старого друга отца - эмира Аслан Суфи-ходжу, который был братом эмира Хуссейна - будущего правителя Хорезма. Здесь были более строгие порядки, чем в Орде. Женщины не показывались мужчинам и все свое время проводили на своей женской половине. Карач-мурза поселился в этой семье, хорошо учился, освоив в совершенстве арабский и персидский языки. Здесь он обратил внимание на Наир - младшую дочь эмира Аслана. Это была девушка редкой красоты, черноволосая, стройная, как лань. Между ними возникла дружба, они переписывались и вскоре полюбили друг друга.

Ичан посватался к Наир, и в 1362 г. у них состоялась свадьба. По долгу службы ему нечасто приходилось бывать дома, но если он бывал в семье, то это были счастливые минуты жизни. У них родились два сына: старший Рустем и младший Юсуф. В Хорезме Ичан получил ласковое прозвище «хорезмиец», а персидские и тюркские историки называют его Карач-ходжой.

За те шесть лет жизни в Хорезме, которые прожил с семьей Карач-мурза, превратившие его из юноши во взрослого мужчину, произошло много событий и перемен. В 1360 г. в Сыгнаке скоропостижно скончался его дед великий хан Чимтай, передав престол в Белой Орде своему старшему сыну Химтею. Это был пожилой уже человек, но, как и его отец, он был настроен мирно в отношениях с Золотой Ордой. Он умер через год, и на ханство вступил его брат Урус-хан.

Новый великий хан был решительно настроен на борьбу с сарайскими ханами. На Курултае он щедро, раздавая подарки улусным ханам, объявил о походе против Золотой Орды. Один хан от похода отказался, это был Туй-ходжа-оглан, отец Тохтамыша. По велению Урус-хана он был арестован, а после неудачного похода против Сарая казнен по обвинению в измене.

Хорезмийский эмир Хуссейн Суфи в 1362 г. объявил независимость от Белой Орды. Оглан Тохтамыш после казни отца бежал в его Мангышлакское ханство, где Урус-хан его пока не трогал. Урус понимал, что племянник не простит ему смерть своего отца, как только подоспеет время. Каждый копил силы для нападения.

Карач-мурза был тесно связан с Тохта-мышем и возвращаться в Сыгнак не мог и не хотел служить Урус-хану. Будучи улусным ханом Орды, он не мог оставаться в Хорезме. В 1364 г. ближайший родственник Карач-мурзы хан Азиз-ходжа (правнук хана Мубарек-ходжи) захватил власть в Сарае и объявил себя великим ханом Левобережья в Золотой Орде, а Правобережье захватил темник («хан») Мамай и находился в своей новой столице, г. Укек (ныне у Саратова).

Оставив свою семью и мать, Карач-мурза решил служить хану Азиз-ходже. Вначале несколько месяцев он провел в своем улусе Карачель, собрал тумен конников, явился в

Сарай, предоставив себя и тумен в распоряжение хана Азиза, где у него Карач-мурза был послом по особым поручениям.

В Никоновской летописи по поводу спора великих князей Московского Дмитрия Ивановича и Тверского Михаила Ивановича, кому быть на Владимировской земле главным, записано: «В лето 6876 (1366 год) князь великий Дмитрий Московский да Алексей митрополит князя великого Михаила Тферь-ского зазваша на Москву любовью, а в правде бысть ему суд на-третеи и поймаша его и бояр его всех и быша в нятьи (тюрьма) и истоме (домашний арест)... И потом не за долгу время внезапу приидеша из Орды татарский князь Карачь и тогда помысливше и укрепив князя Михаилу крестным целованием, опустиша его во своясе» [2, с. 359; 4, с. 39]. Очень трудно понять сейчас старославянский язык, и эта цитата требует пояснения.

Князь Михаил незаконно захватил власть в Твери у дяди, Василия Михайловича, а Москва требовала признать князя Дмитрия старшим во Владимире, а если нет, то князь Михаил должен отдать престол в Твери и уехать в удел - г. Микулин.

Московский князь Дмитрий и митрополит всея Руси Алексей никак не могли догадаться, зачем приехал татарский посол, наверное, требовать дань с Руси. Действительно, ханы менялись как перчатки, к тому же их было два: на правом и левом берегу Волги.

Татарский посол Карач-мурза был принят при дворе князя Дмитрия во всем великолепии. На возвышение на троне сидел парадно одетый князь Дмитрий, по правую сторону в щелковой рясе и белом клобуке сидел митрополит Алексей, по левую сторону сидел князь Владимир Андреевич Серпуховский, двоюродный брат и друг князя Дмитрия. Посол был одет в богатую татарскую одежду, но с лицом русского человека. Это всех удивило, но все до этого видели в татарской свите шест с тремя бунчуками, что говорило о его принадлежности к чингисидам, да и золотая пайдза была при Карач-мурзе.

На русское приветствие Дмитрия Карач-мурза ответил на чистейшем русском языке. Да, действительно заговорили вначале о дани, что ее отправке в Орду мешали ушкуйники из Новгорода, разбойничая по всей Волге. Но причина приезда посла была

другой: необходимо было выпустить из плена тверского князя Михаила. Оказалось, что его никто не удерживает, пусть целует крест князю Московскому и признает его старшим братом и уезжает, а если нет, то тогда пусть уезжает князем в Микулинское удельное княжество и там княжит, так как незаконно владеет Тверским княжеством. На том и порешили. Карач-мурза признался, что он сын Карачеевского князя Василия, трагически погибшего в Белой Орде от стрелы коварного «хана» Хисана.

В присутствии татарского посла тверской князь Михаил целовал крест в верности московскому князю Дмитрию и выехал в Тверь. В Москве был устроен торжественный прием в честь посла Карач-мурзы. Князь Дмитрий подарил ему саблю тончайшей работы русских мастеров и золотой кубок. Дмитрий и Карач-мурза поклялись в вечной дружбе, что Карач-мурза, если появится возможность, будет помогать Москве в Золотой Орде и будет там защитником Руси.

После этого он тайно выехал из Москвы на родину отца, в Карачеевское княжество. В это время княжество входило как удельное в состав великого княжества Литовского. Князь Тит не мог княжить в Карачееве и отдал престол сыну Святославу, а сам выехал в Козельск. В 1365 г. татарский «хан» Та-гай, сидевший в Северо-Западном улусе в г. Мохши и Темникове, вторгся в Рязанское княжество, овладел столицей и стал грабить народ. На помощь им по просьбе рязанского князя Олега пришли воины князей Владимира Пронского и Тита Карачеевского. В битве при урочище Войново русские нанесли татарам поражение, и Тагай спасся бегством. Это была первая победа русского оружия над ордынцами [7, с. 170].

С большим волнением Карач-мурза ехал в Карачеево дремучими лесами и восторгался обилием леса, которого в Орде нет, но есть лес в его Карачельском улусе за Уральскими горами, и это его радовало. Хотя городишко Карачеевск был небольшим, но это родина его отца князя Василия. Будет ли когда-нибудь здесь с семьей жить князь Иван Васильевич (Карач-мурза), он не знал.

Встретившись тайно с друзьями своего отца воеводами Алтухиным, Сафроновым и Лаврентием Клинковым, он за хорошую

службу его отцу подарил им по табуну резвых скакунов арабской породы. На обратном пути он заехал в Звенигород к двоюродному брату Федору, сыну убитого князем Василием князя Андрея.

Встреча и разговор между братьями были холодными. Федор не хотел говорить с сыном врага князей звенигородских, и на просьбу отдать духовную грамоту отца князя Василия Карач-мурзе он отказал. После этого Карач-мурза выехал в Золотую Орду. Видно, не пришло еще время Ивану Васильевичу быть князем на Карачеевской земле.

Карач-мурза в огне усобиц

По возвращении из Руси Карач-мурза должен был сделать доклад о выполнении возложенного на него поручения хану Азиз-ходже и отпроситься в Ургенч для свидания с семьей. Там он подумает, что делать дальше - оставаться в Орде или переехать на службу к князю Дмитрию в Москву.

Но дальнейшие события в Орде не позволили ему этого сделать. Доехав до Волги, он узнал, что великий хан Азиз был убит в очередной усобице и теперь на ханском троне сидит хан Джанибек II из золотоордынской династии. Ехать в Сарай было нельзя. Где его тумен, он тоже не знал. Ему сообщили, что несколько туменов, не подчинившихся новому хану, уехали в степь, среди них был тумен Карач-мурзы.

Карач-мурза принял решение догонять войско и найти его в пределах своего Кара-чельского улуса на реке Миасс. Подъезжая к Карачелю, он узнал, что здесь находился не только его тумен, а также тумены хана Ай-бека, младшего брата Азиз-ходжи. Здесь же находилась жена хана Азиза прелестная ха-тунь Тулюбек-ханум, которая чудом избежала участи мужа и сумела сбежать из Сарая.

У входа в юрту великой хатуни Тулюбек стоял шест, а на нем семь бычьих хвостов от яков - символ власти великого хана. Положение жены хана было незавидным. Она должна была быть женой некрасивого, рябого, кривоногого хана Айбека, так гласил татарский обычай, да к тому же он часто приходил к ней свататься обязательно пьяным. Ханше это было не по нутру, она привыкла при любимом муже властвовать и теперь никому не хотела подчиняться. Сама хотела быть великой ханшей в Сарае.

Ханум Тулюбек попросила помочь ей в этом Карач-мурзу. Тот согласился, и они разработали план захвата власти в Сарае и избавления от жениха пьяницы хана Айбека. Карач-мурза послал своих людей собирать отдельные отряды воинов, разбросанных по степи. Представил им пастбища, скот, создал из них несколько туменов, переманивал воинов от хана Айбека. Ханум Тулюбек тоже появлялась перед воинами хана Айбека, раздавала деньги, переманивала на свою сторону темников, и в конце концов по весне у Айбека осталось очень мало конников. Почти все пожелали остаться с ханшей. Хан Айбек, уезжая в свой улус на Тобол, затаил злобу на ханшу. Впоследствии он отомстит ей за свой позор.

Карач-мурза и Тулюбек приступили к выполнению второй части плана по овладению столицей великих ханов города Сарая. Карач-мурза собирал по степи воинов, обучал их военному искусству, а хатунь послала в Сарай людей, чтобы подкупить там чиновников и военачальников. Но это сделать удалось только частично, кто-то их уже подкупил. Тогда решили с нападением подождать. Кто же первым нападет: Араб-шах, Айбек-хан, Ильбани-хан или Хаджи-Черкес? Самым сильным был Хаджи-Черкес из Хаджи-Тархана (Астрахани), это он подкупил темников в Сарае.

Войско Карач-мурзы спокойно передвигалось на юг, а войско Хаджи-Черкеса сходу овладело Сараем, и хан Джанибек был убит в сражении, где обе стороны понесли большие потери. Город был разграблен, и в стане нового хана три дня продолжалась пьянка. Подойдя к Сараю скрытно, войско Карач-мурзы без боя вошло в город и приблизилось к дворцу, который был взят с небольшими потерями. Хан Хаджи-Черкес не был казнен. Ему было велено на Коране присягнуть не Карач-мурзе, а ханше Тулюбек - женщине на престоле великих ханов! После присяги ханум Тулюбек опозоренный Хаджи-Черкес отбыл в свой Астраханский улус.

Карач-мурза сделался первым человеком в Золотой Орде при ханше Тулюбек, которая была добра к нему, некоторые поговаривали, что он ее любовник. Многие вельможи завидовали ему и готовили против Карач-мурзы заговор. Однажды, когда Карач-мурза уехал

в Ургенч, чтобы повидать семью, в Сарай приехал к новой ханше тверской князь Михаил, просить снова ярлык на княжение во Владимирском княжестве и отнять власть у Москвы.

Руководитель ханского дворца Улу-Керим стал просить ханшу дать князю Михаилу ярлык на княжение. Ханша колебалась и решила подождать Карач-мурзу. Дворецкий торопил ханшу, объясняя ей, что князь может поехать за ярлыком к хану Мамаю, и Тулюбек сдалась, но в это время вернулся из Ургенча Карач-мурза. Он был невеселым, так как похоронил свою мать хатунь Фей-зулу, а здесь плетут за его спиной интриги. Все-таки ханша его послушалась, и тверской князь Михаил ярлык не получил. Опять Карач-мурза помог русской земле, не дав ее ввергнуть снова в междоусобицу.

Князь Михаил выехал из Сарая ни с чем и направился в ставку Мамая, чтобы там выпросить ярлык на княжение. Карач-мурза отправил гонца в Москву, чтобы предупредить об этом князя Дмитрия. Мамай же заломил за ярлык огромную сумму - 15 тыс. руб. Князь Михаил заплатил 5 тыс., получил ярлык, оставив за долг своего сына Ивана в залог у хана Мамая.

Князь Дмитрий сообщил о запрете в своих владениях принимать ханский ярлык от Михаила Тверского. В последствии он выкупил у Мамая княжича Ивана, а князь Михаил выкупил сына у князя Дмитрия еще за большую сумму, и он перестал во власти тягаться с Москвой.

В Сарае после вмешательства Карач-мурзы в дела с тверским князем против него еще больше стали плести интриги ханские чиновники, к Айбек-хану были посланы гонцы, чтобы он напал на улус Карачель. В 1373 г. улус Карач-мурзы был разграблен и он отпросился у Тулюбек в свой улус организовать оборону от повторного нападения. Как потом выяснилось, его улус не так сильно пострадал, и Карач-мурза отправился в Хорезм к семье.

Два года он не видел свою семью, не посещал могилу матери. Наир было уже 28 лет, старшему сыну Рустему - 11 лет, крепышу Юсуфу - 9 лет. Карач-мурза обещал жене взять ее и детей в Карачель и больше никогда не расставаться.

Летом 1373 г. из Сарая прискакал гонец с известием власть в Орде захватил хан Айбек. Об этом написал русский летописец: «В лето 6881 бысть в Орде великая замятня и мнози князи ординскиа межу собой избиени быша, а татар без числа наде, тако убо гнев Божии прииде на них по беззаконию их». Айбек устроил страшную резню. По его приказанию Тулюбек-ханум стала на три дня его наложницей (любовницей), потом была завязана в мешок с живыми кошками и брошена в Волгу, терзаемая живыми кошками, а дворецкий Улу-Керим был подвешен крюком за ребро на стене ханского дворца.

Через две недели Айбек был смещен новым покорителем Сарая Араб-шахом. В городе шли кровопролитные бои, приведшие к гибели многих воинов и мирных жителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прошел еще год. К дому Карач-мурзы в Ургенче подъехал царевич Тохтамыш, который предложил Карач-мурзе помочь ему захватить сначала Сыгнак у Урус-хана, а потом Сарай у Араб-шаха, с тем чтобы прекратить междоусобицу и снова восстановить могущество Орды от Енисея до Дуная. Одному Тохтамышу с этим не справиться, и им необходимо ехать в Самарканд к эмиру Тимур-Ленгу (дословный перевод «Железный Хромец», искаженное европейцами прозвище - Тамерлан).

На правом берегу в Укеке сидит еще «мамаев ишак» - Магомет-султан (подставной хан эмира Мамая, так как он был женат на чингисидке и не мог от своего имени управлять в Орде).

Эмир Тимур должен помочь расправиться с врагами Тохтамыша, он тайно надеялся с помощью воинствующего татарского хана расправиться с его врагами, а ослабленного войной противника легче победить. Здесь действовал принцип: «Разделяй и властвуй!»

Кто кого победит

В 1375 г. 16-летняя полоса борьбы за владимирский престол закончилась полной победой московского великого князя Дмитрия. Самый сильный князь, Михаил Тверской, вынужден был смириться и признать над собой московского князя. Суздальский и нижегородский князья чуть раньше признали это право за Москвой. Один только рязанский князь сидел в своем княжестве смиренно и тихо. Таким образом, став сильным и еди-

ным княжеством, Москва готовилась к решительной битве с Золотой Ордой.

Обстановка же в татарских улусах за последние годы значительно изменилась, за 20 лет до Куликовской битвы в Орде сменилось более 23 ханов. Русь крепла и объединялась, а Орда погрязла в междоусобицах и двигалась к развалу, теперь она была разделена на три независимых враждовавших друг с другом ханства: на правом берегу Волги - хан Мамай; на левом берегу в Сарае, где очень часто сменялись ханы; Белая Орда за Уралом, где правил Урус-хан, у которого с помощью Тимура оспаривал власть его племянник хан Тохтамыш.

Мамай был недоволен московским князем, который оказывал ему неповиновение, да еще новгородские ушкуйники грабили русские и татарские земли по Волге вплоть до Астрахани.

В Сарае ханы продолжали сменяться, некоторые по несколько раз владели престолом. После смерти Айбек-хана утвердились на троне Араб-шах, Хаджи-Черкес, Качан-бек, после чего им снова завладел Араб-шах. В 1376 г. с большими силами подступил к городу Урус-хан. Араб-шах понимал, что ему не устоять против сильного противника, и отступил на правый берег Волги. Мамай понимал, что теперь на другом берегу пока сильный противник, и ему пришлось забыть думать, как наказать Москву. Но князь Дмитрий не стал ждать и сам пошел походом на город Булгар, где болгарский князь Асан запросил мира, получив его.

Ему пришлось уплатить 3 тыс. руб. в казну Москвы и 2 тыс. воеводам и войску. Это был открытый вызов хану Мамаю.

В Сарае обстановка тоже изменилась в пользу Мамая. На Сыгнак с помощью Тимура напал царевич Тохтамыш. Урус-хан отогнал Тохтамыша в битве у Сыгнака и переместился в этот город, оставив в Сарае своего наместника.

Но нашелся, кроме Мамая, другой охотник пограбить русские земли. Летом 1377 г. хан Араб-шах (Арапша) с войском подошел к мордовским землям и готовил набег на Нижний Новгород. Ополчение Суздальского и Нижегородского княжеств по приказу Дмитрия подошло к р. Пьяне и беспечно расположилось там лагерем.

Русские летописцы по этому поводу писали: «И послал князь Дмитрий Суждаль-ский сына своего, князя Ивана, да князя Семена Нижегородского, а с ними воеводы и вои многы, и бысть рать их велика зело. И приидоше за реку за Пьяну и тут оплоши-шеся, оружие и доспехи поскладоша, а ез-дют порты свое с плечь спустив петли ловы деюше и утеху си творящи, мняже аки дома и мед или пиво испиваху без меры, поистине за Пьяною пьяны» [2, с. 367; 5, с. 314].

Услышав новость, что московский князь собирает рать против татар, князь Федор Андреевич Звенигородский (двоюродный брат Карач-мурзы) поспешил с двумя тысячами дружинников к р. Пьяне и успел вовремя. Увидев пьянство князей и воинов, он встал у брода через Пьяну и приказал окопаться. В эго время мордовские проводники привели тайно тропами татар к лагерю пьяных воинов, и их невооруженных побили.

Князь Федор долго отражал со своими воинами попытку татар захватить брод, тем самым давая возможность остаткам русских воинов переправиться на другой берег. Но силы были неравны, ряды защитников у брода быстро таяли, и вот последним остался могучий князь Федор, который получал удары со всех сторон, но продолжал рубить богатырским мечом головы татар. И он пал на поле битвы, оставшиеся его воины спрятались в лесу и ночью стали хоронить своих товарищей, где нашли князя Федора, он еще дышал.

Сила жизни у Федора победила, и он в московском Чудовом монастыре выжил, но ослеп, где в последствии был исцелен митрополитом Алексеем. По просьбе владыки русской церкви он передал духовную грамоту князей Карачеевских митрополиту Алексею.

Быстрым походом Араб-шах появился под Нижнем Новгородом, войск там не было и город был разграблен. Такая же участь постигла Рязань, которая тоже была разграблена, после этого он ушел за Волгу. Позднее на Нижегородскую землю напали мордва, но просчитались, против них выступил городецкий князь Борис. Мордва была отогнана. Московский отряд воеводы Федора Свиблы вновь вторгся в мордовскую землю, которая была опустошена, население взято в плен, и в Нижнем Новгороде их секли плетьми, тра-

вили на льду собаками, а потом казнили. Так записано в Троицкой летописи [2, с. 367; 5, с. 332].

Боясь мести Урус-хана, Тохтамыш вместе с Карач-мурзой бежал в Самарканд, надеясь на помощь и покровительство Тимура, который к этому времени овладел всей Средней Азией и имел у себя большое войско. Тимур готовился к великим завоеваниям на юге, и пока война с Урус-ханом ему была не нужна. Он решил использовать Тохтамыша, чтобы он вел войну со своим дядей и не давал Урус-хану еще больше окрепнуть и усилиться.

Войско Тохтамыша двинулось на Сыгнак. В битве был убит сын Уруса Кутлуг-буга, но воеводы Урус-хана не растерялись, и Тохта-мыш потерпел поражение. Опять его обласкал Тимур и помог организовать ему новый поход. Но второй сын Уруса Токстакия сумел организовать оборону Сыгнака, а также вторую половину войска разместил в степи от города, тайно укрыв воинов в тростниковых зарослях.

Тохтамыш окружил город, но взять с ходу не смог, а утром по его воинам ударила из степи Орда, и, зажатые с двух сторон, воины Тохтамыша побежали. Тохтамыш и Карач-мурза спаслись благодаря хорошим скакунам, которые вынесли их с поля боя, и они благополучно переправились на другой берег Сырдарьи. Когда раненого Тохтамыша нашел Карач-мурза, он был жалок, грязный, весь в тине, без оружия, с лицом, перепачканным кровью. И этот хан хочет быть великим, что-то берет сомнение. Вернувшись в Самарканд, Тохтамыш появился во дворце Тимура, и тот снова простил ему поражение.

«Тохтамыш был творением и питомцем милостей его ханского величества эмира Тимура. Он, как растение, питался от облака бесконечных даров его и возрастал под тенью непоколебимого могущества великого эмира, достигнув степени обладания верховной властью», - писал персидский историк Гийасад-Дин Али [Цит. по: 5, с. 348]. Но и эта неудача не остановила Тимура, и он возглавил поход против Белой Орды. Урус-хан двинулся ему навстречу, но дождливая погода и холода помешали сойтись противникам в решающем сражении. Тимур ушел в Самарканд, а Урус-хан - в Сыгнаг.

Весной следующего года внезапно умер Урус-хан. Ханом стал Токстакия, но и он скоропостижно умер, и на престол вступил его младший брат Мелик-оглан, который был пьяницей и развратником. Тимур оставил войско Тохтамышу и вернулся в Самарканд. Но хан Мелик оказался неплохим военачальником, сумел заманить Тохтамыша на невыгодный для него рубеж, скрыть часть войск в засаде, и ему удалось победить войско Тохтамыша. Тохтамыш, Карач-мурза и сотня нукеров вырвались из гущи боя и поскакали в степь, преследуемые всадниками.

Погоня продолжалась, где Тохтамыш далеко вырвался вперед, а Карач-мурза придерживал коня и всадников неприятеля, чтобы друг успел спастись. Карач-мурза был ранен в бою копьем и в скачке от потери крови ослаб и упал с лошади, что спасло ему жизнь. Воины продолжали преследовать Тохтамыша и далеко ускакали в степь. Только ночью он был найден Тохтамышем, и они уехали в Самаркандскую землю.

Тимур так много поставил на Тохтамыша и ему выгоднее было довести дело до конца. Хан Мелик после победы повел разгульную жизнь, ссорился с улусными ханами и они в тайне поддерживали Тохтамыша. Четвертый поход для Тохтамыша оказался удачным. Почти без боя сдались города Сауран и Сыгнак. Хан Мелик был схвачен и казнен. Наконец-то великим ханом Белой Орды провозглашен хан Тохтамыш. В 1379 г. Сарай было легко взять, там в третий раз утвердился Араб-шах. Тохтамыш теперь владел огромной территорией, все Заволжье и При-уралье было в его руках.

В этот момент на другом берегу Волги Мамай провозгласил себя ханом. Тохтамыш не мешал этому, так как пусть Мамай и Дмитрий воюют, а ослабнут, вот тогда можно пойти войной на обоих. Дальнейшее время показало, что расчет хана Тохтамыша был правильным.

Поединок богатырей

Через год после сражения на р. Пьяне окрыленный легким успехом Араб-шаха Мамай послал на Москву большое войско под начальством князя Бегича. Бегич быстро стал продвигаться через рязанские земли к Москве. Князь Дмитрий успел сосредоточить русские войска на р. Воже (приток

Оки). Войска встали по обе стороны реки и выжидали, кто первый перейдет реку. Русским некуда было спешить, и Бегич повел войска через реку, где его встретил Дмитрий с войском. После упорной битвы татары стали отступать к реке, где пал Бегич, и татары отступили за реку. Под русскими мечами и стрелами продолжалась татарская переправа. Тысячи татар полегли на берегу Вожи и еще больше утонуло. На другой день русские воины догнали татарский обоз , и им досталась богатая добыча, были перебиты остатки татарского войска. Это была вторая победа над татарами, выигранная русскими воинами. Она разрушила веру в непобедимую Орду, что на Руси есть вождь, который способен с нею бороться и побеждать.

Хан Мамай понял, что ему только собственными силами не победить. Он нашел союзников в лице великих князей в Литве -Ягайло, в Рязани - Олега.

Князь Дмитрий стал собирать со всей земли Русской дружинников и ополчение для великой, главной битвы с мамаевой Ордой. К Дмитрию стали собираться не только войска с Северо-Восточных земель, но и князья из Литвы, которые отказались повиноваться Литве. Это братья Ягайла Дмитрий Оль-гердович и Андрей Ольгердович. Пришли с ними воины с Карачеевской земли. Привел их воевода Лаврентий Клинков, верный дружинник умершего князя Василия (отец Карач-мурзы). Только торгаши, толстосумы из Великого Новгорода не прислали воинов.

Огромное войско всей земли русской двинулось к р. Дону на Куликово поле, и оно успело сюда подойти до соединения с Мамаем литовских и рязанских войск. Мамаю ничего не оставалось делать, как принять условие князя Дмитрия вступить в бой, не дождавшись подмоги из Литвы и Рязани.

Поле Куликово во всем было удобно для русского войска. Сила татар в коннице, а ей здесь разгуляться негде: мешали болотистые овраги, перелески, как раз пешим русским ополченцам такая местность была удобна. Да еще за лесом можно было спрятать засадный полк и ударить свежими силами по врагу. Мамай собрал большие силы: южные татары, наемники из Генуи, болгары с Волги, мордва, подвластные Орде, осетины с Кавказа, но это не смутило московское войско.

Русские воины не завоеватели, они отстаивают свободу своей Родины, святую Русь!

Перед татарским войском выехал огромного роста всадник в стальных доспехах и с копьем в руке. Это был Темыр-бей (Челу-бей). Он стал вызывать на поединок русского богатыря. Из русских рядов выехал прославленный своей силой русский витязь Григорий Капустин, но его опередил монах Пере-свет и вызвал Челубея на поединок. Челубей засмеялся, сказав, что у русских богатыри только монахи. Пересвет сел на коня, взял копье и в монашеской одежде ринулся на полном скаку на Челубея. Копья ударились одновременно, попав в цель, и оба богатыря упали на землю, испустив дух. Так гласит русская легенда о битве татарского и русского богатырей [2, с. 373; 3, с. 399].

Потом началась сеча на Куликовом поле между русской ратью и татарской ордой. Взамен павших в битве вставали новые воины. Когда татары стали теснить русских к р. Непрятве, из леса ударили свежие полки из засады, и татары побежали. Русские воины на конях их преследовали до самой переправы через Оку. Великая битва закончилась. Русь славила победу!

Москва встретила победителей колокольным звоном и всенародным ликованием. Князя Дмитрия народ нарек Донским, а его друга князя Владимира Серпуховского -Храбрым. В эти дни бурного национального подъема и опьянения великой победой всем казалось, что с татарским игом наконец-то покончено. Но это оказалось далеко не так, в дряхлеющей империи Чингисхана, кроме Мамая, были другие мощные силы, и власть татар над Русью в более ослабленной форме продержалась еще целое столетие.

Хан Мамай, отступив, не считал, что дело проиграно, и принялся собирать новое войско против Дмитрия, но хан левобережья Тохта-мыш воспользовался благоприятной обстановкой, и на р. Калке орды Мамая потерпели поражение. Темники его перешли на службу к Тохтамышу, а сам он бежал в Кафу (Феодосию). Купцы из Кафы понимали, кто из ханов сильнее и, убив Мамая, снискали расположение Тохтамыша и овладели мамаевой казной, которую он привез с собой в Кафу.

Одержав победу над Мамаем и объединив под своей властью оба татарских государ-

ства, Тохтамыш положил конец ханским усобицам и разрухе, четверть века изнурявшим всесильную прежде Орду. Ни один улусный хан больше не помышлял о какой-либо борьбе и соперничестве с ним.

Теперь из русских летописей исчезает «Золотая Орда» и появляется новое государство «Большая Орда». Только Хорезм, где распоряжался Юсуф Суфи, сын умершего в 1372 г. эмира Хуссейна, не подчинялся Тох-тамышу и сохранял независимость. Но эта независимость была только номинальной, а на самом деле здесь открыто распоряжался Тимур. Тохтамыш пока не мог воевать с ним, так как ему было необходимо укрепить окончательно свои позиции, добиться полной покорности Руси, что было нелегко после ее блестящей победы над татарами на Куликовом поле.

В 1381 г., как записано в Московской летописи, хан Тохтамыш послал своего посла к князю Дмитрию, чтобы он приехал в Орду. Посол царевич Акхозя был недоволен приемом в Москве. Дмитрий послал в Орду подарки, но присылать дань пока не решался [5, с. 423].

Свою ставку Тохтамыш держал теперь в Сарае, и с ним неотлучно находился Карач-мурза, который привез сюда жену Наир, а два сына служили в татарском войске. Особенно отличился 17-летний Рустем в битве с Мамаем на Калке, и Тохтамыш поставил его тысячником. С той поры он относился к своему двоюродному племяннику с исключительным благоволением.

Карач-мурза очень высоко поднялся по служебной лестнице: в числе четырех знатнейших ордынских царевичей он был назначен в состав ханского Дивана (Совет, как в России боярская дума), ему был подарен дворец в городе, а к Карачельскому улусу присоединены обширные земли до самого Иртыша с городами Чамга-Турой (Тюмень), Бицик-Турой (Тобольск), Искером (будущая столица Сибирского ханства), что превращало его в одного из самых крупных владетельных ханов в Большой Орде. Многие географические названия говорят и сохраняют об этом память: гора Карачи, оз. Карачинское, с. Карачель, урочище Карачин, возвышенность Кичик-Карачи и другие памятные места. У него находилось в подчинение несколько ту-

менов (10 тыс.) воинов, и Тохтамыш использовал Карач-мурзу как доверенное лицо для исполнения особо важных дипломатических поручений.

В 1381 г. в Москву послом Карач-мурза не был послан, туда выехал Алхозя (Ак-жоджа), а Карач был направлен послом к Тимуру, чтобы успокоить его с тем, что Тохтамыш готовится расправиться с Русью, а не воевать в ним. Карач пытался уговорить Тохтамыша, пока есть опасность от Тимура, не воевать с Москвой, а там, может быть, Русская земля еще больше окрепнет и не поддастся Большой Орде. Так думал Карач-мурза в беседе с ханом Тохтамышем перед поездкой к Тимуру в Самарканд. Он послал гонца в Москву, чтобы предупредить князя Дмитрия о готовившемся походе на Русь.

Перед уездом в Самарканд он собрал своих сынов. 19-летний Рустем был высок и строен, зная свою высокую породу, любил красиво одеваться. Хорош был и Юсуф, который не уступал в росте Рустему, но был коренаст и очень широк в плечах, от него веяло силой и здоровьем. Рустем пожелал ехать воевать с великим ханом на Москву, а Юсуф просил отца отправить его в Карачельский улус, ведь кому-то нужно управлять огромным хозяйством.

Летом 1382 г. 23 тумена хана Тохтамыша двинулись на Москву. Поход проходил по левому берегу Волги через Великую Болгарию, потом через Нижний Новгород и лесом на Москву. Нижегородский князь Дмитрий бежал в Суздаль, у Тохтамыша остались в заложниках его сыновья Василий и Семен. В августе, пройдя через Мордву и Мещеру, татарское войско подошло к Рязанской земле. Князь Олег уговорил хана не грабить его земли, а за это он даст ему проводников, которые краткой дорогой проведут татар к Москве.

Москвичи закрылись в городе и готовились к обороне. Князь Дмитрий выехал на север Руси, чтобы собрать для отпора ордынцам. Новый митрополит Киприан с беременной женой князя остались в Москве. Город был хорошо укреплен и будет долго сопротивляться. Митрополит, будучи греком, не был патриотом Русской земли и решил тайно покинуть Москву и вывез княгиню Евдокию за пределы города. Убежал Киприан,

побежали за ним и бояре, в городе остались москвичи, которые хотели оборонять город, но они не умели воевать. Их делом было ремесло, а не ратное дело.

Посад был сожжен, на стены подавались кипяченная вода и горячая смола, закатывались бревна, запасались баграми, чтобы сталкивать со стен лестницы с татарами. Увидев, что у татар войск только три тумена, жители Москвы повели себя беспечно, они стали грабить дома богатых, и всю ночь продолжалась пьянка. Утром все увидели: к городу подошла вся орда Тохтамыша.

Первые дни москвичи оборонялись неплохо, но татары метко стреляли из-за укрытий по защитникам, появилось много убитых и раненых. Впервые под Москвой татары испробовали на себе меткость наших пушкарей. Татары на это им отвечали метанием из катапульт и баллист тяжелых камней и горящих кольев, от которых в городе загорелись дома. На татарские тараны, которые пытались пробить ворота, были сброшены тяжелые камни и вывели их из строя.

На следующий день к воротам подъехал знатный татарский царевич для переговоров с москвичами, но внезапно был убит из самострела (арбалета). В повести «О московском взятии от царя Тохтамыша» об этом говорится: «Гражанин же один, именем Адам, москвитянин суконник, иже стояху над вра-ты Фроловскыми, приметив татарина знатна и славна, еже бе сын некоего князя ордынского, и напяв самострел, испусти внезапу стрелу на него и уязви его в сердце его гневливое и смерть ему нанесе. Се же бе печаль великая всем татарам, и сам царь Тохтамыш много тужаху о нем» [3, с. 376].

Так был убит ханский посол оглан Рустем, старший сын Карач-мурзы. Когда труп Рустема был доставлен в ставку хана Тохта-мыша, он поклялся, что жестоко отомстит за смерть любимого племянника. Он послал войско под руководством своего сына Дже-лал ад-Дина на штурм Московского кремля, и этот штурм москвичи отбили.

Ночь прошла спокойно, на следующее утро к воротам Кремля в сопровождении татарских военачальников приблизились нижегородские князья Семен и Василий. Они были шуринами князя Дмитрия и их москвичи знали в лицо, которые начали про-

сить открыть ворота, чтобы хан Тохтамыш мог осмотреть московские храмы и после этого его орда уйдет от Москвы в Сарай. Москвичи, посовещавшись на вече, решили впустить хана Тохтамыша со своей свитой в город.

Ворота были открыты, и охрана хана перебила встречающих москвичей. Татары ворвались в город, и началась большая сеча москвичей и татар до самой ночи. Тех, кто закрылись в храмах, татары брали штурмом, кто закрылся в домах, те гибли в пожарах. Татары ловили, как скот, нестарых женщин, девушек, детей и уводили их в свои стойбища. Утром в городе продолжался жестокий грабеж, где ни один татарин не мог ничего забрать себе, все свозилось в общую кучу, а потом все делилось бакаулами (казначеями), кому сколько полагалось.

В ту ночь прошел дождь, и Москва целиком не выгорела. Татарская орда после отхода из Москвы грабила окрестности, но получила удар под Серпуховом от князя Владимира Храброго, на помощь ему спешил с войском князь Дмитрий Донской. Хан Тохтамыш спешно покинул пределы Руси.

Князья Дмитрий и Владимир с глубокой болью вьехали в разоренную Москву. Необходимо было отомстить за осквернение Москвы, а также предателям из Нижнего Новгорода и Рязани, но это можно сделать только тогда, когда будет вновь отстроена столица. Вначале необходимо похоронить убитых в братских могилах. В каждую могилу клали по 500 человек. Летописи указывают, что за погребение каждых 80 трупов Дмитрий платил по одному рублю, и всего было израсходовано на это 300 руб., из этого следует, что убитых в Москве было 24 тыс. чел.

Князь Дмитрий понимал, что Тохтамыш потребует от Москвы покорности и снова придется выплачивать дань Орде. Подавленный этими тяжелыми думами, Дмитрий ожидал приезда татарского посла. И только зимой в 1383 г. приехал в Москву посол: «Тое же зимы прииде посол в Москву именем князь Карач, от царя Тохтамыша к великому князю Дмитрею Ивановичю, еже о миру, с добрыми речами и с пожалованьем от царя. Князь же великий утешился мало от великия скорби и печали, и честь Тохтамышеву послу воздаде велию и многими дары одари его», -

так записано в Никоновской летописи [3, с. 477].

Более 15 лет прошло, когда в первый раз Карач-мурза виделся с Дмитрием. Карач-мурзе было 40 лет, он изменился мало, также строен и моложав, только вот седина начала серебрить голову, синие глаза его были темнее и печальнее. Зато были видны перемены, произошедшие во внешности Дмитрия. Теперь перед послом стоял не в меру грузный, раздавшийся вширь чернобородый мужчина, который выглядел старше своих лет. Глаза из косматых бровей смотрели угрюмо, да и ранение на Куликовом поле сказывалось на его здоровье.

Карач-мурза рассказал Дмитрию, что он во время нашествия Тохтамыша был послом в Самарканде у Тимура и сейчас он добился поездки в Москву вместо свирепого Адаш-бека. Хан, заглаживая вину за гибель под Москвой Рустема, послал Карач-мурзу с требованием платить дань не очень большую. Хан понимал, что воевать больше с Русью сейчас нельзя, на юге у Большой Орды враг намного сильнее, это самарканский хан Тимур, поэтому хан согласился, чтобы Русь ежегодно платила дань в 5 тыс. руб., а князей на престол Московский великий князь будет назначать сам.

Карач-мурзе, как и в первый раз, был оказан в княжеских палатах торжественный прием, и лучшим подарком для Карач-мурзы была духовная грамота Карачеевского князя Мстислава к своим потомкам, где было записано, что от Мстислава княжеский престол переходит к Святославу, а от него, если у него нет наследников, переходит к брату Пантелеймону и по смерти его переходит к князю Василию, отцу Карач-мурзы. Карач-мурза теперь является законным князем земли Кара-чеевской. Та духовная грамота была передана митрополиту Алексею, перед своей кончиной, князем Федором Звенигородским [8].

Усилия князя Дмитрия не привели к полному освобождению Руси от татарского владычества, но все же зависимость от Орды была теперь сведена к уплате незначительной дани, и в этой ощутимой форме она просуществовала еще 100 лет, до 1480 г.

В лапах Темерлана

Среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан), покорив улус Чеготая, задумал по-

корить не только Хорезм, но и Большую Орду. Он поддерживал в этом хана Тохтамыша, который объединил обе Орды (Белую и Золотую). И теперь соперники - союзники Тохтамыш и Тимур выжидали, кто первым бросит вызов и пойдет первым войной.

Первое столкновение между двумя ханами произошло из-за Азербайджана. Для Большой Орды он играл огромную роль в торговле между Востоком и Западом. Большая Орда была посредником, получая от этого прибыль. Тимур в ответ захватил Грузию, и Тохтамышу не удалось закрепиться в Азербайджане. В ответ он двинул войска и дошел до Ташкента, осадил Бухару, где был сожжен дворец Тимура в г. Карши. Тимур направил против татар из Ирана 30 тыс. конников и с основным войском вернулся в Самарканд. Хан Тохтамыш отступил в Хорезм. Часть его улусных ханов перебежали на службу к Тимуру (Кунге-оглан, сын Урус-хана; Тимур-Кутлук, сын Тимур-Мелека, а так же бек Едигей, впоследствии главный враг хана Тохтамыша, убивший его в конце ХГУ в.

В 1388 г. Тимур двинул войска и без боя взял и разрушил Хорезм [9, с. 149]. Тохтамыш собрал огромное, пестрое войско: русские, черкесы, булгары, кинчаки, осетины, генуэзцы, башкиры и мордва. Это войско сопровождал нижегородский князь Борис. В битве у Сырдарьи Тохтамыш потерпел поражение и потерял столицы Хорезма и Белой Орды - Ургенч и Сыгнак [9].

Татарские феодалы перестали верить Тохтамышу, многие перешли на службу к Тимуру, а часть перешла служить в Москву (Бахыт-ходжа, Кыдыр-ходжа, Мамат-ходжа), которые в последствии приняли православную веру.

Тохтамыш, видя, что он теряет войско и подданных, посылал вновь с посольством в Самарканд Карач-мурзу. Хан обещал быть послушным: «После этого ни на один волос не сойду с пути повиновения и подчинения, и не единой мелочи не упущу в соблюдении условий, приличия и послушания» [9, с. 151].

Тимур в ответном послании обвинил его в черной неблагодарности, что «...он плохо помнит о помощи, оказанною ему по взятию им трона в Сарае и со стороны Тохтамыша не было соблюдения договоров» [Цит. по: 9]. Тимур в конце добавил: «Если он говорит

правду, что ищет мира, то пусть пошлет к нам навстречу Ам-бека, чтобы переговоров с моим эмиром выполнили то, что окажется нужным» [Цит. по: 9, с. 152]. Этим он усыпил бдительность хана Тохтамыша.

В 1391 г. Тимур на Курултае принял решение совершить поход на Большую Орду. Он приказал взять каждому воину провизии на один год: 4 овцы на человека, лук и 30 стрел, колчан и щит, на двоих воинов по 1 лошади, на 10 воинов по 1 палатке, по 1 заступу, по мотыге, по 1 серпу, по 1 пиле, по 1 топору, по 1 шилу. На каждые 100 чел. по 1 котлу и бурдюку для воды [9, с. 151].

Наступать на владения Тохтамыша Тимур начал с обходного маневра на север через Яссы, Сауран, Карачук и по р. Сырасу, поднялись до р. Тобол. Таким образом, войско Тимура достигло пределов Карачельского улуса Карач-мурзы. Частично пограбив его, Тимур резко повернул на запад и вошел в пределы Золотой Орды, так что Тохтамышу не удалось собрать большие силы. Тохтамыш проиграл Тимуру битву у р. Яик. Преследуя его, Тимур переправился через р. Сакмару, Самару, Соку, достиг земель Волжской Болгарии.

В очередной битве около Самарской Луки, действуя шаблонно, Тохтамыш снова проиграл битву. Тамерлан совершил величайшее избиение татар, до этого он подкупил нескольких татарских военачальников. Тимур в этом походе захватил 4 млн овец, 40 тыс. коров, 500 тыс. лошадей и 500 тыс. чел. пленными [9, с. 156].

После ухода Тимура в Самарканд против Тохтамыша начали войну его улусные ханы, поочередно захватывая власть в Сарае: Бек-Булат-оглан, Тимур-Кутлук. Тохтамышу стоило больших трудов отбить трон у своих противников.

Тимура как будто перестали интересовать дела, происходящие в Большой Орде. На Западе у него появился новый враг - турецкий султан Гази Баязид, и в 1396 г. Тимур предпринял поход на Турцию, который закончился пленением Баязида в 1402 г.

После этого Тохтамыш совершил поход на Азербайджан, но Тимур его отбил и сам повел войско против Орды. Хан нуждался в деньгах, и в 1393 г. продал московскому князю право на владения Нижним Новгородом, Городцом, Муромом, а также Мещерским

краем, заселенным татарами-мишарями и мордвой [9, с. 162].

Тут начинаются гонки друг за другом, как быстро убежит Тохтамыш и как скоро его догонит Тамерлан: у р. Терек, у Азова, у Булгара, у Укека, у Сарая, потом на другом берегу Волги дошли до Днепра, ограбили Крым. Дальше Тимур пошел на русские княжества и около города Ельца он спешно отступил на юг, так как великий князь московский Василий Дмитриевич собрал большое войско и ждал у границ своего княжества Тимура, который в это время имел меньшее число воинов.

Овладев Ордой, Тимур занялся освоением завоеванных территорий, посадив в улусах своих ставленников: на левом берегу в Сарае правил Тимур-Куюрчак; в Астрахани - Тимур-Кутлук, на Яике князь Едигей; в Крыму - Таш-Тимур, которые впоследствии повели междоусобную войну, кому быть главным в ослабленной Орде.

Тохтамыш и Карач-мурза переселились в Сибирь, проживая в пределах Карачельского улуса, где Тохтамыш стал захватывать восточные районы.

Татарский князь Едигей начал междоусобную войну против Тохтамыша и убил его у Тюмени.

Возвращение на родину

Что же стало с семьей Карач-мурзы после гибели хана Тохтамыша? Карач-мурза терпел невзгоды в период отступления татар от войск Тимура, который гонял их как

стаю загнанных волков. Очутившись в своем улусе Карачеле, Карач-мурзе и здесь не было покоя. В одном из боев был убит его сын Юсуф, Еще раньше под Москвой погиб старший сын Рустем, умерла его любимая жена Наир.

Потеряв все, убитый горем от потери близких, Карач-мурза поскакал по старой дороге через Уральские горы, на родину своего отца в Карачеево. Но город еще был во власти Литовского великого княжества. Карач-мурза поселился на земле своего друга Дмитрия Донского у его сына московского князя Василия.

Незадолго до своей смерти Иван Васильевич Карач-мурза узнал, что его княжество было добровольно присоединено к Московской Руси, и от радости у него не выдержало сердце. Умер Карач-мурза в Москве и был похоронен на земле своего отца Василия Карачеевского в городе Карачееве (ныне районный центр Брянской области). Так нашел свое успокоение Карач-мурза, сын изгнанного из своего княжества русского князя, отъехавшего в Белую Орду, и дочери татарского хана, где он после блестящей карьеры в Орде, вернулся на родину своих предков. Карач-мурза - это символ будушего объединения двух государств-противников: татарского и русского в единое Российское государство. И в конце повествования можно ответить на вопрос: «Кто же по национальности Карач-мурза?» Он россиянин!

Библиографический список

1. Данилов А. А. История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. обще-

образоват. учреждений / А. А. Данилов. - М. : Просвещение, 2003.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. - М. : Эксмо, 2002. -

С. 359-376.

3. Каратеев М. Д. Богатыри проснулись / М. Д. Каратеев. - М. : Современник, 1992. - (Династи-

ческая таблица Белой Орды).

4. Каратеев М. Д. Тверь против Москвы / М. Д. Каратеев. - М. : Современник, 1992. - (Династи-

ческая таблица Белой Орды).

5. Каратеев М. Д. Ярлык великого хана / М. Д. Каратеев. - М. : Современник, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мордовия : энцикл. : в 2 т. / редкол.: А. И. Сухарев, В. А. Юрченков [и др.]. - Саранск, 2004. -

Т. 2 : М-Я. - С. 214.

7. Рыжов К. В. Все монархи мира. Россия (600 кратких жизнеописаний) / К. В. Рыжов. - М. : Вече,

2001. - С. 85-362.

8. Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь : рассказы о русской культуре / Ю. С. Рябцев. - М. :

Владос, 1995. - С. 252.

9. СафаргалиевМ. Г. Распад Золотой Орды / М. Г Сафаргалиев. - Саранск, 1960. - С. 149-162.

10. Советский энциклопедический словарь. - М. : Совет. энцикл., 1981. - С. 552.

Поступила в редакцию 20.10.2011.

Сведения об авторе

Борисов Анатолий Семенович - учитель истории Атемарской средней школы Республики Мордовия, внештатный корреспондент нескольких периодических изданий, член Союза журналистов России, ветеран труда Республики Мордовия», обладатель почетной грамоты Союза журналистов России, Министерства по национальной политике Республики Мордовия за победу в конкурсе «Зеркало нации». Подготовил призеров Международного Московского форума «Одаренные дети» и республиканской олимпиады по избирательному праву. Область научных интересов: отечественная история и история Мордовии. Автор более 120 публикаций на страницах газет «Известия Мордовии», «Сударыня», «Мокшень правда», «Юлдаш», «Стройинформ», «Призыв», журнала «Народное образование» и др. Является автором нескольких научных статей в энциклопедиях «Все о Мордовии», «Мордовия», книге о Лямбирском районе и других изданиях.

УДК 39:316.722(571.122) ББК Т3(2)4

М. А. Авимская

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБЛИКА ЮГРЫ (на примере Сургутского региона)

Ключевые слова: этнокультура, регион, традиции, культура, народ.

М. А. Avimskaya

THE DEVELOPMENT OF UGRA'S ETHNOCULTURAL IMAGE (through the Example of Surgut region)

Key words: ethnoculture, region, tradition, culture, people.

Вот уже более 400 лет длится миграция в Западную Сибирь. Причины этого явления понятны: потребность государства Российского в расширении границ за счет присоединения экономически привлекательных территорий. При общей организованности процесса миграционные потоки были неравномерными по численности и интенсивности. По мере освоения сибирских регионов изменялся социальный и этнический состав населения.

Процесс переселения в Западную Сибирь людей разных культур и разного этнического происхождения можно условно разделить на ряд этапов.

Первый этап начался со второй половины XVI в., когда на новые земли были направ-

лены казаки и служилые люди, которые участвовали в строительстве сибирских городов и острогов. Уже с того времени регулярно происходило самовольное переселение русских, украинских крестьян, а также представителей других народов Московского государства. После отмены крепостного права в 1861 г. и выхода закона 1889 г. в ходе целенаправленной переселенческой политики Российского государства представители разных народов царской России переселялись в Западную Сибирь и участвовали в ее сельскохозяйственном освоении.

Примерно в это же время сибирский край заселяется представителями разных национальностей (украинская, польская, немецкая, еврейская и др.), но уже в большей степени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.