КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОГО КАВКАЗА
Разиль Гузаеров,
младший научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН
Мария Майорова,
младший научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН
Аннотация. В статье анализируются последствия Второй карабахской войны и «антитеррористической операции» 2023 г. Авторами приводится хронология событий, анализируется политика основных региональных держав, а также позиция внерегиональных игроков относительно конфликта. Особое внимание уделяется роли Турции и развитию отношений последней с Азербайджаном. Делается вывод о том, что события в регионе привели к исчезновению одного из возможных сценариев большого конфликта на Южном Кавказе, что может положительно сказаться на стабильности региона.
Ключевые слова: Азербайджан; Армения; Вторая карабахская война; 44-дневная война; Южный Кавказ; региональная безопасность.
Keywords: Azerbaijan; Armenia; the Second Karabakh War; the 44-day war; the South Caucasus; regional security.
Продолжительное время вопрос статуса Нагорного Карабаха был неотъемлемой частью развития Южного Кавказа. Непримиримость сторон и желание Баку восстановить территориальную целостность значительно осложняли возможности мирного урегулирования конфликта, а все попытки перейти к диалогу заканчивались военным обострением разных масштабов. Карабахский вопрос за время своего существования стал важной частью самоопределения Армении и Азербайджана, влиял на региональную безопасность, интересы региональных и внешних акторов, что предопределило невозможность мирного урегулирования этого конфликта1.
Отличие армяно-азербайджанского противостояния от других конфликтов на постсоветском пространстве заключается в том, что если остальные кризисы и конфликты, изначально вспыхнувшие на этнополитической почве, быстро переходили в поле противостояния России и Запада, то Карабах стал местом, где противодействие России в роли эффективного посредника не проявлялось настолько явно. Была создана посредническая Минская группа
1 Маркедонов С.М. Тридцать лет Нагорно-Карабахского конфликта: основные этапы и перспективы урегулирования // Постсоветские исследования. - 2018. - Т. 1. - № 2. - С. 136. 129-138.
ОБСЕ, сопредседатели которой (РФ, Франция, США) действовали практически единогласно без возникновения каких-либо серьезных противоречий, как это было по вопросам Абхазии или Южной Осетии. Это связано с тем, что обе страны не рассматриваются как кандидаты на вступление в НАТО, а усилия Москвы в решении данного конфликта не выглядят ревизионистскими и не претендуют на пересмотр особой роли России в мирном процессе1.
Баку и Ереван демонстрировали различные подходы к проведению своей политики. Армения стремилась развивать отношения с западными странами, полагая, что они выступят гарантами неприкосновенности Нагорного Карабаха. Более того, с высокой долей вероятности Ереван рассчитывал «напугать» Азербайджан своим сближением со странами Запада.
В свою очередь, действия Баку были направлены на усиление собственного потенциала. В условиях невозможности политического разрешения конфликта Азербайджан рассматривал силовой вариант возвращения ранее утерянных земель.
Вторая карабахская война: основные итоги
Одной из самых острых фаз конфликта стала осень 2020 г., когда началась Вторая карабахская война, которая продлилась 44 дня - с 27 сентября по 10 ноября.
Хронологию событий 44-дневной войны можно кратко описать следующим образом:
- 27 сентября 2020 г.: начало конфликта в Нагорном Карабахе, с обеих сторон сообщают об обстрелах и боевых действиях;
- 28-30 сентября 2020 г.: обе стороны терпят потери как в живой силе, так и военной технике;
- 1-10 октября 2020 г.: нарастание напряженности, обе стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия;
- 11-17 октября 2020 г.: международные обсуждения и попытки прекращения огня не приносят значительного прогресса;
- 18-26 октября 2020 г.: интенсивные боевые действия продолжаются, наступление и контратаки с обеих сторон;
- 27-31 октября 2020 г.: эскалация насилия приводит к росту числа жертв и разрушений;
- начало ноября 2020 г.: обе стороны продолжают наступление, вооруженные силы Турции поддерживают Азербайджан в конфликте;
- 8-9 ноября 2020 г.: Армения, Азербайджан и Россия достигают соглашения о прекращении огня;
«Осенняя война»: неоднозначные итоги для Кавказского региона // Буря на Кавказе / под ред. Р.Н. Пухова. М.: Центр анализа стратегий и технологий. - 2021. - С. 25-38.
- 10 ноября 2020 г.: прекращение огня вступает в силу согласно «Трехстороннему заявлению»1, в рамках которого Армения соглашается вывести свои войска из Нагорного Карабаха и семи азербайджанских районов вокруг него. В Карабах вводятся российские миротворцы без официально закрепленного мандата в принятом соглашении.
Наряду с внутренними причинами противостояния между Баку и Ереваном на развитие данного конфликта влияли и внерегиональные акторы. Одним из таких является Турция, которая еще с момента распада Советского Союза стремилась к установлению союзнических отношений с Азербайджаном и по сей день развивает тесное и углубленное сотрудничество с последним2. Свои серьезные намерения на рост собственной роли в Закавказье Анкара продемонстрировала через военно-политическое вмешательство в 44-дневную войну3. Однако возникли определенные сложности с реальным изменением ситуации в регионе и вытеснением из него таких ключевых игроков, как Россия - за ней осталась роль медиатора конфликта. Амбиции и действия Турции вызвали напряжение у заинтересованных в установлении и сохранении своего положения в регионе игроков - Вашингтона, Ирана и др. Анкара уже не в первый раз демонстрирует вовлеченность в различные конфликты (Ирак, Ливия, Сирия и пр.) даже с применением силы, а также связанные с изменением статус-кво, несмотря на позиции как своих союзников по НАТО, так и других региональных и мировых держав.
В целом реакция мировых держав на Вторую карабахскую войну была разнообразной: некоторые страны выразили поддержку Азербайджану, в то время как другие поддерживали Армению. Помимо Турции среди стран, выразивших активную поддержку Азербайджану, был Пакистан. Турция, как уже отмечалось ранее, предложила военную помощь, в том числе в виде поставок вооружений, а Пакистан заявил о своей полной поддержке Азербайджана в конфликте4.
1 Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации // Сайт Президента России. - 26.11.2021. - URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/5741 (дата обращения: 29.11.2023).
Аватков В.А. Турция и Азербайджан: одна нация - одно государство? // Мировая экономика и международные отношения. - 2022. Т. 66. № 2. - С. 90-100.
Гузаеров Р.И. Военно-техническое сотрудничество Турции и Азербайджана: дорога к интеграции? // Россия и новые государства Евразии. - 2023. - № 3. - С. 55-67. - URL: https://doi.org/10.20542/2073-4786-2023-3-55-6-4 (date of access: 11.12.2023).
4 Пакистан всецело поддерживает позиции Баку по Нагорному Карабаху // Анадолу. - 11.10.2020. - URL: https://www.aa.com.tr/ru/%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6% D0%B0%D0%BD-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B 1%D0%B0-%D0%B7%D0%B0-%D1%86%D0% B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%BF%D0%B0%D 0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BB %D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0% B5%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D 1%83-%D0%BF%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1% 83-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%85%D1%83-/2002060 (дата обращения: 03.12.2023)
США, Россия и Франция, являющиеся соучредителями Минской группы ОБСЕ, выступали за прекращение огня и переговорный процесс. Однако каждая из этих стран учитывала свои интересы и имела свою точку зрения на ситуацию. США были обеспокоены проактив-ными действиями Турции, а Москва опасалась возможного ослабления своего влияния в регионе и ухудшения отношений с двумя конфликтующими сторонами. Для России важным оказалось не продвигать тему с определением политико-правового статуса Нагорного Карабаха, поскольку это спровоцировало бы новый виток конфликта. Поэтому было принято решение поставить во главу угла вопрос разблокировки транспортных коммуникаций. Вашингтон и Париж, в свою очередь, наоборот, настаивали на сохранении в повестке вопроса о статусе Нагорного Карабаха, так как в ходе войны «базовые принципы» мирного урегулирования были нарушены, а это в свою очередь ставит под сомнение необходимость участия ОБСЕ в процессе урегулирования противостояния. Более того, США и Франция не были готовы отдавать России приоритетное право на влияние в процессе мирного урегулирования. Иран выступил за мирное разрешение конфликта и призвал к диалогу между Азербайджаном и Арменией, однако также был обеспокоен усилением турецкого присутствия в регионе.
До последних событий имитация деятельности по урегулированию была выгодна обеим сторонам конфликта, поскольку заключение мира одной из сторон предполагало уступки и имиджевые потери другой, а для полноценной победы не хватало ресурсов и сил; более того, предугадать исход было довольно сложно - однозначная и достаточная материальная поддержка чьей-либо стороны оставалась под вопросом. Однако по мере роста союзнических отношений с Турцией у Азербайджана росла уверенность в своих силах, что подкреплялось проведением совместных военных учений.
В ходе военных действий 44-дневной войны районы вокруг Нагорного Карабаха вернулись под юрисдикцию Азербайджана; более того, Шуша и некоторые населенные пункты Гадрутского, Мартунинского и Мардакертского районов стали подконтрольны Баку. Также к результатам можно отнести и положение о необходимости установления коридора между западными областями Азербайджана и Нахичеванью, коммуникация с которым из-за отрезанности от «материковой территории» осуществлялась через Иран. Для Армении результаты оказались не столь успешными и стали сильным имиджевым ударом как на мировой арене, так и внутри страны.
В данном конфликте Азербайджан полагался на всеобъемлющую поддержку со стороны Турции, однако идти против Москвы и продолжать наступление на Степанакерт Баку не решился. Таким образом, в результате участия в переговорах России (которая заинтересова-
на в сохранении своей миротворческой роли) в Карабах были направлены российские миротворцы, что позволило предотвратить острую фазу конфликта.
Несмотря на «братские» отношения с Турцией, отдавать дань (за помощь и успех) все же пришлось - актуализировались вопросы безвизового режима с Турецкой Республикой, ответная поддержка позиции Анкары в ее отношениях с Грецией и Францией и пр. Более того, присутствие турецких и российских войск на азербайджанской территории заложило предпосылки для возможных осложнений отношений как России с Азербайджаном, так и России с Турцией. Однако в видении Баку и Анкары миротворческая миссия должна была быть ограничена временными рамками и воспринималась как один из инструментов для реинтеграции азербайджанских земель1.
Одним из важнейших итогов Второй карабахской войны стало подписание Турцией и Азербайджаном Шушинской декларации о союзнических отношениях2. В данном контексте Баку и Анкара намерены координировать действия в рамках внешнеполитического поведения для укрепления стабильности и безопасности региона3. Эксперты SETA отмечают, что закрепленное в названии декларации слово «союзнический» недостаточно для описания всего объема двусторонних отношений стран. В целом подобные процессы в турецко-азербайджанских отношениях идут в рамках заявления Р. Т. Эрдогана, который говорил, что Анкара предпринимает усилия, чтобы отношения с Баку выстроились в институционализи-
4
рованную модель экономической и политической интеграции .
Оценивая уровень взаимодействия Турции и Азербайджана, президент Азербайджана И. Алиев заявил, что «подписав Шушинскую декларацию, мы официально стали союзниками»5. Таким образом, Шушинская декларация стала шагом к созданию военно-политического союза между странами, при этом особое внимание в данном вопросе уделяется военному сотрудничеству.
«Осенняя война»: неоднозначные итоги для Кавказского региона // Буря на Кавказе / под ред. Р.Н. Пухова. М.: Центр анализа стратегий и технологий. - 2021. - С. 25-38.
2 Azarbaycan Respublikasi ib Türkiya Respublikasi arasinda müttafiqlik münasibatlari haqqinda §u§a Bayannamasi // Azarbaycan Respublikasinin Prezidenti ilham Oliyev. - 16.05.2021. - URL: https://president.az/az/ articles/view/52122 (дата обращения: 25.11.2023).
Аватков В.А. Турция и Азербайджан: одна нация - одно государство? // Мировая экономика и международные отношения. - 2022. - Т. 66. - № 2. - С. 90-100.
4 Piringgi F. §u§a Beyannamesi'nin ikinci Yildonümü Üzerine // SETA. - 13.05.2023. - URL: https://www. setav.org/susa-beyannamesinin-ikinci-yildonumu-uzerine/ (дата обращения: 23.11.2023).
5 Президент Азербайджана: Наше сотрудничество с Турцией будет только укрепляться // Media.Az. -25.11.2022. - URL: https://media.az/politics/1067885893/prezident-azerbaydzhana-nashe-sotrudnichestvo-s-turciey-budet-tolko-ukreplyatsya/ (дата обращения: 25.11.2023).
Так, Азербайджан перевел военное обучение, программы и штатную структуру под турецкие стандарты1. Помимо этого, стороны проводят множество совместных военных учений, направленных на слаживание действий двух армий. И. Алиев также заявлял, что «турецкая армия является не только армией Турции, а нашей тоже, и наоборот, наша армия является и армией Турции»2. Назначение турецкого генерала Э. Бахтияра советником министра обороны Азербайджана свидетельствует о намерениях сторон углубить военно-техническое сотрудничество. Одним из последних примеров данного процесса стало создание турецко-азербайджанской системы воздушного контроля и управления HAKIM, объединяющей инструменты воздушного контроля двух стран. Таким образом, Турция постепенно повышает свое влияние на Азербайджан, ускоряя интеграционные процессы и переход к военно-политическому союзу с ним3.
Для Армении итоги 44-дневной войны оказались тяжелыми как минимум из-за того, что зависимость от внешних игроков кратно увеличилась - теперь за ними ключевое решение по определению политико-правового статуса Нагорного Карабаха. В данной связи, при отсутствии ресурсов для самостоятельного решения конфликтной ситуации, Армения стремилась проводить многовекторную политику через выстраивание более тесных связей не только с Москвой, но и с Парижем и Вашингтоном, делая ставку на заинтересованность игроков в ослаблении Турции в регионе и разрыве тесного тандема Анкары и Баку. Более того, возник новый потенциальный очаг напряженности в двух областях - Сюник и Гегаркуник, поскольку из-за получения Азербайджаном контроля над Кельбаджарским районом была утрачена буферная зона, оберегавшая южные рубежи от прямого столкновения.
На внутренней политике двух государств итоги 44-дневной войны отразились также по-разному. Широкое выражение общественного мнения в Азербайджане достаточно ограничено, в связи с чем не возникло крупного резонанса и выступлений, однако согласие на присутствие миротворческого контингента было воспринято некоторой частью общества как уступки и проявление слабости4. Для Армении же удар оказался сильнее и вылился в серьезное ухудшение имиджа властей.
Генерал: Азербайджанская армия полностью перешла на турецкий формат // СаИЪег.Л7. - 27.09.2022. -иКЬ: https://caliber.az/post/111360/ (дата обращения: 24.11.2023).
Президент Азербайджана: Наше сотрудничество с Турцией будет только укрепляться // Media.Az. -25.11.2022. - иКЬ: https://media.az/politics/1067885893/prezident-azerbaydzhana-nashe-sotmdnichestvo-s-turciey-budet-tolko-ukreplyatsya/ (дата обращения: 20.11.2023).
3 Гузаеров Р.И. Военно-техническое сотрудничество Турции и Азербайджана: дорога к интеграции? // Россия и новые государства Евразии. - 2023. - № 3. - С. 55-67. - Б01: 10.20542/2073-4786-2023-3-55-67.
4 «Осенняя война»: неоднозначные итоги для Кавказского региона // Буря на Кавказе / под ред. Р.Н. Пухова. М.: Центр анализа стратегий и технологий. - 2021. - С. 30.
«Антитеррористическая операция»: конец Карабахского вопроса
Поскольку у всех сторон конфликта осталось чувство незавершенности, а итоговое заявление и промежуточные результаты добавили новых проблемных точек, новая эскалация стала вопросом времени. До 2023 г. периодически возобновлялись военные столкновения, в результате которых под контроль Азербайджана перешли еще несколько территорий Нагорного Карабаха и Армении. Так, с декабря 2022 г. Карабах был фактически заблокирован: даже в Лачинском коридоре, который являлся единственным связующим звеном между ним и Арменией, находился азербайджанский КПП.
Новый серьезный виток эскалации пришелся на 19 сентября 2023 г., когда Баку заявил о начале «локальных антитеррористических мероприятий» и обозначил в их рамках цели по разоружению и выводу армянских войск, возвращение на «освобожденные от оккупации территории» и «восстановление конституционной структуры Азербайджана»1. В Ереване такие действия были охарактеризованы как широкомасштабная агрессия.
Однако уже 20 сентября было объявлено, что стороны, при участии в качестве посредников российских миротворцев, договорились о полном прекращении боевых действий. Достигнутое соглашение, помимо прочего, включало в себя пункт о расформировании и разоружении армии Нагорного Карабаха, а также вывода войск Армении из зоны расположения миротворческого контингента России. По итогу премьер-министр Армении Никол Пашинян подтвердил, что нынешние власти страны признают Нагорный Карабах за Азербайджаном. 28 сентября 2023 г. был подписан указ президента непризнанной Нагорно-Карабахской республики о прекращении ее существования с 1 января 2024 г.; населению предоставили выбор и право решить самостоятельно - остаться ли на территории и принять гражданство Азербайджана, или покинуть ее. 15 октября Ильхам Алиев поднял государственный флаг Азербайджана в Степанакерте, который ранее являлся столицей Нагорного Карабаха, а сейчас носит новое название - Ханкенди. В октябре 2023 г. президент Азербайджана заявил, что «тема карабахского конфликта закрыта окончательно»2.
Реакция международного сообщества на эти события была неоднозначной. Россия призывала стороны конфликта к прекращению огня и началу мирных переговоров. В то же время МИД Франции сделал заявление о том, что требует созвать экстренное заседание Совета безопасности ООН по вопросу Нагорного Карабаха. Евросоюз выразил обеспокоенность и
Нагорный Карабах: история конфликта // РБК. - 20.09.2023. - URL: https://www.rbc.ru/politics/20/09/ 2023/646dcf549a7947ed7fcf32e2#chapter_5 (дата обращения: 24.11.2023).
Алиев назвал окончательно закрытой тему карабахского конфликта // ТАСС. - 17.10.2023. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19036449 (дата обращения: 29.11.2023).
осудил действий Азербайджана, а также призвал прекратить боевые действия. США выступили с аналогичным заявлением и требованием прекращения военных действий. Президент Турции, в свою очередь, поддержал Азербайджан в решении начала «антитеррористической операции» и заявил о том, что данные действия направлены на защиту территориальной целостности Азербайджана, а также выразил надежду, что Армения будет соблюдать данные обещания, среди которых значилось открытие Зангезурского коридора. Однако армянская сторона парировала тем, что последний пункт не был предусмотрен трехсторонними соглашениями с участием России, и речь в них шла только о Лачинском коридоре.
Насер Канани Чафи, официальный представитель министерства иностранных дел Исламской Республики Иран, в Telegram-канале иранского внешнеполитического ведомства заявил, что «Исламская Республика Иран считает Карабах частью Азербайджанской Республики и полагает, что его проблемы, в том числе [обеспечение соблюдения] прав и безопасности его жителей, должны быть решены путем диалога»1.
Иран играет меньшую роль в развитии региона в сравнении с Россией и Турцией. Это связано с относительной экономической слабостью страны и ограниченными экономическими контактами с государствами региона, отсутствием стратегических отношений с какой-либо из стран на Южном Кавказе. Действия Тегерана обусловлены опасениями угрозы для
национальной безопасности ввиду наличия большого количества азербайджанского населе-
2
ния в стране .
Развитие событий в регионе вызвало определенные опасения в Тегеране. Последний видит в происходящих процессах риск снижения собственного влияния на Южный Кавказ. Высказывания главы МИД Ирана о том, что Израиль использует Азербайджан, чтобы приблизиться к границам Ирана3, также демонстрируют определенные опасения иранской стороны. В подтверждение своих намерений не позволить использовать Южный Кавказ как плацдарм для противостояния Ирану, Тегеран провел учения вооруженных сил и Корпуса стражей исламской революции вблизи границ с Азербайджаном. Следом азербайджанские
1 Иран считает Карабах частью Азербайджана // ТАСС. - 19.09.2023. - иКЬ: https://tass.ru/mezhdunarod naya-panorama/18789087 (дата обращения: 24.11.2023).
2 Агазаде М.М. Геополитическая ситуация на Южном Кавказе после Второй карабахской войны // Постсоветские исследования. - 2023. - Т. 6. - № 4. - С. 405.
Иран не потерпит присутствия сионистского режима вблизи своей границы // Информационное агентство Исламской Республики (ИРНА). - 03.10.2021. - иКЬ: https://ru.irna.ir/news/84491788/Иран-не-потерпит-присутствия-сионистского-режима-вблизи-своей (дата обращения: 24.11.2023).
власти начали озвучивать тезисы в поддержку азербайджанцев, проживающих на территории Ирана1, что добавило накала во взаимоотношения сторон.
Отдельную обеспокоенность Тегерана вызвали заявления о необходимости строительства коридора, объединяющего Нахичевань с основной частью Азербайджана. Иранская сторона не раз заявляла, что выступает против экстерриториального характера так называемого Зангезурского коридора и силового варианта его создания2.
Однако следует отметить, что Азербайджан и Иран предпринимают ряд шагов к разрешению противоречий. Так, перед началом «антитеррористической операции» Азербайджан посетила военная делегация Ирана во главе с генерал-майором Мохаммедом Ахади3. Можно предположить, что азербайджанская сторона могла поставить в известность иранских партнеров о планах окончательного разрешения территориального вопроса, чтобы это не стало сюрпризом для Тегерана. Позитивным сигналом видятся заявления о том, что «Зангезурский коридор» может пройти через территорию Ирана, о чем заявлял президент Турции Р. Т. Эр-доган. А 6 октября 2023 г. в Иране состоялась церемония закладки фундамента моста через реку Аракс, ведущего из Азербайджана в Иран4.
***
Вторая карабахская война и «антитеррористическая операция» стали триумфом Азербайджана, к которому Баку шел и готовился тридцать лет. Благодаря поддержке Турции, Азербайджан смог переломить динамику карабахского конфликта и вернуть контроль над ранее утерянными землями.
По итогам данных событий было продемонстрировано, что Россия сохраняет значительное влияние на развитие региона и обладает ресурсами для его поддержания. Москва смогла быстро сориентироваться в развивающихся событиях и предприняла необходимые действия, которые не только остановили войну, но и увеличили влияние РФ на Южном Кавказе посредством дислокации в регионе российского миротворческого контингента.
Турция, в свою очередь, продемонстрировала стремление к развитию южно-кавказского вектора своей внешней политики. Тандем Анкара - Баку развивает тесное взаимодей-
Велиев Р.Р., Велиев А.Р. Политические процессы на Южном Кавказе: Азербайджан - Иран // Постсоветские исследования. - 2023. - Т. 6. - № 4. - С. 420-421.
Иран против создания Зангезурского коридора через Армению - посол // Интерфакс-Азербайджан. -09.02.2023. - URL: https://interfax.az/view/886404 (дата обращения: 27.11.2023).
3 Обсуждены вопросы военного сотрудничества между Азербайджаном и Ираном // Caliber.az. -09.09.2023. - URL: https://caliber.az/post/189332/ (дата обращения: 27.11.2023).
4 «Зангезурский коридор» стал «Араксским коридором»: Иран перехватил идею перекрестка // EADaily. -03.11.2023. - URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/11/03/zangezurskiy-koridor-stal-araksskim-koridorom-iran-pereh vatil-ideyu-perekrestka (дата обращения: 28.11.2023).
ствие в военно-политической области, с помощью чего Турция пытается закрепиться на Южном Кавказе, что может стать основой тюркского вектора политики страны.
Остальные региональные и внерегиональные игроки были вынуждены лишь наблюдать за стремительными событиями и менять свои стратегии, имея куда меньшие возможности для реализации своей политики в Закавказье.
Следует предположить, что отсутствие у Азербайджана территориальных претензий и прекращение существования непризнанной Нагорно-Карабахской республики снизило накал страстей в регионе. Исчез один из возможных сценариев начала большой войны. Однако остается нерешенным ряд проблем - таких, как, например, создание транспортного коридора между Нахичеванью и основной частью Азербайджана. Также на повестке дня стоят проблемы демаркации границ и заключения мирного договора, по которым мнения сторон расходятся. Способность сторон прийти к согласию в данном вопросе будет определять потенциальную конфликтность региона и возможность новых столкновений между странами.
♦ ♦ ♦