Научная статья на тему 'Капри Максима Горького'

Капри Максима Горького Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
784
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. М. Горький / М. Ф. Андреева / В. И. Ленин / А. В. Луначарский / А. А. Богданов / Италия / остров Капри / революционная деятельность / богостроительство. / A. M. Gorky / M. F. Andreeva / V. I. Lenin / A. V. Lunacharsky / A. A. Bogdanov / Italy / Capri / revolutionary activity / god-building.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Анна Михайловна, Новиков Михаил Васильевич

Рассматривается вопрос об исторической памяти итальянцев применительно к великому русскому писателю Алексею Максимовичу Горькому, прожившему на острове Капри и в г. Сорренто в общей сложности 15 лет. Отмечается, что современные жители Капри бережно хранят память о Горьком, передавая из поколения в поколение различные истории из его итальянской жизни. Подчеркивается, что «дон Масимо», как уважительно и ласково называли Горького островитяне, сохранился в памяти современных жителей Капри, они даже помнят, что за 7 лет пребывания на острове Горький не выучил ни одного слова по-итальянски. Отмечается, что память о Горьком связана с памятью о другом великом представителе России – В. И. Ленине, который дважды навещал Горького на Капри с целью сохранить писателя как важного члена большевистской партии, ее финансового донора и популярного в России человека. Отмечается противоречивость недостаточно изученного каприйского опыта Горького, его единомышленников-большевиков – философа А. А. Богданова и критика-публициста А. В. Луначарского, их проекта организационно-идеологической подготовки пролетарского ядра из наиболее передовых российских рабочих через деятельность выездного «пролетарского университета» на Капри, а также их попыток по созданию новой религии для рабочего класса с заменой веры в Бога на веру в социализм. Активное участие Горького в революционном процессе, его встречи на Капри со многими революционерами стали основой тезиса о Капри того периода как «колыбели русской революции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capri of Maksim Gorky

Here is considered the question of Italians’ historical memory in relation to the great Russian writer Aleksey Maksimovich Gorky, who lived on the island of Capri and in Sorrento during 15 years. It is noted that modern inhabitants of Capri carefully keep the memory of Gorky, transferring from generation to generation various stories from his Italian life. It is emphasized that «Don Masimo» as validly and tenderly islanders called Gorky, has remained in memory of modern inhabitants of Capri, they even remember that during 7 years of stay on the island Gorky did not learn any word in Italian. It is noted that the memory of Gorky is connected with the memory of other great representative of Russia – V. I. Lenin, who visited Gorky in Capri twice with the purpose to keep the writer as the important member of the Bolshevik Party, its financial donor and the popular person in Russia. Here is noted discrepancy of insufficiently studied Capri experience of Gorky, his supporter-bolsheviks – philosopher A. A. Bogdanov and criticpublicist A. V. Lunacharsky, their project of organizational and ideological preparation of the proletarian kernel from the most advanced Russian workers through the activity of the travelling «proletarian university» in Capri and also their attempts to create a new religion for a working class with replacement of the faith in God on trust in socialism. Active participation of Gorky in the revolutionary process, his meetings in Capri with many revolutionaries became a basis of the thesis about Capri of that period as «a birthplace of the Russian revolution».

Текст научной работы на тему «Капри Максима Горького»

DOI 10.24411/2499-9679-2018-10152

УДК 008

М. В. Новиков

https://orcid.org/0000-0002-2013-1919 А. М. Новикова

https://orcid.org/0000-0002-2389-556X

Капри Максима Горького

Рассматривается вопрос об исторической памяти итальянцев применительно к великому русскому писателю Алексею Максимовичу Горькому, прожившему на острове Капри и в г. Сорренто в общей сложности 15 лет. Отмечается, что современные жители Капри бережно хранят память о Горьком, передавая из поколения в поколение различные истории из его итальянской жизни. Подчеркивается, что «дон Масимо», как уважительно и ласково называли Горького островитяне, сохранился в памяти современных жителей Капри, они даже помнят, что за 7 лет пребывания на острове Горький не выучил ни одного слова по-итальянски. Отмечается, что память о Горьком связана с памятью о другом великом представителе России - В. И. Ленине, который дважды навещал Горького на Капри с целью сохранить писателя как важного члена большевистской партии, ее финансового донора и популярного в России человека. Отмечается противоречивость недостаточно изученного каприйского опыта Горького, его единомышленников-большевиков - философа А. А. Богданова и критика-публициста А. В. Луначарского, их проекта организационно-идеологической подготовки пролетарского ядра из наиболее передовых российских рабочих через деятельность выездного «пролетарского университета» на Капри, а также их попыток по созданию новой религии для рабочего класса с заменой веры в Бога на веру в социализм. Активное участие Горького в революционном процессе, его встречи на Капри со многими революционерами стали основой тезиса о Капри того периода как «колыбели русской революции».

Ключевые слова: А. М. Горький, М. Ф. Андреева, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, А. А. Богданов, Италия, остров Капри, революционная деятельность, богостроительство.

M. V. Novikov, A. M. Novikova

Capri of Maksim Gorky

Here is considered the question of Italians' historical memory in relation to the great Russian writer Aleksey Maksimovich Gorky, who lived on the island of Capri and in Sorrento during 15 years. It is noted that modern inhabitants of Capri carefully keep the memory of Gorky, transferring from generation to generation various stories from his Italian life. It is emphasized that «Don Masimo» as validly and tenderly islanders called Gorky, has remained in memory of modern inhabitants of Capri, they even remember that during 7 years of stay on the island Gorky did not learn any word in Italian. It is noted that the memory of Gorky is connected with the memory of other great representative of Russia - V. I. Lenin, who visited Gorky in Capri twice with the purpose to keep the writer as the important member of the Bolshevik Party, its financial donor and the popular person in Russia. Here is noted discrepancy of insufficiently studied Capri experience of Gorky, his supporter-bolsheviks - philosopher A. A. Bogdanov and critic-publicist A. V. Lunacharsky, their project of organizational and ideological preparation of the proletarian kernel from the most advanced Russian workers through the activity of the travelling «proletarian university» in Capri and also their attempts to create a new religion for a working class with replacement of the faith in God on trust in socialism. Active participation of Gorky in the revolutionary process, his meetings in Capri with many revolutionaries became a basis of the thesis about Capri of that perio d as «a birthplace of the Russian revolution».

Keywords: A. M. Gorky, M. F. Andreeva, V. I. Lenin, A. V. Lunacharsky, A. A. Bogdanov, Italy, Capri, revolutionary activity, god-building.

Горький прожил в Италии в общей сложности степени изучены литературоведами и историками

15 лет, с 13 (26) октября 1906 по 27 декабря (9 ян- [1, 2, 3, 4, 5, 7]. В данной статье, не претендующей

варя) 1913 года на Капри и с 7 мая 1924 по 9 мая на введение в научный оборот каких-либо новых

1933 года (с перерывами) в г. Сорренто, дольше он фактов, поставлена скромная задача рефлексии

жил только в родном Нижнем Новгороде [4, с. 5]. современного личного опыта частых посещений

Жизнь Горького в Италии и его плодотворный Капри, мест, связанных с пребыванием Горького

итальянский период творчества в достаточной на этом острове, встреч с современными жителя-

© Новиков М. В., Новикова А. М., 2018

ми острова, сохранившими историческую память о великом русском писателе, о «доне Масимо», как уважительно и ласково его называли итальянцы. Имя Горького на Капри прочно ассоциируется с именем другого великого россиянина -В. И. Ленина. Тогда это имя мало что значило для островитян, но после событий 1917 г. в России оно приобрело общемировое значение. Десятки видных политических деятелей, представителей творческих профессий (Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, Ф. Э. Дзержинский, И. Бунин, Ф. Шаляпин и др.) посетили Горького на Капри, однако историческая память жителей острова прочно удерживает лишь два русских имени -Горький и Ленин.

Италия всегда была одним из самых популярных направлений для работы и отдыха русских аристократов и креативной части населения России - писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов. В разные времена в Италию стремились Герцен, Гоголь, Тургенев, Достоевский, А. Н. Островский, Чехов, Айвазовский, Чайковский, Станиславский и др. Трудно сказать, привлекают ли россиян бесконечные синие ласковые берега или величие гор, или то и другое. Что касается острова Капри, это особый случай.

Даже материковая Италия вряд ли может конкурировать в своей привлекательности с живописным крошечным островом посреди Средиземного моря, единственным местом в мире, в котором сжато так много славы и истории на такой небольшой территории. Капри - это действительно рай в море, прибежище для всех, кто хочет избежать суеты мира. Две тысячи лет назад римский император Тиберий Цезарь Август был одним из первых, кто покинул римскую политическую жизнь и бежал на Капри, чтобы спрятаться в экзотических садах и изумрудных водах этого острова.

Позднее, в начале ХХ века, Капри превратился в важный политический центр, здесь принимали будущих ведущих деятелей Советской России. Даже спустя десятилетия граждане Капри сохраняют эти воспоминания, тщательно передают их от одного поколения к другому. В тысячах километров, в России, крошечный изумрудный остров будет навсегда ассоциироваться с Лениным и Горьким, по праву называться «колыбелью русской революции».

В 1905 году один из самых известных в мире русских писателей того времени Максим Горький вступает в российскую социал-демократическую рабочую партию, чтобы стать одним из богатейших большевиков. Это были его деньги, которые

использовались для вооружения участников декабрьского 1905 г. восстания в Москве. После поражения московского восстания и краткого заточения в Петропавловскую крепость за революционную деятельность, писатель решает покинуть Россию, поддерживая тесные связи со своими коллегами-большевиками, нуждавшимися в его постоянной финансовой помощи.

После неудачной попытки обосноваться в консервативной Америке Горький решает перебраться в Италию, где он был хорошо известен и как писатель, и как активный участник русского революционно-освободительного движения. 13 (26) октября 1906 года трансатлантический лайнер «Принцесса Ирен» доставил Горького из Нью-Йорка в Неаполь. В сопровождении своей спутницы, известной русской актрисы Марии Андреевой, Горький выбирает самый роскошный отель в городе, «Гранд-отель Везувио», с видом на море и вулкан Везувий. Это была промежуточная остановка, прежде чем отправиться на Капри, чтобы жить там еще семь лет.

20 октября (2 ноября) 1906 года маленький пароходик «Принцесса Мафальда», курсирующий между Неаполем и Капри, доставил Горького к новому месту жительства, где он и Мария Андреева были тепло встречены жителями острова. На набережной собралась большая толпа, которая восторженно приветствовала русского писателя, сопровождая движение коляски до главной площади - площади Умберто I. На площади собралось так много людей, что коляска остановилась. Площадь была украшена как в большой праздник, повсюду висели флаги, высоко в небе взрывались цветные фейерверки, неслись слова приветствия: «Да здравствует Горький!», «Да здравствует русская революция». По мнению исследователя итальянского периода творчества Горького Л. П. Быковцевой «сердечная встреча каприйцев глубоко взволновала и растрогала Алексея Максимовича. Это было первое впечатление, самое сильное. Именно дружеское расположение, симпатии, радушие жителей оказались тем главным, что привязало Горького к острову на долгих семь лет» [4, с. 36]. По прибытии знаменитый большевистский беженец остановился в самой роскошной гостинице на острове, «Квисисана», где его сопровождала веселая толпа простых итальянцев. Несколько дней спустя итальянская газета «Ил Маттино», базирующаяся в Неаполе, написала: «Максим Горький обошел очаровательный остров, где он планирует остаться до Рождества» [9, р. 4].

9 (22) ноября 1906 года Горький переезжает на виллу «Сеттана» (Блазеус), названную по имени греческого поэта (спустя годы ее перестроили и превратили в гостиницу под названием «Вилла Крупп», которая до сих пор открыта). Несмотря на величественные взгляды на бухту Марина Пик-кола, Сад Цезаря Августа, названный в честь императора, который, как и Горький, нашел свой второй дом на этом маленьком острове и знаменитый утес Фараглиони, который и в настоящее время привлекает туристов со всего мира, Горького и Андрееву вилла «Сеттана» (Блазеус), похоже, не впечатлила. Андреева подчеркивала в одном из своих писем А. В. Амфитеатрову: «Жить пока мы будем на Капри, из отеля переезжаем на виллу, то есть попросту в маленький домик в три окошечка на горе у piccol'ы marm'ы [1, с. 120]. Горький планировал лишь краткий визит на изумрудный остров, но привлеченный его поэтичной красотой и сгокойствием, решил остаться здесь на зиму 1906-1907 годов. Андреева в одном из писем сообщала, что Капри - это «изумительно красивое место на земном шаре, где авось поправится и отдохнет Алексей Максимович» [1, с. 118]. И хотя сам писатель наслаждался красотами острова, большевистская пропаганда представляла его страдальческим беженцем в принудительном изгнании. Именно так советская история и будет помнить Горького, как бедного изгнанника, который бежал из своей любимой страны против воли своей русской души, которая никогда не переставала мечтать о Волге, окруженной обширными лесами.

Горький не проявлял особого интереса к итальянской повседневности. «За шесть лет своей жизни на Капри так и не выучил ни одного слова по-итальянски», - рассказывает нам Костанцо, владелец замечательного ресторана «Сциалапопо-ло», - «все знали его, конечно, это небольшой остров, но это также живой остров, люди любят поболтать, и все заканчивают тем, что знают все о своих соседях». Между прочим, Ленин, готовясь к первому визиту на Капри, сообщал в письме к Горькому, что он готовится не только «пить белое каприйское вино и смотреть на Неаполь», но и «по-итальянски начал учиться» [1, с. 131].

Именно на Капри Горький заканчивает писать свою главную литературную работу - роман «Мать», основной целью которого было привлечь еще больше энтузиастов, желающих присоединиться к партии большевиков. Это произведение является единственной попыткой Горького создать новое евангелие, рассчитанное на образованных,

но все же простых рабочих, крещенных, воспитанных в православной вере, с детства ходивших в церковь, имевших представление об основных евангельских сюжетах. Ключевая фигура Павла является коллективным образом простого фабричного рабочего, который, как и его отец, предназначен для рабского труда, зарабатывания денег и пьянства. После смерти отца Павел стремится к познанию истины и начинает учиться понимать, как действует капиталистическая система. Повесив дома символическую картину «Христос на пути в Эммаус», главный герой, названный апостольским именем, духовно перерождается, его новой религией становится социализм [2, с. 352]. В романе он, подобно Христу, приведет рабочий класс к лучшему будущему, а его «Мать» - Пела-гея Ниловна поможет ему и всем остальным товарищам, она станет «матерью» всего рабочего класса, Мадонной будущего социализма.

Определенный самим Лениным как «очень своевременный», роман был далеко не правдоподобным, и сам Горький не очень высоко его оценивал [2, с. 349]. В некоторых кругах роман называли «глупостью от Капри», но это, однако, не помешало Горькому воплощать в жизнь свои новаторские революционные проекты. Он увлекся идеей сокращения разрыва между реализацией программы минимум (буржуазная революция) и программы максимум (социалистическая революция) большевистской партии через практическое воплощение программы пролетарской культуры. Теоретические основы этой программы были обоснованы философом-большевиком Богдановым в работах «Культурные задачи нашего времени», «Наука об общественном сознании. Краткий курс идеологической науки» [6, с. 276].

Вместе с Богдановым и Луначарским Горький создал на Капри школу для российских фабричных рабочих - «пролетарский университет». В этой школе рабочих учили политической экономии, истории социал-демократии, отношениям между государством и православной церковью, русской литературе и т. д. «Интеллигентный рабочий» - новый человек, обладающий научным мировоззрением, организаторскими качествами, с активной жизненной позицией и способностью к культуротворчеству рассматривался как цель и средство строительства социалистической культуры [6, с. 276]. Амбициозный проект на этом не заканчивался. Для рабочих, которые приезжали на Капри, Горький ставил и более высокую цель -строительство Бога внутри них. Главный творец

этой идеи Луначарский даже предлагал молитву в честь «святого» рабочего класса.

Между тем, слушатели «пролетарского университета» (большинство из них впервые в своей жизни за границей и полностью поглощено окружающей красотой), совсем не в восторге от обязательных утомительных учебных занятий, образовательный процесс идет не так, как планировали Горький и Луначарский. Организаторы «пролетарского университета» предпринимают еще одну попытку заинтересовать слушателей и решают взять своих «учеников» на материк, чтобы посетить архитектурные жемчужины Неаполя, его Национальный археологический музей, древнеримские города Помпеи и Геркуланум, засыпанные пеплом во время извержения вулкана Везувий две тысячи лет назад и раскопанные археологами в XIX веке, в надежде, что искусство, история и красота помогут превратить простого русского рабочего человека в просвещенного интеллигентного революционера. Несмотря на все усилия и деньги Горького, вкладываемые в организацию школы, ни один из учеников не оправдал надежд, которые на них возлагались, не стал ведущей политической фигурой в России.

Ленин дважды навещал Горького на Капри, в 1908 и в 1910 годах. Будучи бескомпромиссным в вопросах теории социалистической революции, соотношения материализма и идеализма, Ленин боялся потерять такого важного члена своей партии как Горький, увлекшегося на острове идеей богостроительства. Именно от Горького и через Горького шли финансовые потоки в большевистскую кассу. Известно, что Ленин был аскетом, но жизнь в Париже и Женеве была недешевой, нужны были деньги и как финансовый источник Горький вполне устраивал Ленина [2, с. 335].

10 (23) апреля 1908 года Горький и Андреева встретили Ленина, прибывшего рейсовым пароходиком из Неаполя. Уделив время красотам острова в его лучшую весеннюю пору, когда, говоря словами Горького, «весь остров точно яркими шелками расшит», когда «воздух как парное молоко, а природа, как Шопенова музыка», Горький и Ленин все шесть дней провели в горячих спорах, острых дискуссиях с участием Богданова, В. А. Базарова, Луначарского [4, с. 86-87].

В ходе многочисленных дискуссий, посвященных самым разным вопросам, будущий нарком просвещения Советской России Луначарский озвучил идею создания новой религии для рабочего класса, которую они вынашивали совместно с Горьким. По их общему мнению, «пролетариат

должен построить нового бога в своей душе. Его новой религией должен стать социализм. Коллективное социалистическое сознание будет держаться на такой же вере в истинность своих принципов, как вера в бога. Надо превратить религию из противника социализма в союзника». Выслушав Луначарского Ленин гневно заявил: «Вы опустились до неслыханного позора! Ваши заигрывания с религией вызывают отвращение. Договориться до связи социализма с богом! Преподносить подобный вздор как философию марксизма... Нет, это через чур! Я скорее дам себя четвертовать, чем соглашусь участвовать в органе или коллегии, подобные взгляды проповедующей» [5, с. 52-53]. Бескомпромиссность Ленина в вопросах религии после этого разговора привела к некоторому охлаждению его отношений и с Горьким, и с Луначарским.

В первый приезд на Капри Ленину не удалось доказать Горькому «ошибочность» его богострои-тельских идей, однако занятая Лениным бескомпромиссная позиция в этом вопросе со временем сыграла свою роль и Горький отошел от богостроительства. Во второй раз Ленин прибыл в Неаполь пароходом из Марселя и дальше уже знакомой дорогой на Капри. Он пробыл здесь с 18 по 30 июня (1-13 июля), этот визит разительно отличался от первого. У Горького не было других гостей, поэтому почти две недели они провели «с глазу на глаз», говорили доверительно, откровенно, спорили, с чем-то не соглашались, но в основном были единомышленниками [4, с. 90].

В 1909 году Горький и Андреева переехали на виллу «Спинола», в 1911 году они еще раз сменили место жительства и перебрались в элегантную виллу «Серафина» (ныне «Вилла Пьерине»), и здесь они оставались до своего возвращения в императорскую Россию в 1913 году. Все три виллы принадлежали частным владельцам, Горький и Андреева арендовали их на договорных условиях. Тем не менее, и в России, и на Капри распространялись слухи о том, что Горький покупает одну виллу за другой. В одном из своих писем Андреева писала по этому поводу: «По секрету - мы платим 1200 франков в год. Только вы никому не говорите - пусть себе думают, что мы - паны» [1, с. 161].

Более чем столетие спустя после отъезда Горького с Капри его все еще здесь помнят. Никто на острове не забыл имя и одного из самых значительных политических деятелей в истории человечества - Ленина. Сады Цезаря Августа хранят память о нем, на простой белой плите выгравиро-

вано посвящение - «Ленину. Capri». Только здесь, в земном раю, оглядывая удивительную красоту бухты Марина Пиккола (внизу) и утеса Фарагли-они (сверху), драгоценную изумрудную синеву Средиземного моря, Горький мог прийти к идее создания новой религии для рабочего класса, заменив веру в Бога на веру в социализм.

В статье представлен материал публикации автора, сделанной в издании: Проблемы российского самосознания: Максим Горький и русская провинция. К 150-летию со дня рождения. - Ярославль-Москва : РИО ЯГПУ, 2018 [8].

Библиографический список

1. Андреева Мария Федоровна. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М. Ф. Андреевой. Изд. 2-е, доп. [Текст]. - М. : Изд-во «Искусство», 1963. - 768 с.

2. Басинский, П. В. Страсти по Максиму: Горький: девять дней после смерти [Текст] / П. В. Басинский. -М. : АСТ: Астрель, 2011. - 414 с.

3. Бочаров, И. Н. Глушакова, Ю. П. Каприйские встречи: Документальная повесть [Текст] / И. Н. Бочаров, Ю. П. Глушакова. - М. : Дет. лит-ра, 1984. - 127 с.

4. Быковцева, Л. П. Горький в Италии [Текст] : монография / Л. П. Быковцева. - М. : Советский писатель, 1979. - 400 с.

5. Гусева, З. И. Свидание на Капри [Текст] / З. И. Гусева. - М. : Изд-во «Советская Россия», 1972. -213 с.

6. Лапина, И. А. Александр Богданов: путь и идеал. Социализм как культурная революция [Текст] / Империя. Война. Революция. Международное значение Октябрьской революции и ее влияние на ход мировой истории (комплексный и междисциплинарный подходы): материалы международной научной конференции (15-16 июня 2017 г. Пекин-Ярославль) / под науч. ред. проф. М. В. Новикова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - С. 266-280.

7. Муратова, К. Г. М. Горький на Капри (1911 -1913) [Текст] / К. Г. Муратова. - М. : Наука, 1971. -269 с.

8. Проблемы российского самосознания: Максим Горький и русская провинция. К 150-летию со дня рождения : по материалам Российской научной конференции с международным участием [Ярославль, 57 июня 2018 г.] и XV Всероссийской конференции Института философии РАН [Москва, 31 мая 2018 г. ]. -Ярославль - Москва : РИО ЯГПУ, 2018. - 403 с.

9. Il Mattino, 5-6 novembre 1906.

Reference List

1. Andreeva Marija Fedorovna. Perepiska. Vospominanija. Stat'i. Dokumenty. Vospominanija o M. F. Andreevoj. Izd. 2-e, dop. = Andreeva Maria Fiodorovna. Correspondence. Memoirs. Articles. Documents. Memories of M. F. Andreeva. 2nd edition, added [Tekst]. - M. : Izd-vo «Iskusstvo», 1963. - 768 s.

2. Basinskij, P. V Strasti po Maksimu: Gor'kij: devjat' dnej posle smerti = Passions according to Maxim: Gorky: nine days after death [Tekst] / P. V. Basinskij. - M. : AST: Astrel', 2011. - 414 s.

3. Bocharov, I. N. Glushakova, Ju. P. Kaprijskie vstre-chi: Dokumental'naja povest' = Capri meetings: Documentary story [Tekst] / I. N. Bocharov, Ju. P. Glushakova. - M. : Det. lit-ra, 1984. - 127 s.

4. Bykovceva, L. P. Gor'kij v Italii = Gorky in Ita-ly[Tekst] : monografja / L. P. Bykovceva. - M. : So-vetskij pisatel', 1979. - 400 s.

5. Guseva, Z. I. Svidanie na Kapri = Meeting on Ca-pri[Tekst] / Z. I. Guseva. - M. : Izd-vo «Sovetskaja Rossi-ja», 1972. - 213 s.

6. Lapina, I. A. Aleksandr Bogdanov: put' i ideal. So-cializm kak kul'turnaja revoljucija = Aleksandr Bogdanov: way and ideal. Socialism as a cultural revolution [Tekst] // Imperija. Vojna. Revoljucija. Mezhdunarodnoe znachenie Oktjabr'skoj revoljucii i ee vlijanie na hod mi-rovoj istorii (kompleksnyj i mezhdisciplinarnyj podhody): materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (15-16 ijunja 2017 g. Pekin-Jaroslavl') = Empire. War. Revolution. International value of the October Revolution and its influence on the course of world history (complex and cross-disciplinary approaches): materials of the international scientific conference (on June 15-16, 2017 Beijing-Yaroslavl)/ pod nauch. red. prof. M. V Novikova. - Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2017. - S. 266-280.

7. Muratova, K. G. M. Gor'kij na Kapri = Gorky on Capri (1911-1913) [Tekst] / K. G. Muratova. - M. : Nau-ka, 1971. - 269 s.

8. Problemy rossijskogo samosoznanija: Maksim Gor'kij i russkaja provincija. K 150-letiju so dnja rozhdenija : po materialam Rossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem = Problems of the Russian consciousness: Maxim Gorky and the Russian province. To the 150 anniversary since the birth [Jaroslavl', 5-7 ijunja 2018 g.] i XV Vse-rossijskoj konferencii Instituta filosofii RAN [Moskva, 31 maja 2018 g.]. - Jaroslavl' - Moskva : RIO JaGPU, 2018. -403 s.

9. Il Mattino, 5-6 novembre 1906.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.06.2018 Дата принятия статьи к печати: 28.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.