Научная статья на тему 'Капитальное строительство в Сибири в годы Великой Отечественной войны'

Капитальное строительство в Сибири в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1034
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СТРОИТЕЛЬСТВО / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / SIBERIA / THE GREAT PATRIOTIC WAR / CONSTRUCTION / CAPITAL INVESTMENT / LABOUR RESOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Долголюк Алексей Алексеевич

Статья посвящена изучению истории развития строительного производства в годы Великой Отечественной войны. Выявляется роль отрасли в перестройке экономики на военный лад, восстановлении эвакуированных заводов. Прослеживаются сложности и особенности организации производственного процесса, комплектования трудовых коллективов в условиях военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Долголюк Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capital Construction in Siberia during the Great Patriotic War

The article aims to analyze the history of development of building industry during the Great Patriotic War. The role of a branch in the economical reconstruction according to the military order and in the restoration of evacuated factories is revealed. The author researches difficulties and specific features in organization of manufacturing process and creation of labour collectives in war conditions.

Текст научной работы на тему «Капитальное строительство в Сибири в годы Великой Отечественной войны»

ББК 63.3(2)622-2

А.А. Долголюк

Капитальное строительство в Сибири в годы Великой Отечественной войны

A.A. Dolgolyuk

Capital Construction in Siberia during the Great Patriotic War

Статья посвящена изучению истории развития строительного производства в годы Великой Отечественной войны. Выявляется роль отрасли в перестройке экономики на военный лад, восстановлении эвакуированных заводов. Прослеживаются сложности и особенности организации производственного процесса, комплектования трудовых коллективов в условиях военного времени.

Ключевые слова: Сибирь, Великая Отечественная война, строительство, капитальные вложения, трудовые ресурсы.

С началом Великой Отечественной войны вся экономика страны стала перестраиваться на первоочередное удовлетворение насущных потребностей фронта, на укрепление обороноспособности страны. Как и в других районах, главной задачей сибирских строителей в этот период являлось наращивание военно-промышленного потенциала страны. Это происходило за счет перевода действующих предприятий на выпуск военной продукции, а также посредством нового строительства и восстановления заводов, эвакуированных в Сибирь.

В первые же дни войны был принят «Мобилизационный народнохозяйственный план» на III квартал

1941 г., вскоре дополненный военно-хозяйственным планом на последний квартал года. В них предусматривалась концентрация капитальных работ, материально-технических резервов и рабочей силы в восточных районах России и Поволжье. Ставилась задача сосредоточить усилия на относительно небольшом количестве «ударных строек». В Сибири в их число поначалу попало ограниченное число новостроек. Например, из тех, что велись в Новосибирске, в планах значились авиационный завод имени Чкалова, комбинат №179 (позднее - ПО «Сибсельмаш»), оловозавод. Несколько позднее в перечень таких наиболее важных объектов один за другим стали включаться заводы, эвакуированные во многие города не только Западной, но и Восточной Сибири.

Перевод действующих заводов на выпуск оборонной продукции Одновременно по линии отдельных ведомств на заводы поступали задания по перестройке произ-

The article aims to analyze the history of development of building industry during the Great Patriotic War. The role of a branch in the economical reconstruction according to the military order and in the restoration of evacuated factories is revealed. The author researches difficulties and specific features in organization of manufacturing process and creation of labour collectives in war conditions.

Key words: Siberia, the Great Patriotic War, construction, capital investment, labour resources.

водства на военный лад. В первую очередь на выпуск вооружения и боеприпасов переводились предприятия машиностроения, металлообработки и некоторых других отраслей, продукция которых была крайне необходима для действующей армии. Многие из них уже в июне-июле 1941 г. получили соответствующие указания от министерств. Одновременно на заводы из западных районов прибывало оборудование, большая часть которого ранее уже эксплуатировалась. С первых дней войны началась перестройка работы новосибирских заводов «Труд» и станкостроительного имени XVI партсъезда. В Алтайском крае производство вооружения в короткие сроки наладили на Барнаульском чугунолитейном, Алтайском деревообрабатывающем, Славгородском ремонтном заводах, на Барнаульском меланжевом комбинате и многих других. Красноярский паровозоремонтный завод получил задания Государственного комитета обороны готовить для фронта поезда особого назначения, в том числе санитарные, танкоремонтные. Улан-Удэнский паровозоремонтный завод организовал три новых цеха по выпуску оборонной продукции.

Большой вклад в дело перевода производства с выпуска мирной гражданской продукции на военную внесли строители. Они в срочном порядке демонтировали одни виды оборудование, устанавливали взамен них другие. Иногда оборудование приходилось объединять в технологические потоки. Проводилась перепланировка зданий, пристройка новых помещений. Недостающее оборудование частично изыскивалось на месте, а в значительной доле поступало централизованно.

Многим действующим предприятиям пришлось принимать на свои производственные площади не только технику эвакуированных из европейских районов страны заводов, но и сами эти предприятия. С июля до начала декабря 1941 г. в Сибирь перебазировано оборудование 322 крупных заводов и фабрик [1, с. 148]. Большая их часть размещена в Западной Сибири.

Омский «Сибзавод», производивший до войны сельскохозяйственную технику, разместил на своей территории оборудование пяти эвакуированных заводов. Строителям пришлось провести полную реконструкцию цехов, выполнить недостающие пристройки, установить станки. Все эти работы проведены в кратчайшие сроки. Парк производственного оборудования вырос в 2,5 раза. Уже в третьем квартале

1941 г. доля военной продукции превысила половину, а в конце года завод почти полностью работал на фронт [2, с. 60]. Оборудование Полтавского, Воронежского и Изюмского паровозоремонтных заводов смонтировали на Красноярском паровозоремонтном заводе. На Иркутский завод тяжелого машиностроения им. Куйбышева поступила часть производственного парка Старо-Краматорского и Ново-Краматорского машиностроительных заводов. Восстановительные работы здесь мало чем отличались от нового строительства. Пришлось возводить дополнительные здания. В них создавалось кузнечно-прессовое, прокатное и другие производства. Всего установили более 600 единиц оборудования. Темпы строительно-монтажных работ были высокими. Иногда рабочим-строителям приходилось работать по 13-14 часов в сутки. Уже к маю

1942 г. смонтировали и запустили в действие две трети от общего объема станков и прессов [3, с. 73-74].

Сразу с нескольких заводов поступила техника на Кузнецкий металлургический комбинат. На ее основе сравнительно быстро наладили прокат броневого листа. В то же время восстановление некоторых других производств из-за их масштабности и сложности растянулось более чем на год.

В строительные площадки в 1941-1942 гг. превратились практически все наиболее крупные промышленные предприятия. Одновременно с выпуском промышленной продукции на них шло создание новых производств. Оно осуществлялось как подрядным, так и хозяйственным способом. Участие в сооружении новых объектов, монтаже оборудования принимали не только строители, но и эксплуатационники.

Восстановление эвакуированных предприятий

Наиболее масштабной оказалась инвестиционная деятельность на новых строительных площадках. Существовало два основных вида таких строек. Первые были начаты еще до войны. В соответствии с третьим пятилетним планом в Сибири перед войной велось крупномасштабное сооружение заводов-дублеров, в том числе крупных предприятий оборонной про-

мышленности. К середине 1941 г. многие из новостроек были далеки от завершения. К другому виду новостроек следует отнести те, которые были начаты уже в военное время на базе эвакуированных заводов. Очень часто они создавались практически на пустом месте, иногда далеко от крупных населенных пунктов, но вблизи от железной дороги.

Особенно привлекательными для Государственного комитета обороны и руководителей отдельных наркоматов оказались незаконченные стройки. Они располагали начальной производственной и социальной инфраструктурами, которые становились основой для организации более крупных промышленных предприятий по сравнению с запланированными ранее. В некоторых случаях происходило изменение производственного профиля новостроек.

В Новосибирске еще с 1930-х гг. одновременно велось строительство нескольких заводов. Самые мощные из них - «Сибметаллстрой» и авиационный завод - уже начали выпускать военную и гражданскую продукцию, хотя были далеки до полного завершения строительства. Оборудование пяти близких по профилю эвакуированных заводов принял Новосибирский авиационный завод им. Чкалова. Уже к этому времени общая площадь основных и вспомогательных цехов завода достигла немалых размеров - 90 тыс. м2, а по утвержденному Наркоматом авиапромышленности СССР плану ее следовало увеличить в два раза [4, с. 94]. Строительно-монтажный трест №7 этого же наркомата, ведущий строительство завода, в срочном порядке увеличил свою производственную базу и численность работников. Для сокращения сроков строительства труд организовывался так, что многие производственные операции совмещались, вместо того чтобы осуществлять их последовательно. Часто бывало так, что строители еще не успевали закончить сооружение здания, а монтажники уже начинали установку технологического оборудования.

Трест полностью выполнил правительственное задание. Были сооружены основные объекты производственной инфраструктуры, здания инструментального, кузнечно-прессового и сборочного цехов, смонтировано и установлено оборудование, необходимое для производства самолетов. О темпах работ можно судить по такому факту: в отдельные дни на заводе монтировалось и сдавалось в эксплуатацию по 200-250 станков [4, с. 96].

Еще более грандиозное строительство развернулось на территории «Сибметаллстроя» (позднее -комбинат №179, ПО «Сибсельмаш»). Начало Великой Отечественной войны промышленный гигант встретил в стадии незавершенного строительства. По снарядному производству в эксплуатацию было введено лишь 15% мощностей [5, с. 145].

Во второй половине 1941 г. на строительную площадку поступали десятки эшелонов с оборудованием

семи эвакуированных заводов. Самыми крупными из них были Запорожский металлургический завод, военные заводы из Тулы, Таганрога, Ростова-на-Дону, Подольска.

Строителям приходилось работать, что называется, с «колес». Так, эшелоны с людьми и оборудованием Таганрогского завода №65 прибыли в Новосибирск 5 ноября. В течение месяца оборудование было смонтировано. И уже 7 декабря завод дал первую продукцию.

На огромной строительной площадке одновременно в разных местах шло создание разнопрофильных производств. Трудности и сложности преследовали строителей повсюду. Не хватало трудовых ресурсов, строительных материалов, техники. Заводы размещались в помещениях, первоначально предназначенных для других целей. Требовались их перепланировка, подведение соответствующих коммуникаций. Наряду с этим дополнительно делались пристройки к помещениям, возведенным ранее. Благодаря тому, что «Сиб-металлстрой» накануне войны располагал большим количеством готовых производственных помещений, а также зданий, находящихся в строительстве, здесь в течение нескольких месяцев удалось разместить очень много оборудования. По одним данным, численность установленных на комбинате станков оценивается в 2674 ед., по другим данным - в 5634 ед. [6, с. 119; 7, с. 15].

Еще меньшей в начале войны оказалась степень готовности строящегося в Красноярске завода «Сиб-тяжмаш». Руководство страны приняло решение разместить на нем один из крупнейших в стране Бежицкий завод тяжелого машиностроения, производивший паровозы и железнодорожные вагоны. В течение трех месяцев на стройку прибыло 5934 вагона с оборудованием эвакуированного завода общей массой 190 тыс. т [8, с. 65]. Первым делом, используя наличную технику, в приспособленных для этих целей помещениях уже в ноябре наладили выпуск минометов. Однако основной задачей было строительство машиностроительного завода. К концу 1942 г. в строй действующих вошли цех №1 с заготовительным и инструментальным отделениями, электростанция, механический, два механосборочных, чугунолитейный, котельный, кузнечно-прессовый, сталелитейный цехи. Предприятие стало изготавливать вооружение и боеприпасы, а также оборудование для цветной металлургии. Создание промышленного гиганта в Красноярске активно велось и в 1943-1944 гг. Ввод новых мощностей позволил освоить выпуск тяжелых разливочных кранов, очень нужных для предприятий черной металлургии.

Кроме этих предприятий, форсированными темпами достраивались многие другие заводы, начатые еще до войны: омские шинный и кордный, новосибирские металлургический, оловянный, Новокузнецкий

алюминиевый, многие энергетические объекты. Все они создавались либо на основе, либо с использованием оборудования эвакуированных предприятий. Строительство некоторых на время консервировалось, а затем вновь возобновлялось. Например, такая судьба выпала на долю новосибирского завода «Тяжстанко-гидропресс».

Пожалуй, еще большие сложности выпали на долю новостроек, начатых на неподготовленных площадках вдали от крупных городов. Им предстояло заново создавать производственную базу как промышленных предприятий, так и строительных организаций. Негде было размещать людей. В небольшом алтайском городке Рубцовске на пустырях начали строить сразу два крупных завода - тракторный и сельскохозяйственного машиностроения. Первый создавался на основе оборудования Харьковского тракторного завода, а второй - на базе эвакуированного Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения.

Сооружение заводов, а также теплоэнергоцен-трали было возложено на маломощный трест №5, входивший в Наркомат строительства СССР. А до тех пор, пока ТЭЦ не была построена, электроэнергией стройки, а затем и введенные в действие цеха обеспечивал энергопоезд. Строители совместно с кадровыми работниками, прибывшими с тракторным заводом, одновременно приступили к сооружению первоочередных чугунолитейного, сталелитейного, кузнечного цехов тракторного завода. Как и на других восстанавливаемых заводах, здесь возникли большие сложности с недостачей оборудования. Ремонт и изготовление недостающих деталей зачастую велся под открытым небом. В цехах, в которых ещё не было крыш, монтировали станки. На них, а то и вручную, вытачивали детали, собирали узлы. В июле 1942 г. была запущена в эксплуатацию ТЭЦ, получены собственные чугун и сталь. Первый гусеничный трактор сошел с конвейера 24 августа. Окончательно первая очередь Алтайского тракторного завода введена в эксплуатацию в январе 1944 г. К этому времени на нём построили 37 производственных объектов. До конца войны завод, являвшийся одним из немногих, производящих профильную продукцию, дал стране 7 тыс. гусеничных тракторов марки «АТЗ-НАТИ» [9, с. 157].

Интересна история создания крупного машиностроительного завода в пристанционном поселке Юрга Кемеровской области (с января 1943 г.). В конце лета сюда стало прибывать эвакуированное население, которое размещали в поселке, на военном артполиго-не, в близлежащих деревнях. Следом непрерывным потоком стало прибывать оборудование: сначала с Ленинградского металлического завода «Большевик», а позднее - с Ново-Краматорского завода. Оборудование доставлялось на территорию стройки по проложенной в срочном порядке железнодорожной

ветке и складировалось под открытым небом. Одновременно с погрузочно-разгрузочными работами шло создание временного жилья: каркасно-засыпных бараков и землянок (последние превалировали). Также быстро построили баню и больницу. Кинотеатр появился в поселке лишь через год.

Первыми строителями завода стали эвакуированные, военные строители, трудармейцы, прибывшие в составе рабочих колонн, заключенные. Квалифицированных строителей не хватало. Очень низкой была механизация труда. Первый экскаватор «Пионер» появился в Юрге лишь в 1943 г., а первый трехтонный кран - уже после окончания войны. Перевозка строительных материалов производилась в железнодорожных вагонах и на лошадях.

Подготовительный этап продолжался недолго. Уже вскоре принялись за сооружение основных цехов завода. Поначалу дело двигалось медленно. Лишь с приездом из Коврова Владимирской области большой группы профессиональных строителей ситуация стала изменяться. В еще не законченных строительством цехах шел ремонт станков, изготавливалось недостающее оборудование. В сентябре 1942 г. в Юргу из Сталинграда вместе с кадрами и техникой был перебазирован строительный трест №25 Наркомстроя СССР Появление этой организации в поселке придало строительно-монтажным работам на машзаводе новый импульс. К концу 1942 г. весь поселок представлял собой одну большую строительную площадку. На ней трудилось более 3 тыс. строителей [10, с. 153, 160].

Знаменательной датой в истории Юргинского машиностроительного завода стало 6 февраля 1943 г. Решением Государственного комитета обороны он был введен в действие. В этот же день первые пушки, изготовленные на только что родившемся предприятии, отправили на фронт.

Восстановление всех эвакуированных предприятий очень серьезно осложнялось некомплектностью оборудования, его неисправностью. Часть эшелонов попадала под бомбежки, прибывала с большими потерями. Что-то сломалось еще на стадии демонтажа, что-то погибло и потерялось при транспортировке, что-то разворовали. В связи с этим строители-монтажники часто не могли составить полной технологической линии. Поэтому до того, как вновь смонтировать станок, иное оборудование, предстояло заблаговременно отремонтировать отдельные узлы и детали.

Несмотря на многочисленные трудности, сибиряки быстро восстанавливали эвакуированные заводы. Для этого строительно-монтажные работы часто организовывались в три смены. В ночное время строящиеся объекты освещались мощными лампами и прожекторами. Новые здания возводились с облегченными стенами и перекрытиями. Вместо металла и железобетона широко использовалось дерево. Все это позволяло сократить сроки строительства и ускорить

ввод в эксплуатацию производственных мощностей по производству вооружения, боеприпасов и другой продукции. Конечно же, при этом приходилось жертвовать качеством строительства.

Численность восстановленных и вновь построенных предприятий в Сибири исчислялась сотнями. В одном Новосибирске создано более двух десятков только новых крупных заводов военнопромышленного профиля, а также построено много мелких. В регионе постоянно росла потребность в электроэнергии. Поэтому строителям и монтажникам пришлось в короткие сроки дополнительно возводить множество энергетических объектов. Они также укомплектовывались демонтированным и перебазированным с запада оборудованием.

Подводя итог, отметим, что основная часть строительно-монтажных работ по восстановлению в Сибири эвакуированных сюда предприятий пришлась на первые полтора года войны. К концу 1941 г большая часть перебазированных предприятий начала выпускать оборонную или иную продукцию, необходимую воюющей стране и ее населению. А уже к середине 1942 г. многие предприятия достигли довоенных объемов производства, а некоторые даже превысили их. Для удовлетворения все нарастающих потребностей армии в вооружении и боеприпасах происходило дальнейшее расширение промышленных предприятий, не прекращалось новое строительство стратегически важных объектов. В соответствии с решаемыми задачами изменялись и объемы ассигнований, направляемых советским руководством в регион.

Капиталовложения в сибирские стройки

В первый период войны капитальные вложения в экономику Сибири резко возросли как в абсолютных, так и относительных показателях. Если в 1940 г доля Сибири в общем объеме инвестиций СССР составляла 7%, то в 1942 г. - 18%. В последующие годы она сократилась, хотя оставалась более высокой, чем в предвоенный период. В целом за 1941-1945 гг в Сибирь была вложена десятая часть от общего объема капиталовложений страны (см. табл.) [11, с. 235-237]. Из них почти две трети было направлено в Западную Сибирь, а остальная часть - в Восточную Сибирь. В Сибири объем капитальных вложений за 4,5 года (с 1 июля 1941 по 31 декабря 1945 г.) вырос по сравнению с предвоенными годами почти на 30%, тогда как в целом по СССР он даже немного сократился.

В начале войны большая часть средств расходовалась на перевод заводов, фабрик, артелей на выпуск продукции военного назначения. На одних предприятиях провели перепланировку, перемонтировали станки, добавили недостающие. Другие подверглись более глубокой реконструкции. На них построили новые участки и цехи. В основном строительно-

монтажные работы велись хозяйственным способом. Но уже к концу 1941 г. всё большая часть инвестиций стала направляться на восстановление эвакуированных заводов. Структурная перестройка охватила все хозяйство региона. С точки зрения отдельных отраслей промышленности капитальные вложения распределялись следующим образом (%):

Из приведенных данных видно, что подавляющая часть средств вкладывалась в восстановление эвакуированных заводов, строительство новых предприятий, занимающихся напрямую производством боеприпасов и вооружения, или тех отраслей, которые обеспечивали машиностроение, металлообработку необходимым сырьем, обеспечивали их электроэнергией и топливом. О масштабах проделанной в Западной Сибири работы убедительно свидетельствуют такие данные. Общий выпуск промышленной продукции с 1940 по 1942 г. вырос в 2,4 раза, а производство военной продукции -в 27 раз [12, с. 51, 77].

На втором этапе войны (1943-1945 гг.), в связи с началом восстановления освобожденных районов СССР, доля Сибири в общесоюзном объеме капиталовложений несколько сократилась. При этом абсолютные размеры инвестиций оставались весьма значительными. Они направлялись на завершение строительства заводов, перестановку оборудования, укрепление стен и фундаментов. Крупное строительство в эти годы велось в Кузбассе. Основная часть капиталовложений вкладывалась в развитие угольной и металлургической промышленности, машиностроения, металлообработки и энергетики. В этот период кроме уже перечисленных ранее вошли в строй действующих такие крупные промышленные предприятия, как Барнаульский и Бийский котельные заводы, Рубцовский сельскохозяйственного машиностроения, новосибирские «Тяжстанкогидропресс» и металлургический, Томский шарикоподшипниковый, сталинские алюминиевый и ферросплавный, красноярские комбайновый и гидролизный, канские хлопчатобумажный и гидролизный и многие другие. В это же

- машиностроение, станкостроение, оборонная промышленность - 60,2;

- черная и цветная металлургия - 20,5;

- электропромышленность - 5,1;

- топливная и химическая - 8,0;

- электростанции - 3,6;

- прочие отрасли промышленности - 2,6.

время увеличили свои производственные мощности практически все крупнейшие сибирские заводы.

В годы войны в сибирских городах резко обострилась жилищная проблема. Одним из основных способов ее решения стало возведение жилья временного типа. Нового каменного строительства в городах долгое время не велось, заканчивалось лишь сооружение зданий, начатых ранее. В градостроительном развитии городов в первые годы войны произошел откат назад. В подавляющей части жилые дома строились из дерева. В городах появилось много бараков, небольших индивидуальных домов. И уж совсем никак не вписывались в городскую среду землянки и полуземлянки. А они появлялись тысячами и не самовольно, а на основе решений городских властей и руководителей промышленных наркоматов. Такие решения принимались в связи с необходимостью размещения многих тысяч рабочих эвакуированных заводов и членов их семей. Еще одним широко распространенным способом решения жилищной проблемы стала реконструкция чердаков жилых домов и их приспособление к проживанию людей.

В целом объемы жилищного строительства в Сибири в годы войны заметно сократились. А в тех городах, где они выросли, все же не соответствовали приросту населения. В Томске за первый военный год было создано 25 тыс. кв. м жилья преимущественно в помещениях временного типа. А в Новосибирске с 1 июля 1941 г. до конца 1945 г. построено 374 тыс. кв. м жилплощади. При высочайших темпах роста населения за этот период средняя обеспеченность одного жителя снизилась с 3,3 кв. м в 1940 г. до 2 кв. м в 1945 г. [9, с. 164; 13, с. 85].

Капитальные вложения государственных и кооперативных предприятий и организаций в 1938-1945 гг.,

млн руб. (в сопоставимых ценах*)

Период Капитальные вложения, млн. руб. Удельный вес в общем объеме капитальных вложений СССР

СССР, млрд руб. Сибирь Западная Сибирь Восточная Сибирь Сибирь Западная Сибирь Восточная Сибирь

3,5 года третьей пятилетки (1938 - первое полугодие 1941 г.) 20,7 1528 798 727 7,4 3,9 3,5

4,5 года (1 июля 1941 -31 дек. 1945 гг.) 20,0 1970 1263 707 9,8 6,3 3,5

* - В качестве сопоставимых приняты цены на 1 января 1984 г.

Производственно-технический и кадровый потенциал строительства

Для выполнения резко возросших объемов строительно-монтажных работ следовало в той же пропорции нарастить мощность строительных организаций, увеличить их численность. Решению этой задачи способствовала передислокация в Сибирь десятков подрядных трестов, а также отделов капитального строительства, входивших в состав эвакуированных предприятий. Лишь только в Новосибирск за пять последних месяцев 1941 г. прибыло 15 трестов и ОСМЧ вместе с техникой и персоналом. Однако кадрами они были обеспечены очень плохо. В наличии имелось лишь 2234 работника [14, с. 82]. Это вынудило местные власти в срочном порядке пополнять их численность из различных источников. Среди общестроительных и специализированных организаций, эвакуированных в Новосибирск, находились такие крупные строительно-монтажные части, как «Севкавтяжстрой», «Южэлектромонтаж», тресты «Госсантехмонтаж», «Строймеханизация» и др. Сюда же на время перебазировалось одно из главных управлений Наркомстроя - Главсредазстрой.

Строительные тресты направлялись и в другие города, в которых шло восстановление поступивших из западных районов предприятий. Возведение заводов сельскохозяйственного машиностроения и тракторного поручалось передислоцированному в Рубцовск тресту №5 Наркомстроя СССР. В Ста-линск направлен трест №53 этого же ведомства, а в Красноярск для сооружения комбайнового завода и «Сибтяжстроя» - эвакуированный из Харькова трест №26. Его субподрядчиками стали также перемещенные в Красноярский край специализированные тресты «Южспецстрой», «Южэлектромонтаж», «Союзпром-механизация». Эвакуация подрядных организаций происходила и в 1942 г. Так, в конце года, как уже отмечалось, в пос. Юрга из Сталинграда был перемещен строительный трест №25.

Уже в первые военные месяцы строительное производство, так же, как и промышленность, перестраивалось на военный лад. В системе Наркомата по строительству были созданы особые строительномонтажные части (ОСМЧ). Это были в какой-то мере военизированные мобильные организации, лучше других обеспечивающиеся строительной техникой, материалами и квалифицированными кадрами. ОСМЧ и их отдельные подразделения можно было оперативно перебрасывать с одних строек на другие, что позволяло в короткие сроки концентрировать рабочих и технику на сооружении военных объектов.

В целом по сравнению с довоенным уровнем в Сибири, и прежде всего в ее западной части, потенциал строительной индустрии значительно укрепился. Быстро росла производственная мощность и численность первичных строительных организаций. Так,

в Красноярском крае их сеть за военные годы увеличилась на 25 единиц [15, с. 212]. Но, как и до войны, механизация строительно-монтажных работ сохранялась на очень низком уровне. Парк строительных машин почти не пополнялся. Транспортировка большей части строительных материалов, оборудования и других грузов осуществлялась преимущественно на лошадях. Грузовиков было мало. К тому же их техническое состояние постоянно ухудшалось. Внутри строительных участков строители перемещали грузы вручную, на тачках, «козах», лебедках и с использованием иных приспособлений. Экскаваторы и краны на сибирских стройках были большой редкостью.

Никогда ни до, ни после войны строительные организации Сибири не испытывали такого «кадрового голода». Комплектовать трудовые коллективы приходилось в условиях острого дефицита трудовых ресурсов. Многие строители были призваны в Красную армию и отправились на фронт. В это же время расширялась сеть строительных организаций. Перед многими из них стояли задачи в короткие сроки восстановить или построить заново крупнейшие объекты. А для этого следовало создать многотысячные коллективы. Так, уже к 1 августа на строительной площадке новосибирского комбината №179 численность работников треста №1 Наркомата боеприпасов СССР была доведена до 25300 чел. Кроме 15200 чел., состоящих в штате строительной организации комбината, к работам привлекалось 2500 чел. из субподрядных организаций, 800 «стройбатовцев», 6800 заключенных [14, с. 125].

Проблему обеспечения кадрами начали решать путем привлечения неработающего трудоспособного городского и сельского населения, выпускников школ ФЗО (фабрично-заводского обучения). Вскоре в Сибири стал численно нарастать такой источник пополнения трудовых коллективов, как эвакуированное население. Помимо этого, советские и партийные организации стали проводить политику по частичному переводу трудовых ресурсов из непроизводственной сферы в отрасли материального производства, в том числе и в строительство. Другим важным источником пополнения строительных организаций стало население других областей и республик СССР, поступающее в сибирские города по мобилизации. Еще до войны на стройках широко использовался труд различных «спецконтингентов». С середины 1941 г. их стало еще больше. К заключенным добавились «спецпереселен-цы» из Поволжья, Западной Украины, Западной Белоруссии, из республик Прибалтики (забегая вперед, отметим, что с конца 1944 г. на стройках появился еще один спецконтингент - военнопленные германской армии и ее сателлитов, а еще через год - интернированные в Сибирь военнослужащие Квантунской японской армии). В связи с повсеместным недостатком кадров значение вольного найма как формы пополнения

рабочей силы резко сократилось. Все большая часть новичков поступала на стройки в централизованном порядке. Секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) в своем выступлении на VI пленуме обкома отмечал, что строительные организации области (в то время из нее еще не выделились Кемеровская и Томская области) во втором полугодии 1941 г. получили через организованные формы пополнения 85 тыс. рабочих [14, с. 242].

Поскольку местных трудовых ресурсов не хватало, их привлекали из других районов страны. Много рабочих колонн было сформировано в Казахстане и среднеазиатских республиках СССР. В апреле 1942 г. на 38 стройках Новосибирской области использовались «бойцы», состоящие в 53 рабочих колоннах [14, с. 316]. Качественный состав этих кадров находился на низком уровне. Среди них было очень мало профессиональных строителей, людей, ранее работавших на индустриальных объектах. По социальному составу большинство до призыва относилось к крестьянству. Среди бойцов четырех рабочих колонн, прибывших в июле-ноябре 1941 г. в ОСМЧ «Севкавтяжстрой», шоферы и трактористы составляли 5% от общей численности, столько же было станочников по обработке металла, немногим более 20% - плотники и столяры. Штукатуров, бетонщиков, арматурщиков вообще не оказалось. Большая часть таких работников могли использоваться лишь в качестве разнорабочих. Поэтому трудовым колоннам поначалу поручались тяжелые физические работы, где от исполнителей не требовалось высокой квалификации. Одновременно организовывалось их профессиональное обучение [16, л. 34].

По сравнению с предвоенным годом в 1942 г. численность персонала, занятого на строительномонтажных работах, в целом по СССР сократилась наполовину. В это же время в Сибири она выросла на 10% и составила 132 тыс. чел. (без учета привлекаемых к работам заключенных и других спецконтин-гентов). Весь прирост обеспечила Западная Сибирь. В этом регионе численность строителей увеличилась с 72 до 88 тыс. чел., или на 22%. В Восточной Сибири произошло некоторое сокращение численности: с 48 тыс. чел. в 1940 г. до 44 тыс. чел. в 1942 г., или на 8,3%. В последующие годы, после решения основной задачи - восстановления эвакуированных предприятий, численность строителей в Сибири стала сокращаться. В 1943 г. здесь насчитывалось 107 тыс. чел., в 1944 г. - 106 тыс., а в 1945 г. - 99 тыс. чел. В целом же по СССР и РСФСР в последние военные годы численность рабочих и служащих, занятых на строительно-монтажных работах, быстро нарастала. Если в 1940 г. доля Сибири в общесоюзной численности строителей составляла 7,1%, то в 1942 г. - уже 15,7%. А к 1945 г. она вновь снизилась до 6,5% [17, с. 88]. Этот показатель был близок к удельному весу

капитальных вложений, осваиваемых в Сибири в последний военных год. Основная часть строителей в этот период направлялась на восстановление освобожденных районов страны.

Поскольку восстановление эвакуированных и строительство новых заводов проходило в крайне сжатые сроки при наличии множества лимитирующих факторов, заметно возросли роль и значение инженерно-технических кадров. С учетом важности и сложности инженерного труда в военный период он стал оплачиваться намного выше, чем труд рабочих. Управленческому персоналу приходилось не только больше работать, но и тратить много времени на учебу. Изменения, по сравнению с мирным временем, в организации производства и труда требовали осмысления и усвоения военного опыта ускоренного восстановления предприятий и их перевода на выпуск военной промышленности. Для его изучения строительные тресты были вынуждены организовывать курсы повышения квалификации инженерно-технических работников, семинары прорабов, мастеров, бухгалтеров и нормировщиков.

Трудовая активность строителей

Успехи в развитии строительного производства были достигнуты в результате больших усилий работников отрасли. Трудовой героизм в годы войны стал массовым, повседневным, широко распространенным явлением. Он базировался на патриотизме трудящихся, на их сознательном стремлении внести посильную лепту в победу над врагом. Немаловажное значение имела деятельность общественных организаций. Через средства массовой информации, повседневную работу внутри трудовых коллективов они инициировали производственную активность строителей.

Социалистическое соревнование обогатилось новыми формами. Главным его содержанием было ускоренное сооружение объектов при возможно минимальном расходовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Основными видами социалистического соревнования были движения двухсот-ников, многосотников, тысячников, комсомольско-молодежных и фронтовых бригад, новаторов и рационализаторов.

Соревновательные почины двухсотников перерастали в движения пятисотников, затем тысячников. Признанным лидером среди последних в Новосибирске стал знатный каменщик особого строительномонтажного управления №3 ОСМЧ «Севкавтяжстрой» С.С. Максименко. В разряд тысячников он вошел 26 октября 1941 г. Работая с двумя подручными, новатор уложил в смену 12800 кирпичей, что составило 1020% нормы. Ровно через полгода С.С. Максименко установил новое, ещё более высокое достижение, уложив за смену 44 тыс. кирпичей, побив тем самым мировой рекорд, установленный в 1934 г. американцем Голливудом [18, с. 91]. Еще один виртуоз-строитель,

достигший вершин профессионального мастерства, трудился на строительстве машиностроительного завода в Юрге. «Чудо-каменщик», как называли И.С. Заболеева, укладывал в смену до 10 тыс. штук кирпича [10, с. 195].

В военное время активно внедрялись скоростные методы строительства. Сокращение сроков сооружения объектов в этот период являлось насущной необходимостью. С этой целью пересматривалась проектная документация. Насколько возможно упрощались конструкции, габариты, устранялись любые «излишества», предусматривалась возможность использования имеющихся в распоряжении строительных организаций местных материалов. Пересмотр проектной документации давал большую экономию времени и средств. Только в тресте «Сибстройпуть» экономия за 1941-1944 гг. составила более 60 тыс. человеко-дней, 1,2 тыс. т цемента, 9 тыс. куб. м пиломатериалов, 6,8 млн руб. [19, с. 135].

Таким образом, строители в военное время внесли весомый вклад в быстрый рост производственного потенциала региона, в перестройку экономики на удовлетворение нужд фронта. Финансовые, материальные, трудовые ресурсы, строительные материалы и оборудование концентрировались на восстановлении эвакуированных промышленных предприятий, сооружении и расширении заводов оборонной промышленности, а также на возведении объектов энергетики, черной и цветной металлургии, химической

и фармацевтической промышленности, железнодорожного транспорта. Строительство велось ускоренными темпами по специальным проектам военного времени, нацеленным на упрощение и удешевление производственного процесса, экономию дефицитных материалов, замену их местными аналогами. Такой подход потребовал изменения системы организации строительного производства на всех его стадиях. Для военного и восстановительного строительства было характерно непрерывное (трехсменное) ведение строительных и монтажных работ с максимальным совмещением производственных процессов. По сравнению с более ранним периодом произошли изменения в воспроизводственной структуре. Уменьшилась доля инвестиций на чисто строительные работы и, наоборот, увеличился удельный вес средств, затрачиваемых на монтажные работы и на оборудование. В 1941-1945 гг. еще более ярко обозначился дисбаланс в распределении финансовых и материальных ресурсов между производственным и гражданским строительством. В Сибири возводилось преимущественно временное жилье и почти полностью прекратилось строительство объектов социально-культурного назначения. Для освоения стремительно возросших объемов капиталовложений в регионе пришлось соответствующим образом укрепить производственно-техническую базу стройиндустрии, организовать труд занятых в отрасли работников таким образом, чтобы он в большей мере отвечал специфическим условиям военного времени.

Библиографический список

1. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг - М., 1961. - Т. 2.

2. Рабочий класс Сибири в период упрочения и развития социализма. - Новосибирск, 1984.

3. Кузнецов И.И. Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. - Иркутск, 1974.

4. Савицкий И.М. Важнейший арсенал Сибири. Развитие оборонной промышленности Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны. - Новосибирск, 2005.

5. Левобережье Новосибирска. Страницы истории. -Новосибирск, 1999.

6. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства (1893-1945 гг.). - Новосибирск, 1978.

7. Савицкий И.М. Оборонная промышленность Новосибирской области. Опыт послевоенного развития (19461963 гг.). - Новосибирск, 1996.

8. Докучаев Г. А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. - Новосибирск, 1968.

9. Васильев Ю.А. Сибирский арсенал. Деятельность партийных организаций Сибири по развитию промышленности в период Великой Отечественной войны 19411945 гг. - Свердловск, 1965.

10. Галкин Н.В. История Юрги. - Кемерово, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Капитальное строительство в СССР : стат. сб. - М., 1986.

12. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М., 1948.

13. Долголюк А.А., Ефимкин М.М., Ламин В.А. Трансформационные процессы в социально-индустриальной структуре Новосибирской области в ХХ столетии. - Новосибирск, 2005.

14. Оборонная промышленность Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны : сборник документов. -Новосибирск, 2005.

15. Докучаев Г. А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. - М., 1973.

16. Государственный архив Новосибирской области. -Ф. 1755. - Оп. 1. - Д. 2.

17. Дьяков Ю.Л. Капитальное строительство в СССР. 1941-1945. - М., 1988.

18. Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. - Новосибирск, 1997.

19. Виноградов В.Я. Строители в годы Великой Отечественной войны (по материалам Новосибирской области) // Бахрушинские чтения. - Вып. 1. - Новосибирск, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.