Научная статья на тему 'Капитализация регионального рынка страхования'

Капитализация регионального рынка страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / СТРАХОВАНИЕ / REGIONAL MARKET / CAPITALIZATION / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнева Ольга Вячеславовна

Показан механизм трансформации внутренних ресурсов региональных страховых компаний. Определены перспективные направления развития отраслей страхования на региональном рынке. Разработаны сценарии развития страховых компаний на региональном страховом рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPITALIZATION OF REGIONAL INSURANCE MARKET

The mechanism of transformation of inner resources of regional insurance companies is shown. The perspective directions of insurance branches development on regional market are determined. The scenarios of insurance companies’ development on regional insurance market are developed.

Текст научной работы на тему «Капитализация регионального рынка страхования»

УДК 332.142

КАПИТАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА СТРАХОВАНИЯ

© Ольга Вячеславовна СЕЛЕЗНЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра финансов и банковского дела,

e-mail: ttn58@mail.ru

Показан механизм трансформации внутренних ресурсов региональных страховых компаний. Определены перспективные направления развития отраслей страхования на региональном рынке. Разработаны сценарии развития страховых компаний на региональном страховом рынке Ключевые слова: региональный рынок; капитализация; страхование.

С момента своего зарождения в России негосударственное страхование долгие годы развивалось в опасной и чреватой осложнениями обстановке. Но и сейчас трудностей меньше не стало. Если раньше страховые компании боролись за выживание, то сейчас на первый план выходят для одних вопросы управления взрывным ростом, для других -разделения страхового бизнеса, для третьих -выхода на заданные законодательством параметры. Российские страховщики поставлены перед жесткой необходимостью приводить свои показатели в соответствие с требованиями новой редакции закона о страховании.

Большинство зарегистрированных в России компаний оказывается потенциально закрываемыми из-за недостаточного объема уставного капитала.

Недокапитализированность российской страховой отрасли - это слабое место. Совокупный уставный капитал всех страховых компаний, состоящих в едином государственном реестре страховщиков растет высокими темпами, он все еще остается на уровне, едва ли гарантирующем (при неблагоприятном развитии страхового бизнеса) выполнение суммарных обязательств всех страховщиков. Материализуется лишь малая часть этих обязательств, тем не менее, совокупный капитал всех российских страховщиков выглядит на их фоне явно недостаточным при определяющем росте совокупной страховой суммы [1].

Многим страховым компаниям удается привлекать дополнительные средства через механизм эмиссии акций, распространяемых по закрытой подписке.

Для подавляющего большинства страховщиков привлечение дополнительных

средств дается с огромным трудом, несмотря на огромный приток средств в Россию и наличие на рынке избыточной ликвидности. С точки зрения потенциальных инвесторов, страховые компании не выглядят привлекательным объектом вложения с понятным и открытым для анализа бизнесом. Большинству ориентированных на внутренний рынок компаний, к числу которых относятся и страховые общества, привлекать средства зарубежных источников также намного труднее, чем экспортоориентированным компаниям.

Страховщики, как и прочие хозяйствующие в России субъекты, не склонны показывать свою настоящую прибыль, которую можно было бы направить на увеличение акционерного капитала. А большой размер собственных средств позволял бы наращивать объем и размер принимаемых на страхование рисков, улучшать финансовые показатели.

Некоторые независимые и не входящие в состав страховых групп российские страховые компании решат проблему капитализации путем вывода операций по страхованию жизни в специально создаваемые для этого общества взаимного страхования, что не приведет к увеличению численности внесенных в реестр страховых компаний.

Существующие ресурсы (финансовые, человеческие, организационные и технологические) и фонды должны быть сконцентрированы в наиболее эффективных страховых обществах, которые будут более конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Российские транснациональные корпорации (энергетические и металлургические), приобретающие активы за

рубежом, могут со временем направить за рубеж и аффилированные с ними страховые компании (они уже сегодня страхуют зарубежные грузоперевозки тех финансовопромышленных групп (ФПГ), в состав которых и входят) [2]. Некоторые эксперты полагают, что для России более всего подходит открытая финансовая модель, обеспечивающая «трансформацию внутренних сбережений в глобальные инвестиции».

Механизм трансформации внутренних ресурсов страховых компаний в инвестиции показан на рис. 1.

Некоторые западные страховые корпорации предпочли бы открывать в России не свои дочерние общества, а только офисы и

филиалы или вообще вести деятельность в трансграничном режиме. Но, как известно, трансграничное страхование было запрещено в большинстве стран Центральной Европы [3].

Главной движущей силой консолидации страхового бизнеса как в секторе страхования жизни, так и в рисковых видах должно выступать не законодательное и административное принуждение, а действие рыночных механизмов. Если говорить о количестве компаний страховой отрасли, то основная сила, которая будет подвигать страховщиков к объединению - это конкуренция. То есть необходимо объединение национальных страховщиков, создание альянсов и партнерств с зарубежными операторами.

Уставный

капитал

Эмиссия Прибыль Вывод операций Транснациональные Страхование

акции по страхованию корпорации, зарубежных перевозок

по закрытой жизни направление за рубеж транснациональных

подписке в общества аффилированных корпорации

взаимного с ними страховых

страхования компаний

Трансформация внутренних сбережений в глобальные инвестиции

"У"

У

Развитие страхового рынка

Рис. 1. Механизм трансформации внутренних ресурсов страховых компаний в инвестиции

Однако санация на страховых и финансовых рынках происходит безостановочно, меняется только набор проблем, а нынешняя ситуация в этом плане не выглядит чрезвычайной [1].

Страховые компании в основной своей массе легко пережили предыдущее повышение минимального размера уставного капитала. Одни принимали стандартный набор мер по привлечению дополнительного капитала, другие предъявили банковские справки о наличии необходимых средств на их банковском счете.

Это не означает, что небольшие компании обязательно становятся проблемными, а крупные - эффективными. Объединение нескольких слабых компаний также не даст результата. Наибольший эффект, по нашему мнению, происходит от установления партнерских отношений с зарубежными участниками рынка, от реализации совместных проектов [2].

Таковы два важнейших фактора повышения уровня конкурентоспособности российских страховщиков: повышение уровня капитализации и установление транснациональных партнерств и альянсов.

Что касается одной из наиболее обещающей и одновременно привлекательной для международных корпораций отрасли страхования - страхования жизни, то в ближайшие годы следует ожидать появление всего 3-6 новых и более мощных зарубежных участников. Но на эту отрасль страхования имеют виды и отечественные страховщики.

Некоторые из них (например, Ингосстрах) начали работу в этом секторе «с чистого листа» и, по нашему мнению, с хорошими шансами на успех. Эта компания может рассчитывать не только на свой бренд и репутацию, но и на налаженные каналы инвестирования и размещения резервов.

Что касается другой, на наш взгляд, перспективной отрасли страхования - страхование автогражданской ответственности, то здесь у данной страховой компании имеется опыт работы с массовой клиентурой.

Но Ингосстраху могут составить конкуренцию другие российские страховщики,

входящие в состав промышленно-финансовых или банковско-страховых холдингов: Росгосстрах, РОСНО, РЕСО-Гарантия. У каждого есть серьезные заделы и мощные банковские партнеры.

Свое преобладание национальные страховщики наверняка удержат и в страховании грузов: иностранные корпорации, как правило, страхуют направляемые в Россию грузы лишь до момента пересечения ими государственной границы.

Есть сомнения и по поводу того, что иностранцы - при нашей медицинской базе -всерьез займутся медицинским страхованием.

Таким образом, для российских страховых компаний перспективными представляются такие направления маркетинговой деятельности (рис. 2) на отраслевом страховом рынке, как:

- страхование жизни;

- страхование автогражданской ответственности;

- страхование грузов;

- медицинское страхование;

- страхование промышленных объектов;

- страхование финансовых инвестиций от политических и коммерческих рисков, экспортных кредитов, банковских депозитов и т. п.

Инвентаризацию конкурентных преимуществ резидентов и нерезидентов можно было бы продолжить, но и без того ясно, что есть и экономические, и географические, и естественные пределы для иностранной экспансии. Даже западные корпорации, реализующие проекты в России и стремящиеся к сокращению издержек, не во всех случаях будут обращаться только к своим традиционным страховщикам, точно так же, как они не заказывают аудит только у международных аудиторских фирм.

Существует ряд отраслей, сфер хозяйственной деятельности, где могут работать только отечественные страховщики.

При этом разделение труда и размежевание резидентов и нерезидентов будут сопровождаться и вторжением на территории друг друга.

Рис. 2. Перспективные направления развития отраслей страхования на региональном рынке

Количество компаний заметно не уменьшается. В России для этого слишком много самых разнообразных рисков и отдаленных регионов, где нецелесообразно учреждать филиалы. От этого ограждают и лимит для страховых компаний с иностранными инвестициями (четверть от совокупного уставного капитала всех страховых организаций, работающих в России), и антимонопольное законодательство, и естественные пределы для иностранной экспансии. Конкуренция при этом будет разворачиваться не только между российскими и транснациональными, но и между собственно иностранными (прежде всего, между германскими и американскими) компаниями [3].

Таким образом, перспективным является не фронтальное противостояние российских и зарубежных страховщиков, а расширение практики сотрудничества и партнерства между ними. Каждый из участников страхового партнерства вносит в него свои активы: известную марку, капиталы, технологии, выход на зарубежные рынки, доступ к клиентской базе, возможность привлечения средств. Альянсам будут способствовать давние и прошедшие через самые серьезные испытания связи между российскими страховщиками и ведущими западными перестраховочными корпорациями.

Западные страховые корпорации, чей выход на рынок вызывает противоречивые чувства и порождает противоположные ожидания, сейчас - после серии катастрофических убытков, после крупных потерь на фондовом рынке - испытывают дефицит средств для освоения новых страховых территорий. Вопрос для них сегодня стоит не столько о выходе на новые рынки, сколько об уходе с уже разработанных и освоенных - для экономии издержек путем концентрации на наиболее емких секторах и географических зонах.

Проблема оптимизации численности операторов отраслевого страхового рынка (страховых компаний) будет решаться во многом за счет регионов. Наблюдается диспропорция: в то время как подавляющее большинство промышленных предприятий расположены в регионах, большая часть страховых компаний размещается именно в Москве. Этот дисбаланс лишь отчасти оправдывают его столичные функции. Заметим, что страхование собственно промышленных объектов занимает скромное место во всем объеме страховых операций как по страховым взносам, так и по страховым возмещениям [3].

Основные сценарии развития региональных страховых компаний на отраслевых страховых рынках, по нашему мнению, таковы (рис. 3):

Рис. 3. Сценарии развития страховых компаний на региональном страховом рынке

- саморазвитие компаний изначально рыночной ориентации (рост на собственной базе);

- привлечение иностранных инвесторов (прямых или портфельных);

- приглашение иностранных менеджеров или консультантов;

- привлечение капитала с открытого финансового рынка;

- создание абсолютно новых страховых компаний «с чистого листа» и ФПГ банками, компаниями нефинансового сектора;

- выход на рынки сопредельных регионов (округов), столичный страховой рынок («обратная экспансии») при наличии требуемой административной поддержки.

Дешевых вариантов среди отмеченных

нет.

Число общефедеральных компаний может составить в среднесрочной перспективе от 10 до 20. В каждом из семи федеральных округов оформятся несколько опорных компаний. Нет оснований ожидать существенных изменений в численности специализированных страховых компаний [1].

Приход к этому российским страховым сообществом будет растянут во времени. Ни сокращение численности действующих страховых компаний, ни приход на рынок ряда глобальных страховых операторов не создадут сбоев в функционировании рынка.

По мере развития экономических процессов и по ходу реформирования рыночных институтов страховое дело становится инте-

ресным для многих не только как защита от рисков, от разрушительных последствий их материализации, но одновременно и как объект инвестиций, и как источник капитала. Объем страховой премии, аккумулируемой страховщиками, растет высокими темпами на протяжении последних нескольких лет. Поскольку уровень убыточности при этом остается на прежней отметке, в распоряжении страховщиков остаются значительные средства, которые могут быть направлены и на повышение уровня капитализации, и на развертывание операций на новых для себя направлениях, и на наращивание резервов.

В табл. 1 показано потребление страховых услуг взрослым населением.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Агентство массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ) провели исследование «Страхователь: прогноз потребительских диспозиций». Опрос проводился по четырехступенчатой стратифицированной схеме среди 1600 респондентов из 39 регионов. Популярность видов страхования практически не изменилась (табл. 2).

Среди добровольных видов лидирует страхование городских квартир - 5,7 млн человек приобрели соответствующие полисы, программы КАСКО приобрели 4,8 млн человек и, наконец, воспользовались услугами по страхованию загородных строений 2,5 млн человек.

Исследования подтвердили зависимость между уровнем потребления страховых услуг и количеством жителей в тех или иных населенных пунктах. Так, в городах-миллионни-ках и в городах с численностью населения более 500 тыс. человек, а также в городах с населениям от 100 до 500 тыс. человек уро-

вень потребления страховых услуг оказался ниже, чем в маленьких городах и селах. Кроме того, существует зависимость потребления страховых услуг от уровня дохода населения. По мере увеличения субъективной оценки дохода сокращается доля граждан, не пользующихся страховыми услугами [1; 2].

Таблица 1

Потребление страховых услуг взрослым населением

Вид страхования Потребление страховых услуг, % опрошенных

ОСАГО 15,9

Страхование имущества (квартиры) 5,2

КАСКО 4,6

Страхование имущества (дачи) 2,3

Страхование детей от несчастных случаев (дети) 1,3

Страхование себя от несчастных случаев (взрослые) 1,1

Добровольное медицинское страхование 1,0

Страхование собственной жизни 0,9

Накопительное страхование детей к совершеннолетию 0,5

Страхование в поездках 0,4

Не покупал / не продлевал 75,5

Таблица 2

Потребление добровольных видов страхования

Виды страхования Доля заявивших о пользовании добровольными видами страхования, %

Страхование имущества (квартиры) 39,6

ОСАГО 33,5

КАСКО 31,1

Страхование имущества (дачи) 17,5

Страхование от несчастного случая (дети) 9,9

Страхование от несчастного случая (взрослые) 8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добровольное медицинское страхование 7,5

Страхование собственной жизни 7,1

Таблица 3

Договоры страхования, которые планируют перезаключить

Вид страхования Доля респондентов, намеренных перезаключить договор, %

ОСАГО 11,3

Страхование имущества (квартиры) 3,3

КАСКО 1,9

Страхование имущества (дачи) 1,9

Страхование от несчастных случаев (дети) 1,9

Страхование собственной жизни 1,2

Добровольное медицинское страхование 1,2

Страхование от несчастных случаев (взрослые) 1,1

Накопительное страхование к совершеннолетию детей 0,8

Страхование себя в поездках 0,6

Не буду перезаключать 6,1

Нет полисов 75,5

Затрудняюсь ответить 1,8

Таблица 4

Новые договоры страхования, которые планируют заключить в первой половине 2010 г.

Вид страхования Доля респондентов, намеренных заключить договор,%

ОСАГО 1,7

Страхование имущества (квартиры) 0,9

КАСКО 0,9

Страхование себя от несчастных случаев (взрослые) 0,9

Страхование от несчастных случаев (дети) 0,6

Страхование имущества (дачи) 0,6

Добровольное медицинское страхование 0,6

Накопительное страхование для детей 0,5

Страхование собственной жизни 0,5

Страхование себя в поездках 0,5

Не буду покупать 79,1

Затрудняюсь ответить 14,9

В целом страховой рынок будет развиваться несколько медленнее, чем это могло бы происходить. Так, данные опроса показывают, что только 16,6 % россиян намерены перезаключить договор страхования и еще 6 % купить новый страховой полис. Не намерены перезаключать договор страхования примерно 6,6 млн человек [3].

Опираясь на данные исследования, можно также выделить еще одну тенденцию: страхователи в силу тех или иных причин не переходят в другую страховую компанию, а вообще отказываются от страховых услуг. В 2010 г. таких пользователей было 6,6 млн человек, а это 15,1 % от общего числа потребителей. Лидером является ОСАГО (3 млн полисов), затем идет страхование квартир (990 тыс. полисов) и КАСКО (548 тыс. полисов).

Что касается тенденций прироста рынка в целом, то в первой половине 2011 г. население России приобрело 24,6 млн страховых полисов, из которых более половины (14,2 млн) по ОСАГО, 4,6 млн - по страхованию квартир, 3,1 млн - по КАСКО, 2,7 млн - по страхованию загородных строений.

Итак, основной проблемой страховой сферы в Российской Федерации являются невысокие темпы роста регионального страхового рынка, который в большинстве случаев происходит за счет такой отрасли страхования, как обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО).

1. Клоков А.С., Толстых Т.Н. Рынок страховых услуг в Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 9 (65).

2. Клоков А. С., Толстых Т.Н. Особенности рынка страховых услуг РОСНО в регионе // Финансовое обеспечение дотационных регионов: монография по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2007.

3. Клоков А.С., Толстых Т.Н. Статистический анализ динамики и моделирование развития отраслевого страхового рынка: монография. Тамбов, 2009.

Поступила в редакцию 5.08.2012 г.

UDC 332.142

CAPITALIZATION OF REGIONAL INSURANCE MARKET

Olga Vyacheslavovna SELEZNYOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Finances and Bank Business Department, e-mail: ttn58@mail.ru

The mechanism of transformation of inner resources of regional insurance companies is shown. The perspective directions of insurance branches development on regional market are determined. The scenarios of insurance companies’ development on regional insurance market are developed.

Key words: regional market; capitalization; insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.