Эффективное использование средств на капитальный ремонт и реконструкцию старого жилого фонда во многом зависит от правильного и обоснованного отбора домов, принятия оптимальных проектных решений при минимальных затратах, соответствующих техническому состоянию ремонтируемого здания, выраженному через остаточный срок его эксплуатации после проведения капитального ремонта или реконструкции.
Наряду с задачами в области нового строительства вновь подчеркнута необходимость осуществления дополнительных мер по сохранности существующего жилищного фонда, активному проведению мер по его ремонту, модернизации и реконструкции.
Восстановить при реконструкции и застройке города ценный опорный фонд, не допустить необоснованного сноса, сохранить историческое лицо города -важные социальные вопросы.
Статья поступила 31.03.2015 г.
Библиографический список
1. Кутуков В.Н. Реконструкция зданий: учебник. М.: Высш. шк., 1981. 263 с.
2. Литвинова О.В. Анализ процессов инвестирования и реализации ремонтных мероприятий жилищного фонда // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. № 6 (11). 145 с.
3. Мешечек В.В., Ройтман А.Г. Капитальный ремонт, мо-
дернизация и реконструкция жилых зданий. М.: Стройиздат, 1987. 240 с.
4. Нечаев Н.В. Капитальный ремонт жилых зданий. М.: Стройиздат, 1990. 207 с.
5. Травин В.И. Капитальный ремонт и реконструкция жилых и общественных зданий: учеб. пособие для архитектурных и строительных спец. вузов. Р/Д.: Феникс, 2004. 256 с.
УДК 330
КАПИТАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ. ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ НА КАПИТАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТОВ
© О.В. Мурашова1, П.Н. Родионов2
Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Приведен анализ развития исследований понятия «капитализация». Описаны виды капитализации, рассмотрены сущность и недостатки видов капитализации с точки зрения использования ее для оценки стоимости капитала инвестиционно-строительного проекта. Рассмотрен инвестиционно-строительный проект с точки зрения поэтапного снижения доходности, вложенных в него инвестиций вследствие снижения проектных рисков. Проанализирован начальный, интеллектуальный этап реализации инвестиционно-строительного проекта с точки зрения капитализации в проект нематериальных активов и необходимости заложения гибких инструментов проектных решений.
Ключевые слова: капитализация; инвестиционно-строительный проект; управление капитализацией; этап интеллектуальной капитализации.
CAPITALIZATION OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS. DESIGN DECISION EFFECT ON PROJECT CAPITALIZATION O.V. Murashova, P.N. Rodionov
Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.
The article analyzes the development of capitalization concept researches. It describes the types of capitalization, considers their essence and disadvantages in terms of using capitalization for cost estimation of investment and construction project capital. The investment and construction project is considered from the point of view of a phased reduction in investment returns due to the decrease in project risks. An initial intellectual stage of the investment and construction project implementation is analyzed from the perspective of the capitalization of intangible assets in the project and the need for flexible tools of design decisions.
Keywords: capitalization; investment and construction project; capitalization management; the stage of intellectual capitalization.
Мурашова Ольга Bладимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве, тел.: (495) 2894919, e-mail: olga_mura@mail.ru
Murashova Olga, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Management in Construction, tel.: (495) 2B94919, e-mail: olga_mura@mail.ru
2Родионов Павел Николаевич, аспирант кафедры экономики и управления в строительстве, тел.84952894919, e-mail: rodionovp@mail.ru
Rodionov Pavel, Postgraduate of the Department of Economy and Management in Construction, tel.: B4952B94919, e-mail: rodionovp@mail.ru.
1B14-3520
BЕCТHИK ИрГТУ №6 (101 ) 201 б
237
Начало анализа теории капитала и классического описания сущности «капитализации» с позиции стоимости первым в своих трудах положил немецкий ученый, философ и экономист Карл Маркс. В процессе написания своих работ он не ввел определение капитализации, а сосредоточил свое внимание на исследовании сущности понятия «капитала». В свою очередь, капитал он рассматривал как некую абстрактную стоимость, способную приносить дополнительную стоимость [1].
Только со второй половины XX века зарубежные экономисты Г. Марковиц, У. Шарп и Ю. Фама, опираясь на работы К. Маркса, продолжили исследование капитализации и заложили фундамент непосредственно полноценному и глубокому исследованию самого понятия «капитализация».
В настоящее время среди зарубежных экономистов капитализация предприятия рассматривается, в основном, как рыночная оценка стоимости публичного общества. Такая трактовка капитализации стала распространенно в силу простоты определения рыночной стоимости акций предприятий, удобства получения информации и возможности оценить акции большинства крупных и средних предприятий через операции на фондовой бирже.
Современные отечественные ученые, занимающиеся вопросом капитализации, среди которых можно отметить М.П. Бовсуновскую, Т.А. Малову, Е.Е. Машь-янову, Г.И. Хотинскую, И.В. Христофорову, Н.Ю. Ясь-кову, предлагают рассматривать сущность капитализации с двух принципиально отличающихся друг от друга точек зрения: а) капитализация как состояние, б) капитализация как процесс. Это различие спроециро-валось в определении видов капитализации, которые представлены реальной, маркетинговой и рыночной видами капитализации [2, 3, 4].
Хронологически первой из трех вышеупомянутых видов капитализаций была определена реальная капитализация. Процесс реальной капитализации происходит посредством реинвестирования получаемой в результате осуществления деятельности предприятия прибыли в собственный капитал. Приращенный капитал при этом расходуется на приобретение оборотных и внеоборотных средств. Данный вид капитализации характерен реальным увеличением стоимости имущества предприятия. Наглядно, реальная капитализация отражается в III разделе баланса предприятия «Капитал и резервы» в строках: Уставный капитал, Резервный капитал и Нераспределенная прибыль. При этом в III разделе баланса учитывается также добавочный капитал и переоценка нематериальных активов, которые, в свою очередь, не имеют материально-вещественной формы и не могут быть использованы в хозяйственном процессе предприятия.
Непосредственно стоимость нематериальных активов учитывается в маркетинговой капитализации наравне со стоимостью материальных активов. К нематериальным активам следует отнести такие виды активов, как стоимость бренда, стоимость деловой репутации, авторские права, права на патенты и т.д. Маркетинговая капитализация, аналогично реальной
капитализации, отображает стоимость капитала в его текущем, единомоментном состоянии. Разница состоит лишь том, что при оценке маркетинговой капитализации, к реальной стоимости капитала добавляется желание потребителей конечного продукта платить дополнительную стоимость за такие преимущества, как узнаваемость бренда, надежность компании, уникальность производимого ею товара и т.д.
Рыночная капитализация, при широком распространении на Западе, также набирает популярность и среди отечественных экономистов. Суть этого вида капитализации состоит в том, что рыночную стоимость капитала, выраженную в цене предприятия, можно определить только при совершении сделки купли-продажи. В обычной хозяйственной практике это происходит в очень редких случаях. Однако те компании, чьи акции торгуются на фондовых биржах, могут определить свою рыночную капитализацию через совокупную рыночную стоимость акций в обороте.
Рыночная капитализация имеет ряд существенных недостатков для применения ее как в России, так и за рубежом:
во-первых, для России, с ее неразвитым фондовым рынком, механизм оценки капитализации через фондовые биржи можно применить только для 0,2% существующих на сегодняшний день компаний [2];
во-вторых, рыночная капитализация может как недооценивать капитализацию предприятия, так и существенно ее переоценивать в силу спекулятивных действий участников рынка;
в-третьих, рыночная капитализация в значительной мере зависит от политической ситуации как на внутригосударственном, так и международном уровне. Вследствие этого в течение короткого промежутка времени рыночная капитализация может значительно меняться в объеме без каких-либо существенных изменений в деятельности самого предприятия.
Результатом переоценки рыночной стоимости акций предприятий стал экономический кризис 2000-го года, спровоцированный действиями торговых спекулянтов на Американских фондовых биржах. На протяжении 1995-2001 гг., вследствие агрессивной рекламы и пропаганды бурного роста экономики в области компьютерных технологий, на биржах, торгующих ценными бумагами, был раздут ничем не обоснованный так называемый «экономический пузырь» в сфере 1Т-технологий, который уже в 2000 г. потерпел крах и обвалил все Американские фондовые рынки [5]. Другим примером, наглядно иллюстрирующим влияние на стоимость акций предприятий внешней и внутренней политической ситуации в стране, является падение индекса РТС (взвешенный по рыночной капитализации индекс широкого рынка акций России). Данное падение обусловлено негативной политической ситуацией, связанной с конфликтом на Украине в 2014 г. За период с июня 2014 г. (время пикового экономического и политического давления западных государств на Российскую Федерацию) по январь 2015 г. индекс РТС опустился со значения 1366 до значения 737 пунктов [6].
Таким образом, недостатком рыночной капитали-
238
ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015
1814-3520
зации является невозможность без помощи фондовых механизмов оценить стоимость подавляющего большинства действующих на территории России непубличных предприятий. С другой стороны, недостатком маркетинговой капитализации является отсутствие учета во всех расчетах стоимости будущего денежного потока как результата деятельности предприятия на базе имеющихся в его распоряжении материальных и нематериальных активов. Если для оценки рыночной капитализации предприятия, не имеющего собственных акций, свободно обращающихся на рынке, можно использовать метод оценки, применяемый перед выходом публичных компаний на IPO (в упрощенном варианте используется модель Гордона), то оценить влияние нематериальных активов на денежный поток предприятия без рыночных механизмов не представляется возможным.
В практике реализации инвестиционно-строительных проектов часто возникают ситуации, когда на этапе принятия решения о реализации проекта или на этапе выполнения проектных работ перед участником проекта встает вопрос оценки эффективности применения в проекте того или иного проектного решения, бизнес-идеи или компоновки нескольких таких решений и идей [7]. В разрезе капитализации работа по определению варианта проектных решений с максимально эффективным влиянием их на будущий денежный поток проекта является «интеллектуальным вкладом» в капитал проекта, который можно отнести к нематериальным активам и учесть в маркетинговой капитализации проекта. Таким образом, опираясь на стадии жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта, технологические процессы и используемые при реализации проекта ресурсы, автором статьи предлагается выделить следующие 3 этапа:
- интеллектуальная капитализация;
- капитализация этапа материального формирования;
- капитализация в процессе эксплуатации.
Риски, присущие каждому из этапов, снижаются по
мере приближения проекта к моменту окончания строительства и перехода его на стадию эксплуатации или продажи. Вместе со снижением рисков, согласно портфельной теории Г. Марковица [8], снижается и доходность инвестиций на каждом конкретном этапе реализации проекта. Таким образом, логично предположить, что максимальная скорость капитализации на вложенные инвестиции приходится на начальный, интеллектуальный, этап проекта. Этот этап включает в себя:
- формирование идеи проекта,
- определение его основных параметров,
- составление бизнес-плана,
- подготовку проектной документации,
- подготовку соответствующих активов и т.д.
Начальной точкой отчета можно считать момент
формирования идеи проекта. В зависимости от перспективности идеи и содержащегося потенциала полезности продукта для рынка (инновационный продукт или «ноу-хау») уже на этом этапе у будущего проекта
начинает формироваться интеллектуальная капитализация. Этот этап характеризуется «самостоятельностью» составляющих его элементов. Каждый элемент, будь то идея, правильно подобранный актив, компетентно разработанная проектная документация, используемая технология и т.п., может существовать независимо друг от друга, имея при этом свою собственную стоимость на рынке. Кроме этого, они (элементы) могут существовать не в единственном числе или варианте, что позволяет комбинировать составляющие элементы в структуру проекта для достижения максимальной эффективности их использования. Это дает возможность уже на первоначальном этапе заложить в основу проекта такие решения, которые позволят в будущем его максимально и быстро реализовать. В процессе прохождения проектом этапа «интеллектуальной» капитализации при условии компетентного подбора составляющих его элементов реализуется эффект синергии капитализации этих элементов. Капитализация каждого нового элемента в проекте добавляет не просто его добавочную стоимость, а его стоимость, помноженную на повышающий коэффициент.
Воплощая заложенную идею, проект до формирования его в виде объекта недвижимости проходит несколько фаз жизненного цикла. На каждой фазе субъект капитализации имеет возможность реализовать проект в виде определенного продукта, например: земля с бизнес-идеей; земля с подготовленной градостроительной документации; земля с проектом и полученным разрешением на строительство и т.п.
При этом субъект инвестиционно-строительного проекта при реализации своего продукта сталкивается с рыночным законом спроса и предложения.
В свою очередь, рынок, получая новый «продукт», оценивает его «полезность» и цену, запрашиваемую за этот продукт. Помимо положительных сценариев развития процесса реализации продукта, таких как совпадение цены спроса и предложения или превышение цены спроса над ценой предложения, существуют и отрицательные варианты развития процесса реализации. В этих случаях запрашиваемая цена может быть выше цены на аналогичные продукты, представленные в данный период времени на рынке, либо сложится ситуация с полным отсутствием заинтересованности рынка в данном продукте.
В последних двух случаях при реализации продукта субъект капитализации либо недополучит ожидаемую прибыль, либо реализует проект с убытком. Такие риски должны быть проанализированы и учтены на этапе принятия решения о реализации проекта, а также заранее необходимо предусмотреть механизмы, позволяющие в процессе реализации проекта изменять его в случае изменения рыночной конъюнктуры. Данные механизмы должны представлять собой инструменты по управлению капитализацией проекта. Следует отметить, что закладываемые в процессе подготовки проекта механизмы управления его капитализацией должны учитывать не только риски и возможность корректировать проект на стадиях его формирования и начала ведения бизнеса, но и возможные
1814-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №6 (101) 2015
239
риски в более поздний период его реализации.
Заложенные в систему проекта подобные механизмы делают проект на рынке более привлекательным. То есть профессиональные (компетентные) решения в процессе реализации дополнительно капитализируют этот проект. Следствием этого вывода является обратное предположение, что при реализации проекта с изначально ошибочными решениями и отсутствием механизма корректировки проекта с каждым этапом будут, во-первых, возрастать риски его реализации по запланированной стоимости; во-вторых, изменения проекта в угоду рынка на более поздних этапах реализации повлечет за собой дополнительные существенные затраты и снижение капитализации.
Таким образом, в представленной статье рассмотрена сущность капитализации с двух принципиально различающихся точек зрения и в разрезе трех
форм ее проявлений. Затронуты некоторые недостатки расчетов, присущие разным формам капитализации; выявлены закономерности изменения скорости капитализации инвестиционно-строительного проекта в зависимости от его стадийности и снижения рисков по мере реализации проекта. Предложено рассмотреть начальный этап инвестиционно-строительного проекта как интеллектуальный этап и отнести используемые в нем нематериальные активы в капитализацию проекта, а также указана роль качественного подбора нематериальных активов в скорости и объеме капитализации проекта. В заключительной части статьи отмечена возможность и необходимость учета в процессе реализации проекта механизмов управления, заложенных в нематериальных активах на стадии интеллектуальной капитализации проекта.
Статья поступила 16.04.2015 г.
Библиографический список
1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Политиздат. 1950. 161 с.
2. Романова А.Г. Капитализация активов промышленных предприятий как элемент управления. // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 3. С. 101.
3. Алексеев Д.А. Механизмы капитализации компаний. Иркутск. Изд-во БГУЭП. 2011. 149 с.
4. Яськова Н.Ю., Бовсуновская М.П. Идентификация процессов капитализации в современных условиях строительства // Материалы 12 межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, докторантов и аспирантов. М.,
МГСУ. 2009. С. 177-179.
5. Пузырь NASDAQ. // Москва. Business Guide (Информационные технологии). 2008. № 32. [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/doc/855711 (25.02.2015).
6. Московская биожа Электронный ресурс]. URL: http://moex.com/ru/index/RTSI/archive (26.02.2015).
7. Яськова Н.Ю. Методологические проблемы синхронизации деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях // Научное обозрение. 2013. № 9. с. 505-508.
8. Markowits Harry M. Portfolio Selection // Journal of Finance. 1952. № 1. С. 71-91.
УДК 338.242
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
1 9
© В.Б. Нечаев1, Е.А. Филатов2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрено понятие «управление проектами». Представлена история существования понятия «управление проектами». Дана характеристика состояния проектной управленческой деятельности в России и за рубежом. Выявлены особенности российской проектной деятельности. Рассмотрены проблемы и перспективы развития проектной управленческой деятельности. Предложены варианты решения проблем развития проектной управленческой деятельности.
Ключевые слова: проект; управление проектами; управленческая деятельность; технологии проектного управления.
STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF PROJECT MANAGEMENT ACTIVITIES IN THE RUSSIAN
FEDERATION
V.B. Nechaev, E.A. Filatov
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article treats the concept of project management. It presents the history of the concept of project management, characterizes the state of the project management activities both in Russia and abroad, specifying the features of the
1 Нечаев Владимир Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89027612858, e-mail: 1976nvb@mail.ru
Nechaev Vladimir Borisovich, PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89027612858, e-mail: 1976nvb@mail.ru
2Филатов Евгений Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и финансы», тел.: 89646501588, e-mail: johnru3000@rambler.ru
Filatov Evgeniy Aleksandrovich, PhD in Economics, Associate Professor, Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89646501588, e-mail: johnru3000@rambler.ru
240
BЕCТHИK ИрГТУ №6 (101) 2016
1B14-3620