6. Рост невозвратов требует доработки скоринга //Банковское обозрение. - 2006. - № 5.
7. Ружина О. Не скорый скоринг. - Известия PH, 18 ноября 2003 г.
8. Скоринг можно обмануть // Банковское обозрение. - 2005. - № 8.
9. Строев А.А.Внедрение системы кредитного скоринга в банке // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2004. - №6 (48).
10. Технология data тіпіпддля кредитного скоринга // Банковские технологии. - 2003.- № 11.
УДК 338.46
«Капитализация»: эволюция и классификация
И.В. Христофорова
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
М.В. Дедкова ОргрэсБанк, г. Москва
Формирование и укрепление рыночных отношений приводят к появлению новых, соответствующих определенному этапу развития экономики, показателей развития бизнеса. В последнее время специалисты крупных российских компаний и профессиональные консультанты особое внимание уделяют понятию «капитализация». Капитализация рассматривается как важнейшая характеристика конкурентоспособности предприятия, а перед специалистами финансового сектора и топ-менеджмента предприятий все чаще ставятся задачи, связанные с ее повышением.
В то же время методологические основы капитализации остаются областью малоизученной в связи с определенной спецификой, вызванной экономическими и историческими особенностями развития отечественной экономики. Рассмотрим гносеологические и экономические основы понятия капитализация.
Капитализация представляет собой экономическую категорию и является производным от понятия «капитал».
Капитал (от лат. сapitalis — главный) — одна из важнейших категорий экономической науки, обязательный элемент рыночной экономики, необходимый фактор и ресурс производства. Капитал выступает в виде денег и наряду с трудом и землёй используется для производства товаров и услуг и приносит доход [55].
В труде К.Маркса «Капитал», являющемся квинтэссенцией марксистской экономической теории, исследуются капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена (книга I); процесс обращения капитала (книга II); формы капиталистического процесса в целом (книга III).
К.Маркс дает следующие определения: «капитал... непрерывно умножающая себя стоимость» [48], «не сама по себе данная материя составляет капитал, а стоимость этой материи» [46]. Таким образом, капитал по К. Марксу — это самовозрастающая стоимость, существующая в различных формах.
Изначально капитал выступает в денежной форме. Его функция сводится к созданию необходимых условий для процесса производства материальных благ
Другой формой капитала является производительный капитал, функция которого — рациональное потребление приобретенных факторов в процессе производства; создание товаров, обладающих общественной потребительной стоимостью и стоимостью, содержащей прибавочную стоимость и прибыль.
Третьей формой капитала выступает товарный капитал, его роль — в реализации произведенных товаров и содержащейся в них стоимости и прибавочной стоимости, те. превращение товарного капитала в денежный. Именно на этой стадии реализованная прибавочная стоимость превращается в прибыль, доход предпринимателя.
Современные специалисты описывают применение и предлагают различные подходы к формированию и управлению иными функциональными видами капиталов: человеческим [47], организационным и информационным [57], марочным [15], бренда [16] и т.п. Некоторые объединяют эти виды капитала в интегрированное понятие «интеллектуальный капитал» [7]. Составными частями интеллектуального капитала являются:
• человеческие активы (знания, опыт, навыки, способность к нововведениям, к общей культуре, внутрифирменным ценностям),
• интеллектуальная собственность (права и привилегии),
• инфраструктурные активы (патенты, лицензии, торговые марки, электронные сети, базы данных),
• рыночные активы (как правило, под этими активами рассматривается система надежных, долгосрочных, взаимовыгодных отношений с партнерами и клиентами).
По мнению Э. Брукинга, интеллектуальный капитал
— это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать,
усиливая конкурентные преимущества [7].
Специалисты считают [28], что развитие и рост значения нематериальных активов является одним из признаков формирования постиндустриального или сервисного общества.
Если до индустриализации в качестве основной доминанты экономических отношений выступали вещные богатства — основной капитал (материальные ак-
тивы), в индустриальном обществе он был дополнен оборотным капиталом (финансовые активы), то в постиндустриальной экономике растет значимость интеллектуального капитала, когда общая совокупность активов предприятий представляет собой совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов (табл. 1).
Таблица 1
Доминанты экономических отношений в обществах разного типа
Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Материальные активы Материальные активы + Финансовые активы Материальные активы + Финансовые активы + Нематериальные активы
В связи с разнообразием и эволюционным развитием форм капитала весьма неоднозначны и трактовки понятия «капитализация».
В период административно-хозяйственного способа управления экономикой, когда противопоставлялись капиталистический и социалистический способы производства, определение капитализации имело идеологическую подоплеку, она трактовалась даже как «придание обществу черт капитализма, внедрение капитализма» [56].
В академических изданиях социалистического периода «капитализация» рассматривалась как атрибут капиталистического способа производства. Согласно Экономической энциклопедии, изданной в СССР в 1975 г., капитализация — это:
1) превращение прибавочной стоимости в капитал, т.е. использование ее на расширение капиталистического производства;
2) процесс образования фиктивного капитала [45].
Аналогичное определение капитализации приводится в Советском энциклопедическом словаре.
В Словаре русского языка, изданном в 1985 г., приводится близкое к современным трактовкам определение капитализации, где она наряду с «превращением прибавочной стоимости в капитал», трактуется как «определение ценности имущества по приносимому им доходу и существующему в данное время учетному проценту» [40]. Однако во многих экономических изданиях постсоветского периода капитализации как экономическому явлению внимания практически не уделялось. Например, в Большом энциклопедическом словаре, изданном в 2002 г., этот термин отсутствует [4]. Он появляется в Новой экономической энциклопедии Е.Е. Румянцевой в 2005 г. В ней капитализация представлена как накопление собственного капитала, с одной стороны, с другой стороны, как стоимость какого-то объекта с учетом дисконтирования [38]. На-
ряду с общей трактовкой капитализации в энциклопедии приводятся производные от нее частные понятия капитализации: активов, доходов, земельной ренты, платежей при ликвидации юридического лица, компании, рынка. В связи с тем, что понятие капитализации используется в различных областях и на всевозможных уровнях, вошли в оборот такие понятия, как: «капитализация расходов», «капитализация региона», «капитализация отрасли», «капитализация страны», «рыночная капитализация», «капитализация бренда», «маркетинговая капитализация».
Таким образом, эволюция понятия «капитализация» характеризует развитие и дифференциацию этого экономического явления. Прослеживаются изменения от корректного экономического определения до признания капитализации как атрибута капиталистического способа производства в советскую эпоху, и умалчивания в постсоветский период [13]. И лишь в XXI столетии экономисты вновь обратили внимание на капитализацию, рассматривая ее в числе реалий рыночной экономики без какого-либо идеологического подтекста.
В настоящее время самостоятельные научные исследования в области капитализации с определенной степенью условности можно разделить на несколько направлений. Прежде всего, это работы, носящие финансово ориентированный характер, в которых капитализация рассматривается как внутрихозяйственная функция капитала по его приращению. К таким работам относятся диссертации Д.Ч. Бектеновой [2], А.Ш. Вароко [9], Е.В. Гальцевой [13], Ю.В. Ежова [17], Е.А. Королевой [23], Д.Э. Овсепяна [30], А.Н. Овсянниковой [31], А.С. Пермякова [32], В.В. Пивеня [33].
С точки зрения финансового менеджмента, капитализация, формирующаяся по результатам финансовохозяйственной деятельности, отражается в его балансе и во многом определяет стоимость предприятия. Высокая капитализация говорит о способности хозяйствую-
щего субъекта генерировать доходы, эффективно использовать ресурсы, расширять бизнес, что, в свою очередь, является условием будущей прибыльности. В данном случае капитализация представляет собой естественный результат финансово-хозяйственной деятельности, является экономически объективной. Эта форма проявления может именоваться реальной капитализацией.
Второе направление — капитализация рыночного характера, в этом случае акцент делается на рыночной стоимости компании. В эту группу можно отнести работы, посвященные оценке стоимости компании и оценке эффективности акционерной стоимости капитала: это диссертации П.В. Бабахина [1], А.В. Бубновой [8], А.П. Верижникова [10], В.В. Казинцева [19], В.В. Свиблова [39], Е.А. Таранковой [41].
Следует заметить, что описания этой формы проявления капитализации наиболее полно соответствуют определению капитализации в современной отечественной хозяйственной среде в целом. На развитых стадиях рыночной экономики, когда широко распространены акционерная форма собственности, свободное обращение акций и определение рыночной стоимости предприятия через котировки акций, более приемлемо понимание капитализации в трактовке Ричарда Коха. РКох считает, что капитализация — это «рыночная стоимость компании, акции которой котируются на фондовой бирже», и представляет собой произведение рыночной цены акции и общего количества акций компании [35]. Увеличение рыночной стоимости акций и акционерной компании в целом отражается в этом случае в активе балансе в виде переоценки финансовых вложений. Капитализация в этом случае инициируется не внутрифирменным менеджментом, а внешними биржевыми структурами, осуществляющими котировки акций. Результаты биржевых торгов, как известно, складываются под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов, но действие субъективных факторов минимизировано общественным признанием. В академических изданиях капитал, представленный в ценных бумагах, приносящих доход, именуется фиктивным или фондовым капиталом [45]. Поскольку данная форма капитализации складывается в результате фондовых операций, она может именоваться фиктивной капитализацией. Аналитики фондового рынка предпочитают называть эту форму проявления капитализации рыночной.
В России эта форма капитализации в последнее время получает заметное развитие, что обусловлено активизацией фондового рынка. По мнению специалистов, эта форма характерна лишь для крупного российского бизнеса, сформированного на акционерном капитале. Большей части отечественных предприятий сферы услуг этот инструмент наращивания собственного капитала, следовательно, эта форма капитализации пока недоступна [44].
В табл. 2 приведены данные рыночной капитализации 30 и суммарная капитализация 100 наиболее капитализированных российских компаний в 2006 г. Ана-
лиз рейтингов информационных агентств, в частности, РБК.Рейтинг, РосБизнесКонсалтинг, AK&M, позволяет сделать вывод о том, что рыночная капитализация
— объективный процесс для крупного отечественного бизнеса и темпы ее роста высоки.
Что касается среднего и малого бизнеса, не представленного на фондовом рынке, то в открытых источниках информацию об уровне их капитализации обнаружить проблематично. Но, как показали исследования, в этом сегменте бизнеса при относительно низком уровне капитализации наблюдаются высокие темпы ее роста.
Наконец, третье направление, которое и стало объектом изучения данного исследования — это маркетинговая капитализация. В научных работах это направление пока недостаточно освещено, некоторые аспекты маркетинговой капитализации рассматривались в диссертации Е.Н. Тимошкиной в контексте финансовых аспектов маркетинговой привлекательности компаний [43]. Наиболее полно раскрыты аспекты маркетинговой капитализации в направлении одной из маркетинговых стратегий - брендинга, в частности, в работах А.Г. Берберяна [3], А.Т. Волкова [12], В.В. Зотова [18].
Деловая репутация как один из элементов маркетинговой капитализации в последнее время весьма активно используется специалистами PR-агентств, которые исходят из того, что именно она играет ключевую роль в формировании стоимости компании. Такой подход к капитализации обусловил появление проекта «Капитализация репутации», инициатором которого является Агентство «Паблисити PR». В экспертном опросе, проведенном этим PR-агентством, приняли участие 1072 респондента из числа топ-менеджеров, руководителей и сотрудников департаментов маркетинга, рекламы и PR, финансовых аналитиков и другие экспертов крупных компаний (Газпром, Никойл, Danon, Ингосстрах, РБК, Аэрофлот, МВО, British American Tobacco, Банк «Русский Стандарт» и др.). Более 60% респондентов ответили, что деловая репутация представляет собой реальный актив, создающий стоимость. Специалисты в области маркетинга широко применяют разновидности маркетинговой капитализации, используя также понятия «капитализация бренда», «марочная капитализация», «стоимость бренда». Исследованием маркетингового резерва капитализации занималась в 2002 г Российская Ассоциация Маркетинга (РАМ) [6]. В 2005 г. фондом «Единство во имя России» был проведен «круглый стол» на тему «Как повысить капитализацию России» [21].
Маркетинговая капитализация представляет собой рост рыночной стоимости предприятия за счет генерирования доходов в результате влияния нематериальных активов имеющих маркетинговое происхождение. По мере повышения внимания к эффективности маркетинговой деятельности значение маркетинговой капитализация растет, требуя систематизации структуры и разработки методик оценки нематериальных активов, поскольку в настоящее время в этом вопросе
Таблица 2
Рыночная капитализация российских компаний на 13 декабря 2006 г.*
№ Название эмитента Рыночная капитализация, млн. руб. Изменение (RUR), % Рыночная капитализация, млн. USD Изменение (USD), %
Суммарная капитализация 100 предприятий рейтинга 20217343,947 0,64 769864,854 0,50
1 Газпром 7034844,767 0,10 267882,851 -0,04
2 Роснефть НК 2277853,101 1,22 86739,339 1,08
3 ЛУКОЙЛ - Нефтяная компания 1960690,347 1,25 74661,963 1,11
4 Сбербанк России 1471923,445 -1,22 56050,000 -1,36
5 Сургутнефтегаз 1377022,740 0,44 52436,236 0,30
6 ЕЭС России РАО 1067496,021 3,00 40649,636 2,85
7 Норильский никель ГМК 755858,080 1,06 28782,642 0,92
8 Газпром нефть 527516,998 0,55 20087,545 0,41
9 МТС 428525,253 1,40 16317,996 1,26
10 Новолипецкий металлургический комбинат 355698,037 3,68 13544,777 3,54
11 Татнефть 269822,128 1,82 10274,672 1,68
12 Северсталь 262276,502 1,45 9987,339 1,30
13 Полюс Золото 244824,359 0,96 9322,771 0,82
14 Мосэнерго 147122,665 2,84 5602,347 2,70
15 Славнефть-Мегионнефтегаз 131084,683 0,74 4991,629 0,60
16 Балтика (пивоваренная компания) 129374,767 0,68 4926,517 0,54
17 Ростелеком 126720,290 0,12 4825,436 -0,02
18 ОГК-5 95386,081 -5,68 3632,247 -5,81
19 Иркутскэнерго 89191,739 -1,19 3396,370 -1,33
20 Уралкалий (производство минеральных удобрений) 88703,904 0,61 3377,794 0,47
21 Банк Москвы 81279,200 1,48 3095,065 1,34
22 Корпорация ВСМПО - АВИСМА 81022,618 1,03 3085,295 0,89
23 ОГК-3 80915,070 0,15 3081,199 0,01
24 Оренбургнефть 74596,913 0,14 2840,608 0,00
25 Аэрофлот 63742,712 -0,65 2427,286 -0,79
26 Сильвинит (производство минеральных удобрений) 59598,335 0,83 2269,470 0,69
27 Михайловский ГОК 51486,666 4,27 1960,583 4,12
28 АвтоВАЗ 47080,557 -0,15 1792,801 -0,29
29 Башкирэнерго 39702,693 1,69 1511,856 1,55
30 КамАЗ 37889,534 0,35 1442,812 0,21
Капитализация рассчитана по обыкновенным акциям, имеющим котировальную цену в базе данных AK&M-L¡st 1USD =26,261 руб. (курс ЦБ на день расчета) по материалам http://www.akm.ru/rus/equities/equities_mcap.stm
существуют определенные разночтения.
Нематериальные активы — относительно новый для отечественной теории и практики ресурс, подлежащий финансовому учету. Впервые в отечественной бухгалтерской практике понятие «нематериальные активы» появилось в 1998 г. К настоящему времени сложились определенные предпочтения в выделении ключевых видов нематериальных активов у специалистов в области финансов, бренд-менеджмента и маркетинга.
В энциклопедическом словаре «Микро- и макроэкономика» под нематериальными активами понимаются «активы, не обладающие физической формой (например, гудвилл, торговые знаки, патенты, имеющие денежную оценку)» [11]. В большинстве изученных работ трактовки термина нематериальные активы выстраиваются вокруг определений, приведенных в международных и национальных бухгалтерских стандартах. В соответствии с МСФО 38 «нематериальный актив
— это идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий материально-вещественной формы, контролируемый компанией, от которого компания ожидает получить экономические выгоды» [25]. Российский бухгалтерский стандарт квалифицирует актив как нематериальный в том случае, если он не имеет физической структуры, может быть идентифицирован, используется в производстве или управлении более одного года, предназначен не для перепродажи, способен приносить предприятию экономические выводы и документально оформлен [34].
Таким образом, финансисты признают только те нематериальные активы, которые могут быть поставлены на учет со всеми вытекающими последствиями финансово-экономического характера. В международных и национальных бухгалтерских стандартах приводится различающиеся перечни нематериальных активов (табл. 3).
Таблица3
Виды нематериальных активов [28]
Международный стандарт Российский стандарт
• Торговые марки • Фирменные наименования • Программное обеспечение • Лицензии и франшизы • Авторские права, патенты и другие права на промышленную собственность, на продажу, права на обслуживание и эксплуатацию • Рецепты, формулы, проекты и макеты • Незавершенные нематериальные активы • Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель • Исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных • Имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем • Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров • Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения • Деловая репутация организации • Организационные расходы
Согласно экспертным оценкам, нематериальные активы имеются в каждой компании, и в зависимости от вида деятельности их удельный вес составляет от 5 до 98% имущества [36]. Однако на российских предприятиях в большинстве своем случае они не имеют необходимого документального оформления. Отсутствие идентификации большей части нематериальных активов в отечественной хозяйственной среде делает проблемной оценку их влияния на результаты деятельности компании [42]. В секторах среднего и малого бизнеса эта проблема стоит особенно остро. Процент предприятий, на балансе которых имеются нематериальные активы, невысок, однако прослеживается заметная тенденция роста: 36% в 2004 г и 56% в 2005 г. [26]. В структуре капитализированного имущества в 2004 г. на долю нематериальных активов приходилось менее одного процента, в 2005 г. их удельный вес во внеоборотных активах достиг 12,5% [43]. Столь заметный рост характерен для регионов, где наиболее агрессивна конкурентная среда. В таких условиях не-
материальные активы, формирующие маркетинговую капитализацию, превращаются в условие выживания бизнеса и важный фактор повышения его конкурентоспособности [44].
Бухгалтерские стандарты — наиболее консервативные правовые акты, в силу этого они не включают многие сформировавшиеся в реальной действительности явления. Поэтому их можно рассматривать только в качестве основы для классификации, которая задает направления расширения традиционного перечня нематериальных активов.
У специалистов в области менеджмента и маркетинга сложились отличающиеся от применяемых финансистами подходы. В Российской Ассоциации Маркетинга в течение ряда лет проводились исследования, направленные на выявление источников повышения капитализации предприятия. Эксперты включили в перечень источников как материальные (недвижимость, оборудование, земельные участки), так и нематериальные активы (конкурентоспособность продукции,
высококвалифицированный персонал, рентабельность компании, опыт и репутацию руководства, современное оборудование и технологии, развитые сбытовую и сервисную сети, эффективную маркетинговую стратегию, бренд, ноу-хау, план маркетинга, информационную открытость) (рис. 1). Таким образом, в каждом из рассмотренных примеров к нематериальным активам компании, повышающим ее капитализацию, специалисты относят любой фактор, обладающий способностью
генерировать поток будущих доходов, но единства мнений специалистов по поднятому вопросу нет. Анализ источников маркетинговой капитализации позволил обобщить ситуацию и сформулировать основной вывод о том, что практически любой из них можно с той или иной степени условности, отнести к маркетинговой стратегии, включая брендинг, интегрирующий целый комплекс маркетинговых стратегий различного уровня.
Рис. 1. Факторы, влияющие на капитализацию компаний
Маркетинговая стратегия предприятия может рассматриваться как набор мероприятий по достижению заданных целей, либо как обобщение ранее предпринимавшихся действий. Формирование стратегии
зависит от конкретной ситуации, в которой находится предприятие. Наличие у компании маркетинговой стратегии поднимает ее капитализацию в среднем на 18% (рис. 2).
Источник: центр исследований РАМ, 2002 г.
Рис. 2. Рост капитализации компании в связи с наличием у них маркетинговой стратегии
В настоящее время специалистами весьма неоднозначно оценивается понятие бренда и его роль в капитализации компании — от достаточно узкого, сформированного как направление в области политики продвижения, до всеохватного, когда под брендингом понимается интегрирующее воздействие всех марке-
тинговых стратегий. Однако, оценивая эффективность маркетинга, практически все специалисты отмечают, что наиболее перспективны инвестиции в развитие бренда как ключевого ресурса повышения маркетинговой капитализации (табл. 4).
Таблица 4
Основные направления маркетинговых инвестиций, (% ответивших) [54]
Руководители Маркетологи Консультанты
Вложение в развитие бренда/брендов 66 82,4 84,9
Проведение маркетинговых исследований 59,5 69,4 70,8
Профессиональное развитие торгового персонала 52,3 64 56,6
Реклама 50,7 63,2 66
Public relations 50 55 69,8
Стимулирование сбыта, продаж 43,6 47,9 42,5
Развитие дистрибуции 27,2 42 49,1
Другое 4,4 9,8 10,4
Подтверждением этого служат и данные рейтингов самых ценных брендов мира (табл. 5).
Таблица 5
Самые ценные бренды мира в 2005 г. [49]
Рейтинг 2005 Бренд Страна Отрасль Стоимость бренда, ($ млрд) Стоимость бренда от рыночной капитализации, (в %)
94 Bulgari Италия Предметы роскоши 2,715 80
81 Tiffany & Co. США Предметы роскоши 3,618 77
100 Polo Ralph Lauren США Предметы роскоши 2,147 76
22 Ford США Автомобильная индустрия 13,159 71
8 McDonald's США Ресторанный бизнес 26,014 71
62 Kodak США Бытовая электроника 4,979 66
1 Coca-Cola США Напитки 67,525 64
16 BMW Германия Автомобильная индустрия 17,126 61
Проведенные исследования показали, что источником повышения маркетинговой капитализации являются нематериальные активы, в большинстве случаев имеющие маркетинговую природу и непосредственно отражающиеся на стоимости бренда, однако в России их доля в капитализации компаний не велика (табл.6).
Относительно невысокая маркетинговая капита-
лизация отечественных предприятий вызвана тем, что существуют объективные трудности идентификации и стоимостной оценки нематериальных активов. По мнению экспертов в области финансового менеджмента, данная проблема будет решена по мере формирования формализованного аппарата для их учета [29].
Таблица 6
Самые ценные российские бренды в 2006 г. *
Место в рейтинге Оцениваемый бренд Рыночная капитализация, млн. руб. Стоимость бренда в 2005, млн. руб. Стоимость бренда в 2006, млн. руб. Изменение стоимости бренда, % Доля бренда в капитали зации, % Нематериальные активы, повлиявшие на стоимость бренда в 2006 году
1. Билайн Нет данных 143 600 156 204 9 Нет данных Новая CRM система, позволившая учитывать и анализировать данные об абонентах, ребрендинг
2. МТС 428525,253 133 077 136 458 3 32 Рекламная кампания, однако, не достаточно эффективная среди сотовых операторов
3. Балтика 129374,767 48 549 51 618 6 40 Наиболее узнаваемый бренд в российских регионах
4. ЛУКОЙЛ 1960690,347 19628 21 075 7 1 Развитие розничной сети
5. Славнефть нет данных - 18 206 - Нет данных Новый бренд
6. Роснефть 2277853,101 - 18 028 - 1 Новый бренд
7. Татнефть 269822,128 - 17 655 - 7 Новый бренд
8. Северсталь 262276,502 11 398 12 118 6 5 Эффективные ценовая и сервисные политики
12. Сбербанк России 1471923,445 9 928 10 178 3 1 Неэффективные рекламные компании конкурентов
15 Банк Москвы 81279,200 - 7 349 - 9 Новый бренд
17. Банк Русский стандарт Нет данных 4 983 5 714 15 Нет данных Активные действия в секторе потребительского кредитования подняли известность и принесли заметные прибыли
18 Газпром 7034844,767 5 320 5 409 2 0,08 Применение социальной рекламы
28 РАО «ЕЭС России» 1067496,021 2 283 2 083 -9 0,2 Аварийные отключения, ставшие следствием технологических недостатков
31. Внешторгбанк Нет данных 1 305 1.486 14 Нет данных Изменение рыночной стратегии, запуск ритейл-проекта, приблизившего банк к розничному потребителю
32. Росбанк Нет данных 40 638 1 410 -97 Нет данных Коррекция стоимости за счет изменения финансовых данных
39. Лада Нет данных 1 083 922 -15 Нет данных Интернациональные бренды активно теснят наиболее популярный отечественной бренд
Рассчитано на основе данных [20] и [52]
Список использованной литературы
1. Бабахин П.В. Инновационные методы управления рыночной капитализацией агробизнеса (на примере предприятий молочного подкомплекса). /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2006, 222 с.
2. Бектенова Д.Ч. Капитализация средств денежно-финансовой системы в условиях трансформации экономики (на примере Кыргызской Республики). /Автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01 Бишкек, 2004. 344 с.
3. Берберян А.Г Инструменты управления интеллектуальным ресурсом и его влияние на капитализацию компании. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2005.
4. Большой энциклопедический словарь. Издание второе. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб: Норинг, 2002.
5. Браверманн А, Цветков В. «Еще один фактор капитализации»// Эксперт, 2002. - № 43.
6. Браверманн А.А. Капитализация маркетинга. // Маркетолог, 2002. - № 12.
7. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал /пер. с англ., под ред. Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2001, с. 31.
8. Бубнова А.В. Повышение инвестиционной привлекательности корпораций в условиях рыночной капитализации. / Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Иркутск, 2006.
9. Вароко А.Ш. Управление капитализацией инвестиционных ресурсов воспроизводственного потенциала АПК региона. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Нальчик, 2005. - 216 с.
10. Верижников А.П. Эффективность акционерного капитала - основа роста его капитализации и инвестиционной привлекательности. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - Орел, 2006.
11. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. /Общ. Ред. Г.С.Вечканова. -СПб: Лань. - 2000. - с. 186.
12. Волков АТ. Стратегический бренд-менеджмент и капитализация организации. / Монография. - М., 2006.
13. Гальцева Е.В. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг. / Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. - М., 2005, 133 с.
14. Гальцева Е.В., Хотинская Г.И. Капитализация в условиях рыночной экономики: теория и практика /в сб. тезисов докладов IX международной научной конференции «Наука - сервису». - М., 2004, с. 21
15. Дворникова Е. Возможности эффективного управления марочным капиталом. Сб. докладов конференции «Эффективное управление капиталом бренда». - М. : Издательский дом Гоебенникова, 2006, с. 8
16. Домнин В. Сильный бренд - самый ценный актив компании. Сб. докладов конференции «Эффективное управление капиталом бренда». - М.: Издательский дом Гоебенникова, 2006, с. 5
17. Ежов Ю.В. Метод капитализации амортизационного фонда машиностроительного предприятия. / Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Вологда, 2003. - 153 с.
18. Зотов В.В. Ценность бренда: Монография. - М. : Маркет ДС Корпорейшн, 2005
19. Казинцев В.В. Рыночная капитализация российских промышленных корпораций как фактор повышения экономической эффективности производства. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2003. - 178 с.
20. Как измерялась ценность брендов //BusinessWeek Россия, 2006.— № 10, с.30-35
21. Как повысить капитализацию России: материалы «круглого стола» / под ред. А. Владиславлева, В. Никонова,
А. Салмина. - М.: ПИК ВИНИТИ, 2005.
22. Кевин Дж. Клэнси, Питер Криг. Антиинтуитивный маркетинг /Пер. с англ. С. Жильвоа — СПб.:
Питер, 2006, с.30
23. Королева Е.А. Капитализация естественных монополий в российской экономике. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - М., 2006. 168 с.
24. Ленкольд. Дж. Рентабельность инвестиций в маркетинг. Методы повышения прибыльности маркетинговых кампаний/Пер. с англ. под ред. В.Б.Колчанова и М.А.Карлика. — СПб.: Питер, 2005, с.46-52
25. МСФО 38 «Нематериальные активы».
26. Нечаева Л.Н. Исследование нематериальных активов на российском рынке. - М.: ЗФЭК, 2004. с. 17
27. Нечаева Л.Н. Особенности оценки нематериальных активов в России. /Сб. научных докладов X Международной научно-практической конференции «Наука-сервису», секция «Экономика и финансы». - М. : МГУС, 2005, с.42
28. Нечаева Л.Н., Хотинская Г.И. Нематериальные активы: состав и классификация. /Сб. «Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях». — М. : МГУС, 2005. Вып. № 22.
29. Нечаева Л.Н., Хотинская Г.И. Совершенствование механизма формирования нематериальных активов. /Сб. научных докладов X Международной научно-практической конференции «Наука-сервису», секция «Экономика и финансы». - М.: МГУС, 2005.
30. Овсепян Д.Э. Управление капитализацией промышленных корпораций. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2004. - 166 с.
31. Овсянникова А.Н. Капитализация промышленных предприятий России как фактор повышения их хозяйственной устойчивости. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2002.
32. Пермяков А.С. Инвестиционное обеспечение и управление капитализацией нефтегазовых компаний.
/Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, 08.05.10. - Тюмень, 2001.
33. Пивень В.В. Моделирование влияния экономических факторов на рыночную капитализацию промышленных корпораций. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - М., 2004. — 178 с.
34. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ14/2000. /утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91.
35. Ричард Кох. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб.: Питер, 1999. — с. 129.
36. Рождественский А.Е. Нематериальные активы как фактор управления предприятием. // Антикризисное управление, 2001.— № 5-6.
37. Рудык Н.Б. Структура капитала корпорации. Теория и практика. — М.: Дело, 2004
38. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 2005. — с. 188-189.
39. Свиблов В.В. Предел роста капитализации компании как фактор инвестиционных решений на рынке ценных бумаг. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - М., 2006.
40. Словарь русского языка в 4-х томах. / 3-е изд под ред. А.П.Евгеньевой. - М. : Русский язык, 1985, т. 2. — с. 29.
41. Таранкова Е.А. Влияние информационной глобализации на капитализацию акционерных компаний: зарубежный опыт и проблемы России. /Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. - М., 2005.
42. Тимошкина Е.Н. Капитализация как фактор маркетинговой привлекательности компании. / Сб. научных докладов XI Международной научно-практической конференции «Наука-сервису». - М.: МГУС, 2006. — с. 57
43. Тимошкина Е.Н., Хотинская Г.И. Алгоритм оценки влияния нематериальных активов на прибыльность компании // Сб. тезисов X Международной научно-практической конференции «Наука-сервису». - М. : МГУС, 2006. - с. 31
44. Хотинская Г.И. Исследование рыночной капитализации на отечественных предприятиях (на примере сферы услуг) / Сб. научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции: «Проблемы: «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». - М.: МГУС, 2005, с. 31, с. 40
45. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - М.: Советская энциклопедия, 1975, Т. 2, С. 102, С. 1405.
46. J.B. Say. “Traite d'Economie Politique”, 3èmе ed. Paris, 1817, t. II, р. 429.
47. Schutz T. W Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. - In: Human Resources. Fifteen Anniversary Colloguium V1. N.Y, 1975, р.5.
48. Sismondi. «Nouvcaux Principes d'Economie Politique», т. I, p. 89.
49. Interbrand, J.P.Morgan Chase & Co., Citigroup, Morgan Stanley. Business Week, 2005, №31, August 01.
50. Schutz T W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. - In: Human Resources. Fifteen Anniversary Colloguium V1. N.Y, 1975, р.5.
51. Taneja S. Technologi Moves In // Chain Store Age, May 1999. - p.136.
52. http://www.brandlisting.com
53. http://www.akm.ru/rus/equities/equities_mcap.stm
54. http://www.E-xecutive
55. http://www.vusnet.ru/biblio/archive/juravleva_ekonomika/04.aspx
56. http://www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?theme=2&word_id=5932
57. http://www.gaap.ru/biblio/corpfin/ssp/022.asp (Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. Составляющая внутренних бизнес процессов)
58. http://www.vusnet.ru/biblio/archive/juravleva_ekonomika/04.aspx
59. http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-11/9.shtml (Ивашковская И., Куприянов А. Структура капитала)