Научная статья на тему 'Канонизация преподобного Иосифа заоникиевскогo и церковные реформы Петра I'

Канонизация преподобного Иосифа заоникиевскогo и церковные реформы Петра I Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
275
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР I / ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ / ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ / ЗАОНИКИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ПАВЕЛ / PETER THE GREAT / CHURCH REFORMS / JOSEPH OF ZAONIKIEV MONASTERY / PAVEL / BISHOP OF VOLOGDA / CANONIZATION / HAGIOGRAPHICAL WRITINGS / LIFE / MIRACLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Симонов Александр Николаевич

В статье рассматривается история канонизации Иосифа Заоникиевского в контексте церковной политики Петра I. Автор исследовал агиографические памятники, посвященные этому святому. Было установлено, что канонизация состоялась 23 июня 1717 г. по инициативе Павла, епископа Вологодского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canonization of Venerable Joseph of Zaonikiev Monastery and church reforms of Peter the Great

The history of canonization of Venerable Joseph of Zaonikiev Monastery is discussed in the context of church policy by Peter the Great. The author studied hagiographical writings dedicated to this saint. It is concluded that the canonization took place on 23 June 1717 and was initiated by Pavel, the Bishop of Vologda.

Текст научной работы на тему «Канонизация преподобного Иосифа заоникиевскогo и церковные реформы Петра I»

А. Н. Симонов

КАНОНИЗАЦИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ЗАОНИКИЕВСКОГЭ И ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

Многие идеи радикальных церковных реформ, осуществленных Петром I, восходят к Большому Московскому собору 1666-1667 гг. [1, с. 6]. Одним из результатов деятельности Собора стало более строгое отношение церковной власти к прославлению новых святых [1, с. 209]. С этого времени прекращаются общецерковные канонизации вплоть до середины XVIII в. Более того, при патриархе Иоакиме мы впервые встречаемся с фактами деканонизации [2, с. 352-353]. Одной из тенденций второй половины XVII в. была борьба с таким религиозным феноменом, как юродство [3, с. 289]. Собор в специальном каноне осудил «лжеюродство» [3, с. 314]. А в первой половине XVIII в. государство поставило задачу полностью вытеснить юродство из общественной жизни [3, с. 319].

При вологодском архиепископе Симоне (1664-1684 гг.) в Заоникиевском монастыре была разрушена часовня, где покоились останки его основателя, монаха Иосифа, который «благоухищренным же юродством от человеческия славы избежа» (4, л. 119). Впоследствии часовня восстанавливалась, еще несколько раз разрушалась, и в результате место погребения стало «не яко молитвенный дом, но яко непотребная хлевина» (5, л. 54). Память Иосифа была предана забвению. Эти события вполне объяснимы в контексте церковной политики второй половины XVII в. Однако в 1717 г. новопостав-ленный вологодский епископ Павел стал инициатором местной канонизации Иосифа Заоникиевского.

Именно в эти годы Петр I начинает церковные реформы. В 1716 г. по его инициативе появились изменения в Чине избрания и поставления архиерея. Дополнительные пункты архиерейской присяги были подготовлены к хиротонии иеромонаха Александро-Невской лавры Павла в вологодские епископы [6, с. 202-203]. В одном из пунктов предлагалась программа борьбы с проявлениями традиционного благочестия, такими как юродство и почитание чудотворных икон. Епископ был обязан следить за поведением верующих в своей епархии и наказывать их в случае необходимости [6, с. 204]. От новопоставленного иерарха можно было ожидать реализации этой программы. Петр должен был хорошо знать нравственный облик своего выдвиженца, так как в свое время Павел был царским духовником. Тем не менее, какими бы причинами факт канонизации ни объяснялся, он шел вразрез с официальной государственной политикой.

Прославление святого предполагало составление его жития. Благодаря агиографическим памятникам, возникшим по инициативе епископа Павла, преподобный Иосиф стал исторической личностью. В данной статье рассматривается история текста этих памятников литературы и выясняются обстоятельства канонизации вологодского подвижника.

О жизни Иосифа сообщают два агиографических памятника: «Сказание о явлении и чудесах Заоникиевской иконы Божьей матери» (далее — Сказание) и «Сие слово на

© А. Н. Симонов, 2010

память преподобнаго чудотворца Иосифа, чтется септеврия въ двадесять первый день» (далее — Слово на память). Памятники не опубликованы. Рукописи с указанными текстами были известны исследователям XIX-XX вв. Новых списков выявить не удалось. В настоящее время мы располагаем рукописями ГИМ (Музейское собр. № 1510, первой половины XVIII в.) и ОР РГБ (ф. 354, № 74, первой трети XVIII в.; ф. 354, № 100, второй половины XIX в.). Существуют описания указанных рукописей [7, с. 156, 159; 8, с. 337-338]. В сборнике ГИМ находится только Слово на память. Рукописи РГБ состоят исключительно из материалов, связанных с Заоникиевской пустынью и в свое время ей принадлежавших. По всей видимости, почитание преп. Иосифа было ограничено стенами этого небольшого монастыря. В 1732 г., например, там подвизалось всего пять человек [9, с. 32].

Биографические сведения о святом, насколько это позволяет сделать агиографический жанр, сообщает Сказание. В исследовательской литературе текст Сказания дается в пересказе [10, с. 587-606].

Сказание открывается точной датировкой описываемых событий. Они происходят в 1588 г., в царствование Федора Ивановича при митрополите Иове и вологодском епископе Антонии. Эти сведения противоречивы. На вологодской кафедре епископ Антоний находился с 1585 г. по 26 октября 1587 г. [11, с. 196]. Архиепископ Иов был поставлен на Московскую митрополию только 11 декабря 1587 г. Слово на память сообщает, что преп. Иосиф жил 83 года, из них в монастыре 25 лет. Точная дата смерти нам известна. Следовательно, указанные события могли произойти летом 1586 или 1587 г. Последняя дата исключается, если принять во внимание время смерти епископа Антония в 1587 г. А. П. Анишина в статье, посвященной Антонию, определяет дату его смерти (без ссылки на источник) как 26 октября 1588 г. [12, с. 599]. В этом случае противоречия снимаются. Епископ Антоний фигурирует в тексте чудес. В частности, описывается деятельность комиссии, направленной им для проверки достоверности чудес от Заоникиевской иконы [4, л. 8-9]. Это позволяет отнести описываемые события скорее ко времени его архиерейского служения, т. е. к 1685 или 1686 гг. Таким образом, отвергая дату 1588 г., можно датировать обретение Заоникиевской иконы серединой 80-х годов XVI в.

По своему содержанию Сказание является традиционным памятником подобного жанра. Крестьянину Илариону Амвросимову (в монашестве Иосифу), страдавшему слепотой много лет, во время богослужения явился Святой Косма, который благословил его со словами: «отселе имаши диавола победити и свет видети» [13, л. 3]. Святой привел Илариона к месту будущего монастыря, где на следующий день слепой получил исцеление от новоявленной богородичной иконы.

Сказание заканчивается сообщением, что это событие произошло в день праздника Владимирской иконы Божией Матери. Монастырь, возникший на этом месте, стал называться Владимирским. Впоследствии возникло недоразумение. В современной церковной литературе Заоникиевская икона иногда указывается как один из списков Владимирской. На самом деле это список Казанской иконы. Современные исследователи уже обращали на это внимание [14, с. 563]. В тексте Сказания указаны молитвословия, которыми народ прославлял обретенную Иларионом икону. Это тропарь Казанской иконе. В монастырской рукописи находится миниатюра с изображением иконы и молящегося перед ней преп. Иосифа [4, л. 2об.]. По характеру изображения это Казанская икона. В тексте 13-го чуда сообщается о том, что одному крестьянину явился Иосиф и повелел «написать подобие с чюдотворныя иконы Казанския» [4, л. 13 об.]. В рукописях Заоникиевского монастыря помещены Слово в день Сретения Владимирской иконы и

три Слова в день явления Казанской иконы. В рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 74 также находятся тропарь и кондак Казанской иконе.

Слово на память во всех рукописях представлено в одной редакции. Фактические разночтения, встречающиеся в сборнике ГИМ. Музейское собр. № 1510, являются следствием ошибок переписчика. Рукопись принадлежала В. О. Ключевскому, поэтому в его исследование житий святых попали ошибочные данные [15, с. 348-349].

После риторического вступления автор сообщает, что епископ Павел после прославления Галактиона Вологодского благословил составить службу и петь молебны у гроба Иосифа. Для сообщения о чудесах нового святого и сбора информации о его жизни 21 ноября 1717 г. епископ отправил заоникиевского эконома Сергия в Кирилло-Белозерский монастырь. Сергий нашел там иеросхимонаха Афанасия, который в 2030-х годах XVII в. был пономарем в Заоникиевском монастыре. По словам Афанасия, тогда уже было написано житие Иосифа. Сергий обнаружил книгу, «в ней же со испытанием написано явление образа Богоматере Заоникиевския» [5, л. 52об.]. Возможно, это был текст Сказания.

На основе рассказов Афанасия или других неизвестных нам источников раскрывается история почитания, а точнее, забвения памяти Иосифа. По словам автора, в монастыре происходили чудеса, но они «простотою братии обаче и страха ради навету без писания тогда просто положиша» [5, л. 53]. Слухи о чудесах доходили до жителей Вологды, и, возможно, именно тогда о них слышал будущий епископ Павел.

Слово на память сообщает очень краткие сведения о жизни Иосифа. Он постригся в Заоникиевском монастыре и спустя какое-то время «благоуродство приим». Братия же «хитрости ради его благоюродства истинны труда познати не возмогоша, но в простыню вменяху» [5, л. 39об.]. В рукописи ГИМ указывается точная дата смерти преподобного: 22 сентября 1611 г. [5, л. 52]. Такое сочетание числа, месяца, года и индикта было 21 сентября 1612 г. Именно эта дата указывается в других списках.

Первым настоятелем нового монастыря Слово на память называет игумена Силуа-на. Н. И. Суворов обнаружил четыре челобитные Силуана, которые тот подавал царю Борису Годунову и Лжедмитрию I. Во всех челобитных «чудотворная икона называется новоявленною, а монастырь новым» [9, с. 7]. При следующем игумене Феодосии Иосиф скончался, прожив 83 года. Фактически этим и ограничиваются биографические сведения, которые сообщает о святом Слово на память.

Автором Слова на память В. О. Ключевский называет заоникиевского эконома Сергия на основании того, что именно Сергий собирал сведения об Иосифе и вел запись чудес в монастыре [15, с. 349]. Но в рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 74 есть запись: «На-писася лета Господня 1718 году во днех мартовыхъ и априллиевыхъ иерей Дмитрей» [4, л. 82]. Создание произведения в соответствии с агиографическим каноном требовало определенных навыков, поэтому Сергий мог передать материал для литературной обработки и другому человеку.

Чудеса можно разделить на два блока. Первый («О изложении чудес Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии» [13, л. 4]) представлен девятью чудесами конца XVI или начала XVII в., которые связаны исключительно с Заоникиев-ской иконой. В восьми случаях больные исцеляются от слепоты, как это было и с самим Иларионом. Чудеса не датированы. В них есть только указания «того же году», число и месяц. Хронология нарушена. В тексте первого чуда уже упоминается монастырская церковь. А в описании третьего чуда сообщается, что вологодский епископ Антоний распорядился, чтобы епархиальные священнослужители проверили достоверность чудес от обретенной иконы и после этого дал благословение на основание монастыря.

Далее автор сообщает, что в монастыре постригся Иларион, приняв имя Иосиф, и там же был похоронен. Таким образом, запись или переработка уже существующих агиографических материалов происходила после 21 сентября 1612 г.

Второй блок также имеет заглавие и включает чудеса 1716-1729 гг. Всего их 54, если следовать нумерации в рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 74. Но текст 31-го чуда содержит описание двух разных случаев. Та же ситуация повторяется в 33-м чуде. Кроме того, в рукописи другим почерком повторно записаны чудеса: 29, 32, 31 и 34. Существуют и разночтения. Чудо 32-е датируется 1717 г., а в повторной записи —1718 г. К данному блоку чудес можно отнести и описание пребывания епископа Павла в Заоникиевском монастыре 2 июня 1717 г. Оно помещено отдельно в начале рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 74.

В рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 100 чудеса 31 (л. 50-51) и 34 (л. 49об.-50) тоже записаны повторно. В последнем не указывается день — 24 мая (л. 49 об.). Текст с описанием посещения монастыря епископом Павлом отсутствует. Кроме того, в рукописи пропущены чудеса 49 и 54.

Подводя итог сказанному, можно говорить о наличии чудес 62 в рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 74 и 59 в рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 100. Нумерация чудес появилась позже и поэтому не соответствует действительности. По ряду признаков можно заключить, что переписчики рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 100 использовали список, сходный по составу с рукописью ОР РГБ. Ф. 354. № 74, но не ее саму.

Около половины чудес XVIII в. точно датированы. Подавляющее большинство из них приходится на 1717 г. С некоторыми исключениями выдерживается хронология чудес 1717-1719 гг. Далее следуют семь чудес 1720-1729 гг. Единственное чудо 1720 г. записано последним.

Текст чудес также представляет интерес как источник по истории повседневной жизни в Петровскую эпоху. Достоверность фактов чудесных исцелений в данном случае не имеет значения. В тексте чудес фигурируют представители разных социальных групп. У солдатской жены Екатерины смертельно заболевает сын после того, как муж попадает в очередной рекрутский набор [4, л. 12-13]. У крестьянина Феодора Михайлова на четыре года отнимается язык после того, как он «на игрищи бесовском . . . положив на ся страшило нача страшити людей» [4, л. 27]. Подобные игры упоминаются и в другом чуде. Ряд чудес свидетельствует о неверии представителей духовенства в святость Иосифа. В частности, вологодский священник Василий отговаривал прихожан посещать Заоникиевский монастырь, «в сумнителстве быв, в басни вменяя» чудеса преподобного [4, л. 89].

Источники не называют нам точную дату канонизации преподобного Иосифа. Анализ текста чудес, проведенный в данной статье, позволяет нам уточнить ее. В 10-15-м чудесах (последнее произошло 17 июня 1717 г.) Иосиф называется монахом или старцем. Чудо 16-е (произошло 26 июля 1717 г.) повествует об исцелении подростка Давида, который «плакася над гробом преподобнаго монаха Иосифа» [4, л. 15об.]. В последующих чудесах его именуют преподобным, новым чудотворцем, угодником Божиим. Это говорит о том, что между указанными датами и состоялось причисление к лику святых вологодского подвижника. Попробуем уточнить датировку. Еще 2 июня, в период засухи, монастырь посетил епископ Павел. После литургии он совершил молитву о дожде у гроба Иосифа. Долгожданный дождь пролился, что и стало явным доказательством для присутствующих святости подвижника. Согласно тексту, епископ Павел поручил «написатъ образ на плащенице преподобнаго Иосифа, а града Ярославля иконописцу Тимофею повелел написатъ образ с чюдотворныя иконы с подобия явления ея, каков

заоникиевым стоит во святей церквии ея с чудесы» [4, л. 2]. Все эти факты свидетельствуют о готовящейся канонизации.

Однако не все разделяли веру епископа. Священник вологодского кафедрального собора Максим Яковлев, который был тогда в монастыре и должен был написать икону преподобного, «яко же слышахъ о чудесехъ Божия Матере и монаха Иосифа в сум-нителстве быв» [4, л. 20об.]. Он заболел, но во время богослужения исцелился, о чем сообщается в тексте 21-го чуда.

Чудо 20, записанное позднее (19-е чудо произошло 5 октября 1717 г.), повествует об исцелении вологодского священника Полиевкта после того, как эконом Сергий рассказал ему о чудесах преп. Иосифа. Сергий же прибыл в Вологду вместе с крестным ходом на праздник Владимирской иконы Божьей Матери, отмечающийся 23 июня. В благодарность за свое исцеление Полиевкт возвратился с крестным ходом в Заоникиевский монастырь. Обретение Иларионом Заоникиевской иконы произошло на праздник Владимирской иконы Божьей Матери. По всей видимости, к этому дню была приурочена торжественная служба, на которой произошла канонизация преп. Иосифа и состоялся упомянутый крестный ход.

Местная канонизация в досинодальный период, как правило, совершалась без письменных документов, а «сохранялась через ежегодное празднование памяти святого и посвященные ему агиографические памятники» [2, с. 352]. Архиерей брал устное благословение на прославление святого у высшей церковной власти [16, с. 296-297]. После 1700 г. патриарха в России не было, а митрополит Стефан Яворский формально не являлся местоблюстителем патриаршего престола [6, с. 195-196]. Поэтому канонизация преп. Иосифа могла состояться с санкции епископа Павла.

Прославление святого предполагало составление службы. Она находится в составе рукописи ОР РГБ. Ф. 354. № 74. С уверенностью можно утверждать только то, что служба была составлена до конца 1721 г., так как Петра I называют здесь царем и великим князем [4, л. 116об.]. Служба была составлена по образцу службы Галактиону Вологодскому, также прославленному по инициативе епископа Павла. Службу преп. Галактиону в 1717 г. написал Иван Слободской [17, с. 337].

Таким образом, согласно нашим наблюдениям, канонизация Иосифа Заоникиевско-го состоялась 23 июня 1717 г. по инициативе епископа Павла, который дал благословение на запись чудес, составление жития, службы и написание иконографического образа святого. В церковной практике эти действия иногда совершались и после канонизации, что и произошло в случае с Иосифом. Он вошел в число вологодских святых. Например, мы встречаем его имя в сборнике XVIII в., где дается перечень вологодских и белозерских подвижников [18, л. 105]. Празднование преподобному Иосифу было установлено 21 сентября.

Источники и литература

1. Лавров А. С. Колдовство и религия в России. М.: Древлехранилище, 2000. 576 с.

2. Андроник (Трубачев), игумен. Канонизация святых в Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 346-371.

3. Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. 448 с.

4. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 354. № 74.

5. Государственный исторический музей (ГИМ). Музейское собр. № 1510.

6. Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 360 с.

7. Записки отдела рукописей ГБЛ. Вып. 16. М., 1954. 180 с.

8. Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб.: Наука, 1996. 365 с.

9. Суворов Н. И. Владимирская Заоникиева пустыня. Вологда: Типография Губернского правления, 1865. 38 с.

10. Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда: Типография В. А. Гудкова-Белякова, 1880. 692 с.

11. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 37. Л.: Наука, 1982. 228 с.

12. Анишина А. П. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 599.

13. Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 354. № 100.

14. Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание об иконе Богоматери Заоникиевской // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2004. С. 562-564.

15. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Изд-во К. Солдатенкова, 1871 (репринт. изд.—М.: Наука, 1988). 509 с.

16. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. 2-е изд. М.: Императорское Общество истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1903. 600 с.

17. Соколова Л. В. Житие Галактиона Вологодского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1992. С. 336-337.

18. ОР РНБ. Собр. Титова. № 3729.

Статья поступила в редакцию 27 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.