КАНОНИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЧАСОВЕН В УЧЕБНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
© Борисов С.В.*, Варламова Т.А.Ф, Шленов В.А.*
Московский архитектурный институт (государственная академия),
г. Москва
В статье рассмотрены вопросы изучения традиционного для православия облика часовен при выполнении учебных заданий в рамках кафедры «Основы архитектурного проектирования» МАРХИ. Предложена типология современных часовен, продолжающих «каноническую традицию». Положения статьи проанализированы на примерах студенческих работ, выполненных в соответствии с заданием «крестильный храм».
Для понимания значения канонической традиции [1], как собирательного и привычного для прихожан облика православного храма, существенно, что на прошлое ориентируется вся жизнь христианина - к нему относится воспоминание о Рождестве Христовом, Его Крестном страдании и Воскресении, в нем созданы творения святых отцов, духовный опыт человечества [2]. Прошлое для христианина соединяет настоящее и будущее, является средством прикосновения к вечности, что обосновывает для проектирования православных храмов первостепенное значение обращения к исторической памяти и архитектурным направлениям предшествующих периодов времени.
а) б) в) г) д)
Рис. 1. Часовни, проекты С.В. Борисова: а), в)-д) Екатериновка, Москва, 2001 г. б) Часовня Святителя Николая, ул. Арбат, Москва, 2011 г.
* Доцент кафедры «Основы архитектурного проектирования».
* Студент кафедры «Основы архитектурного проектирования». " Студент кафедры «Основы архитектурного проектирования».
В своих работах, представляющих редкое по полноте сочетание опыта реального проектирования, реставрации, изучения истории и теории архитектуры, Э. Виоле-ле-Дюк, сравнивая языческие и христианские цивилизации, отмечает, что первые, достигнув полного развития, приходят в упадок, из которого более не восстают. В отличие от них, христианские цивилизации переживают моменты расцвета и мрака, «но никогда не падают настолько низко, чтобы не иметь силы выйти на новый путь, они беспрестанно погружаются в неиссякаемый источник жизнеспособных начал» [3]. Следствием является уникальное и единственное в своем роде многообразие накопленного за тысячелетия опыта христианской культуры.
а) б) в)
Рис. 2. Часовни, проекты С.В. Борисова: а) Часовня Святителя Николая, ул. Арбат, Москва, 2011 г.; б) Батюшково, Московская обл., Дмитровский р., 2004 г.; в) Часовня Святого Великомученика Пантелеймона, Жари, Владимирская обл., 2002 г.
При общности идейно-символических аспектов для православных храмов характерно разнообразие архитектурных решений, не регламентировавшихся каноном, за исключением нескольких основных требований, на протяжении всей истории Христианства. Православные храмы возводились на основании «храмозданной грамоты», содержащей некоторые характеристики будущего здания, постройка проверялась и исследовалась перед освящением благочинным или иным духовным лицом, в том числе, на соответствие символическим аспектам. Подобный порядок утверждения проекта и приемки храма Епархиальными Управлениями Московской Патриархии существует и в настоящее время. Исходя из сказанного, во всем многообразии православных храмов проявляется их принадлежность канонической традиции и, соответственно, они являются предметом анализа закономерностей построения их объемно-планировочных композиций. Новый храм, созданный на основе творческого осмысления архитектурных осо-
бенностей ранее возведенных построек, наследует соответствие канонической традиции и идейно-символическим аспектам [4].
Рассмотрим в порядке усложнения объемно-планировочных композиций современные часовни (рис. 1-3, автор С.В. Борисов), находящиеся в рамках канонической традиции, наиболее простые из которых состоят из одного элемента и выполнены на квадратном плане со стороной 3000 мм [5]. Многообразие архитектурно-художественных и объемных решений определяется обращением к широкому кругу прототипов, находящихся в русле архитектурных направлений второй половины XIX - начала XX веков. Среди них: «русский» стиль 1830-1850 годов (рис. 1 а); «европейский» ретро-спективизм (рис. 1 б); рационалистическое направление модерна (рис. 1 в). Различные объемные решения создаются вариантами завершений часовни со световой главой: на полуциркульном или щипцовом фронтоне (рис. 1 г), на единственной закомаре и четырехскатной кровле, применяется шатровое и восьмериковое завершения (рис. 1 д). Квадратный план часовни увеличивается за счет четырех притворов (рис. 2 а) или при помощи крытой галереи с расположенной над ней звонницей (рис. 2 б). К наиболее простым часовням можно отнести и святые врата над входом в храмовый комплекс (рис. 3 б).
а) б)
Рис. 3. Часовни, проекты С.В. Борисова: а) Часовня Святого Великомученика Пантелеймона, Жари, Владимирская обл., 2002 г.; б) Княжье Озеро, Московская обл., Истринский р., 2010 г.
Число элементов, составляющих часовни, увеличивается до двух при включении в ее композиционное решение звонницы: отдельно стоящей, или объединенной с основным четвериком общим стилобатом (рис. 2 в). Третьим пространственным элементом является западная пристройка, притвор или трапезная, служащая основанием для звонницы и примыкающая к главному четверику, «клетскому» или шатровому (рис. 3 а).
Одним из заданий учебного проектирования МАРХИ является «крестильный храм», не принадлежащий к какой-либо христианской конфессии,
включающий в себя основной объем, алтарь и притвор с раздевальнями. По своему масштабу, в соответствии с заданием на разработку постройки с простейшим функциональным наполнением, он приближен к часовням, что создает, впрочем, некоторое противоречие со значительным набором предложенных помещений. Учитывая приобретение студентами в процессе обучения проектных навыков, применимых на территории России с ее преимущественно православным населением, представляется целесообразной разработка именно православного крестильного храма.
В связи с этим, первостепенное значение приобретает знание студентами элементов канона храмостроения, отражающегося в разделении проектируемого здания иконостасом или преградой на среднюю часть и алтарь, обращенный на восток. К каноническим условиям относится построение алтаря с его наполнением - престолом и жертвенником; иконостаса с царскими и диа-конскими вратами и солеи с амвоном, входящей в состав средней части храма. Подобные требования предполагают наличие в плане крестильного храма оси симметрии, проходящей через амвон, царские врата иконостаса и престол. Процесс учебного проектирования, развивающийся как в направлении создания храма, находящегося в русле современных архитектурных концепций, так и при доминирующей в образном решении канонической традиции предполагает четкое соблюдение перечисленных требований канона.
а) б) в)
Рис. 4. Крестильный храм, проект Т.А. Варламовой: а) фасад; б) план первого этажа; в) макет
Рассмотрим два проекта, выполненных студентами по заданию «крестильный храм»: первый из них (автор Т.А. Варламова, рис. 4) относится к поискам современных центрических решений, второй (автор В.А. Шленов, рис. 5), продолжает традицию храмов «кораблем», с объемно-планировочной композицией последовательно развивающейся вдоль оси симметрии восток-запад. В центрическом храме (рис. 4), в соответствии с авторским
замыслом, присутствует ярко выраженная асимметрия объема, что поставило задачу создания планировки, сочетающей требования канонического построения алтарной части с динамичным образным решением. Подобное противоречие решено на основе сочетания двух планировочных окружностей с несовпадающими центрами, расположенных по оси восток-запад. Асимметрия храма при планировочном построении, симметричном относительно продольной оси, достигнута частичным включением элементов, образованных внешней планировочной окружностью в «теплый объем» здания с южной стороны и, напротив, решения их в качестве звонницы - стены с севера. Архитектурное решение храма, симметричного относительно оси восток-запад, построено на сочетании основного восьмерика с объемом, включающим в себя притвор, раздевальню и санузел, визуально напоминающем трапезную, традиционно входящую в состав храма «кораблем» (рис. 5). Применение для построения средней части восьмигранника с неравными гранями позволило придать объему, расположенному к западу от восьмерика, поперечную ориентацию, пространственно подчинить его основному храму.
а) б)
Рис. 5. Крестильный храм, проект В.А. Шленова: а) фасад; б) план первого этажа
В рассмотренных примерах, при различном отношении к канонической традиции, позволяющем, тем не менее, создать облик именно православного храма, соблюдены требования канона в построении объемно-планировочной композиции. В данных проектах формируется представление о здании, как о взаимосвязанной структуре отдельных архитектурно-конструктивных элементов, находящих четкое отображение в плане, подтверждается жизнеспособность конструктивных схем, восходящих к различным периодам христианской истории, и сейчас целесообразных для православных храмов.
Список литературы:
1. Кеслер М.Ю. Традиция, канон и современность в церковном искусстве храмоздательства // Приход. - 2008. - № 1. - С.53-63.
2. Святославский А.В. Традиция памяти в Православии. - М.: Древлехранилище, 2004. - 220 с.
3. Виоле-ле-Дюк. Беседы об архитектуре. Том 1. - М.: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1937. - 470 с.
4. Борисов С.В. Особенности композиционных решений структурных элементов при проектировании приходских православных храмов (на примере Подмосковного региона) // Архитектура. Строительство. Инженерные системы / Е.Ю Агеева, Л.Л. Бабенко, Т.В. Бондаренко и др. - Новосибирск: Издательство НГТУ 2012. - С. 109-137.
5. Борисов С.В. Православные храмы в загородной застройке Подмосковья [Электронный ресурс] // Международный электронный научно-образовательный журнал «Архитектура и современные информационные технологии (AMIT)». - 2011. - № 1 (14). - 9 с. - Режим доступа: www.marhi.ru/ AMIT.