Научная статья на тему 'Каналы получения населением информации о пенсионной системе'

Каналы получения населением информации о пенсионной системе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
260
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / КАНАЛЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / PENSION SYSTEM / PENSION PROVISION / PENSION INSURANCE / INFORMATION CHANNELS / PENSION FUND

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Розенгрин Наталья Борисовна

Рассматриваются различные подходы к определению понятия «пенсионная система». Подчеркивается неоднозначность толкования как термина «пенсионная система», так и статуса этого феномена. Особое внимание автор уделяет анализу результатов социологического исследования, посвященного выявлению приоритетности каналов информирования населения о пенсионной системе России. Автор делает вывод о том, что актуальным для дальнейших исследований является, во-первых, определение категориального статуса понятий «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование» в социологии управления; во-вторых, выявление факторов повышения эффективности каналов (официальных и неофициальных) информированности разных групп населения о процессах, происходящих в пенсионной системе; в-третьих, осуществление сравнительного анализа результатов исследования каналов информированности населения о пенсионной системе в разных регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Розенгрин Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANNELS OF OBTAINING INFORMATION ABOUT THE PENSION SYSTEM BY THE POPULATION

In the article the author considers various approaches to the definition of the concept of «pension system». He emphasizes the ambiguity of the interpretation of both the term «pension system» and the status of this phenomenon. The author pays special attention to the analysis of the results of a sociological study devoted to the identification of the priority channels for informing the population about the Russian pension system. At the end of the article the author concludes that the actual for further research is, first, the definition of the categorical status of the concepts of «pension provision» and «pension insurance» in the management sociology; secondly, to identify factors that increase the efficiency of channels (formal and informal) of the awareness of different groups of the population about the processes taking place in the pension system; third, to carry out a comparative analysis of the results of the study of public awareness channels about the pension system in different regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Каналы получения населением информации о пенсионной системе»

УДК 316.3 JEL D83

DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-2-168-176

Н. Б. Розенгрин

ООО Золотая Середина-Барнаул

КАНАЛЫ ПОЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ О ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация

Рассматриваются различные подходы к определению понятия «пенсионная система». Подчеркивается неоднозначность толкования как термина «пенсионная система», так и статуса этого феномена. Особое внимание автор уделяет анализу результатов социологического исследования, посвященного выявлению приоритетности каналов информирования населения о пенсионной системе России. Автор делает вывод о том, что актуальным для дальнейших исследований является, во-первых, определение категориального статуса понятий «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование» в социологии управления; во-вторых, выявление факторов повышения эффективности каналов (официальных и неофициальных) информированности разных групп населения о процессах, происходящих в пенсионной системе; в-третьих, осуществление сравнительного анализа результатов исследования каналов информированности населения о пенсионной системе в разных регионах России.

Ключевые слова

пенсионная система, пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, каналы информирования, пенсионный фонд

Нормативно-правовые акты регулярно регламентируют изменения структуры и принципов пенсионной системы, действующей с 1991 г. по настоящее время, что влияет на характер трансформации этой системы. Большинство исследователей при анализе современной российской пенсионной системы используют такие термины, как «пенсионное обеспечение», «система пенсионного обеспечения», «институт пенсионного обеспечения», «институт пенсионного страхования», «пенсионное страхование», «обязательное (основное) и дополнительное (добровольное) пенсионное обеспечение», «страховые пенсионные институты», иногда отождествляя их, иногда перечисляя их через запятую, иногда противопоставляя друг другу [1-6], что свидетельствует об отсутствии четкого толкования этих понятий в научной литературе.

Одни авторы разделяют категории «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование» по разным основаниям, в частности по источнику их формирования, отмечая при этом, что «пенсионное обеспечение» подразумевает государственные (социальные) пенсии (минимальное пенсионное обеспечение), а «пенсионное страхование» - страховую и накопительную пенсию по старости, инвалидности, выслуге лет (Р. Р. Ураев, В. Д. Роик) [5-7]. Другие -на государственное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное страхование

ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2018. Том 18, № 2 © Н. Б. Розенгрин, 2018

(обеспечение) (В. Н. Бобков) [3]. Некоторые исследователи считают, что подобное разделение лишь усложняет восприятие понятийного аппарата [4].

В настоящее время можно выделить несколько позиций, с которых авторы рассматривают пенсионное обеспечение, в частности:

• пенсионное обеспечение включает назначение и выплату всех существующих видов пенсий (М. И. Кучма) [8];

• пенсионное обеспечение - это часть социального обеспечения (О. П. Беребина, К. В. Кирсанов, С. В. Парамонова) [1; 2; 9; 10];

• пенсионное обеспечение - синоним пенсионного страхования (О. П. Беребина, И. Г. Ша-тохин) [1; 2; 11];

• пенсионное обеспечение включает пенсионное страхование (С. С. Ерофеева) [4];

• пенсионное обеспечение и пенсионное страхование - две части пенсионной системы (Р. Р. Ураев, В. Д. Роик) [5-7];

• пенсионное обеспечение, государственное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное страхование - три части пенсионной системы (В. Н. Бобков) [3].

К анализу пенсионной системы у исследователей также разные подходы:

• рассмотрение структуры (С. С. Ерофеева) [4];

• выделение объектов и субъектов пенсионной системы (И. Н. Беринцева) [12];

• анализ уровня и качества жизни пенсионеров (О. В. Николаева) [13];

• оценка степени доверия населения Пенсионному фонду Российской Федерации (В. Н. Бобков, Д. М. Рогозин) [3; 14];

• выделение территориального уровня организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации (Р. Р. Ураев) [7];

• механизмы трансформации пенсионной системы (В. Д. Роик, Т. Н. Вязовская, А. Н. Симонов, Е. В. Сухорукова) [5; 6; 15-17];

• регулятор социальной защиты населения (А. Ф. Борисов, Р. Р. Ураев, К. В. Кирсанов, С. В. Парамонова) [7; 9; 10; 18];

• правовое регулирование форм и видов пенсий (О. П. Беребина) [1; 2]; и т. д.

Неоднозначность и разнородность подходов к анализу сущности и содержания пенсионной системы накладывает отпечаток и на ее восприятие массовым сознанием населения, которое получает информацию о социальных процессах, происходящих в стране, прежде всего через средства массовой информации. В последние годы в систему СМИ включают глобальную сеть Интернет, социальные сети, корпоративные сети и др. Естественно, что отношение разных групп населения к этим каналам информирования различно. Одним из факторов, влияющим на восприятие информации, является степень доверия.

В мае 2017 г. под руководством автора статьи было проведено исследование приоритетности каналов информирования населения г. Барнаула о пенсионной системе России. Выборка данного исследования составляла 300 человек: женщины в возрасте от 18 до 54 лет, мужчины в возрасте от 18 до 59 лет, постоянно (более 6-ти месяцев) проживающие в г. Барнауле, не имеющие родственников и близких друзей, работающих в следующих сферах: журналистика / репортеры телевидения, радиовещания; связи с общественностью; исследования рынка, реклама; негосударственные пенсионные фонды; Пенсионный фонд РФ. Половозрастная выборка исследования соответствовала половозрастной структуре населения г. Барнаула (по данным на январь 2017 г.).

При анализе результатов исследования были условно выделены следующие блоки.

Блок 1. Каналы информирования. Основным источником получения новой информации правового и финансового характера опрошенные назвали Интернет, телевидение, друзей (знакомых, родственников), меньше 10 % респондентов отметили, что получают информацию от специалистов организаций, из печатной прессы, специализированной литературы, по радио; 4,3 % опрошенных затруднились ответить. Как можно заметить (рис. 1), к трем самым популярным каналам информирования относятся Интернет, телевидение, друзья, знакомые и родственники.

При ответе на вопрос «К каким источникам Вы сами обращаетесь при возникновении необходимости получить информацию правового или финансового характера?» как основной

опрошенные назвали Интернет, вторым по популярности источником являются специалисты организаций, далее идет вариант «друзья, знакомые и родственники», затем телевидение, специализированная литература, печатная пресса, радио (рис. 2). Интернет остается ведущим каналом как получения, так и поиска информации. Но и телевидение является важным каналом информирования. Однако непосредственного обращения к специализированным телевизионным программам для получения информации по конкретным вопросам финансового и правового характера мало, поскольку, вероятно, такую информацию получают опосредованно через просмотр других программ. Такая же роль в информировании по вопросам финансово-правового характера отводится и каналу «друзья, знакомые и родственники».

Рис. 1. Источники информации правового и финансового характера

Рис. 2. Источники обращения за информацией правового и финансового характера

На вопрос «Из каких источников за последние 12 месяцев вы получали информацию или обращались сами за информацией, касающейся пенсионной системы, хотя бы раз?» 51 % опрошенных ответили, что такой ситуации за последние 12 месяцев не было, далее в порядке убывания следуют ответы: специалисты организаций, телевидение, специализированная литература, Интернет, друзья, знакомые и родственники, печатная пресса, радио (рис. 3). Как можно заметить, 49 % опрошенных назвали источники, из которых получали информацию в последние 12 месяцев; 51 % считают, что не получали информации, касающейся пенсионной системы.

Рис. 3. Источники получения информации о пенсионной системе в последние 12 месяцев

Таким образом, основные источники получения информации о пенсионной системе, как показывают результаты исследования, - Интернет, телевидение и ближайшее окружение респондентов. Основными источниками, к которым респонденты обращаются в поиске информации о пенсионной системе, является, преимущественно, Интернет. Однако основным источником, к которому респонденты обращались за последние 12 месяцев, являются специалисты организаций. Такое распределение ответов говорит о том, что важное место в информировании населения играют «фоновые» источники, такие как Интернет, телевидение и ближайшее окружение, т. е. источники, в которых конкретная информация о пенсионной системе подается опосредованно. Однако при целенаправленном поиске информации, предпочтительнее для респондентов Интернет и специалисты организаций. Причем за консультациями к специалистам предпочитают обращаться как мужчины, так и женщины, разных возрастов, доля в каждой отдельной половозрастной категории одинакова, что говорит об отсутствии связи между полом / возрастом и предпочтением источника информирования.

Блок 2. Пользование интернетом и социальными сетями.

На вопрос «Как часто Вы пользуетесь интернетом (на любых устройствах)?» 79,31 % респондентов ответили, что ежедневно; 5,6 % - 3-4 раза в неделю; 4,31 % - 1 раз в неделю; 0,43 % - 2-3 раза в месяц; 10,35 % - никогда. При этом частота использования Интернета не зависит от пола. Распределение частоты использования интернета мужчинами и женщинами по возрастам показало, что молодежь в возрасте 18-24 лет пользуется Интернетом ежедневно, с увеличением возраста Интернетом пользуются реже, а вариант «не пользуюсь Интернетом» выбирали мужчины и женщины в возрасте 45-55 (59) лет. Как можно заметить, мужчи-

ны и женщины одинаково часто пользуются Интернетом - практически ежедневно. Все ответившие, что никогда не пользуются Интернетом, - это мужчины и женщин предпенсионного возраста.

На вопрос «Для чего обычно Вы используете Интернет (на любых устройствах, в том числе мобильный Интернет)?» 84,5 % респондентов, пользующихся Интернетом, ответили: «использую для поиска информации»; 52,16 % - «пользуюсь почтовым ящиком (e-mail), 78,45 % - «пользуюсь социальными сетями», 23,71 % - «играю в онлайн игры (не в соцсе-тях)», 44,4 % - «использую его при работе в специальных программах (приложениях)», 1,72 % выбрали вариант «другое».

На вопрос «Как часто Вы пользуетесь социальными сетями?» 39,89 % пользователей социальных сетей ответили «несколько раз в день», 38,8 % - «один раз в день», 9,84 % - «3-4 раза в неделю», 7,1 % - «1 раз в неделю», 1,09 % - «2-3 раза в месяц», 1,64 % - «1 раз в месяц», 1,09 % - «1 раз в полгода и реже», 0,55 % затруднились ответить.

На вопрос «Пользуетесь ли Вы социальными сетями для получения информации о ПФР, подписаны на страницу ПФР или Отделения ПФР в Алтайском крае?» 10,5 % респондентов ответили «да», 67 % ответили «нет», 12 % респондентов ответили, что не пользуются социальными сетями, 10,5 % - не пользуются Интернетом вообще (рис. 4).

Не пользуюсь Интернетом 10,34 %

Не пользуюсь соцсетями 12,07 %

Да 10,34 %

Нет 67,24 %

Рис. 4. Пользование социальными сетями

Основную часть респондентов, отметивших, что они пользуются социальными сетями для получения информации о ПФР, составляют женщины 45-54 лет (36 %), остальные 64 % положительно ответивших на этот вопрос равномерно распределяются по оставшимся половозрастным группам. Примерно две трети положительно ответивших - женщины; оставшуюся треть составляют мужчины 45-59 и 35-44 лет (рис. 5). Как можно заметить, большая часть пользователей Интернета обращаются к социальным сетям ежедневно. Примерно одна десятая пользователей Интернета ответили, что получают информацию о пенсионной системе из социальных сетей. Среди них женщин в два раза больше, чем мужчин, и половина из этих женщин в возрасте 45-54 года.

мужчины 18-24

женщины 25-34

Рис. 5. Распределение по полу и возрасту респондентов, получающих информацию о ПРФ Алтайского края через социальные сети

Анализ аудиозаписей интервью с этими респондентами показал, что, положительно отвечая на данный вопрос, респонденты имели в виду то, что социальные сети для них - один из каналов получения информации о ПФР. Респонденты отмечали, что видели ролики о Пенсионном фонде в ленте друзей, читали статьи и заметки, отмеченные друзьями как понравившиеся.

Проанализировав полученную в этом блоке вопросов информацию, можно сделать вывод, что друзья / знакомые / родственники для большинства населения являются значимым источником получения информации, наряду с телевидением и Интернетом, а получение информации через Интернет тесно переплетается с получением информации от друзей и родственников, так как социальные сети, по сути, являются цифровым отражением дружеских и профессиональных контактов респондента, вследствие чего и занимают как источник информации не менее значимое место, чем реклама на телевидении.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что стратегия информирования населения о пенсионной системе через Интернет и социальные сети достаточно перспективна. Процент пользователей Интернета и социальных сетей очень высок. Так, аудитория отделения ПФР в Алтайском крае в социальных сетях - это около 10 % жителей Барнаула. Основная аудитория - женщины 45-54 лет, что важно учитывать в подаче материала. Кроме того, важно учитывать гендерное различие в восприятии материала: для мужской аудитории информация о пенсионной системе не является актуальной, активно пользуясь Интернетом и социальными сетями, высоко оценивая собственные знания о пенсионной системе, они намного реже женщин интересуются информаций о пенсионной системе.

В соответствии с этим актуальным для дальнейших исследований является, во-первых, определение категориального статуса понятий «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование» в социологии управления; во-вторых, выявление факторов повышения эффективности каналов (официальных и неофициальных) информированности разных групп населения о процессах, происходящих в пенсионной системе; в-третьих, осуществление сравнительного анализа результатов исследования каналов информированности населения

о пенсионной системе в других регионах России, прежде всего в Сибирском федеральном округе, учитывая опыт Алтайского края.

Список литературы

1. Беребина О. П. Достойное социальное обеспечение с учетом международных стандартов // Тр. Оренбург. института (филиала) Моск. гос. юрид. академии. 2013. № 18. С. 155-159.

2. Беребина О. П. Общая характеристика механизма исчисления пенсий и современного состояния уровня пенсионного обеспечения в России // Тр. Оренбург. института (филиала) Моск. гос. юрид. академии. 2011. № 13. С. 138-142.

3. Бобков В. Н. Высокие социальные стандарты заработной платы - основа достойных трудовых пенсий // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 6. С. 3-13.

4. Ерофеева С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 290-295.

5. Роик В. Д. Архитектура пенсионных институтов России: состояние и перспективы // Журнал НЭА. 2015. № 3 (27). С. 184-189.

6. Роик В. Д. Предпосылки формирования институтов пенсионного страхования в России // Труд и социально-экономические отношения. 2011. С. 71-76.

7. Ураев Р. Р. Проблемы эффективности негосударственного пенсионного обеспечения: региональный аспект // Регионология. 2011. № 2 (75). С. 189-194;

8. КучмаМ. И. Как самому рассчитать трудовую пенсию. М.: Юриспруденция, 2005. 56 с.

9. Кирсанов К. В. Проблемы пенсионного обеспечения в России в условиях реализации закона о монетизации льгот // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2008. № 1. С. 62-63.

10. Парамонова С. В. Пенсионное обеспечение - институт социальной защиты населения в социальной рыночной экономике // Вестн. Краснояр. гос. аграрного ун-та. 2006. № 10. С. 23-28.

11. Шатохин И. Г. Особенности института обязательного пенсионного страхования в России // Вестн. социально-политических наук. 2008. № 8. С. 93-95.

12. Беринцева И. Н. Приоритетные формы пенсионного обеспечения работников образовательных учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 733741.

13. Николаева О. В. Пенсионеры и их качество жизни как объект социологического анализа (на примере РТ) // Научные труды Центра перспективных экономических исследований.

2010. № 3. С. 231-234.

14. Рогозин Д. М. Сколько нужно зарабатывать, чтобы осмысленно говорить о накопительной пенсии? // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 7 (113). С. 5-30.

15. Вязовская Т. Н. Трансформация пенсионной системы России на начальном этапе рыночного реформирования (1990-1993 гг.) // Наука и школа. 2008. № 6. С. 65-67.

16. Симонов А. Н. Социальная защита и проблемы пенсионного обеспечения пожилых людей в современной России // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 1. С. 100-102.

17. Сухорукова Е. В. Пенсионная система России: проблемы и перспективы реформирования // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 5. С. 122-138.

18. Борисов А. Ф. Реформирование пенсионной системы как функция социального управления // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика.

2011. № 1. С. 125-131.

Материал поступил в редколлегию 15.02.2018

N. B. Rozengrin

Zolotaya Seredina-Barnaul Ltd

CHANNELS OF OBTAINING INFORMATION ABOUT THE PENSION SYSTEM

BY THE POPULATION

Abstract

In the article the author considers various approaches to the definition of the concept of «pension system». He emphasizes the ambiguity of the interpretation of both the term «pension system» and the status of this phenomenon. The author pays special attention to the analysis of the results of a sociological study devoted to the identification of the priority channels for informing the population about the Russian pension system. At the end of the article the author concludes that the actual for further research is, first, the definition of the categorical status of the concepts of «pension provision» and «pension insurance» in the management sociology; secondly, to identify factors that increase the efficiency of channels (formal and informal) of the awareness of different groups of the population about the processes taking place in the pension system; third, to carry out a comparative analysis of the results of the study of public awareness channels about the pension system in different regions of Russia.

Keywords

pension system, pension provision, pension insurance, information channels, pension fund

References

1. Berebina O. P. Dostojnoe sotsial'noe obespechenie s uchetom mezhdunarodnykh stan-dartov. Trudy Orenburgskogo instituta Moskovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii, 2013, № 18, p. 155-159. (in Russ.)

2. Berebina O. P. Obshchaya kharakteristika mekhanizma ischisleniya pensij i sovremen-nogo sostoyaniya urovnya pensionnogo obespecheniya v Rossii. Trudy Orenburgskogo instituta Moskovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii, 2011, № 13, p. 138-142. (in Russ.)

3. Bobkov V. N. Vysokie sotsial'nye standarty zarabotnoj platy - osnova dostojnykh trudo-vykh pensij. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii, 2010, № 6, p. 3-13. (in Russ.)

4. Erofeeva S. S. Institucional'nye problemy reformirovaniya sistemy pensionnogo obespecheniya v Rossii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2010, № 120, p. 290-295. (in Russ.)

5. Roik V. D. Arkhitektura pensionnykh institutov Rossii: sostoyanie i perspektivy. Zhurnal NEA, 2015, № 3 (27), p. 184-189. (in Russ.)

6. Roik V. D. Predposylki formirovaniya institutov pensionnogo strakhovaniya v Rossii. Trud i sotsial'no-ekonomicheskie otnosheniya, 2011, p. 71-76. (in Russ.)

7. Uraev R. R. Problemy effektivnosti negosudarstvennogo pensionnogo obespecheniya: regional'nyj aspect. Regionologiya, 2011, № 2 (75), p. 189-194. (in Russ.)

8. Kuchma M. I. Kak samomu rasschitat' trudovuyu pensiyu. Moscow, Jurisprudentsiya, 2005, 56 p. (in Russ.)

9. Kirsanov K. V. Problemy pensionnogo obespecheniya v Rossii v usloviyakh realizatsii zakona o monetizatsii l'got. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika, 2008, № 1, p. 62-63. (in Russ.)

10. Paramonova S. V. Pensionnoe obespechenie - institut sotsial'noj zashchity naseleniya v sotsial'noj rynochnoj ekonomike. Vestnik Krasnotarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2006, № 10, p. 23-28. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shatohin I. G. Osobennosti instituta obyazatel'nogo pensionnogo strakhovaniya v Rossii. Vestnik sotsial'no-politicheskikh nauk, 2008, № 8, p. 93-95. (in Russ.)

12. Berinceva I. N. Prioritetnye formy pensionnogo obespecheniya rabotnikov obrazovatel'-nykh uchrezhdenij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, № 5, p. 733-741. (in Russ.)

13. Nikolaeva O. V. Pensionery i ikh kachestvo zhizni kak ob'ekt sotsiologicheskogo analiza (na primere RT). Nauchnye trudy Tsentra perspektivnykh ekonomicheskikh issledovanij, 2010, № 3, p. 231-234. (in Russ.)

14. Rogozin D. M. Skol'ko nuzhno zarabatyvat', chtoby osmyslenno govorit' o nakopitel'noj pensii? Monitoring obshchestvennogo mneniya, 2013, № 7 (113), p. 5-30. (in Russ.)

15. Vyazovskaya T. N. Transformatsiya pensionnoj sistemy Rossii na nachal'nom etape rynochnogo reformirovaniya (1990-1993). Nauka i shkola, 2008, № б, p. б5-б7. (in Russ.)

16. Simonov A. N. Sotsial'naya zashchita i problemy pensionnogo obespecheniya pozhilykh lyudej v sovremennoj Rossii. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii, 2008, № 1, p. 100-102. (in Russ.)

17. Suhorukova E. V. Pensionnaya sistema Rossii: problemy i perspektivy reformirovaniya. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika, 2010, № 5, p. 122-138. (in Russ.)

18. Borisov A. F. Reformirovanie pensionnoj sistemy kak funktsiya sotsial'nogo upravle-niya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedago-gika, 2011, № 1, p. 125-131. (in Russ.)

Информация об авторе Information about the Author

Розенгрин Наталья Борисовна

магистр социальной работы

социолог-маркетолог ООО «Золотая Середина-Барнаул»

(ул. Союза Республик, 35-3, Барнаул, 656015, Россия)

Розенгрин Н. Б. Каналы получения населением информации о пенсионной системе // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 2. С.168-176.

Rozengrin Natalia B.

Master of Social Work

Sociologist-Marketer Zolotaja Seredina-Barnaul Ltd

(35-3 Soyuz Respublik Str., Barnaul, 656015, Russian Federation)

Rozengrin N. B. Channels of Obtaining Information about the Pension System by the Population. World of Economics and Management, 2018, vol. 18, no. 2, p. 168-176. (in Russ.)

DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-2-1б8-17б

[email protected] ORCID: 0000-0001-8217-3172 SPIN РИНЦ: 5217-б210

Для цитирования For citation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.