Научная статья на тему 'Канада в системе международных отношений в период либерального правительства М. Кинга'

Канада в системе международных отношений в период либерального правительства М. Кинга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2163
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Канада в системе международных отношений в период либерального правительства М. Кинга»

©И.А. Соков, 2007

КАНАДА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ЛИБЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА М. КИНГА

И.А. Соков

В межвоенный период первой половины XX в. Канада вышла на международную арену в качестве самостоятельного актора. Предпосылки для международной деятельности Канады нами были рассмотрены ранее В настоящей статье анализируются особенности становления Канады как участника международных отношений, выделяются периоды, характерные проведением определенной политической линии либеральным правительством М. Кинга за время его правления. По нашему мнению, интерес к изучению этого вопроса связан с необходимостью понимания ее уникального исторического опыта по созданию канадской либеральной традиции.

Эта уникальность состоит в том, что, во-первых, Канада стала участником международных отношений в ранге доминиона Британского Содружества наций, параллельно создавая собственную государственность 2. Во-вторых, она определила для себя место в системе международных отношений среди средних держав. И, в-третьих, поставила своей целью стать лидером средних держав.

Такие глобальные устремления Канады были связаны, прежде всего, с ее экономическими интересами. Ориентированной на экспорт экономике страны было тесно в рамках Британского Содружества. Для нее требовались новые мировые рынки. Но экономические успехи на мировом рынке не могли осуществляться без политического признания.

Первые попытки по политическому признанию Канады в качестве самостоятельного участника международного процесса были предприняты премьер-министром консервативного правительства Р. Борденом. Канада в лице ее представителей была включена в британскую делегацию на заседаниях в Версале и в список стран победителей при подписании Парижского мирного договора 3. Ее представители участвовали в работе Коми-

тета по послевоенным территориальным изменениям 4. Премьер-министром Р. Борденом в октябре 1919 г. были предприняты безуспешные усилия по назначению канадского посла в Вашингтон 5.

Все попытки Роберта Бордена признать Канаду в качестве самостоятельного актора не увенчались успехом. А эпизоды, связанные с работой в Версале, скорее можно отнести к признанию заслуг Доминиона в военных операциях во время Первой мировой войны.

Более благотворными шагами следует признать предпринятые действия либерального премьер-министра Макензи Кинга, который считал международные отношения приоритетными в своей деятельности 6. Понимая, что международного политического признания можно добиться только на основе права, он очень удачно использовал конституционный кризис лета 1926 г.7 как для решения внутриполитических задач по удержанию власти Либеральной партией, так и для получения нового статуса для канадского доминиона в составе Содружества, как «равного государства среди всех членов Британского Содружества Наций» (согласно Декларации Бальфура, принятой на Имперской конференции 1926 г.).

Декларация Бальфура уже не упоминала о зависимости доминионов от Британии, тем самым требовала законодательного изменения как в Акте о Британской Северной Америке (The British North America Act), так и в колониальном законодательстве (Colonial Laws Validity Act of 1865)8.

Решения Имперской конференции 1926 г. позволили М. Кингу уже в ноябре 1926 г. назначить министра без портфеля Винсента Массея (Vincent Massey) в качестве первого посла Канады в США9. Но главное, эти решения позволили Канаде на основе права выстраивать свои взаимоотношения с другими государствами на международной арене 10.

Однако для подтверждения конституционного статуса доминиона потребовалось еще одно решение имперской конференции 1930 г., и только после него оно стало законом от 11 декабря 1931 г., вошедшим в историю под названием Вестминстерский Статут 1931г. (The Statute of Westminster, 1931). Роль М. Кинга в получении Канадой и другими доминионами правовой основы в самостоятельном решении внутриполитических вопросов и вопросов внешних сношений бесспорна. Предложенная им на Имперской конференции 1926 г. формула «автономии» вместо формулы «независимости», на которой настаивали представители Южной Африки и Ирландии, позволила в конечном итоге добиться принятия Вестминстерского Статута.

Период работы либерального правительства М. Кинга в международном аспекте с 1921 по 1930 гг. вполне можно определить как период политики получения и закрепления прав по созданию канадской государственности.

С получением Вестминстерского Статута действия Канады на международной арене стали иметь двойственный характер. С одной стороны, Канада, как «самостоятельный» доминион, могла осваивать новые международные рынки, а с другой стороны, как член «британской семьи наций», по словам канадского консерватора Г. Грина, должна была «выступать от имени одного лица в международных делах»11. Эта двойственность особенно заметно мешала правительству Канады в период Великой Депрессии.

Все же проводимая правительством М. Кинга политика «автономии» позволяла Канаде решать важные задачи: преодолеть экономические протекционистские тиски Британского Содружества, способствовать дальнейшему продвижению экспортных товаров и услуг на мировой рынок и расширению сегмента мирового рынка. Все же, на наш взгляд, экономическая составляющая этой политики была более существенной и ощутимой, в то время как политическая была более осторожной и нейтральной, что нашло отражение в словах видного либерального сенатора Рауля Дандюрана (Raoul Dandurand): «Канада живет в «несгораемом» доме вдали от горючих материалов»12. То есть Канада выдерживала курс «невмешательства» в мировые полити-

ческие процессы, и особенно в европейский процесс поддержки (или ревизии) Версальских соглашений.

Политический курс «автономии» был сформулирован Канадой в ее предложении о внесении дополнения к статье X Устава Лиги Наций, которая устанавливала обязанности членов Лиги защищать территориальную целостность и политическую независимость ее участников. Эта статья носила несправедливый характер, так как она обязывала Канаду участвовать в защите границ, которые она не определяла, и обязывала принимать гарантии, в которых она не нуждалась. Ясно, что изначально канадское предложение не соответствовало целям участников Лиги Наций, и поэтому было отклонено 13.

Чанакский кризис 1922 г. показал серьезность намерений М. Кинга отмежеваться от имперской политики дипломатического единства. Пользуясь тем, что официальное сообщение о том, что доминионы окажут помощь, было опубликовано раньше, чем их правительства дали на это согласие, Кинг выступил с заявлением, что нарушен суверенитет Канады и ее право на принятие самостоятельных решений, а затем объявил об отказе Канады поддержать ближневосточную политику Великобритании.

Канадскую позицию по военным вопросам очень четко выразил ее представитель в Женеве Рудольф Лемье (К^о1рЬе Ьепиеих): «В военных проблемах мы управляем из Оттавы, а не из Лондона; и мы не хотим управлять из Женевы»14.

Следующим шагом к самостоятельной внешней политике стал договор между Канадой и США об охране рыбных промыслов палтуса, заключенный в 1923 году. Хотя договор носил коммерческий характер, подтекст он имел явно политический 15.

В 1925 г. канадское правительство отказалось стать участником Локарнского соглашения.

Этот период в канадской истории отмечен ростом международного авторитета страны и ее внутренним спокойствием, отодвинувшим на задний план противоречия между двумя основными этническими группами: англо-говорящими и франко-говорящими канадцами.

Экономическая составляющая внешней политики этого периода характеризуется экс-

пансией Канады по завоеванию новых рынков. В эти годы произошла переориентация Канады с европейского на североамериканский рынок и с европейского на североамериканское финансирование 16.

Еще с конца XIX в. капитал США стал утверждаться в промышленном секторе канадской экономики, в то время как национальный капитал обосновался в непромышленных отраслях - в торговле, финансах, в железнодорожном строительстве, предприятиях общественного пользования. По сумме своих капиталовложений в Канаде США обогнали Англию уже в 1922 году 17.

Таким образом, период политики «автономии» (1921-1930 гг.), проводимый правительством Макензи Кинга во внешней политике не только дал правовую основу для международной деятельности Канады, но и создал предпосылки для дальнейшего экономического роста в стране.

Внешнеполитическую деятельность вновь сформированного либерального правительства М. Кинга в 1935 г. после пятилетнего перерыва можно характеризовать как политику «собственного выбора», политику, позволяющую «не ввязываться в обстоятельства, запутывающие, усложняющие, приводящие в затруднительное положение»18, и представляющую новый уровень отношений как с метрополией и членами Содружества, так и с остальными державами мира.

Политика «собственного выбора» заключалась, прежде всего, в достижении приоритета «канадских интересов» в области внешней политики над «общебританскими» и диверсификации сложившихся политических и экономических отношений, как в составе Британского Содружества, так и в отношениях Канады с другими странами за пределами Содружества.

Еще в 1935 г. премьер-министр М. Кинг заявил посланнику США в Оттаве Н. Армору

о своем желании избрать американский путь развития, а в апреле 1937 г. заместитель канадского министра иностранных дел О. Скелтон на Имперской конференции заметил, что позицию Канады рекомендуется определять географическим фактором, - «ее удаленностью от Европы и Азии и ее близостью к Соединенным Штатам»19. Это заявление выразило заинтересованность Оттавы в развитии двусторонних связей с Вашингтоном, минуя Лондон.

В надвигающейся новой европейской войне, как по экономическим, так и по стратегическим соображениям, Канада была заинтересована в том, чтобы Англия и Франция удерживали в своих руках контроль над Западной Европой и морскими коммуникациями в Северной Атлантике, через которые канадские товары направлялись в Британию и другие страны. Поэтому перед началом Второй мировой войны М. Кинг неоднократно высказывался о том, что Англии и Франции не следует отступать от политики «умиротворения» агрессора и нужно сделать новые уступки Германии, чтобы сохранить мир. Стремление Канады к построению мирных международных отношений, обеспечению внутренней экономической и политической стабильности, расширению собственного товарного экспорта являлись отличительными чертами этого периода.

В 1935 г. Соединенные Штаты, чтобы предупредить возможное втягивание своей страны в европейские дела, приняли закон о государственном нейтралитете.

Дальнейший рост милитаризма в Европе вызвал ответную реакцию на Североамериканском континенте. Ф.РузвельтиМ.Кингв 1938 г., выступая в Кингстоне, обменялись взаимными обязательствами по защите всего Североамериканского континента от любого агрессора 20. Это выступление положило начало новой геополитической ситуации в регионе.

В том же 1938 г. были проведены трехсторонние переговоры между Великобританией, США и Канадой по новым торговым пошлинам. Канада добилась отмены США Смут-Хоули тарифа (American Smoot-Hawley Tariff of 1930) и обеспечила принятие собственных протекционистских тарифов согласно соглашению с Великобританией от 1932 г. (Ottawa Agreements of 1932), которое обеспечило ей более свободное проникновение на американский рынок.

Следует подчеркнуть, что правительство Макензи Кинга, стремясь к полной независимости страны, делало все, чтобы предотвратить ситуацию, сходную со сложившейся к началу Первой мировой войны, когда Канада была вынуждена автоматически вступить в войну, после того как Англия и Германия оказались в нее втянуты. Правительство Кинга настораживало и то, что Англия решила

ориентироваться в будущей войне как на союзника только на Францию, не привлекая в союзники США. А это означало, что Лондону должно было понадобиться максимальное количество людских и материальных ресурсов от всех своих владений, в том числе и доминионов. Положение Канады становилось двойственным. Опыт участия Канады в Первой мировой войне подсказывал М. Кингу необходимость сохранения в первую очередь внутренней стабильности федеративного союза. Однако было ясно, что будущая война потребует колоссальных усилий и сплочения всех сил Содружества. В этой ситуации Кинг и его кабинет стремились продолжать политику «собственного выбора» при решении многих международных проблем. Достаточно вспомнить об отзыве Канадой своего предложения, высказанного ее представителем Уолтером Ридделлом в Лиге Наций по осуществлению санкций против Италии, которая вторглась в Эфиопию в 1935 году.

Политика «собственного выбора» предполагала, прежде всего, выбор собственных национальных интересов. Так, было ясно, что в случае вступления Великобритании в будущую европейскую войну Канада не останется безучастной, но степень ее участия в каждом конкретном случае определяется парламентом, а учитывая, что либеральное правительство М. Кинга было правительством большинства, Кинг мог надеяться, что его мнение будет определяющим. Начиная с 1936 г. правительство принимало меры, необходимые на случай войны: увеличило военные ассигнования, создало различные управления и комиссии, которые могли быть задействованы в случае необходимости. В это время правительством были приняты мобилизационные планы генерала Эндрю Макнотона (Andrew McNaughton), в которых была заложена основная идея, отвечающая национальным интересам. Она заключалась в том, что Канада сможет послужить союзникам наилучшим образом в том случае, если ее территория и производственные мощности будут использоваться для производства и поставок военного снаряжения, военных материалов и продовольствия.

Политика «собственного выбора» прослеживается у правительства М. Кинга и на

начальном этапе Второй мировой войны 21. После вступления германской армии в Польшу 7 сентября 1939 г. было созвано экстренное заседание парламента. В короткой тронной речи правительство просило «полномочий для организации обороны Канады и приложения усилий по сотрудничеству в вопросе использования мирных средств в урегулировании международных споров»22. В этой речи ничего не говорилось о надвигающейся войне. И только на следующий день, после прошедших дебатов, М. Кинг в своем выступлении признал, что Канада вступает в войну. Предполагаемый вклад Канады в эту войну он определил как оборону Канады, охрану торговых судов и экономическую помощь союзникам. По вопросу воинской повинности он повторил обязательства правительства от ЗОмарта 1939 г., данные им в парламенте: «Настоящее правительство считает, что воинская повинность для заокеанской военной службы не будет необходимым и эффективным шагом. Эта мера не будет вводиться настоящей администрацией»23.

Обращение о вступлении Канады в войну с Германией было принято в субботу вечером,

9 сентября. На следующий день Канада была уже в состоянии войны с Германией.

Принято считать, что задержка с принятием Обращения о вступлении Канады в войну с Германией на стороне Великобритании связана главным образом с желанием правительства М. Кинга дистанцироваться от решения метрополии по этому вопросу, сделав «собственный выбор». При этом не следует забывать, что Канада была связана с Англией военными обязательствами. Так считают Десмонд Мортон, Пьер Бертон, Дональд Крейтон, РД. Френсис, Ричард Джонс, Дональд Смит, Джон Финлей, Д. Ледордэ 24.

Другая точка зрения акцентирует внимание на разрыв в периоде принятия решения о вступлении в войну 3-10 сентября необходимостью для Канады времени на закупку у США достаточного количества вооружения для Англии в условиях действия закона о нейтралитете в Соединенных Штатах. Так считают Дж. Л. Гранатстейн, А. Лоуер, Роберт Ботвелл, Кеннет Макнот 25.

Не оспаривая существующие мнения, все же основной причиной временной задер-

жки принятия Обращения, на наш взгляд, следует считать внутриполитическую обстановку в Канаде. Спектр мнений по вопросам вступления в войну и экспедиционного участия в ней был очень широк. Так, замминистра иностранных дел доктор О.Д. Скелтон считал, что Канада должна оставаться нейтральной. Квебекское правительство Национального Союза Мориса Дюплесси (Maurice Duplessis) имело собственную позицию по вопросу войны и мира, и поэтому спустя 13 дней после объявления войны федеральным правительством, оно было вынуждено уйти в отставку. Квебекская Палата Общин была распущена, а выборы назначены на 23 октября

1939 года. Вопрос войны и мира стал главным вопросом Квебекского парламента. Правительство Онтарио Митчелла Хепбурна (Mitchell Hepburn), напротив, критиковало правительство М. Кинга за медлительность и нерешительность действий по вступлению в войну на стороне Великобритании и внесло резолюцию в законодательный орган, осуждающую действия правительства по ведению войны. Учитывая также выступления парламентской оппозиции доктора Маниона (Manion) по ведению войны и его призывов по созданию правительства национального единства, следует признать внутриполитическую обстановку определяющей в действиях правительства М. Кинга 26.

Перед предстоящими весенними выборами в Парламент правительство М. Кинга все свои шаги делало очень осторожно и взвешенно. Поэтому неслучайно 26 марта 1940 г. на федеральных выборах в парламент вновь победили Либеральная партия и ее лидер М. Кинг 27.

Таким образом, период политики «собственного выбора» (1935-1939 гг.), проводимый правительством Макензи Кинга во внешней политике, четко определил национальные интересы в предвоенные годы и дату вступления Канады во Вторую мировую войну.

Внешнеполитическую деятельность правительства М. Кинга с начала 1940 по сентябрь 1941 гг. можно характеризовать как период политики «первого союзника»28. Для Канады этот период был не только самым сложным, но и двойственным в проведении международной политики. С одной стороны, Канада без колебаний проводила политику «первого союз-

ника» Англии, а с другой она продолжала политику переориентации во взаимоотношениях, развития как политического, так и экономического взаимодействия с США, кроме того, в этих отношениях она брала на себя роль посредника, своего рода «моста» между Англией и США. В течение 1940 г. Канада осуществляла свою посредническую роль по выработке Соглашения о передаче Англии американских эсминцев в обмен на предоставление британских баз Соединенным Штатам.

Когда по просьбе Англии Канада 23 мая

1940 г. направила ей в помощь все имевшиеся у нее эсминцы (4 единицы), канадский премьер-министр М. Кинг счел необходимым информировать Вашингтон о «критической ситуации», то есть о вероятности вторжения вермахта на Британские острова с тем, чтобы США могли подготовиться «к защите североатлантического побережья»29.

17 августа 1940 г. на основании Огденс-бургского соглашения между Соединенными Штатами, находящимися в условиях «нейтралитета», и Канадой было создано Постоянное Совместное Управление по Обороне [Permanent Joint Board on Defence (PJBD)].

К июлю 1940 г. только Англия противостояла Германии30. Как долго Англия могла противостоять ей - было неясно, поскольку немецкий люфтвафе сбрасывал бомбы на британские аэродромы, оборонные отрасли промышленности и на гражданское население. Последовавшая за этим «Битва за Англию», предопределила действия правительства Канады.

После консультации с оппозиционными лидерами правительство решило, что Канада будет сражаться против Германии, пока Англия и Франция, или только Англия останется воюющей стороной. Таким образом, Канада определила себя «первым союзником» Англии в этот период. Под «первым союзником» понималась не только помощь имеющимися людскими ресурсами и военной техникой, но и организацией военного производства на территории Канады. 9 апреля 1940 г. было создано министерство военных снаряжений и поставок под руководством Кларенса Д. Хоу, который продолжал мобилизовывать ресурсы страны, осуществляя устойчивый поток всей боевой техники и материалов в условиях ограниченного количества населения Канады.

С первых лет войны Канада стала превращаться в важнейший арсенал Великобритании. В стране развернулось производство танков, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов, военных самолетов. Строились торговые суда, военные корабли, в том числе эсминцы. Выпускались радиолокаторы, взрывчатые вещества и другая военная продукция. Большое значение для союзников имели поставки из Канады грузовых автомобилей армейского образца, стратегических материалов, прежде всего алюминия и никеля 31.

В то же время, «политика первого союзника» никак не была альтруистской. Примером тому является Гайд-парковское соглашение (Hyde Park Agreement) от 20 апреля 1941 г. между Канадой и США, по которому Канада стала принимать «непрямое» участие по Ленд-лизу между США и Англией. Особую роль в решении вопроса не прямого участия Канады по Ленд-лизу принадлежит Макензи Кингу. Он своей «тихой дипломатией» (quiet diplomacy) смог не только обеспечить полную занятость населения, но и использовать финансовые средства на своей территории и не остаться должником по Ленд-лизу после окончания войны 32. С другой стороны, Гайд-парковское соглашение позволяло Канаде осуществлять сразу три функции «первого союзника».

Во-первых, организовать небывалое военно-промышленное производство на территории Канады. Во-вторых, выступать посредником в решении военно-экономических вопросов ме^ду США и Великобританией. И, в-третьих, в условиях «нейтралитета» втягивать США в военнополитический Северо-Атлантический союз.

Такая внешнеполитическая активность Канады между двумя великими державами не совсем соответствовала представлениям Великобритании о месте ее доминиона на международной арене. Последовавшее 20 августа

1940 г. соглашение между США и Великобританией о передаче последней пятидесяти эскадренных миноносцев в обмен на аренду на 99 лет английских баз в Исландии, Бермудах и Ньюфаундленде игнорировало канадские интересы и переводило Канаду в категорию «младшего союзника»33. А вступление 7 декабря

1941 г. США во Вторую мировую войну и создание антигитлеровской коалиции окончатель-

но закрепило Канаду как «младшего союзника» среди великих держав 34.

Таким образом, можно считать, что период политики «первого союзника» добровольно взятый на себя Канадой, закончился по инициативе Великобритании к концу 1941 года.

Новая политика «младшего союзника» позволяла Канаде, находясь среди великих держав, не проводить всеобщую мобилизацию и не втягиваться всеми имеющимися ресурсами в европейский военный театр, не вести самостоятельно боевые действия (а только в составе британских вооруженных сил), использовать трудовой потенциал для наращивания военно-экономической мощи, сохранять внутреннее единение нации. По словам самого М. Кинга, эта политика была «предначертанием свыше»35.

В конце августа 1941 г. состоялась встреча У. Черчилля с Ф. Рузвельтом на борту корабля «Принц Уэльский» у берегов Ньюфаундленда по вопросу расширяющейся японской агрессии. Макензи Кинг на эту встречу приглашен не был 36.

Канада безоговорочно признала «примат» союза США и Англии, согласившись на менее значительную роль для себя, хотя следует признать, что США не торопились отправлять свой воинский контингент в Европу 37. Канадский историк Десмонд Мортон справедливо считает, что «сила двух супердержав (имея в виду СССР и США. - С. И.) была еще не очевидной в 1942 г., в то время как «Великобритания испытывала самые ошеломляющие бедствия от войны»38.

Находясь на положении «младшего союзника» с осени 1942 г. правительство М. Кинга начинает принимать усилия по включению Канады в послевоенное строительство международных отношений. Для этого была назначена королевская комиссия под председательством доктора Сирила Джеймса, (экономиста из Макгилловского университета) по изучению проблем послевоенного восстановления, особенно в области международной торговли и создания нового лучшего мирового порядка.

В декабре 1942 г. М. Кинг провел переговоры с Ф. Рузвельтом в Белом доме по вопросу послевоенного устройства в Европе и мире, в дальнейшем основные позиции аме-

риканского президента Кинг изложил на Военном комитете.

Планирование внешней политики правительством М. Кинга получило развитие в 1943 г. под влиянием коренного перелома в ходе войны в пользу антифашистской коалиции и изменения отношения общественнополитических кругов Канады к участию в международных организациях. Так, важность создания широкой системы сотрудничества в рамках Объединенных Наций подчеркивалась участниками конференции Канадского института международных отношений, проведенной в Гамильтоне в мае 1943 года 39.

22 мая 1943 г. в английском посольстве в Вашингтоне У. Черчилль высказал свой вариант плана послевоенного мироустройства, предусматривавший создание трех региональных советов, с намерением поручить Канаде представительство интересов Англии в проектируемом «совете Западного полушария»40.

Отношение Канады к английскому предложению было скорее отрицательным. Канада видела свою роль в послевоенных международных отношениях в участии во всемирной организации Содружества Наций как лидера средних держав.

Введение закона о военных ассигнованиях Канады от 20 мая 1943 г. было вызвано необходимостью закрепления Канады на послевоенных международных рынках и ослабления американской программы Ленд-лиза, которая безусловно способствовала дальнейшей широкой международной экономической экспансии монополий США.

Официальная точка зрения Канады на послевоенное устройство мира была публично высказана М. Кингом незадолго до англоамериканской конференции в Квебеке, состоявшейся 14-24 августа 1943 года.

9 июля, выступая в парламенте, он сказал, что еще до победы «концепция Объединенных Наций должна воплотиться в какой-либо форме международной организации» и предложил функциональный принцип (“functional principle”) представительства в этой организации. Функциональный принцип ранжировал государства по их вкладу во время Второй мировой войны и сохранения мира, участия в мировой торговле и сотрудничестве между государствами. Функциональный прин-

цип отвечал интересам стран среднего ранга, закреплял их особый статус. Канада претендовала на роль лидера в этой группе стран.

Для расширения своего влияния на мировом рынке правительство М. Кинга создало отдел планирования экспорта, которому поручалась разработка методов закрепления наиболее ценных внешних рынков. «Целью номер один» государственного экспортного регулирования стало восстановление конкурентоспособности английского рынка. Объем канадского экспорта в Англию за годы войны утроился; наивысшие показатели были отмечены в 1944 году. В дальнейшем, однако, расчеты на английский рынок не оправдались. Англия вышла из войны должником североамериканского доминиона: за счет канадского займа 1942 г. и расходов по плану подготовки летчиков Содружества. Ее задолженность к июню 1945 г. выросла почти до 1 млрд. долл. Сверх того, Англия была вынуждена продать на такую же сумму принадлежавшую ей часть канадских ценных бумаг; доход от них в 1945 г. по сравнению с 1939 г. упал с 80 млн до 55 млн долл.41

Таким образом, политика «младшего союзника» позволила Канаде не только достойно участвовать в завершении Второй мировой войны, но и определить свое место в послевоенном мироустройстве.

С января 1944 г. внешнеполитическую деятельность Канады можно характеризовать как период политики «ведущей державы»42. Начало этого периода связано с выступлением М. Кинга в ответ на речь лорда Галифакса, произнесенную в Торговой палате Торонто. Будущий посол Великобритании в США в своей речи высказал утверждение, что послевоенный мир будет зависеть от равновесия сил среди «большой четверки», а потому Канаде следует присоединиться к Великобритании для создания дипломатического и военного блока 43.

М. Кинг публично представил понимание Канадой своего места в послевоенном мире не в Британском блоковом содружестве, а в равноправной Организации Объединенных Наций, где лучший путь достижения мира должен устанавливаться не балансом сил великих держав, а, напротив, сохраняться системой, «твердых обязательств» («firm commitments») всех присоединившихся миролюбивых госу-

дарств. Концепцию лорда Галифакса М. Кинг отверг по трем основаниям: она представляет опасность для мира в целом, может навлечь беду на Канаду и она непригодна для использования в существующей конструкции Британского Содружества 44.

Весной 1945 г. на конференции в Сан-Франциско канадская делегация выступила в роли теоретика средних держав (middle powers), используя свой «функциональный принцип» для расширения их влияния и защиты интересов, считая, что эти государства своей деятельностью уже доказали свою состоятельность в международных делах. Представители Канады заявили о том, что эта категория стран готова и способна взять на себя ответственность в решении международных вопросов, что использование их в работе ООН было бы полезно для достижения целей этой организации.

В рамках теории средних держав М. Кинг ввел новое понятие - «вторичные державы со всемирными интересами» (“secondary powers with world-wide interests”).

По мнению М. Кинга, эти державы должны:

- во-первых, обладать правом проходить процедуру выборов на непостоянные места в Совете Безопасности (the non-permanent seats in the Security Council);

- во-вторых, своим присутствием ограничивать власть постоянных членов Совета Безопасности по принуждению других государств осуществлять вооруженные операции по поддержанию мира.

Предложения Канады, хотя и с некоторыми изменениями, были приняты учредительной конференцией ООН45.

Несмотря на то, что в конце войны Канада занимала четвертое место в мире по объему международной торговли, а объемы по оказанию финансовой и материальной поддержки Великобритании и странам Европы были сравнимы с объемами, оказанными США, в послевоенный период ей не удалось войти в круг великих держав. Проведение своей международной политики в послевоенном мире, как лидера среди средних держав, имея населения около 12 млн человек - было амбициозной задачей правительства М. Кинга. Но эту задачу оно успешно выполнило.

С конца Второй мировой войны концептуальной основой внешнеэкономической по-

литики Канады становится либеральный институционализм. В соответствии с этой доктриной устойчивость и открытость международных режимов должны были обеспечиваться не действиями гегемона - будь то США или какая-либо другая страна, - а коллективным руководством, осуществляемым суверенными государствами через многосторонние организации, прежде всего через торговые организации. Международные отношения должны строиться как через международные государственные, так и негосударственные организации.

Именно международные режимы и институты должны облегчать сотрудничество в области торговли, инвестиций, обмена научно-техническими достижениями и удешевлять стоимость совершения внешнеэкономических операций, помогать распространять информацию, создавать механизмы для разрешения споров. Как пишут Роберт Вулф и Джон М. Кертис, Канада «сыграла диспропорционально большую роль»46 в создании и функционировании послевоенной и международной торговой системы, и системы международных отношений в целом, как в плане собственного участия, так и в плане реализации своих инициатив.

Подводя итог рассмотрению вопроса участия Канады в системе международных отношений при правительстве М. Кинга, следует отметить, что Канада сумела достигнуть поставленные правительством М. Кинга стратегических целей.

Она значительно расширила свой сегмент мирового рынка в продвижении экспортных товаров и услуг, вышла из экономических протекционистских тисков Британского содружества, создала приоритеты «канадских интересов» в области внешней политики перед «общебританскими», приобщилась к созданию послевоенного мироустройства и самостоятельного участия в международных организациях, диверсифицировала сложившиеся политические и экономические отношения, как в составе Британского содружества, так и в отношениях с другими странами за пределами Содружества, изменила свой статус в международном ранжировании государств и определила свое место и свою роль в системе послевоенных международных отношений.

Именно в годы «эпохи М. Кинга» были заложены основы канадской международной политики в рамках развития собственной либеральной традиции, которые на последующие годы определили «лицо Канады» на международной арене.

«Политическое долгожительство» М. Кинга разрушило надежды четырех консервативных лидеров подряд на создание консервативного правительства. Он занимал должность премьер-министра больше, чем любой другой британский премьер-министр. После У. Лорье Макензи Кинг дважды вновь воссоздавал Либеральную партию, которая в большой степени была детищем его собственного политического гения; и, конечно, это было естественно для него, чтобы поверить, что, если будущее его партии будет уверенным, будущее Канады будет обеспечено. Истинный представитель своего времени, он, как и Лорье, был абсолютно уверен в возможностях либерализма и поэтому кропотливо и настойчиво продолжал строительство канадской либеральной традиции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Предпосылки создания канадской неолиберальной модели развития в эпоху глобализации / Канадские тетради: Сб. материалов научно-практического семинара. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. Вып. 2. С. 18-28.

2 Вопросы строительства канадской государственности нами рассмотрены в статье: Гражданское общество и государство Канады в период деятельности либерального правительства М. Кинга 20-х годов XX века / Канадские тетради: Сб. материалов научнопрактического семинара. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. Вып. 3. С. 86.

3 Версальский мирный договор доминионы подписали не в порядке алфавита, а как группа стран Британской империи.

4 Согласно резолюции А 9, принятой 16 апреля 1917 г., Канада пыталась проводить свою линию в Комитете по территориальным изменениям, работавшем под руководством Керзона, где были поставлены вопросы по ряду территориальных притязаний. Они касались приобретения у датского правительства Гренландии, «аляскинского коридора», присоединения к доминиону двух островов - Сен-Пьер и Микелон. Когда выяснилось, что эти требования не будут удовлетворены, Борден выступил с критикой тезиса о расширении границ британской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

колониальной империи после окончания войны (См.: Унгли Ф.Г. Канада и переход к содружеству наций: англо-канадские отношения 1917-1926 гг. II Зарубежные концепции истории Канады. Реф. сб.: В 2 ч. Ч. 2. М.: АНСССРИНИОН, 1979. С. 142).

5 В октябре 1919 г. Сэр Роберт Борден отправил дипломатическую депешу лорду Милнеру, в министерство по делам колоний, в которой он настаивал на распоряжении о назначении канадским правительством министра по внешним сношениям в Вашингтон, в состав Британского посольства, для того чтобы Канада могла напрямую взаимодействовать с США. Это предложение было в конечном счете согласовано с британским правительством с оговоркой, что предложенный министр сможет занимать место посла при его отсутствии. Хотя об этом решении было сообщено в канадском парламенте

10 мая 1920 г., назначение такого министра в период правления консервативного правительства не производилось (See: Lebourdais D.M. Nation oftheNorth. Canada since Confederation. Toronto: Methuen and Co. LtD, 1953. P. 200).

6 Насколько важными М. Кинг считал международные отношения, говорит тот факт, что в свои первые выборы 1921 г. в Канаде, не имевшей государственного статуса, премьер-министр уполномочил себя министром иностранных дел, а заммини-стром - О.Д. Скелтона, который находился на этой должности до своей смерти в 1941 году.

7 Соков И.А. «Дело Кинга-Бинга»: новые аспекты II Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 4.4. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 19-29.

8 Этот устав воплотил старый принцип, что колониальный законодательный орган был низшим по отношению к британскому Парламенту и повторял старый принцип, что колониальный устав, который находился в противоречии с британским парламентским актом, простирающимся на рассматриваемую колонию, был недействителен вплоть до конфликта (See: Greighton D. A History of Canada: Dominion of the North. Boston: Houghton Mifflin Company, 1958. P. 183).

9 Филипп Рой был назначен послом во Франции в 1928 г., а Герберт Мередиу Марлер - в Токио в 1929 году.

10 С 1880 г. Канада имела своего представителя в лице Верховного комиссара в Лондоне. После Имперской конференции 1926 г. уже Великобритания считала необходимым иметь своего представителя в Оттаве, Кейптауне и Канберре. Начиная с 1928 г. она начала посылать верховных комиссаров в эти доминионы.

11 LingardC.C., Trotter R.G. Canada in World Affairs: September 1941 to May 1944. Toronto, 1950. P. 252.

12 Поздеева Л.В. Канада в годы второй мировой войны. М.: Наука, 1986. С. 267.

13 На Генеральной Ассамблее в 1922 г. Лапо-инт предложил следующее дополнение к Статье X: “no member shall be under obligation to engage in any act of war without the consent of its parliament, legislature or other representative” (никакой член согласно обязательству не должен участвовать в любых военных действиях без согласия его парламента, законодательного органа или другого представителя). При голосовании 29 стран проголосовали «за», 22 - воздержались, и один представитель голосовал против (See: Lebourdais D.M. Op. cit. P. 235).

14 McNaught K. The Pelican History of Canada. Markham: Penguin Books Canada Ltd., 1976. P. 259.

15 «К моменту его подписания в правительстве Кинга окончательно сложилось мнение, что, поскольку договор носит двусторонний характер, под документом должна быть лишь подпись канадского представителя и отсутствовать всегда до того времени обязательная вторая подпись представителя Великобритании, в данном случае английского посла в Вашингтоне. На это канадское предложение британское министерство иностранных дел ответило отказом. М. Кинг остался непреклонен в своем решении. Более того, он прибегнул к демаршу. Кинг заявил, что, в случае отказа Англии согласиться на предложенную процедуру подписания договора, канадское правительство рассмотрит меры по назначению независимого от Англии дипломатического представителя в Вашингтоне Английское правительство вынуждено было выбрать «меньшее из двух зол», и 2 марта 1923 г. министр рыболовства Канады Ларуант поставил в Вашингтоне единственную подпись под договором о рыбных промыслах палтуса» (См.: Унши Ф.Г. Указ. соч. С. 149).

16 Бородаевский А.Д. США и Канада: региональный хозяйственный комплекс. М., 1983. С. 30.

17 Safarian А.Е. Foreign Ownership ofCanadian Industry. Toronto, 1966. P. 7.

18 М. Кинг в части своей работы в качестве министра иностранных дел ввел специальный термин - “no entanglements” (никаких запутанностей) в отношениях с метрополией (See: Lebourdais D.M. Op. cit. P. 237).

19 Поздеева Л.В. Указ. соч. С. 152.

20 Рузвельт сказал в Кингстоне: «Доминион Канада является частью дружеских отношений Британской империи. Я даю вам гарантию, что народ Соединенных Штатов не будут стоять праздно, если существованию канадской территории будет угрожать любая другая империя» (See: Lebourdais D.M. Op. cit. P. 239).

21 Преданность Кинга Англии не всегда простиралась на англичан (See: Morton D. Canada and War. A Military and Political History. Toronto: Butter-worths, 1981 P. 106).

22 The Speech from the Throne. September 7, 1939 Hansard.

23 March 30, 1939 Hansard.

24 Morton D. A Short Story of Canada. Toronto: McClelland & Stewart, 1997. P. 216; Berton P. Marching as to War: Canada’s Turbulent Years. 1899-1953. Toronto: Doubleday Canada, 2001. P. 320; Greighton D. Op. cit. P. 507; Fransic R.D., Jones R., Smith D., Destinies: Canadian History since Confederation. Toronto: Nelson Thomson Learning, 2000. P. 318; Finlay J.L. The Structure of Canadian history. Scarbough: Prentice-Hoil Aliyn and Bacan Canada, 1997. P. 393; Lebourdais D.M. Op. cit. P. 201.

25 Granatstein J.L. Canada’s war. The politics of the Makenzie King government. 1939-1945. Toronto: Oxford university press, 1975. P. 14-21; Lower A.R.M. A Colony to Nation. Toronto: Longmans, Green and Company, 1957. P. 549; Bothwell R. Our Century: the Canadian journey. Toronto: McArtur & Company, 2000. P. 112; McNaught K. Op. cit. P. 262.

26 Курс Кинга был извилист частично из-за его природного политического стиля, частично из-за глубоких расовых и классовых подозрений, с которыми он должен был иметь дело (See: McNaught К. Op. cit. P. 260).

27 Им нравилась Либеральная программа за ее умеренность, ее сдержанный здравый смысл, ее представительную достаточность и ее заверения в отсутствии крайностей (See: GreightonD.Op.cit. P.516).

28 “Britain’s chief ally” или “Great Britain’s principal ally” - термины, используемые канадскими историками.

29 Public Archives of Canada. Minutes and Documents of the Cabinet War Committee, 1940, May 24. Vol. 1; Поздеева Л.В. Указ. соч. С. 154.

30 Генерал Макнотон написал генералу Диллу, новому главе имперского генерального штаба: «Дания и Норвегия побеждены. Бельгия и Нидерланды оккупированы и разоружены. Франция, самая гордая и великая из всех них объективно капитулировала. И никакие новые нации, большие или малые не выступят вперед со своими вооруженными силами компенсировать частично потери и неудачи тех губительных двух месяцев. Весь мир наблюдал с враждебностью, или безразличием, или вежливым беспокойством, немного обостренным предчувствием; и никто очевидно не желал или не смел присоединяться к конфликту в этой черной глубине его удач» (See: Greighton D. Op. cit. P. 518).

31 Унгли Ф.Г. Указ. соч. С. 179.

32 Lebourdais D.M. Op. cit. P. 246.

33 Когда в марте 1941 меры для передачи баз были завершены, Канада была приглашена участвовать просто как наблюдатель. Ее интерес в Ньюфаундленде был полностью проигнорирован в формальном соглашении. И его включение долго обсуждалось, но благодаря канадской настойчивости в протокол было добавлено, несколько неубедитель-

но, что «защита Ньюфаундленда является составной особенностью канадской схемы обороны», и что в период американского использования баз канадские «интересы (что касается обороны) будут полностью уважаться» (See: Greighton D. Op. cit. P. 524).

34 «a junior partner in the Anglo-American-Russian alliance» - термин, используемый канадскими историками

35 Поздеева Л.В. Указ. соч. С. 182.

36 Эти две великие державы, очевидно, были совершенно способны к разговору друг с другом, и с некоторым успехом без хороших учреждений самозваного «переводчика» и «посредника». Канадцы, которые обладали серьезным основанием быть здравыми в отношении того факта, что они являлись единственной воюющей стороной в Западном полушарии, и которые почти подошли к тому, чтобы верить в необходимые инструменты англо-американского сотрудничества, были понятно задеты этим резким исключением (See: Greighton D. Op. cit. P. 526).

37 «...основной союзник в сопротивлении Британского Содружества Наций, обнаружил, что она (Канада. - С. И.) внезапно стала покорным сателлитом Большой Тройки» (See: Ibid. P. 527).

38 Morton D. A short history of Canada. University Avenue Toronto, Ontario, 1997. P. 221.

39 Поздеева Л.В. Указ. соч. С. 272.

40 Pickersgill J.W. The Mackenzie King Record. Toronto, I960. Vol. 1:1939-1944. P. 510.

41 Там же. С. 196.

42 a «principal» power - термин, введенный канадским ученным Стефаном Макбриджем (McBridge, Stephen).

43 Hilliker J. Canada’s Department of External Aflrairs. Vol. 1: The Early Years 1909-1946. Montreal; Kingston: McGill-Queen’s University Press, 1990. P. 302.

44 Свою речь М. Кинг закончил словами: «Могла ли Канада, расположенная географически между Соединенными Штатами и Советским Союзом, и в то же самое время являющаяся членом Британского Содружества, одновременно оказывать поддержку подобной идеи?» (See: Documentary Problems in Canadian History. Vol. II: PostConfederation / Ed. by J.M. Bomsted. Georgetown: Irwin-Dorsey, 1969. P. 299).

45 Средние державы получили сменяемое представительство в Совете Безопасности ООН. Выборы непостоянных членов Совета стали проводиться с учетом «географического фактора». Страны, выделяющие воинский контингент в распоряжение ООН («голубые каски») могли участвовать в решении Совета по их использованию.

46 Wolfe R., Curtis J.M. Providing Leadership for the Trade Regime II Canada Among Nations. Toronto, Ontario: University Toronto Press, 1999. P. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.